Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
Ыбырай Алтынсарин атындағы мектеп-лицейі

Қазақ тілін үйренеміз

Дау даудан қорқады.
Спор спорящего боится.
Қолданушы

Оқу-тәрбиелі үрдіс

В Школе-лицее №101 уже восьмой год работает школьный Центр независимого тестирования. Центр был создан за год до введения Единого национального тестирования для совершенствования контроля, получения объективной независимой информации об учебных достижениях учащихся и о результатах деятельности учителей. Центр проводит мониторинг знаний учащихся не только выпускных классов, но и 4-х, 9-х, 10-х классов по предметам: казахский язык, русский язык, история Казахстана, математика и предметы по выбору. Тестирование 4, 9, 10, 11 классов проводится в конце каждой четверти одновременно по всей параллели. Анализ проведенных тестирований доводится до сведения коллектива на совещании при директоре, до сведения родителей на родительских собраниях. Центр координирует работу по анализу ошибок, допущенных в тестах, подготовку к тестированию в кабинете информационных технологий. Результаты тестирования учащихся 10-х классов обеспечивают раннюю диагностику уровня знаний, что позволяет учащимся и их родителям осуществлять контроль за ходом подготовки к ЕНТ, реально оценивать свои возможности для продолжения образования после школы. Выпускники 11-х классов имеют возможность подготовки к Единому национальному тестированию.

 

В Школе-лицее №101 – праздник Знаний - олимпиада «Эрудит – 2010».

Педагогический совет:

 

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

 

"Учитель живет, пока учится"

 

К.Д. Ушинский

 

«Великое благо тому, кто научился учиться»

 

Менандр

 

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическую компетентность учителя; оценить актуальность тем самообразования для школьного коллектива.

 

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, так как труд учителя отличается высокой мобильностью, исключительной сложностью и многогранностью, требует от него глубоких и разносторонних научных и профессиональных знаний, умений и навыков.

Эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима.

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

Во-первых, осуществляется добровольно;

Во-вторых, планируется, управляется и контролируется самим человеком;

 

 

 

 

 

 

 

 

в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.

Профессиональное самообразование – динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности. Существуют различные подходы к классификации стадий профессионального роста учителя. В классификации Р.Фуллера выделяется три стадии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стадия «выживания» - на первом году работы в школе;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – 2-5 лет работы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований.

Каждому из этих этапов присущи специфические интересы учителей. Так, первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется представление о себе как профессионале, возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется вниманием учителя к своей профессиональной деятельности. Третий этап отличается возрастанием творческой потребности. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа.

Концепция Непрерывного Педагогического Образования Республики Казахстан обращает внимание на педагога новой формации, духовно развитую, творческую личность, обладающую способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому, мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности. Как видим, педагоги в современном образовательном пространстве должны, как никогда, владеть актуальной, фундаментальной информацией по предмету; иметь серьезную гуманитарную подготовку, чтобы понимать мир и человека, который в нем живет; технологическое обеспечение уроков должно серьезно обновляться; информационные технологии должны быть постигнуты всеми; каждый работник должен быть профессионально здоров и представлять детям качественные образовательные услуги, которые будут венчаться хорошими результатами учащихся.

Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и соответственно очень часто создают образ учителя как «несовременного человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим » или «плохим».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, надбавки, а может даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу - исцелися сам!». Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» (В.А.Сухомлинский).

Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Систематический просмотр определенных телепередач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение конкретных педагогических периодических изданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Систематическое прохождение курсов ПК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение информационно-компьютерных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посещение выставок и тематические экскурсии по предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общение с коллегами в школе, городе и в Интернете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка новых форм, методов и приемов обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклады, выступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание комплектов педагогических разработок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Анализ анкет

Темы самообразования педагогов школы-лицея №101

Анализируя темы самообразования, можно их сгруппировать по следующим направлениям:

Внедрение новых технологий

1. Использование новых информационных технологий на уроках казахского языка.

2. Применение интерактивной доски на уроках казахского языка.

3. Кредитно-дистанционное обучение.

4. Внедрение технологии Ж.Караева на уроках физики.

5. Использование метода проектов на уроках.

6. Новые педагогические технологии как средство развития познавательных интересов школьников.

Опытно-экспериментальная работа

1. Содержание и методика преподавания в экспериментальных классах по 12-летнему обучению.

2. Словарь исторических терминов и формирование понятийного аппарата по учебникам нового поколения.

3. Экспертиза учебников 12-летнего обучения.

4. Здоровье-сберегающие технологии как условие перехода на 12-летнее образование.

Методика преподавания

1.Работа с текстом по развитию речи.

2. Словарная работа на уроке.

