"Қарағанды қаласы әкімдігінің "Қарағанды қаласының…
"Ғ. Мұстафин атындағы ЖББМ" КММ

Изучаем казахский язык

Таспен ұрғанды аспен ұр.
Бьют тебя камнем, ты бей хлебом.
Вопрос-ответ
Всего ответов: 69
Новых вопросов: 10

Информационная кампания "Мир без насилия"

План

Мероприятий  по организации  и проведению  республиканской  информационной  кампании

«Детство  без жестокости и насилия»

Время проведения:11-22 ноября 2019года

Наименования мероприятия

Время проведения

Классы

Ответственные

1

Информационный стенд: «Детство  без жестокости и насилия»

 

11.11.2019г-25.11.2019г.

1-11

  Зам по ВР:

Ищанова К.Б. Жалбырова А.Д.

 

2

Выставка тематической  литературы повопросам защиты  прав несовершеннолетних, обеспечения  безопасности: «Детство  без жестокости и насилия»

«Біз зорлық зомбылыққа қарсымыз!»

 

11.11.2019г-25.11.2019г.

1-11

Зав.библиотекой:

3

Торжественная линейка «Детство без жестокости и насилия»

11.11.2019г

1-11

Зам по ВР:

Ищанова К.Б. Жалбырова А.Д.

4

Конкурс эссе: «Как построить мир  без насилия»

13.11.2019г.

9-11

Юдина О.Н.  Кузнецова Т.В.

Фролова Л.И. 

5

Классные часы, посвященные  по вопросам защиты прав и свобод детей:

 «Скажем нет жестокости»

«Этот мир для меня»

«Я-люблю свою школу»

 

13.11.2019г.

 

 

8-11

5-7

1-2

 

Классные руководители.                                   

6

Красочные буклеты: «Дети за счастливое детство!», «Весьмир для меня»,  

13.11.2019г.

3-4

 Классные руководители.    

7

Семинар  с педагогами школы: «Принципы  насилия  и ненасилия  в обществе, семье и школе», «Право быть услышанным»«Зиянды әдеттерге қарсы тұру.»

13.11.2019г.

 

Психологи школы. Шумакова И.Л. Крашенинникова О.В.

8

Фотоконкурс на тему: «Счастливая семья».«Бақытты отбасы»

14.11.2019г.

5-6

Классные руководители.

9

Выявление детей , нуждающихся  в незамедлительной  помощи и защите

11.11.-25.11.2019г.

 

Классные руководители:1-11 классов.Социальный педагог школы: Аманов А.С.

Зам по ВР: Ищанова К.Б. Жалбырова А.Д.

Школьный инспектор: Кулейменова А.Н.

10

Классные часы, посвященные  по вопросам защиты прав и свобод детей:

 Жизнь – бесценный дар"

«Дети без обид и унижений»

«Весь мир-мои друзья »,

 

20.11.2019г.

 

 

 

8-11(2)

5-7(2)

1-4(2)

 

 

 

Классные руководители:1-11

11

Проведение  психологического обследования , психологических тренингов  с детьми, находящимися  в социально опасном положении. 

 

18.11. -22.11.2019г.

 

Психологи школы. Шумакова И.Л. Крашенинникова О.В.

12

Флеш-моб: «Право быть услышанным»

22.11.2019г.

1-11

Старшая вожатая: Сапарова С. И совет старшеклассников.

13

Размещение в средствах массовой  информации (печатные издания, Интернет-ресурсы) о ходе и итогах проведения республиканской информационной  кампании «Детство без жестокости и  насилия»

11.11.2019г.

25.11.2019г.

 

Социальный педагог школы: Аманов А.С.

Зам по ВР: Ищанова К.Б. Жалбырова А.Д.

Школьный инспектор: Кулейменова А.Н.

Психологи школы, классные руководители.

14

Проведение рейдов с целью выявления  детей  и семей  находящихся  в социально опасном  положении: «Дети в ночном городе», «Улица»

22.11.2019г.

 

Социальный педагог школы: Аманов А.С.

Зам по ВР: Ищанова К.Б. Жалбырова А.Д.

Школьный инспектор: Кулейменова А.Н.

15

Подготовка  итоговой  информации  о проведении республиканской  информационной  кампании «Детство без жестокости  и насилия»

22.11.2019г.

 

Социальный педагог школы: Аманов А.С.

Зам по ВР: Ищанова К.Б. Жалбырова А.Д.

Школьный инспектор: Кулейменова А.Н.

 

Зам по ВР           Ищанова К.Б.

                             Жалбырова А.Б.

Республиканская  информационная  кампания

 «Детство  без жестокости и насилия»

с 11-22 ноября 2019 года

Прошли следующие мероприятия:

Оформление информационного стенда: «Детство  без жестокости и насилия»

Выставка тематической  литературы повопросам защиты  прав несовершеннолетних, обеспечения  безопасности: «Детство  без жестокости и насилия», «Біз зорлық зомбылыққа қарсымыз!»

