"Қарағанды қаласы әкімдігінің "Қарағанды қаласының…
"Ғ. Мұстафин атындағы ЖББМ" КММ

Изучаем казахский язык

Сөздің басы қатты болса, аяғы тәтті болады.
Если начало беседы горькое, конец её будет сладким
Вопрос-ответ
Всего ответов: 69
Новых вопросов: 10

Информационный материал для родителей и учащихся по профилактике наркомании, брошюры, буклеты об уголовной ответственности за распространение наркотиков

 

9 Правил жизни с детьми от Януша Корчака.

 

 

Как обезопасить младшего школьника от злоумышленников.

 

 

 

13 признаков буллинга в классе: как понять, что вашего ученика травят. Беседа с учениками школы.

Многие жертвы буллинга утверждают, что учителя знали, но ничего не предпринимали. Учителя в ответ либо говорят, что о помощи их никто не просил, либо они вообще не были в курсе дела. И крайне редко учителя признаются, что они просто не знают, как нужно действовать в таких ситуациях. Давайте разбираться, почему буллинг в классе, или травля в школе, стал нашей реальностью, и что нам, Что такое буллинг в классе и зачем о нем знать?

Вчера Ваня отобрал шапку у Миши и выкинул ее в сугроб. Сегодня Миша отомстил, повторив то же самое с шапкой одноклассника. А завтра они об этом могут не вспомнить или просто вместе посмеяться. 

Что это было? Конфликт, повлекший за собой мелкое хулиганство. Чаще всего дети в состоянии найти выход из таких ситуаций самостоятельно и безболезненно. Если все-таки провести разбор такого взаимодействия, окажется, что оба виноваты и оба пострадали, продолжения никто не хочет, а потому довольно легко отстраняются от произошедшего и переключаются на что-то другое.

Шапку Дани тоже вчера отобрали и выбросили в сугроб. Позавчера испинали портфель и играли в вышибалу его пеналом, пока не сломали. И каждый день до этого было что-то подобное. Даня знает, что сегодня и завтра будет что-то еще. 

Буллинг в классе — это затянувшийся конфликт с закрепленными ролями. Если кто-то оказался жертвой, это уже не изменить, пока тянется вся эта история.

Основные роли участников буллинга— это:

агрессоры — придумывают и возглавляют издевательства;

жертвы — принимают удар на себя, у них нет инструментов для противостояния, они просто терпят;

наблюдатели — напрямую в конфликте вроде бы не участвуют: смотрят со стороны, могут высказывать свое мнение, одобряя или осуждая происходящее, но ничего не решают и ни что не влияют.

На самом деле негативные последствия буллинга будут для всех его участников, потому что каждый из них понимает: «Так можно. Это нормально». Это становится новой жизненной установкой. Многие агрессоры, спустя годы и имея собственных детей, так и продолжают считать, что все это было веселое школьное детство. 

Буллинг — это, по сути, групповое насилие над человеком. Если психологическое, то это самая натуральная травля. Жертва постоянно находится в ожидании новых нападок — знает, что они будут, но избежать их часто даже не пытается. Если физическое, оно может закончиться — нет, не дракой — избиением. Один человечек против толпы, вернее, толпа на одного.

Буллинг в классе и распределение ролей в нем

Почему дети становятся жертвами?

Жертвой буллинга в классе может стать любой ребенок. Совсем не обязательно быть из бедной или неблагополучной семьи.

Причина № 1. Как правило, в классе травят детей, которые чем-то выделяются из толпы: внешностью, манерами поведения, кругом общения — например, с учителями им интереснее, чем с одноклассниками. Такие дети очень чувствительны и впечатлительны, они непонятны окружающему их большинству.

Причина № 2. Еще одна категория — дети, которые уже подвергаются насилию дома или во дворе. Агрессоры интуитивно чувствуют состояние жертвы и пользуются этим.

Почему дети становятся агрессорами?

Причина № 1. Агрессором или наблюдателем становится тот, кто когда-то побывал в роли жертвы. Страх повторения ситуации заставляет принять на себя противоположную роль, чтобы чувствовать себя в безопасности. Такая же логика у тех, кто является наблюдателем: лучше уж быть здесь, с неспокойной совестью, но только не оказаться на месте того, кто терпит издевательства.

Причина № 2. Потребность в сильных эмоциях. Нашему мозгу они очень нужны, и ему без разницы, будут они положительными или отрицательными. Незрелые личности, которыми являются все дети, склонны выбирать самый легкий способ.

Причина № 3. Непонимание. Я вижу, что человек мне непонятен (не всегда неприятен), и я не знаю, как можно на это среагировать, поэтому иду самым простым путем. 

13 признаков травли в школе

Как ни крути, учитель несет ответственность за то, что происходит в школе. И он не может не заметить, проигнорировать и не вмешаться в буллинг в классе.

Часто учителя говорят, что они даже не догадывались о том, что творится. Но больше на правду похож вариант «не хотели видеть», потому что понять, что у ребенка серьезные неприятности не так уж сложно.

Итак, точно стоит обратить внимание на ситуацию, если ребенок:

часто остается один и никто не пытается начать с ним общение;

заходит в класс, и все замолкают;

пытается начать общение, но в ответ сразу несколько человек говорят или делают что-то, что его раздражает, дают прозвища и т.д.;

пытается начать общение, но никто не реагирует;

во время разговора часто использует защитные жесты (закрывается руками), оглядывается вокруг;

очень быстро собирается после урока и старается выйти из класса первым, очень быстро уходит от одноклассников;

очень долго собирает вещи после урока, как будто выжидает, пока все уйдут, а потом искусственно замедляет шаг;

вдруг начал опаздывать на уроки, хотя раньше такого не было.

Присмотритесь также, если:

на одежде и других вещах присутствуют следы мела и любой другой грязи;

в настроении ребенка можно отметить резкие перемены;

ребенок стал выглядеть неопрятно;

ребенок отдает кому-то в пользование свой телефон или другие личные вещи, покупает что-то для кого-то другого в столовой или в магазине;

группа детей выстраивается плотным кольцом и что-то обсуждает или ждет кого-то на школьном дворе.

Что (не) делать учителю, если дети травят ученика в классе

Эти 3 вещи учителю не стоит делать категорически

В буллинге в классе есть то, что еще хуже, чем игнорирование, и, как ни странно, эти модели поведения очень распространены в наших школах. 

1) Сводить проблему к формальностям. Участников конфликта заставляют извиниться друг перед другом, помириться, бывает, даже пожать друг другу руки, и делают вид, что это должно помочь. На самом деле, это только злит и еще сильнее провоцирует агрессоров.

2) Отказываться решать проблему самостоятельно. Учитель сразу ведет детей к завучу или директору, показывая свое бессилие — сам-то он ничего сделать не может. Этим он теряет свой авторитет в глазах детей и все его призывы жить дружно становятся бессмысленными.

3) Быть необъективным. Учитель принимает сторону одного из участников конфликта и откровенно защищает его. Ну, не может быть полезным человек, лишенный объективности.

Невозможное возможно — 4 вещи, которые стоит делать учителю

Максимально снизить риск буллинга помогают очень простые, на первый взгляд, вещи. На практике они требуют очень серьезного отношения, последовательной систематической работы. 

1) Помните, что главный лидер в классе — учитель. Он не подавляет лидерские качества детей, просто он настолько интересен, компетентен и великодушен, что дети всегда готовы пойти за ним. Это очень сложная работа. Со стороны может показаться, что это просто человек такой. На самом деле, это титанический труд. 

2) Проводите систематические беседы с детьми. Но не о том, как плохо обижать других (хотя и такие нужны), а о том, какие мы все разные. Этому миру нужны мы разные. Шустрые — те, кто быстро реагирует и легко приспосабливается к новому. Спокойные — те, кто позволяет этому миру сохранять стабильность и равновесие. Каждый со своими особенностями. И мы должны научить детей говорить об этих особенностях, видеть их в себе и в других и принимать людей такими, какие они есть. Такие разговоры не превратятся в формальность, если учитель сам заинтересован в них.

3) Объясняйте ученикам, что не все так однозначно. Детские конфликты — это деление на черное и белое, это самый простой способ восприятия: я — хороший, он — плохой. И задача учителя — усложнить это восприятие, создать условия, в которых придется размышлять и делать выводы. Тогда времени и сил на буллинг в классе просто не останется. 

4) Будьте внимательны. Нужно постоянно контролировать «горячие точки» школы, где, как правило, учителя бывают редко, и агрессорам очень удобно поджидать свою жертву:

узкие темные коридоры;

подвал;

раздевалка;

и другие неприметные уголки.

 

Что касается кибербуллинга (травля в сети), то данные не менее резонансные: в среднем 7 молодых людей из 10 в тот или иной момент своей жизни подвергались оскорблениям в интернете. Беседа с учениками школы.
 

 

Буллинг в школе – это психологическое и нередко физическое насилие одних детей над другими.

 

Слово «буллинг» происходит от английского «bully» – хулиган, драчун, насильник.

Причины буллинга

Причины буллинга разнообразны и непредсказуемы. В детском коллективе выбирается жертва – это наиболее ранимый и эмоциональный ребёнок, который не умеет скрывать, что травля его задевает. Обычно он хорошо воспитан и не умеет дать сдачи, остановить агрессора. Жертвой может стать не только болезненный ребёнок, чем-то выделяющийся по внешности (полный, в очках, с большой головой и так далее), но и просто умный, застенчивый, другой национальности, у кого есть акцент или особенности речи.

 

Надо понимать, что жертвой может стать каждый, и это не зависит от статуса семьи, внешности, религиозных предпочтений или национальности, непривычного хобби. Агрессор (булли) всегда найдёт повод.

Как проявляется школьный буллинг?

Коллектив в школе заведомо конфликтен, и без стычек и ссор отношения не развиваются. Среди мальчиков распространены физические разборки.

 

Девочки тоже не отстают: насмехаться и прятать вещи одноклассницы – обычное дело. Если такая агрессия по отношению к одному ребёнку становится постоянной в коллективе, то мы говорим о школьном буллинге.

Как может проявляться буллинг?

• Тычки, подножки, пинки, отнимание и перекидывание личных вещей.

• Кибербуллинг (травля в соцсети, когда шлют оскорбления, взламывают страницы, дискредитируют его, пишут от его лица и т.д.).

• Бойкот, изоляция жертвы. Школьника не допускают к деятельности класса (мероприятия, еда, спорт), не приглашают на встречи, выгоняют и не сообщают ему информацию.

• Распространение сплетен о нём и его семье.

• Словесная травля (злые шутки, насмешки и др.).

• Жалобы учителю на другого ученика и «стукачество» как по надуманным предлогам, так и реальным. Нередко взрослые поощряют такое поведение, отчитывают и наказывают жертву буллинга, к радости преследователей.

Как понять, что ваш ребенок подвергается школьному буллингу?

Это не всегда просто, потому что ребенок, чаще всего, не рассказывает об этом. Он боится реакции родителей, чувствует свою вину за происходящее и, бывает, что встаёт на сторону агрессора, внутренне соглашаясь, что он заслужил такое к себе отношение. Когда тебя преследуют одноклассники, ругают учителя, давать отчёт перед родителями непросто.

Если вы внимательны к ребёнку, то наверняка заметите такие внешние признаки школьной травли:

• Ребёнок не хочет идти в школу, плохо учится.

• У него появился нервный тик или энурез.

• Он стал тревожным, плохо спит (бессонница или кошмары).

• Жалуется на беспричинные боли в голове или животе, часто просит оставить его дома, страдает от простудных заболеваний.

• Долго находится в подавленном состоянии, становится замкнутым, не желает общаться.

• У него появились проблемы с аппетитом (мало ест или, наоборот, неконтролируемо много).

• Ребёнок стал слишком уступчивым и осторожным; тревожным или раздражительным.

Кто становится буллерами (агрессорами)?

 

Это дети, которые имели травмирующий опыт в своей семье (это могло быть физическое и психическое насилие). Они умеют себя вести корректно, когда чувствуют силу и четкие запреты. Но если взрослые не замечают этой проблемы в коллективе, то агрессор чувствует вседозволенность и таким образом вымещает свою накопившуюся внутреннюю агрессию на более слабом. Иногда, чтобы получить ответную реакцию, агрессор и затевается буллинг, ведь ему не хватает внимания со стороны близких людей.

 

Любое насилие не проходит бесследно для психического и физического здоровья школьника. Последствия буллинга могут быть очень серьезными. Буллинг опасен тем, что жертва теряет уверенность в себе. Тревожное состояние может спровоцировать разной тяжести психические расстройства, а также психосоматические заболевания.

Возраст с 7 до 15 лет (то есть до 10-11 класса) – самый уязвимый для буллинга.

Буллинг в начальной школе особенно опасен, так как закладывает в ребенке ощущение себя как неполноценного члена общества. Жертве буллинга не до учебы, в этой ситуации важно выжить.

 

Поэтому успехов в учебе ждать родителям не стоит, пока не удовлетворена базовая потребность ребенка в безопасности и принятии в коллективе.

Буллинг в подростковой среде может приобретать совсем опасные формы, жертву обычно преследуют и в интернете, и в обычной жизни. Базовая потребность этого возраста в дружбе, любви и социальных связях не может найти удовлетворения. Реакция ребенка бывает разная: он становится агрессивным (агрессия направлена на других) или подавленным (агрессия направлена на себя).

 

Частая причина суицида в возрасте 9-15 лет именно буллинг.

 

Другой вариант развития событий: скулшутинг (вооруженное нападение учащегося в учебном заведении).

 

Как помочь ребенку, испытывающему школьный буллинг?

Как только вы поняли, что буллинг происходит в школе, важно не оставаться в стороне, даже если вашего ребенка это не касается. Если именно ваш ребенок попал в беду, то проблему нужно решать в срочном порядке.

 

Самое важное: ребёнок должен чувствовать вашу поддержку во всём. К вам можно будет прийти и все рассказать, а вы не скажете: «Ты сам виноват, не надо было провоцировать», «Разбирайся сам, не будь сопляком, стукачом» и т.д. Ребенок в силу своего возраста не может разобраться сам. Ему нужна помощь и поддержка взрослых.

 

В первую очередь – поддержка родителей. Очень важно ребенку, попавшему в беду, услышать слова поддержки: «Я тебя люблю и сделаю всё, чтобы тебя защитить. Ты ни в чём не виноват». А дальше взрослым надо идти в школу, к психологу, устраивать встречи с родителями булли (агрессора), встречи с одноклассниками (или участвовать в этих мероприятиях, а не отстраняться).

 

А если ваш ребенок не жертва и не агрессор, просто на его глазах происходит расправа?

Надо понимать, что свидетели травли тоже получают психологическую травму. Им также нужна помощь и реабилитация, ведь они испытали беспомощность и растерянность: как им поступать? И как самим не подвергнуться травле, если встанешь на защиту?

 

В конце концов они начинают испытывать чувство раздражения, презрения к жертве, ведь из-за неё они испытывают дискомфорт. И таким образом наблюдатели участвуют в травле жертвы наравне с агрессором.

Противодействие буллингу можно начать уже в беседе дома.

Поговорив с ребенком, нужно объяснить, что рассказывать взрослым о случаях буллинга (не только в свой адрес) – это не стукачество; нельзя мстить, лучше использовать юмор; демонстрировать уверенность в себе и силу; отклонять предложения поучаствовать в травле.

 

Физически разбираться с обидчиком вашего ребенка запрещено законом, давить на чужого ребенка психологически тоже. Поэтому прибегаем к законным путям решения проблемы.

 

Можно решить ситуацию, направив официальное заявление в школьную администрацию лично, по почте или через госуслуги. Школа обязана будет разобраться, никто не захочет лишних проверок из прокуратуры. В образовательной организации есть штатный психолог и социальный педагог, если вы доверяете их компетенции, можно обратиться к ним.

 

Если ситуация кажется неразрешимой, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем.

 

Решений проблемы может несколько. Возможно, чтобы сохранить душевный комфорт и помочь ребенку справиться с психологической нагрузкой, выход на семейное или домашнее обучение, экстернат будет правильным решением для вашей семьи.

Приказ МОН РК от 21 декабря 2022года №506

Об утверждении Правил профилактики травли (буллинга) ребенка

Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 21 декабря 2022 года № 506. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 декабря 2022 года № 31180.

 

      В соответствии с подпунктом 46-26) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

 

      1. Утвердить Правила профилактики травли (буллинга) ребенка согласно приложению к настоящему приказу.

 

      2. Комитету по охране прав детей Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

 

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

 

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;

 

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) настоящего пункта.

 

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.

 

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

      Министр просвещения

Республики Казахстан

А. Аймагамбетов

 

"СОГЛАСОВАН"

Министерство внутренних дел

Республики Казахстан

  Утверждены приказом

Министр просвещения

Республики Казахстан

от 21 декабря 2022 года № 506

Правила профилактики травли (буллинга) ребенка
 

Глава 1. Общие положения
 

 

      1. Настоящие Правила профилактики травли (буллинга) ребенка (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 46-26) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяют порядок деятельности по профилактике травли (буллинга) ребенка.

2. В настоящих правилах использованы следующие основные понятия:

  1) травля (буллинг) ребенка – систематические (два и более раза) действия унизительного характера, преследование и (или) запугивание, в том числе направленные на принуждение к совершению или отказу от совершения какого-либо действия, а равно те же действия, совершенные публично или с использованием средств массовой информации и (или) сетей телекоммуникаций (кибербуллинг);

  2) социальная реабилитация – комплекс мер, осуществляемый органами и учреждениями системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, направленных на правовое, социальное, физическое, психическое, педагогическое, моральное и (или) материальное восстановление несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации;

 3) социальная адаптация – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к условиям социальной среды путем усвоения и восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической и (или) моральной травмы;

  4) законные представители ребенка – родители, усыновители (удочерители), опекун, попечитель, патронатный воспитатель, приемные родители, другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка.

Глава 2. Порядок проведения профилактики травли (буллинга) ребенка

   3. Администрация организации образования обеспечивает деятельность по профилактике и предупреждению травли (буллинга) ребенка и создает условия в образовательной среде, направленные на формирование уважения прав и интересов участников образовательного процесса, культуры нулевой терпимости к травле (буллингу) ребенка.

    4. Руководитель организации образования в целях профилактики травли (буллинга) ребенка ежегодно к началу учебного года утверждает план по профилактике травли (буллинга) ребенка (далее – План). План включает сроки, формы завершения, ответственных лиц и следующие мероприятия по:

1) повышению осведомленности обучающихся и воспитанников, педагогов, законных представителей ребенка в вопросах профилактики травли (буллинга) и предупреждению травли (буллинга) путем проведения информационно-разъяснительной работы (беседа, правовой всеобуч, классные часы, родительские собрания, внеурочные мероприятия и другие) не противоречащих интересам обучающихся и воспитанников не реже 1 (одного) раза в четверть;

2) повышению профессиональной компетентности педагогов в учебно-воспитательной работе через их участие в обучающих семинарах (вебинарах), семинар-тренингах, мастер-классы, коучингах, конференциях, форумах, панельных дискуссия;

3) информированию (письменной и (или) устной форме) обучающихся и воспитанников, законных представителей ребенка, о недопустимости травли (буллинга) ребенка;

 4) незамедлительному реагированию на признаки травли (буллинга) в отношении обучающихся и воспитанников в случае ее выявления;

 

      5) оказанию обучающимся и воспитанникам социальной, психолого-педагогической помощи педагогами-психологами, социальными педагогами с регистрацией в журнале учета консультаций педагога-психолога в соответствии с формой в приложении 4 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 апреля 2020 года № 130 "Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций дошкольного воспитания и обучения, среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20317);

6) проведению мониторинга воспитательного процесса и условий образовательной среды на предмет соблюдения прав и интересов обучающихся и воспитанников, обеспеченности ресурсами для их обучения, воспитания и безопасного нахождения в организациях образования;

  7) рассмотрению на заседаниях коллегиальных органов управления организацией образования с привлечением родительского комитета вопроса предупреждения и профилактики травли (буллинга) среди обучающихся и воспитанников.

  5. По согласованию с администрацией организации образования к работе по профилактике травли (буллинга) ребенка привлекаются представители родительской общественности, заинтересованных государственных органов и организаций, неправительственных организаций, деятельность которых не противоречит защите прав участников образовательного процесса.

   6. Информация о проведенной работе направляется:
 

  1) по подпунктам 1), 3), 4), 5) пункта 4 – заместителем директора по воспитательной работе организации образования первому руководителю;

2) по подпунктам 2), 6) и 7) пункта 4 – администрацией организации образования управлению образования области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) (далее – местный исполнительный орган в сфере образования).

Глава 3. Порядок приема информации о травле (буллинге) ребенка и действий по выявлению признаков травли (буллинга) ребенка и реагирования на них

 7. При поступлении информации о факте травли (буллинга) ребенка в местный исполнительный орган в сфере образования либо в организацию образования информация регистрируется ответственным лицом в журнале учета информации о травле (буллинге) ребенка.

 8. Поступившая информация о травле (буллинге) ребенка в течение 1 (одного) дня доводится до руководителя местного исполнительного органа в сфере образования либо организации образования.

9. При поступлении информации о травле (буллинге) ребенка в организацию образования заместитель руководителя организации образования по воспитательной работе:

1) формирует первичную информацию об участниках травли (буллинга) ребенка со дня поступления информации, включающую:
 

фамилию, имя, отчество (при его наличии) ребенка (членов семьи);
 

место проживания;
 

 общую характеристику ребенка по месту учебы;
 

письменное пояснение классного руководителя, куратора, участников травли (буллинга) ребенка (педагога) и (или) законных представителей ребенка;
 

  2) в течение 1 (одного) рабочего дня после поступления информации проводит беседу с ребенком, подвергшемся травле (буллингу), с инициатором/зачинщиком травли (буллинга), их законными представителями с привлечением классного руководителя, педагога-психолога;
 

3) принимает меры по мирному урегулированию конфликта, связанного с травлей (буллинга) ребенка;
 

4) при наличии медицинских показаний содействует оказанию медицинской помощи детям, пострадавшим от травли (буллинга), в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи;   5) в течение 1 (одного) рабочего дня после проведения беседы передает информацию о результатах проведенной работы руководителю организаций образования.

 10. При поступлении информации в местный исполнительный орган в сфере образования:

1) в течение 1 (одного) рабочего дня проводит регистрацию поступившей информации в соответствии с пунктом 1 статьи 64 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года;

 

      2) на основе собранных данных в течение 2 (двух) рабочих дней принимает решение о признании или не признании травли (буллинга) ребенка;

3) при принятии решения о признании травли (буллинга):

по согласованию с законными представителями ребенка принимает решение о социальной реабилитации несовершеннолетнего, подвергшегося травле (буллингу), и о социальной адаптации несовершеннолетнего инициатора/зачинщика травли (буллинга);  в течение 1 (одного) рабочего дня информирует вышестоящий орган образования;

не позднее 2 (двух) дней передает информацию о принятом решении и данные о ребенке в организацию образования по месту его обучения;

  4) принимает меры по урегулированию инцидента, связанного травлей (буллинга) ребенка, путем привлечения медиатора с согласия законных представителей ребенка, инициатора/зачинщика травли (буллинга), и ребенка, подвергшегося травле (буллингу);

  5) принимает решение о прекращении травли (буллинга) ребенка при условии устранения нарушения его прав и законных интересов.

   11. Законные представители ребенка, подвергшегося травле (буллингу), а также инициатора/зачинщика травли (буллинга) при не согласии с решением местного исполнительного органа в сфере образования обжалуют его в соответствии с пунктом 5 статьи 91 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года.

 12. Организация образования после получения решения о социальной реабилитации несовершеннолетнего, подвергшегося травле (буллингу), и о социальной адаптации несовершеннолетнего, инициатора/зачинщика травли (буллинга):

1) осуществляет психологическую поддержку участников травли (буллинга) ребенка через разработку индивидуального плана работы, который включает меры по социальной реабилитации ребенка, подвергшегося травле (буллингу), и социальной адаптации инициатора/зачинщика травли (буллинга) в соответствии с приказом и.о. министра просвещения Республики Казахстан от 25 августа 2022 года № 377 "Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29288);

 2) осуществляет постановку на внутришкольный учет ребенка, инициатора/зачинщика травли (буллинга), и мониторинг его исправления;

3) при отсутствии положительных изменений в поведении ребенка в течение 6 месяцев со дня постановки на внутришкольный учет направляет материалы в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН) для рассмотрения и вынесения рекомендаций.

13. КДН осуществляет меры по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних, защите несовершеннолетних от насилия и жестокого обращения, антиобщественных действий среди несовершеннолетних в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2001 года № 789 "Об утверждении Типового положения о деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9123).

14. При обращении детей, пострадавших от травли (буллинга), за медицинской помощью организация здравоохранения:

 1) регистрирует в соответствии с формой учетной документации в области здравоохранения, утвержденной приказом исполняющего обязанности министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 октября 2020 года № ҚР ДСМ-175/2020;  2) проводит визуальный осмотр ребенка;

 3) оказывает медицинскую помощь детям, пострадавшим от травли (буллинга), в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.

15. Организации образования, здравоохранения, социальной защиты при факте травли (буллинга) ребенка незамедлительно в письменном виде информируют:

1) местный исполнительный орган в сфере образования;

 2) организацию образования по месту обучения ребенка;

3) органы внутренних дел (далее - ОВД).

  16. При обращении законного представителя ребенка, пострадавшего от травли (буллинга), ОВД:

  1) рассматривают поступившее обращение и проводят проверку при наличии признаков административного либо уголовного правонарушения;

  2) при отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела или при его прекращении за отсутствием состава преступления, направляют сообщения о травле (буллинга) ребенка в орган, вышестоящий к организации образования, в которой произошел случай, для рассмотрения по существу и принятия решения;

3) оказывают содействия органам образования в правовом воспитании несовершеннолетних, их законным представителям;

 

      4) привлекают представителя органа, осуществляющего функции по защите прав ребенка, педагогов или психологов, для проведения действий по рассмотрению факта травли (буллинга) и других мероприятий с участием несовершеннолетнего, его законных представителей, при отсутствии такового либо когда их присутствие противоречит интересам ребенка.

  17. Травля (буллинг) ребенка со стороны педагога организаций образования в отношении ребенка (детьми) в период учебно-воспитательного процесса рассматривается советом по педагогической этике в соответствии Типовыми правилами организации работы совета по педагогической этике, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 190 "О некоторых вопросах педагогической этики" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20619).
 

 

 

 

 

“Біз күресеміз бе әлде азап шегеміз бе?”

Закон РК«О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждения детской безнадзорности и беспризорности».

Закон Республики Казахстан от 29.04.2010 N 271-IV
"О профилактике правонарушений"

Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан Республики Казахстан по профилактике правонарушений.

 

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о профилактике правонарушений

1. Законодательство Республики Казахстан о профилактике правонарушений основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2Статья 3. Цель и задачи настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является установление единой государственной политики в области профилактики правонарушений.

2. Задачами настоящего Закона являются:

1) обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина от противоправных посягательств;

2) снижение уровня правонарушений;

3) совершенствование системы профилактики правонарушений, а также выявление, изучение, устранение способствующих им причин и условий;

4) социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;

5) координация деятельности субъектов профилактики правонарушений;

6) повышение уровня правовой культуры граждан;

7) обеспечение участия граждан и организаций в профилактике правонарушений.

Статья 4. Принципы профилактики правонарушений

Профилактика правонарушений основывается на принципах:

1) защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

2) законности;

3) гласности;

4) единства прав и обязанностей;

5) гуманности;

6) научной обоснованности;

7) неприкосновенности частной жизни;

8) приоритета превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными;

9) комплексности и системности.

Глава 3. Меры профилактики правонарушений

Статья 21. Общие меры профилактики правонарушений

Общие меры профилактики правонарушений реализуются путем применения:

1) мер по защите социально уязвимых слоев населения;

2) организационно-управленческих мер, направленных на устранение ошибок и упущений в управлении экономикой, социальной сферой, правоохранительной деятельностью, а также на совершенствование нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения профилактики правонарушений;

3) идеологических мер, устраняющих или ограничивающих криминогенные факторы путем формирования у граждан нравственных качеств, ориентированных на общечеловеческие ценности, законопослушное поведение, нетерпимость к противоправному поведению, повышающих общую, бытовую и правовую культуру;

4) достижений науки и техники, препятствующих совершению правонарушений.

Статья 22. Специальные меры профилактики правонарушений

Специальные меры профилактики правонарушений включают разработку и реализацию республиканских и региональных программных документов, направленных на:

1) профилактику отдельных видов правонарушений;

2) выявление и устранение причин и условий, способствующих формированию противоправного поведения среди определенных социальных групп населения.

Статья 23. Меры индивидуальной профилактики правонарушений

1. Меры индивидуальной профилактики правонарушений применяются для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение лица либо ограниченного круга лиц в целях предупреждения совершения правонарушений с их стороны, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению.

2. Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются:

1) профилактическая беседа;

2) защитное предписание;

3) представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

4) принудительные меры медицинского характера;

5) установление особых требований к поведению правонарушителя;

6) профилактический учет и контроль;

7) административное взыскание;

8) лишение либо ограничение родительских прав, отмена усыновления (удочерения) ребенка, освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей, досрочное расторжение договора о передаче ребенка на воспитание патронатному воспитателю;

9) меры, принимаемые по приговору суда;

10) установление административного надзора;

11) превентивное ограничение свободы передвижения.

3. Меры индивидуальной профилактики правонарушений определяются с учетом индивидуальных особенностей лица, в отношении которого они применяются, характера и степени общественной опасности совершенных им правонарушений.

4. Решение о применении мер индивидуальной профилактики правонарушений может быть обжаловано заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

5. Меры индивидуальной профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних применяются с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан о профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.

6. Меры индивидуальной профилактики правонарушений в отношении лиц, совершивших бытовое насилие, применяются с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан о профилактике бытового насилия.

7. Применение мер индивидуальной профилактики правонарушений осуществляется в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

8. Учет мер индивидуальной профилактики правонарушений осуществляется в порядке, определяемом центральными исполнительными органами в пределах их компетенции.

Статья 24. Основания для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений

1. Основанием для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений является одно из следующих обстоятельств:

1) сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;

2) непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения либо попытки совершения правонарушения;

3) материалы, поступившие из государственных органов и органов местного самоуправления.

2. Заявления и сообщения о совершении правонарушения или об угрозе его совершения рассматриваются государственными органами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 25. Профилактическая беседа

1. Основными задачами профилактической беседы являются выявление причин и условий противоправного поведения, разъяснение социальных и правовых последствий правонарушения и убеждение в необходимости законопослушного поведения.

2. Профилактическая беседа проводится субъектом профилактики правонарушений, к компетенции которого относится применение мер индивидуальной профилактики правонарушений, с лицом, совершившим правонарушение, или в отношении которого имеется основание для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений.

3. Профилактическая беседа проводится в служебных помещениях субъектов профилактики правонарушений, а также по месту жительства, учебы, работы либо непосредственно на месте выявления правонарушения и не может продолжаться более одного часа.

4. Лицо, с которым проводится профилактическая беседа, предупреждается о необходимости прекращения противоправных действий.

5. Профилактическая беседа с несовершеннолетним проводится в присутствии его родителей, педагогов или других законных представителей.

Статья 28. Профилактический учет и контроль

1. На профилактический учет ставится лицо, в отношении которого:

1) вынесено защитное предписание;

2) установлены особые требования к поведению;

3) принято решение об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания;

4) установлен административный надзор;

5) назначено наказание, не связанное с изоляцией от общества, а также условно или с отсрочкой отбывания наказания.

Законами Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные основания для постановки лиц на профилактический учет.

2. Профилактический учет ведется органами внутренних дел или уголовно-исполнительной инспекцией.

3. Профилактический контроль заключается в систематическом наблюдении за соблюдением установленных ограничений и выполнением возложенных обязанностей лицом, состоящим на профилактическом учете. Права и обязанности этих лиц, а также порядок осуществления за ними профилактического контроля определяются законами Республики Казахстан.

4. Постановка на профилактический учет может быть обжалована заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

5. Лицо уведомляется в письменной форме о постановке на профилактический учет органами внутренних дел или уголовно-исполнительной инспекцией в день вынесения защитного предписания либо в течение десяти календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.

6. Профилактический контроль осуществляется в течение действия профилактического учета. По истечении срока действия установленных ограничений и выполнения возложенных обязанностей лицо снимается с профилактического учета, о чем уведомляется в письменной форме в течение трех суток.

7. Сведения, содержащиеся в профилактическом учете, могут быть использованы исключительно в пределах решения задач по профилактике правонарушений.

8. Ведение профилактического учета осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Республики Казахстан и Министерством юстиции Республики Казахстан в пределах их компетенции.

«Организация и ведение работы  с учащимися школы по профилактике правонарушений, употребленияПАВ(психо-активных веществ)и других асоциальных веществ»

Профилактика употребления ПАВ – это не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.  Проблема употребления наркотиков детьми и подростками носит комплексный, междисциплинарный характер,  и решать ее необходимо совместными усилиями. 

Согласно данным статистики, в последние годы наблюдается значительный рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной даже для людей, далеких от наркологии. Сегодня большое число учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ могут быть отнесены к так называемой группе риска, то есть вследствие активного экспериментирования с различными психоактивными веществами они являются потенциальными пациентами наркологов. Именно поэтому профилактика заболеваний, вызванных химическими зависимостями (как и любых других), в настоящее время представляется более эффективным средством, чем лечение уже сформировавшихся болезней.

Сегодня школа – это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи, где есть возможность общения с ней, где работают люди, сам характер профессиональной деятельности которых диктует необходимость быть «психологом по жизни». Именно работники системы образования – школьные психологи, социальные педагоги, классные руководители и учителя-предметники  могут быть основными проводниками профилактических программ, реализуемых на базе школы.

 

Профилактика зависимости от ПАВ использует разнообразные виды технологий - социальные, педагогические, психологические.

Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.

Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:

 Информационно просвестительское направление

 (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие Интернет-ресурсы);

социально-поддерживающее направление

(деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);

организационно-досуговое        направление

(деятельность образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).

Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся, воспитанников) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.

В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность, мозговые штурмы, проективные методики и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие па адресные группы профилактики.

         Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в школе также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.

 Современная школа обязана обеспечить своим воспитанникам всестороннее развитие сил и способностей, подготовить их к очень непростой современной жизни: ликвидировать дефицит двигательной активности, решить образовательные задачи в области физического воспитания, обеспечить подготовку в физическом и психологическом плане к службе в рядах защитников отечества. Реализация этих задач возможна только тогда, когда школа сумеет сделать их предметом заботы самих обучающихся, разбудить их активность, самостоятельность и инициативу.

Потребление ПАВ имеет негативные, социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Все чаще в СМИ и в сводках  полиции звучит информация о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетним, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что говорит о склонности детей к отклоняющемуся от общечеловеческих норм поведению. Многие подростки испытывают состояние стресса, апатии, раздражения, агрессии, озлобленности. Одной из причин этого является отсутствие положительных примеров для подражания в кругу семьи, отход родителей от воспитания подростков, увлеченность своей работой. Происходит деформация духовного мира ребёнка.

Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально – психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровье - сберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ.

С этой целью в школе проведение мероприятий по разработке и внедрению новых форм профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних, в т.ч.  развитие и поддержка волонтерского движения в подростковой среде; проведение общественных акций по профилактике наркомании, алкоголизма среди обучающихся; по раннему предупреждению и выявлению социального неблагополучия в семьях;

информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями);

информационно - просветительская деятельность через освещение информации на стенде, официальном сайте школы, распространение памяток, листовок, буклетов, создание уголков ЗОЖ в классных комнатах.В своей работе мы руководствуемся следующими принципам:связь профилактических мероприятий с жизнью; доступность и осознанность; системность и преемственность; учет возрастных особенностей; сотрудничество школы с внешкольными организациями (медицинские учреждения, ИДН).

 Система работы школы

   Работа по профилактике ПАВ осуществляется всеми работниками школы.

 Классный руководитель

 обязательное обследование семей, обучающихся,   вновь прибывших детей, состоящих на различных профилактических учётах, с целью выявления неблагополучных семей, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ;

 выявление обучающихся употребляющих ПАВ (курение, употребление алкоголя, токсикомания) через осуществление контроля за занятостью учащихся во время перемен, наблюдение, беседы;

 индивидуальная работа с выявленными обучающимися их родителями (законными представителями);

 своевременное информирование социального педагога, администрацию о случаях употребления обучающимися ПАВ;

 дежурство классных коллективов 6-11 классов по школе, осуществление контрольно-пропускного режима;

 работа по программам превентивного обучения «Полезные привычки-навыки-выбор», «Разговор о правильном питании», «Правовое просвещение» и т.д.;

 проведение тематических классных часов по профилактикам ПАВ и ЗОЖ;

 организация внеклассной работы с обучающимися;

  вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования в т.ч. в занятия спортом: спортивные секции, спортивный клуб;

  организация питания в школе;

  анкетирование обучающихся по вопросам ЗОЖ: «Что значит быть здоровым?», «Нравится ли мне питание в школе», «Что такое вредные привычки»;

 организация обучающихся для участия в социально-психологическом тестировании.

 Учителя предметники:  дежурство учителей по школе;  информирование администрации школы о случаях выявления обучающихся в состоянии наркотического опьянения, алкогольного опьянения, случаях курения в школе и на ее территории или обнаружения психоативных веществ; проведение уроков, направленных на профилактику здорового образа жизни: биология, ОБЖ, физическая культура, химия, окружающий мир, изо;

 Социальный педагог, педагог – психолог:

 выявление и учет детей, имеющих вредные привычки;

 составление социального паспорта школы;

 ведение банка данных обучающихся, семей, состоящих на внутришкольном учете, контроле, на учете,

 индивидуальная работа с обучающимися, склонными к правонарушениям, имеющими вредные привычки; посещение семей, с целью выявления неблагополучных семей, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ; осуществление контрольно-пропускного режима, дежурство на переменах;

 проведение тематических классных часов, акций, внеклассных мероприятий;

 проведение родительских собраний;

 проведение анкетирования по выявлению обучающихся употребляющих психоактивные вещества;

 подготовка и рассмотрение материалов на совете общественности;

индивидуальная работа с родителями (законными представителями); проведение социально-психологического тестирования, диагностик на определение уровня тревожности, адаптации, социализации личности,

 Администрация:

 планирование работы педагогического коллектива по профилактике ЗОЖ;

 осуществление контроля за организацией работы учителей, узких специалистов школы, индивидуальные беседы с обучающимися и родителями;

 проведение   педсоветов, совещаний при заместителе директора;дежурство по школе; проведение общешкольных родительских собраний;

 Медицинский работник:

 проведение медицинских осмотров;

 индивидуальная консультативная помощь родителям и учащимся;

 выступление на родительских собраниях.

 Педагог-библиотекарь:

  тематические выставки книг и журналов по ЗОЖ.

4) с внешкольными организациями, отдел опеки и попечительства; учреждения дополнительного образования детей; Большое значение имеет информационное сопровождение обучающихся и родителей по вопросам профилактики, здоровом образе жизни. В школе оформлен тематический стенд по профилактике правонарушений, ежегодно оформляются выставки рисунков, плакатов, информационные материалы к памятным датам.

На официальном сайте школы   размещается информация о здоровье,   информация для родителей и педагогов о профилактике употребления табачной продукции, алкоголя и психоактивных веществ.

Работа  по профилактике  правонарушений , религиозного экстремизма

В  нашей школе учатся дети -37   национальностей. Среди них: казахи, русские, украинцы, немцы, белорусы, татары, азербайджанцы,  корейцы, поляки, башкиры,   уйгуры….  При таком многонациональном многообразии в школе учитывается данный факт и проводится  работа таким образом, чтобы не возникало разногласий на национальной почве и фактов религиозного            экстремизма, а также были исключены случаи вовлечения учащихся в религиозные группы.

    Религиозный экстремизм – это «разжигание религиозной вражды, в том числе связанной с насилием или призывом к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности жизни, здоровью, нравственности правам и свободам человека».

    Целью работы по профилактике и предотвращению религиозного экстремизма в школе является воспитание толерантности у учащихся к людям разного вероисповедания, воспитания уважения к людям другой нации.

    В течение учебного года по проблеме предотвращения религиозного экстремизма были проведены следующие мероприятия: общешкольная линейка к  Дню духовного согласия, классные часы и беседы  «О профилактике религиозного экстремизма и терроризма в школе», вопросы данного направления рассматриваются на общешкольных и классных  родительских собраниях, заседаниях общешкольного родительского совета, ежегодно рассматриваются вопросы по данной теме на совещаниях и педсоветах,    классные часы на темы:  «Уроки доброты», «Дружба-великое слово»,   обсуждение материалов СМИ, «Законы семьи», «Религиозное движение: польза и вред», «Лучшее слово о дружбе». Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже.

А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе? Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.На встречах, классных часах мы должны давать понятия:

  1. Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
    2. Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья. 
    3. Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали. 
    4. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к друг.Мы должны помнить: Как и везде при сектантской вербовке - будь-то улица, школа, какой-либо информационный материал (листовка, газета, рекламный буклет) или Интернет-сайт, - везде вербовщик секты будет нарушать Ваши права на владение достоверной информацией о той организации, членом которой он предлагает Вам стать. Никогда секта не заявит о себе: “Здравствуйте! Мы секта! Добро пожаловать!”. Мы должны помнить, дети быстро могут включиться в секты. Их могут завлечь, дать деньги, купить билеты  на дорогие фильмы, сотовые телефоны итд. Методов завлечь детей в разные секты очень много. Вести беседы с теми учениками, которые держатся обособленно в школе, от одноклассников, пропускают учебные занятия.

         5. Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человечеству. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но, к сожалению, мы всё чаще слышим слова: жертва насилия, беженец, теракт, война…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.

Дети умеют жить в мире и согласии со всем миром. Мы должны быть толерантными и дети должны знать об этом.

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

(«Декларация принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

В школе очень много мероприятий мы проводим о толерантности, о дружбе, о помощи к друг-другу, людям старшего поколения, к родителям.

Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным мир!!!

  Обратите внимание. Большинство лидеров сект любыми путями стремятся присутствовать в Интернете и рекламировать свою деятельность, предоставляя ложную информацию о себе.
Как и везде при сектантской вербовке - будь-то улица, школа, какой-либо информационный материал (листовка, газета, рекламный буклет) или Интернет-сайт, - везде вербовщик секты будет нарушать Ваши права на владение достоверной информацией о той организации, членом которой он предлагает Вам стать. Никогда секта не заявит о себе: “Здравствуйте! Мы секта! Добро пожаловать!”. Сектанты всегда будут говорить о том, что они способны творить только добро, что они, к примеру, церковь, академия, школа, психологическая помощь, медицинская услуга, курс по изучению иностранного языка или эффективная бизнес-технология. То есть сектанты всегда скрываются под какой-либо маской, и эта маска, как правило, очень нужна большинству людей
рекламно-вербовочные техники:
Имет основной сайт деструктивного культа; он-лайн-трансляции собраний, баннерная реклама; вербовочные ролики;спам (как почтовый, так и адресный (главным образом почтовые серверы и соц. сети)), семинары, конференции и служения в режиме он-лайн;
Если вы заметили подозрительный сайт, какие меры предосторожности необходимо предпринять??
Не вести диалог , ограничить доступ сайта и пользователя к вашей странице.
Используйте технические возможности Вашего компьютера и Оператора. Для предотвращения нежелательного контента и вирусов необходимо установить антивирус, настроить антиспам фильтры в почте. С помощью средств Родительского контроля или соответствующих услуг Оператора можно создавать «белый» список Интернет-сайтов, ограничить время пребывания ребенка в Интернет, настроить возрастной фильтр.
• Члены сектантских групп очень навязчивы, поэтому их сразу нужно «пресекать», давая категоричный ответ: «Нет, мне это не интересно», или: «Мне это не подходит». Вообще, не важно, что вы скажете, главное, показать, что ваше «место в душе уже занято».
• Относитесь с недоверием к приятной лести со стороны постороннего человека, к красивым словам и вниманию. Помните — это только слова. В реальности всё может оказаться гораздо печальнее.
• Если вы сразу же поняли, что перед вами профессиональный вербовщик секты, то не пытайтесь каким-либо образом оспаривать его слова, а лучше сразу прекратите разговор, стараясь побыстрее удалиться.
Для того, чтобы уберечься от попадания в секту, важно следовать нескольким советам.
Когда вы идете по улице, обходите стороной тех, кто раздает прохожим книги или брошюры религиозной направленности. Если же такой человек подошел к вам и предлагает взять у него книгу, пройдите мимо, не обращая на него внимания. Ни в коем случае не смотрите сектанту в глаза и не пытайтесь заговорить с ним, даже если он будет пытаться вовлечь вас в разговор. В крайнем случае, ответьте ему вежливым отказом и сразу же идите дальше, не оборачиваясь. Если сектант не отстает и настаивает на том, чтобы вы взяли брошюру, лучше будет уступить и взять ее. Не забывайте о том, что вы сможете выкинуть эту брошюру в первую же урну.
Иногда сектанты (поодиночке или небольшой группой) обходят дома и квартиры. Чтобы уберечь себя и своих близких, никогда не открывайте дверь незнакомым людям, предварительно не посмотрев в дверной глазок и не спросив о цели визита. Как правило, сектанты не обманывают и на вопрос «Кто там?» отвечают прямо: «Мы свидетели Иеговы», «Мы богословы» или «Мы хотим поговорить с вами о боге».
Если сектанту удалось ввести вас в заблуждение и вы все-таки открыли дверь, ни в коем случае не пускайте такого человека в квартиру. Попытайтесь сразу же выпроводить его за дверь, пригрозив тем, что вызовете полицию. Ни в коем случае не разговаривайте с ним долго и не смотрите ему в глаза - вы можете попасть под влияние гипноза. Чтобы уберечь себя от секты и как можно быстрее вывести сектанта-вербовщика из дома, необходимо действовать быстро, решительно и в случае необходимости жестко.
Сектантов часто можно опознать по внешнему виду: как правило, они хорошо одеты (часто присутствует даже официально-деловой стиль), а в руке держат книгу или брошюру.