Как обезопасить младшего школьника от злоумышленников.
13 признаков буллинга в классе: как понять, что вашего ученика травят. Беседа с учениками школы.
Многие жертвы буллинга утверждают, что учителя знали, но ничего не предпринимали. Учителя в ответ либо говорят, что о помощи их никто не просил, либо они вообще не были в курсе дела. И крайне редко учителя признаются, что они просто не знают, как нужно действовать в таких ситуациях. Давайте разбираться, почему буллинг в классе, или травля в школе, стал нашей реальностью, и что нам, Что такое буллинг в классе и зачем о нем знать?
Вчера Ваня отобрал шапку у Миши и выкинул ее в сугроб. Сегодня Миша отомстил, повторив то же самое с шапкой одноклассника. А завтра они об этом могут не вспомнить или просто вместе посмеяться.
Что это было? Конфликт, повлекший за собой мелкое хулиганство. Чаще всего дети в состоянии найти выход из таких ситуаций самостоятельно и безболезненно. Если все-таки провести разбор такого взаимодействия, окажется, что оба виноваты и оба пострадали, продолжения никто не хочет, а потому довольно легко отстраняются от произошедшего и переключаются на что-то другое.
Шапку Дани тоже вчера отобрали и выбросили в сугроб. Позавчера испинали портфель и играли в вышибалу его пеналом, пока не сломали. И каждый день до этого было что-то подобное. Даня знает, что сегодня и завтра будет что-то еще.
Буллинг в классе — это затянувшийся конфликт с закрепленными ролями. Если кто-то оказался жертвой, это уже не изменить, пока тянется вся эта история.
Основные роли участников буллинга— это:
агрессоры — придумывают и возглавляют издевательства;
жертвы — принимают удар на себя, у них нет инструментов для противостояния, они просто терпят;
наблюдатели — напрямую в конфликте вроде бы не участвуют: смотрят со стороны, могут высказывать свое мнение, одобряя или осуждая происходящее, но ничего не решают и ни что не влияют.
На самом деле негативные последствия буллинга будут для всех его участников, потому что каждый из них понимает: «Так можно. Это нормально». Это становится новой жизненной установкой. Многие агрессоры, спустя годы и имея собственных детей, так и продолжают считать, что все это было веселое школьное детство.
Буллинг — это, по сути, групповое насилие над человеком. Если психологическое, то это самая натуральная травля. Жертва постоянно находится в ожидании новых нападок — знает, что они будут, но избежать их часто даже не пытается. Если физическое, оно может закончиться — нет, не дракой — избиением. Один человечек против толпы, вернее, толпа на одного.
Буллинг в классе и распределение ролей в нем
Почему дети становятся жертвами?
Жертвой буллинга в классе может стать любой ребенок. Совсем не обязательно быть из бедной или неблагополучной семьи.
Причина № 1. Как правило, в классе травят детей, которые чем-то выделяются из толпы: внешностью, манерами поведения, кругом общения — например, с учителями им интереснее, чем с одноклассниками. Такие дети очень чувствительны и впечатлительны, они непонятны окружающему их большинству.
Причина № 2. Еще одна категория — дети, которые уже подвергаются насилию дома или во дворе. Агрессоры интуитивно чувствуют состояние жертвы и пользуются этим.
Почему дети становятся агрессорами?
Причина № 1. Агрессором или наблюдателем становится тот, кто когда-то побывал в роли жертвы. Страх повторения ситуации заставляет принять на себя противоположную роль, чтобы чувствовать себя в безопасности. Такая же логика у тех, кто является наблюдателем: лучше уж быть здесь, с неспокойной совестью, но только не оказаться на месте того, кто терпит издевательства.
Причина № 2. Потребность в сильных эмоциях. Нашему мозгу они очень нужны, и ему без разницы, будут они положительными или отрицательными. Незрелые личности, которыми являются все дети, склонны выбирать самый легкий способ.
Причина № 3. Непонимание. Я вижу, что человек мне непонятен (не всегда неприятен), и я не знаю, как можно на это среагировать, поэтому иду самым простым путем.
13 признаков травли в школе
Как ни крути, учитель несет ответственность за то, что происходит в школе. И он не может не заметить, проигнорировать и не вмешаться в буллинг в классе.
Часто учителя говорят, что они даже не догадывались о том, что творится. Но больше на правду похож вариант «не хотели видеть», потому что понять, что у ребенка серьезные неприятности не так уж сложно.
Итак, точно стоит обратить внимание на ситуацию, если ребенок:
часто остается один и никто не пытается начать с ним общение;
заходит в класс, и все замолкают;
пытается начать общение, но в ответ сразу несколько человек говорят или делают что-то, что его раздражает, дают прозвища и т.д.;
пытается начать общение, но никто не реагирует;
во время разговора часто использует защитные жесты (закрывается руками), оглядывается вокруг;
очень быстро собирается после урока и старается выйти из класса первым, очень быстро уходит от одноклассников;
очень долго собирает вещи после урока, как будто выжидает, пока все уйдут, а потом искусственно замедляет шаг;
вдруг начал опаздывать на уроки, хотя раньше такого не было.
Присмотритесь также, если:
на одежде и других вещах присутствуют следы мела и любой другой грязи;
в настроении ребенка можно отметить резкие перемены;
ребенок стал выглядеть неопрятно;
ребенок отдает кому-то в пользование свой телефон или другие личные вещи, покупает что-то для кого-то другого в столовой или в магазине;
группа детей выстраивается плотным кольцом и что-то обсуждает или ждет кого-то на школьном дворе.
Что (не) делать учителю, если дети травят ученика в классе
Эти 3 вещи учителю не стоит делать категорически
В буллинге в классе есть то, что еще хуже, чем игнорирование, и, как ни странно, эти модели поведения очень распространены в наших школах.
1) Сводить проблему к формальностям. Участников конфликта заставляют извиниться друг перед другом, помириться, бывает, даже пожать друг другу руки, и делают вид, что это должно помочь. На самом деле, это только злит и еще сильнее провоцирует агрессоров.
2) Отказываться решать проблему самостоятельно. Учитель сразу ведет детей к завучу или директору, показывая свое бессилие — сам-то он ничего сделать не может. Этим он теряет свой авторитет в глазах детей и все его призывы жить дружно становятся бессмысленными.
3) Быть необъективным. Учитель принимает сторону одного из участников конфликта и откровенно защищает его. Ну, не может быть полезным человек, лишенный объективности.
Невозможное возможно — 4 вещи, которые стоит делать учителю
Максимально снизить риск буллинга помогают очень простые, на первый взгляд, вещи. На практике они требуют очень серьезного отношения, последовательной систематической работы.
1) Помните, что главный лидер в классе — учитель. Он не подавляет лидерские качества детей, просто он настолько интересен, компетентен и великодушен, что дети всегда готовы пойти за ним. Это очень сложная работа. Со стороны может показаться, что это просто человек такой. На самом деле, это титанический труд.
2) Проводите систематические беседы с детьми. Но не о том, как плохо обижать других (хотя и такие нужны), а о том, какие мы все разные. Этому миру нужны мы разные. Шустрые — те, кто быстро реагирует и легко приспосабливается к новому. Спокойные — те, кто позволяет этому миру сохранять стабильность и равновесие. Каждый со своими особенностями. И мы должны научить детей говорить об этих особенностях, видеть их в себе и в других и принимать людей такими, какие они есть. Такие разговоры не превратятся в формальность, если учитель сам заинтересован в них.
3) Объясняйте ученикам, что не все так однозначно. Детские конфликты — это деление на черное и белое, это самый простой способ восприятия: я — хороший, он — плохой. И задача учителя — усложнить это восприятие, создать условия, в которых придется размышлять и делать выводы. Тогда времени и сил на буллинг в классе просто не останется.
4) Будьте внимательны. Нужно постоянно контролировать «горячие точки» школы, где, как правило, учителя бывают редко, и агрессорам очень удобно поджидать свою жертву:
узкие темные коридоры;
подвал;
раздевалка;
и другие неприметные уголки.
Что касается кибербуллинга (травля в сети), то данные не менее резонансные: в среднем 7 молодых людей из 10 в тот или иной момент своей жизни подвергались оскорблениям в интернете. Беседа с учениками школы.
Буллинг в школе – это психологическое и нередко физическое насилие одних детей над другими.
Слово «буллинг» происходит от английского «bully» – хулиган, драчун, насильник.
Причины буллинга
Причины буллинга разнообразны и непредсказуемы. В детском коллективе выбирается жертва – это наиболее ранимый и эмоциональный ребёнок, который не умеет скрывать, что травля его задевает. Обычно он хорошо воспитан и не умеет дать сдачи, остановить агрессора. Жертвой может стать не только болезненный ребёнок, чем-то выделяющийся по внешности (полный, в очках, с большой головой и так далее), но и просто умный, застенчивый, другой национальности, у кого есть акцент или особенности речи.
Надо понимать, что жертвой может стать каждый, и это не зависит от статуса семьи, внешности, религиозных предпочтений или национальности, непривычного хобби. Агрессор (булли) всегда найдёт повод.
Как проявляется школьный буллинг?
Коллектив в школе заведомо конфликтен, и без стычек и ссор отношения не развиваются. Среди мальчиков распространены физические разборки.
Девочки тоже не отстают: насмехаться и прятать вещи одноклассницы – обычное дело. Если такая агрессия по отношению к одному ребёнку становится постоянной в коллективе, то мы говорим о школьном буллинге.
Как может проявляться буллинг?
• Тычки, подножки, пинки, отнимание и перекидывание личных вещей.
• Кибербуллинг (травля в соцсети, когда шлют оскорбления, взламывают страницы, дискредитируют его, пишут от его лица и т.д.).
• Бойкот, изоляция жертвы. Школьника не допускают к деятельности класса (мероприятия, еда, спорт), не приглашают на встречи, выгоняют и не сообщают ему информацию.
• Распространение сплетен о нём и его семье.
• Словесная травля (злые шутки, насмешки и др.).
• Жалобы учителю на другого ученика и «стукачество» как по надуманным предлогам, так и реальным. Нередко взрослые поощряют такое поведение, отчитывают и наказывают жертву буллинга, к радости преследователей.
Как понять, что ваш ребенок подвергается школьному буллингу?
Это не всегда просто, потому что ребенок, чаще всего, не рассказывает об этом. Он боится реакции родителей, чувствует свою вину за происходящее и, бывает, что встаёт на сторону агрессора, внутренне соглашаясь, что он заслужил такое к себе отношение. Когда тебя преследуют одноклассники, ругают учителя, давать отчёт перед родителями непросто.
Если вы внимательны к ребёнку, то наверняка заметите такие внешние признаки школьной травли:
• Ребёнок не хочет идти в школу, плохо учится.
• У него появился нервный тик или энурез.
• Он стал тревожным, плохо спит (бессонница или кошмары).
• Жалуется на беспричинные боли в голове или животе, часто просит оставить его дома, страдает от простудных заболеваний.
• Долго находится в подавленном состоянии, становится замкнутым, не желает общаться.
• У него появились проблемы с аппетитом (мало ест или, наоборот, неконтролируемо много).
• Ребёнок стал слишком уступчивым и осторожным; тревожным или раздражительным.
Кто становится буллерами (агрессорами)?
Это дети, которые имели травмирующий опыт в своей семье (это могло быть физическое и психическое насилие). Они умеют себя вести корректно, когда чувствуют силу и четкие запреты. Но если взрослые не замечают этой проблемы в коллективе, то агрессор чувствует вседозволенность и таким образом вымещает свою накопившуюся внутреннюю агрессию на более слабом. Иногда, чтобы получить ответную реакцию, агрессор и затевается буллинг, ведь ему не хватает внимания со стороны близких людей.
Любое насилие не проходит бесследно для психического и физического здоровья школьника. Последствия буллинга могут быть очень серьезными. Буллинг опасен тем, что жертва теряет уверенность в себе. Тревожное состояние может спровоцировать разной тяжести психические расстройства, а также психосоматические заболевания.
Возраст с 7 до 15 лет (то есть до 10-11 класса) – самый уязвимый для буллинга.
Буллинг в начальной школе особенно опасен, так как закладывает в ребенке ощущение себя как неполноценного члена общества. Жертве буллинга не до учебы, в этой ситуации важно выжить.
Поэтому успехов в учебе ждать родителям не стоит, пока не удовлетворена базовая потребность ребенка в безопасности и принятии в коллективе.
Буллинг в подростковой среде может приобретать совсем опасные формы, жертву обычно преследуют и в интернете, и в обычной жизни. Базовая потребность этого возраста в дружбе, любви и социальных связях не может найти удовлетворения. Реакция ребенка бывает разная: он становится агрессивным (агрессия направлена на других) или подавленным (агрессия направлена на себя).
Частая причина суицида в возрасте 9-15 лет именно буллинг.
Другой вариант развития событий: скулшутинг (вооруженное нападение учащегося в учебном заведении).
Как помочь ребенку, испытывающему школьный буллинг?
Как только вы поняли, что буллинг происходит в школе, важно не оставаться в стороне, даже если вашего ребенка это не касается. Если именно ваш ребенок попал в беду, то проблему нужно решать в срочном порядке.
Самое важное: ребёнок должен чувствовать вашу поддержку во всём. К вам можно будет прийти и все рассказать, а вы не скажете: «Ты сам виноват, не надо было провоцировать», «Разбирайся сам, не будь сопляком, стукачом» и т.д. Ребенок в силу своего возраста не может разобраться сам. Ему нужна помощь и поддержка взрослых.
В первую очередь – поддержка родителей. Очень важно ребенку, попавшему в беду, услышать слова поддержки: «Я тебя люблю и сделаю всё, чтобы тебя защитить. Ты ни в чём не виноват». А дальше взрослым надо идти в школу, к психологу, устраивать встречи с родителями булли (агрессора), встречи с одноклассниками (или участвовать в этих мероприятиях, а не отстраняться).
А если ваш ребенок не жертва и не агрессор, просто на его глазах происходит расправа?
Надо понимать, что свидетели травли тоже получают психологическую травму. Им также нужна помощь и реабилитация, ведь они испытали беспомощность и растерянность: как им поступать? И как самим не подвергнуться травле, если встанешь на защиту?
В конце концов они начинают испытывать чувство раздражения, презрения к жертве, ведь из-за неё они испытывают дискомфорт. И таким образом наблюдатели участвуют в травле жертвы наравне с агрессором.
Противодействие буллингу можно начать уже в беседе дома.
Поговорив с ребенком, нужно объяснить, что рассказывать взрослым о случаях буллинга (не только в свой адрес) – это не стукачество; нельзя мстить, лучше использовать юмор; демонстрировать уверенность в себе и силу; отклонять предложения поучаствовать в травле.
Физически разбираться с обидчиком вашего ребенка запрещено законом, давить на чужого ребенка психологически тоже. Поэтому прибегаем к законным путям решения проблемы.
Можно решить ситуацию, направив официальное заявление в школьную администрацию лично, по почте или через госуслуги. Школа обязана будет разобраться, никто не захочет лишних проверок из прокуратуры. В образовательной организации есть штатный психолог и социальный педагог, если вы доверяете их компетенции, можно обратиться к ним.
Если ситуация кажется неразрешимой, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем.
Решений проблемы может несколько. Возможно, чтобы сохранить душевный комфорт и помочь ребенку справиться с психологической нагрузкой, выход на семейное или домашнее обучение, экстернат будет правильным решением для вашей семьи.
Приказ МОН РК от 21 декабря 2022года №506
Об утверждении Правил профилактики травли (буллинга) ребенка
Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 21 декабря 2022 года № 506. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 декабря 2022 года № 31180.
В соответствии с подпунктом 46-26) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Правила профилактики травли (буллинга) ребенка согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету по охране прав детей Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр просвещения
Республики Казахстан
А. Аймагамбетов
"СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
Утверждены приказом
Министр просвещения
Республики Казахстан
от 21 декабря 2022 года № 506
Правила профилактики травли (буллинга) ребенка
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила профилактики травли (буллинга) ребенка (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 46-26) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяют порядок деятельности по профилактике травли (буллинга) ребенка.
2. В настоящих правилах использованы следующие основные понятия:
1) травля (буллинг) ребенка – систематические (два и более раза) действия унизительного характера, преследование и (или) запугивание, в том числе направленные на принуждение к совершению или отказу от совершения какого-либо действия, а равно те же действия, совершенные публично или с использованием средств массовой информации и (или) сетей телекоммуникаций (кибербуллинг);
2) социальная реабилитация – комплекс мер, осуществляемый органами и учреждениями системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, направленных на правовое, социальное, физическое, психическое, педагогическое, моральное и (или) материальное восстановление несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации;
3) социальная адаптация – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к условиям социальной среды путем усвоения и восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической и (или) моральной травмы;
4) законные представители ребенка – родители, усыновители (удочерители), опекун, попечитель, патронатный воспитатель, приемные родители, другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка.
Глава 2. Порядок проведения профилактики травли (буллинга) ребенка
3. Администрация организации образования обеспечивает деятельность по профилактике и предупреждению травли (буллинга) ребенка и создает условия в образовательной среде, направленные на формирование уважения прав и интересов участников образовательного процесса, культуры нулевой терпимости к травле (буллингу) ребенка.
4. Руководитель организации образования в целях профилактики травли (буллинга) ребенка ежегодно к началу учебного года утверждает план по профилактике травли (буллинга) ребенка (далее – План). План включает сроки, формы завершения, ответственных лиц и следующие мероприятия по:
1) повышению осведомленности обучающихся и воспитанников, педагогов, законных представителей ребенка в вопросах профилактики травли (буллинга) и предупреждению травли (буллинга) путем проведения информационно-разъяснительной работы (беседа, правовой всеобуч, классные часы, родительские собрания, внеурочные мероприятия и другие) не противоречащих интересам обучающихся и воспитанников не реже 1 (одного) раза в четверть;
2) повышению профессиональной компетентности педагогов в учебно-воспитательной работе через их участие в обучающих семинарах (вебинарах), семинар-тренингах, мастер-классы, коучингах, конференциях, форумах, панельных дискуссия;
3) информированию (письменной и (или) устной форме) обучающихся и воспитанников, законных представителей ребенка, о недопустимости травли (буллинга) ребенка;
4) незамедлительному реагированию на признаки травли (буллинга) в отношении обучающихся и воспитанников в случае ее выявления;
5) оказанию обучающимся и воспитанникам социальной, психолого-педагогической помощи педагогами-психологами, социальными педагогами с регистрацией в журнале учета консультаций педагога-психолога в соответствии с формой в приложении 4 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 апреля 2020 года № 130 "Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций дошкольного воспитания и обучения, среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20317);
6) проведению мониторинга воспитательного процесса и условий образовательной среды на предмет соблюдения прав и интересов обучающихся и воспитанников, обеспеченности ресурсами для их обучения, воспитания и безопасного нахождения в организациях образования;
7) рассмотрению на заседаниях коллегиальных органов управления организацией образования с привлечением родительского комитета вопроса предупреждения и профилактики травли (буллинга) среди обучающихся и воспитанников.
5. По согласованию с администрацией организации образования к работе по профилактике травли (буллинга) ребенка привлекаются представители родительской общественности, заинтересованных государственных органов и организаций, неправительственных организаций, деятельность которых не противоречит защите прав участников образовательного процесса.
6. Информация о проведенной работе направляется:
1) по подпунктам 1), 3), 4), 5) пункта 4 – заместителем директора по воспитательной работе организации образования первому руководителю;
2) по подпунктам 2), 6) и 7) пункта 4 – администрацией организации образования управлению образования области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) (далее – местный исполнительный орган в сфере образования).
Глава 3. Порядок приема информации о травле (буллинге) ребенка и действий по выявлению признаков травли (буллинга) ребенка и реагирования на них
7. При поступлении информации о факте травли (буллинга) ребенка в местный исполнительный орган в сфере образования либо в организацию образования информация регистрируется ответственным лицом в журнале учета информации о травле (буллинге) ребенка.
8. Поступившая информация о травле (буллинге) ребенка в течение 1 (одного) дня доводится до руководителя местного исполнительного органа в сфере образования либо организации образования.
9. При поступлении информации о травле (буллинге) ребенка в организацию образования заместитель руководителя организации образования по воспитательной работе:
1) формирует первичную информацию об участниках травли (буллинга) ребенка со дня поступления информации, включающую:
фамилию, имя, отчество (при его наличии) ребенка (членов семьи);
место проживания;
общую характеристику ребенка по месту учебы;
письменное пояснение классного руководителя, куратора, участников травли (буллинга) ребенка (педагога) и (или) законных представителей ребенка;
2) в течение 1 (одного) рабочего дня после поступления информации проводит беседу с ребенком, подвергшемся травле (буллингу), с инициатором/зачинщиком травли (буллинга), их законными представителями с привлечением классного руководителя, педагога-психолога;
3) принимает меры по мирному урегулированию конфликта, связанного с травлей (буллинга) ребенка;
4) при наличии медицинских показаний содействует оказанию медицинской помощи детям, пострадавшим от травли (буллинга), в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи; 5) в течение 1 (одного) рабочего дня после проведения беседы передает информацию о результатах проведенной работы руководителю организаций образования.
10. При поступлении информации в местный исполнительный орган в сфере образования:
1) в течение 1 (одного) рабочего дня проводит регистрацию поступившей информации в соответствии с пунктом 1 статьи 64 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года;
2) на основе собранных данных в течение 2 (двух) рабочих дней принимает решение о признании или не признании травли (буллинга) ребенка;
3) при принятии решения о признании травли (буллинга):
по согласованию с законными представителями ребенка принимает решение о социальной реабилитации несовершеннолетнего, подвергшегося травле (буллингу), и о социальной адаптации несовершеннолетнего инициатора/зачинщика травли (буллинга); в течение 1 (одного) рабочего дня информирует вышестоящий орган образования;
не позднее 2 (двух) дней передает информацию о принятом решении и данные о ребенке в организацию образования по месту его обучения;
4) принимает меры по урегулированию инцидента, связанного травлей (буллинга) ребенка, путем привлечения медиатора с согласия законных представителей ребенка, инициатора/зачинщика травли (буллинга), и ребенка, подвергшегося травле (буллингу);
5) принимает решение о прекращении травли (буллинга) ребенка при условии устранения нарушения его прав и законных интересов.