Торжественная линейка «Детство без жестокости и насилия»

Конкурс эссе: «Как построить мир  без насилия» Классные часы, посвященные  по вопросам защиты прав и свобод детей: «Скажем нет жестокости» ,  «Этот мир для меня»,«Я-люблю свою школу».

Красочные буклеты: «Дети за счастливое детство!», «Весьмир для меня».

Семинар  с педагогами школы: «Принципы  насилия  и ненасилия  в обществе, семье и школе», «Право быть услышанным»«Зиянды әдеттерге қарсы тұру»

Памятка для родителей. «Поощрение и наказание ребёнка в семье»

Уважаемые мамы и папы!

Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

Наказание- это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. « Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения. Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка. А.С. Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения. 

 Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.

Наказание будет эффективным, если соблюдать следующее условия:

Наказывать только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись. Наказание не должно восприниматься ребёнком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчёркивается, что наказывается поступок, а не личность. После наказания проступок должен быть «предан забвению». О нем больше не напоминают. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребёнка Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок. Главный метод воспитания - это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Поощрение- это проявление положительной оценки поведения ребёнка. «Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. «Мне нравиться твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого - педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок...

Поощрение ребенка, за что - то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно прополол огород, принёс воды. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания - «Ты стал совсем взрослым», или же «какой ты молодец и. т. д.»

Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.

Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать  всегда ожидать ее.

Защита детей  и подростков от любых видов эксплуатации

(жестокого обращения, насильственных действий и сексуальных домогательств»)

     Жестокое обращение и насильственные действия в отношении детей наносят вред не только физическому и психическому здоровью ребенка, но и имеют тяжелые социальные последствия, главные из которых – воспроизводство самой жестокости и насилия. Те, кто испытал физическое насилие, кого в детстве били и оскорбляли, чаще всего, вырастая, сами решают свои семейные проблемы точно также. Следует также затронуть  форму психологического насилия  (крики, оскорбления ребенка со стороны взрослого, унижающего его достоинство). Чувство собственного достоинства, разрушенное в детстве, очень трудно создается вновь. И дети, утратившие веру в себя,  оказываются самыми несчастными и трудными.

     Если не пытаться остановить насилие, то оно будет переходить из поколения в поколения. Испытываемое в любом возрасте насилие имеет два последствия: слабая личность подавляется, а у сильной возникает протест, который часто выражается в противоправном поведении. Это способствует росту преступности и насилия в детской и подростковой среде. Жестокость порождает жестокость, насилие порождает насилие. Об этом нужно всегда помнить!

      Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка». Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:

- право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);

- ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);

- право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).

Помните, что жестокое  обращение, насильственные действия в отношении детей:

Наносит вред физическому и психическому здоровью ребенка; Способствует развитию негативных качеств в период формирования личности ребенка; Формирует комплекс неполноценности и низкую самооценку; Порождает чувство страха и тревожность; Делает ребенка жестоким и агрессивным; Часто является причиной побегов из дома и суицидов; Приводит к тому, что ребенок решает свои проблемы с помощью насилия; Способствует проявлению асоциального поведения, развитию алкогольной и наркотической зависимости.

Признаки жестокого обращения и

неудовлетворения основных  жизненных потребностей ребенка.

Признаки жестокого обращения с детьми могут включать в себя:

Синяки под глазами либо ушибы  на обеих сторонах головы, тела (случайные ушибы, как правило, обнаруживаются только на одной стороне ); Часто появляющиеся увечья (синяки, порезы, ожоги), если ребенок не в состоянии предоставить разумное объяснение их появлению; Враждебное или агрессивное поведение ребенка; Пассивное, отчужденное, лишенное эмоций поведение ребенка и боязнь возвращаться домой или чувство страха по отношению к взрослым.

Признаки неудовлетворения основных жизненных потребностей:

Очевидное недоедание ребенка, апатия или быстрое переутомление; Случаи, когда ребенок занимается воровством или попрошайничеством; неухоженность ребенка, недостаточная личная гигиена, рваная и грязная одежда; Ситуации, когда ребенок нуждается в очках, услугах стоматолога и других медицинских услугах, но долго их не получает (за исключением случаев, когда родители выбрали альтернативные методы лечения, при условии, если эти методы не ухудшают состояние здоровья); Случаи, когда ребенок лишен надлежащего надзора, длительно не посещает учреждение образования; Ситуации, когда ребенок оставлен без надзора на длительный срок.

Если насилие любых видов можно классифицировать как действия родителей либо иных лиц, угрожающих здоровью и развитию ребенка, то неудовлетворение жизненных потребностей ребенка можно классифицировать как бездействие родителей, угрожающее его жизни, здоровью и развитию.

ПАМЯТКА для родителей

   Правила для родителей: «Как научить детей избегать опасности» 

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Для того, чтобы обеспечить безопасность ребенка, взрослым необходимо предпринять ряд мер и строго придерживаться основных правил безопасности.

В первую очередь, со школьником нужно проводить постоянную разъяснительную работу, используя примеры, сказки, рисунки и все то, что поможет ребенку понять, какие ситуации бывают опасными, как поступить, попав в них и как их избежать. Учеба пойдет впустую, если не учитывать особенности детской психики, которая противится формам «запрещено», «нельзя», «ты обязан» и т.п.

Лучше действуют формулы типа: «Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства и переживаний за тебя». Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкреплять доступными примерами. Если, например, ребенок, совсем мал, напомните ему о печальной судьбе семерых козлят, доверившихся волку, или о Красной Шапочке, которой больше повезло.

Приучите детей не уходить далеко  от своего  дома, двора, не гулять до  темноты.

Внушите детям, что не нужно вступать в разговоры, соглашаться на предложения незнакомцев, когда они зовут куда –  нибудь с ними пойти или поехать, просят помочь им что – либо сделать:  приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;

Заучите постепенно  с ребенком свой домашний адрес, ФИО,  домашний телефон, и телефоны служб экстренной;

Убедите детей не стесняться звать людей на помощь в минуту опасности.

Второе – родителям необходимо создать ребенку благоприятные и безопасные

условия в  собственном доме,  и соблюдать самим правила безопасности.

Еще одно из главных условий безопасности ребенка – это его к вам доверие.

Чтобы не случилось, он должен знать: папа и мама всегда помогут, и не бояться ничего вам рассказывать. Будьте в курсе того, кто окружает вашего ребенка в учреждении образования, на детской площадке или в секции. Если ребенок кажется подавленным, расстроенным, осторожно расспросите его, дайте понять, что он всегда может рассчитывать на вашу защиту и поддержку.

Памятка для родителей

Чтобы ребенок не стал жертвой насилия

 

    Жизнь и здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Здоровье детей — это будущее нашей страны.

Наиболее циничные и жестокие преступления совершаются в отношении малолетних детей, которые в силу возраста не способны дать отпор преступникам. Всё чаще эти преступления совершаются в сфере половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Возраст жертв сексуальных посягательств составляет от 4 до 15 лет, чаще всего подвергаются насилию дети от 3 до 9 лет.

Эта памятка предназначена для тех, кто:

- НЕ ХОЧЕТ,чтобы его ребенок стал жертвой преступления;

- ХОЧЕТ обеспечить спокойствие и порядок в своем микрорайоне и на улицах города;

- ГОТОВ совместно с правоохранительными органами добиваться заслуженного наказания за совершение преступлений в отношении жизни и половой неприкосновенности детей и подростков;

- СЧИТАЕТ своим важнейшим гражданским долгом предотвращение преступлений различного рода маньяков и извращенцев против детей и подростков;

- А ТАКЖЕ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЗНАЕТ, что не может оставаться равнодушным к действиям насильников и убийц.

Эта памятка подскажет Вам, как себя вести и куда обратиться, если Ваш близкий человек стал жертвой или свидетелем преступления!

Почему именно ДЕТИ становятся жертвами преступлений?

Потому что дети доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребёнку.

Избежать насилия можно, но для этого необходимо:

- объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома.

- стать для ребенка другом, с которым он может поделиться своими переживаниями;

- серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении него насилии со стороны знакомых, родственников;

- поддерживать отношения с друзьями детей и их родителями;

- не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается);

- знать, что ребенок смотрит (исключить просмотр фильмов с сексуальными сценами и сценами насилия).

Соблюдая правила безопасности, Ваш ребенок сможет избежать подстерегающей его опасности, принять правильное решение в сложной ситуации.

Для этого Вашему ребенку нужно навсегда усвоить “Правила пяти “нельзя”:

Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом. Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт. Нельзя садиться в чужую машину. Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо. Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Также Вы должны внушить своему ребенку следующие правила поведения вне дома:

Если у ребенка появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него либо остановиться и пропустить этого человека вперед. Если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить до магазина, кинотеатра и т.д.? Объясни, как ему пройти до интересующего места, и ни в коем случае нельзя поддаваться на  его уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, а ты его никогда не видел, нельзя никуда  с ним идти.

Ты должен всегда отвечать: «НЕТ!»:

Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи. Если за тобой в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали тебя об этом заранее. Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру. Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Ненужные разговоры с посторонними

Очень часто преступники пользуются доверчивостью детей. Предлагают подвезти до дома или посмотреть животное, поиграть в любимую игру, сходить в магазин за конфетами, мороженым и т.д. Ребенок не должен разговаривать с незнакомцем и ни в коем случае не соглашаться на предложение незнакомца. Информацию до ребенка необходимо доводить постепенно, можно в форме игры.

