Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
Ыбырай Алтынсарин атындағы мектеп-лицейі

Қазақ тілін үйренеміз

жұқа
тонкий
Қолданушы

Виртуалды методикалық кабинет

Педагогический совет

Обобщение педагогического опыта

 

Цель: совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов посредством выявления, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта.

Повестка:

1. Основные понятия и критерии обобщения передового педагогического опыта (Буксман Т.В.)

2. Информатизация учебного процесса на уроках географии (Колесникова О.И.)

3. Применение ИКТ на уроках английского языка (Абеуова С.К.)

4. Применение ИКТ на уроках казахского языка (Багжанова Б.Н.)

5. Использование методов схематизации и алгоритмизации в учебном материале по химии с целью повышения качества знаний (Абдулина А.Х.)

6. Структура целостного описания опыта работы (Буксман Т.В.)

7. Решение

Педагогический опыт - результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач.

Опыт педагогический подразделяется на

исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования),

массовый (результаты педагогическойтеории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей),

передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса)

новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства).

Понятие «передовой педагогический опыт» обычно рассматривают в широком и узком смысле слова.

Под передовым опытом в широком смысле следует понимать высокое профессиональное мастерство учителя, когда значительные положительные результаты в работе достигаются за счет умелого и успешного применения известных в науке принципов и методов.

Передовой опыт в узком смысле несет в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности; это новаторство. Резкой границы между простым педагогическим мастерством и новаторством, конечно, нет, ибо учитель, добившись определенных высот педагогического мастерства, не останавливаясь на достигнутом, идет дальше, совершенствуя свою работу.

Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени, всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. Но она должна сопровождаться заметными качественными показателями, тогда такой опыт можно назвать передовым. Новизна может заключаться:

• в комбинации элементов известных методик;

• в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;

• в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования)

Критерии передового опыта

1. Высокие результаты обучения и воспитания.

2. Высокие показатели успеваемости. Важна не отметка, а глубина и прочность, образованность культура, которую учитель формирует у учеников.

3. Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивают школа и учитель для достижения определенного результата.

4. Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы.

5. Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство учителя, т.е. такая работа, которая дает наилучший педагогический результат.

Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта:

1) Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы.

2) Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики.

3) Научно-методическая и научно-практическая конференции.

4) Педагогическая выставка.

5) Педагогические чтения.

6) Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы.

7) Семинарские занятия по проблемам педагогики.

8) Практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта.

9) Педагогические консультации.

10)Самообразование.

 

 

Доклады с презентацией учителей по обобщению опыта

 

1. Информатизация учебного процесса на уроках географии (Колесникова О.И.)

2. Применение ИКТ на уроках английского языка (Абеуова С.К.)

3. Применение ИКТ на уроках казахского языка (Багжанова Б.Н.)

4. Использование методов схематизации и алгоритмизации в учебном материале по химии с целью повышения качества знаний (Абдулина А.Х.)

 

Структура целостного описания опыта работы.

1. Введение

• Аннотация об опыте

• тема, цель

• актуальность и перспективность опыта;

• адресная направленность, условия возникновения и становления опыта;

• новизна данного опыта;

2. Вычленить противоречия, которые побудили учителя к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение.

Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки. В соответствии с проблемой выявляются находки, новинки в работе педагога.

3. Научно-методическое обоснование.

В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться.

4. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею. Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения. Необходимо получить выводы, в которых должны быть отражены связи между явлениями, раскрыты факторы, обусловившие получение положительных результатов, и уже на этой основе выявлены способы, приемы, с помощью которых достигаются высокие конечные результаты.

5. Описание сущности педагогического опыта, отличия от уже существующих, в чем его новизна, какие факторы успешности содержатся в представляемом опыте, описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.

6. Условия, при которых создавался опыт

• Прописать личностные и профессиональные качества педагога.

• Определить возрастные и личностные особенности учащихся, уровень их обученности.

• Определить, как обеспечивается формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными результатами.

• Указать какие учебно-методические комплексы и методические пособия использует педагог.

• Выявить длительность функционирования опыта и динамику его становления и развития.

7. Результативность.

Определить возможность получения стабильно высоких результатов (качество знаний учащихся, уровень их воспитанности и интеллектуального развития). Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений школьников по годам (в сравнении), а также проанализировать трудности, которые мешают педагогу работать лучше.

8. Трудоемкость опыта.

Временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса.

9. Доступность опыта.

Возможность опыта использования в других учреждениях образования.

Документация

Описание ППО формируется в виде портфолио и может включать:

• Информацию об авторе нововведения;

• Описание нововведения;

• Анализ посещенных уроков или внеклассных мероприятий;

• Разработки открытых уроков или внеклассных мероприятий;

• Публикации в научно-информационных и научно-методических журналах, материалах конференций, семинаров и др.;

• Рецензии на нововведение практиков, методистов;

• Программу изучения нововведения;

• Результаты мониторинга достижений учащихся;

• Результаты анкетирования (образцы анкет и свод данных);

• Заключение экспертизы комиссии НМС;

• Выписку из протокола НМС, МС МК городского отдела образования.

 

Главная задача анализа и обобщения передового педагогического опыта состоит в том, чтобы выявить в нем самое существенное, определяющее все стороны изучаемого явления, раскрыть методы и приемы, при помощи которых достигнут положительный эффект в работе учителя. К.Д.Ушинский справедливо писал: «...факт сам по себе ничто, и важна только идеальная сторона факта, мысль, из него вытекающая и им подкрепляемая. Передается мысль, вытекающая из опыта, но не самый опыт».

19 ноября 2010 года в школе - лицее №101 прошел семинар - тренинг по теме "Анализ и самоанализ урока". Cеминар был направлен на развитие аналитических способностей педагогов.

Задачи семинара:

1. Уяснить сущность понятий «современный урок», «анализ урока» и «самоанализ урока» через метод педагогического анализа урока.

2. Определить компоненты педагогического аспекта анализа урока.

3. Развивать умения педагогов проводить анализируя урок в соответствии с целью его посещения.

 

Педагоги работали в группах, анализируя урок в соответствии с целью посещения уроков. Для каждой группы была определена своя цель посещения. Учителя справились с заданием и сделали обобщающий вывод анализа урока.

 

 

 

Мини – проект «Вопросы как средство активизации

мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии»

Каждое новое знание оказывает определенное влияние на развитие мышления учащихся. В свою очередь характер умственного развития определяет уровень усвоения знаний. Поэтому наряду с вооружением учащихся системой научных знаний одной из основных задач обучения, была, есть и будет активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе овладевания ими знаниями учебных предметов. Учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами должен вести целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук.

«Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять» (С.Л. Рубинштейн). Следовательно, прежде всего, нужно пробудить у ученика потребность думать над проблемой, создавать для этого условия. В активизации познавательной деятельности учащихся вопросы имеют едва ли не первостепенное значение. Трудно представить такой процесс обучения, при котором учителю не приходилось бы обращаться с вопросами к ученикам, а ученикам к учителю. Диалог между людьми невозможен без их вопросов друг к другу. Большинство учебных задач, широко используемых в практике школьного обучения, содержат вопрос как необходимый структурный элемент, с помощью которого обозначается искомое. Он обеспечивает четкую направленность мыслительного процесса на решение поставленной задачи. Чем точнее поставлен вопрос, тем более четкой оказывается задача, вследствие чего процесс решения носит более организованный и целенаправленный характер.

Умение задавать вопросы – важнейшая педагогическая способность, поскольку этот навык связан с использованием языка, являющегося одним из самых могущественных и гибких инструментов обучения человека.

М.А. Махмутов полагает, что это умение близко к искусству, поэтому точные правила здесь вообще невозможны.

Поиск в педагогической литературе наработок, которые помогут формированию этого важнейшего навыка педагогов, является главным предметом данной работы. Вторая глава содержит методики, которые автор проекта собрал из педагогической и методологической литературы, систематизировал материал, выделяя основные моменты постановки вопросов и приведя примеры в приложении по курсу биологии.

 

 

Школа- лицей № 101

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Бұл статьяда автор география сабағында қолданған АКТны таным белсенділігін тану құралы ретінде және осы арқылы білім сапасының көтерілуін көрсетеді.

The author introduces to the results of using ICT at the lesson of geography, as the increasing of cognitive interest and increasing of quantity knowledge.

 

В современном мире новых технологий в нашу жизнь и работу прочно вошли компьютер и компьютерные технологии. Этот вопрос все более остро встает перед современными педагогами.

Использование компьютеров на уроке позволяет достигнуть несколько целей: экономия времени, работа с более полной и разнообразной информацией, повышение интереса у учащихся к теме урока и курсу в целом, а как следствие этого – повышение качества знаний.

Чаще всего учителя используют на уроках электронные учебники. Как правило, электронные учебники состоят из трех частей: изложение материала, тренировка и контроль. При работе с обучающим текстом можно открыть необходимую карту, таблицу, попасть в словарь терминов и т.д. При работе с картой можно увидеть её в целом, а можно увеличить для просмотра и передвигать. В учебнике предусмотрены задания разного уровня, т.е. тоже осуществляется индивидуальный подход к учащимся. Минусом можно считать в электронных учебниках только наличие большого информационного текста, т.к. его трудно читать с дисплея, устают глаза, и портится зрение. Поэтому учащиеся быстро теряют интерес и предпочитают работать с текстом печатного учебника. Сделать интересным достаточно «сухой» и сложный материал урока может презентация.

Наиболее удобно делать презентации в программе PowerPoint. В этой программе имеются достаточно эффективные средства, позволяющие создавать высококачественные информативные презентации. Например, очень эффективно использование презентаций при изучении физико-географического положения материков. Описание ф.г.п. материка можно разбить на отдельные пункты плана, описание каждого из которого становится информацией для отдельного слайда. Но что особенно делает привлекательным использование презентаций по географии, так это возможность поместить на слайд помимо текста ещё и карту, на которой можно отметить только информацию данного слайда, например, только крайние точки.

Но возникает другой вопрос, не лишит ли презентация детей определённой самостоятельности, не сделает ли детей просто пользователями информации, а не активными искателями знаний. Не уйдёт ли на задний план формирование навыков работы с картой.

Надо отметить, что презентации это только учебные электронные издания, которые использует учитель. И только от учителя зависит, какие цели и задачи обучения и воспитания будут решать презентации.

Несколько примеров, какие функции могут выполнять презентации.

1. Обучающая. При изучении первого материка, презентацию можно использовать как наглядное пособие. Учащиеся сначала изучают презентацию, а потом в качестве закрепления они работают одновременно с физической картой и презентацией, рассматривая их и сопоставляя. Если у учащихся слабо сформированы познавательные способности (таких учеников, мы иногда называем слабыми), то такую работу можно продолжить и при изучении следующего материка.

2. Закрепляющая. При изучении темы учащимися с помощью учителя и работы с картой, можно предложить закрепить материал, просмотрев презентацию.

3. Контролирующая. После самостоятельной работы учащихся с картой, можно предложить самим проверить себя, сравнив свою работу с презентацией.

4. Творческая. Можно предложить учащимся самостоятельно составить презентацию по данной теме.

Для апробации презентаций по физико-географическому положению материков, проводился эксперимент. Два класса – экспериментальный и контрольный – «традиционной» формы обучения, с низким уровнем познавательных способностей. Уроки в экспериментальном классе по теме физико-географическое положение материков проходили с использованием презентаций. Срез знаний проводился дважды и в двух направлениях. Первый раз, сразу на следующем уроке, только по данной теме. Второй раз – итоговый, по особенностям природы всего материка. Первое направление – знание теории – в виде теста. Второе направление – знание карты – номенклатурный диктант. Результаты можно проследить на примере изучения Африки. По итоговым отметкам классы мало отличаются по качеству и успеваемости, но если посмотреть долю правильных ответов, то разница существенная. Тест по теме физико-географическое положение Африки – одинаковая доля правильных ответов и в экспериментальном, и в контрольном классе. Но в номенклатурном диктанте, доля правильных ответов выше на 17% в экспериментальном классе. Итоговый контроль показал, что и тест, и номенклатурный диктант (уже по всем особенностям природы материка) в экспериментальном классе доля правильных ответов выше на 5%. Можно сделать предположение, что презентации, являясь ярким наглядным пособием, играют важную роль в формировании знаний. А если учесть, что конкретно-образные компоненты мышления у подростков продолжают играть важную роль, особенно у учащихся с низким уровнем познавательных способностей, то презентации могут стать хорошим подспорьем для учителя и помогут данным учащимся преодолеть многие затруднения и повысить самооценку.

Использование компьютеров позволяет решать проблему дифференциации и индивидуализации учебного процесса. Одна только программа «hyper test» имеет столько плюсов. В этой программе есть возможности задать любое количество вопросов, можно регулировать время на один вопрос, в зависимости от уровня темпа работы класса или ученика. Можно сделать разный уровень оценивания, т.е. более подготовленному (или сильному) ученику или классу сделать процент отметки выше, а менее подготовленному – ниже. Но что самое главное эта программа позволяет решить извечную проблему педагогов и учеников – списывания! При обычной проверке, даже если педагог предусмотрит несколько вариантов проверочных работ, возможность списать у учащихся остается, всё зависит от «изобретательности» ученика и педагога. Тестирующая программа, имея определённое количество вопросов, выдает их в разном порядке, т.е. у каждого ученика «свой» тест, с ключом ответов, которые совершенно не подходят другому ученику, что просто исключает сам смысл списывания. А ведь никто ещё не пытался проследить проблему списывания не с точки зрения обучения, а с социальной позиции. Когда один ребёнок приучается иждивенческому отношению к окружающим, а у другого, в зависимости от той причины, по которой он даёт списывать, формируются другие черты характера, и тоже не самые положительные.

После установки пятнадцати компьютеров в кабинете географии, появилась возможность организовать уплотнённый контроль знаний. Был проведён эксперимент, по определению влияния на качество знаний «уплотнённого» опроса, с использованием программы «hyper test». В экспериментальном 8А классе по разделу «Почвы, природные зоны Казахстана», при каждой проверке домашнего задания опрашивались 22-25 учащихся: один или двое учащихся опрашивались устно, от шести до десяти учащихся отвечали письменно на вопросы по карточкам и четырнадцать учащихся работали с тестами в программе «hyper test». Новым для данного класса являлся опрос на компьютерах. В контрольном 8Б классе проверка домашнего задания проходила, как и по предыдущим темам, т.е. за урок опрашивались 7-12 учащихся: один или двое учащихся опрашивались устно, от шести до десяти учащихся отвечали письменно на вопросы по карточкам. Работа с тестами на компьютерах была исключена. Результаты анализировались в двух направлениях.

Первое направление: анализировались все результаты тематических срезов в экспериментальном классе, проводимые до использования компьютеров и сравнивались с результатами по разделу «Почвы, природные зоны Казахстана», который изучался в условиях эксперимента. При 100% успеваемости, качество знаний резко возросло. Первый раздел «История исследования территории Казахстана» - качество знаний 40%, второй раздел «Рельеф Казахстана» - качество знаний 33%, третий раздел «Климат Казахстана» - качество знаний 37%. По четвёртому разделу «Почвы, природные зоны Казахстана», изученному в условиях эксперимента - качество знаний составило 75%.

Второе направление: анализировались и сравнивались результаты в экспериментальном и контрольном классах по разделу «Почвы, природные зоны Казахстана». При 100% успеваемости, качество знаний в контрольном классе составило 37%, а в экспериментальном классе – 75%.

Анализ показал положительную динамику качества знаний в экспериментальном классе.

Информатизация географии открывает широкие возможности не только для творчества учителя, но и для взаимовыгодного сотрудничества между учителем и учеником. И что самое главное для развития личности ученика и формирования его активной жизненной позиции.

Использование творческих работ учащихся не только помогает решить проблему информатизации учебного предмета, но и делает учеников равноправными участниками процесса обучения, активными искателями знаний, а не их потребителями.

Можно сделать вывод, что использование компьютеров на уроках, информатизация учебного предмета значительно повышает познавательный интерес и как следствие – повышается качество знаний, а также способствует развитию личности ученика.

 

1. Программы. География. Для 6-7 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. – Алматы, - 2003 г.

2. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М.: «Педагогическое общество России», - 2004 г.

3. Чеснокова Н.П. Математические методы обработки результатов мониторинга – Караганда – 2005г.

 

 

Органзация методической работы

Педагог нуждается в постоянном обновлении своих знаний и умений. Он работает на будущее, и его соответствие требованиям времени, происходящим изменениям в образовательной практике обеспечивается созданием соответствующих условий для повышения квалификации. В школе-лицее эти задачи решает методическая служба.

В методической деятельности можно выделить:

- предмет – разнообразие и выбор способов и методов реализации профессиональной деятельности педагогов;

- форму – активное взаимодействие участников, их субъективность и инициативность;

- предназначение – развитие кадрового потенциала, удовлетворение актуальных образовательных потребностей, выявление потенциальных запросов посредством формирования новых образовательных целей;

- результат – освоение педагогами средств, способов, методов, способствующих обогащению профессиональной практики и достижению новых образовательных результатов.

