Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
Жақып Ақбаев атындағы жалпы білім беретін мектебі

Қазақ тілін үйренеміз

Ер шекіспей, бекіспейді.
Батыры не помирятся, пока силами не померятся.
Сұрақ-жауап
Барлық жауаптар: 100
Жаңа сұрақтар: 3
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МИРА С ПОМОЩЬЮ ПОЭТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

Поэтический образ –это объект реальной действительности, художественно преображённой  в речь.Главная задача развития эстетической  восприимчивости – активизация слухового и зрительного каналов художественного восприятия. Поэтому  учителю стоит привлекать любые средства для создания чувственной основы для восприятия стихов: букет  весенних ландышей, музыкальный отрывок, ароматные ветки сирени… 

На уроках изучения поэзии после прочтения стихов необходимо выяснить, какое настроение возникло у учеников и что чувствует автор. При чтении или слушании стихов необходимо создать на уроке творческую  ситуацию художественного общения. Это должна быть особая атмосфера.  И эту атмосферу должен создать учитель. Поэтому работать на таких уроках  обычными методами и приёмами нельзя. Значит будем работать  нетрадиционными  способами (ролевые игры, поэтические гостиные, задушевные беседы).

Каждое знакомство с поэтическим  текстом  должно  показать ученику, что в его  языке всё не случайно. Поэтому учителю нужно уметь находить в каждом  стихотворении то, что вызывает особое чувство или эмоции.

Например, можно развивать способности к воображению  на основе  разграничения или сближения  фактов поэтической речи.

Можно учащимся предложить обдумать, с кем  из авторов  нескольких  стихотворений  они могут согласиться. Так  ребята  легче  поймут авторский замысел .

Текст 1

              В каждом человеке                                                                    

              Прячется  весна,                             

              Если ты печален,

              Значит, спит она .                                                                    (Ф. Сеф)

 

 

 

 

Текст 2

Будь лето вечным- всё бы погорело,

Будь вечной осень- всё бы отсырело,

Зимою вечной -всё б оледенело.

Вот вечная весна- другое дело!

                                             ( В. Берестов)

Другое задание: научить ребят применять новый факт языка в  собственной речи.  Даю задание: найти незнакомое слово в стихотворении и  прочитать его в рамках мини-картинки. Обзор заката ( С. Есенин “Погасло солнце. Тихо на лужке… ) воссоздается в мини-картинке “Ярко светившее весь день солнце словно выключили – оно внезапно погасло и перестало дарить нам свет”.

Или:

Берез весёлый хоровод ,

Шумя, встречает нас поклоном...

                                                 ( И. Бунин)

           Ученики предлагают следующее толкование: Ветер дует на березы, а они качаются. Прохожим кажется, что деревья им кланяются.

            Изучение поэтических произведений лучше начинать с четкого разделения урока на 3 части.

1часть: предтекстовая работа.

Перед чтением поэтического текста нужно создать эмоциональный настрой в классе и создать условия для усвоения художественной идеи произведения, подготовить ребят для более  глубокого понимания.

Делаю “риторические разминки”, тренинги, чтение стихов наизусть, работаю с образиым  речевым  материалом, подбираю запись исполнения музыкального произведения, которое совпадает с эмоциональным звучанием текста. Ребята закрывают глаза, прислушиваются к себе. Рассказываю, какие картины рождает в их воображении эта музыка.

Во многих стихах эмоции автора осуществляются через природу. Картина природы Куинджи, Кустодиева, Коровина, Васнецова, Врубеля обязательно привлекаются на уроках поэзии.

Интересная работа, которая очень нравится детям, - инсценировка стихов. Её можно проводить и на этапе предтекстовой работы, и после изучения произведения.

2 часть: текстовая работа.

Это работа над чтением и анализом поэтического произведения. Такую работу часто провожу в игровой (творческой) ситуации.

Здесь можно использовать различные методики: чтение теста с комментариями, закрепление нового стиховедческого понятия, обогащение лексикона ученика речевыми средствами при анализе текста и т.д.

3 часть: послетекстовая работа.

