Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
Ыбырай Алтынсарин атындағы мектеп-лицейі

Learning the Kazakh language

Тек жүрсең, тоқ жүрерсің.
В мире будешь жить – всегда будеш сыт.
Пользователь

Оқыту реформасы

 

Совершенствование умений и навыков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

самостоятельной работы учащихся

2015 год определен датой перехода школ республики на 12-летнее образование. Реформа образования предполагает не столько увеличение времени обучения в школе, сколько изменение содержания образования, его базовых методологических оснований. Одним из приоритетных направлений образовательной политики является переориентация образовательного процесса на компетентностный подход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

как сказано в проекте Программы развития образования РК на 2010-2020 годы «Казахстану необходима кардинальная модернизация образования, способная воспитать технически грамотную, самостоятельную молодежь, которая сможет адаптироваться в быстро изменяющемся мире и поднять экономику Казахстана до уровня развитых стран мира» [3].

К 2015 году государственный общеобязательный стандарт образования ориентирован на конечные результаты в виде компетенций, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность». В рамках перехода казахстанской школы на модель 12-летнего образования в учебный процесс внедряются инновационные информационные и коммуникационные технологии обучения и методы преподавания, приближенные к методам, применяемым в вузах (например, кредитно-дистанционный).

Все это: переориентация на компетентностный подход, применение новых педагогических технологий и методов, запрос общества на гражданина образованного, критически мыслящего, способного к саморазвитию и творчеству – говорит о необходимости перераспределения функций ученика и педагога в рамках учебно-воспитательного процесса в сторону увеличения доли самостоятельной деятельности учеников и сведения до минимума когнитивной роли педагога.

Однако посещенные мной уроки, беседы, анкетирование, наблюдения говорят о том, что большинство педагогов считают, что

- «всему можно научить»,

- функция учителя – «дать знания»,

- учитель обязан на уроке «трудиться в поте лица»,

- «учитель – носитель знаний»,

- «урок состоялся, когда учитель остался доволен собой» и т.д.

Приведенные ответы свидетельствуют о недостаточной доли самостоятельной работы учеников на уроке, без которой трудно воспитать личность мыслящую, самостоятельную, готовую к образованию на протяжении жизни.

Идея проекта заключается в том, что учебный процесс необходимо сорганизовать так, чтобы ученики не просто овладевали суммой знаний, умений и навыков, на что направлена традиционная система образования («знаниецентризм»), но и стали активным центром деятельности на уроке, все 45 минут «трудились в поте лица», реально, а не декларативно превратились в субъекта образования.

Урок литературы в 6В классе

С 2002 года в школе-лицее апробируется модель школы 12-летним обучением. Основная задача учителей-экспериментаторов – экспертиза программ и учебного содержания образования 12-летней школы. Кравчук Т.В., учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории с большим опытом работы, с большой ответственностью и творчеством подходит к проведению уроков в экспериментальных классах. Урок литературы «Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством» проведен в виде инсценирования отрывков повести».

Урок состоялся благодаря увлеченности учеников, помощи родителей и огромной любви Татьяны Владимировны к детям и своему предмету.

О работе по переходу на 12-летнее образование.

В соответствие с приказом Министерства образования и науки РК от 1.07.02 №524 школа-лицей вошла в республиканский проект по подготовке школ республики к переходу на 12-летнее обучение.

Отслеживание результатов экспериментальной работы осуществляется по следующим направлениям:

- адаптация учащихся 5 класса;

- психолого-педагогическая характеристика обучающихся;

- психологическая диагностика развития познавательных процессов;

- анализ содержания учебников и УМК.

Организована школьная исследовательская лаборатория, в которую вошли учителя, работающие в экспериментальных классах. Учителя определили темы, над которыми работают:

- сборник дополнительных заданий по математике для 5-6 классов;

- развитие практических умений на уроке географии;

- Преемственность содержания учебного материала по математике, русскому языку, литературе в 4 и 5 классах;

- применение интерактивной доски на уроках биологии и естествознания.

Проведено 3 заседания лаборатории. Отчет будет заслушан на 4 школьной научно-практической конференции.

В начале года проведен «круглый стул» по вопросам преемственности обучения при переходе из начальной школы в среднее звено учеников экспериментального класса, на котором присутствовали учителя среднего звена. До их сведения были доведена информация об учебных достижениях каждого ученика, их склонностях, способностях, интересах. Психолог заострила внимание на психо-физиологических особенностях учеников этого возраста. Встреча помогла учителям среднего звена, которые никогда до этого года не работали с учениками 10-11 лет.

В течение года посещаются уроки в экспериментальных классах. Обращается внимание на то, как осуществляется учет возрастных особенностей учеников при подборе педагогических методов и приемов, как соблюдается преемственность обучения при изучении программного материала. При подведении итогов посещения учителям было предложено активнее применять наглядный материал, доходчиво и четко подавать домашнее задание, проводить рефлексию деятельности учеников для выработки навыков самоуправления.

17 педагогов апробируют экспериментальные программы и организуют обучение по экспериментальным учебникам. Педагоги объединены в творческую лабораторию, в рамках которой осуществляется обмен опытом, организуется обсуждение вопросов преемственности при переходе из начальной ступени в среднее звено, заслушиваются результаты обучения учащихся экспериментальных классов. Учителя выбрали темы исследовательских работ, результаты их будут заслушаны на 4 школьной научно-практической конференции.

Учителя, работающие в экспериментальных классах, посещают семинары и курсы повышения квалификации:

- август – республиканский семинар (Астана), посвященный организации учебного процесса в экспериментальных классах в 2008-2009 учебном году (анализ учебных программ, утверждение учебного плана, встреча с представителями издательств и авторами учебников), посетили Привалова Е.Н., заместитель директора, Абдулина А.Х., учитель естествознания и географии, Телиман В.Я., учитель математики.

- декабрь – курсы при облИПК «Методика преподавания английского языка в системе 12-летнего образования» - Свиридова Е.С.

- январь – республиканский семинар по вопросам экспертизе экспериментальных учебников и УМК (Алматы) – Скорикова М.П., Бейсембинова Н.А.

В течение всех лет пребывания в эксперименте педагоги обмениваются опытом на семинарах, конференциях городского и областного уровней:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизмы формирования ключевых компетентностей как образовательных результатов 12-летней школы» - Привалова Е.Н., Закржевская Е.Д., Скорикова М.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Создание условий для освоения компетентностей на уроках в начальной школе» - Курохтина О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Особенности работы с детьми 6-летнего возраста при переходе на 12-летнее образование» - Щурова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Чему и как учить в современной школе» - Привалова Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Анализ дидактического аппарата учебника математики 5-го класса 12-летнего обучения» - Телиман В.Я.

Апробация модели школы с 12-летним образованием в ШЛ № 101

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало республиканского эксперимента по апробации модели 12-летней школы – 2002 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набор в 1-ый экспериментальный класс в школе-лицее № 101 - 2003 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня участниками эксперимента в школе-лицее № 101 являются:

- 60 учеников 5 - 7 классов;

- 25 учителей-предметников;

- психолог.

Идея эксперимента - качественный переход от модели «образование для всех» к модели «образование на протяжении всей жизни».

Модель казахстанской школы ориентирована на обновление:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

структуры (1-4 кл., 5-10 кл., 11-12 кл.);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержания образования;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

педагогических технологий;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

системы оценивания;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

методологии образования.

Изменение содержания образования заключается в обновлении учебного плана:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информатика ( со 2 класса по 1 часу в неделю);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Английский язык (со 2 класса по 1 часу в неделю);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История древнего мира (с 5 класса);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Естествознание (интеграция с «Самопознанием») (5 класс).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЗО, музыка, технология по 1 часу;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

технологическое профильное направление (11-12 класс).

Характеристика экспериментальных учебников:

- информационная перегрузка;

- напоминают энциклопедию, справочник, сборник заданий, учебное пособие;

- не выполняют своей главной миссии – учить освоению способов мышления, так как преобладают вопросы и задания репродуктивного типа, мало проблемных вопросов, заданий на освоение ключевых компетентностей.

 

Технологии, применяемы учителями в экспериментальных классах:

Математика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровые технологии;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

укрупнение дидактических единиц знаний;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

исследовательская;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

информационно-коммуникационная;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личностно-ориентированная;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

проектная.

Русский язык и литература:

 

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коммуникативные игры.

Окружающий мир:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

игровые технологии;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работа в центрах активности (элемент технологии «Шаг за шагом»);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

информационно-коммуникационные технологии;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

проблемное обучение;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

технология организации учебного исследования;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

метод проектов.

Изменения в методологии образования связаны:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с переходом от модели «образование для всех» к модели «образование на протяжении всей жизни»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с определением мышления в качестве предмета образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с переход от знаниевого подхода к компетентностному.

Ключевые компетентности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

компетентность разрешения проблем;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

информационная компетентность;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коммуникативная компетентность.

Компетентность

Результат образования, выражающийся в овладении обучающимися знаниями, умениями, навыками и универсальными способами деятельности при решении учебных и жизненных ситуаций.

Работа с учениками экспериментальных классов

Ученики экспериментальных классов являются активными участниками общешкольных мероприятий, на которых они выступают и соревнуются наравне с традиционными классами.

Дежурства по школе, смотры строя и песни, деловые игры, конференции – все это испытали на себе ученики, которые на год моложе своих соперников.

Успехи учеников зависят не от их возраста и программы, по которой они занимаются, а от неравнодушного отношения учителей, которые понимают – работать можно с любым ребенком, было бы желание.

Хвостова Даша (7В класс) – участница региональной ученической конференции 1-го уровня, она же победительница школьной конференции.

Шестаков Сергей и Каримов Аскар получили диплом 1 степени на школьной конференции в секции естествознания.

Ученики экспериментальных классов – участники всех общешкольных мероприятий.

Публикации по вопросам эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Механизмы формирования ключевых компетентностей как образовательных результатов 12-летней школы» - Привалова Е.Н., Закржевская Е.Д., Скорикова М.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Создание условий для освоения компетентностей на уроках в начальной школе» - Курохтина О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Особенности работы с детьми 6-летнего возраста при переходе на 12-летнее образование» - Щурова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Анализ дидактического аппарата учебника математики 5-го класса 12-летнего обучения» - Телиман В.Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Вопросы перехода на 12-летнее образование с учетом использования преимуществ дистанционного обучения» - Булавенкова В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективные направления апробации модели 12-летней школы:

1. введение 12-бальной системы оценивания достижений учащихся;

2. овладение педагогами современными педагогическими технологиями;

3. отработка рефлексии учебной деятельности педагогами и учениками.

ИНОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОСВОЕНИЯ УЧЕНИКАМИ СПОСОБОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В работе описывается опыт применения организационно-коммуникативной игры в школе-лицее «Аян» в качестве инновационного средства включения старшеклассников в учебную деятельность. Метод игрового моделирования можно рассматривать инновационным механизмом реализации компетентностного подхода в системе 12-летнего образования.

Первое, чему учитель должен научить, - это техника учения. До тех пор, пока вы не готовы изучать технику учения, вы не ученик.

Софийская мудрость

Тенденция развития Казахстана, стремящегося занять достойное место в числе пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, заставляют переосмыслить цели школьного образования. В ГОСО (2006 года) целью образования заявлена компетентная личность. Компетентностный подход в Казахстанском образовании разработан недостаточно и отличается разночтением (например, возникают вопросы о содержании понятий, о том, что является первичным – компетенция или компетентность). Мнение российских ученых можно в общих чертах свести к тому, что компетентный человек – это тот, кто освоил разные виды деятельности и демонстрирует свои способности в любых жизненных ситуациях для достижения поставленных целей. Учебную деятельность для любого возраста можно назвать основной: созерцает ли мир младенец, играет ли дошкольник, общается ли подросток - они учатся - каждый по-своему. Именно включенность в учебную деятельность «превращает» ребенка, перешагнувшего порог школы, в ученика. Феномен понятия «ученик» заключается в том, что он не имеет возрастного ограничения: освоивший в школе способы построения знания продолжает учиться в течение всей жизни. Но, к сожалению, учителя-практики каждый день сталкиваются с фактами, когда человек, просидев за школьной партой несколько лет, так и не становится учеником по понятию. В подтверждение приведу слова старшеклассника, обращенные к учителю за два дня до окончания четверти: «Зачем ходить в школу, оценки-то уже выставлены?» Получать оценки и учиться для него - одно и то же.

Представленная работа освещает инновационные формы организации учебного процесса, способствующие включению учеников в учебную деятельность.

Очевидно, что девятиклассники нарисовали портрет не ученика, а исполнительного, бесконфликтного, воспитанного человека, не имеющего собственного мнения, соглашающегося с учителем и воспринимающего всю информацию, исходящую от него. Таким образом, проучившись в школе 9 лет, они так и не включились по-настоящему в учебный процесс. В том, что девятиклассники не стали учениками не их вина. Педагоги не научили их учиться, заменяя процесс образования процессом обучения или научения.

Чтобы исправить ситуацию, помочь пришедшим в школу детям научиться учиться возможны 2 пути: один самый простой – рассказать, что надо делать, чтобы стать учеником. Это займет не очень много времени, ведь на самом деле, ученик – это человек, который самостоятельно «добывает» и «строит» знания, а для этого:

- работает на понимание;

- фиксирует понятое;

- делает анализ понятого;

- дополняет и уточняет;

- совершает действия в соответствии с новыми знаниями.

Но простой путь, в нашем случае рассказ учителя, не всегда самый эффективный. К слову сказать, информация о функциях человека, вставшего в позицию ученика, была доведена до сведения девятиклассников, но ситуация не изменилась: ученики по-прежнему читали, отвечали, писали, но не делали попыток вывести правило самостоятельно, взаимодействие с педагогом ограничивалось ответами на его вопросы, с одноклассниками - слушанием друг друга. Проведенный спонтанный учебный эксперимент еще раз подтвердил тупиковость и неэффективность распространенных иллюстративно-объяснительных и лекционных методов.

Второй путь «превращения» ребенка в ученика более сложный, он требует от педагога выполнения истинно педагогических управленческих функций - рефлексивных, коммуникативных, игротехнических. К сожалению, ни в одном педагогическом вузе этому не учат, поэтому, хорошо освоив свой предмет, многие педагоги не могут организовать учебный процесс, ограничиваются передачей информации. Инновационной формой освоения учебных навыков является метод игрового моделирования (организационно-коммуникативные, организационно-деятельностные, организационно-мыслительные игры), разработанный российским методологом, доктором психологических наук, академиком, профессором Анисимовым О.С. и освоенный и успешно применяемый карагандинскими учеными (Цой В.И. и др.). Метод основан на принципе «овнешнения скрытых во внутреннем плане сознания процессов движения мысли. С его помощью педагог обеспечивает учащимся естественный (через проживание в модельном действии) режим освоения учебно-предметных содержаний в логике самого предмета обучения. В играх ведущей ценностью являются реальные затруднения участников в их модельно-реализационной, мыслительной и согласовательной практике» [127]. Большой интерес к игровым методам моделирования ситуаций проявляют не только в образовательных, но и в управленческих и бизнес-структурах. В числе заказчиков на проведение игр значатся Академия госслужбы при Президенте РК, Комитет по поддержке малого бизнеса Министерства индустрии и торговли РК, Казахская академия образования имени Ы. Алтынсарина. Однако для практики средних общеобразовательных школ игры в деятельность - явление единичное и, можно сказать, уникальное (в Москве академик Анисимов О. проводит методологические семинары и курсы для школьников []).

Опыт участия в подобных играх приобрели педагоги школы-лицея, на базе которого проведены 3 организационно-деятельностных игры, одна из которых посвящена проблемам и методологическим ориентирам 12-летнего образования в лицее «Аян», пятеро имеют сертификаты игротехников. Была сделана попытка организовать ОКИ для учеников 8-10-х классов. Тема игры, которой руководил Цой В.И., методолог, к.т.н., - «Школьное бытие: Дух, Мысль, Слово, Действие». Следует уточнить, что игра носила надпредметный характер и имела целью раскрытие коммуникативных и рефлексивных способностей, которые необходимы как в учебной, так и профессиональной деятельности. Основные правила такой игры – действуй, как можешь, не жди подсказок, добывай знания самостоятельно, взаимодействуй с другими игроками, выстраивай свои действия в соответствии с новыми знаниями. Участники игры в ходе групповой работы столкнулись с рядом затруднений и проблем, которые были озвучены ими на пленарном совещании:

- не знаем правил группового взаимодействия, из-за этого возникают конфликты;

- не стараемся понять друг друга, поэтому часто повторяем одно и то же;

- не понимаем вопросов, которые задают игротехники (имеются в виду вопросы рефлексивного характера «Что ты сейчас делаешь?» «Каковы основания твоих рассуждений?» «Как связано то, о чем ты говоришь, с предыдущей мыслью?» и другие).

Осознание собственной недостаточности – это первый шаг к рефлексии, когда ученик вслед за вопросом «Что я сейчас делаю?» начинает задумываться над тем, а зачем он это делает и какими средствами (в том числе предметными знаниями и способностями) ему необходимо овладеть для достижения результата. Благодаря организационно-коммуникативной игре ученики признали в себе не только субъекта, а заказчика на образование, задумались над тем, как и чему их учат, высказали сомнение в целесообразности тестовой системы контроля знаний, начали размышлять о необходимости раскрытия и реализации способностей, о преимуществе самообразования. В качестве первого заказа администрации и учителям было выдвинуто предложение о проведении организационно-коммуникативных игр для всех учеников и педагогов. Старшеклассники уверены – знать правила коммуникации, демонстрировать навыки рефлексии должны все субъекты образования.

Еще один феномен деятельностных игр заключается в том, что они ставят вопросов больше, чем дают ответов, стимулируя тем самым учеников к самостоятельным поискам, которые лежат в основе учебной деятельности.

Как и всякая инновация, деятельностные игры требуют условий, которые должны быть соблюдены, если мы хотим получить результаты. Под условиями мы имеем в виду:

- проведение игр как минимум 2 раза в году – в начале года для определение заказа на образование, в конце года – для подведения итогов и рефлексии;

- участие в играх не избранных, а всех учеников, в первую очередь тех, кто имеет проблемы в учебе, общении;

- наличие подготовленных игротехников из числа педагогов, имеющих опыт участия в подобных играх и демонстрирующих новый уровень взаимодействий между педагогами и учениками;

- поддержание и развитие способностей, проявленных учениками во время игры, всеми педагогами в условиях основного учебного процесса;

- демонстрация педагогами коммуникативных и рефлективных навыков.

ОКИ помогла ответить на актуальный вопрос: «Как научить учеников учиться?». Ответ педагоги получили, наблюдая за действиями игротехников, в качестве которых выступали студенты 1-го курса факультета предпринимательства и управления КарГТУ. Их деятельность, на первый взгляд, могла показаться достаточно пассивной. Они наблюдали, задавали вопросы, фиксировали действия игроков. Ученики, имеющие опыт общения с учителями, которые руководят, объясняют, подсказывают, контролируют, оценивают, были удивлены «пассивной» ролью игротехников. На самом деле в такой внешней отстраненности от процесса, происходящего в группе, и заключалась главная идея организации процесса самообразования, а не передачи информации от знающего (учителя) к незнающему (ученику). Игротехники создавали условия для взаимодействий игроков в рамках темы, задавали вопросы, стимулирующие учеников к самостоятельному рассуждению, мотивировали к поиску причин собственных затруднений, к осознанию недостаточности их знаний и умений, обращали внимание на культурные ценности, способствующие своевременному обнаружению и преодолению тех или иных затруднений в деятельности. Таким образом, ОКИ оказалась не только средством освоения учениками способов учебной деятельности, но и своеобразным курсом повышения квалификации педагогов, где не на словах, а на деле было продемонстрировано, как надо организовать учебный процесс, чтобы привить ученикам интерес и стимул к учебе «на протяжении всей жизни».

Игры в деятельность (ОКИ, ОДИ, ОМИ) могут быть отнесены к учебно-педагогическим инновациям, потому что они, по определению Цоя В.И. [2], как минимум:

1) соответствуют общечеловеческим ценностям: сохранению и улучшению здоровья, общественного согласия;

2) способствуют преодолению всеобщих, типовых затруднений в деятельности;

3) ориентированы на выращивание конкурентных способностей учеников как будущих деятелей, от которых зависит вхождение Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.

 

Список литературы

1. Анисимов О.С., Цой В.И. Схемы и их педагогическое использование в развивающем обучении. М., 2005. – 247 с.

2. Цой В.И. Педагогические технологии раскрытия инновационного потенциала: Учебное пособие. Караганда, 2007. – 70, 127 с.

3. Цой В.И. Мировоззренческие ориентиры управленческого мышления и деятельности: Учебное пособие. – Караганда: КарГТУ, 2005.

 

Группа учеников-участников организационно-деятельной игры демонстрирует результат группового обсуждения.
Руководитель ОДИ – Цой Валерий Иванович – проводит методологическую консультацию, которой завершался каждый рабочий день игры.
Предлагаем разработки уроков в экспериментальных классах 12-летнего образования

20 – 21 августа 2010 года в г. Алматы состоялся Республиканский семинар

«Эксперимент по переходу на 12-летнее обучение. Методология, содержание и методические особенности обучения по учебникам для 8-х экспериментальных классов основной ступени» в работе которого приняли участие зам. директора по инновациям Привалова Е. Н. и зам. директора по информатизации Никитчук Г. В.