Қарағанды қаласы әкімдігінің "Қарағанды қаласының…
№32 ЖББМ КММ

Learning the Kazakh language

Қария, қарт, данышпан
старец
Question answer
Всего ответов: 192
Новых вопросов: 8

¬Для учителя физики

Урок-сказка

на тему: "Первоначальные сведения о строении вещества."

 

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И

была у них дочь - Настасья-Премудрая. Красавица писаная, а уж рукоделица! Но

больше всего она физику любила. У нее даже комната была, где она целыми днями

физические опыты проводила. И все шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и

унес Настасью неизвестно куда, чтобы помогла ему физику использовать во вредных

целях. Крикнул тут царь клич: "Кто спасет мою дочь, тому в жены ее отдам".

Нашелся храбрец: Иван - крестьянский сын. Собрался он в дорогу и пошел, куда

глаза глядят. Идет, а навстречу ему старушка.

- Куда путь держишь?

- Настасью-Премудрую искать, ее черный вихрь унес.

- Нелегко тебе придется, ведь спасти ее сможет лишь тот, кто физику хорошо

знает.

- Вот и хорошо, уж что-что, а физику-то я знаю.

Дала ему старушка клубок и говорит:

- Он волшебный, но станет им тогда, когда скажешь правильно: клубок - это:

вещество или физическое тело? Задумался Иван, давайте ему поможем.

Покатился клубок и привел Ивана к деревьям. А на них вместо листьев листочки

бумажные висят. Хотел он пройти мимо, да услышал голос: - Помоги нам Иван!

Развесь ленточку правильно: на одно дерево с названиями веществ, а на другое - с

названием физических meл. Принялся Иван за работу. Кто может выполнить это

задание? (Желающий ученик на магнитной доске размещает карточки. Остальные в

тетради пишут по пять названий веществ и физических тел) Выполнил Иван задание,

а перед ним зеленой листвой шумят деревья: "Спасибо Иван, за то, что оживил

нас". Пошел он дальше, а клубок покатился так быстро, что Иван за ним еле

успевал. Вдруг впереди болото: не обойти, не объехать. Что делать? Сел Иван на

камень, да призадумался. И слышит, будто зовет его кто-то. Смотрит - змея.

- Отодвинь камень, на котором сидишь, там - письмо заветное. Сумеешь ответы

найти - откроется тебе тропинка через болото, а не сумеешь - не видать тебе

Настасьи-Премудрой. - сказала змея.

Отодвинул Иван камень, а под ним и впрямь письмо, а в нем два задания.

Первое - дописать концы фраз (в тетрадях):

1. Взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга, вследствие

беспорядочного движения частиц, из которых они состоят, называется ...

2. То, из чего состоит физическое тело, называется ...

3. Частицы, из которых состоят молекулы ...

4. Сохранение объема и формы - это свойство ...

5. Одним из основателей учения о молекулярном строении вещества был русский

ученый ...

Да ... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Справился Иван с

первым заданием, взялся за второе, а оно не простое: надо показать схематично

расположение молекул воды в различных состояниях и объяснить, чем вызвано

различие свойств воды в этих состояниях (три ученика).

Как только выполнил Иван это задание, увидел он тропинку через болото, а клубок

покатился по ней. Идет Иван за ним, глядь - перед ним старичок на пеньке сидит и

говорит:

- Погоди добрый молодец! Дальше не пройдешь, если не ответишь на три мои

вопроса.

- Задавай.

1. Что ты знаешь о молекулах?

2. Можно ли отличить воду, полученную из сока, от воды выделенной из молока или

морской воды? Почему?

3. Чем схожи и чем различаются холодная и горячая вода?

Справился Иван с заданием. (Скажите, что он ответил старичку?) Покатился клубок

дальше. Идет Иван, торопится. Остановился клубок. Видит Иван впереди бревно

огромное посреди дороги лежит, не обойти, не перепрыгнуть. А на бревне слова

написаны: "Если найдешь физические ошибки в рассказе, то отодвинется бревно, а

не найдешь, - так и останешься на этой стороне. "Рассказ с ошибками. (Записан на

магнитофон)

Встретились однажды два друга - Коля и Витя. Давно они не виделись. "А я уже

физику знаю", - хвалится Коля. "И я тоже знаю", - говорит Витя. И стали они друг

перед другом своими знаниями хвастаться. Коля: "Я знаю, что мельчайшая частица

вещества это молекула". Витя: "Подумаешь! Зато я знаю, что все молекулы состоят

из атомов". Коля: "А ты знаешь, что молекулы можно увидеть в телескоп?". Витя:

"Конечно! В телескоп все можно увидеть! А вот ты, Коля, знаешь, что чем меньше

скорость движения молекул, тем выше температура данного тела?" Коля: "Еще бы не

знать! Это каждому известно! А ты слышал, что вещества могут находиться в трех

состояниях: жидком, твердом и газообразном?"

Витя: "Конечно, слышал! Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют форму, но

меняют объем, а твердые тела не сохраняют ни формы, ни объема. Газы меняют форму

и объем".

Коля: "Постой, постой! По-моему, ты что-то перепутал!" Витя: "Ничего я не

перепутал! Я физику как дважды два знаю". Коля: "Ну, тогда ответь на мой вопрос:

одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и твердых телах?

Только подумай сначала".

Витя: "А что тут думать. Я и без обдумывания скажу, что одинаково. На то она,

брат, и диффузия".

Иван точно, как и вы, указал все ошибки, тут же бревно отодвинулось, и он пошел

дальше. Долго ли коротко он шел, но, наконец, пришел к замку, а войти в него не

может - вокруг глухие стены до самого неба простираются. Отыскал небольшую

дверь, но на ней замок многопудовый. Попытался Иван сбить его, да все напрасно.

Стоит Иван, пригорюнился. Вдруг голос слышит: "Не печалься Иван, замок сам

откроется, если сумеешь ты указать физический смысл трех пословиц".

Ложка дегтя бочку меда портит. Отрезанный ломоть к хлебу обратно не

приставишь. Как с гуся вода.

С последними словами замок упал на землю. Открыл Иван дверь, а перед

ним Настасья-Премудрая.

- Молодец, Иван! Не побоялся трудностей и испытаний! Все прошел. Осталась самая

малость. Чтобы разрушить злые чары, надо рассчитать цену деления у всех

мензурок, стоящих на партах, и сказать, сколько воды в каждой из них. (В

тетрадях)

Выполнил Иван и это задание. Рухнули злые чары, и очутились Иван да

Настасья-Премудрая дома. Обрадовались царь с царицей, сыграли свадьбу и стали

жить-поживать, да добра наживать. Тут и сказке конец. Кто слушал ее да физику

повторял, молодец! (Тетради сдают)

_kz