"Қарағанды қаласы әкімдігінің "Қарағанды қаласының…
"Ғ. Мұстафин атындағы ЖББМ" КММ

Қазақ тілін үйренеміз

Дау даудан қорқады.
Спор спорящего боится.
Сұрақ-жауап
Барлық жауаптар: 69
Жаңа сұрақтар: 10

Балалардың дамуына арналған ойындар мен жаттығулар

Игры и упражнения для развития детей

Упражнения для коррекции и развития внимания

1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания

    Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т. д. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.

    Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.

    В третьей серии можно объединить первое и второе задания, т. е. ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встает при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.

    Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.

    Особенно интересно проведение подобных игр с группой детей (например, на дне рождение или на празднике), когда проявляется соревновательность между детьми.

2. Упражнение на развитие концентрации внимания

    Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10 — 15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.

    В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.

    Во втором задании ребенку показывают последовательно неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или же подбирают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствия.

    В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина (подберите рисунки).

    По всем трем заданиям оценивается результативность — число правильно названных различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а также число деталей, правильно раскрашенных.

3. Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости

    На бланке напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). В каждой строке примерно 30 букв. Ребенок просматривает внимательно каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова (трех-, четырех-, пятибуквенные) и подчеркнуть их.

    Показатель успешности — число найденных правильных слов и скорость выполнения задания.

    Для дальнейшей тренировки внимания приготовьте самостоятельно аналогичный стимульный материал.

    Буквы и слова между ними можно напечатать на машинке, набрать на компьютере или написать от руки. Придумайте слова смешные, детям это всегда нравится.

ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧВ

ТРПМДЫМЫЛОЩЙЬМШЦЫСОРЗЩНТСПРЖО

КВИАИПШУБАЫВАКРТЬАМАМАОИПСАЗШ

ОТШМЛОРОРВВУРАНСТРАЛГПАЛКАНИО

ОДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШЫГМИК

4. Упражнение на развитие устойчивости внимания

    Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «а»).

    Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике, проанализируйте, как изменяется результативность.

    Если вы делали все правильно, то должно быть улучшение результатов — ознакомьте ребенка с ними, порадуйтесь вместе с ним.

    Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: «В каждой строке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л». Фиксируйте время и ошибки.

Желаю удачи!

Педагог-психолог Шумакова И.Л.