Municipal state Institution "Gabiden Mustafin…
MSI "Gabiden Mustafin Secondary School"

Learning the Kazakh language

Сөздің басы қатты болса, аяғы тәтті болады.
Если начало беседы горькое, конец её будет сладким
Question answer
Всего ответов: 69
Новых вопросов: 10

Исследование развития ценностей старшеклассников

04.11.2024 г. в нашей школе среди учащихся 8-11 классов было проведено исследование через автоматизированную систему психолого-педагогического мониторинга (АСППМ).

Цель: изучение измерения культурных ценностных ориентаций учащихся старших классов;

Дата проведения: 04.11.2024 г.

Количество учащихся, принявших участие:

 

Количественные данные:

Ведущие мотивационные ценности:

Конформность (17 учащихся).Мотивационная цель – ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию. Выводится из потребности групп к самосохранению и выживанию и потребности личности гармонично взаимодействовать с другими людьми, подавляя при этом свои социально-разрушительные наклонности.

Традиции (9 учащихся). Мотивационная цель – уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности ее картины мира.

Доброта (41 учащийся). Мотивационная цель – поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте. В основе лежит потребность позитивного взаимодействия в целях благополучия группы и индивидуальная потребность в аффилиации.

Универсализм (19 учащихся). Мотивационная цель – понимание, благодарность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип не был выведен априори из трех указанных универсальных человеческих потребностей, а был обнаружен эмпирическим путем при исследованиях ценностей. В основе этой цели, по-видимому, лежат универсальные потребности в красоте, гармонии и справедливости.

Самостоятельность (42 учащихся). Мотивационная цель – свобода мысли и действия (выбор, творчество, познание), обусловленные потребностью индивида быть автономным и независимым.

Стимуляция (32 учащихся). Полнота жизненных ощущений. Мотивационная цель – новизна и состязательность в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.

Гедонизм (71 учащийся). Мотивационная цель – удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. В основе его лежит необходимость удовлетворения биологических потребностей и испытываемое при этом удовольствие.

Достижения (18 учащихся).Мотивационная цель – достижение личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов и вследствие этого – получение социального одобрения.

Власть (19 учащихся). Мотивационная цель – достижение социального статуса, престижа и влияния на других людей. В основе – потребность в доминировании, господстве, лидерстве.

Безопасность (17 учащихся). Мотивационная цель – стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида. В основе – потребность в адаптированное и предсказуемости мира, снижении неопределенности.

 

Интерпретация результатов:

1. Преобладание просоциальных ценностей:

Добротаи Универсализм являются ведущими ценностями для большинства учащихся. Это свидетельствует о высоком уровне ориентации на социальное взаимодействие, благополучие других людей и защиту прав человека и природы. Такие ориентиры могут свидетельствовать о развитом чувстве эмпатии, стремлении к гармоничным отношениям в коллективе и заботе о других. Самостоятельность также занимает важное место, что указывает на высокую ценность индивидуальной автономии, независимости и самовыражения в принятии решений. Учащиеся с этим типом ценности ориентированы на личностное развитие, творческую активность и самореализацию.

2. Ценности, ориентированные на стабильность и порядок:

Конформностьи Безопасность  — это ценности, связанные с соблюдением социальных норм, стабильностью и гармонией в отношениях с окружающими. В этом контексте важно, что эти ценности развиваются в группе учащихся, что может свидетельствовать о стремлении к безопасности и порядку как в социальном, так и в личном аспекте. Это может также говорить о наличии социальной ответственности и уважения к старшим и традициям.

3. Поиск удовольствия и новизны:

Гедонизми Стимуляция— важные аспекты ценностей, ориентированных на личное наслаждение, удовольствия и поиск новизны. Эти ориентации могут свидетельствовать о стремлении к эмоциональным переживаниям, интересу к новым, необычным событиям и стремлению к чувственным наслаждениям.

4. Ценности достижения и власти:

Достиженияи Власть  представляют собой ценности, ориентированные на успех, признание и социальный статус. Это может свидетельствовать о развитом стремлении к карьерному росту, социальному признанию и проявлению лидерских качеств. Важно отметить, что несмотря на сравнительно небольшой процент учащихся с такими ценностями, они все же играют свою роль в формировании амбиций и стремлений.

5. Традиции как значимая ценность:

Традиции— хотя этот тип ценности не столь распространен, он все же имеет место в выборке, что может указывать на наличие определенной группы учащихся, которые придерживаются традиционных взглядов, ориентированных на соблюдение ритуалов, обычаев и социальных норм в своем окружении.

Выводы:

  1. Разнообразие ценностей.Результаты диагностики показывают разнообразие культурных ценностных ориентаций среди учащихся старших классов, что может свидетельствовать о разном уровне индивидуализма и коллективизма, а также об изменении отношения к традициям и авторитетам. Большинство учащихся ценят такие ориентиры, как доброта, самостоятельность и универсализм, что может свидетельствовать о развитом чувстве социальной ответственности и стремлении к личностному росту.
  2. Ориентация на позитивные социальные взаимодействия.Большинство учащихся акцентируют внимание на ценности доброты, что может говорить о значении взаимопомощи, честности и доверия в межличностных отношениях.
  3. Потребность в стабильности и порядке.Наличие групп, ориентированных на ценности конформности и безопасности, может свидетельствовать о потребности в стабильности и гармонии в межличностных отношениях и в обществе в целом. Это также может быть признаком ориентации на соблюдение социальных норм и правил.
  4. Потребность в новизне и удовольствиях:Множество учащихся выделяют ценности гедонизма и стимуляции, что может свидетельствовать о стремлении к новым переживаниям и чувственным удовольствиям, особенно в подростковом возрасте.
  5. Ценности успеха и власти:Хотя эти ценности менее распространены среди участников исследования, они всё же имеют место, что подтверждает наличие амбиций и стремлений к личному успеху, лидерству и социальному признанию у части учащихся.

Рекомендации:

1. Важно поддерживать учащихся, ориентированных на доброту и универсализм, создавая условия для проявления эмпатии и взаимопомощи в коллективе.

2. Развивать у учеников, ориентированных на самостоятельность, навыки принятия решений и критического мышления.

3. Для группы, ориентированной на традиции, важно проводить работу по балансировке ценностей между уважением традиций и открытостью к новым идеям.

4. Для учащихся с ценностями, связанными с поиском удовольствий и новизны, можно предлагать различные формы активного отдыха и творческих заданий, стимулирующих их к самовыражению.

5. Учащимся с ориентацией на достижения и власть стоит предоставлять возможность для развития лидерских качеств и участия в конкурсах и проектах, где они смогут проявить свои амбиции.