Если ученик понял поэтический текст, значит изменился его лексикон. После чтения текста обязательно надо заострить внимание ученика  на некоторых деталях.

Обязательно нужно обменяться впечатлениями “Какое открытие сделано сегодня? Какой ценный совет дает нам мудрый поэт ?”Ответы на эти вопросы помогают ученикам осознать художественный мир произведения, поделиться мыслями о том, что они нового узнали о мире, в котором живут.

Можно выполнить творческие задания. Это устные или письменные сочинения, заполнение читательских дневников.

Также можно обменяться желаниями, потому что прочитанное на уроке может вызвать появление стремлений к каким-либо действиям.

 На этой части урока даю устные сочинения, а на дом - домашнее сочинение или оформление самодельной книжки.

Хочу поделиться опытом работы с поэтическим текстом и дать примеры специальных заданий и упражнений.

Задание. Найти слово, которое  повторится во всех трех текстах. Что нарисовали три разных поэта этим словом в каждом стихе?

Текст №1

Тонкий туман над стемневший рекой

Лег серебристою нежной фатой.

                                                       (И. Бунин)

 

Текст №2

По деревьям серебристым

Перекинулась фата -

Белоснежная, пушистая,

Кружевная красота!

                                                        (Г. Галина)

 

Текст №3

Липы обруч золотой –

Как венец на новобрачной.

Лик березы-под фатой

Подвенечной и прозрачной.

                                                          (Б. Пастернак)

Что послужило причиной выбора этого слова у каждого поэта: блеск, прозрачность, цвет.

Ответы:1. прозрачность, 2. цвет, 3.блеск.

 

Задание: Найдите однокоренные слова в следующих  предложениях. Какое значение имеет каждое? Сопоставьте их значения.

Текст №1

Загорались ярким пламенем

Сосны старые, могучие ...

                                                         (С.Есенин. Лебёдушка)

                 

Текст №2

Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивьё...

                                                          (Н. Рубцов. Тихая моя Родина)

Ответ: это слова “загорались”и “сгорят”. Первое означает, что сосны освещались яркими лучами солнца. Второе ие имеет отношения к свету, оно значит, что всё плохое забудется.

Найти в тексте “загадочные”слова, “играющие в прятки”. Разгадайте их значение.

И спешит с подарками

Снова осень яркая,

И скучает в школе

Говорун-звонок.

                                                              (Г.Ладонщиков)

Ответ: “Подарки ”осени- цветы, фрукты, овощи. “Скучает”- не работает, не звенит. “Говорун”- звонкий, громкий.

“Расшифруйте”выделенные слова, подобрав правильный ответ.

На окошках, Дед Мороз,

Разбросай хрустальных роз

Лёгкие виденья,

Хитрые сплетенья.

                                                                   (М. Пожарова)

1. Розы;

2. Узоры, похожие на розы;

3. Цветы, деревья, рисунки;

4. Зимние кружева с цветами;

5. Узор на стеклах зимой;

6. Снежинки.

Прочитайте стих  и выберите  правильный ответ на вопрос:  “Что означает выделенное выражение?”

Весна приходит постепенно:

В полях неслышно тает снег.

Побег из ледяного плена

Готовят тайно воды рек.

                                                                       (С. Михалков)

Варианты ответа:

1.     Начинается весна, и текут ручейки. Это ручьи стекаются в реку. В полях тает снег.

2.     Вода хочет высвободиться из-под льда. Река выходит из своих берегов.  Ледоход. Тает и движется лёд.

3.     Приходит весна. О тихом и таинственном приходе весны.

4.     Здесь говорится о том, что зима мешает весне. Побег весны от ледяной зимы.

           10-12-летний возраст – это возраст наиболее активного художественного восприятия окружающего мира. На уроках литературы ученик обогащает свою картину мира поэтическими образами. Это хорошая пища для пополнения образной памяти, развития воображения. Ведь ребята учатся удивляться  красоте и мастерству словесного изображения.

 

 

Корт Г.В

КГУ СОШ№34 г.Караганды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторство: