19 ноября 2015 года на базе школы-лицея №101 г.Караганды прошел городской методический семинар «Развитие естественнонаучной грамотности младших школьников». В работе семинара приняли участие заместители директоров по инновационной деятельности, учителя начальных классов инновационных школ, преподаватели кафедры дошкольного воспитания и начального обучения ФАО «НЦПК Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области.
Первая часть семинара (модераторы Кушнир М.П., Досова Л.А.) выстроена в логике от анализа результатов участия казахстанских школьников в международных исследованиях (TIMSS,PISA) к инструментам развития естественнонаучной грамотности.
В конце 1 сессии, участники определили основные проблемы развития функциональной грамотности, которые «связаны не с тем, как обучать уже увлеченных и способных детей, которых, естественно, немного, а с тем, как вселить веру в свои силы, привить интерес к образованию остальным школьникам – которых большинство». А это возможно только через активные методы – опыты, эксперименты.
Во второй части были представлены результаты входной диагностики уровня сформированности естественно-научной грамотности учащихся 4-х классов. Заместитель директора по инновациям Привалова Е.Н. отметила, что «Все проверяемые умения и виды учебно-познавательной деятельности были разделены на три большие группы:
– фактические и знания (знание фактов и процедур);
– концептуальное понимание (включая использование понятий);
– выявление связей, анализ, оценка, решение проблем.
Анализ полученных результатов показывает, что из предложенных заданий: выполнены с высоким процентом правильных ответов задания №5 уровень – Знание; задание № 7 уровень – Применение.
Самый низкий процент выполнения заданий № 10 уровень – Оценка; задание № 9 уровень – Синтез, задание № 4 уровень – Анализ.
Учащиеся в данных заданиях должны продемонстрировать причинно-следственные связи, сопоставлять и делать заключения.
Задание № 10 требует от учащихся использовать предметные знания естественно-научных концепций и представить обоснованный вывод; также данное задание со свободно-конструируемым ответом, что представляет сложность для восприятия учащимися.
Выполнение тестовых заданий требует от учащихся умения интерпретировать простые рисунки и диаграммы, заполнять таблицы и предоставлять короткие письменные ответы.
Далее были продемонстрированы видеоуроки по предмету «Познание мира» - опыт педагогов школы-лицея № 101 по обеспечению развития естественнонаучной грамотности младших школьников. Участники семинара просмотрели элементы уроков Абитаевой Н.Е. (2 класс), Бахтиной О.Б. (2 класс), Савельевой Л.В. (4 клас), Омаровой Г. (2 класс), Диябековой Н.К. и Серикбаевой Г. (3 класс). Анализируя видеоуроки (модераторы Ибрагимова Г.К., Шадетова А.К.), участники семинара отметили, что процесс экспериментирования помогает детям в становлении их как самостоятельных исследователей и творцов знания.
По мнению участников, методические семинары дают импульс к дальнейшей творческой работе: «есть желание работать в данном направлении, есть цель и видение того, как можно развивать у детей естественнонаучную грамотность».
Contacts