дата урока:_______________________________________ 1 ч.
предмет: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
класс: 5 «А»
тип урока: интегрированный (ИЗО -Технология)
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с искусством древнегреческой керамики, видами росписи, кроме того, систематизировать и обобщить знания учащихся об искусстве древней Греции.
Развивающая: развивать у учащихся чувство прекрасного, творческое мышление, воображение, а так же познакомить учащихся с ключевыми навыкам работы с восковыми мелками и техникой заливки акварелью.
Воспитательная: воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие и уважение к предмету изобразительного искусства.
Оборудование:
для учителя: Наглядные пособия с изображением греческих ваз; компьютер, музыкальное сопровождение.
для учащихся: Формат А4, краски, кисти, баночка с водой, восковые мелки, ножницы.
Литературный ряд: отрывок из поэмы Гомера.
Музыкальный ряд: национальная греческая мелодия - танец “Сиртаки”.
План урока:
Ход урока.
Организационный момент.
Установить дисциплину в классе, проверить наличие инструментов.
Здравствуйте! Садитесь.
Изложить учащимся цели урока.
Сегодня мы знакомимся с искусством Древней Греции.
Тема нашего урока «Греческие вазы». Выполнение росписи древнегреческих сосудов на шаблоне.
2.Повторение (проводится в форме развернутого фронтального опроса, где используются вопросы – логические опоры из материала предыдущих тем, рассчитанные на внутрипредметную связь).
( учитель ИЗО)
- давайте вспомним с искусством какой страны мы познакомились на предыдущем уроке?
- какие основные элементы использовали Др.Египтяне для создания своих орнаментов?
-Как называется растительный греческий орнамент? (пальметта)
-Как называется геометрический греческий орнамент? (меандр)
3. А эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова великого древнегреческого поэта Гомера:
“О, Греция!
«Из глубины веков я слышу звуки праздника.
Яви свой лик, богам подобный!
Пусть зрители увидят твое искусство!”
Пять тысячелетий назад около Балканского полуострова зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества. Древние греки создали искусство, понятное не только одним эллинам, но и всем другим народам. Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Греция –это родина Олимпийских игр. Идеалом Древних греков стал образ гармонически развитого человека - гражданина.( слайд-шоу искусство Др. Греции)
Одним из выдающихся явлений мировой художественной культуры является греческая вазопись.
(Учитель технологии)
В Древней Греции были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов. В Афинах был целый ремесленный квартал Керамик, где жили только гончары и находились гончарные мастерские.
Гречеcкие сосуды были самых различных форм и размеров и у каждого свое назначение (рис 1).
Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения масла, воды и пищевых продуктов.
Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.
Килик - широкая чаша с ручками для вина.
Пиксида - сосуд для хранения женских украшений.
Рис 1.(слайд №1)
(Учитель ИЗО)
Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда. Вазопись, так мы называем искусство росписи.
Сюжеты в росписи керамики – своеобразная энциклопедия жизни древних греков, источник изучения их быта, культуры. Мифологии.
Существовало два стиля вазописи(слайд2)
Более ранний стиль – чернофигурный – сформировался к VI веку до н. э. Черные фигуры изобретали на оранжево-красном фоне.( слайды № 3 )
(Вся поверхность вазы покрывалась плотным слоем лака, оставлялся лишь прямоугольник цвета глины, на котором и размещались силуэты, окрашенные густым черным лаком, секрет которого до сих пор не разгадан)
Крупнейшим вазописцем того времени был Эксекий.(слайд 4)
В V веке фон стал черным, а фигуры – оранжево-красными, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название – краснофигурный (слайд 5)
Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции.
Выдающимся представителем краснофигурного стиля был Ефроний.(слайд 6)
Основные сюжеты – это фрагменты легенд-мифов. Помимо мифологических сюжетов изображались сцены из жизни: погребальные обряды, военные действия, празднества, гимнастические игры и состязания. (слайды7)
4.( учитель технологии)
- У каждого из вас есть шаблон, повторяющий силуэт древнегреческого сосуда. Ваша задача обвести его, вырезать и украсить свое изделие, росписью по мотивам греческой вазописи. Очень широко для украшения Др. Греческого сосуда используется элемент, представляющий собой стилизованное изображение морских волн – меандр. В кайму часто вплетаются розетки и всевозможные кресты. Это символические изображения солнца (похожие встречаются и в славянском орнаменте). Характерной чертой греческого декора является, знакомая нам пальметта и ее разновидности, стилизованные ветки и листья оливы, плюща, лавра и винограда.
(учитель ИЗО)
Для выполнения работы вы должны сделать следующее:
1. Выбрать сюжет росписи.
2. Центральную часть сосуда займет роспись с изображением сюжета. Чтобы подчеркнуть форму предмета, помещаем роспись в полосе (показ на доске).
3. Сюжетное изображение дополнить орнаментальной полосой, характерной для античной вазописи. Также орнаментом подчеркиваем форму горлышка и дна сосуда.
4. Первая группа работает в чернофигурном, вторая группа – в краснофигурном стиле.
- Помогать в выполнении рисунка вам будет музыка. У Древних греков есть национальный танец «Сиртаки», который мы с вами сейчас посмотрим.
Во время вашей работы будет звучать национальная греческая музыка - танец “Сиртаки”. Изображение танца может служить сюжетом вашей работы.
Нанеся на шаблон сюжетный и орнаментальный рисунок, учащиеся приступают выполнению работы в цвете. Одна группа учащихся наносит рисунок оранжевым восковым мелком, а поверх рисунка выполняет заливку черным цветом. Другая группа, наносит рисунок черным восковым мелком и выполняет заливку оранжевым цветом.
5.
(учитель технологии)
- Из истории мы с вами знаем. Что древние греки много путешествовали, вели обширную торговлю, поэтому я хочу, чтобы сейчас те изделия, которые у вас получились, мы поместили на этот древнегреческий корабль.
- Вот наш корабль, крепкопалубный, весла и мачты. Корабль быстролетный, подобный крылу или мысли. Загрузивши товары, у богов мы попросим защиты, мачту поднимем и белый на мачте расправим мы парус. Ветер попутный поймаем и выйдем в широкое море. Путь наш нелегкий к чужедальним лежит берегам.
( учитель ИЗО)
- Ну а мы с вами еще раз удивимся и полюбуемся красотой формы и росписи древнегреческих сосудов.
- Тысячелетия отделяют нас от древних греков, неузнаваемо изменился мир, но до сих пор произведения античного искусства доставляют нам художественное наслаждение и служат нормой и образцом.
Байланыс телефондары