11. Законные представители ребенка, подвергшегося травле (буллингу), а также инициатора/зачинщика травли (буллинга) при не согласии с решением местного исполнительного органа в сфере образования обжалуют его в соответствии с пунктом 5 статьи 91 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года.
12. Организация образования после получения решения о социальной реабилитации несовершеннолетнего, подвергшегося травле (буллингу), и о социальной адаптации несовершеннолетнего, инициатора/зачинщика травли (буллинга):
1) осуществляет психологическую поддержку участников травли (буллинга) ребенка через разработку индивидуального плана работы, который включает меры по социальной реабилитации ребенка, подвергшегося травле (буллингу), и социальной адаптации инициатора/зачинщика травли (буллинга) в соответствии с приказом и.о. министра просвещения Республики Казахстан от 25 августа 2022 года № 377 "Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29288);
2) осуществляет постановку на внутришкольный учет ребенка, инициатора/зачинщика травли (буллинга), и мониторинг его исправления;
3) при отсутствии положительных изменений в поведении ребенка в течение 6 месяцев со дня постановки на внутришкольный учет направляет материалы в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН) для рассмотрения и вынесения рекомендаций.
13. КДН осуществляет меры по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних, защите несовершеннолетних от насилия и жестокого обращения, антиобщественных действий среди несовершеннолетних в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2001 года № 789 "Об утверждении Типового положения о деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9123).
14. При обращении детей, пострадавших от травли (буллинга), за медицинской помощью организация здравоохранения:
1) регистрирует в соответствии с формой учетной документации в области здравоохранения, утвержденной приказом исполняющего обязанности министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 октября 2020 года № ҚР ДСМ-175/2020; 2) проводит визуальный осмотр ребенка;
3) оказывает медицинскую помощь детям, пострадавшим от травли (буллинга), в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.
15. Организации образования, здравоохранения, социальной защиты при факте травли (буллинга) ребенка незамедлительно в письменном виде информируют:
1) местный исполнительный орган в сфере образования;
2) организацию образования по месту обучения ребенка;
3) органы внутренних дел (далее - ОВД).
16. При обращении законного представителя ребенка, пострадавшего от травли (буллинга), ОВД:
1) рассматривают поступившее обращение и проводят проверку при наличии признаков административного либо уголовного правонарушения;
2) при отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела или при его прекращении за отсутствием состава преступления, направляют сообщения о травле (буллинга) ребенка в орган, вышестоящий к организации образования, в которой произошел случай, для рассмотрения по существу и принятия решения;
3) оказывают содействия органам образования в правовом воспитании несовершеннолетних, их законным представителям;
4) привлекают представителя органа, осуществляющего функции по защите прав ребенка, педагогов или психологов, для проведения действий по рассмотрению факта травли (буллинга) и других мероприятий с участием несовершеннолетнего, его законных представителей, при отсутствии такового либо когда их присутствие противоречит интересам ребенка.
17. Травля (буллинг) ребенка со стороны педагога организаций образования в отношении ребенка (детьми) в период учебно-воспитательного процесса рассматривается советом по педагогической этике в соответствии Типовыми правилами организации работы совета по педагогической этике, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 190 "О некоторых вопросах педагогической этики" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20619).
Инспектор УИП ГЮП ОМПС Михайловского ОП капитан полиции Серикбаева Бахытгуль
Если в классе буллинг…Что делать?
Буллинг — это направленное осознанное агрессивное поведение одного человека против другого. И если мы говорим «осознанное агрессивное поведение», то это точно не дошкольники. Хотя, конечно, нет исключений из правил. Самый большой процент буллинга отмечается с 8 до 15-16 лет.
Кто же эти агрессоры? Первое, что приходит на ум, это дети с патологией нервной системы, заболеваниями психики. И это будет правильно. Во- вторых, это дети, систематически наблюдающие агрессию в своей жизни. Т.е. когда пьяный отец систематически бьет мать, мать кричит на парализованную бабушку, когда побои — легализированный способ наказания. Но инициаторами буллинга могут быть и совершенно обычные дети, с нормальной самооценкой и без проблем в семье. Да, это дети в данный момент могут переживать какое-то свое личное горе (мама во второй раз вышла замуж, смерть близкого).
Особое место занимают дети, пережившие материнскую депривацию (отсутствие заботы о ребенке). Это дети с враждебностью вообще ко всему миру. Не получив теплоты, любви и принятия в раннем возрасте, такие дети считают людей вокруг изначально опасными.
Школьная травля — почему это серьезно
Наверное, каждый из нас имел опыт столкновения со школьной травлей. Кто-то побывал жертвой, кто-то активно участвовал, кто-то оказался свидетелем. Это были не лучшие моменты нашего детства, связанные с чувством страха, стыда, бессилия, и, возможно, мы очень старались о них забыть. Но когда мы выросли, стали родителями и профессионалами, тема школьной травли снова встает перед нами, когда нужно защитить от нее наших детей или учеников. В этот момент мы обнаруживаем, как это непросто.
Слово «травля», очень точное, однокоренное со словом «отравлять», заставляет нас подумать о последствиях. Травля буквально способна отравить ребенку детство, сделать школьные годы вовсе не «чудесными», а ужасными. Более того, она способна отравить личность, исказить представление человека о себе, о других, о том, как устроен мир.
Долгие годы травля считалась неизбежным злом в детских коллективах, чем-то вроде неприятной, но неопасной детской болезни, которая «сама пройдет», а обиды «до свадьбы заживут». В ряде случаев так и есть, однако сейчас появляется все больше исследований, которые показывают, что опыт травли вовсе не безобиден и может иметь серьезные последствия.
Кто участвует в школьном буллинге?
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.
В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.
Инспектор УИП ГЮП ОМПС Михайловского ОП капитан полиции Серикбаева Бахытгуль
Последствиями для жертвы травли БУЛЛИНГА могут быть:
- Tрудности в учебе, невозможность сосредоточиться из-за постоянного стресса;
- Постоянные пропуски занятий, так как идти в школу страшно и находиться там мучительно;
- Устойчиво сниженная самооценка, неверие в свои силы, искаженный образ себя как «ущербного», «не такого, как надо»;
- Тревожные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы;
- Депрессивные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы;
- Cоциальные неврозы, социофобия, сложности с общением, с завязыванием и поддержанием социальных связей, которые будут оставаться долгие годы после школы. Иногда эти проблемы не проходят без психотерапевтического лечения;
- Психосоматические (обусловленные стрессом) заболевания, которые также могут быть очень длительными и устойчивыми к лечению;
- Суицидальные мысли и попытки, которые отмечаются у жертв травли в 5 раз чаще, чем у остальных школьников.
Почему возникает травля?
Дети в предподростковом и подростковом возрасте проходят стадию освоения принадлежности группе. Им надо научиться быть членом группы, «своим среди своих», освоить групповую иерархию, научиться быть полезным группе, соблюдать групповые нормы и правила. Позже, в подростковом и юношеском возрасте, придет время учиться и противостоять группе, отстаивать свою индивидуальность, сопротивляться давлению, но в начальной и средней школе детям важнее быть принятыми в «своей стае», полностью ощущать принадлежность. Это возраст групповой лояльности и групповой сплоченности.
Но школьный класс как группа имеет характерные особенности. Это, во-первых, группа, созданная «сверху»: дети не выбирали быть друг с другом, их так распределили для удобства процесса обучения. Во-вторых, это группа, не имеющая общей позитивной цели. Каждый учится сам за себя, нет никаких общих для класса побед и поражений, нет того, чем весь класс мог бы заниматься, вместе координируя усилия и договариваясь о распределении ролей. В сегодняшней школе такая деятельность не принята и не приветствуется. К примеру, если дети организованно сбегают с урока, это будет проявлением хорошей групповой сплоченности и эффективной координации усилий, но вряд ли понравится педагогам и родителям.
Участников травли охватывают особое упоение, удаль, веселье, эйфория. Потому что они – вместе. И с ними все ОК (не важно, что в это вкладывается: красивые, или умные, или модные, или бравые двоечники). Однажды испытав это чувство, хочется повторить его снова и снова. И остановиться очень сложно и страшно: вдруг ты перестанешь быть «правильным» членом группы и станешь изгоем. Чем больше ребенок неуверен в себе, чем больше зависит от оценки окружающих, тем более вероятно, что он будет активно участвовать в травле в роли «массовки».
Таким образом, травля – проблема группы, проявление групповой динамики. Детские коллективы оказываются перед ней беззащитны, если нет взрослого, который руководит психологической атмосферой в группе (про это известная повесть Голдинга «Повелитель мух»).
Инспектор УИП ГЮП ОМПС Михайловского ОП Майор полиции Шоканова Н.С.
БУЛЛИНГ. Что же делать учителю?
1. Поговорите с зачинщиками. Агрессоры уверены, что правы и их никто не видит. Поэтому даже не разговор в кабинете директора, а на начальных этапах обычный разговор даст понять — вы в луче прожектора и все ваши противоправные действия видны. Объясните детям, что их поведение недопустимо, может привести к суровым последствиям. Расскажите, что чувствует жертва.
2. Проведите разъясняющий разговор в классе. Вы можете не называть имен, но и так все и все поймут.
3. Не провоцируйте буллинг сами и не легализуйте его. Если учитель неоднократно высказывался осуждающе об одном и том же ученике, это даст детям повод думать, что это нормально. Исключите фразы типа «Из-за тебя, Семенов, мы не смогли снова пройти материал на уроке», «Опять, Иванов, ты не сделал домашнее задание. Ты подводишь весь класс», «Твои родители не занимаются тобой, я буду тебя воспитывать» и т.п.
4. Проводите игры на сплочение в классе.
5. Если это не единичный случай, то нужно подключать других специалистов — психологов, социальных педагогов и родителей. Тех, которые будут решать проблему практически в рамках своей компетентности. Возможно, это будут не только тренинги и консультации, но и беседы с родителями, выходы в семью.
6. Самый лучший способ — профилактика. Включайте в классные часы информацию о конфликтах и способах их разрешения.
7. Смотрите фильмы с детьми, обсуждайте. Я предлагаю вам ниже вопросы для обсуждения классического российского фильма «Чучело» 1983, режиссер Ролан Быков. В фильме дети отстаивают свое понятие справедливости. Страх быть изгоем движет теми, кто подкладывает дрова в огонь и сжигает чучело. Принадлежность к группе снимает ответственность за поступки. Жестоки и взрослые, никто не вмешался, а классная руководитель наказывает, отменив экскурсию.
Что делать ребёнку
Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:
- Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
- Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
- Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
- Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
- Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.
1.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.
Что делать, если твой ребёнок — буллер
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Что конкретно могут сделать родители, чтобы повысить авторитет своего ребёнка в кругу одноклассников:
1. научить не бояться своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы;
2. наладить родителям контакты с учителями и одноклассниками;
3. участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители;
4. если у родителей есть необычное хобби, интересное детям, рассказать о нём одноклассникам ребёнка. Если родитель может часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть на вас с восхищением, и вряд ли тронут вашего ребёнка;
5. приглашать одноклассников ребёнка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости;
6. ребёнку нужны люди, не дающие его в обиду; наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, а так как вяснения происходят не на виду у педагогов, а на переменах, в школьном дворе, то такая группа детей сможет его поддержать.
7. повышать самооценку ребёнка;
8. в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; и если он преуспевает в математике, к примеру, то необязательно его преуспевание в физкультуре или в чём-то другом;
9. помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;
10. если ребёнок жертва, то не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей;
11. не показывать свой страх и слабость перед булли, если таковые отношения имеются, и вместо слёз и просьб о помиловании, набрасываться на своих преследователей, хотя бы неожиданными вопросами, или же озадачить их своим знанием чем-то нехорошим о них.
12. не настраивать ребёнка против его школьных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными;
13. не пытаться выделять своего ребёнка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью;
14. учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.
2.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.
Как надо вести себя родителям, узнавшим, что их ребёнок зачинщик школьного насилия.
1. Как и родителям ребенка-жертвы, понять причину – почему он стал насильником.
2. Помочь осознать ребенку, что агрессия и жестокость – это вовсе не лучшие качества человека и не показатели мужественности.
3. Что настоящий мужчина доказывает свою мужественность не драками и кулаками, а достойным мужским поведением даже в критических ситуациях.
4. Если ребенок стал зачинщиком буллинга из-за повышенной агрессивности, применить необходимые меры для снижения этой агрессивности.
5. Если ребенок стал насильником из-за зависти к школьным успехам своего одноклассника, постараться помочь ему в усвоении тех предметов, которые он усваивает с трудом.
6. Если ребенок стал преследователем в школьном буллинге из-за зависти к высоким материальным возможностям жертвы, разобраться, что он подразумевает под этими материальными возможностями. И если суть проблемы лишь в том, что у жертвы есть современный плеер, а у него нет, подумайте – действительно ли Вы не можете подарить своему ребенку эту модную современную «игрушку» или просто считаете, что она ему не нужна. Если лишь из-за мнения - что «она не нужна», постарайтесь переменить свое мнение, тем более, если подобные плееры есть уже у большинства детей в классе. Родителям надо знать, что у современного ребенка сегодня – современные атрибуты жизни, которых в их школьные годы ещѐ просто не было.
7. Другой вопрос, в чем могут быть причины регулярной, повторяющейся жестокости у подростка? Если вы видите, что подросток вне зависимости от ситуации, проявляет жестокость к самым разным людям, есть основания предположить, что: во-первых, у него внутри накопилось много злости, бунта, обиды, которая выплескивается «не по адресу»; во-вторых, у него по какой-то причине оказался «сломанным» механизм, отвечающий за распознавание страданий другого человека - механизм сочувствия, сострадания. В этом случае необходимо разбираться, кто является истинным адресатом злости и как получилось, что «агрегат» сострадания не заработал.
Чего не надо делать
Часто взрослые, сталкиваясь с травлей в детском коллективе, совершают типичные ошибки, которые приводят к тому, что ситуация травли консервируется или даже усугубляется. Итак, чего не надо делать в случае травли.
1. Ждать, что само пройдет
Само не проходит. У детей до подросткового возраста – точно. Позже есть небольшой шанс, что в группе найдутся достаточно авторитетные дети, не обязательно лидеры, которые вдруг увидят эту ситуацию не как привычную игру, а как жестокость и недостойное поведение и решатся заявить о своем видении. Это может если не полностью прекратить, то сильно уменьшить травлю. Но до примерно 12 лет детям сложно опираться на собственные моральные ориентиры и тем более идти против группового давления (это и взрослым дается непросто). Если взрослые не занимаются атмосферой в детской группе, травля сама по себе никуда не денется.
