Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
Жақып Ақбаев атындағы жалпы білім беретін мектебі

Learning the Kazakh language

Дау даудан қорқады.
Спор спорящего боится.
Question answer
Всего ответов: 100
Новых вопросов: 3

Хабарландыру

Дата: 2018-05-22 13:56:48

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОПЕРАТИВНО–СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД ДЕПАРТАМЕНТА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМСИТУАЦИЯМ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ГОРОД КАРАГАНДА) КОМИТЕТА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ  РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ НА ВОДЕ

 

В ПЕРИОД  КУПАЛЬНОГО СЕЗОНА

 

 

 

 (для руководителей детских оздоровительных и пришкольных лагерей)

 

 

 

 

 

Выпуск 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Караганда 2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

I. Нормы Правил охраны жизни людей на воде в

Республике Казахстан в части обеспечения безопасности детей.

II. Организация выполнения мероприятий по обеспечению безопасности детей на водных объектах .

III. Правила оказания помощи при утоплении

Заключение         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ВВЕДЕНИЕ

 

Учебный год близится к завершению и в образовательных учреждениях скоро начнутся летние каникулы. Многие школьники поедут отдыхать в детские оздоровительные лагеря, кто-то останется в пришкольных лагерях.

В этот период руководителям и другим должностным лицам лагерей следует обратить особое внимание на вопросы обеспечения безопасности детей на водных бассейнах. Главная задача в этой области – максимально предотвратить возможные происшествия на водных бассейнах, связанные с детьми. С этой целью нужно активизировать профилактическую работу в этом направлении.

Данные методические рекомендации разработаны ГУ «Оперативно-спасательный отряд ДЧС Карагандинской области КЧС МВД РК» в целях оказания практической помощи руководителям и другим должностным лицам детских оздоровительных и пришкольных лагерей в области обеспечения безопасности детей на водных объектах и предназначены для организации и проведения профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на воде.

 

 

 

I.  НОРМЫ ПРАВИЛ

ОХРАНЫ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ НА ВОДЕ В РЕСПУБЛИКЕ  КАЗАХСТАН

В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

 

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 19 января 2015 года № 34 «Об утверждении Правил безопасности на водоемах». Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 февраля 2015 года № 10335

 

Правила безопасности на водоемах

1. Общие положения


1. Настоящие Правила безопасности на водоемах (далее – Правила) определяют порядок обеспечения безопасности граждан при пользовании водоемами Республики Казахстан.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
 1) водоемы - реки и приравненные к ним каналы, озера, водохранилища, пруды и другие внутренние водоемы, территориальные воды;
2) спасательный пост – пост на определенном участке акватории, укомплектованный спасателями, оснащенный спасательным оборудованием, выполняющий функций по обеспечению безопасности людей на водоемах и создаваемый юридическими и физическими лицами;
3) место отдыха на водоеме – оборудованное место для купания (пляжи), прокатные станции катеров, яхт, лодок, гидроциклов и катамаранов;
4) маломерное судно - судно длиной не более 20 метров с допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, кроме построенных или оборудованных для рыболовства, перевозки грузов, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, а также осуществления мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и засорения;
5) спасательный «Конец – Александрова» – средство для оказания помощи утопающему, которое представляет собой плавучий линь длиной около 30 метров с петлей диаметром 40 сантиметров и двумя поплавками;
6) учебное место – это специально оборудованное место на территории пляжа, максимально приспособленное для проведения коллективных и индивидуальных занятий по плаванию;
7) городской пляж – место отдыха на водоеме, находящееся в ведении местного исполнительного органа;
8) индивидуальное спасательное средство – это спасательное средство, предназначенное для создания дополнительной плавучести человеку при нахождении в воде или на льду. К индивидуальным спасательным средствам относятся спасательные круги, жилеты, нагрудники, буйки.
3. Места для массового отдыха, туризма и спорта на водных объектах и водохозяйственных сооружениях устанавливаются местными исполнительными органами области (города республиканского значения, столицы) по согласованию с уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения и водоотведения, уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения с соблюдением экологических требований и безопасности жизни человека.
4. Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы) в целях охраны жизни и здоровья граждан, с учетом особенностей региональных условии в соответствии с Водным кодексом Республики Казахстан от 9 июля 2003 года № 481 определяют места, где запрещены купание, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, пользование катание на маломерных судах и других плавучих средствах на водных объектах, расположенных на территории соответствующего региона.
5. Обучение и подготовка спасателей спасательных постов организуют территориальные подразделения Комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – территориальное подразделение).
6. При производстве работ по выемке грунта, выколке льда, углублению дна водоема владельцами мест отдыха принимаются меры по ограждению участков, на которых ведутся работы, а после окончания работ по выравниванию дна водоема.
7. Рыбная ловля на водоемах с использованием плавательных средств осуществляется при наличии индивидуальных спасательных средств.

 
2. Порядок обеспечения безопасности при пользовании водоемами


8. Для обеспечения безопасности на водоемах Республики Казахстан Министерством внутренних дел Республики Казахстан и местными исполнительными органами принимаются следующие меры:
1) организация и проведение профилактической работы, направленной на предупреждение чрезвычайных ситуаций на водоемах;
2) организация на городских пляжах пунктов медицинской помощи и постов общественной безопасности;
3) установление на городских пляжах границ заплыва, знаков ограждений, стендов с информацией о соблюдении требований настоящих Правил;
4) определение и оборудование безопасных мест для купания;
5) проведение осмотра и обследование дна акваторий пляжа;
6) проведение водно-спасательных и водолазно-поисковых работ на водоемах Республики Казахстан.
9. В местах массового отдыха на естественных и искусственных водоемах с целью предупреждения несчастных случаев и оказания помощи терпящим бедствие на воде организацией, за которой закреплены данный водоем или пляж, создается спасательный пост, соответствующий требованиям, предусмотренным в приложении 1 к настоящим Правилам.
10. Перед началом купального сезона по заявке владельца места отдыха на водоеме, водолазами территориального подразделения или водолазами организаций, имеющих водолазное оборудование и снаряжение для производства работ под водой, проводится обследование пляжа, по итогам которого составляется и утверждается акт выполненных работ, по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
11. На опасных и не оборудованных для отдыха и купания участках водоемов территориальными подразделениями и местными исполнительными органами устанавливаются запрещающие и предупреждающие знаки, соответствующие требованиям приложения 3 к настоящим Правилам.
12. Купание в не оборудованных участках водоемов не допускается.
13. В местах отдыха на водоемах по радиотрансляционным установкам и с помощью других средств массовой информации территориальными подразделениями проводится массово-разъяснительная работа среди отдыхающих по предупреждению несчастных случаев на воде.
14. На месте отдыха на водоеме размещаются стенды с:
1) табличками с указанием температуры воды и воздуха, направления силы ветра и скорости течения;
2) номерами телефонов и адресов правоохранительных органов, спасательных служб и ближайшей водно-спасательной станции;
3) схематическим изображением территории и акватории с указанием наибольших глубин и опасных мест;
4) расписанием занятий, тренировок, соревнований с указанием лиц, ответственных за безопасность на воде.
15. Для недопущения нарушений отдыхающими правил поведения в общественных местах по решению местных исполнительных органов организуется дежурство дорожно-патрульной полиции.
16. При нахождении в местах отдыха на водоеме не допускается:
1) входить в воду и купаться в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
2) прыгать в воду с лодок, катеров, причалов, а также сооружений, не приспособленных для этих целей;
3) нырять в непроверенных и не оборудованных местах;
4) заплывать за буйки, обозначающие границы заплыва;
5) плавать на предметах, не предназначенных для плавания;
6) загрязнять и засорять водоемы;
7) оставлять на берегу и в раздевалках мусор, который может нанести травму отдыхающим;
8) подавать крики ложной тревоги;
9) взбираться на технические и предупредительные знаки, буйки;
10) входить в воду детям без сопровождения взрослых.

 
3. Порядок оборудования мест отдыха на водоемах


17. Место отдыха на водоеме оборудуется:
1) спасательный постом, укомплектованным спасателями и оснащенным спасательным оборудованием и снаряжением, в соответствии с требованиями пункта 9 настоящих Правил;
2) участком для купания детей с глубиной не более 1,2 метров и обозначаются линией поплавков, закрепленных на тросах;
3) громкоговорящими устройствами и телефонной связью;
4) помещением для оказания первой медицинской помощи с дежурным медицинским персоналом и оснащенным необходимым инструментом и медикаментами.
18. При оборудовании мест отдыха на водоемах:
1) места, отведенные для купания, обозначаются знаками с указанием границ акватории вдоль берега;
2) места отдыха на водоемах отводятся на расстоянии не менее чем на 500 метров выше места спуска сточных вод и на 1000 метров ниже портовых сооружений, пирсов судов, нефтеналивных приспособлений;
3) на месте отдыха у водоема, а также на детских пляжах через каждые 50 метров и не более 15 метров от воды выставляются щиты со спасательными кругами и спасательными средствами «Конец–Александрова»;
4) до начала купального сезона устанавливаются буи, стенды и знаки.
19. На месте отдыха на водоеме разрешается оборудование участков для прыжков в воду, которые устанавливаются в местах акваторий с приглубленными берегами и в отдаленном от общего места купания, с указанием глубины дна.
20. Выход на платформы вышек для прыжков в воду высотой от 3 и более метров допускается с разрешения инструкторов (тренеров) и в их присутствии. Платформы вышек и ступенчатый марш вышки изготавливаются с поручнями, ступеньки высотой и шириной не выше размеров, установленных строительными нормами, покрытие ступеньки – из материалов, предотвращающих скольжение.

 

4. Порядок обеспечения безопасности детей на воде


21. Для обеспечения безопасности детей в местах отдыха на водоемах создаются детские пляжи, оборудованные участками для купания и обучения плаванию детей.
22. Нахождение детей вблизи водоемов допускается при сопровождении взрослых.
23. Места, отведенные для купания детей, обозначаются знаками с изображением в зеленной рамке двух стоящих в воде детей с указанием границ акваторий вдоль берега.
24. Участки для купания детей обносятся линией поплавков, закрепленных на кольцах, вбитых в дно на расстоянии не более 3 метров друг от друга.
25. За купающимися детьми ведется непрерывное наблюдение дежурными инструкторами (тренерами) и медицинскими работниками.
26. Во время купания детей на всей территории пляжа не допускаются катание на лодках и катерах, проведение игр и спортивных мероприятий.
27. В период купального сезона спасателями территориального подразделения на городских пляжах оборудуются безопасные учебные места для проведения занятий по обучению детей плаванию.
28. Детские учреждения, расположенные у водных объектов, оборудуются и оснащаются спасательными постами.
29. При катании детей на маломерных судах не допускается:
1) перегружать судно сверх установленной нормы;
2) катание детей в возрасте до 7 лет;
3) совершать прыжки в воду с судна;
4) кататься без индивидуальных спасательных средств;
5) заходить на акваторию, отведенную для купания, а также подходить к знакам судоходной обстановки, швартоваться к ним и останавливаться на судовом ходу.

 

 

 

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

 

Организация и проведение профилактической работы с детьми в области обеспечения их безопасности на водных объектах

 

Профилактическая и разъяснительная работа среди всех слоев населения по вопросам обеспечения безопасности и охраны жизни людей на водных объектах  является одним из важнейших мероприятий, позволяющих сохранить здоровье и жизнь человека.

Многолетняя практика работы по обеспечению безопасности и охране жизни людей на воде показывает, что при хорошо организованном разъяснении правил поведения людей на водных объектах, а также неукоснительном их соблюдении, существенно сокращается уровень несчастных случаев и особенно гибель людей на водоемах.

Первостепенное значение здесь имеет пропагандистская работа по предупреждению несчастных случаев на воде, а особенно среди детей.

Устная пропаганда.

Устная пропаганда– важнейшая часть профилактической работы по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде. Ее основными формами являются рассказ, беседа и лекция. Применение этих форм зависит от численности и состава аудитории, от объема выдвинутых вопросов и от способа изложения материала.

Рассказ– рассказ представляет собой повествовательную форму изложения материала. Главная задача рассказа заключается в том, чтобы в простой и доходчивой, яркой и образной форме изложить слушателям меры предосторожности и правила поведения людей на воде. Рассказ рекомендуется проводить с аудиторией не более 25 человек и в течение 30-40 минут.

В зависимости от подготовленности слушателей, сложности излагаемого материала рассказ может быть различным. В одном случае рассказ будет более похож на беседу, в другом случае, где уровень развития слушателей выше, он будет приближаться к лекции.

Примерный план рассказа на тему: «Что должен знать школьник о мерах безопасности на воде?»:

1. Вступление.

2. Вода и ее значение для здоровья человека.

3. Причины несчастных случаев с детьми на воде.

4. Меры предотвращения несчастных случаев на воде.

Лекция является важным средством пропаганды мер безопасности и охраны жизни людей на воде. В отличие от рассказа, лекция содержит в себе значительно больше элементов описаний и рассуждений и, соответственно, меньше повествовательного материала.

Построение лекции, как и рассказа, сложное и серьезное дело, требующее от лектора прочных знаний своего предмета и большого творческого труда. Нельзя сводить работу только к тому, чтобы воспроизвести в памяти уже известный материал, просмотреть тот или иной источник, подобрать факты и составить план.

Подготовить лекцию, значит обстоятельно разобрать тему, ее содержание и методику. Опыт лекционной работы показывает, что хорошая лекция есть результат тщательной ее разработки лектором. Чем больше затрачено на подготовку лекции творческого труда, тем легче и свободнее протекает изложение самой лекции.

Примерный план лекции на тему: «О предупредительных мерах безопасности на воде в летнее время»:

1.Значение воды для здоровья человека.

2. Несчастные случаи с людьми на воде и их причины.

3. Меры предупреждения несчастных случаев с людьми на воде.Кроме рассказа и лекции, в пропаганде мер безопасности и охраны жизни людей на воде важную роль играют тематические беседы. Обычно в беседе пропагандист излагает материал при участии самих слушателей. Ставя перед аудиторией продуманные вопросы и добиваясь сознательных ответов, пропагандист ведет нить беседы так, чтобы в сознании слушателей формировались ясные выводы по изучаемой теме.

Методический принцип ведения беседы должен осуществляться и в системе пропаганды мер безопасности и охраны жизни людей на воде. Разница здесь в том, что пропагандист не только ставит вопросы, но и сам раскрывает их содержание, их существо. Вопросы не должны содержать неясных и громоздких формулировок, ненужных повторений, излишних слов, недопустимых выражений.

Беседы можно провести, например, на такие темы, как: «Как вести себя на воде в летнее время?», «Будьте осторожны, катаясь на лодках» и т.д.

 

Наглядная  пропаганда.

 

Наглядная пропаганда включает в себя плакаты, призывы, листовки, памятки, стенды, которые в сочетании с устной пропагандой оказывают нужное влияние на людей, отдыхающих на водных объектах, сообщают им необходимые сведения о правилах поведения на воде.

Сила наглядной пропаганды в ее доходчивости, общедоступности. Наглядная агитация по своему назначению дополняет устную. Задача руководителей детских оздоровительных и пришкольных лагерей состоит в том, чтобы умело использовать все формы массово-профилактической работы.

Чтобы наглядная пропаганда была доходчивой, она должна быть тесно связана с жизнью, с задачами массово-профилактической работы по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде.

плакат – средство наглядной агитации с краткой и достаточной информацией о чем либо. Он должен быть таким, чтобы человек не прошел мимо него, а обязательно остановился. Плакат должен быть выразителен, как живое слово, но в то же время более тонок, глубок и эмоционален, чем речь. Перечень плакатов.

«Советы купающимся»;

«Советы катающимся на лодках»;

«Будь осторожен на воде»;

«Оказать помощь – твой долг»;

«Будь осторожен во время купания»;

«Учись спасать тонущего»;

«Приемы буксировки уставшего пловца и утопающего»;

«Спасательные средства и их применение»;

«Приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшему на воде».

Призыв. Наряду с плакатами важную роль в наглядной пропаганде мер предупреждения несчастных случаев с людьми на воде играет призыв. Назначение призывов, как и плакатов, заключается в том, чтобы призвать население к строгому соблюдению мер безопасности и правил охраны жизни людей на водных объектах. Это можно проследить на характере серии призывов «Будьте осторожны на воде», в которых говорится:

 

Граждане! Купайтесь в установленных местах, соблюдайте правила предосторожности.

 

Граждане! Соблюдайте правила плавания на гребных и моторных лодках. Не мешайте движению водного транспорта.

 

Юноши и девушки! Изучайте спасательное дело. Будьте готовы к оказанию помощи людям, терпящим бедствие на воде.

 

Граждане! Учитесь плавать. Соблюдайте меры предосторожности. Помните, что дисциплина и порядок – залог безопасности на воде.

 

Школьники! Не допускайте нарушений правил поведения на воде. Не купайтесь, не ныряйте в запрещенных местах. Не подплывайте к идущим судам. Не подвергайте свои жизни опасности.

 

Оказать немедленную помощь утопающему или терпящему бедствие на воде – благородный долг каждого гражданина.

Листовке в системе наглядной пропаганды мер предосторожности на воде принадлежит большая роль. Листовка – это образец наглядности и популярности, но в то же время образец серьезной трактовки определенных вопросов, образец серьезной беседы. Для листовки не годятся ни агитационный, ни академический язык. Она не должна раскрывать в деталях трактуемые в ней вопросы, делать выводы и обобщения. Ее задача заключается в том, чтобы сказать «немногое о многом». Литературное оформление листовки должно быть созвучно с ее содержанием и целевой установкой. Тут важен определенный тон, стиль. Шрифт листовки должен легко читаться на некотором расстоянии.

В качестве примера можно привести содержание следующей листовки:

 

«Ребята! Будьте осторожны на воде! Не купайтесь в запрещенных местах – это опасно для жизни. Пользуйтесь пляжами и местами, специально отведенными для купания. Не ныряйте в незнакомом месте, а также с плотов, пристаней и других плавучих сооружений.

 

Купаясь, строго соблюдайте установленный порядок: не заплывайте за знаки ограждения. Не допускайте грубых шалостей в воде, так как это может привести к гибели. Не злоупотребляйте длительным пребыванием в воде – это вызывает озноб, переохлаждение тела и появление судорог. Как только почувствуете себя плохо, прекратите купание.

 

Не умея плавать, не заходите в воду глубже пояса.

 

Во время купания не теряйте из виду друг друга. Не подплывайте близко к идущим судам – это опасно, так как можно попасть под винт судна.

 

Не перегружайте шлюпки. Катаясь на лодке, не пересаживайтесь с места на место – лодка может перевернуться. При необходимости пересаживайтесь только у берега.

 

Ребята! Помните, что выполняя эти правила, вы оградите себя и своих товарищей от несчастных случаев».

 

Большое значение в пропаганде мер безопасности и правил охраны жизни людей на водных объектах имеет издание памяток: «Советы купающимся», «Советы катающимся на лодках» и др. В отличие от листовок, памятки содержат в себе легко запоминающиеся меры предосторожности на воде:

 

«Начинайте купаться в солнечную безветренную погоду при температуре воздуха 20-25° С, а воды – 17-19° С»;

 

«Не доводите себя до озноба, купайтесь не более 10-15 минут»;

 

«После еды не следует купаться раньше, чем через час»;

 

«Перед купанием надо отдохнуть. Разгоряченным входить в воду не разрешается. Не плавайте далеко от берега, не заплывайте за предупредительные знаки».

 

Такие памятки следует печатать массовым тиражом на местах, для раздачи отдыхающим.

 

Стенд также является важной формой наглядной пропаганды безопасности на воде. Устанавливается он на столбах в местах массового скопления людей: на пляжах, водных станциях, детских оздоровительных лагерях, набережных, парках культуры и отдыха и т.д.

Стенд изготовляется из дерева или пластика на двух стойках размером 1,50x3,0м. Окраска стенда производится в голубой цвет, полей – белый цвет.

В середине стенда помещается призыв с  оформлением масляными красками: «Граждане! Не допускайте нарушений правил поведения на воде!». По бокам призыва закрепляются рамки с плакатами под стеклом: «Советы купающимся» – справа и «Советы катающимся на лодках» – слева, размером формата А3.

Стенд завершается призывом: «Оказывать помощь утопающему или терпящему бедствие на воде – благородный долг каждого гражданина».

Для оформления стенда используются призывы, плакаты, памятки, листовки и инструкции.

Весь охарактеризованный выше агитационно-пропагандистский материал даст нужные результаты лишь в том случае, если он своевременно будет доведен до сознания широких слоев населения. Однако, даже самый яркий агитматериал не может заменить собой живого, страстного слова лектора, собеседника, пропагандиста.

Отсюда вывод – ценность и польза изобразительных средств намного возрастают, если вокруг них проводить профилактическую, разъяснительную и организаторскую работу, использовать наглядную пропаганду, как подспорье к устной пропаганде.

 

Меры безопасности при купании и нахождении на воде

 

В детских оздоровительных и пришкольных лагерях, где возможен отдых детей на воде и купание при благоприятных метеорологических условиях, ответственность за их безопасность возлагается на инструктора по плаванию, либо другое должностное лицо учреждения.

Следует запомнить следующие правила:

- перед каждым купальным сезоном необходимо обязательно посетить врача;

- купаться лучше утром или вечером, когда солнце греет, но нет опасности перегрева. Температура воды должна быть не ниже 17-19° С. Плавать в воде можно не более 20 минут, причем это время должно увеличиваться постепенно с 3-5 минут. Нельзя доводить себя до озноба. При переохлаждении могут возникнуть судороги, произойти остановка дыхания, потеря сознания. Лучше искупаться несколько раз по 15-20 минут, а в перерывах поиграть в подвижные игры – волейбол, бадминтон и т.д.;

- нельзя входить и прыгать в воду после длительного пребывания на солнце, так как периферические сосуды сильно расширяются для большей теплоотдачи (при охлаждении в воде наступает резкое рефлекторное сокращение мышц, что влечет за собой остановку дыхания);

-купаться рекомендуется только в специально оборудованных для этого местах, но если нет поблизости оборудованного пляжа, надо выбрать безопасное для купания место с твердым песчаным не засоренным дном, постепенным уклоном. В воду входить осторожно. Никогда не прыгать в местах, не оборудованных специально;

-нельзя заплывать далеко, так как можно не рассчитать своих сил. Почувствовав усталость, не надо теряться и стремиться, как можно быстрее доплыть до берега. Нужно «отдыхать» на воде. Для этого необходимо научиться плавать на спине: перевернувшись на спину и поддерживая себя на поверхности легкими движениями рук и ног, можно отдохнуть;

-если захватило течением, не нужно пытаться с ним бороться. Надо плыть вниз по течению, постепенно, под небольшим углом, приближаясь к берегу;

-нельзя теряться, даже если попали в водоворот: необходимо набрать побольше воздуха в легкие, погрузиться в воду и, сделав сильный рывок в сторону, всплыть;

-каждый гражданин обязан оказывать посильную помощь людям, терпящим бедствие на воде;

-обучение детей плаванию должно проводиться в специально отведенных местах. При групповом обучении плаванию количество обучающихся не должно превышать 10 человек. За группой  обучающихся, кроме инструктора, должны наблюдать опытный спасатель и медицинский работник;

 

запрещается:

-заплывать за буйки, обозначающие границы плавания;

-подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и другим плавательным средствам;

-загрязнять и засорять водоемы;

-приводить с собой и купать собак и других животных;

-оставлять мусор на берегу и в кабинках для переодевания;

-играть с мячом и в спортивные игры в неотведенных для этих целей местах, а также допускать в воде шалости, связанные с нырянием и захватом купающихся, подавать сигналы ложной тревоги;

-плавать на досках, бревнах, лежаках, автомобильных камерах, надувных матрацах и других неприспособленных для плавания средствах (предметах).

 

III. ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПРИ УТОПЛЕНИИ

 

Понятие и основные причины утопления

 

Под утоплением понимают комплекс изменений в организме, приводящих в конечном итоге к смерти, вследствие закрытия дыхательных путей жидкостью. При утоплении происходит вынужденное прекращение доступа воздуха в дыхательные пути, нарушается газообмен, быстро развивается гипоксия (недостаток кислорода в крови). Через 5-6 минут после погружения под воду в организме начинаются необратимые процессы и человек погибает.

Признаками утопления являются:

-выделение пены изо рта;

-остановка дыхания и сердечной деятельности;

-посинение кожных покровов;

-расширение зрачков.

Утопление бывает трех видов:

-истинным;

-сухим;

-синкопальным.

Истинное утопление происходит в результате попадания воды (жидкости) в дыхательные пути и легкие человека, что препятствует поступлению воздуха. Кожные покровы синеют, изо рта и носа выделяется пенистая жидкость.

Сухое утопление происходит в результате спазма голосовых связок (ларингоспазма) при попадании в верхние дыхательные пути небольшого количества жидкости, которая в легкие не поступает. Пострадавший теряет сознание и сразу опускается на дно.

Синкопальное (бледное) утопление происходит в результате внезапной остановки сердцебиения и дыхания.

Основные причины утопления:

-нарушение правил поведения на воде, заведомо опасные действия;

-неумение плавать;

-стремительное, бурное течение водного потока;

-спазм дыхательных путей при неожиданном попадании в холодную воду («холодовой шок»);

-травмы, потеря сознания в воде;

-пренебрежение средствами индивидуальной защиты;

-ныряние в неизвестных местах;

-купание в опасных местах: быстрое течение, наличие водорослей и посторонних предметов в воде, сильные волны, водосбросы, судоходные фарватеры;

-судороги, усталость, переохлаждение.

Рассмотрим некоторые из них. Длительное пребывание человека в воде может вызвать непроизвольное болезненное сокращение мышц, которое называется судорогой. Чаще всего судороги охватывают икроножные мышцы, что препятствует выполнению активных действий ногами. В этой ситуации нужно сделать глубокий вдох, погрузиться вертикально в воду с головой, выпрямить ноги, осуществить захват руками больших пальцев ног и сильно потянуть на себя.

Положительный эффект достигается путем проведения массажа пораженных мышц. При судорогах мышц передней поверхности бедра ноги нужно максимально согнуть в коленях и подтянуть (прижать) их руками к задней поверхности бедра.

Судороги мышц живота устраняют путем подтягивания согнутых в коленях ног к животу.

Судороги мышц рук устраняют путем сжимания и разжимания кулаков, сгибания и разгибания рук в локтевом суставе.

