В рамках недели естественнонаучной грамотности во в 2 "Д" классе была проведена выставка рисунков на тему " Зеленая планета".
17 апреля коллектив КГУ "ОШ им. Г. Мустафина" вышли на городской субботник
В рамках недели естественнонаучной грамотности выставка рисунков "Зелёная планета'' в 1Е классе.
Выпускники КГУ " ОШ им. Г. Мустафина " приняли активное участие в городском субботнике.
КГУ « ОШ имени Г.Мустафина»
Классный час на тему:
«Кто природу губит,тот свой край не любит»
Классный руководитель 7 «А»класса:
Малгабылова Макен Мажитовна
Караганда - 2021
Классный час на тему :«Кто природу губит, тот свой край не любит»
Цельклассного часа:Воспитание любви к родному краю, его природе, гордости за свой край, осознания моральной ответственности за судьбу Земли. Воспитание активной жизненной позиции, гражданственности и духовной нравственности.
«Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».
Е.Евтушенко
Ход классного часа:
Учитель: - Любовь к природе… Тема не новая, знакомая каждому. А умеем ли мы по-настоящему ценить природу? Ведь чтобы ценить и любить природу надо суметь увидеть ее неповторимые красоты, воспринять их своими чувствами. Человек инертный не любознательный не полюбит ни яркий цветок на лугу, ни звонкую птичку на лесной опушке.
Мы с вами живем в доме со стенами, крышей, полом. Но выходя за порог обычного дома мы оказываемся в другом доме – природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал растения. Шло время, и человек научился многому. А давайте сейчас сравним обычный дом и дом под названием природа. Что в них общего?
Свет (лампочка и солнце)
Тепло (солнце и обогреватель)
Вода (Дождь и душ)
Воздух (Ветер и вентилятор)
Вулкан и пламя в газовой плите
Снег и холодильник
Дикие животные в природе и домашние животные дома
Растения
В любом доме должно быть тепло, свет, воздух, и растения. Все это есть в природе и если мы приглядимся:
Какие чудные картины
Мир открывает нам порой:
В травинках лучик золотой,
Серебряная паутина.
А сколько дивной красоты
В хрустальной капельке росы,
В дождинке, по стеклу скользящей,
И в легкой дымке над рекой
Мир удивительный такой
К нему присматривайся чаще.
Природа имеет 4 закона, которые человек должен знать:
- Все связано со всем. (Если уничтожить беркута, пропадут и куропатки. Нет комаров – нет и рыбы)
- Все должно куда-то деваться. (Ничто не исчезает бесследно, в т. ч. и мусор, который закапывают или сжигают – отравляется воздух, болеют люди).
- Ничто не дается даром. Все что мы выигрываем у природы, она заберет у нас другими путями. (Уничтожили воробьев – вредители съели весь урожай.)
- Природа знает лучше. (Человек желая улучшить природу, нарушает ход естественных процессов). У природы нет никаких отходов, для любого органического вещества существует фермент, который разлагает его. А человек создает громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, а накапливаются и загрязняют ее. Биогумус из мусора – производит червяк, созданный калифорнийскими учеными.
Какой закон нарушают дворники, поджигая сухие листья? (2 закон).
Какой закон нарушается, если завод сбросил в реку сточные воды, загрязненными ядовитыми веществами? (1 и 2 законы).
Учитель: - Сегодня мы говорили, какая красивая наша природа, узнали ее законы. Выполнение этих законов важнейший признак экологической культуры. Но нужна еще и экология души. Посмотрите на эпиграф к нашей беседе. Это строки поэта Евгения Евтушенко (прочитать).
О чем говорит здесь поэт? (беречь природу, нельзя убивать зверей, нужно любить самую маленькую былинку).
Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? (жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, подлость, бездушие)
Это все плохое, что есть в человеке, все его плохие качества. Именно они мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу и защитить ее.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Учитель: - Чтобы мы не остались одни на планете надо ее беречь. Как вы думаете, с какими бы пожеланиями обратилась к нам природа? Составим обращение к ребятам от имени природы.
- Не шуметь, не кричать, особенно когда птицы высиживают и выкармливают птенцов.
- Нельзя ловить и брать домой животных и их детенышей.
- Подкармливать животных и т. д.
Учитель: - Чтобы выполнять эти правила, какие мы должны быть? (Ответы детей)
О, как природа-мать терпима и добра
Но чтоб ее лихая участь не постигла
Давайте сохраним на стрежнях осетра,
Касатку в небесах, в таежных дебрях тигра.
Учитель: - Я уверена, что каждый из вас, будет с любовью относиться к окружающей среде, будет беречь и постоянно охранять её. Окружающая нас природа удивительна и разнообразна, а мы её очень мало знаем, поэтому читайте больше книг о природе, берегите природу. Любить природу – значит любить Родину.
" Кто природу губит, тот свой край не любит"
КГУ « ОШ имени Г.Мустафина»
Классный час на тему:
«Кто природу губит,тот свой край не любит»
Классный руководитель 7 «А»класса:
Малгабылова Макен Мажитовна
Караганда - 2021
Классный час на тему :«Кто природу губит, тот свой край не любит»
Цельклассного часа:Воспитание любви к родному краю, его природе, гордости за свой край, осознания моральной ответственности за судьбу Земли. Воспитание активной жизненной позиции, гражданственности и духовной нравственности.
«Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».
Е.Евтушенко
Ход классного часа:
Учитель: - Любовь к природе… Тема не новая, знакомая каждому. А умеем ли мы по-настоящему ценить природу? Ведь чтобы ценить и любить природу надо суметь увидеть ее неповторимые красоты, воспринять их своими чувствами. Человек инертный не любознательный не полюбит ни яркий цветок на лугу, ни звонкую птичку на лесной опушке.
Мы с вами живем в доме со стенами, крышей, полом. Но выходя за порог обычного дома мы оказываемся в другом доме – природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал растения. Шло время, и человек научился многому. А давайте сейчас сравним обычный дом и дом под названием природа. Что в них общего?
Свет (лампочка и солнце)
Тепло (солнце и обогреватель)
Вода (Дождь и душ)
Воздух (Ветер и вентилятор)
Вулкан и пламя в газовой плите
Снег и холодильник
Дикие животные в природе и домашние животные дома
Растения
В любом доме должно быть тепло, свет, воздух, и растения. Все это есть в природе и если мы приглядимся:
Какие чудные картины
Мир открывает нам порой:
В травинках лучик золотой,
Серебряная паутина.
А сколько дивной красоты
В хрустальной капельке росы,
В дождинке, по стеклу скользящей,
И в легкой дымке над рекой
Мир удивительный такой
К нему присматривайся чаще.
Природа имеет 4 закона, которые человек должен знать:
- Все связано со всем. (Если уничтожить беркута, пропадут и куропатки. Нет комаров – нет и рыбы)
- Все должно куда-то деваться. (Ничто не исчезает бесследно, в т. ч. и мусор, который закапывают или сжигают – отравляется воздух, болеют люди).
- Ничто не дается даром. Все что мы выигрываем у природы, она заберет у нас другими путями. (Уничтожили воробьев – вредители съели весь урожай.)
- Природа знает лучше. (Человек желая улучшить природу, нарушает ход естественных процессов). У природы нет никаких отходов, для любого органического вещества существует фермент, который разлагает его. А человек создает громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, а накапливаются и загрязняют ее. Биогумус из мусора – производит червяк, созданный калифорнийскими учеными.
Какой закон нарушают дворники, поджигая сухие листья? (2 закон).
Какой закон нарушается, если завод сбросил в реку сточные воды, загрязненными ядовитыми веществами? (1 и 2 законы).
Учитель: - Сегодня мы говорили, какая красивая наша природа, узнали ее законы. Выполнение этих законов важнейший признак экологической культуры. Но нужна еще и экология души. Посмотрите на эпиграф к нашей беседе. Это строки поэта Евгения Евтушенко (прочитать).
О чем говорит здесь поэт? (беречь природу, нельзя убивать зверей, нужно любить самую маленькую былинку).
Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? (жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, подлость, бездушие)
Это все плохое, что есть в человеке, все его плохие качества. Именно они мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу и защитить ее.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Учитель: - Чтобы мы не остались одни на планете надо ее беречь. Как вы думаете, с какими бы пожеланиями обратилась к нам природа? Составим обращение к ребятам от имени природы.
- Не шуметь, не кричать, особенно когда птицы высиживают и выкармливают птенцов.
- Нельзя ловить и брать домой животных и их детенышей.
- Подкармливать животных и т. д.
Учитель: - Чтобы выполнять эти правила, какие мы должны быть? (Ответы детей)
О, как природа-мать терпима и добра
Но чтоб ее лихая участь не постигла
Давайте сохраним на стрежнях осетра,
Касатку в небесах, в таежных дебрях тигра.
Учитель: - Я уверена, что каждый из вас, будет с любовью относиться к окружающей среде, будет беречь и постоянно охранять её. Окружающая нас природа удивительна и разнообразна, а мы её очень мало знаем, поэтому читайте больше книг о природе, берегите природу. Любить природу – значит любить Родину.
Человек - дитя природы, поэтому вне природы и без природы невозможно существование человечества. Человек должен всё время помнить, что он совершеннейшее творение природы и именно ему природа доверила своё будущее.
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри се
Е. Евтушенко
Согласно плану мероприятий по экологическому образованию школьников в рамках Акции «Эко Асар» на странице «Читаймер: время читать» библиографический обзор художественных произведений по экологии.
"Детская безопасность в период летних каникул"
"Жазғы демалыс кезіндегі балалар қауіпсіздігі"
В КГУ "ОШ им. Г. Мустафина" 10 апреля учителя и учащиеся стали активными участниками акции " Эко Асар"-"Чистый двор", направленного на благоустройство территории школы. Учителя и учащиеся обратились с призывом к жителям микрорайона поддержать нашу инициативу и вместе с нами сделать наш город чище.:
КГУ «ОШ ИМЕНИ ГАБИДЕНА МУСТАФИНА»
Классный час на тему
«У ЗЕМЛИ ЕСТЬ ТЕМПЕРАТУРА»
5А класс
Классный руководитель Кокина А.З.
ҚАРАҒАНДЫ, 2021
Цель: воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.
Задачи:
1. Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.
2. Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание взаимодействовать с природой.
3. Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
У нас у всех есть день рождения! И у нашей планеты тоже должен быть день рождения. Во всем мире 20 марта празднуется День Земли. Причем в календаре международных праздников существуетдва Дня Земли- 20 марта, а второй 22 апреля. Первый имеет миротворческую и гуманистическую направленность, второй- экологическую . Это день рождения и защиты наших лесов, рек, озер, животных, птиц, насекомых- это день защиты нашей природы.
Сегодня День Земли- всемироное движение гражданских инициатив в защиту планеты как общего глобального Дома, объединящее множество различных мероприятий и акций, как природоохранных и экологических, так и миротворческих. Это не столько праздник, сколько повод еще раз задуматься о проблемах взаимоотношений человка и окружающей среды, проблемах взаимоотношений человека и окружающего мира.
Наша планета- Земля,
Очень щедра и богата, Горы, леса и поля
Это дом наш родной!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим!
Задумайтесь только: планете Земля больше четырех с половиной миллиардов лет! И по своему возрасту, она лишь немного уступает Солнцу , которому на десять миллионов лет больше. Именно поэтому так многочисленны удивительные и интересные факты о планете
А для вас выступают студентки нашй группы __________________________________
НОМЕР 1: ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПЛАНЕТЕ Земля
А знаете ли вы,что нашей планете более чем 4,5 млрд. лет. Последние исследования показали, что Земля совсем немного младше Солнца – она появилась всего на 10 миллионов лет позже.
«Долина смерти» в штате Калифорния, США считается самым жарким местом на Земле. В 1917 году в течение 43 дней там держалась температура свыше 48,9 градусов по Цельсию. Однако в Ливии есть местечко Аль-Азизиа, где максимальная зафиксированная температура воздуха составила 57,8 градусов по Цельсию.
А самым холодным местом на Земле считается Полюс Недоступности в Антарктиде. Среднегодовая температура там составляет -57.8 градусов по Цельсию.
Точно сказать трудно, но по приблизительным подсчетам около 1000 миллионов грамм или 1000 тонн выпадает пыли через атмосферу на Землю за год
Температура в центре Земли составляет примерно 3870 градусов по Цельсию. С приближением к центру Земли на один километр температура в среднем возрастает на 20 градусов по Цельсию.
Всего на Земле около трех миллионов кубических километров пресной воды. Большая ее часть находится на глубине 1 километра под земной поверхностью.
Первый час земли организовал в 2007 году WWF Австралии. Час Земли- это международная акция в ходе которой призывает выключить свет на один час в знак неравнодушия к будущему планеты… В 2017 году международный Час Зе мли состоялся в 10-й раз – акция проводилась в субботу 25 марта и наша область тоже не исключение также приняла участие в этой акции. Цель Часа Землине в том,чтобы сэкономить электричество. Это акция- символ бережного отношения к природе .Из года в год это мероприятие позволяет привлечь внимание к необходимости ответственного отношения к окружающему миру . Сегодня Час Земли – это самая массовая экологическая акция на планете.
ВИДЕО ФИЛЬМ Интересные факты о планете Земля
Человек – элемент биосферы. Все жизненные ресурсы – воздух, пищу, воду – он получает из биосферы. В биосферу же человек сбрасывает отходы – бытовые и промышленные. Долгое время такая человеческая деятельность не нарушала равновесие биосферы. Однако в последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество активно вторглось в живой мир Земли. В результате этого вторжения возникли острые проблемы: истощение природных ресурсов, гибель ряда видов растений и животных, загрязнения и отравления среды промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами, разрушение естественных экосистем (озер, лесов). Все неблагоприятные изменения в биосфере воздействуют как на животных и растительный мир, так и на человека.
Загрязнители попадают в почву и водоемы, накапливаются в тканях растений и животных, а через них – в организме человека.
Различные вещества, полученные химическим синтезом, часто усиливают мутационные процессы у человека. Понятно, что это может приводить к возникновения различных врожденных и наследственных аномалий. Поэтому защита от загрязнений приобретает глобальное значение для нас самих и наших потомков.
В связи с нарастающим антропогенным прессом на атмосферу и гидросферу в биосфере начались климатические сдвиги, связанные с так называемым парниковым эффектом. Некоторые газы, подобно стеклу, поглощают инфракрасное излучение, испускаемое земной поверхностью, и тем самым способствуют сохранению тепла в атмосфере. Это явление называют парниковым эффектом. Газы, способствующие накоплению тепла – это CO2, CH4, N2O и фреоны, которые в XX в. начали применяться для распыления лаков и красок, в качестве хлад–агентов в холодильниках и кондиционерах.
Концентрация углекислого газа CO2 в атмосфере сегодня по сравнению с 1969 г. увеличилась в 2 раза, содержания метана CH4 также почти удвоилось.
Глобальный нагрев атмосферы связан на 50% с CO2, на 18% – с CH4, на 14% – с фреонами и на 18% – с другими газами, включая N2O. Если содержание в воздухе этих газов будет расти такими темпами, то к 2025 г. температура атмосферы повысится на 10°С, а к концу XXI столетия – на 30°С. Даже малые, но быстрые изменения температуры могут иметь громадные последствия для климата и обитателей Земли. Например, крупные изменения в природе могут быть связаны с погодой: увеличением числа экстремально жарких дней, длительной засухой, страшными ураганами, штормами и смерчами, причудливой и непредсказуемой сменой погоды. Потепление может изменить привычную схему зарождения тайфунов, вызвать усиление опустынивания в Африке, стать причиной гибели тропических лесов.
Частичное таяние льдов и подъём уровня Мирового океана, вызванный потеплением, приведет, например, к затоплению 25% культивируемой дельты Египта, а в Бангладеш под водой может оказаться от 12% до 28% территории страны.
Изменение климата может привести к усилению голода в странах третьего мира, ужесточению конфликтов из–за воды рек, используемых несколькими странами, к росту числа беженцев.
Таким образом, парниковый эффект – одна из важных экологических проблем, на которую нужно обратить особое внимание.
Одной из экологических проблем является проблема нарушения озонового слоя.
Озон содержится в атмосфере, и его роль в жизни на планете велика. Озоновый слой поглощает, не пропуская к поверхности Земли, ультрафиолетовое излучение Солнца, смертоносное для живых организмов. Уже ряд лет отмечается ослабление озонового слоя, что связано с попаданием в верхние слои атмосферы N2O и фреонов. С 1980-х гг. появился новый феномен – образование озоновых дыр, которые обнаружены над Антарктидой и Северным полюсом. Ученые опасаются, что озоновые дыры могут в ближайшее время возникнуть над Скандинавией, Россией, Канадой.
Возрастание дозы ультрафиолетового излучения вызывает увеличение заболеваний раком кожи и катарактой, приводит к уменьшению продукции моря, повреждению лесов. В конце 1980-х гг. 50стран подписали соглашение в Монреале. Оно предусматривает снижение производства фреонов на 50%. Это одна из мер, принятых по защите озонового слоя.
Серьёзной экологической проблемой является загрязнение атмосферы в результате выброса в неё промышленных отходов. Это оксиды углеводорода, азота, серы, тяжелые металлы. Р. Киплинг в своем стихотворении писал:
«Я худшую смерть
Предпочту работе
На ртутных рудниках,
Где крошатся зубы во рту…»
Ртутное загрязнение нашей планеты стало страшной угрозой уже со второй половины ХХ столетия. Оно приводит к массовым отравлениям в разных странах земного шара (Иран, США, Япония).
В атмосферу ежегодно поступают сотни миллионов тонн загрязнений. Особую тревогу вызывает загрязнение воздуха сернистым газом SO2, порождающее кислотные дожди. Последствия кислотных дождей для биосферы исключительно тяжелые. Озера, реки и пруды превращаются в безжизненные водоемы, гибнут сообщества животных и растений. В США около 200 озер лишились рыбы. В Швеции 20% озер уже мертвы или умирают. Кислотные дожди – одна из главных причин гибели лесов. Этот список можно было бы продолжить.
Как видите, возникла проблема: человек должен защитить себя и среду своего обитания от собственного воздействия на нее. Одним из первых шагов в решении этой проблемы является принятие в рамках ООН «Декларации о малоотходной и безотходной технологии и использовании отходов».
Большое значение приобретают биохимические способы очистки сточных вод, обезвреживание газообразных отходов.
К экологическим проблемам, вызывающим большую тревогу, относятся также загрязнение воды рек, морей и даже океанов, истощение подводных вод. Бесконтрольное потребление воды для полива и промышленных предприятий, уничтожение водоохранных лесных массивов и осушение верховых болот приводит к пересыханию малых рек. Чрезмерное расширение поливных площадей оказалось одной из причин гибели Аральского моря.
Загрязнение водоемов отходами промышленности превращает их в сточные канавы. Обитатели рек и морей погибают под слоем нефтепродуктов, которые препятствуют насыщению воды кислородом из воздуха.
Уничтожение лесов также вызывает беспокойство. Из–за глобального загрязнения атмосферы, воды и почвы началось массовое заболевание и гибель лесов Европы и Северной Америки. Вследствие интенсивных рубок уничтожены хвойные леса Центральной России.
В народе говорят: «Много леса – не руби, мало леса – береги, нет – леса посади». Другая поговорка: «Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, а тысяча – пустыню». Мы об этих истинах забыли.
«Ғ. Мұстафин атындағы жалпы білім беретін мектеп» КММ
ТӘРБИЕ САҒАТЫ:
«Жердің температурасы бар»
Сынып жетекшісі:Хамитова А.Ж
Сынып: 5 «ә»
Қарағанды, 2021
Тәрбие сағатының тақырыбы:«Жердің температурасы бар»
Тәрбие сағаттың мақсаты:Оқушыларды әлемдегі көмірқышқыл газ шығарындыларының өсуі проблемасымен таныстыру. Жалпы сыныптық пікірталас барысында осы проблеманы шешу жолдарын оқушылармен талқылау. Бөлімдер білімін бекіту және жүйелендіру.
Тәрбие сағаттың барысы:Оқушыларға жаһандық жылыну, көмірқышқыл газы және парниктік әсер туралы мәліметтер айтылды. Оқушылар өз кезегінде мәтінмен жұмыс жасап термин сөздерді анықтады; кестедегі деректерін пайдала отырып, 1750 жылдан бастап 2000 жылдар аралығындағы кезеңде Жердің халқы және әлемде көмірқышқыл газ шығарындыларының көлемі қалай өзгергенін дәптерлеріне графикалық түрде көрсетті.
Ауа райы — атмосфераның жергілікті жердегі белгілі бір уақытта немесе уақыт аралығында (тәулік, ай) байқалатын құбылмалы жағдайы. Ол көбіне атмосф-ның төменгі тропосфера қабатының күйімен сипаттайды. Себебі, А. р-н өзгертетін негізгі процестер осы қабатта дамиды. Бірақ, әртүрлі биіктіктегі атмосф. процестер бір-бірімен тығыз байланыста болады, сондықтан жер бетіндегі А. р-ның өзгеру себептерін білу үшін атмосфераның жоғарғы биік қабаттары зерттеледі. А. р. метеорол. өлшемдермен (температура, қысым, жел, ауа ылғалд., бұлттылық, атмосфералық жауын-шашын) және атмосфералық құбылыстармен (тұман, найзағай, боран, дауыл т.б.) сипатталады. Жер бетіндегі А. р-ның өзгеруі тіршілікке, табиғатқа елеулі ықпал жасайды. А. р-ның көп жылдық режимі климат деп аталады.
Ауа райы бұзылар алдындағы белгілер:
- Будақ бұлттар кешке қарай тарап кетпей, қайта көбейіп, қалыңдай түседі.
- Ертеңгі және кешкі күн шапағы қызғылт түсті болады.
- Түнгі және күндізгі температураның айырмасы азаяды.
- Кешке қарай жел тынбайды, қайта күшейеді.
- Шық және қырау түспейді.
- Күн немесе Ай қораланады.
- Ауа қысымы төмендейді.
КГУ «ОШ им. Г. Мустафина»
Классный час
«Табигатты сақтандар – Берегите природу»
Подготовила и провела:
Классный руководитель 4Г класса
Абенова Сабина Ергалиевна
Караганда - 2021
https://www.youtube.com/watch?v=_wE4eaBNN3c Презентация
https://www.youtube.com/watch?v=fismiAcqXOE Улыбка природы
Классный час
«Табигатты сақтандар – Берегите природу»
Цели:воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому,
помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств.
Задачи:
* учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе;
* развивать познавательные, творческие и коммуникативные способности;
* воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях;
* формировать у детей представление о необходимости сохранения
окружающей природы;
* формировать умение видеть красоту родной природы.
Оборудование: компьютер, презентация,
(желтые, красные, зеленые) для игры «Экологический светофор». Лепестки цветка.
Эпиграф:
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е. Евтушенко
Ход классного часа
I. Психологический настрой.
Учитель:
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.
II. Постановка цели классного часа.
Учитель:
-Тема нашего классного часа будет такова …Сейчас я загадаю вам загадки и тогда я думаю, поймете.
1) Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь, и прятаться начнут.
Что это?
(дождь)
2) Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, и не пекарь, а печет?
(солнце)
Учитель:
-Ребята, что это все?
Ученики: - Природа.
Учитель: Да, это природа .
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
Учитель: Итак, ребята, какова же тема сегодняшнего классного часа?
Ученики: «Береги природу!»
Учитель: Да, это и будет темой нашего классного часа. Вы сами
сформулировали ее.
(Открывается запись на доске «Береги и люби природу», эпиграф)
Учитель: К эпиграфу мы еще вернемся в конце урока.
Учитель: Сегодня мы постараемся выяснить и ответить на вопрос: «Зачем же надо любить и беречь природу?».
Ученик:
Смотрю на глобус - шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги.»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги.»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек».
В тебя мы верим, не солги,
«Ты береги нас, береги.»
Учитель: Планета Земля, на которой мы живем, огромна и прекрасна!
Ученик:
Посмотрите!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг - природа!
Учитель: Да, чудесен и таинственен мир природы. Чтобы вся эта красота была всегда. Мы должны природу... (охранять и оберегать). Чтобы оберегать природу, надо ее... (любить). А чтобы любить надо ее... (знать). А чтобы знать многое о природе надо учиться, т.е. знать «экологические правила поведения в природе».
III. «Мы твои друзья, Природа!» (проблемные ситуации)
Учитель: Сейчас мы с вами разберем несколько ситуаций 1группа: «Отправляясь в гости к природе, не будьте только просителями
ее даров. Будьте друзьями, заботливыми хозяевами». Как вы это понимаете?
2 группа: «Весной в лесу вы увидели раненую березу, плачущую березу,
которая от потери сока может погибнуть.» Что будете делать?
IV. Игра «Экологический светофор»
ученика кружки 3 цветов: зеленый, желтый, красный)
Учитель: Сигналы этого светофора означают тоже самое, что и на проезжей
части дороги.
Красный свет - природе вред!
Желтый - осторожно!
Свет зеленый - как красиво!
Скажет лес тебе «спасибо!»
Итак, красный свет - зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.
Желтый свет - чтобы мы соблюдали определенные правила поведения.
Зеленый свет - это, когда мы для природы делаем добрые дела.
Учитель: Такая ситуация. (Слайд )
Мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке.
Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду
рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.
Мальчик взял:
* Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера. (желтый свет)
* Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра. (красный
свет)
* Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра. (красный свет)
* Магнитофон, чтобы послушать новые записи. (красный свет)
* Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он
посадил прошлый раз по краю оврага. (зеленый свет)
* Пакет с хлебом, крупой для уток живущих на озере. (зеленый свет)
* Сачок для ловли бабочек. (красный свет)
* Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей. (желтый свет)
Учитель: Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес, чтобы не навредить
природе!
V. Физминутка «Покажи мне мир природы»
(Дети показывают движения)
Учитель: На зарядку солнышко поднимает нас.
Дети по лесу гуляют,
За природой наблюдают.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки
Плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже покажем
Крылья сложили назад.
1) В лесу ходи по тропинкам и дорожкам. Помни... (в траве обитает много
маленьких животных, которых можно нечаянно раздавить. Кроме того от
ходьбы уплотняется почва, оголяются корни деревьев, погибают редкие
растения).
2) Не рви цветы охапками... (сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян. Не будет семян - не будет и цветущих растений).
3) Не разрушай муравейники… (муравьи по хвоинке, по соломинке, долго
строят свой дом, любой труд надо уважать. Муравьи - санитары леса, они не
дают сильно размножаться насекомым-вредителям).
4) Не оставляй мусор в лесу. Помни... (это дом для животных, в нем должно быть чисто. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки).
5) Не лови зайчат, ежат, бельчат и других животных… (лес - их родной дом, им будет плохо в твоей квартире).
6) Многие не любят эту птицу, она губит чужих птенцов. И все-таки она очень полезная - уничтожает много опасных гусениц, даже таких, которых не едят другие птицы. Что это за птица? (кукушка)
Слайд
Учитель: Мы сегодня много узнали вспомнили экологические правила
поведения в природе. Теперь нарисуйте от каждой группы свой
экологический знак. Постарайтесь в нем отразить то правило, о котором мы не говорили (могут быть варианты: скворечник, кормушки, цветок и бабочка,
пожар в лесу, заводы и т.д. ).
(под фонограмму лесных голосов)
Знаки, которые нарисрвали дети, вывешиваются на доску.
Учитель: Хотелось бы, чтобы вы о этих правилах не забывали и напоминали
окружающим вас людям. Ведь то, какой будет наша планета - Земля, зависит от каждого из нас - людей.
Ученик:
Давайте, люди, дружить друг с другом.
Как птицы с небом, как ветер с лугом.
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной похожей нету!
VII. Заключительная беседа « Убивай зверей внутри себя»
Учитель обращается к эпиграфу, написанному на доске:
- Это строки поэта Евгения Евтушенко.
- О чем говорит поэт? (предполагаемые ответы: надо беречь и любить
природу, нельзя убивать зверей)
- Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Как вы это понимаете?(это
жадность, глупость, злоба, трусость, подлость, бездушие...)
- Да, ребята, вы правы! Звери внутри нас - это плохие качества характера,
которые мешают нам полюбить друг друга, полюбить мир, полюбить природу.
И мы должны постоянно убивать этих зверей в своем сердце. Тогда наши
экологические знания пойдут на пользу природе, а значит и жизни на Земле.
Фильм «Жестокость»...
Ученик:
Обращение природы
Человек, я жива еще, я дышу.
Человек, не говори мне: «Я спешу!»
Человек! Послушай меня!
Человек, отличи ночь от дня.
Не гони меня, человек, прочь,
Человек, ты мне можешь помочь.
Я тебя еще могу простить...
Человек, а ты сможешь любить?!
Полюби, человек, мир!
Мне не надо в атмосфере дыр.
Человек, погляди вокруг!
Это — слышишь? - воды звук...
Не трави, человек, рек!
Не умри от жажды, человек...
Не руби, человек, лесов
И не куй мне, человек, оков.
Человек, перестань убивать,
Перестань меня, человек, пытать!
VIII. Рефлексия
Учитель: Итак, вначале классного часа мы поставили цель: беречь и любить
природу. Зачем нам это надо? (чтобы жить, а это значит, чтобы воздух, вода были чистыми; птицы, звери, растения - не вымирали), т.е. чтобы природа была жива, а для этого нужен порядок и чистота. Все в природе взаимосвязано.
-А чтобы жить надо природу...? - беречь и любить.
Помни:
Озера - глаза Планеты!
Реки - вены Планеты!
Леса - легкие Планеты!
Цветы - украшение Планеты!
Учитель: Классный час «Береги природу» заканчивается.
Так давайте же беречь и любить природу!
Спасибо, ребята, за работу!
КГУ «ОШ им. Г. Мустафина»
Методическая разработка классного часа в 7 «В» классе на тему
«День Земли. Воды и Чистого воздуха»
Подготовила и провела:
Классный руководитель 7В класса
Масленикова Татьяна Анатольевна
Караганда - 2021
День Земли. Воды и Чистого воздуха.
Девиз: «Сохранить природу - сохранить жизнь»
Цели: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.
Эпиграф:
Нельзя допустить, чтобы люди
направляли на своё уничтожение
Те силы природы, которые они
Сумели открыть и покорить.
Ф. Жолио-Кюри(слайд)
Ход брифинга
I. Вступительное слово учителя о значении природы для человека.
Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес - единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой -вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.
Это чудо - Природа. Человек - ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу - сохранить жизнь» - тема брифинга.
В нашем брифинге принимают участие: экологи, медицинские работники, экономист
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек,
Барханов
И болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом
Думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И реки без воды...
Все меньше — окружающей природы...
Все больше - окружающей среды.
Всего несколько строк стихотворения Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXIвека, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений? Предоставим слово ведущим специалистам.
II. Выступления специалистов.
- Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
С информацией по этому вопросу выступает эколог.
Тысячелетиями расширялось вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической революции. И не всегда они положительны.
Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить... К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений•- люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города...
Еще несколько десятилетий назад академик В. И. Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один - полное ее уничтожение.
Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно.
Человек способен без пищи прожить недели, без воды - дни, а без
воздуха -минуты. .
За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2-3 миллиона лет. В атмосферу выбрасываются сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.
Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.
Леса - «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы, -вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины - это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.
Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействием так называемых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.
В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.
Приведенные экологом факты тревожны.
И ТОЛЬКО АХАЕТ ПРИРОДА
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве - там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет...
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной...
И снова - горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах - черные болячки –
Беда, куда ни погляди...
И разъяснил мне егерь мрачно:
- А что? Кислотные дожди...
... Лес плакал, точно в непогоду,
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
- Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море - сточная канава
Плескалась тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы -
Ее созданье - Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься...
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
- Да сын ли ты мне, Человек?
В. Глебов
Экологическая ситуация в нашем городе тоже не радует и заставляет задуматься каждого.
Ведущий.Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения ...).
- Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?
Слово предоставляется экономисту.
Экономист.Прежде всего, необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны также больницы с современным оборудованием... На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережному отношению к природным ресурсам и сообществам.
Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет. (слайд)
Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить им, оберегать от разрушительных последствий.
Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник? (Обращает внимание всех на плакат.)
«Будьте активными защитниками природной среды!»
- Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоемов...
- Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений...).
- Заботьтесь о братьях наших меньших (муравьях, птицах, ежиках ...).
- Украшайте в зеленый наряд города и села. (на слайды с иллюстрациями)
III. Заключительная часть
Ведущий.Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами - мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.
Послушайте стихотворение:
Берегите Землю! (слайд)
БерегитеЖаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,
-Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите...М. Дудин
Учитель: вы представили себя взрослыми людьми и смогли принять участие в обсуждении важных для всего человечества проблем. А теперь давайте немного поиграим.
1. Правда ли что…
- Крокодилы умеют лазать по деревьям? (да).
- Змеи могут совершать прыжки до метра высотой? (да).
- Стрижи даже спят на лету? (да, спят на закате на большой высоте).
- Голубые розы растут только в Китае? (нет, голубых роз не бывает).
- Зелёным картофелем можно отравиться? (да).
- На зебрах водятся полосатые блохи? (нет).
- Орхидеи используют в приготовлении мороженого? (да, получают сорт ванилина).
- Большие черепахи плачут? (да, смывают песчинки с глаз).
- Крабы поднимаются к поверхности на дельфинах? (нет).
- Кончик меча у меч-рыбы отравлен? (нет).
- Божьи коровки кусаются, когда рассержены? (нет, они выделяют раздражающую жидкость).
2. «Знаешь ли ты пословицы и поговорки?».Учитель называет начало пословицы или поговорки, дети должны продолжить.
На смелого собака лает… |
А труса кусает. |
Где работают, там густо… |
А в ленивом доме пусто. |
Хочешь есть калачи… |
Не лежи на печи. |
Волк стареет… |
Но не добреет. |
Лето собирает… |
Зима подъедает. |
Два друга… |
Мороз да вьюга. |
Враг природы тот… |
Кто леса не бережет. |
Лес и вода… |
Родные брат и сестра. |
Нет милей чудес… |
Чем наш русский лес. |
Кто лес любит… |
Тот его не губит. |
Где много пташек… |
Там нет букашек. |
Весной пролежишь… |
Зимой с сумой побежишь. |
Учитель:Чтобы любить природу, нужно её знать. Сейчас мы с вами попутешествуем по сказочному лесу и узнаем много интересных и невероятных фактов из жизни зелёных обитателей: зверей, птиц, насекомых.
3. По сказочному лесу
- А знаете ли вы, что в Бразилии растёт молочное дерево? Иногда его называют «дерево-корова». Чтобы подоить его, надо надрезать кору – и тотчас в подставленную кружку потечёт белая струйка. По вкусу этот древесный сок напоминает молоко.
- Конфетное дерево растёт в Индии, Японии, Китае. Не так давно его завезли на Кавказ и в Крым. Подсушите на солнце плоды конфетного дерева, и они напомнят вкус настоящих конфет (вкусных и сладких). А вот плоды колбасного дерева хоть с виду и напоминают колбасу, но совершенно несъедобны.
- В Индии, Индонезии и на тропических островах можно встретить хлебное дерево. Конечно, на нём поспевают не булочки, батоны и буханки, а крупные тяжёлые плоды, килограммов по 30 каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепёшки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб.
- Самое твёрдое на свете дерево – железное. Но это общее название для разных пород. На Кавказе, например, его называют самшитом, а в тропических странах – чёрным деревом. Древесина у них настолько твёрдая, что топор отскакивает, нож не берёт, и такая тяжёлая, что в воде тонет. Из некоторых пород железного дерева даже вытачивают детали машин, как из настоящего железа.
- Из семян шоколадного дерева получают шоколад и какао.
Бумажное дерево – из коры его молодых побегов делают бумагу для денежных знаков.
- Семена сального дерева покрыты слоем тугоплавкого
жира, похожего на воск. Из налёта на семенах
получают растительное масло, используемое в
производстве свечей и мыловарении.
Плоды мыльного дерева содержат сложные
химические соединения, растворы которых легко
пенятся при взбалтывании и поэтому используются
вместо мыла.
- Карандашное дерево – красный можжевельник – растёт
на юге нашей страны. Древесина его мягкая, легкая, с
розоватым ядром, хорошо режется и колется. Поэтому и
идёт она главным образом на оболочки карандашей.
Учитель : Давайте познакомимся с некоторыми животными – рекордсменами, т.е. занесёнными в книгу рекордов Гиннеса.
1. Самое большое животное на Земле. (Кит. Он млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а лёгкими. 86 видов. Самый большой – голубой или синий. Его длина примерно 33м. На его спине могут уместиться 30 слонов)
2. Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на Земле. (Акулы. Появились 400 млн. лет назад, раньше,чем динозавры. Насчитывается более 350 видов.)
3. Самый быстрый зверь. (Гепард. В переводе означает «собака-кошка». Развивает скорость до 120км. в час.)
4. Самая крупная кошка. (Тигр. Амурские тигры достигают в длину 3,5м и весят более 300кг.)