2. Искать причины и объяснения
Причин, по которым возникает травля много: и потребность возраста, и давление закрытой системы, и личные особенности детей, и недостаток опыта у педагогов, и фоновая агрессия в обществе. Все это очень важно и интересно, и безусловно стоит изучать и понимать. Но множество вполне объективно существующих причин не делают травлю приемлемой. Можно долго искать причины и факторы, вызывающие какую-то болезнь, но нельзя делать это вместо помощи тем, кто страдает уже сегодня. Травля в конкретном классе, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети – не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. Издевательство недопустимо. Никакие особенности школы, общества, семей и детей не могут служить оправданием травли.
3. Путать травлю и непопулярность
Суть травли – не в том, что кто-то кого-то не любит. Суть травли – насилие. Это групповое насилие, эмоциональное и/или физическое. И именно за это отвечает взрослый, которому доверена группа детей. За их защищенность от насилия. Популярность - это вопрос психологический. Групповое насилие – это вопрос нарушения прав.
4. Cчитать травлю проблемой только жертвы
Это то, что важно доносить до родителей: если это не вашего ребенка травят – не думайте, что у вас нет повода для беспокойства. Не говоря уже о том, что тлеющая подолгу травля всегда прорывается вспышками настоящего насилия. И тогда абсолютно любой – в том числе и ваш – ребенок может оказаться «назначен» группой исполнить ее волю и «дать ему как следует». Он сам потом не сможет объяснить, почему так озверел и почему сделал то, что ему вовсе не свойственно. Ну, а дальше варианты. Либо он сам рискует совершить серьезное преступление, либо доведенная до отчаяния жертва даст отпор, и может произойти все что угодно.
5. Cчитать травлю проблемой личностей, а не группы
«Козлом отпущения» может стать каждый. Это иллюзия, что для этого надо быть каким-то особенным. Очки (веснушки), толщина (худоба), национальность, дешевая одежда – все может стать основанием для объявления жертвы «не такой». Причина травли – не в особенностях жертвы, а в особенностях группы. Один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой за короткий срок, скажем, после смены классного руководителя.
Так же не имеет смысла сводить причину травли к качествам тех, кто травит. Конечно, роль инициаторов травли часто берут на себя дети не самые благополучные внутренне. Но одних только их качеств недостаточно. Часто самые отъявленные травители, случайно оказавшись с жертвой вдвоем, например, на продленке, мирно с ней играют. А если учитель вмешивается и начинает активно работать с травлей, агрессоры иногда за считанные дни меняют свое поведение, хотя, конечно, они не могли бы так стремительно решить свои «внутренние проблемы» или повысить свой «культурный уровень».
Эта ошибка лежит в основе попыток преодолеть травлю путем «разговоров по душам» или «индивидуальной работы с психологом». С жертвой ли, с агрессорами ли. Травля, как любое застревание в деструктивной динамике – болезнь группы. И работать надо с группой в целом. Обсуждать происходящее, устанавливать новые правила. И только в этом контексте могут быть полезны разговоры с жертвой и обидчиками.
Пытаться решить проблему травли, решая личные проблемы действующих лиц, – все равно что пытаться решить проблему аварий на дорогах не разумными правилами дорожного движения и контролем за их исполнением, а развитием у каждого отдельного водителя скорости реакции, вежливости и любви к ближнему. Одна из основных задач возраста в конце начальной и средней школе – разобраться в правилах общежития, научиться жить в социуме. И правила должны задавать взрослые.
6. Давить на жалость
Логика травли состоит в том, что луч прожектора общего негативного внимания обращен на жертву, и она мечется в нем, как обреченный кролик в свете фар автомобиля. Поэтому любые разговоры о жертве подкрепляют травлю. Наша задача – перевести луч прожектора на саму травлю как явление, сделать мишенью насилие как таковое.
7. Принимать правила игры
Это самое важное, пожалуй. Ситуация травли сдвигает «точку нормы». Через какое-то время всем кажется, что так и надо, «таких» и надо травить, а как же иначе – ведь они «такие». Если не конфронтировать с самой идеей травли, ничего не получится.
Любая ситуация насилия провоцирует выбор: либо «меня бьют, потому что я слабый, и всегда будут бить», либо «меня бить не будут, потому что я сильный и бить буду я». При всей кажущейся разнице обе эти позиции сходны. Они обе базируются на одном и том же убеждении о том, как устроен мир. А именно: «сильный бьет слабого». И часто взрослые, пытаясь помочь, на самом деле подкрепляют эту картину мира.
Нужно идти на конфронтацию, но не конфронтацию с конкретными детьми, а конфронтацию с правилами игры по которым сильный имеет право бить слабого. С травлей как насилием, как болезнью, отравой, моральной ржавчиной. С тем, чего не должно быть. Что нельзя оправдывать, от чего ЛЮБОЙ ребенок должен быть защищен – и точка.
Без конфронтации здесь невозможно, уговоры не помогут, медиация и «командообразование» тоже.
СОВЕТЫ ДЕТЯМ.
Вот несколько советов, которые стоит дать ребенку для преодоления этой проблемы:
1. Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство. Пусть ребенок советуется со взрослыми, прежде чем отвечать на агрессивные сообщения. Старшим детям предложите правила: прежде чем писать и отправлять сообщения, следует успокоиться, утолить злость, обиду, гнев.
2. Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности. Хотя кибер-пространство и предоставляет дополнительные возможности почувствовать свободу и раскованность благодаря анонимности, ребенок должен знать, что существуют способы узнать, кто стоит за определенным никнеймом. И если некорректные действия в виртуальном пространстве приводят к реального вреду, все тайное становится явным. Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого — накопленный образ личности в глазах других участников. Запятнать эту репутацию легко, исправить — трудно.
3. Храни подтверждения фактов нападений. Если ребенка очень расстроило сообщение, картинка, видео и т.д., следует немедленно обратиться к родителям за советом, а старшим детям — сохранить или распечатать страницу самостоятельно, чтобы посоветоваться со взрослыми в удобное время.
4. Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать — часто кибер-буллинг вследствие такого поведения останавливается на начальной стадии. Опытные участники интернет-дискуссий придерживаются правила: «Лучший способ борьбы с неадекватами — игнор».
5. Если ты стал очевидцем кибер-буллинга, правильным поведением будет: а) выступить против агрессора, дать ему понять, что его действия оцениваются негативно, б) поддержать жертву — лично или в публичном виртуальном пространстве предоставить ей эмоциональную поддержку, в) сообщить взрослым о факте некорректного поведения в кибер-пространстве.
6. Блокируй агрессоров. В программах обмена мгновенными сообщениями есть возможность блокировки сообщений с определенных адресов. Пауза в общении часто отбивает у агрессора желание продолжать травлю.
7. Не стоит игнорировать агрессивные сообщения, если письма неизвестного вам отправителя систематически содержат угрозы или порнографические сюжеты. В этом случае следует скопировать эти сообщения и обратиться к правоохранителям. Если оскорбительная информация размещена на сайте, следует сделать запрос к администратору для ее удаления.
Полностью искоренить кибер-буллинг, так же, как другие проявления жестокости в виртуальном пространстве и реальной жизни, невозможно. Но это не значит, что взрослые могут игнорировать это явление, отстраняться от защиты своих детей и регулирования подростковых конфликтов. Взрослым следует держать в курсе проблемы школьных педагогов — это позволит им внимательнее отслеживать конфликты в реальной жизни, сочетание которых с кибер-буллинг является особенно опасным. В некоторых случаях стоит поговорить с психологом.
