Татиев М.А., директор СШ № 23
Создание, освоение, распространение и использование
нововведений учителями СШ №23
Педагогический коллектив СШ № 23 – это пока еще не единое монолитное целое (с 2010 года работает два отделения: на казахском языке обучения и на русском языке обучения). Поэтому для сплоченности коллектива учителей администрации школы требуется некоторое время. Учесть необходимо и то, что учителя школы по-разному относятся к новациям. В коллективе школы, естественно, есть новаторы и консерваторы, сторонники обновления школы и противники перемен. По отношению учителей школы к нововведениям в УВП можно выделить следующие категории (классификация, предложенная словацким исследователем К.Ангеловски):
1. учителя - новаторы по введению современных инновационных педагогических технологий;
2. учителя - передовики по распространению передового педагогического опыта;
3. умеренные учителя по отношению к инновациям;
4. предпоследние учителя по внедрению в собственной практической деятельности нововведений;
5. последние учителя по использованию современных педагогических технологий.
Новаторы – это учителя школы с ярко выраженными новаторскими качествами, которые всегда первыми воспринимают, активно внедряют и распространяют все новое, рекомендуемое администрацией школы.
Лозунг учителей передовиков – даже если не будем первыми, то будем среди первых.
Умеренные учителя школы соответственно и воспринимают новшества в школе, поэтому не стремятся быть среди первых, но и в то же время и среди последних. Лозунг умеренных учителей нашей школы – золотая середина.
Предпоследние учителя не сразу решаются принять новое. Они сомневаются больше , чем верят в новое, отдавая предпочтение старым, привычным в работе методам и подходам к решению учебных и воспитательных проблем, а к реализации нового они приступают только после того, когда оно стало фактом реальной жизни в школе.
Последние учителя – это те, кто воспринимают новшества в последнюю очередь. Это учителя, связанные с традициями в УВП, взгляды их носят консервативный характер.
Инновационные процессы в школе влекут деструктивные изменения в социально-педагогической сфере, ведут к разрушению стереотипов мышления учителей школы, вызывают у учителей неоднозначные оценки по поводу предполагаемого нововведения.
Антиинновационные настроения в школе порождаются у учителей следующими причинами:
1. Неопределенностью. У учителя школы нет ясного понимания целей новшества в УВП. Учитель не представляет свою роль в предстоящем процессе.
2.Привычкой учителя школы работать по-старому, профессиональной некомпетентностью и отсутствием опыта исследовательской творческой работы.
3.Боязню увеличения учебной нагрузки учителя, которая не будет компенсирована материально.
4.Неверием администрации школы в инновационный потенциал педагогического коллектива школы.
5.Отсутствием у администрации школы или руководителей МО при введении инновационного процесса авторитета в педагогическом коллективе.
Антиинновационные настроения могут порождаться у учителей школы и мотивационными барьерами:
1.Мы с этим еще сами мало знакомы, поэтому неизвестно, что может из этого получиться.
2. Это все глупости, всю жизнь работали в школе по старой программе, и все было хорошо.
3.На совещаниях в школе нам об этом не говорили.
4.Нельзя вносить какие-то изменения в обучение, если учитель не справляется с программными требованиями.
5. Я бы не советовал вам переоценивать свои возможности.
6.У тебя уроки хорошие, но нужно еще набраться опыта.
7. Вы что? Умнее всех?
Перечислим факторы, способствующие внедрению учителями школы инноваций:
1.чувство ответственности и сопричастности учителей к инновационному процессу;
2.материальная и моральная поддержка учителей школы;
3.создание финансовых и материальных предпосылок у педагогического коллектива;
4.хорошая социокультурная среда школы;
5.достаточная материальная база в школе (помещения, оборудование);
6.моральный фактор (настроение администрации школы и коллектива, их решимость по улучшению деятельности школы);
7.спонсорская поддержка со стороны родительской общественности.
Главная задача администрации школы – это формирование мотивации учителей. Инновационная педагогическая деятельность у учителей школы побуждается:
1.внешними мотивами;
2.внутренними мотивами.
При доминировании внутренних мотивов учителя школы стремятся к достижению максимально высоких результатов УВП, к личностному развитию учащихся. Учителя школы при этом восприимчивы к новому, инициативны, находятся в постоянном поиске.
При преобладании внешних мотивов стимулом учителя школы в инновационной деятельности служит материальное вознаграждение. Работу такие учителя выполняют в школе формально, не стремятся к повышению своей квалификации. Для таких учителей школы важны количественные показатели, они невосприимчивы к инновациям в УВП.
Способствует инновационной деятельности постоянная и обязательная для всех учителей школы научно-методическая учеба. Для этого администрация школы использует для наших учителей следующие формы работы:
1.курсы повышения квалификации для учителей в ИПК и ПРО;
2.постоянно действующий в школе по запросам учителей методологический семинар для педагогического коллектива;
3.школьные методические объединения и кафедры;
4.школьны научно-практические конференции;
5.изучение, обобщение и распространение учителями школы новых технологий образования;
6.моделирование на уроках учителями школы новых, нестандартных педагогических ситуаций.
Методическая работа в школе строится с учетом следующих критериев:
1.разработка учителями школы методических пособий, учебных программ в течение года;
2.публикации учителей школы в научно-методических журналах;
3.участие учителей школы в научно-практических конференциях;
4.выступление учителей школы на научно-практических конференциях;
5.проведение семинаров учителями в статусе организатора.
Выше перечисленные критерии входят в рейтинговые позиции при проведении мониторинга деятельности общеобразовательных школ, поэтому участие в работе по данным направлениям учителей нашей школы является обязательным.
Наличие у учителей нашей школы представлений о сущности, строении и структуре личностно ориентированного подхода позволяет более целенаправленно и эффективно моделировать и строить конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия (проведен 11.11.2011г. педсовет по данной тематике).
Замысел урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.
Целевыми ориентирами для учителя нашей школы при организации учебного занятия являются:
1.формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъективного опыта;
2.оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
3. содействии школьнику в формировании положительной Я -концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства;
Содержание урока избирается учителем в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъективного опыта ребенка.
Организация УВП при ЛОО предполагает от учителя школы:
1.применение инновационных педагогических приемов для актуализации и обогащения субъективного опыта ребенка;
2. проектирование характера УВП на основе учета личностных особенностей учащихся;
3.использование на уроках разнообразных форм общения с учащимися, особенно беседы с элементами катахезического диалога, полилога;
4. создание учителем для всех учащихся класса на уроке ситуации успеха;
5. проявление учителем доверия и толерантности (терпимости) к учащимся в учебной и воспитательной работе;
6. стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения;
7. использование учащимися следующих речевых оборотов: «Я полагаю, что…», «Мне кажется, что…», «По моему мнению…», «Я думаю, что…»;
8. анализ и оценка учителем школы таких аспектов, как проявление учащимися самостоятельности, инициативы, индивидуальности, творческих способностей;
9. анализ и оценка учителем школы не только конечных результатов выполнения учащимися учебного задания, но и самого процесса работы над ним.