"Қарағанды қаласы әкімдігінің "Қарағанды қаласының…
"Ғ. Мұстафин атындағы ЖББМ" КММ

Қазақ тілін үйренеміз

Таспен ұрғанды аспен ұр.
Бьют тебя камнем, ты бей хлебом.
Сұрақ-жауап
Барлық жауаптар: 69
Жаңа сұрақтар: 10

Сыбайлас жемқорлыққа қарсы мәдениет

   Как решить проблему коррупции?

2023-2024 учебный год

 Согласно закону РК «О противодействии коррупции»  от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК, понятие «противодействие коррупции» включает в себя профилактику коррупции, борьбу с коррупцией и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений. Задачей школы, в первую очередь, является предупреждение (профилактика) коррупции, в том числе принятие мер по выявлению и последующему устранению ее причин. Важной составляющей в формировании антикоррупционного мировоззрения учащихся, педагогов и родителей является использование потенциала воспитательной работы в школе.  Антикоррупционное воспитание в школе осуществляется как с использованием традиционных форм обучения, т.е. включение элементов антикоррупционного образования в общеобразовательные программы, так и нетрадиционных, таких как поощрение разного рода молодежных инициатив в дополнительном образовании: акции, круглые столы, диспуты и другие мероприятия. Учитывая, что основной целью антикоррупционного воспитания является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятное для его интеграции среда - социальные дисциплины:  история, литература. Понимая, что на современном этапе антикоррупционное воспитание - это не только антикоррупционное образование, а и информирование семей обучающихся,  антикоррупционное воспитание в школе требует от наших учителей методического мастерства для воспитания ценностных установок и развития способностей и навыков, необходимых для формирования у старшеклассников гражданской позиции относительно коррупции. Поэтому в  школе ведется постоянная работа в соответствии с планом на год.

В течение года проходит информирование педагогического коллектива на производственном совещании, родителей на общешкольных и классных родительских собраниях, учащихся на классных часах и уроках по истории, праву,   о стратегии антикоррупционной политики, с целью систематизировать информацию об основных направлениях осуществления антикоррупционной политики в Казахстане, а также, в частности, в школе.

В рекреации имеются  рекламки  «Не проходите мимо» по антикоррупционной деятельности в образовательном учреждения, куда можно позвонить, получить помощь от представителей  компетентных органов, методические рекомендации по обеспечению соблюдения действующего законодательства, который периодически обновляется по мере поступления новых распоряжений и инструктивно-методических писем . На  родительских собраниях родителей знакомим с работой школы по антикоррупционному воспитанию.       В течение учебного года  проходят  встречи с представителями  полиции, правоохранительных органов. Таким образом, в школе ведется разъяснительная работа среди родительской общественности, работников ОУ, всех учащихся по антикоррупционной тематике. Результатом проведенной работы стало: ознакомление учащихся с понятиями коррупция и антикоррупция, учащиеся получили знания о том, куда и как нужно обращаться в том случае, если они столкнулись с коррупцией. Учащиеся на классных часах показывают  свои  знания закона и пришли к выводу, что коррупция - это действительно угроза для общества и государства. Ученикам школы категорически запретили сбор денег . Телефоны доверия есть на рекламках, которые повесили при входе в школу и на 2 этаже.
Выводы:В течение 2023-2024 учебного года антикоррупционное образование в школе осуществляется  с использованием традиционных  форм, классные часы, встречи, анкетирования.    Основная цель антикоррупционного образования - воспитание ценностных установок и развития способностей и навыков, необходимых для формирования у учащихся гражданской позиции относительно коррупции. Жалоб со стороны родителей о сборе денег в школу не поступало. 

                                                                                                                                            Беседа

5-6 классов

Ребята, а как вы понимаете смысл понятия «честность»?

  1. Говорить правду, независимо от того, что она обрадует или огорчит собеседника.
  2. Жизнь преподносит разные ситуации, и я не всегда говорю правду.
  3. Это жизнь со спокойной совестью.

 Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде. Честность и правдивость - слова, которые очень близко стоят к слову “честь”.

Что же такое честность и правдивость?

Честность - честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность - нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим   убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.

Правдивость - склонность говорить, высказывать правду. Правдивость - положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря:

Честность - это соответствие дела данным обещаниям.

Правдивость — это соответствие слов делам.

Дайте характеристику честному человеку.

Честный человек дорожит дружбой, с уважением относится к людям. Он вызывает уважение и доверие у окружающих.

Давайте разработаем  правила честности:

  • Сказал – сделай;
  • Не уверен – не обещай;
  • Ошибся – признавайся;
  • Забыл- попроси прощения
  • Говори то, что думаешь;
  • Не можешь сказать правду - объясни, почему;
  • Не выдавай – чужую тайну.

Порядочность и честность - близнецы братья.

Ребята, а как вы думаете, что такое «порядочность»?  (Ответы )

Порядочность - это выполнение человеком своих обещаний

Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения.

Порядочность - это неспособность человека к плохим поступкам

Слово порядочность происходит от слова порядок, как   в мыслях, так и  в делах.

Что значит быть порядочным?

1. Выполнять правила поведения

2. Держать слово

3. Уважать людей

4. Быть честным

5.  Отставить справедливость

6. Поступать по совести.

     Порядочный человек сначала  подумает, а потом сделает. Он никогда никого не обидит, не ударит ребенка или женщину. Он  уважает  каждую личность и старается найти в человеке хорошее и доброе, всегда приходит на помощь тому, кому он необходим и делает это бескорыстно.

    Честный и порядочный человек – это человек, у которого развита совесть. Это тот человек, который никогда не обманет и не предаст других людей. Таким людям 100% можно довериться. Честный и порядочный человек лучше промолчит, чем скажет правду. Если он уверен, что он не справится с каким-либо делом, то он сразу же об этом скажет, чтобы быть честным.

  1. Разбор ситуации.

Ситуации

Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.

Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Твой друг совершает плохой поступок (толкается, обижает девочек, дерется).

Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Твой друг сделал что-то плохое, а тебе за него попало.

-Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?

-Если мы честны, то нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.

- А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? (да очень нужны, - Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах, и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.

Песня «Дорогою добра»

-Пусть ваша жизненная дорога пройдет под девизом правдивости и честности.

«Быть честным!»

Цели:

  • Донести до учащихся  классов понятие о взяточничестве, коррупции, формировать антикоррупционное мировоззрение.
  • Расширять кругозор учащихся, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране.
  • Воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающего поколения.

Ход мероприятия:

Учитель: Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего  классного часа- прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы:

  ложь - ……….                    нечестность - ……….

Дорогие ребята, тема сегодняшнего классного часа – «Быть честным!»

- Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о честности и правдивости человека, а ещё узнаем о коррупции, как о противоправном действии.

Готовясь к этому разговору, я провела анкетирование.

Главный вопрос  звучал так: что значит быть честным человеком?

В основном, вы написали, что честный человек – это тот, кто не обманывает, не врет и взяток не берёт.

А кто скажет, как называется человек, берущий взятку? ( Взяточник)
- Что же такое взяточничество? (Учащиеся предлагают свои варианты ответа)
Учитель предлагает найти ответ на вопрос в энциклопедическом словаре. Взяточничество- получение должностным лицом любым путём и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или не совершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица. Уголовное законодательство устанавливает ответственность за получение и дачу взятки, посредничество по взяточничеству.
- Как мы в обиходе называем всё сказанное?
Блат. По блату.
- Что предполагает блат?
Дачу взятки. Иными словами необходимо отблагодарить человека, оказавшего услугу.
-Что представляет собой взятка?
Конверт с деньгами, ценная вещь, взаимная услуга (Ты - мне, я - тебе)
- Кто такой посредник?
Человек, через которого осуществляется взятка.
- Взяточничество- это проблема нашего современного общества.

А давайте обсудим проблему в наших мини-группах.
1 группа отвечает на вопрос: - Почему люди дают взятки?
2 группа отвечает на вопрос: - Почему люди берут взятки?

(Выступают представители от групп.)
Учитель: Взяточничество- это одна из составляющих ещё более обширного явления в обществе, которое называется коррупция.
- Приходилось ли вам слышать это слово? Что оно обозначает?
( Ученики говорят, что это слово слышали в новостях, видели в газетах, затрудняются в объяснении)

О коррупции сейчас знают все. Подавляющее большинство граждан знает, что коррупция — это плохо и страдает от неё. Например:

Бывают такие случаи, когда многие не поступают в институт, потому что у них нет связей и материальной возможности.

Или долго не могут устроиться на работу по этим же причинам.

Иногда за бесплатные по закону услуги вынуждены платить.

Учитель предлагает заглянуть в энциклопедический словарь и дать определение.
Коррупция (от лат.corruptio-подкуп), процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (подкуп чиновников и общественно- политических деятелей, дача взяток и т.д.

- Как по - вашему, ребята, надо ли бороться с коррупцией?
Для общества коррупция стала одной из острейших проблем. В СМИ мы слышим о коррупции, взяточничестве. Это негативное явление в обществе. Получается это преступление! Коррупция тормозит экономическое развитие страны и ставит под угрозу любые преобразования.

А если не будет преобразований, значит, и не будет движения вперед!

вымогательства отдельными учениками денег у своих сверстников или у школьников, младших по возрасту. Это тоже наказывается.

Несмотря на принимаемые жёсткие меры по борьбе с коррупцией, всё ещё много чиновников продолжают брать взятки. Поэтому в обращении Президента говорится об ужесточении мер по борьбе с коррупцией. Центральной задачей является установление власти закона и искоренение всеобщего пренебрежения к законам.

      КГУ «ОШ им.Г.Мустафина»

Формирование антикоррупционной культуры в школьной среде является одним из основных направлений современной антикоррупционной политики.

2022-2023 учебный год

Просвещение и воспитательная работа по формированию у молодого поколения антикоррупционного сознания являются частью государственной антикоррупционной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни казахстанского общества. В этом контексте важнейшим направлением образования должно стать создание образовательной среды неприятия коррупционных проявлений, воспитание нравственно совершенных граждан, с высоким уровнем морали, не подверженных коррупции. Сегодня необходимо по-иному взглянуть на теорию и практику образовательной и воспитательной работы подрастающего поколения. Необходимость укрепления и развития гражданского общества, воспитание грамотных с правовой точки зрения граждан, обладающих необходимыми знаниями о своих гражданских правах и обязанностях, способных применять эти знания в повседневной жизни, воспринимающих коррупционные проявления как нарушение своих гражданских прав и готовых эти права защищать, становятся актуальной задачей всех образовательных учреждений Казахстана.

Принципиально важной в формировании антикоррупционной культуры является работа с подрастающим поколением. Формирование антикоррупционных стандартов поведения подростков проводится целенаправленно и системно. Немаловажную роль в этом играют добровольные школьные клубы «Адал Ұрпақ».

 Клубом было проведено множество мероприятий, и учащиеся активно участвуют и показывают свою гражданскую позицию.

К примеру,«Магазин честности», «Волонтёрство»,  Основными задачами добровольных школьных клубов «Адал Ұрпақ» являются формирование антикоррупционной культуры в школьной среде, поощрение инициатив по укреплению нетерпимого отношения к коррупции, участие в организации мероприятий антикоррупционного характера. Активное участие приняли школьники 5-8 классов клуба «Адал Ұрпақ».

В школе функционирует дебатный клуб «Альянс», миссия которого -  формирование нового поколения молодых людей, социально зрелых, активных граждан, способных критически мыслить.  В этом учебном году состоялись дебаты:

  • «Академическая честность», среди учеников 10 классов
  • «Конвенция о правах ребенка. Каждый ребенок имеет право…»,   среди учащихся 9 классов
  • «Общественное осознание опасности коррупции и ее последствий», среди учеников 9-10 классов
  • «Поколение честных и справедливых – будущее нашей страны!», среди учеников 8-9 классов

В школьной библиотеке ежегодно к 9 декабря - Международному дню борьбы с коррупцией организованы книжные выставки «Права человека», «Закон в твоей жизни». 

 

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день актуальной проблемой в сфере образования остается вопрос незаконного сбора денежных средств с родительской общественности администрацией учебных заведений.

В 2022-2023 учебном году о сборе денег жалоб в школьную администрацию не поступало. В каждом классе работает попечительский совет класса. В школе работает попечительский совет школы. На всех родительских собраниях предупреждаем родителей , о том что сбор денег запрещено в школе. На первом этаже школы висят памятки о запрещении  сбора денег в школе, указаны телефоны куда могут родители позвонить. На сайте школы есть  рубрика «Противодействие коррупции».Где есть вся информация по данной теме. Среди учащихся проводим опрос, собирают ли классные руководители деньги. Жалоб от учащихся о сборе денег не поступало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет по формированию антикоррупционной культуры среди  учащихся

КГУ «Ош им. Г. Мустафина»

2022-2023 учебный год

Наименование организации образования

Название мероприятия

Сроки исполнения

Ссылки публикаций

 

3

 

 

КГУ «ОШ им.

Г.Мустафина»

Профилактика незаконных сборов денежных средств в ходе проведения родительских собраний

ПАМЯТКА «О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ»

28.02.2023

28.02.2023

24.01.2023

https://kargoo.kz/blogs/view/55/216783

https://kargoo.kz/blogs/view/55/220933

https://kargoo.kz/blogs/view/55/220906

 

6

Мониторинг деятельности доброволных клубов «Adalurpaq» и студенческих клубов «Sanalyurpaq» в организациях образования

09.11.2022

27.10.2022

21.11.2022

https://kargoo.kz/blogs/view/55/209500

https://kargoo.kz/blogs/view/55/209503

https://kargoo.kz/blogs/view/55/208495

https://kargoo.kz/blogs/view/55/208494

https://kargoo.kz/blogs/view/55/210637

7

Круглый стол с учащимися 8 классов на тему «Коррупция  - социальная угроза»

20.02.2023

21.02.2023

1.03.2023

2.03.2023

https://kargoo.kz/blogs/view/55/219780

https://kargoo.kz/blogs/view/55/220129

https://kargoo.kz/blogs/view/55/221234

https://kargoo.kz/blogs/view/55/221240

8

Конкурс эссе, сочинений на антикоррупционную тематику среди учащихся 9-11 классов

22.02.2023

https://kargoo.kz/blogs/view/55/220177

 

14

Проведение встреч учащихся старших классов и студентов колледжей в форматеTEDх с приглашением спикеров, достигших успехов в различных сферах

23.09.2022

28.11.2022

https://kargoo.kz/content/view/55/321325392

 

15

Осуществление мониторинга работы института попечительских советов в организациях образования

В течение года

https://kargoo.kz/content/view/55/321322135

 

19

Проведение Единого часа «Адалдық сағаты» посвященного вопросам добропорядочности и академической честности

20.12.2022

 

https://kargoo.kz/blogs/view/55/213939

https://kargoo.kz/blogs/view/55/213935

https://kargoo.kz/blogs/view/55/213927

https://kargoo.kz/blogs/view/55/213819

20

Проведение дебатного турнира среди учащихся и студентов на антикоррупционную тему посвященных к Дню Республики

22.10.2022

https://kargoo.kz/blogs/view/55/208115

 

21

 

Встреча с инспектором полиции.
С учениками 7- классов была проведена профилактическая беседа на тему: « Ответственность несовершеннолетних за правонарушения». В своей беседе капитан полиции МО Серикбаева Бахытгуль коснулась ответственности за совершение таких преступлений, как кража,коррупция, вымогательство, причинение телесных повреждений, буллинг.

20.02.2023

https://wwwinstagram.com/krg_osh_mustafina/

 

22

 

В нашей школе прошла встреча учащихся с инспекторами МО полиции.

Цель : воспитание правовой культуры школьников.
Задачи:
1. Научить учащихся различать понятия шалость, злонамеренный поступок, буллинг. Коррупция, вымогательство.
2. Закрепить знания о правах и ответственности подростка.
3. Развивать такие качества, как уважение к закону, к правовым нормам.
Старший лейтенант полиции Кумарбекова Д.И., старший лейтенант полиции Аманбаева А.М., лейтенант полиции Жаксыбаев М.Б. ученикам рассказали о последствиях правонарушений и преступлений, а также объяснили, какую роль в этом играют алкоголь, наркотики, курение вымогательство, буллинг. В завершении беседы инспектора полиции призвали учащихся соблюдать внутренний распорядок образовательного учреждения, дисциплину и уважительно относиться к родителям, учителям и друг к друг

                               28.03.2023

https://www.instagram.com/krg_osh_mustafina/

 

 

  Классный час на тему «Скажем коррупции твердое «Нет»!»

