Финансовая неделя
Коммунальное государственное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 83 им. Г. МустафинаПознавательная игра «Что такое деньги?»Деловая игра "Карманные деньги".
Классный час для учащихся 10-11 классов в форме дискуссии деловой игры
по теме «КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ»
Цель:
1. Формирование представления о карманных деньгах, как неотъемлемой части жизни. 2. Понимание основных принципов обращения с деньгами. 3. Формирование представлений о семейном бюджете, принципах его ведения, доходах и расходах. 4. Формирование понимания разницы между необходимыми тратами, и теми, от которых можно отказаться.
5. Воспитание уважительного отношения к деньгам, труду.
Ход классного часа:
1.Орг.момент. Сообщение темы и цели классного часа
2.Актуализация опорных знаний.
I часть – дискуссия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно всех вас видеть. Сегодня, ребята, мы рассмотрим, на мой взгляд, очень интересную и актуальную тему для всех нас – карманные деньги. И первая часть классного часа на эту тему пройдет у нас в форме дискуссии, или как ее сейчас модно называют на телевидении, в форме ток-шоу. Ребята, а какие ток-шоу на сегодняшний день вы сами любите смотреть по телевизору?
Участники: ( ответы учеников)
Ведущий: Я вижу, что вы прекрасно осведомлены о всех популярных ток-шоу и конечно знаете, что любое ток-шоу имеет определенные правила, которых должен придерживаться каждый из участников. Ребята, кто из вас знает и может назвать какое-либо правило?
Участники: Пытаются вспомнить и сформулировать правила ведения дискуссии (ток-шоу).
Ведущий: Спасибо, уважаемые участники, вы назвали почти все основные правила. А теперь вы внимательно меня послушаете, а я еще раз полностью зачитаю правила ведения дискуссии:
1. уважением относиться друг к другу;
2. чтобы высказаться – поднимаем руку;
3. порядок выступлений участников определяет ведущий;
4. свое мнение, позицию аргументировать фактами, примерами;
5. признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое особенное мнение;
6. обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.
Ведущий: Итак, уважаемые участники мы начинаем наше ток-шоу. Как вы думаете, нужны ли человеку деньги и если да – то зачем?
Участники: Деньги нужны нам, чтобы платить за товар (продукты питания, одежда, косметика, лекарства и др.), различные услуги (парикмахерские, химчистки, автомойки и др.), а также развлечения (дискотеки, компьютерные клубы, кино, музеи, театры и др.)
Ведущий: Действительно, как мы видим, нашу жизнь невозможно представить без денег. А где взрослые люди, по вашему мнению, берут деньги?
Участники: Деньги можно получить разными способами: взять в кредит, одолжить, заработать, выиграть, случайно найти, украсть или ограбить, напечатать, получить в наследство.
Ведущий: Конечно, уважаемые участники, все названные вами способы получения денег имеет место в нашей жизни. Но многие из них нечестные и противозаконные, и мы не будем им уделять особое внимание. А лучше остановимся на честном способе - заработать деньги, что, безусловно, делают ваши мамы и папы, чтобы обеспечить жизнь вашей семьи. И часть этих заработанных денег, так называемого семейного бюджета, попадает и к вам. Эти деньги мы можем назвать карманными, вы согласны?
А сейчас поднимите, пожалуйста, руку те, кто считает, что карманные деньги необходимы школьнику (участники голосуют).
Итак, мы видим, большинство участников нашего ток-шоу выступили за то, что карманные деньги необходимы школьнику, однако среди нашей аудитории есть и те участники, которые придерживаются иной точки зрения. Именно они составят так называемую оппозицию, то есть постараются убедительно доказать свое мнение, на что другая группа участников – их оппоненты постараются аргументировано доказать свое (аудитория делится на две подгруппы).
Итак, уважаемые участники, я предлагаю вам для обсуждения первый вопрос: может ли старшеклассник самостоятельно и честно заработать себе деньги?
Участники: Ведется обсуждение данного вопроса.
Далее ведущий задает следующие вопросы: необходимо ли согласие родителей в решении вопроса о работе старшеклассника?
Можно ли обойтись без карманных денег?
Каков их минимум?
На что лучше потратить имеющиеся деньги?
Ведущий: Уважаемые участники, я думаю первая часть посвященная обсуждению такой актуальной темы как «Карманные деньги», прошла очень успешно. Вы показали хорошие умения в ведении диалога, умении слушать и принимать другую, отличную от вашей точку зрения. И я думаю, вы сами для себя узнали много нового и интересного.
Теперь мы переходим ко второй части, практической.
Деловая игра «Деньги всюду»
Материал предоставлен в виде презентации и раздаточных листов
Игра состоит из 6 туров:
1 ТУР “Разминка”
2 ТУР «Ребусы»
3 ТУР “Соответствие”
4 ТУР “Пословицы”
5 ТУР “Денежная гонка”
6 ТУР “Рассыпавшиеся буквы”
Подведение итогов. Рефлексия.
Библиография
1.Алоева А.А. Дети и деньги.- Ростов - на – Дону: Феникс, 2012 г. 238с.
2.Арефьева Т.А. Дети и деньги. – СПб.: Речь, 2014. 245с.
3. Арефьева Т.А. Карманные деньги для ребенка// Психологос. Энциклопедия практической психологии.
4.Бизнес// Детская энциклопедия. №9, 2012.-64 с.
