Паспорт программы
Основания для разработки программы
«Лето-2022»
-Конституция РК
- Закон РК “Об образовании”
- Конвенция о правах ребенка
Директор школы
Горбунова Любовь Васильевна
Почтовый адрес, телефон, факс, электронный адрес образовательного учреждения
1. Проспект: Сакена Сейфуллина-8
2.Тел., факс: 8-7212 4152513.
3.электронный адрес: sch83@kargoo.kz
Система организации контроля над исполнением программы
Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и зам. директора по воспитательной работе.
Участники программы
Начальники лагеря
Педагоги – воспитатели
Учитель физического воспитания, медицинский работник.
Обучающиеся с 6 до 11лет
Сроки проведения
Тип смены
Сезоны пришкольных лагерей (10 рабочих дней):
1 сезон: с 01.06 по 14.06. 2022 (2 дня на санобработку);
2 сезон: с 17.06 по 30.06.2022 года (2 дня на санобработку);
3 сезон: с 04.07. по 15.07.2022 года (2 дня на санобработку);
4 сезон: с 19.07. по 01.08.2022 года
Пояснительная записка
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Досуг, игры побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.
Исходным для нас стало положение о том, что каникулы – свободное от учебы время – это личное время ребенка, которым он имеет право распорядиться, а содержание и организация этого времени – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь взрослых неоценима. Именно в свободное время ребенок имеет большие возможности стать организатором, активным участником социально значимой деятельности. Как субъект деятельности он ставит задачи, избирает пути и средства их решения, то есть происходит развитие самостоятельной личности, ее взросление и социальная ориентация.
Летняя пришкольная площадка (без питания), с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
В июне-июле 2022 года для учащихся планируется провести 3 смены в летней пришкольной площадки, который будет функционировать в КГУ «ОШ им.Г.Мустафина» Предполагая за три смены оздоровить порядка 200 учащихся. Возраст детей от 6-11 лет. Продолжительность смены 10 дней. Планируется, что летнюю пришкольную площадку будут посещать дети из семей с малым достатком, опекаемые, дети – сироты.
Центром воспитательной работы является ребенок и его стремление к реализации.
Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. При планировании мероприятий детям предоставляется возможность вносить предложения, отстаивать их, выбирать, а затем воплощать в жизнь.
Режим соответствует обычному распорядку летних пришкольных лагерей.
Идея программы – организация безопасного и эффективного отдыха, системы социально-педагогической помощи и психологического сопровождения, дифференцированных в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей и подростков всех категорий во время летних каникул.
Актуальность данной программы мы видим в создании педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, в максимальном внимании развитию личности ребенка, раскрытию его способностей на основе удовлетворения интересов неудовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных).
Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.
Программа рассчитана на детей 6-11 лет
Срок реализации - 10 дней I смена, 10 дней II смена, 10 дней II смена.
Цель программы
- Создание условий для активного отдыха и оздоровления детей и подростков, приобретения ими в каникулярное время социально-положительного опыта, развития социальной активности, интеллектуально – творческого потенциала, охраны и укрепления здоровья, нравственного, туристско-краеведческого и военно-патриотического воспитания.
- Оказание психологической и социально-педагогической поддержки детям и подросткам из малообеспеченных семей, из замещающих семей, находящихся под особой защитой государства, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Основные задачи программы:
1.Создание условий для организованного отдыха детей.
2.Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию.
3.Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
4. Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
5.Развитие потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество.
6.Формирование положительного отношения родителей к работе органов школьного самоуправления и привлечение их к участию в этой деятельности.
7.Развитие у учащихся потребности в самовоспитании экологической культуры, обеспечения собственного экологического благополучия, оздоровление и физическое развитие участников лагеря, привитие навыков полезного труда.
8.Формирование у воспитанников осознанного отношения к родному краю через познание истории малой родины.
9.Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
10.Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
11.Привитие навыков здорового образа жизни.
Принципы:
Программа летней оздоровительной площадки «Балдырған» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря.
2. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
- Безусловная безопасность всех мероприятий
- Учет особенностей каждой личности
- Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
- Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности пришкольной площадки.
- Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
- Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
- Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
- Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне
Направления и виды деятельности
- Художественно - творческое направление
- Трудовая деятельность
- Физкультурно-оздоровительная деятельность
- Эстетическое направление
- Досуговая деятельность
- Кружковая деятельность
Физкультурно – оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
- Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- Выработка и укрепление гигиенических навыков;
- Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
- Утренняя гимнастика (зарядка)
- Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.
- Подвижные игры на свежем воздухе
- Эстафеты (различные спортивные игры «Веселые старты»)
- Тематический день
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
- Пробуждать в детях чувство прекрасного;
- Формировать навыки культурного поведения и общения;
- Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
- Посещение театров, кинотеатров, музеев;
- Конкурсы: « Минута Славы», «Самый, самый»
- Конкурс оформления отрядных уголков.
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
- Изобразительная деятельность (оформление газеты)
- Конкурсные программы
- Творческие конкурсы
- Игровые творческие программы
- Концерты
- Творческие игры
- Праздники
- Выставки, ярмарки
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
- Самообслуживающий труд;
Бытовой труд ребенка включает в уход за одеждой и обувью , уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.
Дети привлекаются к самообслуживанию в студиях, секциях, кружках, в которых они занимаются.
Досуговая деятельность
Задачи досуговой деятельности:
- Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
- Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
Развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Кружковая деятельность
Важным направлением воспитательной работы является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
- изучение интересов детей;
- презентация кружков на линейке в начале смены
- ознакомление детей с режимом работы кружков;
- самоопределение детей и запись их в кружки;
- деятельность ребят в кружках;
- текущее отражение результатов деятельности детей;
- подведение итогов работы кружков в конце смены.
Условия реализации программы.
Нормативно-правовые условия:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией РК
- Законом РК «Об образовании»;
Материально-технические условия предусматривают:
- Спортивный зал, спортивные площадки, стадион
- Библиотека
- Компьютерный зал
- Телевизор
- Музыкальный центр
- Методическая литература
- Столовая
- Медицинский пункт.
- Создание оптимальных условий для проведения разнообразных мероприятий;
- Призы и награды для стимулирования.
Функциональные обязанности сотрудников лагеря.
Начальник летней оздоровительной площадки:
- организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;
- обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
- оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;
- руководит работой педагогического и вспомогательного персонала
Воспитатель:
- обеспечивает реализацию плана работы;
- обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
- несет материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.
Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
- коллективные творческие дела
- творческие мастерские
- индивидуальная работа
- тренинги
- деловые и ролевые игры
Основные формы реализации программы
Летняя оздоровительная площадка «Балдырған»- это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
Выбор содержания программы, форм, методов работы ведётся с учётом контингента детей, возможностей всех участников программы, её организаторов. В основе программы – ролевая игра.
Игра – это воображаемая или реальная деятельность, организованная для создания ситуации адаптации раскрепощения в момент обучения и воспитания. Деятельность детей и подростков в рамках отведённой роли в игре, её цели. Роль ребёнка может быть как исполнительской деятельной, так и созидательной или созерцательной. Роль педагога может быть различной: организатора (участника) или наблюдателя (консультанта)
Игра предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- релаксационные занятия.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Активные методы работы различаются между собой как по своим целям и задачам, так и по степени их «приближенности» к личности. Наиболее глубоко проникающим в личностно-значимые сферы деятельности участников групповой работы является социально-психологический тренинг.
Этапы реализации программы.
- Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольной летней оздоровительной площадки , начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольной летней площадки
«Балдырған»
- подготовка методического материала для работников ;
- отбор кадров для работы на пришкольной площадке ;
- составление необходимой документации (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
- Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы «Лето-2022»
- формирование органов самоуправления,
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
- Основной этап смен:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел.
- Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летней площадки.
ВОЗМОЖНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Факторы окружающей среды: плохая погода, дождь;
Заменить мероприятием без выхода на улицужара, палящее солнце;
Защита головы от солнечного удара, питьевой режим. Не позволять длительное время, находится на открытом солнце;
Клещевая опасность;
Не планировать походов и выездов в лес;
Нарушение правил дорожного движения;
Беседы, лекции, практические занятия по предупреждению и профилактике ППБ, ПТБ,ПДД;
Травмы и ушибы;
Предупреждение и профилактика;
Иметь средство для дезинфекции ссадин и ран, порезов;
Помощь медицинского работника;
Разъяснительные беседы о необходимости соблюдения режима дня;
Кишечные инфекции;
Постоянное мытьё рук после прогулок, посещения туалета.
Беседы медицинского работника по теме.
Отсутствие воды.
Запас питьевой воды;
Профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев.