"Қарағанды қаласы әкімдігінің "Қарағанды қаласының…
"Ғ. Мұстафин атындағы ЖББМ" КММ

Қазақ тілін үйренеміз

Қуану
радоваться
Сұрақ-жауап
Барлық жауаптар: 69
Жаңа сұрақтар: 10
Бейнелеу өнері сабағы

 

дата урока:_______________________________________      1 ч.

 

предмет: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

класс: 5 «А»

 

Тема урока: «Греческие вазы». Выполнение росписи древнегреческих сосудов на шаблоне.

 

тип урока: интегрированный (ИЗО -Технология)

 

Цели урока:

 

Образовательная: познакомить учащихся с искусством древнегреческой керамики, видами росписи, кроме того, систематизировать и обобщить знания учащихся об искусстве древней Греции.

Развивающая: развивать у учащихся чувство прекрасного, творческое мышление, воображение, а так же познакомить учащихся с ключевыми навыкам работы с восковыми мелками и техникой заливки акварелью.

Воспитательная: воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие и уважение к предмету изобразительного искусства.

 

Оборудование:

 

 для учителя: Наглядные пособия с изображением греческих ваз; компьютер,  музыкальное сопровождение.

для учащихся: Формат А4, краски, кисти, баночка с водой, восковые мелки, ножницы.

 

Литературный ряд: отрывок из поэмы Гомера.

 

Музыкальный ряд: национальная греческая мелодия - танец “Сиртаки”.

 

План урока:

 

  1. Организационный момент. – 2 мин.
  2. Повторение и переход к объяснению нового материала. – 2 мин.
  3. Просмотр наглядных пособий и объяснение нового материала. – 15 мин.
  4. Закрепление нового материала (Самостоятельная работа). – 24 мин.
  5. Анализ работ и рефлексия урока.– 2 мин.

 

Ход урока.

Организационный момент.

Установить дисциплину в классе, проверить наличие инструментов.

 Здравствуйте! Садитесь.

Изложить учащимся цели урока.

Сегодня мы знакомимся с искусством Древней Греции.

 Тема нашего урока «Греческие вазы». Выполнение росписи древнегреческих сосудов на шаблоне.

2.Повторение (проводится в форме развернутого фронтального опроса, где используются вопросы – логические опоры из материала предыдущих тем, рассчитанные на внутрипредметную связь).

( учитель ИЗО)

- давайте вспомним с искусством какой страны мы познакомились на предыдущем уроке?

- какие основные элементы использовали Др.Египтяне для создания своих орнаментов?

-Как называется растительный греческий  орнамент? (пальметта)

-Как называется геометрический греческий  орнамент? (меандр)

3. А эпиграфом к сегодняшнему  уроку будут слова великого древнегреческого поэта Гомера:

“О, Греция!

«Из глубины веков я слышу звуки праздника.

Яви свой лик, богам подобный!

Пусть зрители увидят твое искусство!”

 

Пять тысячелетий назад около Балканского полуострова зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества. Древние греки создали искусство, понятное не только одним эллинам, но и всем другим народам. Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Греция –это родина Олимпийских игр. Идеалом Древних греков стал образ гармонически развитого человека - гражданина.( слайд-шоу искусство Др. Греции)

 

Одним из выдающихся явлений мировой художественной культуры является греческая вазопись.

(Учитель технологии)

В Древней Греции были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов. В Афинах был целый ремесленный квартал Керамик, где жили только гончары и находились гончарные мастерские.

Гречеcкие сосуды были самых различных форм и размеров и у каждого свое назначение (рис 1).

Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения масла, воды и пищевых продуктов.

Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.

Килик - широкая чаша с ручками для вина.

Пиксида - сосуд для хранения женских украшений.

 

 

 

 

Рис 1.(слайд №1)

(Учитель ИЗО)

Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда. Вазопись, так мы называем искусство росписи.

Сюжеты в росписи керамики – своеобразная энциклопедия жизни древних греков, источник изучения их быта, культуры. Мифологии.

 

Существовало два стиля вазописи(слайд2)

 Более ранний стиль – чернофигурный – сформировался к VI веку до н. э. Черные фигуры изобретали на оранжево-красном фоне.( слайды №  3  )

(Вся поверхность вазы покрывалась плотным слоем лака, оставлялся лишь прямоугольник цвета глины, на котором и размещались силуэты, окрашенные густым черным лаком, секрет которого до сих пор не разгадан)

Крупнейшим вазописцем того времени был Эксекий.(слайд 4)

 

В V веке фон стал черным, а фигуры – оранжево-красными, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название – краснофигурный (слайд 5)

Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции.

Выдающимся представителем краснофигурного стиля был Ефроний.(слайд 6)

        

Основные сюжеты – это фрагменты легенд-мифов. Помимо мифологических сюжетов изображались сцены из жизни: погребальные обряды, военные действия, празднества, гимнастические игры и состязания. (слайды7)

4.( учитель технологии)

- У каждого из вас есть шаблон, повторяющий силуэт древнегреческого сосуда. Ваша задача обвести его, вырезать и украсить свое изделие, росписью по мотивам греческой вазописи. Очень широко для  украшения Др. Греческого сосуда используется элемент, представляющий собой стилизованное изображение морских волн – меандр. В кайму часто вплетаются розетки и всевозможные кресты. Это символические изображения солнца (похожие встречаются и в славянском орнаменте). Характерной чертой греческого декора является, знакомая нам пальметта и ее разновидности, стилизованные ветки и листья оливы, плюща, лавра и винограда.

(учитель ИЗО)

Для выполнения работы вы  должны сделать следующее:

 

1.                  Выбрать сюжет росписи.

2.                  Центральную часть сосуда займет роспись с изображением сюжета. Чтобы подчеркнуть форму предмета, помещаем роспись в полосе (показ на доске).

3.                  Сюжетное изображение дополнить орнаментальной полосой, характерной для античной вазописи. Также орнаментом подчеркиваем форму горлышка и дна сосуда.

4.                  Первая группа работает в чернофигурном, вторая группа – в краснофигурном стиле.

 

- Помогать в выполнении рисунка вам будет музыка. У Древних греков есть национальный танец «Сиртаки», который мы с вами сейчас посмотрим.

 Во время вашей работы будет звучать национальная греческая музыка - танец “Сиртаки”. Изображение танца может служить сюжетом вашей работы.

Нанеся на шаблон сюжетный  и орнаментальный рисунок, учащиеся приступают выполнению работы в цвете. Одна группа учащихся наносит рисунок оранжевым восковым мелком, а поверх рисунка выполняет заливку черным цветом. Другая группа, наносит рисунок черным восковым мелком и выполняет заливку оранжевым цветом.

5.

 (учитель технологии)

- Из истории мы с вами знаем. Что древние греки много путешествовали, вели обширную торговлю, поэтому я хочу, чтобы сейчас те изделия, которые у вас получились, мы поместили на этот древнегреческий корабль.

- Вот наш корабль, крепкопалубный, весла и мачты. Корабль быстролетный, подобный крылу или мысли. Загрузивши товары, у богов мы попросим защиты, мачту поднимем и белый на мачте расправим мы парус. Ветер попутный поймаем и выйдем в широкое море. Путь наш нелегкий к чужедальним лежит берегам.

( учитель ИЗО)

- Ну а мы с вами еще раз удивимся и полюбуемся красотой формы и росписи древнегреческих сосудов.

- Тысячелетия отделяют нас от древних греков, неузнаваемо изменился мир, но до сих пор произведения античного искусства доставляют нам художественное наслаждение и служат нормой и образцом. 

Авторство: