1. Анализ эффективности целеполагания и планирования (программирования) воспитательного процесса в классе в прошедшем году:
ü результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании;
ü правильность выбора основных направлений, содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
2. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся:
ü особенности социальной ситуации развития учащихся, ее изменение за прошедший учебный год. Какие факторы особенно повлияли на изменение этой ситуации?
ü какое влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей оказывает их ближайшее социальное окружение (родители, сверстники) и занятия в кружках, секциях и других объединениях?
ü особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся.
3. Анализ развития коллектива класса:
ü социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем;
ü особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности и заботы и т.д.); преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе; доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса; особенности общения в классном коллективе;
ü степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности;
ü развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности, участие в самоуправлении класса).
4. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
ü основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах;
ü участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов, обществ и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся
5. Анализ развития учащихся класса:
ü уровень воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся (указать, какие факторы повлияли на их состояние);
ü степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности;
ü уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость;
ü изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге - развитие культуры жизненного самоопределения);
ü наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса;
ü сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием;
ü изменения состава класса, происшедшие в течение года;
ü индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе;
ü учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз о дальнейшей социализации этих учеников).
6. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
ü влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;
ü участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.
7. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя:
ü что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?
ü насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?
ü какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие и нравственное становление учащихся?
ü какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду?
ü какие мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива?
8. Выводы:
ü об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
ü о негативных моментах в организации и воспитании учащихся класса;
ü о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
ü о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.
9. Приложение.
В приложении можно поместить:
ü результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов;
ü сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов жизни классного коллектива;
ü другие аналитические материалы.