5.Годфри Дж. Как научить ребенка обращаться с деньгами. М.: Добрая книга, 2016. 124 с.
6. Дети и деньги: как в мире дают на карманы // Сегодня .ру, 14 января 2012. URL: http://www.segodnya.ua/
7. Мухина Е.А. Люди и деньги «О роли денег в мировой истории» 2016 г.
8. «Уроки финансового благополучия» (для детей и их родителей) Джейн Перл, 2015
9.Детская энциклопедия « Я познаю мир «Экономика», 2016
(Учащимся представляют три термина: «Родители – Карман - Деньги»)
. Учитель: Как выдумаете, что такое карманные деньги?
- сколько вам нужно денег? - как часто родители должны вам их давать?
- на что их нужно тратить?
Учитель: Прежде чем мы приступить к нашей деловой игре давайте проведем зарядку для ума.
Издавна на Руси было особое отношение к деньгам. Их тратили, дарили, берегли, копили, отдавали в долг. Спустя столетия отношение к ним не изменилось. А вот свою мудрость в денежном вопросе народ выразил в пословицах и поговорках. Некоторые известны нам с детства, а некоторые встречаются крайне редко. Давайте вспомним их.
(Учащимся предлагается закончить пословицы и поговорки)
Не имей сто рублей, а имей сто…….. (друзей).
Копейка рубль бережет, а рубль голову…….. (стережет).
Денежки не рожь, и зимой растут; денежки не лед, и зимой…….. (тают).
Дружба дружбой, а денежки……….. (врозь).
Из чужого кошелька легко…………. (платить).
Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому – и тысяч……… (мало).
Лишние деньги – лишняя……….. (забота).
Не легко деньги нажить, а легко (прожить).
Учитель: Что нельзя купить за деньги?
Ученики Время мудрость друга семью уважение людей здоровье любовь счастье
Учитель: Давайте проверим насколько вы готовы быть финансово-грамотными. Проведём небольшое анкетирование
Тест для учащихся.
1. Представьте, что у вас есть свободная сумма денег. Что вы с ней сделаете?
а) вложу в бизнес, чтобы денег стало ещё больше;
б) открою счёт в банке; в) приобрету вещь своей мечты.
2. Что вы почувствуете, получив дорогой подарок?
а) удовлетворение; б) радость; в) неловкость.
3. Часто ли вы берете в долг деньги у знакомых?
а) никогда; б) редко; в) систематически.
4. Как влияет информация о курсе доллара на ваше настроение?
а) прямо пропорционально; б) обратно пропорционально; в) никак
5. Следуете ли вы закону, что небогатый человек покупает только хорошие вещи?
а) да; б) как когда; в) нет.
6. Заметив под ногами рублёвую монету, вы решите её подобрать?
а) никогда; б) иногда в) обязательно!
7. Любите ли вы обсуждать цену собственных покупок?
а) это тема для меня закрыта; б) почему бы нет? в) да, это предмет моей гордости.
8. Пересчитываете ли вы сдачу?
а) обязательно; б) если не забываю; в) ленюсь.
ПОДСЧЁТ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Учитель: Присвойте себе за каждый ответ "а" 3 балл, "б" – 2 балла и "в" – 1 балла. Итог просуммируйте.
От 19 до 24 баллов. Вы – прирождённый финансист с нюхом на прибыль, и ни один финансовый крах не способен сделать вас нищим. Теряя, вы тут же находите; падая, поднимаетесь. Но иногда деньги становятся для вас самоцелью, а это уже плохо…
От 14 до 18 баллов. Вы имеете сложные взаимоотношения с деньгами; они то идут косяком, то улетают с порывом ветра… Что ж, зато вы избавлены от страхов, свойственных богатым людям, и всегда преодолеете финансовые трудности, снизив свои затраты.
От 8 до 13 баллов. Вас деньги не любят; не за что… Впрочем, и вы их тоже – что совершенно необъяснимо для обычного человека.
Учитель: А теперь ответьте пожалуйста на вопрос
Нужны ли вам деньги на карманные расходы? Для чего они вам нужны?
Предлагаю вам провести мини-исследование по вопросу «Наши карманные деньги». Лидер группы оглашает результат.
Вопросы для исследования.
· Выделяют ли вам родители деньги?
· Как часто они это делают
· Хватает ли вам этих денег?
Учитель: Пришло время разработки бизнес-проекта
А теперь попробуйте представить свой бизнес-проект по представленному вопросу. При создании проекта следует учитывать его последующую реализацию.
Для помощи учащимся предлагаются следующие вопросы:
· Нужно ли выделять вам деньги?
· С какой периодичностью это должно происходить?
· Какая сумма вам необходима?
· На что вы их будете тратить?
После обсуждения и подготовки лидер группы представляет проект одноклассникам. Учащиеся обсуждают, задают вопросы. Определяют наиболее реализуемый и полезный для них проект.
Учитель: Предлагаем вашему вниманию Правила обращения с деньгами. Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.
· Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.
· Зарабатывай честно.
· Соизмеряй свои «хочу» и «могу».
· Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.
· Старайся не влезать в долги.
· Не играй в лотереи, азартные игры.
Подведение итога мероприятия. Награждение активных участников.
Учитель: В заключение нашего разговора о деньгах – хочу закончить одной мудрой мыслью, которая гласит
Чтобы не терять голову от денег, нужно иметь разум. Я от всей души желаю вам его приобрести.