Областной вебинар Ведущих школ Карагандинской области
27.04. 2022г. на базе КГУ «ОШ им. Г.Мустафина» состоялся областной вебинар
Ведущих школ Карагандинской области «Применение заданий по естественной, математической и читательской грамотности в ходе реализации LS». Семинар организован филиалом Центра педагогического мастерства г. Караганда, модератор Суртубаева Д.А., менеджер филиала ЦПМ.
В начале семинара выступила Горбунова Л.В., директор нашей школы с кратким обзором деятельности ВШ за 2020/2022 учебные годы. Продолжила выступление Фролова Л.И., заместитель директора по УВР, координатор Ведущей школы.
Тема Ведущей школы в 2021/2022 учебном году: «Развитие профессиональных навыков педагогов как средство повышения качества знаний учащихся в условиях обновленного содержания образования».
Цель: повысить качество знаний учащихся через использование педагогического подхода Lesson Study как особой формы исследования в действии на уроках, направленной на совершенствование знаний в области учительской практики, а также обучения педагогов по Программе «Рефлексия в практике», способствующей развитию у учащихся творческих, исследовательских навыков, критического и логического мышления, совершенствование навыков планирования процесса преподавания, эффективного системного оценивания учебных достижений учащихся.
Затем для аудитории педагогов области были даны шесть мастер-классов по следующим темам:
- Болысбекова Анар Еркинбековна, Шарипова Айман Мусаевна, учителя начальных классов, Лобова Лариса Анатольевна, руководитель группы LS
«Развитие мотивации учащихся» через элементы критического мышления и диалогического обучения»
- Алшинбаева Алия Алпысовна, учитель русского языка и литературы
«Влияние элементов критического мышления на развитие мотивации учащихся»
- Асанова Анжелика Асылбековна, учитель биологии, Васильева Ольга Владимировна, руководитель группы LS, учитель физики
«Применение стратегий формативного оценивания для развития мотивации учащихся при использовании работы в группах»
- Сапарова Сулушаш Ордабековна, учитель казахского языка и литературы
«Влияние диалогического обучения на развитие устной и письменной речи учащихся»
- Ильясов Акниет Дарханович, учитель математики
«Использование форм и методов активного обучения для развития навыков самостоятельной работы учащихся»
- Хайруллина Гульмира Джунусовна, учитель английского языка
«Развитие навыков говорения через использование форм и методов активного обучения»
Наши педагоги рассказали о том, каким образом проходило поэтапно применение подхода LessonStudy в практике работы учителей с применением заданий по функциональной грамотности.
Рефлексия вебинара позволила сделать следующие выводы и выявить проблемы:
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
1. Lesson Study успешно используется в целях совершенствования методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся по ключевым предметам в начальной и средней школе, а также, - в целях разработки концептуальных педагогических подходов, таких как оценивание для обучения (ОдО).
2. Педагоги отметили необходимость использования данного подхода, потому что он способствует развитию и совершенствованию профессиональных навыков учителя, позволяет сфокусировать внимание на постоянной рефлексии своей деятельности, направленной на саморазвитие. Также учителя-наблюдатели отметили, что его этапы, в частности наблюдение за учащимися АВС и последующее обсуждение урока, позволяют детально отслеживать работу учащихся данных категорий и в последующем вносить коррективы в их деятельность.
ПРОБЛЕМЫ
1. Самой главной проблемой является нехватка свободного времени для совместного планирования, проведения и обсуждения результатов LS.
2. Не все педагоги школы умеют правильно сформулировать цели обучения, ориентированные для учащихся АВС, и, соответственно, подобрать дифференцированные задания, а также провести грамотную рефлексию в конце урока.
ДЛЯ УЧЕНИКОВ
1. LS развивает навыки критического мышления: анализ, отбор и представление информации с целью снижения уровня тревожности в период адаптации учащихся.
2. Есть уже примеры, что некоторые дети С стали активнее вовлекаться в работу группы и немного улучшать свои результаты обучения - это примерно 2% учащихся. Это видно по опросам, проведенным после уроков. Но в этом направлении еще предстоит много работать, поскольку таких учащихся пока немного.
3. Достигнуты следующие результаты в обучении учащихся: повышение мотивации интереса к учебе в среднем на 1%, развитие навыков самостоятельной деятельности, желание и стремление детей к высказыванию собственного мнения. Также применение групповой формы работы и активных форм обучения приводит к тому, что дети начинают искать совместное решение проблемы, стараются взаимообучать друг друга.
ПРОБЛЕМЫ
Наблюдается недостаточность в уровне мотивации и активности учащихся, неумение работать в команде, делать выводы и анализировать свою собственную учебную деятельность, определении для себя индивидуальной стратегии обучения.