Задача родителей — не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.
Беседа
«Школьный буллингкак предпосылка противоправного поведения несовершеннолетних и его предупреждение»
Ученики 10-11 классов встретились с инспектором ГЮП ОМПС
с майором полиции Шокановой Н.С.
В своей беседе инспектор ГЮП ОМПС майор полиции Шоканова Н.С. рассказала об опасности и вреда игр в социальных сетях, ответственности за совершение таких преступлений, как кража, буллинг, грабёж, употребление наркотиков, вымогательство. Подросткам было разъяснено, с какого возраста наступает уголовная ответственность и какие наказания применяются за совершение преступлений.
Встреча была очень познавательна, приняли активное участие в беседе, задавали интересующие их вопросы.
«Буллинг в школе»
Данная тема в нашей стране набирает свое рода «популярность» и все чаще освещается и выходит на свет, как явная проблема современной образовательной системы.
Что такое буллинг?
Понятие «буллинг» (от англ. bullying — запугивание, травля) появилось еще в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно,
Буллинг — это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
Травля опасна не только для непосредственной жертвы. Она создает нездоровую атмосферу в классе — ведь каждый боится стать следующим. Вот почему нужно выявлять буллинг, реагировать на любые проявления травли и составлять план по профилактике буллинга в школе. И как можно скорее.
Как выявить буллинг в школе.
Признаки травли, даже скрытой, обычно заметны. Например, если один ученик не отвечает на реплики другого, — один из признаков. Есть и явные признаки, когда выявление буллинга не является проблемой: ученики не хотят с кем-то объединяться в пары, показывают пальцем, смеются. Ребенок заходит в класс, и все говорят «фу» или просто отворачиваются. Или если ребенок не пришел — «слава богу». Выявление буллинга важно и на это нужно тратить время. Когда вы замечаете любой конфликт между учениками, попытайтесь выяснить: не стоит ли за этим конфликтом целая цепь обид, угроз и издевательств. Очень часто конфликты в классе — это один из проявившихся случаев буллинга. Поэтому профилактика буллинга в школе стоит на первом месте.
Проблема не в том, что травлю трудно распознать. Учителя часто не замечают ее, думая, что это не опасно — или не знают, что делать. Раньше было распространено убеждение, что буллинг в школе — это нормальная примета взросления. Мол, именно так дети учатся конфликтовать и преодолевать трудности.
В результате учителя реже вмешивались в происходящее и не предпринимали мер по профилактике буллинга в школе. Жертвы страдали, обидчики убеждались в своей безнаказанности, а свидетели делали вывод: так все в жизни и работает. Сейчас последствия травли в школе хорошо изучены, акценты сместились и выявление буллинга стало более распространенр. Например, в Скандинавии сотрудники школ (от директора до уборщицы) проходят специальные курсы противодействия буллингу.
Как проявляется буллинг
Травля, в отличие от конфликта — это повторяющиеся, систематические действия. Дети могут повздорить, даже подраться, но при буллинге в школе всегда есть систематичность и неравенство сил: численное, физическое (кто-то сильный, кто-то слабый), статусное (один популярный, а другой — нет).
«Буллинг в школе»
Данная тема в нашей стране набирает свое рода «популярность» и все чаще освещается и выходит на свет, как явная проблема современной образовательной системы.
Что такое буллинг
Понятие «буллинг» (от англ. bullying — запугивание, травля) появилось еще в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно,
Буллинг — это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
Травля опасна не только для непосредственной жертвы. Она создает нездоровую атмосферу в классе — ведь каждый боится стать следующим. Вот почему нужно выявлять буллинг, реагировать на любые проявления травли и составлять план по профилактике буллинга в школе. И как можно скорее.
Как выявить буллинг в школе.
Признаки травли, даже скрытой, обычно заметны. Например, если один ученик не отвечает на реплики другого, — один из признаков. Есть и явные признаки, когда выявление буллинга не является проблемой: ученики не хотят с кем-то объединяться в пары, показывают пальцем, смеются. Ребенок заходит в класс, и все говорят «фу» или просто отворачиваются. Или если ребенок не пришел — «слава богу». Выявление буллинга важно и на это нужно тратить время. Когда вы замечаете любой конфликт между учениками, попытайтесь выяснить: не стоит ли за этим конфликтом целая цепь обид, угроз и издевательств. Очень часто конфликты в классе — это один из проявившихся случаев буллинга. Поэтому профилактика буллинга в школе стоит на первом месте.
Проблема не в том, что травлю трудно распознать. Учителя часто не замечают ее, думая, что это не опасно — или не знают, что делать. Раньше было распространено убеждение, что буллинг в школе — это нормальная примета взросления. Мол, именно так дети учатся конфликтовать и преодолевать трудности.
В результате учителя реже вмешивались в происходящее и не предпринимали мер по профилактике буллинга в школе. Жертвы страдали, обидчики убеждались в своей безнаказанности, а свидетели делали вывод: так все в жизни и работает. Сейчас последствия травли в школе хорошо изучены, акценты сместились и выявление буллинга стало более распространенр. Например, в Скандинавии сотрудники школ (от директора до уборщицы) проходят специальные курсы противодействия буллингу.
Как проявляется буллинг
Травля, в отличие от конфликта — это повторяющиеся, систематические действия. Дети могут повздорить, даже подраться, но при буллинге в школе всегда есть систематичность и неравенство сил: численное, физическое (кто-то сильный, кто-то слабый), статусное (один популярный, а другой — нет
У детей постарше буллинг частопринимает скрытую форму, из-за чего выявление буллинга дается сложно. Объект травли не высмеивают в присутствии учителя, ему не ставят подножки, не пинают, не выбрасывают его рюкзак. Ребенок при этом может подвергаться регулярному моральному унижению от одноклассников.
Почему возникает буллинг
Есть миф, что травля встречается только в неблагополучных школах. Или, наоборот, только в закрытых, элитарных заведениях. Или — что травят только «не таких, как все», белых ворон. На самом деле жертвой может стать кто угодно и из-за чего угодно, и выявление буллинга возможно в любой школе. Дело не в качествах конкретного ребенка, а в самом механизме, который стоит за этим явлением.
Травля возникает там, где отношения построены на доминировании и подчинении. Такой опыт ребенок может получить в семье или уже в школе. Тот, кто начинает травлю, просто не знает, как строить отношения иначе. Поэтому он повторяет то, что видел и переживал сам. Для профилактики буллинга в школе надо обращать внимание на агрессивное поведение детей.
Причиной буллинга в школе может даже стать и поведение учителя. Если он требует подчинения, имеет явных «любимчиков», позволяет себе оскорблять детей (особенно в присутствии сверстников), высмеивать их неудачи или особенности (произношение, внешний вид), позволяет себе дискриминирующие высказывания — он подает другим сигнал, что так вести себя нормально и делает профилактику буллинга в школе невозможной.
Исследования подтверждают: в любой школе и у любого педагоги, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем.
По данным исследований примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира (за исключением Японии) 2–3 раза в месяц становятся жертвами буллинга независимо от того, в какой школе они учатся: дорогой элитной или бюджетной в социально неблагополучном районе. 7% девочек и 12% мальчиков сами являются инициаторами травли.
Дети гораздо реже страдают из-за физических воздействий агрессивного характера, чаще — из-за других видов агрессии. В разных странах по статистике на первом месте по частоте встречаемости словесная травля — (оскорбления, злые шутки и т.д.). На втором месте бойкот, на третьем — физическая расправа. На четвертом — распространение слухов и сплетен, на пятом — воровство. Причиной суицидов чаще является не физическое насилие, а изоляция, бойкот.
. Статистика показывает, что самооценка агрессоров высокая, их поведение вызвано не аффектами, которые они не могут контролировать, а холодным расчетом. Они прекрасно умеют вести себя корректно, но не делают этого, если чувствуют отсутствие угрозы наказания.
Отчасти это верно, но есть и другие дети, те, которые вполне социабельны, имеют друзей, у них до сих пор была нормальная самооценка. Жертвой буллинга может стать любой ученик, говорит статистика.
С фактами насилия можно справиться разовыми, краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору). Это никогда не работало. Так же ошибочно считать, что работу с этими фактами следует передать психологу. Чего точно нельзя делать с буллерами (агрессорами), так это собирать их в группы и вести с ними психологические тренинги! Это связано с тем, что буллинг — это не спонтанное поведение. Буллер — это человек, который хладнокровно добивается власти над другими. К нему нужны совсем другие подходы. Не работает, кстати, и практика угрозы исключения из школы, как и само исключение. Еще менее разумно устраивать коллективные разборки с публичным покаянием, заставлять детей просить прощения — все это приводит только к эскалации травли. Ни одна разовая мера не поможет справиться с буллингом. Он требует принятия долгосрочных и ответственных обязательств, которые стали бы частью организационной культуры школы.
Решить проблемы детей-агрессоров можно с помощью их родителей. К сожалению, большинство детей-буллеров не имеют конструктивного контакта с родителями. Либо их родители сами являются людьми с властным нарциссическим характером, тогда поведение детей — это калька с поведения родителей, причем молчаливо одобряемая родителями. Либо такие дети тиранят и собственных родителей тоже, так как последние, скорее всего, не могут проявить необходимой твердости. В любом случае, родители сами не помогут справиться с проблемой буллинга. Школа должна четко отделить свою ответственность и ответственность семьи: «Если тебе разрешают так вести себя дома — пожалуйста, но не здесь, в школе другие правила!»
Учитель должен самостоятельно справляться с фактами физического и эмоционального насилия в своем классе. Один взрослый не сможет справиться с фактами насилия в школе. Победить собственное чувство бессилия и создать в школе атмосферу безопасности, можно только в том случае, когда педагоги объединяться против насилия.
Организационная культура школы, не обращающая внимания на вопросы насилия — это не жизнеспособная культура. Секрет в том, что все до единого взрослые люди, но прежде всего, профессионалы — педагоги, должны уметь и быть готовым конфронтировать с властолюбцем.
Как бороться с буллингом
Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.
Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога. Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.
Что делать ребёнку
Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:
Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.
Что делать, если твой ребёнок — буллер
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Выводы
Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.
Если вы узнали, что в Нашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.
Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.Развивай
Тема «Кибербуллинг»
Цель:знакомство обучающихся с понятием «кибербуллинг», ответственностью за
«кибербуллинг», формирование представления о стратегиях эффективного поведения в
случае столкновения с интернет-травлей.
Задачи:
-
осознание учащимися права сверстников на уважение и защиту собственного
достоинства; - развитие умения высказывать свою точку зрения и доказывать её;
-
развитие нравственных качеств: терпимость к людям, доброта, милосердие,
сочувствие, сострадание, нетерпимость к любому виду насилия.
Актуальность:Кибербуллинг на первый взгляд может показаться менее серьезным
явлением, чем реальная агрессия. Но последствия кибербуллинга бывают очень тяжелыми,
в их список могут входить не только негативные эмоции (стыд, страх, тревога), но и
суицидальные попытки и завершенные суициды.
По мнению психологов существует связь связи между кибербуллингом и снижением
самооценки, проблемами в семье, проблемами с успеваемостью, насилием в школе и
другими формами девиантного и делинквентного поведения: прогулы, употребление
алкоголя и наркотиков.
Последствия есть не только для жертвы, но и для агрессоров и свидетелей - это и
виктимизация, склонность к психосоматическим проблемам, делинквентному и
агрессивному поведению, социальной тревожности.
Для взрослых навыки общения с помощью электронных
писем, мгновенных сообщений, чатов являются надстройкой над уже приобретенными
навыками общения вживую, то нынешние дети и подростки осваивают и те и другие навыки
практически одновременно. Сегодня мы с вами поговорим о кибербуллинге. Кто знает что
такое кибербуллинг или буллинг?
Буллинг - агрессивное поведение, проявляющееся в запугивании и принуждении,
проявляется в физическом и моральном насилии, унижении, угрозах. Агрессор в этих
отношениях проявляет свое стремление к власти, доминированию.
Если буллинг – это физическая агрессия, травля, то что такое кибербуллинг?
Кибербуллинг – форма психологического насилия с применением интернет-технологий,
включающий оскорбления, угрозы, клевету, компромат и шантаж, с использованием
личных сообщений или социальных сетей.
что же делать если вы столкнулись с кибербуллингом?
Что делать:
Важно помнить о том, что кибербуллинг, как и прямое психологическое насилие являются
уголовно наказуемыми, и, несмотря на анонимность, трафики, история браузера и
подобные вещи, предоставляемые интернет-компанией, при нанесении реального ущерба,
довольно легко помогут установить реальную личность агрессора. Поэтому
первоочередным для защиты от подобных атак является обучение грамотности поведения
и сети.
Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, также вы можете обратиться за помощью к школьному психологу; Не стоит боятся или стыдиться школьных психологов. Никто, кроме них не будет знать о том, что вы им расскажете.Укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотябы внешне).Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор. Постарайтесь отвечать на оскорбительные комментарии с сарказмом или юмором. Никогда не стоит отвечать негативом на негатив, это лишь ещё сильнее подогреет интерес к вам. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней. Если ты стал очевидцем кибербуллинга, правильным поведением будет: а) выступить против агрессора, дать ему понять, что его действия оцениваются негативно, б) поддержать жертву - лично или в публичном виртуальном пространстве предоставить ей эмоциональную поддержку, в) посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет. Закройте комментарии и/или личные сообщения. Можно также поставить фильтр на комментарии. Введя ключевые слова, подобные им комментарии будут удаляться автоматически. При фактах угроз, преследований, шантажа и прочих вариантах необходимо сохранять страницу с данными сообщениями или материалами – лучше всего сделать скрин-шот или распечатать, чтобы остались доказательства, поскольку агрессор может потом все данные удалить. Единичные негативные акты, особенно от незнакомых, оптимально игнорировать – не получая должного отзыва и эмоциональной реакции, буллер не станет ввязываться в дальнейшее общение. Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство. Советуйся со взрослыми, прежде чем отвечать на агрессивные сообщения. Прежде чем писать и отправлять сообщения, следует успокоиться, утолить злость, обиду, гнев. Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать - часто кибербуллинг вследствие такого поведения останавливается на начальной стадии. Опытные участники интернет-дискуссий придерживаются правила: «Лучший способ борьбы с неадекватами - игнор».
Инстаграм парақшасында жүргізілген педагог-психолог Аймаганбетова Бибигуль Кабикеновна ата-аналармен прямой эфир тақырыбы: "Буллингтің алдын-алу"
https://www.instagram.com/reel/CzD6QNrNo6a/?igshid=bHljZ2dtandtZW51