"Қарағанды қаласы әкімдігінің "Қарағанды қаласының…
"Ғ. Мұстафин атындағы ЖББМ" КММ

Изучаем казахский язык

Қуану
радоваться
Вопрос-ответ
Всего ответов: 69
Новых вопросов: 10

Общие положения и задачи совета старшеклассников

Концепция развития органов самоуправления обучающихся

«Школьный / студенческий парламент» в организациях образования Республики Казахстан

 

Дети и молодежь Казахстана – стратегическая ценность и будущийчеловеческийкапиталказахстанскогообщества.

Молодоепоколение,живущеевпериодглобальныхвызововирисков,характеризуетсяповышеннойактивностьюиразнообразиеминтересов.Потомуобъединениеусилийгосударстваигражданскогообществавсозданиипо-настоящемуединогодетско-юношескогоимолодежногодвижения–стратегия государствановоговремени.

Перемены,происходящиевобщественно-политическойжизниреспублики за последние десятилетия, повлекли за собой изменениенравственно-духовных ориентиров и идеалов в детской и молодежнойсреде.Какпоказываетпрактика,действующаямодельвоспитаниямолодогопоколения(детей,подростков,молодежи)требуеттрансформациии новойидеологическойосновы.

Сегодня в современных условиях функционирования организацииобразованиявозникаютвопросы,связанныесобеспечениемусловийдлядемократическогоуправленияорганизациейобразования,когданетолькоруководительипедагогическийсовет,ноишкольники,студентыиродителикакполноправныесубъектыобразовательногопроцессавлияютнакачествопредоставляемыхорганизациейобразованияуслуг.

В настоящее время государство и гражданское общество активноподнимаетпроблемуреализацииправовыхвозможностейдетейимолодежи. В связи с этим перед казахстанской школой, колледжами ивузами встала задача воспитания свободной, ответственной личности,человекакультуры,которыйспособендействоватьвусловияхправовогогосударстватворчески,инициативно,с пользойдлясебяиобщества.

Вреспубликесегоднянесуществуетоптимальногомеханизма,обучающего практическому использованию и защите своих прав самимидетьмиимолодымилюдьми,чтовлечетзасобойснижениемотивационнойготовностиобучающихсяистудентовксоциально-значимойдеятельности.Обучающиеся,выйдяизстенорганизацииобразования,зачастуюоказываютсясовершеннобеспомощнымивреальной жизни.

 

Таким механизмом в рамках детско-юношеского и молодежногообщественногодвиженияРеспубликиКазахстанвзаменшкольныхистуденческихсоветов,старостатов,советовстаршеклассников,школьныхакиматов,студенческихкомитетовиаймаковидр.можетстатьединаяструктурнаямодельввидешкольныхистуденческихпарламентов(далее–Парламент).

Концепция   развития    органов    самоуправления    обучающихся

«Школьный/студенческийпарламент»ворганизацияхобразованияРеспублики Казахстан разработана на основании законов РеспубликиКазахстан«Обобразовании»,«ОгосударственноймолодежнойполитикевРеспубликеКазахстан»,Концепциигосударственноймолодежнойполитики до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» (второй этап –2016-2020годы),Дорожнойкартыпопроведениюгодамолодежи.

Парламент –незаменимый помощник администрации школы,колледжа,высшегоучебногозаведенияврешениипроблемучебно-воспитательногопроцесса.

ВПарламентешкольники,студентыипедагогиучатсявместесотрудничать,становятсяполноправнымипартнерамиврешенииважныхпроблем.

Парламент – это форма участия обучающихся в соуправленииорганизацией образования, решении вопросов при организации учебно-воспитательногопроцесса.

Цель Парламента: развитие у обучающихся навыков гражданскойактивности, социальной компетентности, гражданской ответственности,воспитаниегражданинавысокойкультуры,гуманистическойнаправленности,способногоксоциальномутворчеству,умеющегодействовать в интересах совершенствования своей личности, обществаигосударства.

ЗадачиПарламента:

  • созданиеусловийдляразвитияспособностейиинтересовобучающихся, единого правового пространства в школе, колледже, вузе,предоставлениереальнойвозможностиучаствоватьвуправленииорганизациейобразования;
  • воспитание положительного отношения к нормам коллективнойжизни,законамгосударства,желанияприноситьпользулюдям,помогатьпреодолевать трудностисвоимдрузьяировесникам;
  • вовлечениекаждогообучающегосявобщественнуюжизньорганизацииобразования;

 

  • развитие самостоятельного мышления и самосознания, навыковлидерскогоповедения,организаторскихзнаний,умений,навыковколлективнойируководящейдеятельности.

Парламентстроитсянапринципахвзаимопомощиидоверия,стремлениякразвитию,равноправиявсехобучающихся,коллективностипринятиярешений,приоритетностиправиинтересовобучающихся,гуманности по отношению к каждой отдельной личности, открытости,добровольности,честности иуваженияпартнёров.

СтруктураПарламентасостоитиз8фракций:

  1. Фракцияправаипорядка.
  2. Фракцияинформации.
  3. Фракцияспортаиздоровогообразажизни.
  4. Фракциясамопознанияисчастья(психология).
  5. Фракциязаботы(волонтерство).
  6. Фракциякультурыиискусства(музыкальное,художественноетворчество).
    1. Фракциядебатногодвижения.
    2. Фракцияэкологииитруда.

ВысшийорганПарламента–общеесобраниелидеровфракций.

ДеятельностьПарламентавшколекоординируетзаместительдиректора по воспитательной работе, в колледже и вузе – председательКомитетаподеламмолодежи(далее–КДМ).

Вкаждомклассе,каждойгруппеорганизацииобразованияизбираются депутатывсех8фракций.

ПрезидентПарламентапринимаетучастиепринеобходимостивзаседанияхразличныхколлегиальныхоргановорганизацииобразования.Основная    форма    управления    Парламентом    –     проектныйменеджменткакуниверсальнаятехнологияэффективногоуправления

механизмами.

ДепутатамиПарламентамогутстатьшкольники,студентыколледжейивузов.

Направления проектной деятельности Парламента: экологические,волонтерские,краеведческие,туристские,интеллектуальные,экономические, спортивные, дебатные, этнокультурные, художественно-эстетические,музыкальные идругие творческиепроекты.

Для осуществления проектной деятельности Парламентов на базешкол,колледжейивузовсоздаютсяпроектныеофисы(далее–Проектныеофисы).

Проектныеофисыкоординируют:

 

  • проектнуюдеятельностьфракцийПарламентавтечениегода;
  • выборыПрезиденташколы,колледжа,вузаиднисамоуправления;
  • участиевработеколлегиальныхорганов.

В каждый проект входят различные мероприятия, соревнования,акции,флеш-мобы,экскурсии,походы,турнирыидр.

ВыборыПрезидентаПарламентапроводятся1развгодвсентябремесяце.

ДлястимулированиячленовПарламента,лидеровшкольногоистуденческого самоуправления возможны следующие виды поощрений:грамоты,дипломы,медали«ЛидершкольногоПарламента»,«ЛидерстуденческогоПарламента»,стипендии,включениеуспешногопроектавнациональную базу социальных инициатив «Платиновые идеи», поездкипоКазахстану,оздоровлениевРУОЦ«Балдаурен»идр.детскихоздоровительныхлагерях.

Рейтинги проектов школьных и студенческих проектных офисов,полнаяинформацияопарламентахразмещаетсянасайтахшкол,колледжейивузов.

Ежегодно проводится Республиканский слет лидеров школьных истуденческихпарламентоворганизацийобразованияРеспубликиКазахстан – уникальная республиканская диалоговая площадка лидеровдетского и молодежного движения по вопросам развития гражданскогообществаиролимолодогопоколениявукрепленииипроцветанииродины.

Ожидаемыерезультаты:

  • воспитанноемолодоепоколениечестных,добрыхиактивныхличностей;
  • повышение статуса и роли органов ученического и студенческогосамоуправлениявтрансформацииимодернизацииобщественного(детскогоимолодежного)сознания;
    • вовлечениеобучающихсявпроектнуюдеятельностьпоинтересам;
  • стабильноеисистемноефинансированиеизбюджетоввсехуровней.

 

Положение о деятельностишкольныхистуденческихпарламентов

 

Глава1. Общиеположения

 

  1. Настоящее Положение о деятельности школьных и студенческихпарламентов (далее – Положение) определяет цель, задачи, структуру,порядокформированияиорганизациидеятельности,праваиобязанности органашкольногоистуденческого самоуправления–школьногоистуденческогопарламента.
  2. Школьный и студенческий парламенты являются инициативной,самостоятельной,ответственнойобщественнойформойшкольногоистуденческого самоуправления, направленного на решение важнейшихвопросовдетейимолодежи,развитиееесоциальнойактивности,поддержкусоциальных инициатив.
  3. Орган школьного и студенческого самоуправления – школьный истуденческий парламент (далее – Парламент) создается по инициативешкольниковистудентоворганизацийобразованиякакпостояннодействующийкоординирующийоргандляпредставленияинтересовобучающихсяидействуетнаоснованиинастоящего Положения.
  4. КаждыйобучающийсяимеетправоизбиратьибытьизбраннымвактивПарламентавсоответствии снастоящимПоложением.
  5. ДеятельностьирешенияПарламентанаправленыираспространяютсянавсех обучающихсяорганизацииобразования.
  6. В своей деятельности Парламент руководствуется КонституциейРеспубликиКазахстан,законамиРеспубликиКазахстан«Обобразовании»,«Огосударственноймолодежнойполитике»,иныминормативнымиправовымиактамиРеспубликиКазахстан,атакженастоящимПоложением.

 

 

Глава2.ЦельизадачиПарламента

 

  1. ЦельПарламента:созданиеусловийдляуспешнойсоциализациии эффективной самореализации детей и молодежи, также возможностидлясамостоятельногорешенияобучающимисявозникающихпроблем.
    1. ЗадачиПарламента:
  2. реализациятворческойактивностиисамодеятельностиобучающихся;
  3. содействиезащитеправиинтересовобучающихся,втомчислеврешенииобразовательных,социально-бытовыхипрочихвопросов,затрагивающихихинтересы;

 

  1. содействиеруководству организацииобразованияврешенииобразовательныхинаучныхзадач,организациидосугаибытаобучающихся,пропагандездорового образажизни;
  2. содействиеорганизацииобразованиявпроводимыхмероприятияхврамкахобразовательногоивоспитательногопроцесса;
  3. проведениеработы,направленнойнапатриотическоеотношениекдухуитрадицияморганизацииобразования,повышениесознательностиобучающихсяиихтребовательностикуровнюсвоихзнаний, воспитаниебережногоотношениякимуществу;
  4. информированиеобучающихсяодеятельностиорганизацииобразования;
  5. участиевформированииобщественногомненияодетяхимолодежикакреальнойсилеистратегическомресурсеразвитияказахстанскогообщества;
  6. содействиереализацииобщественнозначимыхдетскихимолодежныхинициатив.
  7. ВорганизацииобразованиядеятельностьПарламентанаправленанарешениеидругихзадач,определяемыхсучетовспецифики регионаиорганизацииобразования.

 

 

Глава3.СтруктураПарламента

 

  1. ЛидеромПарламентаявляетсяпрезидент,избираемыйнавыборахобучающимися ипедагогамиорганизацииобразования.
  2. Президент и члены Парламента избираются сроком на одинучебныйгод.
  3. Парламентсостоитизпрезидента,егозаместителей,лидеровичленовфракцийПарламента.ВслучаенеобходимостипорешениюПарламента в его состав дополнительно избираются члены Парламентаиз числа обучающихся. Выборы членов Парламента осуществляются насобраниях классовигрупп.

 

Глава4.ДеятельностьПарламента

 

  1. Деятельность Парламента в школе координирует заместительдиректора по воспитательной работе, в колледже и вузе – председательКомитетаподеламмолодежи(далее–КДМ)организацииобразования,

 

которыйнесетперсональнуюответственностьзавыполнениевозложенныхнаПарламентзадачифункций.

  1. ПрезидентПарламента:
  2. руководитдеятельностьюПарламентаинесётперсональнуюответственностьзавыполнениевозложенныхнанегозадачиосуществление имсвоихфункций;
  3. распределяетобязанностимеждусвоимизаместителями,лидерамийфракцийикоординируетихдеятельность;
  4. привыполнениисвоихобязанностейпользуетсяправами,предоставленнымируководствоморганизацииобразования.
  5. ПарламентпредставляетнаутверждениеруководствуПоложениеодеятельностиПарламентаорганизацииобразования.
  6. СтруктураПарламентасостоитиз8фракций:Фракцияправаипорядка.

Фракция информации (пресс-служба).Фракция спорта и здорового образа жизни.Фракциясамопознанияисчастья(психология).Фракция заботы (волонтерство).

Фракциякультурыиискусства(музыкальное,художественноетворчество).

Фракциядебатногодвижения.Фракцияэкологииитруда.

ВысшийорганПарламента–общеесобраниелидеровфракций.

  1. ПланированиедеятельностиПарламентаосуществляется наосновепланаработыорганизации образования.
  2. Президент Парламента участвует в работе всех коллегиальныхорганов организацииобразования.
  3. Парламентосуществляетсвязьсгосударственнымиинеправительственнымиорганизациями.
  4. Парламент взаимодействует с педагогическим коллективом сцелью эффективного выполнения задач, стоящих перед организациейобразования.

 

 

Глава5.ПраваиобязанностиПарламента

 

  1. Парламентимеетправо:

 

  1. участвоватьвразработкеисовершенствованииположений,плановработ,затрагивающихинтересыобучающихсяорганизацииобразования;
  2. участвоватьврешениисоциально-бытовыхифинансовыхвопросов,затрагивающихинтересыобучающихся,втомчислевраспределении средств организации образования, дотаций и средств,выделяемыхнакультурно-массовыеиспортивно-оздоровительныемероприятия,отдых илечение;
  3. участвоватьврассмотрениивопросов,связанныхснарушениямиобучающимися учебной дисциплины и правил внутреннего распорядкаорганизацииобразования, атакжестуденческихобщежитий;
  4. участвоватьвразработкеиреализациисистемыпоощренийобучающихся за достижения в разных сферах учебной и внеучебнойдеятельности;
  5. рассматривать и участвовать в разбирательстве заявлений ижалобобучающихсяорганизацииобразования;
  6. запрашиватьиполучатьвустановленномпорядкеотпредседателя КДМ организации образования информацию, необходимуюдлядеятельностиСтуденческогопарламента;
  7. определятьииспользоватьзаконныеформыпротестадлязащиты прави свободобучающихся;
  8. приниматьнепосредственноеучастиевпланировании,подготовке,проведенииианализевнеучебныхмероприятийорганизацииобразования;
  9. принимать участие в работе клубов, создаваемых в организацииобразования.
    1. Парламентобязан:
  10. проводить работу, направленную на повышение сознательностиобучающихся и их требовательности к уровню своих знаний, воспитаниебережного отношения к имуществу организации образования, укреплениеучебной дисциплины и правопорядка в учебных корпусах и студенческихобщежитиях,повышениегражданскогосамосознанияобучающихся,воспитаниечувствадолгаиответственности;
  11. проводитьработусобучающимисяповыполнениюУставаиправилвнутреннегораспорядкаорганизацииобразования;
  12. содействоватьруководствуорганизацииобразованияввопросахорганизациивнеучебнойдеятельности;
  13. своевременнорассматриватьвустановленномпорядкевсезаявления иобращенияобучающихся,поступающихвПарламент;

 

  1. проводитьработувсоответствиисПоложениемипланомдеятельностиПарламентана учебныйгод;
    1. поддерживатьсоциальнозначимыеинициативыобучающихся;
  2. содействоватьсозданиюнеобходимыхсоциально-бытовыхусловий,такжеусловийдляучебыиотдыхаобучающихся;
  3. представлятьизащищатьинтересыобучающихсяпередруководством организации образования, государственными органами,общественными объединениями,иными организациями;
  4. информировать руководство организации образования о своейдеятельности.

 

Глава6.ОбеспечениедеятельностиПарламента

 

  1. Руководствоорганизацииобразованиясоздаетусловия,необходимыедляобеспечениядеятельностиПарламента,предоставляетвбезвозмездноепользованиепомещения(кабинеты),средствасвязи,оргтехникуи другиенеобходимые материалы.

 

 

Правилапроведения

Республиканского слета лидеров школьных и студенческихпарламентоворганизацийобразованияРеспубликиКазахстан

 

Глава1. Общиеположения

 

  1. ПравилапроведенияРеспубликанскогослеталидеровшкольныхистуденческихпарламентоворганизацийобразованияРеспубликиКазахстан(далее– Слет)определяютцель,задачи,порядокегопроведенияифинансирования.
  2. Цель Слета: развитие и укрепление органов общественногосамоуправления – школьных и студенческих парламентов в развитиигражданскогообщества,созданиеплощадкидляобщенияиобменаопытом.
    1. ЗадачиСлета:
  3. подведениеитоговдеятельностишкольныхистуденческихпарламентовзаистекшийгодиопределениезадачнановыйгод;

 

  1. награждение лидеров школьных и студенческих парламентов завкладвстановлениеоргановобщественногосамоуправленияорганизацииобразования;
    1. развитиепроектнойдеятельностиобучающихся;
    2. выявлениесоциальноактивныхдетейимолодыхлюдей;
  2. повышениелидерскихитворческихкомпетенцийдетейимолодежи;
  3. содействие раскрытию потенциала детей и молодежи РеспубликиКазахстандлясамореализациивинтересахэкономического,гражданского икультурногоразвитиястраны.
  4. Основание для проведения Слета – Государственная программаразвитияобразованияинаукиРеспубликиКазахстанна2020-2025годы.
    1. Слетпроводитсявочномилидистанционномформатах.
  5. ОрганизаторыСлетформируютсоставыорганизационногокомитета ижюриСлета.

 

 

Глава2.ВремяиместопроведенияСлета

 

  1. Слетпроводитсяс    по_20 _года.Заезд:     ,отъезд:     20_г.

ЗаездделегацийнаСлетосуществляетсяпографику.Времяисроки проведения Слета, дата заезда и отъезда участников, программаопределяютсяорганизаторами.

  1. ЗаявканаучастиевСлетезаподписьюректороввузовируководителей управлений образования областей, городов Нур-Султан,Алматы и Шымкента направляются организаторам Слета до20годасогласноприложению.
    1. Кзаявкеприлагаются:
  2. сведения об участниках (ФИО, год рождения, класс, курс, местоучебы,домашний адресиадрес организацииобразования,телефон,ФИОсопровождающегокоординатора,местоработы,должность,мобильныетелефоныруководителя(-ей)имедицинскогоработника;
  3. копиидокументов,удостоверяющихличностиучастников,руководителя(-ей)группыи медицинскогоработника.

 

 

Глава3.УчастникиСлета

 

  1. УчастникиСлета:обучающиеся8-11классов–лидерышкольныхпарламентов,такжестуденческихпарламентовколледжейивузов,координаторыдеятельностипарламентов,представителитерриториальныхоргановобразования.
  2. Количество участников Слета: 289 человек, в том числе отобластей,городовНур-Султан,АлматыиШымкент–по17человек:

5чел.–лидерыШкольныхпарламентов;

5чел.–лидерыСтуденческихпарламентовколледжей;5чел.–лидерыСтуденческихпарламентоввузов;

1сопровождающийкоординатор,1медицинскийработник.

ПридистанционномпроведенииСлетабезмедицинскогоработника–по 16чел. Всего –272чел.

  1. Ответственность за жизнь и здоровье школьников и студентовколледжейвпутиследованиякместупроведенияСлета,вовремяпроведения мероприятия и обратного пути к месту проживания несетсопровождающий координатор.
    1. Усопровождающегокоординатораприсебедолжныбыть:
    2. копии:

приказаруководителяуправленияобразованияонаправленииобучающихсяисопровождающегокоординаторадляучастияв Слете;

документов,удостоверяющихличностиучастниковисопровождающегокоординатора;

  1. списокучастников;
  2. справкиосостоянииздоровьяучастников,заверенныеподписьюипечатьюврача;
    1. краткиехарактеристикичленовделегациисприложениемфото;
    2. презентациядеятельностиПарламентоврегиона.

 

Глава4.ПорядокпроведенияСлета

 

  1. Работа Слета организуется в форме пленарного заседания исекционнойработы–Тематическихплощадок«Школьноесамоуправление», «Студенческое самоуправление», «Юные ученые иизобретатели»,«Молодыепредприниматели»,«Участиевразвитиирегиона»,«Участиевразвитиишколы»,«Школьныйпресс-центр»,

«Детскиеинициативы»,«Молодежныеинициативы,проекты,стартапы»идр.

 

  1. Закаждойтематическойплощадкойзакрепляетсяруководительизчислаорганизаторов,которыйнесетответственностьзаеесодержательноенаполнение.
  2. Работакаждойтематическойплощадкивключаетобразовательную(мастер-классы,семинары,тренинги)идиалоговую(круглыестолы,дискуссионныеплощадки)составляющую.ВрамкахреализацииобщейидеиСлета«ИсториюделаютЛюди»участникамбудутпредложенывстречисинтереснымилюдьми.
  3. В качестве экспертов на тематические площадки привлекаютсяпредставителиоргановисполнительнойизаконодательнойвласти,знаковыефигурыобщественнойдеятельности,квалифицированныепедагоги.
    1. ТемыдляобсуждениявработеСлета:

«Рольдетейимолодеживразвитиисовременногоказахстанскогообщества»;

«Проектная  деятельность  как  новая  возможность  в   стратегииуправлениягосударством»;

«Эффективностьшкольногосамоуправления»;

«Дети    и     молодежь    как    авангардная    сила     в     процессемодернизацииРеспубликиКазахстан»;

«Результативныепроектыобучающихсянаблагостраны(успешныйопыт)»;

«Детиимолодёжь–этоважныйсубъектсоциальныхпеременвреспублике(дебатноедвижение)»;

Детиимолодежь–длянаиболеесоциальноущемленныхгруппвобществе(волонтерскоедвижение)»;

«Культурасловаиповедениядетейимолодежи»;

«Экологиядушичеловекаиобщества»;

«Молодоепоколение–наукеитехникестраны»;

«Дети   и    молодежь   как   духовный   и    культурный   потенциалКазахстана»;

«Государство–этоотдельнаяличность»;

«Молодежная   субкультура   и    городская   среда:    ситуация    вреспублике,влияние,задачи»;

«Интеллектиэнергиямолодых–малойродине»идругие.

 

 

Глава5.ПодведениеитоговСлета

 

  1. По итогам работы Слета будут выработаны резолюция Слета,рекомендации участников Слета, отражающие предложения участниковСлетанатематическихплощадках.
  2. По итогам работы Слета участники награждаются дипломами ипамятнымипризами.
  3. ОрганизаторыСлетаоставляютзасобойправовноситьизменения внастоящиеПравила.

 

 

Глава6.ФинансированиеСлета

 

  1. ФинансированиепроведенияСлетаосуществляетсязасчетсредствЗаказчика.
  2. Транспортные расходы по проезду до места проведения Слетаиобратноосуществляетнаправляющаясторона.

 

 

Приложение

Заявка

обучастиивРеспубликанскомслетелидеровшкольныхистуденческихпарламентоворганизацийобразованияРеспубликиКазахстан

 

№п/п

ФИО

участника(полностью)

Датарожденияучастника

Адрес

проживания(область,город,        село,улица,     номердома,квартиры,

телефон)

Организацияобразования,класс,курс

Языкобучения

Названиегруппы

ФИО

сопровождающегокоординатора

(полностью),контактные

телефоны

 

Қарағанды облысының білім беру ұйымдарында

«Мектеп парламенті» білімалушылардың

 өзін-өзі басқару органдарын дамыту

тұжырымдамасы

 

Қазақстанның балалары мен жастары – Қазақстан қоғамының стратегиялық құндылығы және болашақ адами капиталы.

Жаһандық тәуекелдер мен сын-қатерлер кезеңінде өмір сүретін жаңа буын белсенділігі мен қызығушылықтарының әртүрлілігімен сипатталады. Сондықтан мемлекет пен азаматтық қоғамның шынымен біртұтас балалар-жасөспірімдер және жастар қозғалысын құрудағы күш-жігерін біріктіру – заманауи мемлекеттің стратегиясы.

Соңғы онжылдықта республиканың қоғамдық-саяси өмірінде болып жатқан өзгерістер балалар мен жастар ортасындағы адамгершілік-рухани бағдарлар мен мұраттардың өзгеруіне алып келді. Тәжірибе көрсетіп отырғандай, өскелең ұрпақ (балалар, жасөспірімдер, жастар) тәрбиелеудің қолданыстағы моделі трансформацияны және жаңа идеологиялық негізді талап етеді.

Бүгінгі таңда білім беру ұйымы қызметінің қазіргі жағдайында білім беру ұйымын демократиялық басқаруға жағдай жасауға байланысты мәселелер туындайды, онда тек басшы мен педагогикалық кеңес қана емес, сонымен қатар білім алушылар, студенттер мен ата-аналар білім беру үдерісінің толық субъектілері ретінде білім беру ұйымы ұсынатын қызметтердің сапасына әсер ете алады.

Қазіргі уақытта мемлекет пен азаматтық қоғам балалар мен жастардың құқықтық мүмкіндіктерін іске асыру мәселелерін белсенді түрде көтеруде. Осыған байланысты қазақстандық мектептердің, колледждер мен жоғары оқу орындарының алдында құқықтық мемлекет жағдайында шығармашыл, бастамашыл, өзі және қоғам үшін пайдалы әрекет ете алатын еркін, жауапты тұлғаны, мәдениетті адамды тәрбиелеу міндеті тұрды.

Бүгінгі таңда республикада балалар мен жастардың өз құқықтарын іс жүзінде қолдануға және қорғауға оқытатын оңтайлы тетік жоқ, бұл оқушылар мен студенттердің әлеуметтік маңызы бар қызметке уәждемелік дайындығын төмендетуге әкеп соғады. Білім беру ұйымының қабырғасынан шыққан білім алушылар нақты өмірде көбіне мүлдем дәрменсіз болып қалады.

Қазақстан Республикасының балалар-жасөспірімдер және жастар қоғамдық қозғалысы шеңберіндегі мектеп кеңестерінің, старостаттардың, жоғары сынып оқушылары кеңестерінің, мектеп әкімдіктерінің және т.б. орнына мектеп Парламенті (бұдан әрі – Парламент) түріндегі бірыңғай құрылымдық моделі бола алады.

Қазақстан Республикасының білім беру ұйымдарында білім алушылардың «Мектеп парламенті»  өзін-өзі басқару органдарын дамыту тұжырымдамасы «Білім туралы», «Қазақстан Республикасындағы мемлекеттік жастар саясаты туралы» Қазақстан Республикасының заңдары, «Қазақстан 2020: болашаққа жол» 2020 жылға дейінгі мемлекеттік жастар саясатының тұжырымдамасы (екінші кезең-2016-2020 жылдар), Жастар жылын өткізу жөніндегі жол картасы негізінде әзірленді.

Парламент – оқу-тәрбие процесінің мәселелерін шешуде мектеп әкімшілігінің таптырмас көмекшісі.

Парламентте оқушылар мен педагогтер бірлесіп ынтымақтасуға үйренеді, маңызды мәселелерді шешуде толық құқылы әріптес болады.

Парламент – бұл білім алушылардың білім беру ұйымын бірлесіп басқаруға, оқу-тәрбие процесін ұйымдастыру кезіндегі мәселелерді шешуге қатысу нысаны.

Парламенттің мақсаты:білім алушылардың бойында азаматтық белсенділік, әлеуметтік құзыреттілік, азаматтық жауапкершілік дағдыларын дамыту, әлеуметтік шығармашылыққа қабілетті, өзінің жеке басын, қоғам мен мемлекетті жетілдіру мүддесінде әрекет ете алатын жоғары мәдениетті, гуманистік бағыттағы азаматты тәрбиелеу.

Парламенттің міндеттері:

- білім алушылардың қабілеттері мен мүдделерін, мектепте, колледжде, ЖОО-да бірыңғай құқықтық кеңістікті дамыту үшін жағдай жасау, білім беру ұйымын басқаруға қатысуға нақты мүмкіндік беру;

- ұжымдық өмір нормаларына, мемлекет заңдарына, адамдарға пайда әкелгісі келетіндігіне, достары мен құрдастарына қиындықтарды жеңуге көмектесуге оң көзқарас қалыптастыру;

- әрбір білім алушыны білім беру ұйымының қоғамдық өміріне тарту;

- өзіндік ойлау мен өзіндік сана-сезімді, көшбасшылық мінез-құлық дағдыларын, ұйымдастырушылық білімді, іскерлікті, ұжымдық және басшылық қызмет дағдыларын дамыту.

Парламент өзара көмек және сенім, дамуға ұмтылу, барлық оқушылардың тең құқылығы, шешімдер қабылдаудың ұжымдылығы, оқушылардың құқықтары мен мүдделерінің басымдығы, әрбір жеке тұлғаға қатысты ізгілік, ашықтық, еріктілік, адалдық және серіктестерді құрметтеу қағидаттарына негізделеді.

Парламент құрылымы 8 фракциядан тұрады:

1.Құқық және тәртіп фракциясы.

2. Ақпарат фракциясы.

3. Спорт және салауатты өмір салты фракциясы.

4. Өзін-өзітану және бақыт фракциясы (психология).

5. Қамқорлық фракциясы (еріктілік).

6. Мәдениет және өнер фракциясы (музыкалық, көркем шығармашылық).

7. Дебат қозғалысының фракциясы.

8. Экология және еңбек фракциясы.

Парламенттің жоғарғы органы – фракциялар көшбасшыларының жалпы жиналысы.

Парламенттің мектептегі қызметін директордың тәрбие ісі жөніндегі орынбасары, колледж бен ЖОО-да Жастар ісі жөніндегі комитетінің (бұдан әрі – ЖІК) төрағасы үйлестіреді.

Білім беру ұйымының әр сыныбында, әр тобында барлық 8 фракцияға депутаттар сайланады.

Парламент Президенті қажет болған жағдайда білім беру ұйымының түрлі алқалы органдарының отырыстарына қатысады.

Парламентті басқарудың негізгі нысаны–жобалықменеджмент тетіктерді тиімді басқарудың әмбебап технологиясы.

Мектеп оқушылары, колледж, ЖОО студенттері Парламент депутаттары бола алады.

Парламенттің жобалық қызметінің бағыттары: экологиялық, еріктілік, өлкетану, туристік, зияткерлік, экономикалық, спорттық, дебаттық, этномәдени, көркем-эстетикалық, музыкалық және басқа да шығармашылық жобалар.

Парламенттердің жобалау қызметін жүзеге асыру үшін мектептер, колледждер мен жоғары оқу орындары базасында жобалау кеңселері (бұдан әрі – жобалау кеңселері) құрылады.

Жобалық кеңселер:

- жыл бойы парламент фракцияларының жобалық қызметін;

- мектеп, колледж, ЖОО Президентін сайлау және өзін-өзі басқару күндерін;

- алқалы органдардың жұмысына қатысуды үйлестіреді.

Әр жобаға түрлі іс-шаралар, жарыстар, акциялар, флешмобтар, экскурсиялар, жорықтар, турнирлер және т. б. кіреді.

Парламент Президентінің сайлауы жылына 1 рет қыркүйек айында өткізіледі.

Парламент мүшелерін, мектеп және студенттік өзін-өзі басқару көшбасшыларын ынталандыру үшін көтермелеудің мынадай түрлері мүмкін: мадақтамалар, дипломдар, «Мектеп Парламентінің көшбасшысы», «Студенттік Парламенттің көшбасшысы» медальдары, стипендиялар, табысты жобаны «Платиналық идеялар» әлеуметтік бастамаларының ұлттық базасына енгізу, Қазақстан бойынша сапарлар, «Балдәурен» РОСО сауықтыру және басқа да лагерьлерде балаларды сауықтыру.

Мектеп және студенттік жобалау кеңселерінің жобалар рейтингтері, Парламент туралы толық ақпарат мектеп, колледж және ЖОО-ның сайттарында орналастырылады.

Жыл сайын балалар мен жастар қозғалысы көшбасшыларының азаматтық қоғамды дамыту және жас ұрпақтың Отанды нығайту және өркендетудегі рөлі мәселелері жөніндегі бірегей республикалық диалог алаңы –Қазақстан Республикасы білім беру ұйымдарының мектеп және студенттік парламенттері көшбасшыларының республикалық слеті өткізіледі.

Күтілетін нәтижелер:

- адал, мейірімді және белсенді тұлғалардың тәрбиелі жас ұрпағы;

- қоғамдық (балалар мен жастар) сананы трансформациялау мен жаңғыртуда оқушылар мен студенттердің өзін-өзі басқару органдарының мәртебесі мен рөлін арттыру;

- білім алушылардықызығушылықтары бойынша жобалық қызметке тарту;

- барлық деңгейлердегі бюджеттерден тұрақты және жүйелі қаржыландыру.

 

Концепция

развития органов самоуправленияобучающихся

«Школьный парламент» в организациях образованияКарагандинской области

Детии молодежь Казахстана – стратегическая ценность ибудущий человеческий капитал казахстанского общества.

Молодоепоколение, живущее в период глобальных вызовов и рисков, характеризуется повышенной активностью и разнообразием интересов. Потому объединение усилий государства и гражданского общества в создании по-настоящему единого детско-юношеского и молодежного движения – стратегия государства нового времени.

Перемены, происходящие в общественно-политической жизни республики за последние десятилетия, повлекли за собой изменение нравственно-духовных ориентиров и идеалов в детской и молодежной среде. Как показывает практика, действующая модель воспитания молодогопоколения (детей, подростков, молодежи) требует трансформации и новой идеологической основы.

Сегодня в современных условиях функционирования организации образования возникают вопросы, связанные с обеспечением условий для демократического управления организацией образования, когда не только руководитель и педагогический совет, но и школьники, и родители как полноправные субъекты образовательного процесса влияютна качество предоставляемых организацией образования услуг.