5. Самая большая змея. (Анаконда. Обитает в Южной Америке. Самая длинная – 8м 29см, по 6 -7м встречаются чаще.)
6. Самая крупная птица. (Страус. Достигает высоты 2,5м, весит примерно 100кг, но развивает скорость до 50 км в час.)
7. Самая маленькая птичка. (Колибри. Их насчитывают 400-500 видов. Самые маленькие величиной со шмеля. Съедают пищу в 2 раза больше своего веса.)
8. Самый большой зверь на суше. (Слон. Индийский слон, вес 5-6 тонн; африканский – 7-8 тонн. Живут слоны 60-70 лет.)
9. Самый высокий зверь. (Жираф. Достигает роста 5,5-6м, веситцелую тонну.)
10. Самый лучший прыгун. (Кенгуру. Обитает только в Австралии. Около 50 видов. Достигает длины вместе с хвостом свыше 2,5 метров, а на свет появляются размером всего 3 см. Прыгает до 3 метров в высоту и до 12 метров в длину.)
11. Самые большие обезьяны. (Горилла. Длина тела взрослого самца может достигать 2 м, а вес 270 кг.)
12. Самая большая черепаха. (Слоновая. Весит примерно 600 кг. Длина и ширина по 1,5 м. Может голодать по 18 месяцев.)
13. Самая хитрая кошка. (Леопард. Может бесшумно и ловко подкрадываться к жертве, прикидываться мёртвым, изображая умирающего, стонать, подманивая неопытных оленей и верблюдов.)
14. Самый большой лежебока. (Барсук. Летом спит весь день, а зимой – день и ночь. Довольно большой зверь, примерно 1 м длиной. Полезный – уничтожает вредных насекомых, грызунов ядовитых змей.)
Учитель: Следующий конкурс для знатоков родной природы.
1. В древней Руси этого зверька называли «векша». Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив.
(белка)
2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно может почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии.
(кузнечик)
3. В Казахстанеэтого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку.
(божья коровка)
4. Время цветения этого кустарника – апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко-красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь.
(волчья ягода)
5. Этих птиц любят за их весёлый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной эти птицы ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жуков-листоедов.
(скворцы)
6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100 000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но разводя и охраняя тлю (так как питаются её сладкими выделениями), они наносят вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой.
(муравьи)
( за каждый правильный ответ – жетон)
Учитель: Подводя итог нашего мероприятия, хотелось бы задать вам несколько вопросов:
- Что такое экология?
- Как влияет загрязнение окружающей среды на все человечество?
- Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь природе?
Тәрбие сағатының тақырыбы: «Жерді аялайық!»
Тәрбие сағатының мақсаты:
1.Білімділік: оқушылардың қоршаған ортаға деген махаббат құндылықтары жайлы түсініктерін кеңейту;
2.Дамытушылық: шығармашылық қабілеттерін, жақсылық жасай білу іскерліктерін, ойлау қабілетін дамыту, өз ойын еркін жеткізе білуге дағдыландыру
3.Тәрбиелік: табиғатты қорғауға, елін, жерін сүюге, мейірімділікке, ізгілікке тәрбиелеу,экологиялық тәрбие беру, Табиғат-Анаға сүйіспеншілікпен қарауға жетелеу;
Көрнекі құралдар: табиғат туралы суреттер, буклет.
Тәрбие сағатының әдісі: әңгімелеу, түсіндіру,сұрақ-жауап,тілек айту,пікірлесу, шығармашылық жұмыстар
Тәрбие сағатының құрылымы:
І. Ұйымдастыру
ІІ. Тәрбие сағатының тақырыбын айтып, мақсатын хабарлау;
ІІІ.Табиғат дегеніміз не?(саяхат-шолу)
1.Тіршілік атаулының бар арманы –ауа
2.Тіршілік көзі –су
3. Табиғат байлығы – өсімдіктер
4.Орман сәні –құстар
5.Табиғаттың сұлу мүсіні –хайуанаттар
Сабақтың барысы:
І. Ұйымдастыру:
Қайырлы, күн, балалар! Күнде таңертең сендер ояна салысымен , терезені ашып Табиғат-Анаға көз салып қарайсыңдар.Дәл бүгінгі күні табиғат-Ана бізді несімен қуанты, бізге не айтады?Олай болса, мен сендерді Табиғат-Анағасаяхатқа бірге шығуға шақырамын.
Мақсатымыз: Біз бүгін, сендермен бірге қоршаған ортаға деген махаббат құндылықтары жайлы түсінігімізді кеңейтеміз, Жерді сүюді,қорғауды, табиғат-Анаға сүйіспеншілікпен қарауды үйренеміз. Біз бүгін, табиғатпен сырласамыз, оны түсінуге тырысамыз. Жер - адамзаттың, жалпы тіршілік атаулының ежелден өмір сүріп келе жатқан ортасы, алтын бесігі.
ІІІ.Ендеше, саяхатымыздың бірінші аялдамасы « Тіршілік атаулының бар арманы –ауа» деп аталады.
Табиғат байлықтарының ішіндегі тіршілік атаулының өмір өзегі –ауа.
Тіршілікте не дейсің ғой ең қымбат,
Тіршілікте адам қымбат, сен қымбат.
Ал адамға ауа қымбат бәрінен,
Ауа қымбат, алатұғын дем қымбат.
Расында да ауадан қымбат еш нәрсе жоқ . Адам бар –жоғы бір-екі минут ғана дем алмай тұра алады. Сондықтан дана халқымызда « Ауадай қажет» деген сөз бар. Бірақ сол ауамыз қаншалықты таза екеніне ешкім толық жауап бере алмайды. Өзіміздің ауданымызды алып қарасақ, оның үстінен кейде қою бұлт сияқты тұманды көреміз.Автокөліктен, завод, фабрикадан шыққан түтіндер ауамыздың мөлдірлігін бұзады. Сонау 1949 жылдардан бастап Семей даласында ядролық қару жарылып, сол газдар ауаны улады. Сол ауамен дем алған қаншама адам ауруға ұшырады. Сонда адам баласы біріншіден, Табиғат-Ананы ренжітсе , екіншіден өзіне -өзі қастандық жасады.Дүниеге келген сәби мүгедек болып жарық дүниені өксікпен өткізді. Табиғат –ана саған дем ал деп ауаны сыйлады, өйткені ол өте мейірімді. Сен оның сенімін ақта, ауаны ластама!
Ендігі екінші аялдамамыз «Тіршілік көзі –су» деп аталады. Судың қаншалықты маңыздылығы бар екен ?
Табиғаттың көркін ажарландырып , жер бетін саялы баққа айналдыратын байлық көзі –су. «Судың да сұрауы бар» дейді дана халқымыз. Қазақстан Республикасында мол сулы өзендер, көлдер теңіздер бар осы мол суды өлшеусіз, есепсіз пайдалану судың азаюына әкеп соғып отыр. Мысалы Арал теңізіне Сырдария өзені мол су әкеп қоректендіріп отырды. Кейінгі уақытта осы өзен суын көп мөлшерде күріш, мақта өсіруге пайдаланды. Соның салдарынан Арал теңізінің суы азайып, ол тартылып қалды. Тартылған су астынан тұзы шығып, кеуіп, ұшып ауа құрамына кіруде. Арал аймағының жағдайы осындай болды Ал Каспий теңізі мұнайдың қалдығымен ластанып, балықтар улануда. Міне бұл да адам қолымен жасалған қатыгездік. Көп жерлерде ауыз су жеткіліксіз.
Келесі үшінші аялдамамыз «Табиғат байлығы –өсімдіктер» деп аталады.Табиғат байлығының бір тобы –жер бетіндегі әдемі өсімдіктер.Олар туралы не айтамыз? Өсімдіктер, ағаштар табиғатымызды түрлендіріп тұрған түкті кілем сияқты. Халқымыз өсімдікті өмір өзегі деп алып, одан қамқорлығын еш аямаған. «Әкеңнен мал қалғанша тал қалсын» деген көрнекті сөз соның айғағы. Ысырапсыз пайдаланғандықтан өсімдіктердің кейбір түрлер азайып бара жатқандықтан олардың 300-ге жуығы Қызыл кітапқа енгізілді. Қызыл Кітапқа енген өсімдіктерді заңсыз жинаса олардың әрбір данасына 360 теңге көлемінде айып төлейді. (Бұл 2005 жылғы 12 қыркүйектегі №1186 Қазақстан Республикасының қаулысы). Елімізде сонымен қатар « Жасыл ел» бағдарламасы бойынша көптеген істер атқарылып жатыр. Менің ойымша, әрбір азамат оларды қорғаудың маңызын саналы түрде ұғынбаса , біздің керемет жасыл бағымызды ешқандай тиым салу құтқармайды. Сондықтан мен осы отырған барлығыңызды өз өлкелеріңіздің өсімдіктерін біліп, оларды қорғауға шақырамын.
Олай болса келесі аялдамамыз «Орман сәні құстар» деп аталады. Табиғаттың сәні де, әні де қалықтай ұшқан құстар.Олардың әсем әндері бойымызды балқытып, еріксіз еліктіреді. Олар –біздің қанатты достарымыз. Олар –табиғат сақшылары. Егістіктің, бау-бақшаның сенімді серігі. Сондықтан ата-бабамыз құстарды қадірлеп, құрметтеген. Олар батыр ұлдарын сұңқарға, сұлу қыздарын аққуға теңеген.
Қазақстанда құтардың 480 түрі бар екен. Соның ішінде азайып кеткен құстар Қызыл кітапқа енгізіліп, қорғауға алынды. Ата-бабамыз құсты аса қадірлеген.Ертеде жоңғар шапқыншылығы кезінде ауыл адамдары елін-жерін тастап қаша жөнелген екен.Сол ауылда Төле би атамыз ғана қозғалмай,киіз үйін жықпапты.Қалмақтың әскер басы себебін сұраса,Төле би үйінің төбесін көрсетіпті. «Қарлығаш шаңырағыма ұя салды,балапандары әлі жас, ұша алмайды» депті.Жас әскер басы Төле бидің адамгершілігіне риза болыпты. Содан Төле би атамызды «Қарлығаш би» атапты, ал қарлығашты «Әулие құс» деп атаған екен.
Ендеше келесі аялдамамыз «Табиғаттың сұлу мүсіні хайуанатар» деп аталады.
Табиғаттың сұлу мүсіні , көрікті келбеті – хайуанаттар. Халқымыз ежелден-ақ жануарларды көзінің қарашығындай аялап, қамқорлыққа алған көздері мөлдіреп тұрған қыздарын «Ботагөз» деп атаған.Бүгінде орманның сәнін келтіретін жан-жануарлар азайып келеді. Соның бірі Қазақ жерінде тас дәуірінен бері тіршілік келе жатқан ғажайып хайуанаттар өкілі –Ақбөкен болып табылады. Оны халық көбіне киік деп атайды. Оның мүйізінің өзінен өкпе қабынуын, жүрек ауруын т.б ауруларды жазатын емдік қасиеті бар екен. Ал еті өте тез сіңетін жеңіл тамақ болып табылады. Қазақта киікті «қасиетті аң, киелі аң» деп атауы осыдан болса керек. Бірақ осы қасиетті аң бүгінде өте аз қалды. Мысалы 1991 жылғы есеп бойынша оның қоры 700-900 мыңдай болса, ал соңғы 2009 жылғы есеп бойынша 30,7 мыңдай ғана болды. Ақбөкеннің азаюының басты себебі –аңды заңсыз брокеньерлік жолмен аулаудың жаппай етек алуы.
Мұғалім:
Біз табиғаттың тамаша туындыларына саяхат жасадық. Табиғат-Ана адамзат баласына бар қажетті нәрсенің барлығын да беріпті.Ол бізге дем алсын деп ауа берді,ішсін, бар қажеттіне жаратсын деп мөлдір су берді, ғажайып жасыл әлем сыйлады, орман-тоғайымыз әдемі болсын деп құсы мен әдемі аңдарын берді, қысқасы біз өмірге қажеттінің бәрін Жер - Анадан алады екенбіз.
Ол қандай мейірімді,өзі қандай дархан,кең болса да, жүрегі де дәл сондай қайырымдылыққа, мейірімділікке толып тұр. Ендеше, бүгінгі сабағымыздан түсінігіміз бойынша ойтолғау жазамыз.
IV. Ой-толғау
а) «Мен Жер - Ананы сүйемін немесе табиғатпен сырласу»
ә) « Егер табиғатқа тіл бітсе...»
б) «Егер мен суретші болсам...»
в) «Егер мен ақын болсам...»