КГУ СОШ №83 им. Г. Мустафина
Классный час на тему:
«Права и обязанности ребенка в семье.»
Учитель начальных классов
в 2А классе
Кл. руководитель: Захожая Т.Н.
Караганда 2021 г.
Цель:
- на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать представления о правах и обязанностях детей в школе, в семье, в социуме.
Задачи:
- познакомить учащихся с Всеобщей Декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РК "О правах ребенка", Конституцией РК.
- формировать положительное отношение к законам и их выполнению; побудить учащихся к анализу ситуации с точки зрения права и морали;
-способствовать осознанию ответственности за свои права
- воспитывать в духе законности и уважения прав других людей.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель.
Доброе утро, друзья!
Доброе утро, страна!
Доброе утро всем!
Доброе утро мне!
Я скажу слова "Доброе утро..." и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой- значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.
-Доброе утро всем девочкам!...(Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"
-Доброе утро всем мальчикам!...(Мальчики машут и отвечают: "Доброе утро!"
-Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...
-Доброе утро всем тем, кто любит конфеты!...
-Доброе утро всем тем, кто хочет знать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке!...
Введение в тему урока.
Звучит песня Е.П. Крылатова на слова Ю. С. Энтина
"Мы маленькие дети" из к/ф "Приключения Электроника".
Учитель.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
- О ком сегодня пойдет речь на классном часе? (Ответы детей).
Сегодня будет идти речь о детях, об их правах.
Основная часть урока. Конвенция о правах ребенка.
Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Еще реже думают о них дети. Но в нашем беспокойном мире человек часто попадает в положение, когда ему необходима защита.
Все начинается с права на жизнь. Это первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда.
В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть.
В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим вместе с деньгами.
В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось очень много приютов для младенцев. Бедные родители клали своих детей в корзины и подбрасывали "добрым людям".
А если в сильные морозы таких людей не оказывалось поблизости?
Сегодня вы живете с родителями или с бабушками и дедушками, которые в связи с определенными обстоятельствами заменили вам родителей. Эти люди заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья - самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему повредить. Но о детях заботятся не только в семье.
Общественные и благотворительные организации своей главной задачей считают защиту детей.
1945 году закончилась Вторая мировая война - самая жестокая и
кровопролитная за всю историю человечества. Развязала эту войну фашистская Германия во главе с Гитлером, который хотел поработить народы других стран и установить мировое господство. Война унесла миллионы человеческих жизней, разрушила множество городов, сел и деревень...
Когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем.
Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций - ООН.
В 1948 году государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав человека - документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, возможность верить или не верить в бога и многое другое.
Положения, о которых говорится в документе, касаются всех - мужчин и женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих - независимо от национальности и цвета кожи.
Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в1989 году ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка".
Конвенция - это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах.
-Ребята, о каких же правах идет речь в конвенции?
Главное право каждого человека - право на жизнь. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право.
Но часто то в одном, то в другом государстве законодателям приходится сталкиваться с вопросами о ценности любой жизни.
Нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других неполноценных, с точки зрения государства, детях?
Помните как в Спарте? Сбросил слабого ребенка со скалы, и никаких проблем.
А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким. Разве это выход из положения? (Ответы учащихся).
А как наше государства заботится о таких детях? (Ответы учащихся).
В конвенции говорится, что каждый имеет право на имя. У каждого из вас есть имя!
В роддоме вы еще не имели своего имени, у вас у каждого была лишь бирочка, на которой были определенные факты о вас. Семья новорожденного дает ему фамилию, родители придумывают имя, и эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении. (Показ свидетельства).
Там же пишут дату рождения ребенка, где он родился и кто его мама и папа. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас.
Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека. но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии. Скажите, гражданами, какой страны вы являетесь? (Ответы учащихся.)
А еще ваши права защищает Конституция РК – основной закон нашего Государства. Конституция РК защищает права взрослых и детей.
Какие основные права еще есть у детей?
Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
Какая самая главная обязанность у вас в семье?
- А у вашего папы?
- У кого больше всего обязанностей?
- А какие обязанности существуют у учеников?
- А откуда вы это знаете? (Устав школы)
- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!
- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:
Уважать права, честь и достоинство всех участников;
Прилежно учиться;
Иметь аккуратный вид;
Соблюдать правила техники безопасности;
Беречь школьное здание, оборудование;
Придерживаться общепринятых правил поведения;
Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.
Итог мероприятия.
Ученик: Я – ребенок , я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Байланыс телефондары