Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
"№23 ЖББМ" КММ

Learning the Kazakh language

ақымақ
глупый
Question answer
Всего ответов: 1018
Новых вопросов: 0

Қазақстан Республикасының Заңдары

 

Қазақстан Республикасының Заңдары

КММ  № 59 ЖББОМ-тің мұғалімдері Ұлт Жоспары Қазақстан Республикасының президенті Н.Назарбаевтың бес институционалдық реформасын жүзеге асыру  шеңберіндегі 100 нақты қадамы бойынша Қазақстан Республикасының жаңадан қабылданған  Заңдары

1)«Білім туралы» 2007жыл 27.07 № 319- ІІІ ҚР Заңына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы, 2) Қазақстан Республикасының Еңбек кодексі 23 қараша 2015ж,  3) ҚР Заңы «Сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл туралы» 18.11.2015ж,  4)«Қазақстан Республикасы мемлекеттік қызметшілерінің әдеп кодексі», 5) «Медициналық әлеуметтік сақтандыру»Заңына өзгерістер мен толықтырулар 16.11.2015ж, 6)«Қазақстан Республикасының кейбір заңнамалық актілеріне ақпараттандыру мәселелері бойынша өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы» 24 қараша 2015ж ,    7) "2015 - 2017 жылдарға арналған республикалық бюджеттуралы" ҚР Заңына өзгерістер мен толықтырулар енгізу, 8)  «Мемлекеттік қызмет туралы » Қазақстан Республикасының Заңы 23 қараша 2015ж, 9) «Қоғамдық кеңестер туралы» ҚР Заңы  2 қараша 2015 жыл, 10) «Ақпаратқа қол жеткізу туралы»  ҚР Заңы 16қараша 2015ж   туралы танысты.     

 

Приложение 1 к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 11 мая 2020 года № 190

Правила педагогической этики

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила педагогической этики (далее - педагогическая этика) разработаны в соответствии с положениями Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года "О статусе педагога", а также основаны на общепризнанных нравственных принципах, а также нормах Республики Казахстан.

      2. Педагогическая этика представляет собой свод общих принципов и норм педагогической этики, которыми руководствуются педагоги организаций образования.

      3. Знание и соблюдение педагогами положений педагогической этики является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой дисциплины.

      4. Текст педагогической этики размещается в доступном для участников образовательного процесса месте.

      5. Разбирательства в отношении педагога и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только с его письменного согласия.

Глава 2. Основные принципы педагогической этики

      6. Основными принципами педагогической этики являются:

      1) добросовестность:

      добросовестность педагога предполагает его ответственность за результат обучения и воспитания, умение осуществлять коррективы в своей деятельности, развитую способность к критике и рефлексии, открытость для любых мнений, обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег;

      2) честность:

      честность педагога предполагает открытость его оценочной деятельности, прозрачность создаваемой им образовательной среды. Честность запрещает педагогу нарушать права обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег;

      3) уважение чести и достоинства личности:

      Педагог уважает честь и достоинство обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними. Он искренне желает развития ребенка, проявляет готовность всегда прийти ему на помощь, обеспечивает деликатность в оценке успехов (неуспехов) обучающегося и воспитанника с целью способствования развитию его личностного роста.

      Не допускается применение методов физического, морального и психологического насилия по отношению к участникам образовательного процесса;

      4) патриотизм:

      Педагог преданно и с любовью относится к своей Родине - Республике Казахстан, истории, традициям и языку. Сохраняет культурные и исторические традиции Республики Казахстан, передает это отношение обучающимся и воспитанникам.

      5) уважение общечеловеческих ценностей и толерантность:

      Признавая приоритет общечеловеческих ценностей, педагог с уважением относится к особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры.

      Педагог воспитывает культуру межнациональных отношений, пробуждает у обучающихся уважение прав и достоинства всех наций и всех людей вне зависимости от возраста, пола, языка, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;

      Толерантность педагога предполагает терпимость к обучающимся и воспитанникам, их родителям (законным представителям), терпимость к их социальному, должностному и имущественному положению, полу, расе, национальности, языку, отношению к религии, культуре, убеждениям, месту рождения и жительства, а также умение понимать и учитывать в работе несовершенства обучающихся и воспитанников.

      Педагог способствует созданию климата доверия и уважения в школьном коллективе;

      6) профессиональная солидарность:

      Педагог заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету учительства.

      Не допускается в какой бы то ни было форме злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какой-либо ущерб. Педагог оказывает содействие коллегам в повышении уровня теоретического и методического мастерства, в развитии творческих способностей, приходит на помощь к коллегам, попавшим в беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием неправды и несправедливости;

      7) непрерывность профессионального развития:

      Педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень.

Глава 3. Основные нормы педагогической этики

      7. Педагоги в служебное и неслужебное время:

      1) соблюдают основные принципы педагогической этики;

      2) способствуют воспитанию обучающихся и воспитанников в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру;

      3) прививают обучающимся уважительное отношение к Родине - Республики Казахстан, вселяют дух патриотизма.

      4) не допускают совершения действий, способных дискредитировать высокое звание педагога Республики Казахстан;

      5) добросовестно и качественно исполняют свои служебные обязанности;

      6) непрерывно совершенствуют свое профессиональное мастерство, активно занимаются самообразованием и самосовершенствованием;

      7) неукоснительно соблюдают трудовую дисциплину;

      8) бережно относятся к имуществу организации образования и не используют его в личных целях;

      9) принимают меры по предупреждению коррупции, своим личным поведением подают пример честности, беспристрастности и справедливости;

      10) не допускают использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;

      11) личным примером способствуют созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;

      12) придерживаются делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей;

      13) избегают использование своего статуса педагога в корыстных и иных личных целях;

      14) в своей деятельности неукоснительно соблюдают принципы академической честности, в том числе обеспечение академической честности как основной институциональной ценности, формирующей честность и взаимоуважение в академической среде, проявлять уважение педагогом к своим обучающимся и воспитанникам как наставник, способствующий формированию академической культуры, поощрять и стимулировать участников образовательного процесса к продвижению и защите высоких стандартов академической честности, определение педагогом четкой политики дисциплины, ожидаемых требований от обучающихся, обеспечение ответственности обучающихся и принятие действующих мер за нарушение ими принципов и стандартов академической честности, создание академической среды, которая оказывает образовательную, социальную и психологическую поддержку обучающимся и не позволяет проявлять академическую нечестность;

      15) публикуют материалы в СМИ, в том числе интернет-изданиях, выступают публично только от собственного имени как частного лица, при этом обеспечивают ведение дискуссии в корректной форме, воздерживаются от неконструктивной критики и неэтичных высказываний, не разглашают служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию, не подрывают высокого звания педагога в обществе;

      16) публичные выступления, публикации СМИ от имени организации образования согласовывают с руководителем данной организации;

      17) в социальных сетях не распространяют непроверенную и (или) недостоверную, и (или) неэтичную информацию, способствуют укреплению в обществе высокого звания педагога;

      18) способствуют реализации государственной политики в области образования и науки;

      19) обеспечивают конфиденциальность успехов (неуспехов) обучающегося и воспитанника, его социального положения, места работы родителей (законных представителей), и данные сведения разглашаются только с письменного согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и (или) воспитанника, либо с письменного согласия совершеннолетнего обучающегося и (или) воспитанника.

      8. В отношениях с участниками образовательного процесса педагоги:

      1) уважают права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;

      2) обращаются к участникам образовательного процесса по имени, в уважительной форме, а также с соблюдением общепринятых морально-этических норм, не допускают фактов произвольного искажения в написании и произношении имен участников образовательного процесса;

      3) не допускают фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к участникам образовательного процесса, прилагают усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег;

      4) своими действиями не дают повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относиться к ней, используют конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности;

      5) оказывают профессиональную поддержку участникам образовательного процесса;

      6) не подвергают дискриминации лиц, обратившихся с жалобой на нарушение педагогической этики;

      9. В отношениях с коллегами педагоги:

      1) соблюдают общепринятые морально-этические нормы, вежливы и корректны;

      2) не ставят публично под сомнение профессиональную квалификацию другого педагога.

      3) воздерживаются от голословных и бездоказательных жалоб и обращений, не принимают ответных мер против лица, который обратился с жалобой на нарушение педагогической этики.

      10. За нарушение педагогической этики педагоги в соответствии с законодательством Республики Казахстан привлекаются к ответственности.

      11. Мониторинг соблюдения педагогической этики осуществляют соответствующие Советы по педагогической этике организации образования в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

 

Приложение 2
к приказу

Типовые правила организации работы совета по педагогической этике

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила определяют организацию деятельности совета по педагогической этике.

      Совет по педагогической этике (далее – Совет) является коллегиальным органом, создаваемый в организациях образования, рассматривающий вопросы, соблюдения педагогами педагогической этики.

      В Совет по педагогической этике организации образования могут обращаться физические и юридические лица по вопросам соблюдения педагогами педагогической этики.

      2. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Законами Республики Казахстан "Об образовании", "О статусе педагога", настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами и руководствуется принципами объективности и справедливости, этичности.

Глава 2. Основные задачи и полномочия Совета

      3. Основными задачами Совета являются:

      1) мониторинг, профилактика и предупреждение нарушений педагогической этики;

      2) способствование улучшению нравственно-психологического климата коллектива организации образования, урегулированию конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями педагогической этики;

      3) всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств, необходимых и достаточных для правильного рассмотрения вопроса об ответственности педагогов;

      4) рассмотрение причин и условий, способствующих нарушению педагогической этики, и выработка на их основе рекомендаций руководителю организации образования.

      4. Совет в пределах своей компетенции:

      1) заслушивает на своих заседаниях педагогов и лиц причастных к рассматриваемым вопросам;

      2) запрашивает документы, материалы и информацию организации образования, необходимые для выполнения стоящих перед ним задач;

      3) истребует объяснения и (или) пояснения у педагогов и лиц причастных к рассматриваемым вопросам;

      4) вносит предложения руководителю организации образования о проведении проверки фактов нарушения педагогической этики;

      5) вносит руководителю организации образования рекомендации по укреплению дисциплины труда, профилактике нарушений педагогической этики;

      6) вносит на рассмотрение руководителю организации образования, рекомендации об ответственности за нарушения педагогической этики;

      7) обращается к компетентным государственным органам или соответствующим должностным лицам с предложениями о рассмотрении ответственности должностных лиц организации образования, не рассмотревших надлежащим образом рекомендации Совета.

      8) проводит работу по примирению сторон.

Глава 3. Организация деятельности Совета

      5. Срок полномочий Совета составляет три года.

      6. Совет состоит из председателя, секретаря и других членов Совета. Число членов Совета должно быть нечетным и составлять не менее 7 человек (без учета секретаря Совета).

      7. В Совет входят следующие лица:

      1) представители управлений (отделов) образования, представители профсоюзов и (или) неправительственных организаций и (или) общественных объединений, осуществляющих деятельность в отрасли образования;

      2) не менее двух педагогов;

      3) педагоги, вышедшие на заслуженный отдых.

      Руководитель организации образования, работники управленческого, административного, вспомогательного персонала организации образования, родители обучающихся и воспитанников данной организации образования не могут быть включены в состав Совета в качестве его членов. При этом в качестве секретаря Совета допускаются работники управленческого, административного, вспомогательного персонала организации образования.

      8. В состав Совета не входят лица:

      1) признанные судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

      2) лишенные судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;

      3) уволенные за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу;

      4) ранее судимые или освобожденные от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;

      5) уволенные по отрицательным мотивам из правоохранительных органов, специальных государственных органов и судов, воинской службы, за исключением случаев увольнения лица на основании отсутствия на работе (службе) без уважительной причины в течение трех и более часов подряд.

      9. Совет избирается на педагогическом совете организации образования.

      10. Руководитель организации образования:

      1) обеспечивает соблюдение требований законодательства при формировании Совета;

      2) обеспечивает проведение процедур, необходимых для своевременного избрания Совета;

      3) создает условия и оказывает содействие в работе Совета.

      11. Состав Совета утверждается приказом руководителя организации образования.

      12. Председатель и секретарь Совета избираются большинством голосов из состава Совета на первом заседании.

      13. Секретарь Совета не принимает участие в голосовании Совета и обсуждении вопросов, выносимых на заседание Совета.

      Секретарь Совета является лицом, обеспечивающим ведение делопроизводства Совета: извещение членов и приглашенных лиц, о дате и месте проведения заседания Совета, составление проекта плана работы Совета, ведение протокола и ее хранение, прием заявлений и предложений, а также регистрацию писем, поступающих на имя Совета.

      Секретарь Совета обеспечивает мониторинг исполнения решений Совета и доводит об их результатах исполнения членам Совета.

      14. Председатель Совета созывает заседания Совета и определяет повестку дня.

      Члены Совета:

      1) вносят предложения по повестке дня заседания;

      2) участвуют в подготовке материалов к заседаниям Совета и проектов его решений;

      3) принимают участие в обсуждении вопросов, рассматриваемых Советом.

      Внеочередное заседание Совета, может быть проведено по решению председателя и (или) по предложению руководителя организации образования, и (или) по инициативе более одной трети от общего числа членов Совета.

      15. При рассмотрении вопроса о соблюдении педагогической этики педагог имеет право на:

      1) получение в письменном виде информации о рассматриваемом вопросе;

      2) ознакомление со всеми материалами по рассматриваемому вопросу;

      3) защиту своих прав и законных интересов всеми не противоречащими закону способами лично или через представителя в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      4) получение решения в письменном виде;

      5) обжалование принятого решения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      16. Деятельность члена Совета прекращается в случае наступления обстоятельств, предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения, а также в случае смерти члена Совета.

      17. По решению Совета, член Совета может быть выведен из его состава в случаях:

      1) непосещения заседаний Совета более трех раз в течение года, за исключением времени нахождения в состоянии временной нетрудоспособности, освобождения от работы для выполнения государственных или общественных обязанностей, нахождения в отпуске, командировке;

      2) подачи заявления члена Совета о выходе из состава Совета;

      3) в случае разглашения деталей разбирательства в отношении педагога без его письменного согласия;

      4) предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил;

      5) нарушения требований пункта 19 настоящих Правил.

      18. Заседания Совета:

      1) считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа членов Совета;

      2) проводятся согласно Плану работы, но не реже одного раза в квартал, а также по мере поступления обращений и жалоб.

      3) о дате и повестке дня Совета уведомляются работники, а также заинтересованные лица секретарем Совета не позднее 7 календарных дней до его проведения.

      Члены Совета участвуют на его заседаниях без права замены.

      19. Член Совета не может участвовать в обсуждении и голосовании по делу, если он либо совместно проживающие с ним близкие родственники связаны с лицом, в отношении которого рассматривается дело, родственными отношениями либо находятся в служебной или иной зависимости от указанного лица. Член Совета извещает членов Совета о данных обстоятельствах до обсуждения и голосования Совета по соответствующему делу.

      20. Совет принимает решения простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим. Члены Совета не могут воздерживаться при голосовании.

      21. В отсутствие председателя Совета по его поручению исполняет обязанности председателя один из членов Совета.

      22. Заседание Совета оформляется в виде протокола, который подписывается председателем и секретарем Совета. Протокол заседания Совета - официальный письменный документ, отражающий ход заседания Совета и принятые на нем рекомендации. Протокол должен храниться в организации образования и должен быть включен в номенклатуру дел организации образования.

      23. Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц, рассматривается Советом в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления.

      Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц, рассматривается Советом и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления.

      Об итогах его рассмотрения должно быть незамедлительно сообщено заявителю на самом заседании либо по итогам его рассмотрения секретарем Совета.

      24. Рассмотрение дела в отношении педагога приостанавливается на период:

      1) временной нетрудоспособности;

      2) нахождения в отпуске или командировке;

      3) освобождения от исполнения своих должностных обязанностей на время выполнения им государственных или общественных обязанностей;

      4) нахождения на подготовке, переподготовке, курсах повышения квалификации и стажировке.

      25. Секретарем принимаются меры по извещению лиц, привлекаемых к ответственности, о месте и времени проведения заседания Совета не позднее, чем за 7 календарных дней.

      Рассмотрение дела на заседании Совета может происходить без участия лиц, привлекаемых к ответственности, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте заседания Совета не менее чем за три дня до проведения заседания.

      26. Надлежащим извещением в настоящих Правилах признается извещение лица письмом, заказным письмом или телеграммой, которые вручаются ему лично или кому-то из совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи под расписку либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова.

      27. При рассмотрении вопроса ответственности педагога на заседании Совет разрешает следующие вопросы:

      1) имело ли место конкретное действие (бездействие), являющееся основанием для рассмотрения ответственности педагога;

      2) является ли это действие (бездействие) нарушением этики;

      3) совершено ли это нарушение этики педагогом;

      4) усматривается ли вина педагога в совершении нарушения.

      28. По итогам рассмотрения дела Совет рекомендует руководителю организации образования налагать и (или) не налагать соответствующее взыскание на педагога.

      29. Решение Совета носит рекомендательный характер.

      30. Руководитель организации образования при рассмотрении рекомендации Совета принимает решение в соответствии с требованиями трудового и иного законодательства.

      31. Разбирательства в отношении педагога и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только с его письменного согласия.

      Секретарь Совета письменно сообщает заявителю результаты рассмотрения его обращения в установленные законодательством сроки.

      При этом, заявителя информируют о необходимости соблюдения требований пункта 4 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога" и пункта 31 настоящих Правил.

 

 

Приложение 1 к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 11 мая 2020 года № 190