Объясните ребенку, что преступником не всегда является взрослый человек, им может быть и подросток (знакомый, одноклассник, одногруппник). Любой насильник умеет войти в доверие, т.к. превращается в доброго, ласкового и понимающего собеседника.

Поэтому наш совет:

- на все уговоры пойти куда-нибудь в уединенное место (строящиеся здание, подвал или квартиру), чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить: «Нет!»,- даже если очень интересно. Но как быть, если взрослый очень настойчив?

Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!», Все равно ответ один – «НЕТ»! Придя домой, надо обязательно рассказать родителям об этом человеке.

Что нужно знать, чтобы не стать жертвой насильника:

Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай. Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься. Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай: «Нет!». Если тебе предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, не соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями, либо попроси оставить телефон, чтобы с предлагающим услуги могли связаться взрослые. Если рядом с тобой остановилась машина, как можно дальше отойди от неё (могут силой усадить в машину и увезти) и ни в коем случае не разговаривай с людьми в машине, а тем более не соглашайся сесть в машину. Если человек не отстаёт от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более — в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.

САМЫЕ опасные места, в которых можно стать жертвой:

ПОДЪЕЗД! ЛИФТ!  ЧУЖАЯ МАШИНА! УЛИЦА!

Правила поведения в подъезде:      Подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли за тобой кто-либо следом. Если кто-то идёт – не подходи к подъезду. Погуляй на улице 15-20 минут, а, если незнакомец не уходит, то можно поступить следующим образом:

- если в подъезде имеется домофон, либо у тебя с собой есть сотовый телефон, позвони и попроси родителей выйти и забрать тебя с улицы, при этом рассказав причины твоего волнения;

- если незнакомый мужчина уже находится в подъезде, в подъезд не заходи, а если вошел, то сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых жильцов дома.

Не выходи из квартиры на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром. При внезапном нападении защищайся любым способом, а при первой возможности убегай, громко кричи и зови на помощь.

Правила поведения в лифте:

Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за тобой зайдёт в кабину. Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину. Если все-таки незнакомец зашёл в лифт, то не стой к нему спиной и наблюдай за его действиями, спроси, на какой ему этаж, после ответа скажи, что тебе выходить гораздо раньше, и постарайся нажать на кнопку вызова второго этажа. Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома на помощь (не бойся выглядеть глупо, если ты ошибся).

Если вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам.

Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай, не плачь, сохраняй спокойствие, разговаривай с насильником, постарайся как можно подробнее запомнить его внешность, одежду, манеру разговаривать. Если можешь — защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, в чём есть. Оказавшись в безопасности, немедленно расскажи о случившемся родителям и позвони в милицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушёл нападавший.

Правила поведения на предложение сесть в чужую машину:

Машина – это не только средство передвижения, она также может стать орудием преступника. Надо чётко знать, что садиться в чужую машину нельзя, даже если за рулём или в салоне сидит женщина.Чтобы не стать жертвой, оказавшись в чужом автомобиле, надо выполнять правила поведения в автомобиле:

Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользоваться услугами такси, попроси сопровождающих записать номер машины, марку, фамилию водителя и сообщи об этом родителям. Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговаривать с родственниками (знакомыми) и сообщать маршрут передвижения. Если водитель начал проявлять сексуальный интерес, попроси остановиться. Если это требование не выполнено и машина не остановлена, открой дверь или постарайся разбить окно, то есть сделай всё (если ты находишься на переднем сиденье, то постарайся схватиться за руль и повернуть его), чтобы привлечь к машине внимание других водителей либо внимание сотрудника милиции, если трасса патрулируется. Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины. Не садись в «тонированную» машину, а также в машину, в которой уже сидят пассажиры.

Правила поведения на улице:

На улице даже днём детей подстерегает множество опасностей. Вот что надо делать, если к тебе пристаёт незнакомец:

Не жди, когда тебя схватят, убегай в сторону, где много людей. Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь. Если тебе зажимают рот рукой, укуси за руку. Используй любые подсобные средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо, ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего). Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль. Как только он ослабит хватку – убегай. Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними. В автобусе, трамвае, метро, электричке садись ближе к водителю или машинисту и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка — твоя. Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвезти или на просьбу показать, как проехать туда-то. Ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу. Не ходи в отдалённые и безлюдные места. Иди по улице в тёмное время в группе, вышедшей из автобуса, метро, электрички. Переходи по подземному переходу в группе. Увидев впереди группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут. Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, перейди на другую сторону улицы. Всегда предупреждай родственников о том, куда идёшь, и проси их встретить в вечернее время.

Дома тоже не всегда безопасно:

Не открывай дверь незнакомым людям.

8.Фотоконкурс на тему: «Счастливая семья».«Бақытты отбасы»