Информация о проведении Lesson Study за декабрь-февраль 2021-2022 учебного года
Lesson Study - педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики.
Цель: повысить качество знаний учащихся через использование педагогического подхода Lesson Study как особой формы исследования в действии на уроках, направленной на совершенствование знаний в области учительской практики, на развитие профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
- реализовывать подход в рамках профессионального сообщества;
- использовать возможности в своей практике;
- выяснить наиболее эффективные способы планирования;
- увидеть плюсы и минусы в обучении детей;
- увидеть разницу между тем, что должно происходить и что происходит в реальности;
- понять, как планировать обучение, чтобы оно максимально удовлетворяло потребностям учащихся.
За истекший период 2021-2022 учебного года в рамках работы Ведущей школы нами были проведены 19 сессий Lesson Study по предметам обучения начальной школы, основного и среднего звена.
Не все запланированные серии последовательных уроков удалось провести, так как в январе и феврале в школе были введены карантинные меры в отдельных классах, связанные со сложившейся эпидемиологической ситуацией. Эти уроки перенесены на март и апрель.
В предлагаемой презентации отражена не все данные о проведенных уроках-наблюдениях LS, потому что это большой объем информации. Нами сделана выборки только некоторых уроков, проведенных педагогами как начальной школы, так и основного и среднего звена.
Ниже приводим табличные данные о проведенных уроках за декабрь-февраль этого учебного года.
ДЕКАБРЬ |
||||||
Начальная школа 2 классы |
||||||
Руководитель |
Состав группы |
ФИО учителя, у кого будет наблюдаться урок |
Тема урока |
Предмет |
Дата ( с декабря по апрель) |
Время проведения урока |
Клишина Л.А. |
Абенова С.Е. |
Адакулова Д. Б. |
Время. Единицы времени |
математика |
06.12 |
16.45 |
Садырова С.М. |
Адакулова Д. Б. |
Объединение множеств и разделение на части |
математика |
08.12 |
14.00 |
|
Начальная школа 3классы |
||||||
Руководитель |
Состав группы |
ФИО учителя, у кого будет наблюдаться урок |
Тема урока |
Предмет |
Дата ( с декабря по апрель) |
Время проведения урока |
Лобова Л.А. |
Красникова М.В. |
Гаврилова К. В. |
Решение задач. Действия с величинами |
математика |
06.12 |
14.00 |
Шарипова А.М. |
Гаврилова К. В. |
Решение задач |
математика |
08.12 |
14.00 |
|
Начальная школа 4классы |
||||||
Руководитель |
Состав группы |
ФИО учителя, у кого будет наблюдаться урок |
Тема урока |
Предмет |
Дата ( с декабря по апрель) |
Время проведения урока |
Захожая Т.Н. |
Панакшева Л.М. |
Анисимова М.Ф. |
А.Раскин: «Как папа выбирал профессию». |
Литературное чтение |
07.12.2021 |
10.00-10.45 |
Смакова Н.У. |
Анисимова М.Ф |
Л.Скрипцова: «Чудесный парикмахер» |
Литературное чтение |
09.12.2021 |
8.15-9.00 |
|
Хасанова С.Ф. |
|
|||||
Биология, физика, химия, география |
||||||
Руководитель |
Состав группы |
ФИО учителя, у кого будет наблюдаться урок |
Тема урока |
Предмет |
Дата ( с декабря по апрель) |
Время проведения урока |
Васильева О.В. |
Сатыбалдин Е.М. |
Васильева О.В. |
Электрический заряд, электризация тел, проводники и диэлектрики |
Физика (8Г) |
25.11 |
8.35-9.20 |
Сексембаева З.Ж. |
Васильева О.В. |
Закон сохранения электрического заряда, взаимодействие неподвижных зарядов, закон Кулона, элементарный электрический заряд |
Физика (8Г) |
02.12 |
8.35-9.20 |
|
Андреева Н.А. |
Сатыбалдин Е.М. |
Строение речной долины |
География (8Г) |
03.12 |
10.20-11.05 |
|
Асанова А.А. |
Сатыбалдин Е.М. |
Озера и ледники |
География (8Г) |
10.12 |
10.20-11.05 |
|
Физическая культура, НВТП, эстетический цикл, самопознание |
||||||
Руководитель |
Состав группы |
ФИО учителя, у кого будет наблюдаться урок |
Тема урока |
Предмет |
Дата (с декабря по апрель) |
Время проведения урока |
