Показатели качества знаний, умений и навыков учащихся
за 3 года
Первостепенной задачей деятельности школы является освоение учащимися Государственного общеобразовательнго стандарта, предупреждение неуспеваемости и второгодничества. По этим вопросам наблюдается следующее положение
Учебный год |
Кол-во уч-ся |
Успеваемость |
% качества |
Количество отличников |
2016-2017 |
919 |
99,89% |
48,46% |
113 |
2017-2018 |
1099 |
100% |
44,49% |
113 |
2018-2019 |
1153 |
100% |
47% |
138 |
Итоги качества знаний по ступеням обучения за 3 года
Год |
Ступени обучения |
Кол-во уч-ся |
Оценки |
Учебные показатели |
|||
5 |
4 |
3 |
% кач |
% усп |
|||
2016-2017 |
Начальная школа |
412 |
93 |
185 |
133 |
67,48 |
99,76 |
Основная школа |
422 |
19 |
127 |
276 |
34,6 |
100 |
|
Старшая школа |
85 |
1 |
24 |
60 |
29,41 |
100 |
|
2017-2018 |
Начальная школа |
517 |
108 |
244 |
165 |
68,09 |
100 |
Основная школа |
468 |
5 |
106 |
357 |
23,72 |
100 |
|
Старшая школа |
114 |
0 |
26 |
88 |
22,81 |
100 |
|
2018-2019 |
Начальная школа |
539 |
127 |
243 |
169 |
68,77 |
100 |
Основная школа |
521 |
11 |
132 |
378 |
27,5 |
100 |
|
Старшая школа |
93 |
0 |
28 |
65 |
30,11 |
100 |
Итоги успеваемости и качества знаний свидетельствуют о повышении мотивации у учащихся. Это объясняется улучшением индивидуальной работы с учащимися учителей и социально – педагогической службы. С учащимися начальных классов в течение отчетного периода с 2016-2019 годы проведилась диагностика по изучению их познавательных процессов. Наблюдаетя повышение качества знаний от 67,48 до 68,77% ( на +1,29%)
Слабым звеном является 7-9 классы, где отличники и хорошисты перешли в гимназии, а прибывшие за данный период учащиеся имеют низкий уровень знаний. Переход на обновленное содержание образование также сказался на снижении качества знаний в параллелях основной школы. (от 34,6% до 27,5% на -7,1%)
Незначительное снижение наблюдается в период 2017-2018г в параллелях старшего звена. Однако в этом учебном году качество повысилось по сравнению с предыдущим годом на +7,31%. Разработан комплекс мер по преодолению неуспеваемости и повышению качества знаний. Учителя подготовили планы работы с сильными и слабыми учащимися.
Качество знаний в выпускных классах
Выпускные классы |
2016-2017 уч.год |
2017-2018 уч.год |
2018-2019 уч.год |
Документы с отличием |
||
2016-2017 |
2017-2018 |
2018-2019 |
||||
4 кл. |
57,14% |
57,97% |
57,03% |
14 (пох листов) |
24 (похв лист) |
20(похв лист) |
9 кл. |
22,11% |
26,1% |
28,57% |
1 |
1 |
2 |
11 кл. |
35,14% |
28% |
29 |
0 |
0 |
0 |
По результатам мониторинга, видно, что в школе на протяжении последних 3-х лет наблюдается стабильность в показателях качества знаний в выпускных 4х классов ( в среднем качество знаний сохраняется 57%) , далее в 9х классах наблюдается повышение показателей качества знаний от 22,1% до 28,57% (+ на +,46%). Это объясняется более жестким контролем за качеством знаний учащихся со стороны учителей – предметников. Однако в 11 выпускных классах наблюдается снижение данного показателя с 35% до 29% (на -6%)
С 2016-2017 уч.года используются такие виды контроля как зачет тематический, тематическое тестирование, тренинги по темам. Особое внимание учителя обращают на повторение изученного в предыдущих классах. Проводятся диагностические процедуры по выявлению пробелов в знаниях учащихся. Планируется работа по коррекции. Однако результат невысокий, так как пробелов в знаниях много. Поэтому перед учителями, работающими в переводных классах на педагогических советах в конце каждого учебного года тавится задача построить систему повторения в каждом классе с выходом на индивидуальную работу.
В целях повышения качества образования и эффективности государственного контроля за образовательной деятельностью школы, выпускники 11-х классов принимали участие в едином национальном тестировании.
Средний балл ЕНТ
2016-2017 |
2017-2018 |
2018-2019 |
62 |
63,97 |
57,3 |
За 3 года средний балл ЕНТ по школе то снижался, то поднимался. Вместе с тем, наблюдается снижение по отдельным предметам: английский язык , физика, химия , казахский язык, всемирная история . Причину этого видим в том, что в 11 классе было много прибывших учащихся, имеющих средний и низкий уровни знаний. Учителя приложили много сил, чтобы снижение баллов по сравнению с прошлым годом было небольшим. По некоторым предметам ЕНТ наблюдался рост баллов: история Казахстана, география, биология, математика, что свидетельствует об успешном выполнении плана по подготовке к ЕНТ.
Теперь рассмотрим качество знаний по параллелям 5-8 классов
Учебный год |
5 классы |
6 классы |
7 классы |
8 классы |
||||||||||||
Кол-во уч-ся |
УСП |
КЗ |
Кол-во отличников |
Кол-во уч-ся |
УСП |
КЗ |
Кол-во отличников |
Кол-во уч-ся |
УСП |
КЗ |
Кол-во отличников |
Кол-во уч-ся |
УСП |
КЗ |
Кол-во отличников |
|
2016-2017 |
83 |
100 |
48,1 |
6 |
88 |
100 |
34,1 |
2 |
85 |
100 |
36,47 |
5 |
71 |
100 |
33,84 |
5 |
2017-2018 |
90 |
100 |
30 |
0 |
92 |
100 |
29,3 |
1 |
99 |
100 |
10,1 |
1 |
99 |
100 |
24,2 |
2 |
2018-2019 |
141 |
100 |
35,4 |
2 |
84 |
100 |
40,4 |
3 |
96 |
100 |
14,74 |
1 |
98 |
100 |
28,5 |
2 |
В 5 классах с внедрением обновленного содержания образования произошло снижение качества на 18,1%, но в 2018-2019 учебном году оно выросло на 5,4%, общее снижение произошло на 12,7% и появились два отличника.
В 6 классах такая же ситуация, здесь наблюдается положительная динамика: качество знаний выросло с 34,1% до 40,4% на 6,3%, также увеличилось количество отличников – 3.
В 7 классах дела обстоят хуже, наблюдается стабильное снижение качества знаний. Три года назад результат был лучше, сейчас КЗ составляет 14,7%, хотя по сравнению с 2017/2018 учебным годом виден прогресс: оно увечилось на 4,6 %. Также остался всего один отличник. Эти показатели оставляют желать лучшего.
В 8 классах также идет снижение КЗ. Эти дети второй год учатся по обновленному содержанию образования. Однако по сравнению с 2017/2018 учебным годом ситуация улучшилась: КЗ выросло на 4,3%.Отлчников – 2. Но этот результат также оставляет желать лучшего.
Это объясняется снижением мотивации со стороны учащихся к получению знаний, потому что баллы и оценки учащиеся получают только по СОРам и СОЧ, текущих оценок нет. Поэтому учащихся проконтролировать иначе нельзя и поставить им оценки тоже. Также наблюдается слабый контроль со стороны родителей.
Следует ометить положительную динамику в изменении качества знаний по школе в целом: наблюдается его рост по сравнению с 2017/2018 учебным годом на 2,5% ( 44,5% - 47%) Однако по сравнению с 2016/2017 учебным годом наблюдается снижение КЗ на 1,5% (48,5% - 47%).
Итоги успеваемости и качества знаний свидетельствуют о повышении мотивации у учащихся начальной школы. Это объясняется улучшением индивидуальной работы с учащимися учителей и социально – педагогической службы. С учащимися начальных классов в течение отчетного периода с 2016-2019 годы проведилась диагностика по изучению их познавательных процессов. Наблюдаетя повышение качества знаний от 67,48 до 68,77% ( на +1,29%).
7. По результатам мониторинга, видно, что в школе на протяжении последних 3-х лет наблюдается стабильность в показателях качества знаний в выпускных 4-х классов (в среднем качество знаний сохраняется 57%) , далее в 9-х классах наблюдается повышение показателей качества знаний от 22,1% до 28,57% (+ на +4,6%). Однако в 11 выпускных классах наблюдается снижение данного показателя с 35% до 29% (на - 6%)
8. Краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное прогнозирование результатов развития мотивации учащихся и повышения качества знаний в параллелях 5-8 классов не привело к ожидаемому результату: прогнозируемое КЗ 43,5%, средний показатель КЗ в этих параллелях 40,5%. Оно получено путем суммарного сложения КЗ в этих параллелях, то есть, оно ниже на 3%.
В 5 классах с внедрением обновленного содержания образования произошло снижение качества на 18,1%, но в 2018-2019 учебном году оно выросло на 5,4%, общее снижение произошло на 12,7% и появились два отличника.
В 6 классах наблюдается положительная динамика: качество знаний выросло с 34,1% до 40,4% на 6,3%, также увеличилось количество отличников – 3.
В 7 классах дела обстоят хуже, наблюдается стабильное снижение качества знаний. Три года назад результат был лучше, сейчас КЗ составляет 14,7%, хотя по сравнению с 2017/2018 учебным годом виден прогресс: оно увечилось на 4,6 %. Также остался всего один отличник.
В 8 классах также идет снижение КЗ. Эти дети второй год учатся по обновленному содержанию образования. Однако по сравнению с 2017/2018 учебным годом ситуация улучшилась: КЗ выросло на 4,3%.Отлчников – 2.
Таким образом, слабым звеном являются 5-9 классы, где отличники и хорошисты перешли в гимназии, а прибывшие за данный период учащиеся имеют низкий уровень знаний. Переход на обновленное содержание образование также сказался на снижении качества знаний в параллелях основной школы. (от 34,6% до 27,5% на -7,1%)
Это связано с внедрением в 5-8-х классах обновленного содержания образования. Полностью поменялась система преподавания и обучения, поэтому говорить о преемственности форм и методов обучения не представляется возможным. Снижение мотивации обусловлено отсутствием текущих оценок, что не предусмотрено критериальным оцениванием.
9. Всё вышеперечисленное приводит к вовлечению в процесс обучения некоторой части учащихся и частичному улучшению результатов их учебной деятельности. Результаты анкетирования среди учащихся и родителей 4-9 классов показывают, что 62% анкетируемых уже наблюдают изменения в развитии мотивации «сильных» учащихся и результатах их обучения. И родители, и учащиеся, и педагоги признают необходимость внедрения критериального оценивания для улучшения результатов обучения. Следует обратить внимание, что педагогам необходимо развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся, правильный подбор активных методов обучения и использование составляющих критериального оценивания.