"Қарағанды қаласы әкімдігінің "Қарағанды қаласының…
"Ғ. Мұстафин атындағы ЖББМ" КММ

Изучаем казахский язык

Аласа
низкий
Вопрос-ответ
Всего ответов: 69
Новых вопросов: 10
Статья

 

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ,

РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

   Кузнецова Т.В., учитель русского языка

 и литературы, СОШ № 83 им. Г.Мустафина

           Развитию творчества учащихся способствуют различные виды письменных работ. Любая письменная работа  является показателем уровня развития ребенка.  Выпускник школы должен уметь размышлять, сравнивать, анализировать, делать правильные выводы, работать с текстами разных видов. В конечном итоге, мыслить творчески, нестандартно, уметь найти выход из любой ситуации. Этой цели служат различные виды инновационных работ, ИКТ, нестандартные задания. По мнению В.Д Симоненко, «Инновации – это процесс создания, оценки, освоения и применения новшеств».

             Современная школа не мыслится без использования интерактивной доски. На уроках литературы можно использовать создание презентаций. Например, при изучении творчества С. Есенина на заключительный урок были даны разноуровневые задания, связанные с анализом стихотворения, в том числе, подготовить презентацию по следующему плану:

 1.Выбрать понравившееся стихотворение С. Есенина, определить его тему, идею.

2. Прочитать его выразительно наизусть, сопровождая слайдами, музыкой.

3.Найти и проанализировать художественно-изобразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, синтаксические фигуры.

4.Обосновать свой выбор.

         Лучшими работами стали презентации по стихотворениям «Письмо к женщине», произведение звучало на русском  и английском языках, чтение сопровождалось подобранными слайдами и музыкой, «Письмо матери», напоминание всем о любви к самому близкому человеку. Звучали также стихи М.Макатаева, посвященные С. Есенину на казахском языке.

         Ученики, выполняя такую работу, приобретают навыки исследовательской работы, вовлекаются в активный творческий процесс, работают самостоятельно или в группе. Практически всегда при изучении биографии писателя можно создать презентацию. Можно провести конкурс на лучшую работу. Создавая слайды, ученики включают в презентацию не только сведения из биографии писателя, но и кадры из фильмов, музыкальные произведения, то есть используют возможности литературы, киноискусства, живописи и музыки. В нашем МО учителей русского и английского языков создается база таких работ, чтобы их мог использовать любой учитель на своем уроке.

         В педагогике и психологии существует утверждение, что мышление ребенка, тем более творческое, развивается только тогда, когда есть вопрос, и нет на него готового ответа. В соответствии с этим, применяются различные виды письменных работ, например, сочинение-размышление на морально-этические темы: «Советь», «Зависть», «Милосердие», «Доброта». Конечно, не каждый ребенок выберет такую тему для своего сочинения, для этого надо иметь определенную зрелость. И такие дети есть. Конечно, их рассуждения, не всегда истина, но ведь каждый познает этот мир индивидуально,  и  надо предлагать ученикам такие темы. В одном из таких сочинений  главной стала фраза: «И все-таки меня иногда мучает совесть». Ребенок пытается мыслить, и это самое важное. Иногда слабые дети пишут великолепные работы о маме, своей семье. Прочитать нежные теплые слова  очень приятно, ведь многие в современном мире стесняются искренности. Особенно  радует, когда такую работу ученик  дома прочитает своим  близким.

         Всегда очень эффективно используется такой вид работы как изложение с творческим продолжением. Здесь главное подобрать хороший литературный материал. Это притчи, легенды, мифы или какие-либо поучительные истории. Этот вид работы развивает воображение, фантазию и самостоятельность.

         Даже такой вид работы, как  рефлексия, направленная на анализ содержания изученного на уроке,  требует от ученика элементарного умения обобщать, делать вывод. Можно предложить ученику не просто высказать своё мнение, а записать его в тетрадь. (Что ты понял? Что запомнишь надолго? Чем хочешь поделиться? С чем ты соглашаешься, а  с чем споришь?)

        Метод критического мышления (когда ребенок частями излагает свою версию прочитанного) особенно удается при изучении коротких незнакомых рассказов. Например, при изучении «Колымских рассказов» Шаламова. Ученики размышляют и радуются, когда их версия совпадает с авторской.

        Метод незаконченного предложения взят из психологии. Например, после прочтения стихотворения В.Высоцкого «Я не люблю…», предлагается написать: а что не любите вы? Бывает, что это предметно-кулинарные перечисления, но иногда « не люблю плохих людей», «когда кто-то хвалится своим богатством», «когда тебя унижают», «несправедливость…», потом можно продолжить дискуссию, обсудить проблемы. Или, применяя метод ранжирования, можно попросить учеников написать что для П.Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина является главным ( в порядке уменьшения значимости). Такую же работу  полезно провести и при изучении повести Гоголя «Тарас Бульба», говоря о сыновьях Тараса.

           Интересны такие виды работ как стихотворение с незаконченной строчкой (такое задание чаще выполняется в группе), берутся какие-нибудь стихи Пушкина или других поэтов. Иногда получается очень интересно. При изучении темы «Односоставные предложения» в 8 классе предложим написать мини-сочинение, состоящие из односоставных предложений, например, из 10 назывных, определенно-личных, неопределенно-личных. Темы могут быть такие: «Встреча с …», «Следствие ведут…», «Каникулы».  Так дети постигают динамику речи. Потом звучат стихи   Пушкина, Блока с подобными синтаксическими конструкциями. Можно предложить ученикам  такой вид работы: описать комнату, двор, улицу, передавая настроение радости, грусти, восторга; пересказать текст от имени какого-либо героя.

             Иногда используется такой вид рецензирования. Не проверяя работы восьмиклассников, попросить старшеклассников прочитать работу и написать своего рода отзыв или рецензию карандашом. Затем работы проверяются, оценки ставятся обоим. Эффект потрясающий, многие читают рецензию с таким любопытством, какое редко увидишь. В отзывах и  рецензиях встречается: « Ты молодец, хорошо написал, особенно понравилось..» или «На этот раз у тебя получилось неудачно, постарайся в следующий раз написать лучше, у тебя получится..» Читая такую рецензию, кто-то радуется, соглашается или громко не соглашается, а кто-то берет резинку и стирает рецензию… Ну что ж,  это тоже урок.

              Таким образом, все перечисленные виды работ апробированы, используются на уроках и способствуют развитию творческого мышления  ученика. В классах, где проводится такая работа,  выше качество знаний  и по русскому языку и по литературе ( в среднем на 10-15%), больше интереса к учебе, самостоятельности и активности. Применяя инновационные методы работ, учитель лишь направляет ребенка, помогает ему осмыслить свое отношение с миром и самим собой, развивает мышление и  творческие способности.

 

Литература:

1.     Богуславская Н.Е. Методика развития речи на уроках русского языка, М., Просвещение, 1991

2.      Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы М., Просвещение, 1994

3.     Ладыженская Т.А.Школьная риторика, М., С-ИнфоБаллас, 1998

4.     Симоненко В.Д. Культура устной речи. Брянск, 2007

5.     Учебно-методическое пособие Компетентностно-ориентированное образование при переходе на 12-летнее обучение, Караганда, 2007

Авторство: