Формирование у учащихся возможных путей самореализации.
Курманалина Г. К.,СОШ №83
учитель русского языка и литературы
Творчество личности - это самореализация возможностей и способностей человека, создающего новое в себе и своей деятельности. Поэтому, изучение самореализации в творческой познавательной деятельности приобретает, сегодня, особенную актуальность.
Один из возможных путей обеспечения процесса самореализации, связываю с организацией творческих самостоятельных работ в системе развивающего обучения. Творческая самостоятельная работа позволяет учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация творческой работы способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Учитель не передает некоторую сумму знаний, а создаёт благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, нацеливает на активное познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания.
И в своей работе, обращаясь к трудам психологов, выяснила, что, когда речь заходит об активности, учёные под этим понятием обычно подразумевают возможность ответа на следующие вопросы: в чьих интересах и ради чего проявляется активность? Каким образом, посредством каких психологических механизмов реализуются? Каково направление активности? Как видно, здесь чётко видны три составляющие активности: мотивация; целеполагание; инструментарий.
Если говорить о мотивационной основе активности, то, первое, с чего следует начать урок – это установка на деятельность. Поэтому ставлю перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебного задания: ученик должен ощутить себя “творцом обстоятельств”, чтобы ему захотелось преодолеть трудности, которые можно встретить в ходе работы; другими словами, формируется мотив достижения результата. На этом этапе учащимся можно предложить различные варианты мотивов: стремление самостоятельно выполнять интересные задания; попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей (что немало важно); рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для самого ученика, для других людей и т.д.
Иначе говоря, с первых минут урока формируется ситуация успеха: актуализируются для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализуются другие (страх, память о неуспехе, равнодушие и т.д.). Нельзя забывать, что роль учителя при этом меняется. Он превращается в организатора и консультанта, не навязывающего свою точку зрения, знания, убеждения, а позволяющего ученику стать своим соучастником, поддерживающего инициативу. Ученик не зажат на уроке принципом “ни шагу в сторону”, не боится ошибаться, а получает возможность творчески проявлять все ранее накопленные знания, а также на этой основе приобретает новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения. И если учителю удастся справиться с поставленной задачей, то ученики почувствуют потребность в овладении новыми знаниями.
А потребность, по мнению психологов, выступает источником активности. Но нельзя забывать, что процесс удовлетворения потребностей предполагает достижение целей. Таким образом, следующим важным моментом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них целеполагания.
До недавнего времени считалось, что учитель – творец урока, и, естественно, цели ставит он. Сегодняшний день требует воспитывать творцами учеников, поэтому функцию постановки целей нужно отдать детям. Тогда они чётко и ясно увидят, что должны освоить, и к какому возможному результату прийти. Однако, прежде чем ставить цели, необходимо ввести новый этап, который можно назвать мобилизующим. На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т.д.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к формулированию темы и целей урока.
И на этом этапе возможно использование разных видов мыслительных операций и, соответственно, упражнений. Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся. Так при изучении темы “Сказуемое” перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: Листья желтели – Листья стали желтеть – Листья стали желтыми.
Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы:
- На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений, и по какому признаку?
- Какие сказуемые можно назвать простыми, а какие – составными, почему?
- Чем различаются сказуемые второй группы? Какое сказуемое можно назвать глагольным, а какое – именным? Почему?
В 5 классе на первом уроке по теме “Словосочетание”, возможно, такое задание. На доске запись: пос…дить, чу…ствительное, пор…жаться, в т…плице, сер…це, вс…гда.
Задание:
1)соедините между собой слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма;
2) определите, какое синтаксическое явление представляют соединенные вами слова; 3) сформулируйте тему урока.
Использую приём инсерт (при работе с учебником), при котором ученики самостоятельно производят анализ теоретического материала: что я знаю, что узнал нового, с чем согласен или не согласен, что не понятно, вызывает вопросы. Для этого используется определённая система помет:
“V” – такая пометка ставится на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думаете, что знаете; “–” – такая пометка ставится на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете или думаете, что знаете; “+” – такая пометка ставится на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым; “?” – такая пометка ставится на полях, если то, что вы читаете, непонятно или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. После такого прочтения материала, возможно использование таблицы.
знаю |
узнал |
хочу узнать |
На обобщающих уроках использую элементы технологии разноуровневого обучения Ж.Караева- разноуровневый зачет, который осуществляется после прохождения определенного блока тем. Эта форма проверки разделена на 3 уровня: легкий, средний, сильный. Прежде чем приступить к выполнению зачета, предлагаю ученикам выбрать тот вариант, который они посчитают возможным. Главное здесь не само задание, а процесс выбора, посколькув этом случае ребёнок производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учиться, изменить качество, а как следствие меняется активность на уроке и вне его. Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверхусилий, ставя перед ними посильные задачи. Конечно, нельзя навязывать школьнику тот или иной уровень сложности, но тактично посоветовать, помочь сделать адекватный выбор – обязанность учителя.
Ещё один этап, который является неотъемлемой частью урока – это анализ результатов деятельности учащихся (оценочный этап).
На современном уроке перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего задания. Это видно на примере одного класса, который в течение 3-х лет показывает улучшение качества знаний.
Как видим, эта работа направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно, творчески.
Литература:
1.Бакунина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации.-РЯШ №3, 2003.
2.Белоконева Н.Н., Бондарчук Е.М. Деловое общение: думай – говори – иди к цели: руководство к упражнениям по риторике.-Самара: 2003.
3.Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности.- РЯШ №1, 2003.
4.Учебно - методическое пособие «Компетентностно – ориентированное образование при переходе на 12- летнее образование» (Караганда 2007г.)
5.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2 - е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.
Контакты