В настоящее время государство и гражданское общество активно поднимает проблему реализации правовых возможностей детей и молодежи. В связи с этим перед школой встала задача воспитания свободной, ответственной личности, человека культуры, который способен действовать в условиях правового государства творчески, инициативно, с пользой для себя и общества.

Сегодня не существует оптимального механизма, обучающего практическому использованию и защите своих прав самими детьми и молодыми людьми, что влечет за собой снижение мотивационной готовности обучающихся к социально-значимой деятельности. Обучающиеся, выйдя из стен организации образования, зачастую оказываются совершенно беспомощными в реальной жизни.

Таким механизмом в рамках детско-юношеского и молодежного общественного движения может стать единая структурная модель в виде школьных парламентов(далее –Парламент).

Концепция развития органов самоуправления обучающихся «Школьный парламент» в организациях образования Карагандинской области разработана на основании законов Республики Казахстан «Об образовании», «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан».

Парламент– незаменимый помощник администрации школы в решении проблем учебно-воспитательного процесса.

В Парламенте школьники и педагоги учатся вместесотрудничать, становятсяполноправными партнерами в решении важных проблем.

Парламент – это форма участия обучающихся в соуправленииорганизацией образования, решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса.

ЦельПарламента: развитие у обучающихся навыков гражданской активности, социальной компетентности, гражданской ответственности, воспитаниегражданина высокой культуры, гуманистической направленности, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и государства.

Задачи Парламента:

- создание условий для развития способностей и интересовобучающихся, единого правового пространства в школе, колледже, вузе, предоставление реальной возможности участвовать в управлении организацией образования;

- воспитание положительного отношения к нормам коллективной жизни, законам государства, желания приносить пользу людям, помогать преодолевать трудности своим друзья и ровесникам;

- вовлечение каждого обучающегося в общественную жизнь организации образования;

- развитие самостоятельного мышления и самосознания, навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности.

Парламент строится на принципах взаимопомощи и доверия, стремления к развитию, равноправия всех обучающихся, коллективности принятия решений, приоритетности прав и интересов обучающихся, гуманности по отношению к каждой отдельной личности, открытости, добровольности, честности и уважения партнёров.

Структура Парламентасостоит из 8 фракций:

  1. Фракция патритизма («Жас сарбаз», «Жас ұлан», «Жас қыран»);
  2. Фракция права и порядка (детские представительства);
  3. Фракция информации (пресс-служба);
  4. Фракция спорта и здорового образа жизни;
  5. Фракция самопознания и счастья(психология);
  6. Фракция заботы (волонтерство);
  7. Фракция образования и культуры («Ұшқыр ой алаңы», «Дети и театр»);
  8. Фракция экологии и труда.

Высший органПарламента – общее собрание лидеров фракций.

Деятельность Парламента в школе координирует заместитель директора по воспитательной работе.

В каждом классе, каждой группеорганизации образования избираются депутаты всех 8 фракций.

Президент Парламента принимает участие при необходимости в заседаниях различных коллегиальных органов организации образования.

Основная форма управления Парламентом– проектный менеджмент как универсальная технология эффективного управления механизмами.

Депутатами Парламента могут стать школьники.

Направления проектной деятельности Парламента:экологические, волонтерские, краеведческие, туристские, интеллектуальные, экономические, спортивные, дебатные, этнокультурные, художественно-эстетические, музыкальныеи другие творческие проекты.

Для осуществления проектной деятельности Парламентов на базе школ создаются школьные проектные офисы, а на базе организаций дополнительного образования создается районный или городской проектный офис(далее – Проектные офисы).

Проектные офисы координируют:

- проектную деятельность фракций Парламента в течение года;

- выборы Президента школы и дни самоуправления;

- участие в работе коллегиальных органов.

В каждый проектвходят различные мероприятия, соревнования, акции, флеш-мобы, экскурсии, походы, турниры и др.

Выборы Президента Парламента проводятся 1 раз в год в сентябре месяце.

Для стимулирования членов Парламента, лидеров школьного самоуправления возможны следующие виды поощрений: грамоты, дипломы, медали«Лидер школьного Парламента стипендии, включение успешного проекта в национальную базу социальных инициатив «Платиновые идеи», поездки по Казахстану, оздоровление вРУОЦ «Балдаурен» и др.детских оздоровительных лагерях.

Рейтинги проектов школьных и студенческих проектных офисов, полная информация о парламентах размещается на сайтах школ и отделов образования.

Ежегодно проводится Областной слет лидеров школьных парламентов организаций образования Карагандинской области –уникальная областная диалоговая площадка лидеров детского движения по вопросам развития гражданского общества и роли молодого поколения в укреплении и процветании родины.

Ожидаемые результаты:

- воспитанное молодое поколение честных, добрых и активных личностей;

- повышение статуса и роли органов ученического и студенческого самоуправления в трансформации и модернизации общественного (детского и молодежного) сознания;

- вовлечение обучающихся в проектную деятельность по интересам;

- стабильное и системное финансирование из бюджетов всех уровней.