Устранив судороги, нужно плыть к берегу, поскольку они могут охватить мышцы снова. Если судороги охватили ноги и их не удалось ликвидировать, нужно лечь на спину и плыть к берегу, работая руками. Если поражены руки, то работать нужно ногами. Главное в этой непростой ситуации заключается в мобилизации всех сил на выход из создавшегося чрезвычайного положения, подавление страха и паники.

Причиной утопления могут стать водовороты. Они образуются в местах сильного течения рек, на изгибах, за крупными камнями, над неровностями дна, в момент затопления судна. Вращательное движение воды в водовороте бывает настолько сильным, что выбраться из него довольно трудно. Водоворот затягивает человека под воду, вращает его, нарушает координацию движений, вызывает головокружение. При попадании в водоворот необходимо принять горизонтальное положение тела и попытаться выплыть в безопасное место. Если водоворот затянул, то необходимо глубоко вдохнуть, нырнуть и под водой отплыть как можно дальше в сторону. На поверхности воды сделать это значительно труднее. Для ориентации под водой в направлении «вверх-вниз» надо выпустить несколько пузырьков воздуха изо рта, которые всегда поднимаются вверх.

Опасность для человека в воде также представляют водоросли. Они могут обвить петлями ноги, руки, туловище, сковать движения и явиться причиной утопления. Особенно опасны водоросли для ныряльщиков. При попадании в заросшее водорослями место нужно принять горизонтальное положение тела, не делать резких движений, осторожно покинуть опасное место. Если водоросли зацепили тело, следует осторожно ослабить петли растений руками, при этом движения должны быть спокойными, неторопливыми, уверенными. После освобождения плыть нужно в ту сторону, откуда приплыли. Одной из причин утопления являются высокие волны. При их наличии лучше держаться подальше от воды. Плавание в этих условиях связано с повышенным  риском, постоянным обрушиванием на человека вершин волн, что приводит к потере сил, нарушению ритма дыхания, попаданию воды в дыхательные пути, необходимости частого погружения под воду с целью исключения ударов волн. Опасность представляют собой волны, идущие от берега, они могут унести человека далеко в воду. Оказавшись в подобных условиях, необходимо как можно быстрее добраться до берега. Человек может утонуть при потере сознания в результате уменьшения снабжения головного мозга кислородом при задержке дыхания во время ныряния. Положение усугубляется тем, что критическое состояние наступает неожиданно, пострадавший теряет сознание под водой, он не может самостоятельно противодействовать случившемуся или позвать на помощь.

Человек может оказаться в воде как по своей воле (купание, подводная охота, рыбная ловля), так и совершенно случайно (авария плавательного средства, падение в воду, оказание помощи пострадавшим).

Для предотвращения погружения человека под воду можно использовать несколько способов:

-умение плавать;

-поддержание горизонтального или вертикального положения тела за счет активных движений руками и ногами;

-принятие позы «поплавок»;

-использование плавающих в воде предметов и специальных спасательных средств.

Плавание относится к активному способу удержания человека на воде и передвижения, однако оно связано с большими физическими затратами и быстрым утомлением. Для отдыха на воде можно использовать позу лежа на спине: лечь на спину, развести руки и ноги, закрыть глаза, положить голову на воду, расслабиться, дышать глубоко и спокойно, удерживать горизонтальное положение за счет работы рук и ног. Эта поза самая безопасная и менее утомительная.

Отдых на воде обеспечивает поза «поплавок». Для ее выполнения необходимо глубоко вдохнуть, погрузить лицо в воду, обхватить колени руками и прижать их к туловищу, выдох делать медленно в воду. После окончания выдоха следует поднять голову, осуществить вдох, опустить голову в воду и сделать выдох под водой.

Для отдыха в воде можно использовать плавающие в ней различные предметы (доски, бревна, куски пенопласта и т.д.).

Спокойное, уверенное поведение человека в воде позволит долго удержаться на ее поверхности, дождаться помощи, набраться сил и самостоятельно добраться до берега. Беспорядочное барахтанье в воде приводит к быстрой потере сил, попаданию воды в дыхательные пути, что способствует утоплению.

Тонущий человек хаотично размахивает руками, просит о помощи, периодически уходит под воду и всплывает. В этой ситуации ему необходимо немедленно оказать помощь. Главная задача заключается в быстром извлечении пострадавшего из воды на берег или плавательное средство. Если помощь оказать в первую минуту после утопления, то исход может оказаться положительным в 90% и более случаев, через 5-6 минут число благополучных исходов резко сокращается.

Тонущий человек должен все силы направить на максимально возможное удержание на поверхности воды, самостоятельное достижение берега, обеспечение безопасности на берегу.

Одним из основных профилактических мероприятий по предупреждению утоплений является обучение плаванию. Научиться плавать и уверенно держаться на воде можно довольно быстро. Умение плавать, держаться на воде – одно из условий сохранения жизни при наводнении и других чрезвычайных ситуациях на воде.

Для эффективной помощи пострадавшим в воде необходимо знать основные приемы спасения, иметь в наличии средства оказания помощи, уметь ими пользоваться.

Основные средства и методы спасения на воде

Основным средствами и методами спасения на воде являются:

-предметы, увеличивающие плавучесть человека: спасательный круг, «конец Александрова», спасательные шары, доски;

-плавсредства: лодка, плот, надувной матрац;

-приближение к утопающему по берегу, либо вплавь, извлечение его из воды.