Существуют различные модели научно-методической работы.

Появилось новое понятие «методический сервис», который выступает как комплекс адресных, дифференцированных методических услуг, предоставляемых по запросу субъекта образования.

В методическом сервисе важны такие его характеристики, как:

- направленность деятельности не только на удовлетворение актуальных образовательных потребностей педагогических кадров, но и «на опережение», прогнозирование и создание условий для выявления потенциальных образовательных потребностей, появление которых определяется новыми требованиями к образовательному процессу, как фактора развития личности педагога и непрерывности совершенствования его профессионализма;

- обеспечение права выбора методической услуги, а значит, возможность реализации индивидуального образовательного маршрута педагога средствами методического сервиса;

- построение процесса обслуживания на технологичной основе и при наличии необходимых ресурсов как условие качества методической услуги и достижение гарантированного результата;

- эффективное и непрерывное взаимодействие субъектов системы образования;

- высокий уровень профессионализма методистов, выступающих исполнителями методической услуги – условие достижения качества в процессе повышения квалификации педагога.

 

Виды методических услуг

  1. Информационные - эффективное и оперативное ознакомление с научно-педагогической информацией (методические совещания).

2. Учебно-методические - разнообразные формы обучения педагогов (курсы, тематические семинары, семинары-практикумы, методологические семинары, занятия по электронным программам, школа молодого учителя и т.д.).

3. Научно-методические (исследовательские) – поиск эффективных методов и форм в организации учебно-воспитательного процесса, поддержка экспериментальных и инновационных площадок (научно-методическое сопровождение, исследовательские лаборатории, консалтинг)

4. Организационно-методические – изучение запросов учителей, прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации педагогов (координация методической деятельности кафедр и МО, консультации, конференции, круглые столы, конкурсы, творческие группы и т.д.).

5. Социально-психологическая и профессиональная поддержка – формирование банка нормативно-правовой и организационной педагогической документации по методической деятельности.

6. Экспертно-аналитические услуги – мониторинг, проведение экспертных, диагностических и аттестационных процедур для объективной оценки педагогической деятельности.

7. Ресурсное обеспечение выступает как способ поддержки педагога в самообразовании (библиотека, мультимедиатека, выход в Интернет и т.п.), разработка методических продуктов, информационных баз данных и электронных каталогов с целью с целью мобильного доступа к информации.

Введение сервисного подхода в практику методической деятельности свидетельствует о создании условий для формирования и развития таких качеств педагогических и руководящих кадров, как:

- способность ставить перед собой образовательные цели, осознавать возможные пути их достижения;

- критическое осмысление собственного профессионального опыта и своих образовательных потребностей;

- гибкость и мобильность при введении новшеств в образовательную практику;

- способность осуществить осознанный выбор содержания, форм и методов организации педагогической деятельности.

Качественный состав педагогического коллектива

 

 

На конец учебного года количество педагогов составляет 111 человек. Из них высшее образование имеют 92 человека и 9 – средне-специальное.

Высшая квалификационная категория у 28 педагогов, первая – у 48, вторая – у 21 и без категории 14.Но с 1 сентября эти данные изменятся, так как в этом году аттестовались 48 учителей: на высшую категорию 27 (из них на присвоение - 13), на первую 20 (на присвоение трое) и на вторую 1 чел. Поэтому на первое сентября 2010 года учителей с высшей категорией будет 41 чел., с первой - 38 , со второй – 22. В итоге учителей с высшей и первой категорий составит 70%, что говорит о высоком уровне профессионализма педагогов. 

  Кол-во педагогов

Курсы в ИПКиПГСРО

- повышения квалификации

- проблемные

27

5

Курсы на ФПК при КарГУ по программе «Использование интерактивных средств и технологии разработки мультимедийных материалов в учебном процессе» 8

Курсы в РИПК (г.Алматы)

 

2
Республиканские семинары по модели 12-летнего образования (г.Астана, г.Алматы) 14
Областной семинар по внедрению кредитной технологии (г.Сатпаев) 2

 

Всем аттестуемым учителям были созданы условия для прохождения курсов повышения квалификации в соответствии с требованиями Правил по аттестации. В этом учебном году по сравнению с прошлым годом курсы повышения квалификации прошли на 16 человек больше.

В течение учебного года педагогический коллектив работал над темой: «Самообразование педагогов и учащихся как фактор становления компетентностной личности». Определена цель работы: создание условий для повышения мотивации к самообразованию как показателю готовности педагогов и учащихся к обучению на протяжении всей жизни.

Задачи:

1. Создать Виртуальный методический кабинет как одно из условий повышения квалификации педагогов.

2. Активизировать работу над темами самообразования и повышать информационную культуру педагогов через Виртуальный методический кабинет.

3. Развивать творческий потенциал учителей через проведение профессионального конкурса «Современный урок» и методического фестиваля «Золотые россыпи педагогических идей».

4. Оказывать помощь в профессиональном становлении молодым специалистам.

5. Проводить экспертизу профессионально-педагогической компетентности в рамках аттестации.

6. Формировать своевременный заказ на повышение квалификации педагогов.

Для решения задачи по активизации работы педагогов по темам самообразования был проведен педагогический совет на тему: «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога», а также групповые и индивидуальные консультации «Организация работы по теме самообразования». В помощь учителям для работы по самообразованию создан виртуальный методический кабинет в рамках сайта школы-лицея. Материалы сайта направлены на освещение следующих вопросов:

• конструирование современного урока;

• общие понятия об интегрированном уроке;

• памятка стажерам;

• вопросы как средство развития познавательной активности учащихся и др.

Кроме этого размещена электронная программа по педагогике и психологии, которая способствует подготовке учителей к квалификационному тестированию, так как включает в себя теоретический материал и тестовые задания. Дальнейшая работа в этом направлении позволит расширить методическое пространство для педагогов, создавая оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивая оперативную методическую помощь молодым учителям и давая возможность педагогам поделиться своим опытом.

Свои наработки педагогической деятельности учителя демонстрировали на конференциях, городских семинарах, открытых уроках. На итоговом заседании кафедр и МО учителя отчитывались по работе над темой самообразования и наметили план дальнейшей работы.

 

На базе нашей школы было проведено пять городских семинаров
Тема Участники Дата
Современные педагогические технологии

 

Учителя начальных классов 18.11.09г.

 

Мастер-класс как одна из форм повышения квалификации

 

Учителя технологии

 

24.11.09г.

 

Методика проведения в экспериментальных классах: теория и практика (12-летнее обучение)

 

Учителя и зам. директора инновационных школ

 

10.12.09г.

 

Работа учителей математики над улучшением результатов ЕНТ

 

Учителя математики

 

24.02.10г.

 

Талап пен бағаның сәйкестілі мұғалім беделінің биіктігі

 

Учителя казахского языка и литературы

 

10.03.10г.

 

Открытые уроки, мастер-классы по ПОО, экспертиза учебников по 12-летнему обучению, доклады по теме семинаров получили высокую оценку от методистов ГорОО и учителей города.

Наши педагоги являлись участниками городских семинаров на базе других школ. Миронова Н.В. выступила с докладом «Методическое содержание кабинета биологии», а Абдулина А.Х. и Эм О.М. – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии». Абеуова С.К. и Бессарабова Т.В. представили свои творческие отчеты по направлениям работы.

Этот учебный год богат профессиональными конкурсами. Мы имеем следующие достижения:

• Булавенкова В.Н.- 1 место в городском конкурсе «Лучший УМК по информатике».

• Багжанова Б.Н. – 1 место в городском Фестивале медиауроков (казахский язык)

• Жаксыбекова К.Т. – 2 место в городском конкурсе интегрированных уроков (английский язык)

• Арыстанбекова М.Е. – победитель конкурса «Наставник года» в рамках областного 6 Форума детских общественных организаций и объединений «Мы вместе».

• Колесникова О.И. – 2-е место в городском фестивале педагогических идей учителей географии.

Также БессарабоваТ.В., Ревякина Т.М., Сейсебаева Р.К., Касымова Б.А. и Абеуова С.К. получили благодарственные письма за участие в конкурсах педагогического мастерства.

Учителя школы - активные участники научно-практических конференций разных уровней.

• Международная НПК «Перспективы открытого дистанционного образования в контексте развития ИКТ», г. Алматы – 4 чел.;

• 5-я Международная НПК «Проблемы самопознания личности и инновационные подходы к их разрешению», г. Караганда, ЦКУ «МГТИ - Лингва» - 1 чел.;

• Международная НПК «Наука и ее роль в современном мире», г. Караганда, КарУ «Болашак» - 7 чел.;

• Международная НПК «Таймановские чтения - 2010» на тему: «Современные проблемы теоретической и прикладной математики, физики и информатики», г. Уральск – 3 чел.;

• Республиканская НПК «Информационная образовательная среда 21 века как условие развития профессиональных компетенций педагога: опыт, проблемы, перспективы», г. Караганда, ИПКиПГСРО – 5 чел.;

• Областная НПК «Мемлекеттік тілді оқытудың әдістемесі: өзекті мәселері мен озық технологиялар», г. Караганда, КарГУ им.Е.Букетова – 2 чел.

• 12 Региональная НПК «Профессиональная компетентность учителя – единство его теоретической и практической готовности к реализации современной Казахстанской модели образования», г. Караганда, ГорОО – 12 чел.

Школьная НПК педагогов проведена на тему: «Современный образовательный процесс в свете требований компетентностной педагогики». Конференция включала пленарное заседание, на котором выступили пять учителей: Муханова К.А., Нургалиева А.К., Миронова Н.В., Абеуова С.К. и Гридасова Н.В. Подбор выступлений проводился с учетом ступеней обучения, учебных дисциплин, опыта работы и профессиональных затруднений.

По сравнению с прошлым годом участников конференций разных уровней стало больше, но, учитывая профессиональный уровень педагогов, это еще не достаточный уровень.

В соответствии с договором КарГУ им.Е.Букетова продолжается работа по размещению педагогической продукции в портал вуза. В этом году заключили договор о сотрудничестве шесть педагогов (Нургалиева А.К., Айдарханова Г.К., Гудун Л.Л., Бондаренко А.А., Эм О.М., Абдулина А.Х.).

Большая работа проводилась по аттестации педагогов. В первом полугодии было 2 семинара-практикума, цель которых заключалась в подготовке учителей к тестированию. Учителя научились работать с электронной программой по педагогике и психологии, познакомились и скопировали себе базу собранных тестов по всем разделам тестирования. Для развития информационной культуры педагогам была представлена информация об образовательных ресурсах в сети Интернет с указанием каталогов образовательных сайтов. Состоялся также проблемный семинар «Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросу аттестации». 39 открытых уроков было дано аттестуемыми учителями за текущий год. Самый отличительный урок – это республиканский интерактивный урок в режиме ОН-лайн по физике Елшиной Л.Н.на тему «Решение задач по физике графическим способом». К сети подключилось много школ республики, и на связь вышел Министр образования и науки РК. Он задал вопросы учителю и ученику.

Творческие отчеты педагогов (в марте 2010 г.) показали их уровень профессионализма, направления деятельности, пути решения педагогических проблем. В феврале 2010 г. аттестуемые педагоги сдали свои папки с аналитическими материалами на экспертную оценку в ИПКиПГСРО (на высшую категорию) и в методкабинет ГорОО (на первую категорию). Все получили заключение о соответствии квалификационной категории, но при подготовке аналитических материалов аттестуемые испытывали трудности при написании анализов и самоанализов уроков, при составлении мониторинга качества знаний учащихся и результатов ЕНТ и ПГК за три года. Этим проблемам необходимо на следующий год уделить особое внимание.

Было запланировано проведение методического фестиваля «Золотые россыпи педагогических идей», однако мероприятие не состоялось по болезни организатора, и его перенос не мог вписаться в дальнейший план работы. Но идея интересная, она поможет обобщить передовой педагогический опыт, поэтому должна быть осуществлена на следующий год.

Традиционным видом методической работы является проведение предметных недель. В отчетном учебном году было запланировано и проведено 9 недель, в рамках которых проведен комплекс различных учебно-воспитательных мероприятий: открытые уроки, интеллектуальные игры, Интернет-олимпиады, конкурсы презентаций и рисунков, праздник «Прощание с Букварем», читательская конференция, спектакль «Недоросль» и др. Оформление стенда – было обязательным на каждой предметной неделе. Стендовый материал носил познавательный, информационный и рекламный характер. Предметные недели проходили в атмосфере творчества и сотрудничества. Открытые уроки и внеклассные мероприятия были направлены на воспитание познавательного интереса, расширение кругозора, формирование целостного взгляда учащихся на мир и человека. Открытых уроков было проведено больше по сравнению с прошлым годом, но при этом слабой стороной является организация взаимопосещений уроков коллег разных кафедр и МО, что снижает роль предметных недель в пропаганде положительного педагогического опыта.

Для решения перечисленных проблем в 2010-2011 учебном году будет продолжена деятельность по достижению цели методической работы, путем реализации обозначенных задач:

1. Совершенствовать работу Виртуального методического кабинета как многоаспектную среду, ориентированную на создание условий для самостоятельной познавательной и научно-поисковой деятельности учителей:

• профессионального диалога оказывать действенную методическую помощь в режиме молодым специалистам и по запросам педагогов;

• формирование банка данных нормативной документации и учебно-методических материалов;

• оказание методической помощи педагогам в подготовке к квалифицированному тестированию.

2. Активизировать работу по обобщению передового педагогического опыта на школьном и городском уровнях (в сентябре 2010 г. утвердить график).

3. Для развития умений аналитической деятельности учителей провести семинар-тренинг «Самоанализ и анализ урока» (сентябрь, отв. Буксман Т.В.).

4. Проводить экспертизу профессионально-педагогической компетентности в рамках аттестации (ноябрь, декабрь, март, отв. зам. директора по УВР).

5. Развивать творческий потенциал педагогов через проведение методического фестиваля «Золотые россыпи педагогических идей» (февраль 2011 г. отв. Буксман Т.В.).

Темы педагогических советов на 2010 -2011 учебный год

Август - Установочный педсовет «Деятельность ШЛ №101 в рамках современной стратегии развития Казахстанского образования: новые требования, новые возможности»

Ноябрь – «Воспитательные функции школы-лицея в контексте реализации проекта «Школа доброжелательного отношения к ребенку»

Январь – «Обобщение педагогического опыта»

Март – «Результаты работы по внедрению АСУ «Е – образование»

Май – Итоговый педсовет «Анализ деятельности педагогического коллектива по совершенствованию образования и перспективы работы ШЛ № 101»

Городские и областные семинары на базе ШЛ № 101

1. 07.10.2010 г. городской семинар психологов «Школа молодого психолога»

2. Октябрь - областной семинар «ИКТ на уроках английского языка»

3. 17.11.2010 г. городской семинар «Метод проектов на уроках ИВТ»

4. 19.11.2010 г. городской семинар учителей биологии «Самоанализ и анализ педагогической деятельности»

5. 24.11.2020 г. - областной семинар логопедов

6. 23.12.2010 г. городской семинар для зам.директоров по НМР «Формирование исследовательских навыков учеников основной школы»

7. 24.03.2011 г. городской семинар для зам.директоров по НМР «Организация экспериментальной работы в ШЛ № 101»

8. май - городской семинар учителей географии

 

 

Областной семинар по английскому языку "Использование ИКТ на уроках английского языка"

21 октября в школе - лицее №101 состоялся областной семинар по английскому языку: "Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках английского языка". Семинар провела учитель английского языка Абеуова Салтанат Конратбековна.  

Целью семинара: познакомить с опытом применения ИКТ на уроках английского языка в школе - лицее №101.

Семинар состоял из открытого урока по теме "Косвенная речь" в 8-м классе, практической части по обучению на интерактивной доске и тестирующим устройствам.

На открытом уроке по теме "Косвенная речь" использовались интерактивная доска, компьютерная программа по грамматике, беспроводной планшет и тестирующие устройства "Activ-VOTE".

 

 

На практической части семинара учитель Абеуова С.К. продемонстрировала возможности интерактивной доски, обучила некоторым особенностям работы с доской и тестирующими устройствами для работы на уроках английского языка.

 

Рефлексия по проведенному семинару.

Вопросы рефлексии на уроке английского языка.

Вопросы:

1. Узнали ли вы что - нибудь новое на этом семинаре?

2. Считаете ли полезной полученную информацию?

3. Может ли вам данный семинар в дальнейшей работе?

Участники семинара высоко оценили работу семинара и на предложенные вопросы рефлексии 100% опрашиваемых дали положительные ответы

 

1. Помогла ли программа по грамматике "Round Up" повторить, закрепить знания по пройденному материалу?

2. Развивает ли интерактивная доска интерес к предмету и изучению материала?

3. Помогает ли тестирующее устройство быстро и качественно проверить ваши знания?

Все учащиеся 8 А класса ответили на вопросы рефлексии положительно, что говорит о высокой мотивации учащихся к изучению английского языка при использовании компьютерных технологий на уроках.