Коррупция как социально - опасное  явление

Коррупция «есть корень, из которого

вытекает во все времена и при всяких

соблазнах презрение ко всем законам».

Томас Гоббс

Цель классного часа:   сформировать у учащихся  антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции.

Задачи:

дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;

сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

сформировать комплекс знаний, в коррупционных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

Оборудование и материал:  карточки-задания

Ход урока:  Организационный момент. Актуализация.

Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о коррупции.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим как такое зло, творимое людьми, ведет к деградации нашего общества. Имя этому злу – коррупция. 

I.       Мозговая атака. Какие ассоциации вызывает у вас слово коррупция? (каждый ученик называет свою ассоциацию, учитель пишет их на доске столбиком).

II.   Что означает понятие коррупция?

-Как вы думаете, что же можно назвать взяткой?

-Что такое взятка? Взяточничество?

- Какие формы коррупции, кроме взяточничества, вам знакомы? 

III.   Рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы: о какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка. (групповая работа)

Ситуации:

При нарушении правил дорожного движения , водитель Садыков И.Р.заплатил сотруднику полиции дорожного движения, который  вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Садыкова И.Р. (взятка. Риск ДТП, падение авторитета , недоверие )

Государственный служащий  Ковалев А.Н., отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов  отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями.  Растрата государственных средств – матер. урон бюджету государства )

В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах:

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

 IV.   И так, в чем же опасность такого явления как коррупция?

Такое многогранное воздействие коррупции на все сферы общества, позволяет делать вывод о том, что  для его искоренения  необходимы  системные усилия со стороны общества, государства, каждого человека.

Мы должны задуматься…

- Что может сделать каждый из нас, общество и государство для искоренения такого опасного явления как коррупция?

Профилактическая беседа

«Коррупция в образовательных учреждениях: причины и способы противодействия»

Антикоррупционное просвещение и воспитательная работа по формированию у обучающихся антикоррупционного мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по минимизации причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. На современном этапе антикоррупционное воспитание должно стать продолжением антикоррупционного образования, включить систему мероприятий, информирование семей обучающихся. Антикоррупционное воспитание и образование должны ориентироваться на формирование у обучающихся негативного отношения к коррупции.

В соответствии с планом мероприятий по противодействию коррупции  среди педагогического коллектива школы в сентябре месяце провели беседу    на тему: «Коррупция в образовательных учреждениях: причины и способы противодействия».

Директор школы Горбунова Л.В. отметила, что среди родителей учащихся и детей нельзя собирать деньги. Особое внимание Любовь Васильевна  уделила формированию антикоррупционного мировоззрения и стандарта поведения через внеурочные формы работы. 

Классный час на тему «Скажем вместе КОРРУПЦИИ НЕТ!»

Цели:1. Обобщение и углубление знаний учащихся  о коррупции проанализировать какой вред наносит коррупция развитию экономики и страны в целом, какие меры принимаются правительством по борьбе с коррупцией и ее видами.

 2. Воспитание активной жизненной позиции, желания изменить жизнь к лучшему - противостоять коррупции, чувства ответственности перед своим государством.

Ход классного часа: Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Сегодня наш классный час посвящен теме, которая будоражит наше общество много веков. Несмотря на столь огромный промежуток времени, тема эта, к сожалению, актуальна и злободневна и в наши дни. Перед вами высказывания известных людей, абсолютно разных профессий. Прочитав их, во-первых, вы поймете, что их так волновало, а во-вторых, вы определите тему нашей сегодняшней беседы. Итак, внимание на доску (на доске всплывают цитаты). Аристотель: Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль. Марк Твен: Государственный служащий: лицо, выбираемое народом, чтобы распределять взятки.  Евгений Кащеев: Коррупция пускает корни глубоко… вверх. И.А. Крылов:  Какой порядок не затей, Но если он в руках бессовестных людей, Они всегда найдут уловку, Чтоб сделать там, где им захочется, сноровку.

И.А. Крылов:  В ком совесть есть и есть закон, Тот не украдет, не обманет, В какой бы нужде ни был он, А вору дай хоть миллион - Он воровать не перестанет.

   Тема классного часа «Скажем вместе КОРРУПЦИИ НЕТ!». Сегодня мы обобщим и углубим знания о коррупции, вспомним историю возникновения этого явления в мире, в том числе, в нашей стране, определим, какой вред наносит коррупция развитию экономики и страны в целом, поговорим о документах, мерах по борьбе с коррупцией и ее видами, которые принимаются правительством. И, наконец, как мы можем противостоять коррупции, ведь каждый из нас – гражданин  Казахстана – хочет изменить жизнь к лучшему.

Ребята, скажите, с чем ассоциируется у вас слово коррупция?  взятки, подарки, воровство, вымогательство, подкуп, преступление,  лоббизм, хищение средств, шантаж, бюрократизм, корысть). Молодцы, а теперь давайте рассмотрим, что означает этот термин в википедии:

Корру́пция (от лат. corrumpere «растлевать», лат. corruptio «подкуп, продажность; порча, разложение; растление») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, подкупность, что типично для мафиозных государств. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О противодействии коррупции (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2018 г.) Коррупция – незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ;

- А как вы думаете, чем опасна коррупция для нашего общества?

- В экономике: нарушается механизм конкуренции, бизнес не может развиваться полноценно, капиталы страны вывозятся за рубеж, страна беднеет. Бюджетные деньги, которые выделяет государство на строительство школ, больниц, ремонт дорог, канализации, и т.д.), не используются должным образом, а часть их разворовывается. Средства, выделенные для населения на приобретение учебников, медикаментов, компьютеров и т.д., также не доходят до потребителя в полном объеме. В политике: люди, у которых есть деньги и связи, изменяют законы и постановления государственных органов в своих интересах, проталкивают своих людей на государственные должности, депутаты, имеющие бизнес, лоббируют свои интересы при принятии тех или иных документов, формируют поддельные списки избирателей, проталкивая себя либо своих родственников или знакомых в парламент. Наконец, растет недоверие народа к правительству.

- От коррупции страдает каждый из нас, даже если мы не сталкивались с ней напрямую в кабинетах чиновников.

 Интересные факты Из 163 обследованных стран в числе наиболее «чистых» – Финляндия (В Финляндии фактически никогда не создавалось специального закона о коррупции или специальных органов для контроля за ней. Коррупция рассматривается как часть уголовной преступности и регулируется на всех уровнях законодательства, норм и других систем контроля. Особую роль играют этические нормы.От скамьи подсудимых не застрахован даже президент.); Дания (культивируется отвращение к коррупции и всячески поощряется честный чиновник. Кроме того, человека не примут ни в одну компанию, если он наряду с трудовым договором не подпишет антикоррупционное соглашение - документ, который обязует работника не брать и не давать взятки. Даже за попытку нарушить антикоррупционное соглашение грозит увольнение); Новая Зеландия (граждане еще с младенчества получают "прививку" против коррупции) и Сингапур (очень высокие зарплаты чиновников и тюремные сроки), - правительства этих стран успешно ликвидировало все возможные каналы распространения коррупции. Интересен опыт Германии: принцип «четырех глаз», согласно которому при общении чиновника с посетителем в помещении должны находиться как минимум два человека – в некотором смысле свидетели.

В Китае до сих пор применяется смертная казнь, многие взяточники заканчивают жизнь самоубийством. Руководящим работникам и членам их семей запрещено заниматься бизнесом, содержать увеселительные заведения.

- Сколько веков человечество стремиться побороть этот страшный порок общества, но, как видим, пока безрезультатно. Каковы же причины коррупции? (Метод «Мозговой штурм»: ученики определяют причины и записывают их на доске):

низкая заработная плата – низкий уровень жизни; безработица либо нет возможности найти интересную и высокооплачиваемую работу; лень, привычка решать вопросы, не прикладывая усилий, чем сделать самому - лучше заплатить;

преобладание материальных ценностей над нравственными; незнание законов;

безнаказанность порождает беззаконие - переступив черту один раз, переступишь и второй; легкий дополнительный заработок; моя хата с краю – ничего не знаю; мой Бог – деньги; нежелание меняться: дед давал взятки, отец давал, и я буду давать, так устроен мир – ты мне, я тебе.

