КГУ «ОШ им. Г. Мустафина»
Правовая лектория с родителями 8 «Б» класса
Тема: «Права ребенка в семье»
Провела: Махтбекова З.А.
Кл.рук.: 8 «Б» класса
г. Караганда - 2021г.
Цель: Повысить роль и ответственность родителей в соблюдении прав ребёнка.
Задачи: - Познакомить родителей с основными документами о правах
ребёнка.
- Способствовать формированию ответственности родителей в соблюдении прав ребёнка.
Учитель: Здравствуйте, ув. родители! Тема сегодняшней правовой лекторий называется: «Права ребенка в семье».
Семья – естественная жизненная среда ребёнка. Это своего рода убежище, обеспечивающее выживание растущему человеку. Права ребёнка неотделимы от семьи. Семья несёт за них ответственность. Родителям предлагается ответить на вопрос: - Какие права ребёнок имеет в семье? (Родители высказывают своё мнение).
Ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Мы должны понимать что:
- права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека;
- выход из конфликта – совместный поиск решения. Которое учитывало бы права всех участников конфликта.
Особую роль в воспитательном процессе играет семья.
Важность семьи в воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка. Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передаёт своим детям культурные и моральные
ценности. Родители должны являться образцами, примером для подражания. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Семья была, есть и, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Чтобы хорошо воспитать своего ребёнка, родители должны быть в семье нравственным образцом. Если взрослые добиваются от детей того, чего не делают сами, их требования не находят отклика в сердце дочери или сына.Семья это первая, самая надежная крепость человека и одновременно маленькая армия, в любой момент готовая встать на его защиту от внешнего мира. В силу отсутствия жизненного опыта ребенок далеко не всегда способен защитить собственные интересы, и эта задача возлагается на его родителей или лиц, их заменяющих. В современном обществе семья – закрытая структура, фактические права и обязанности членов которой определяет не столько закон, сколько традиция. Требования морали, нравственные принципы, а также элементарная, свойственная всем приматам биологическая привязанность родителей к своим детям – в большинстве случаев этого должно быть достаточно для того, чтобы обеспечить ребенку достойные условия для жизни и развития. Однако в реальности так происходит не всегда. Моральные и нравственные законы обладают лишь той степенью силы, которой их наделяют люди, соблюдающие или не соблюдающие их. Равно важно и то, что люди же и трактуют их. Всем нам, вероятно, известны случаи конфликтов в семье, вызванных немотивированными запретами со стороны взрослых, их неумением уважать достоинство ребенка, нежеланием прислушиваться к его мнению. Ребенок нуждается в защите и бережном отношении более, чем взрослый человек, именно потому, что в большей степени уязвим для любого вида насилия – как физического, так и психологического, поскольку у него не хватает личного опыта для того, чтобы справляться с кризисными ситуациями. Даже сегодня обществом достаточно часто ребенок рассматривается не как самостоятельный носитель права, а лишь как объект родительской опеки, что в корне неверно. Область прав несовершеннолетних детей – неотъемлемая часть правовой системы современного цивилизованного общества. Уважение достоинства ребенка, его потребностей и нужд принципиально важно для формирования полноценной, всесторонне развитой, здоровой психически и физически личности, поэтому внутренняя жизнь семьи регулируется рядом правовых норм, защищающих интересы ребенка. Именно с точки зрения приоритета этих интересов и должен рассматриваться вопрос правового положения ребенка в семье, равно как и в любых других отношениях, которые их затрагивают. Государство, в котором дети не считаются величайшей ценностью, а их интерёсы – нуждающимися в первоочередной защите, не имеет будущего. «лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет», т.е. ребенок, имеет ряд неотъемлемых, гарантированных государством прав, среди которых:
·право жить и воспитываться в семье
·право на общение с родителями и другими родственниками
·право на защиту
·право на выражение собственного мнения
·право на имя, отчество и фамилию
·ряд имущественных прав, в частности право на получение содержания от родителей и других членов семьи. Знание и соблюдение прав ребенка является важнейшим элементом процесса построения здоровых и комфортных для всех членов семьи взаимоотношений между родителями и детьми. Приступая к рассмотрению вопроса прав несовершеннолетних, важно заметить, что он никак не связан с областью обязанностей ребенка в семье, каковые определяются исключительно нравственными нормами. Какие же основные права имеет ребенок внутри собственной семьи? Прежде всего это право на совместное проживание со своими родителями, усыновителями или опекунами, т.е. лицами, являющимися его законными представителями, защищающими его интересы. Это означает, что никто – ни частные лица (бабушки, дедушки, другие родственники ребенка или посторонние лица), ни государственные органы – не вправе препятствовать проживанию ребенка с его родителями. По достижении же ребенком 14 лет его место жительства может быть изменено по его желанию при условии получения разрешения на это его опекунов (родителей или усыновителей), однако право на совместное проживание с ними он, безусловно, сохраняет. Казалось быт, то, что каждый ребенок имеет право жить вместе со своими родителями – вещь совершенно очевидная для любого и в дополнительных гарантиях не нуждающаяся, однако на практике так получается не всегда. Даже сегодня, когда правовая информация сделалась более доступной гражданам посредством Интернета, когда государственные организации начали уделять все больше внимания связям с общественностью и ликвидации правовой безграмотности населения, семейным юристам и сотрудникам органов опеки и попечительства периодически приходится сталкиваться с вопиющими случаями нарушений этого права. Рассмотрим один из многочисленных реальных примеров подобной ситуации. Всякая семья – это живой организм, и отношения, связывающие ее членов, с течением времени изменяются. Лишь в идеальной семье всегда царит атмосфера взаимопонимания, доброжелательности и любви, даже если между ее членами возникают разногласия. Именно такая атмосфера должна окружать ребенка для того, чтобы его внутренние ресурсы расходовались на интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие, а не на попытки примирить между собой взрослых и бесполезные просьбы позволить ему общаться с «неугодным» маме или папе членом семьи. Очень важно понимать – когда взрослые ссорятся, ребенок не чувствует себя в безопасности. Родители нередко уверены, что имеют полное право решать, будет их ребенок общаться с бабушками, Бывает, что ситуация доходит до абсурда, когда после расторжения брака родителей ребенок лишается возможности видеться с тем из родителей, с которым не проживает. Это большая ошибка. По закону каждый ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, если того желает. Конфликтующие между собой взрослые должны всегда помнить о том, что ситуацию, связанную с прекращением общения с теми, кто раньше являлся членами его собственной большой семьи, ребенок может воспринять крайне болезненно, а это грозит психологической травмой. Для того чтобы избежать легкомысленного отношения к проблеме, важно учитывать и уважать право ребенка на общение с родственниками. Более того, если рассматриваемый вопрос имеет прямое отношение к интересам ребенка, это мнение должно быть учтено в обязательном порядке. В частности, необходимо принимать во внимание желание или нежелание ребенка учиться в конкретной школе, выбранной родителями, поступать в музыкальную или спортивную школу, кружки, проживать совместно с матерью или отцом в случае, если родители разводятся. Мудрый, по настоящему взрослый и любящий человек в подобных напоминаниях, как правило, не нуждается, однако нередко случается и так, что родители, увлекшись, решают все за ребенка, мотивируя это тем, что «нам лучше знать, что тебе нужно». Конечно, жизненный опыт законных опекунов ребенка очень ценен, однако не менее ценно и право ребенка на уважение его достоинства. Даже самый младший член семьи – это личность, и потому учитывать его мнение, уважать его право на собственные решения, если они не противоречат его интересам, необходимо. 4 Практика показывает, что меньше всего родители знают об имущественных правах ребенка. Попробуем разобраться с этим вопросом. Как и любой другой человек, ребенок может иметь имущество, которое принадлежит ему, и только ему. Ситуаций, когда ребенок становится собственником любого (движимого или недвижимого имущества) довольно много. Например, ребенок может стать собственником в результате наследования или дарения. Нужно помнить, что в таком случае правом распоряжаться этим имуществом любым способом принадлежит исключительно ребенку. Речь идет о мелких бытовых сделках, распоряжением средствами, предоставленными родителями, опекунами или, с их согласия, другими людьми, и о сделках, направленных на получение выгоды без затраты средств. Вместе с тем нужно помнить, что пока ребенку не исполнилось 14 лет, за все его сделки, а также за причиненный ребенком ущерб, полную ответственность несут родители. Исключение составляет только тот случай, когда родители докажут свою невиновность в допущенных ребенком нарушениях. Начиная же с 14 лет, ребенок за совершение сделок, на которые в соответствии с законом не требуется разрешения родителей, несет самостоятельную ответственность. Вообще, с 14-летнего возраста у подростка появляется целый спектр имущественных прав, которые могут быть оспорены исключительно в судебном порядке. Так, ребенок, достигший указанного возраста, имеет полное право самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Он может вносить вклады в банки и самостоятельно распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки, совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, но только в том случае, если закон не требует их нотариального заверения, или мелкие бытовые сделки. Подросток имеет полное право использовать средства, предоставленные родителями или другими людьми, при их согласии. Однако все другие сделки действительны только с письменного согласия родителей, опекунов или попечителей. Гарантом соблюдения прав ребенка в семье выступает государство.
Дети –наше будущее! И то, как мы воспитаем их, в каких условиях вырастим, будет определять будущее нашей страны, народа и нашу старость. Понимая всю важность этого вопроса, государство стоит на страже интересов ребёнка. Созданы комиссии по защите прав несовершеннолетних, комитеты по защите прав детей. Но усилия государства не должны оставаться односторонними, и каждый родитель, взрослый человек, должен понимать свою ответственность перед государством, обществом и перед самими детьми за их воспитание, условия жизни, соблюдение и гарантию их прав.
Байланыс телефондары