3. Методы и приемы изучения грамматического материала.

4. Использование дидактического материала на уроках в начальных классах.

5. Игра – как способ развития активности учащихся.

6. Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры.

7. Организация исследовательской деятельности учеников начальных классов.

 

Воспитание учащихся

1. Детская организация как одна из форм развития казахстанского патриотизма.

2. Апробирование программы по экологии в 5-х классах.

3. Развитие ключевых компетенций, формирование физических, психологических и морально-нравственных качеств через работу военно-патриотического клуба.

4. Народная мудрость – начало воспитания.

5. Религиозно-духовное и эстетическое воспитание на уроке.

6. Использование элементов народной педагогики на уроке.

Вывод:

Темы актуальны и соответствуют основным направлениям педагогической деятельности школы-лицея.

Ожидаемый результат.

Итогами работы по теме самообразования учителя определили следующее:

1. Выступление с докладом на заседании кафедр и МО – 38%

2. Участие со статьей в НПК – 23%.

3. Выступления на городских и республиканских семинарах – 14%.

4. Подготовить призеров городских и областных конкурсов и соревнований – 1%.

5. Открытые уроки – 1%.

6. Создание УМК по дистанционному обучению – 1%.

7. Издать методические рекомендации – 0,5%.

Вывод: Для коллектива, в котором 28 имеют высшую и 48 педагогов первую категории, учителям необходимо перейти на более высокий уровень обобщения своего опыта.

Самообразование педагога будет продуктивным, если…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

не будет огромного количества бумаг – разных видов отчетов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

темы самообразования будут иметь практическую ценность;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

использовать данный материал на уроках;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

высокая мотивация у учителя;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

этим заниматься систематически;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

будет четкий план самообразования;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выделять время на каникулах;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

продолжить имеющуюся практику – на итоговом заседании кафедр и МО заслушивать учителей о проделанной работе за год;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

будут консультации и практические семинары.

Вывод:
на основании этого материала необходимо принять решение по педсовету.

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемый результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сроки выполнения каждого этапа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способ демонстрации результата проделанной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма отчета по проделанной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По окончанию работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Заключение

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и его способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самопознания.

Круглый стол с Карагандинским Техническим Университетом

Тема:«Особенности технологии ЕНТ и конкурса грантов МОН РК».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 января 2010 года на базе школы-лицея № 101, впервые в режиме on-line, проведен круглый стол директоров школ и лицеев г. Караганды с представителями Карагандинского Государственного Технического Университета. Тема: «Особенности технологии ЕНТ и конкурса грантов МОН РК». На вопросы директоров школ отвечали: Исагулов А.З. – Первый проректор, профессор, д.т.н., Жетесова Г.С. – проректор по инновациям и учебно-методической работе, профессор, д.т.н., Егоров В.В. – проректор по учебной работе, профессор, д.п.н., Бакбардина О.В. - проректор по воспитательной работе, профессор, д.х.н., Исагулов С.Т. - директор филиала ППЕНТ от НЦТ при КарГТУ, Тюнин И.Д. – декан Военно-технического факультета, Асауов Данияр – заместитель председателя профсоюзной организации студентов КарГТУ «Жас Орда».

Родителям будущих первоклассников

1. Готовность к школьному обучению.

Готовность детей к школе включает группу аспектов: физиологический (здоровье ребенка), социально-коммуникативный (умение соблюдать нормы, общаться), мотивационно-потребностный (желание идти в школу), произвольную регуляцию деятельности (действовать согласно требований), интеллектуальный (кругозор), речевой (развитие речи).

Важно, чтобы в период поступления ребенка в школу, ему были обеспечены благоприятный психологический климат в семье, режим дня, полноценное питание.

2. Школьная форма

Для мальчиков: 5 наименований - пиджак, брюки, жилет, сорочка (белая, голубая однотонная), галстук.

Для девочек: 6 наименований - жакет, юбка, брюки, жилет, блуза (белая однотонная), галстук.

3. Перечень документов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заявление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Копия свидетельства о рождении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прививочная форма №63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Копия книги регистрации граждан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справка с места работы родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото 3x4 (2 шт.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 файла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Промежуточный государственный контроль 2010 год

15 марта 2010 г. проведен промежуточный государственный контроль в соответствии с Правилами ПГК. Были подготовлены аудитории; учащиеся ознакомились с правилами поведения на тестировании; обеспечена явка учащихся.

Тестовый материал вскрыт в присутствии представителей Комитета по контролю в сфере образования, Министерства образования и науки РК; начальника городского Отдела образования Жилбаева Ж.О., заместителя начальника Отдела образования Окарской Н.Г., заведующей сектором общего и среднего образования Чжао С.Б.