 -Коррупция наносит существенный ущерб и препятствует экономическому росту и развитию в интересах общества в целом, приводит к уменьшению богатства страны и снижению уровня жизни.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О противодействии коррупции
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2018 г.)

 См: Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 113-р «О мерах по реализации законов Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции»

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере противодействия коррупции и направлен на реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Законе

Содержащиеся в настоящем Законе понятия применяются в следующем значении:

1) лицо, занимающее ответственную государственную должность, – лицо, занимающее должность, которая установлена Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, в том числе депутат Парламента Республики Казахстан, судья, а равно лицо, занимающее согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе политическую государственную должность либо административную государственную должность корпуса «А»;

2) должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органахсубъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;

См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года № 8 «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений»

3) лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, – государственный служащий в соответствии с законами Республики Казахстан о государственной службе, депутат маслихата, а также лицо, временно исполняющее обязанности, предусмотренные государственной должностью, до назначения его на государственную службу;

4) лицо, приравненное к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, – лицо, избранное в органы местного самоуправления; гражданин, зарегистрированный в установленном законом Республики Казахстан порядке в качестве кандидата в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборного органа местного самоуправления; служащий, постоянно или временно работающий в органе местного самоуправления, оплата труда которого производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан; лицо, исполняющее управленческие функции в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора, служащие Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств;

5) конфликт интересов – противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к ненадлежащему исполнению ими своих должностных полномочий;

6) коррупция – незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ;

7) антикоррупционная политика – правовые, административные и организационные меры, направленные на снижение коррупционных рисков, повышение доверия общества к деятельности государственных органов, и иные меры в соответствии с настоящим Законом;

8) антикоррупционные ограничения – ограничения, установленные настоящим Законом и направленные на предупреждение коррупционных правонарушений;

9) противодействие коррупции – деятельность субъектов противодействия коррупции в пределах своих полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по формированию антикоррупционной культуры в обществе, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений и устранению их последствий;

Подпункт 10 изложен в редакции Закона РК от 06.04.16 г. № 484-V (см. стар. ред.)

10) уполномоченный орган по противодействию коррупции – центральный исполнительный орган в сфере государственной службы и противодействия коррупции и его ведомство, их территориальные подразделения, осуществляющие в пределах своих полномочий функции по реализации антикоррупционной политики Республики Казахстан и координации в сфере противодействия коррупции;

11) коррупционное правонарушение – имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность;

12) коррупционный риск – возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;

13) предупреждение коррупции – деятельность субъектов противодействия коррупции по изучению, выявлению, ограничению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, путем разработки и внедрения системы превентивных мер.

В Законе Республики Казахстан «О противодействии коррупции»определено понятие «формирование антикоррупционной культуры», под которым понимается «деятельность, осуществляемая субъектами противодействия коррупции в пределах своей компетенции по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции».

«Антикоррупционное образование – непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного развития и формирования активной гражданской позиции неприятия коррупции личностью.

Антикоррупционное воспитание осуществляется как с использованием традиционных форм обучения, т.е. включение элементов антикоррупционного образования в общеобразовательные программы, так и  через акции, ученические конференции, круглые столы, диспуты и другие мероприятия.

В своей работе мы опираемся на следующие нормативно правовые базы:

Нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции

Антикоррупционная стратегия на 2015-2025 годы

Закон Республики Казахстан О противодействии коррупции

Правила проведения внешнего анализа коррупционных рисков ПП РК от 04 декабря 2017 года № 806

Правила проведения внешнего анализа коррупционных рисков Указ Президента РК от 29 декабря 2015 года № 155

Типовые правила проведения внутреннего анализа коррупционных рисков Приказ АДГС от 19.10.2016 г. № 12

Закон РК О противодействии коррупции с изм. на 26.11.2020 г.

Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы

О противодействии коррупции

«Противодействие коррупции», в котором размещены рубрики:  

    1. Положение о комиссии по противодействию коррупции.

    2. План работы по противодействию коррупции.

    3.  Отчёт о работе комиссии по противодействию коррупции.

    4. Состав комиссии по противодействию коррупции.

   5. Памятка о составах коррупционных преступлений- проведены профилактические мероприятий (лекции) с работниками учреждения образования и учащимися по устранению причин и условий, способствующих коррупции;