Если пострадавший находится далеко от берега и способен к самостоятельным активным действиям, то ему необходимо бросить одно из описанных ниже специальных спасательных средств.

Спасательный круг нужно взять одной рукой, второй рукой взяться за леер (веревку), сделать 2-3 круговых движения вытянутой рукой на уровне плеча и бросить его плашмя в сторону утопающего. Бросок должен быть сделан так, чтобы круг упал на расстоянии 0,5-1,5 м от человека. Бросать круг прямо на него нельзя – это может привести к травме. При бросании круга с лодки делать это нужно со стороны кормы или носа. Пострадавший может держаться за круг, леер или надеть круг на пояс.

«Конец Александрова»нужно взять за большую петлю и сделать 2-3 витка веревки, малую петлю и оставшуюся часть веревки следует удерживать в другой руке. Сделав несколько замахов рукой с большой петлей «конец Александрова» бросают пострадавшему. Тот в свою очередь должен надеть петлю через голову под руки или держать за поплавки. После этого пострадавшего подтягивают к берегу.

Спасательные шарыможно взять одной рукой, а другой рукой взять трос, соединяющий их. После выполнения 2-3 замахов бросить шары пострадавшему.

Плавсредства. При оказании помощи утопающему могут использоваться лодки. Приближаться к пострадавшему нужно очень осторожно, с учетом направления ветра и течения, чтобы не нанести ему травму веслом, корпусом лодки, мотором. Пострадавшего можно поднять на борт или транспортировать к берегу по воде.

Чаще всего утопающему приходится оказывать помощь вплавь. Этот способ требует от спасающих умения хорошо плавать, нырять, транспортировать пострадавших в воде, оказывать помощь, знать приемы освобождения от захватов.

Прежде чем войти в воду, нужно быстро оценить ситуацию, приблизиться к утопающему по берегу, войти в воду и плыть к нему. Если пострадавший контролирует свои действия, он должен держаться за плечи спасателя и вместе с ним плыть к берегу. В случае бесконтрольного поведения утопающего необходимо приблизиться к нему со стороны спины, осуществить захват и транспортировать к берегу. Во время транспортировки голова пострадавшего должна находиться над водой.

Если пострадавший опустился на дно водоема и лежит спиной на грунте, то к нему нужно подплыть со стороны головы, подхватить под мышки, оттолкнуться от дна и подняться на поверхность воды. В случае расположения пострадавшего на боку или животе к нему нужно подплывать со стороны ног. Поиск пострадавшего под водой осуществляется с использованием маски или специальных очков, а при их отсутствии можно открыть глаза под водой. При наличии течения нужно учитывать возможность сноса пострадавшего.

Главным условием оказания помощи утопающему является оперативное проведение всего комплекса работ. Это связано с тем, что после 5-6 минут нахождения под водой в организме начинаются необратимые процессы и человек погибает.

Необходимо помнить, что утопающий представляет собой реальную угрозу для тех, кто оказывает ему помощь. Охваченный страхом, он не контролирует свои действия, делает хаотичные движения, может сильно схватить находящегося рядом человека и вместе с ним погрузиться под воду. Учитывая это, подплывать к утопающему нужно со стороны спины, действовать четко, бесцеремонно, а при необходимости жестко, стараться избегать захватов. Если все же это произошло, нужно как можно быстрее освободиться от них.

Одним из надежных и эффективных способов освобождения от захватов считается уход под воду вместе с пострадавшим, который обязательно отпустит спасателя и постарается подняться на поверхность, чтобы осуществить вдох.

Нередки случаи, когда в воде одновременно оказывается несколько тонущих детей. В этой ситуации наиболее опасным является захват спасателя несколькими пострадавшими одновременно.

Подплывая к группе тонущих, нужно выбрать пострадавшего, который находится в самом критическом положении, и оказать ему помощь.

Для поддержания плавучести людей в воде им нужно бросить плавающие предметы. С целью ускорения спасательной операции целесообразно использовать лодку. Подплывать к тонущему нужно против течения, при ветреной погоде – против ветра и волн. Если лодка оснащена мотором, подъем пострадавших в нее должен осуществляться со стороны кормы. Это нужно делать через борт. Находиться в лодке нужно на корточках или на коленях, что позволит не раскачивать ее и исключит опрокидывание.

Поднимая пострадавшего на плавательное средство, нужно исключить возможность травмирования об острые и выступающие части. Если отсутствует возможность подъема пострадавшего на судно, ему следует бросить спасательное средство.

Максимально допустимая загрузка лодки должна обеспечить высоту борта над поверхностью воды 25 см. Если эксплуатация лодки осуществляется в ветреную погоду, ночью, на неизвестном водоеме, высота свободного борта над водой должна составлять 50 см.

После извлечения человека из воды необходимо незамедлительно приступить к оказанию первой помощи, степень которой определяется с учетом состояния пострадавшего.

 

Первая помощь при утоплении

 

Если пострадавший находится в сознании, у него не нарушено дыхание и пульс, достаточно его уложить, дать горячее питье, согреть и успокоить.

В случае бессознательного состояния утонувшего сразу же после извлечения его из воды необходимо:

-перевернуть лицом вниз и опустить голову (голова должна находиться ниже уровня таза);

-очистить рот от инородного содержимого и резко надавить на корень языка;

-при появлении рвотного и кашлевого рефлексов добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка;

-в случае развития отека легких: усадить, наложить жгуты на бедра и, при возможности, наладить вдыхание кислорода через пары спирта; 

-при остановке дыхания и сердечной деятельности незамедлительно приступить к их восстановлению. К числу основных реанимационных мероприятий относятся искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Искусственное дыхание. Проводится в случае остановки дыхания. Основными способами проведения искусственного дыхания являются: «рот в рот», «рот в нос».

Искусственное дыхание проводится путем принудительного наполнения дыхательных путей пострадавшего выдыхаемым воздухом человека, который оказывает первую помощь.

Выдыхаемый воздух содержит 16% кислорода, которого вполне достаточно для поддержания жизнедеятельности организма, возбуждения дыхательного центра и восстановления дыхания.

Для проведения искусственного дыхания необходимо положить пострадавшего на спину, очистить его ротовую полость от посторонних предметов, запрокинуть голову назад и приподнять подбородок, что обеспечит освобождение дыхательных путей. Далее нужно проделать в ткани (носовом платке, марле, салфетке) отверстие диаметром 3-5 см, накрыть ею лицо пострадавшего таким образом, чтобы отверстие совпало с его ртом. Зажать нос пострадавшего большим и указательным пальцами, глубоко вдохнуть, плотно прижаться губами к его губам, сделать сильный выдох в его рот. После подъема грудной клетки следует освободить губы пострадавшего и дать возможность воздуху выйти наружу.

В ряде случаев приходится выдыхать воздух через нос пострадавшего. Для этого нос обхватывается ртом, и производится сильный выдох.

Количество дыхательных циклов должно составлять 10-12 раз в минуту.

Проводя искусственное дыхание, необходимо ежеминутно проверять, не произошла ли остановка сердца. Если пульсации сонной артерии нет – надо немедленно начинать непрямой массаж сердца, сочетая его с искусственным дыханием.

Непрямой массаж сердца проводится в случае остановки сердца для возобновления его работы с целью восстановления кровообращения. Он заключается в ритмичном надавливании ладонями рук на грудную клетку, что приводит к принудительному сжатию сердца и, как следствие, к поступлению крови в артерии. При ослаблении усилия грудная клетка поднимается и кровь по венам наполняет сердце. Такая принудительная циркуляция крови обеспечивает поддержание необходимых жизненных функций до восстановления самостоятельной работы сердца. Непрямой массаж сердца необходимо проводить незамедлительно в случае его остановки. Признаками внезапной остановки сердца являются: резкое побледнение кожных покровов, потеря сознания, прекращение пульса, дыхания, появление редких судорожных вдохов, расширение зрачков.

Для проведения непрямого массажа сердца пострадавшего необходимо положить на спину, на твердое основание, расположить его руки вдоль туловища, придать ногам возвышенное положение для облегчения притока венозной крови к сердцу. Оказывающий первую помощь располагается сбоку, размещает ладонь одной руки таким образом, чтобы ее основание располагалось в нижней части грудины, вдоль продольной оси, а ладонь второй руки накладывает сверху первой для усиления давления. Надавливание осуществляется в вертикальном направлении, величина прогиба грудной клетки должна составлять 3-4 см. Количество надавливаний 75-85 раз в минуту. Непрямой массаж сердца необходимо делать до восстановления его функций. В случае отсутствия признаков жизни по истечении 25-30 минут массажа его нужно прекратить.

С целью насыщения крови кислородом непрямой массаж сердца следует проводить одновременно с искусственным дыханием. В этой работе должно участвовать не менее двух человек. Если такой возможности нет, то и одни человек может проводить реанимационные мероприятия.

Последовательность их выполнения такова: необходимо сделать 2-3 цикла искусственного дыхания, за тем 15-16 нажатий на грудную клетку.

Этот ритм следует сохранять до восстановления функций дыхания и сердцебиения.

Через каждые 3 минуты необходимо проводить контрольные замеры дыхания и частоты сердечных сокращений.

Непрямой массаж сердца – простое реанимационное мероприятие, позволяющее спасти жизнь пострадавшего. О его эффективности можно судить по появлению самостоятельного пульса и дыхания, сужению зрачков.

Транспортировать пострадавшего в лечебное заведение нужно после восстановления сердечной деятельности и дыхания. Оптимальной позой при этом является поза «лежа на боку с опущенной головой».

Необходимость госпитализации всех пострадавших в лечебное учреждение в данном случае связана с опасностью развития так называемого «вторичного утопления», когда появляются признаки острой дыхательной недостаточности, боль в груди, кашель, одышка, чувство нехватки воздуха, кровохаркание, возбуждение, учащение пульса. В течение нескольких суток остается высокой вероятность развития отека легких.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Каждый школьник всегда с нетерпением ждет каникул, а особенно летних: летом можно искупаться и загорать, совершать увлекательные лодочные прогулки.

Нередко, увлеченные отдыхом и игрой, дети забывают элементарные правила поведения на водоемах. Между тем, вода не любит шуток и жестко наказывает тех, кто пренебрегает правилами безопасности.

Данная методическая разработка подготовлена в помощь руководителям, инструкторам по плаванию детских оздоровительных и пришкольных лагерей с целью предотвращения несчастных случаев с детьми на воде. В ней указано все то, что необходимо знать при нахождении на водных бассейнах. Эти правила просты и основаны на многолетнем опыте. Их неукоснительное соблюдение позволит детям провести незабываемые летние каникулы с пользой для здоровья.