Комкова Л.В. |
Даутбекова А.Б. |
Кошмагамбетов Н.И. |
«Дорожные разметки и их характеристики» |
НВТП-11Б |
07.12.2021 |
12.55 -13.40 |
Мясникова Н.В. |
Кошмагамбетов Н.И. |
«Перевозка пассажиров и грузов» |
НВТП -11Б |
14.12.2021 |
12.55 -13.40 |
|
Ералиева Р.Ж. |
|
|||||
Шкадюк Г.В. |
||||||
Гирина А.А. |
ЯНВАРЬ |
|||||||||||
Начальная школа 1 классы |
|||||||||||
Руководитель |
Состав группы |
ФИО учителя, у кого будет наблюдаться урок |
Тема урока |
Предмет |
Дата |
Время проведения урока |
|||||
Завьялова О.А. |
Сюрсина Т.Ф. |
Гедзик А.Г. |
Решение задач
|
математика |
25.01 |
16.35 -17.20 |
|||||
Рашева Г.Т. |
Гедзик А.Г. |
Закрепление. Решение задач |
математика |
27.01 |
14.00 – 14. 45 |
||||||
Казахский язык и литература |
|||||||||||
Малгабылова М.М. |
Бейсембаева А.А. |
Молдабекова К.Ж |
Менің досым шебер |
Қазақ тілі,(3 «Б») |
19.01.2022 |
1 урок 2 смены |
|||||
Молдабекова К.Ж. |
Молдабекова К.Ж |
Қағаздан ойыншық жасадық |
Қазақ тілі,(3 «Б») |
21.01.2022 |
3 урок 2 смены |
||||||
Джунусова Т.А. |
Молдабекова К.Ж |
Қолөнер шебері |
Қазақ тілі,(3«Б») |
24.01.2022 |
3 урок 2 смены |
||||||
Жолжанова З.У. |
|
||||||||||
|
|||||||||||
Русский язык и литература, английский язык |
|||||||||||
Фролова Л.И. |
Кузнецова Т.В. |
Алшинбаева А.А. |
Музыкальная душа.Морфологический разбор имени прилагательного. |
Русский язык и литература (5ә) |
27.01 |
10.35-11.20 |
|||||
Алшинбаева А.А. |
Алшинбаева А.А. |
Волшебство музыки в творчестве К.Г.Паустовского. Имя числительное. |
Русский язык и литература (5ә) |
27.01 |
12.20-13.05 |
||||||
Серикова Т.М. |
|
||||||||||
Тихоненко М.В. |
|||||||||||
Математика/информатика |
|||||||||||
Руководитель |
Состав группы |
ФИО учителя, у кого будет наблюдаться урок |
Тема урока |
Предмет |
Дата |
Время проведения урока |
|||||
Болдырева О.В. |
Большова Е.В. |
Бакшиева К.М. |
Перевод десятичной дроби в обыкновенную дробь |
Математика (5б) |
24.01 26.01 |
5 урок 2 смены 3 урок 2 смены |
|||||
Дю Р.Е. |
Ильясов А.Д. |
Ондық бөлшек. Ондық бөлшектерді оқу және жазу. Ондық бөлшекті жай бөлшекке айналдыру |
Математика (6ә) |
20.01 24.01 |
2 урок 1 смены 6 урок 1 смены |
||||||
Кадирова А.Ж. |
|
||||||||||
Курмангалиева Г.С. |
|||||||||||
Бакшиева К.М. |
|||||||||||
|
|||||||||||
ФЕВРАЛЬ |
|||||||||||
Физическая культура, НВТП, эстетический цикл, самопознание |
|||||||||||
Руководитель |
Состав группы |
ФИО учителя, у кого будет наблюдаться урок |
Тема урока |
Предмет |
Дата |
Время проведения урока |
|||||
Комкова Л.В. |
Даутбекова А.Б. |
Ермухамбетова Д.Е. |
«Музыкальные традиции народов Европы» |
Музыка -5В кл Каб. № 303 |
22.02.2022 |
14.00 -14.45 |
|||||
Мясникова Н.В. |
Ермухамбетова Д.Е. |
«Музыкальные традиции народов Европы» |
Музыка- 5В кл Каб. № 303 |
01.03.2022 |
14.00 -14.45 |
||||||
Ералиева Р.Ж. |
|
||||||||||
Шкадюк Г.В. |
|||||||||||
Гирина А.А. |
|||||||||||
Русский язык и литература, английский язык |
|||||||||||
Руководитель |
Состав группы |
ФИО учителя, у кого будет наблюдаться урок |
Тема урока |
Предмет |
Дата |
Время проведения урока |
|||||
Фролова Л.И. |
Кузнецова Т.В. |
Алшинбаева А.А. |
Мир сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. |
Русская литература (7Д) |
24.02.21 |
24.02.2022 |
|||||
Алшинбаева А.А. |
Алшинбаева А.А. |
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка. |
Русская литература (7Д) |
25.02.21 |
25.02.2022 |
||||||
Серикова Т.М. |
|
||||||||||
Тихоненко М.В. |
|||||||||||
Начальная школа 4 классы |
|||||||||||
Руководитель |
Состав группы |
ФИО учителя, у кого будет наблюдаться урок |
Тема урока |
Предмет |
Дата |
Время проведения урока |
|||||
Захожая Т.Н. |
Панакшева Л.М. |
Хасанова С.Ф. |
И.Пивоварова: «День защиты природы». |
Литературное чтение |
11.02.2022 |
14.00-14.45 |
|||||
Смакова Н.У. |
Хасанова С.Ф. |
А.Ершов: «О защите природы». |
Литературное чтение |
14.02.2022 |
14.00-14.45 |
||||||
Хасанова С.Ф. |
|
||||||||||
Начальная школа 3классы |
|||||||||||
Руководитель |
Состав группы |
ФИО учителя, у кого будет наблюдаться урок |
Тема урока |
Предмет |
Дата |
Время проведения урока |
|||||
Лобова Л.А. |
Красникова М.В. |
Болысбекова А. Е. |
Имя прилагательное как часть речи |
русский язык |
10.02 |
15.45 |
|||||
Шарипова А.М. |
Болысбекова А. Е. |
Склонение имен прилагательных |
русский язык |
17.02 |
15.45 |
||||||
Начальная школа 2 классы |
|||||||||||
Руководитель |
Состав группы |
ФИО учителя, у кого будет наблюдаться урок |
Тема урока |
Предмет |
Дата |
Время проведения урока |
|||||
Клишина Л.А. |
Абенова С.Е. |
Саттыгулова Б. Т. |
Действие с числом 1. Пословицы – мудрость народа. |
математика |
08.02 |
9.05 |
|||||
Садырова С.М. |
Саттыгулова Б. Т. |
Уравнения на умножение и деление. Народные музыкальные инструменты |
математика |
10.02 |
9.05 |
||||||
Адакулова Д. Б. |
Составление таблиц умножения и деления с числом 3 |
математика |
01.02 |
14.00 |
|||||||
Адакулова Д. Б. |
Составление таблиц умножения и деления с числом 4 |
математика |
03.02 |
14.00 |
|||||||
|
|||||||||||
Начальная школа 1 классы |
|||||||||||
Руководитель |
Состав группы |
ФИО учителя, у кого будет наблюдаться урок |
Тема урока |
Предмет |
Дата |
Время проведения урока |
|||||
Завьялова О.А. |
Сюрсина Т.Ф. |
Крашениникова О.В |
Уравнение / Фольклорные ансамбли и инструменты
|
математика |
21.02 |
10.50 - 11.35 |
|||||
Рашева Г.Т. |
Крашениникова О.В |
Уравнение / Гостеприимство – наша традиция |
математика |
23.02 |
10.50 - 11.35 |
||||||
Выводы:
- Lesson Study успешно используется в целях совершенствования методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся по ключевым предметам в начальной и средней школе, а также, - в целях разработки концептуальных педагогических подходов, таких как оценивание для обучения (ОдО).
- LSразвивает навыки критического мышления: анализ, отбор и представление информации с целью снижения уровня тревожности в период адаптации учащихся.
3. Педагоги отметили необходимость использования данного подхода, потому что он способствует развитию и совершенствованию профессиональных навыков учителя, позволяет сфокусировать внимание на постоянной рефлексии своей деятельности, направленной на саморазвитие. Также учителя-наблюдатели отметили, что его этапы, в частности наблюдение за учащимися АВС и последующее обсуждение урока, позволяют детально отслеживать работу учащихся данных категорий и в последующем вносить коррективы в их деятельность. Есть уже примеры, что некоторые дети С стали активнее вовлекаться в работу группы и немного улучшать свои результаты обучения - это примерно 2% учащихся. Это видно по опросам, проведенным после уроков. Но в этом направлении еще предстоит много работать, поскольку таких учащихся пока немного.
4. Достигнуты следующие результаты в обучении учащихся: повышение мотивации интереса к учебе в среднем на 1%, развитие навыков самостоятельной деятельности, желание и стремление детей к высказыванию собственного мнения. Также применение групповой формы работы и активных форм обучения приводит к тому, что дети начинают искать совместное решение проблемы, стараются взаимообучать друг друга.
Проблемы:
- Самой главной проблемой является нехватка свободного времени для совместного планирования, проведения и обсуждения результатов LS.
- Не все педагоги школы умеют правильно сформулировать цели обучения, ориентированные для учащихся АВС, и, соответственно, подобрать дифференцированные задания, а также провести грамотную рефлексию в конце урока.
- Наблюдается недостаточность в уровне мотивации и активности учащихся, неумение работать в команде, делать выводы и анализировать свою собственную учебную деятельность, определении для себя индивидуальной стратегии обучения.
Заместитель директора по УВР Л.И. Фролова