"Қарағанды қаласы әкімдігінің "Қарағанды қаласының…
"Ғ. Мұстафин атындағы ЖББМ" КММ

Изучаем казахский язык

Күндес – күнде өш.
Два завистника – это два непримиримых врага.
Вопрос-ответ
Всего ответов: 69
Новых вопросов: 10

Исследование развития ценностей старшеклассников

04.11.2024 г. в нашей школе среди учащихся 8-11 классов было проведено исследование через автоматизированную систему психолого-педагогического мониторинга (АСППМ).

Цель: изучение измерения культурных ценностных ориентаций учащихся старших классов;

Дата проведения: 04.11.2024 г.

Количество учащихся, принявших участие:

 

Количественные данные:

Ведущие мотивационные ценности:

Конформность (17 учащихся).Мотивационная цель – ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию. Выводится из потребности групп к самосохранению и выживанию и потребности личности гармонично взаимодействовать с другими людьми, подавляя при этом свои социально-разрушительные наклонности.

Традиции (9 учащихся). Мотивационная цель – уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности ее картины мира.

Доброта (41 учащийся). Мотивационная цель – поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте. В основе лежит потребность позитивного взаимодействия в целях благополучия группы и индивидуальная потребность в аффилиации.

Универсализм (19 учащихся). Мотивационная цель – понимание, благодарность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип не был выведен априори из трех указанных универсальных человеческих потребностей, а был обнаружен эмпирическим путем при исследованиях ценностей. В основе этой цели, по-видимому, лежат универсальные потребности в красоте, гармонии и справедливости.

Самостоятельность (42 учащихся). Мотивационная цель – свобода мысли и действия (выбор, творчество, познание), обусловленные потребностью индивида быть автономным и независимым.

Стимуляция (32 учащихся). Полнота жизненных ощущений. Мотивационная цель – новизна и состязательность в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.

Гедонизм (71 учащийся). Мотивационная цель – удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. В основе его лежит необходимость удовлетворения биологических потребностей и испытываемое при этом удовольствие.

Достижения (18 учащихся).Мотивационная цель – достижение личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов и вследствие этого – получение социального одобрения.

Власть (19 учащихся). Мотивационная цель – достижение социального статуса, престижа и влияния на других людей. В основе – потребность в доминировании, господстве, лидерстве.

Безопасность (17 учащихся). Мотивационная цель – стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида. В основе – потребность в адаптированное и предсказуемости мира, снижении неопределенности.

 

Интерпретация результатов:

1. Преобладание просоциальных ценностей:

Добротаи Универсализм являются ведущими ценностями для большинства учащихся. Это свидетельствует о высоком уровне ориентации на социальное взаимодействие, благополучие других людей и защиту прав человека и природы. Такие ориентиры могут свидетельствовать о развитом чувстве эмпатии, стремлении к гармоничным отношениям в коллективе и заботе о других. Самостоятельность также занимает важное место, что указывает на высокую ценность индивидуальной автономии, независимости и самовыражения в принятии решений. Учащиеся с этим типом ценности ориентированы на личностное развитие, творческую активность и самореализацию.

2. Ценности, ориентированные на стабильность и порядок:

Конформностьи Безопасность  — это ценности, связанные с соблюдением социальных норм, стабильностью и гармонией в отношениях с окружающими. В этом контексте важно, что эти ценности развиваются в группе учащихся, что может свидетельствовать о стремлении к безопасности и порядку как в социальном, так и в личном аспекте. Это может также говорить о наличии социальной ответственности и уважения к старшим и традициям.

3. Поиск удовольствия и новизны:

Гедонизми Стимуляция— важные аспекты ценностей, ориентированных на личное наслаждение, удовольствия и поиск новизны. Эти ориентации могут свидетельствовать о стремлении к эмоциональным переживаниям, интересу к новым, необычным событиям и стремлению к чувственным наслаждениям.

4. Ценности достижения и власти:

Достиженияи Власть  представляют собой ценности, ориентированные на успех, признание и социальный статус. Это может свидетельствовать о развитом стремлении к карьерному росту, социальному признанию и проявлению лидерских качеств. Важно отметить, что несмотря на сравнительно небольшой процент учащихся с такими ценностями, они все же играют свою роль в формировании амбиций и стремлений.

5. Традиции как значимая ценность:

Традиции— хотя этот тип ценности не столь распространен, он все же имеет место в выборке, что может указывать на наличие определенной группы учащихся, которые придерживаются традиционных взглядов, ориентированных на соблюдение ритуалов, обычаев и социальных норм в своем окружении.

Выводы:

  1. Разнообразие ценностей.Результаты диагностики показывают разнообразие культурных ценностных ориентаций среди учащихся старших классов, что может свидетельствовать о разном уровне индивидуализма и коллективизма, а также об изменении отношения к традициям и авторитетам. Большинство учащихся ценят такие ориентиры, как доброта, самостоятельность и универсализм, что может свидетельствовать о развитом чувстве социальной ответственности и стремлении к личностному росту.
  2. Ориентация на позитивные социальные взаимодействия.Большинство учащихся акцентируют внимание на ценности доброты, что может говорить о значении взаимопомощи, честности и доверия в межличностных отношениях.
  3. Потребность в стабильности и порядке.Наличие групп, ориентированных на ценности конформности и безопасности, может свидетельствовать о потребности в стабильности и гармонии в межличностных отношениях и в обществе в целом. Это также может быть признаком ориентации на соблюдение социальных норм и правил.
  4. Потребность в новизне и удовольствиях:Множество учащихся выделяют ценности гедонизма и стимуляции, что может свидетельствовать о стремлении к новым переживаниям и чувственным удовольствиям, особенно в подростковом возрасте.
  5. Ценности успеха и власти:Хотя эти ценности менее распространены среди участников исследования, они всё же имеют место, что подтверждает наличие амбиций и стремлений к личному успеху, лидерству и социальному признанию у части учащихся.

Рекомендации:

1. Важно поддерживать учащихся, ориентированных на доброту и универсализм, создавая условия для проявления эмпатии и взаимопомощи в коллективе.

2. Развивать у учеников, ориентированных на самостоятельность, навыки принятия решений и критического мышления.

3. Для группы, ориентированной на традиции, важно проводить работу по балансировке ценностей между уважением традиций и открытостью к новым идеям.

4. Для учащихся с ценностями, связанными с поиском удовольствий и новизны, можно предлагать различные формы активного отдыха и творческих заданий, стимулирующих их к самовыражению.

5. Учащимся с ориентацией на достижения и власть стоит предоставлять возможность для развития лидерских качеств и участия в конкурсах и проектах, где они смогут проявить свои амбиции.