Municipal state Institution "Gabiden Mustafin…
MSI "Gabiden Mustafin Secondary School"

Learning the Kazakh language

Сөздің басы қатты болса, аяғы тәтті болады.
Если начало беседы горькое, конец её будет сладким
Question answer
Всего ответов: 69
Новых вопросов: 10

По взаимодействию с подростками

 

Бала қауіпсіздігі туралы ата-аналарға арналған жаднама

     Жедел қызметтердің деректері бойынша мектеп жасына дейінгі балалардың жарақаттануы және қаза болуы көбінесе өрт шығу, жол жүру ережелерінің бұзылуы, өзен-көлдерде шомылу, жұқа мұзда конькимен сырғанау, ойын кезінде орын алады. Қауіп табиғи апаттардан, уландырғыш заттардан, бейтаныс адамдармен қарым-қатынас жасаудан және т.б. туындайды.

Балалардың кешенді қауіпсіздігін қамтамасыз ету – ата-аналар мен мектепке дейінгі ұйымдардың негізгі міндеті.

Күнделікті өмірде балаларды қауіпсіздік дағдыларына үйрету қажет:

— баламен әңгімелесіңіз, өмірді сақтауға көмектесетін ережелерді түсіндіріңіз;

— балаларға тұрмыста, көшеде және жолда өзі-өзі дұрыс ұстауға үйретуде үлгі көрсетіңіз;

— мектепке дейінгі ұйыммен байланыста болыңыз: топ тәрбиешілерінің, әдіскердің, мектепке дейінгі ұйым басшысының байланыс телефондарын жазып алыңыз;

— баланың күні бойы қай жерде жүргенін білу қажет: бала тәулігіне 24 сағат ата-аналардың бақылауында, қамқорлығы мен назарында болуы тиіс;

— балаларды ересектердің қарауынсыз қалдырмаңыз, балалардың уақыты немен өтетінін бақылаңыз;

— балаға бейтаныс адамдармен сөйлесуге рұқсат бермеңіз;

— өрт қауіпсіздігі талаптарын сақтаңыз, тұрмыстық құралдардың, оның ішінде электр жылытқыштардың, басқа да электр жабдықтарының, пештің дұрыс жұмыс істеуін және пайдаланылуын қадағалаңыз;

— көлік жүретін жолға назар аудара отырып, мектепке дейінгі ұйымға дейінгі ең қауіпсіз маршрутты таңдаңыз;

— балаларды жолда жүру ережелеріне үйретіңіз, оларды жолда және қоғамдық көлікте мұқият болуға үйретіңіз;

— қылмыстық жағдайға жол бермеу үшін балаға бағалы заттарды (ұялы телефон, қомақты ақша, зергерлік бұйымдар және т. б.) және мектепке дейінгі ұйымға тамақ апаруға рұқсат бермеңіз;

— балалардың қалталарын, иық сөмкелерін тексеріңіз, балалардың киімінде түйреуіштер болмауы тиіс;

— балалармен ойын немесе спорт алаңдарында болғанда, қауіпсіздік талаптарын сақтаңыз;

— мектепке дейінгі ересек жастағы балалар үйдің мекенжайын, телефонын, ата-анасының аты-жөнін білуі тиіс;

— төтенше жағдайларда 101 – өртке қарсы қызмет, 102 – полиция, 103 – жедел көмек, 104 – газ қызметі телефондарына хабарласыңыз.

 

 

 

Возрастные особенности подростков

Возрастными особенностями подростков являются специфические свойства личности (ее психики) закономерно изменяющиеся в процессе возрастных стадий развития под воздействием процессов воспитания и обучения.                     

Каждый возрастной период (этап) развития личности характеризуется определенным уровнем развития ее познавательных способностей, мотивационной, эмоционально-волевой и перцептивной сферы. Основными подростковыми возрастными периодами являются:

средний школьный возраст — 12-15 лет;

старший школьный возраст — 16-18 лет.

Подростковый возраст от 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста являются стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов.

I. Важность данного периода в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности. Почему этот возраст считается трудным возрастом?  1) происходят многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений (эта ломка происходит чаще всего бурно, неожиданно, скоротечно);  2) изменения в этом возрасте сопровождаются:  а) субъективными трудностями подростка (внутренние переживания, сумятица, физиологические трудности),  б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).  II. Психологи называют этот возраст – «время 5 НЕ»  НЕ хотят учиться как могут.  НЕ хотят слушать советов.  НЕ убирают за собой.  НЕ делают домашние дела.  НЕ приходят вовремя.  III. Биологический фактор в развитии подростка.  В это период происходят следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в середечно-сосудистой системе).  Как следствие:  - формируется половое влечение,  - резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, астеничность – слабость),  - неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций.  IV. Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков ко всему только не к учебной деятельности. Половые отличия в общении:  - мальчики менее общительны,  - девочки тянутся к мальчикам старше себя.  V. Эмоции и чувства подростка.  Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Разум отходит на второй план. Симпатии к людям, учителям, учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне эмоций как негативных, так и позитивных. В этом возрасте они любят «купаться» в собственных эмоциях – печали, одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно несдержаны.  VI. Взаимоотношения с взрослыми.  а) происходит «отчуждение» от взрослых: меньше близости и доверия в отношениях с родителями, заметно стараются не участвовать в семейных делах;  б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это – скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность.  в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то что сами не выполняют. Это связано с тем, что в этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл, выходящий за рамки реальной жизни (справедливость, любовь, дружба, искренность). Выход из этой ситуации для родителей – не пассивно соглашаться с претензиями детей, а выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию.  VII. Что делать?  1. Разберитесь с правами и обязанностями.  2. Ваш контроль преподносите как заботу.  3. Не критикуйте подростка в присутствии других.  4. Не бойтесь признаваться в своих ошибках.  5. Объясняйте мотивы своих требований и поощряйте их обсуждение ребенком.  6. В некоторых ситуациях просите совета (помощи) как у равного или старшего.  7. Сотрудничайте с учителями.  8. Относитесь мудро к "срывам" в поведении подростка.  9. Ребенок "портится", чтобы заново испытывать жизнь и себя; "разваливается" - чтобы строить себя по-новому. 

Старший школьный возраст — 15-17 лет (ранняя юность). Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.

Юношеский возраст от 14 до 18 лет. В юношеском возрасте происходит интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности — учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств.

Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. В связи с началом трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни.