В рамках ОЭР «Непрерывное многоуровневое профессиональное образование на основе ранней профилизации» в 8-11-х классах проводятся курсы профессионально ориентированного обучения. Результатом на выходе которых является профессиональное самоопределение, основы профессиональной компетенции, в виде успешных профессиональных проб.
14 октябряучащиеся 9 класса курса профессионально ориентированного обучения «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» совместно со студентами 3 курса Карагандинского транспортно-технологического колледжа выполняли практические задания по профессии «Автослесарь».
16 октября студенты Карагандинского колледжа экономики и бизнеса при КЭУ знакомили учащихся 8 класса по курсу профессионально ориентированного обучения «Информационные технологии и программирование» с курсовыми работам по специальности «Информационные технологии».
21 октябряна базе школьных мастерских наши постоянные наставники студенты 3 курса группа А-12-2 Карагандинского транспортно-технологического колледжа Токен Абай, Аманбай Еламан, Сарангова Анна, Ишназаров Рустам поделились своими знаниями и практическими навыками с учащимися 9 класса курса профессионально ориентированного обучения «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля».
23 октября учащиеся 8 класса курса профессионально ориентированного обучения «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» совместно со студентами 3 курса группа А-12-2 Карагандинского транспортно-технологического колледжа Токен Абай, Аманбай Еламан выполняли практические задания профессиональных проб.
30 октября учащиеся 8 класса курса профессионально ориентированного обучения «Информационные технологии и программирование» совместно со студентами Карагандинского колледжа экономики и бизнеса при КЭУвыполняли практические задания профессиональных проб по профессии «Программист».
20-21 августа в г. Астане состоялись республиканский семинар и обучающие курсы «Эксперимент по переходу на 12-летнее обучение. Содержание и методические особенности обучения по учебным материалам для 10-х классов».
На семинаре присутствовали учителя школы-лицея № 101, в которой продолжается эксперимент по апробации УМК 12-летней школы: Привалова Е.Н., заместитель директора по инновациям, Абдуллина А.Х., учитель химии, Багжанова Б.Н., учитель казахского языка и литературы, Буксман Т.В., учитель биологии, Пономарева Л.В., учитель технологии, Ряснянская Н.Г., учитель физики, Свиридова Е.С., учитель английского языка, Телиман В.Я. учитель математики.
Учителя ШЛ№101 г.Караганды успешно окончившие обучение в проекте «Инновационная школа 21 века» активно внедряют те приемы и методы при проведении уроков, которыми они овладели, обучаясь новым технологиям компетентностной педагогики. В школе еженедельно учителя участники проекта «Инновационная школа 21 века» проводят открытые уроки.
С 1 сентября 2011 года учителя школы- лицея № 101 г.Караганды продолжают повышать свой профессиональный уровень, участвуя в Международном Образовательном проекте «Инновационная школа 21 века» руководителем которого является профессор, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, PhD Георгий Алексеевич Рудик.
Участники первого года обучения:
1 Арыстанбекова Маржан Ералиевна
2 Айдарханова Гульбарам Кусаиновна
3 Абитаева Назгуль Ермековна
4 Багжанова Баян Нурланбековна
5 Беркамалова Баян Нуртазовна
6 Енсебаева Насипа Кайыржановна
7 Касымова Бекзат Аяпбергеновна
8 Жаксыбекова Кумкен Тлеугалиевна
9 Купряшина Наталья Вячеславовна
10 Каримова Гульжанат Марсовна
11 Исина Сауле Кавкеновна
12 Иванилова Татьяна Валентиновна
13 Махаева Ермек Жаксылыковна
14 Махаева Бахытжан Жаксылыковна
15 Манас Рыскуль Тунгышбековна
16 Молгаждарова Сагдат Мейрамовна
17 Нургалиева Акмарал Кайроллаевна
18 Омарова Гульжан Абдикаримовна
19 Рамазанова Тлеукен Балмагамбетовна
20 Таравкова Ирина Федоровна
21 Топаева Арайлым Жаскайратовна
22 Шушаева Жанна Шаймухамедовна
Участники второго года обучения:
1 Абеуова Салтанат Конратбековна
2 Бакенова Бибигуль Каменовна
3 Жумабекова Алма Алтынхановна
4 Парканова Светлана Леонидовна
5 Привалова Елена Николаевна
6 Свиридова Елена Сергеевна
2 сентября текущего года состоялся 1-ый информационно - методический вебинар ( семинар в режиме Он-лайн) под руководством профессора Г.А.Рудика, директора Центра Современной Педагогики « Обучение без границ» (Монреаль, Канада) для участников проекта в Республике Казахстан.
Тема вебинара: «Особенности реализации инновационного образовательного проекта в 2011-2012 учебном году»
Завершение первого года обучения
Сертификаты международного образца были вручены учителям, которые 10 месяцев обучались под руководством профессора, директора центра Центра современной педагогики «Обучение без границ» Рудика Г.А в рамках образовательного проекта «Инновационное образование 21 века».
На вручении присутствовала координатор проекта по Казахстану, проректор Кустанайского облИПК Белошниченко Е.В. В своем приветственном слове она отметила важность и актуальность компетентностного подхода в связи переходом казахстанского образования на 12-летнее обучение.
Участники «круглого стола» из карагандинских, балхашских школ поделились своими мнениями о работе в проекте, отметили трудности, с которыми сталкивались во время учебы, посетовали на несовершенство казахстанских учебников, поблагодарили коллег за оказание методической помощи.
Разработки уроков участников проекта «Современное оборазование 21 века»
вы можете скачать материал по данной ссылке:
http://files.gw.kz/8ebepk2cun.html
Отзывы о проекте учителей школы-лицея № 101
Я заинтересовалась проектом «Инновационная школа 21 века» потому, что с 2003 года курирую экспериментальную работу в лицее по апробации модели 12-летней школы. В нормативно-правовых документах, раскрывающих специфику новой модели школы, говорится о компетенциях как основных результатах образования. Однако кроме указания 3 ключевых компетенций (информационная, коммуникативная, разрешение проблем) разъяснений и консультаций по тому, как их формировать, учителя экспериментальных школ, не получали. Участие в проекте дало мне возможность понять, как нужно измениться самому педагогу и какие условия он должен создать ученикам, чтобы они научились учиться (освоили компетенция «Уметь учиться»). Ученым и педагогам Казахстана необходимо разработать подобные методические пособия по формированию компетенций, определенных в качестве ключевых для казахстанских школ, и организовать обучение, какое прошли участники проекта.
Участие в проекте было для меня полезным и очень сложным. В следующем учебном году предполагаю внимательнее изучить теорию вопроса, отработать навык составления заданий по таксономии Блума, отследить эффективность и КПД уроков.
(Жумабекова А.А., директор ШЛ № 101, учитель математики)
Проведенные мною уроки и посещенные уроки коллег показали, как много положительного в такой организации учебной деятельности:
1. нет проблемы с дисциплиной, так как каждый ученик заинтересован получить положительную оценку на уроке;
2. отпала проблема выставления четвертных оценок и повысилась объективность оценивания результатов работы на уроке;
3. улучшилась техника чтения, так как ученики должны прочитать и понять задание, а потом прочитать и обработать информацию учебника;
4. не надо контролировать занятость учеников, а так как задание получил каждый, то работают все, а не только те, кто вызван к доске;
5. все больше учеников успевают выполнить задания 4 и 5 уровней;
6. в зависимости от состояния здоровья или настроения (все мы люди) ученики могут самостоятельно регулировать объем выполненных заданий;
7. ни один ученик не обделен вниманием учителя: по меньшей мере, 5-6 раз к нему учитель подойдет и оценит его труд;
8. ученики учатся самостоятельно оценивать свой труд и в конце урока уже знают, какую оценку получили;
9. улучшились результаты школьного тестирования;
10. повысился интерес к изучению русского языка, после очередного урока ученик сказал: «Я иду на урок русского языка с распростертыми объятиями».
(Привалова Е.Н., заместитель директора по инновациям,
учитель русского языка и литературы)
Первые уроки, построенные с учетом требований современной педагогики, помогли понять следующее:
- казахстанские учебники несовершенны с точки зрения самостоятельного освоения нового материала учениками, нужны дополнительные справочные материалы, разъяснения и уточнения; учебник должен быть построен по-другому, именно как книга, помогающая освоить новый материал, а не энциклопедия, справочник, сборник упражнений и задач;
- учитель еще не знает, куда себя деть на уроке (в прямом смысле – в какой части класса находиться, чтобы не мешать своим присутствием ученикам работать), как себя вести: на какие вопросы стоит ответить, когда лучше промолчать, как похвалить, чтобы не вызвать зависти у других учеников и какими словами выразить недовольство, чтобы не унизить и не оскорбить его;
- нужна огромная практика, чтобы освоить проектирование урока в соответствии с таксономией Блума: задания 4 и 5 уровней остаются в рамках содержания учебной программы;
- требуются большие временные затраты на подготовку урока (от 2-х дней до 2-х недель и больше);
- необходимо придумать способы проверки выполнения заданий во время урока, чтобы не упасть от усталости, оббегая по нескольку раз 30 учеников;
- как живучи педагогические стереотипы – надо объяснить учебный материал самой и повторить объяснение несколько раз, обязательно прокомментировать ответ, сделать замечание и т.д.;
- необходимо запастись оргтехникой и ксероксной бумагой для распечатки раздаточного материала;
- сложно объяснить завучу, впервые пришедшему на такой урок, «за что учитель получает деньги, если он не выполняет свой функционал? Он же ничего на уроке не делает, только ходит и молча галочки в тетради ставит. Разве могут такие уроки подготовить учеников к сдаче ПГК и ЕНТ?»
(Парканова С.Л., заместитель директора по учебной работе,
учитель математики)
В начале обучения в данном проекте мое отношение к нему было очень скептическим, так как теория, предложенная нам в модулях для изучения, казалась оторванной от практики современной школы. Изменить ситуацию в сторону понимания актуальности того, чему нас пытались научить, помогло планирование и ведение уроков в соответствии с требованиями компетентностной педагогики. В результате проведения уроков даже самые «слабые» ученики, выполняя задания поэтапно, начали осваивать учебный материал (например, грамматику английского языка) и научились работать самостоятельно на уроке, не пытаясь списать ответ у соседа.
(Абеуова С.К., учитель английского языка.
Я открыла новые теоретические и методические приемы ведения учебного процесса. Новые педагогические направления, представленные в данном проекте дали возможность мне, как учителю, проектировать урок на кибернетических основах с учетом способностей каждого ребенка, что очень важно для социализации современных учащихся.
Я сделала для себя вывод, что традиционный урок заметно проигрывает, ребятам интереснее работать в парах, группами, добывать знания самостоятельно.
Но я считаю, что для осуществления компетентностного подхода необходимы соответствующие образовательные ресурсы. Одним из основных ресурсов, конечно, является школьный учебник. Что должно отличать учебник, чтобы он мог "работать" на развитие компетенций? Наши современные учебники не работают на развитие компетенций учащихся. (Кравчук Т.В., учитель русского языка и литературы)
Участие в проекте было для меня и сложным, и интересным. Я по-новому строила свои уроки, применяла разные техники. Работа над каждым уроком требовала большой самоотдачи, творческого подхода. Хочу сказать, что моим ученикам нравились уроки, когда они сами добывали знания. Разноуровневые задания помогали объективно оценивать знания учеников, позволяют оценить работу каждого ученика на уроке, увидеть затруднения.
В следующем учебном году буду работать над другими техниками, использовать свои наработки, которые приобрела в этом году.
(Саденова А.Б., учитель истории)
Став участником курса «Современный урок XXIвека» я постаралась максимально вникнуть в предложенную методику преподавания. Компетентностная педагогика полностью подтвердила мою позицию – ГЛАВНЫМИ на уроке должны быть УЧЕНИКИ, а не УЧИТЕЛЬ.
Урок по предложенной компетенции «УМЕТЬ УЧИТЬСЯ» прошел на хорошем уровне. По моему мнению, главным является то, что учащиеся получили возможность работать САМОСТОЯТЕЛЬНО, открывая для себя новые знания.
Пройдя данный курс, я собираюсь применить эту методику обучения повсеместно в разных классах, с учениками разного уровня подготовки.
Подойдя к завершению первого этапа, я не только открыла для себя много нового в методике обучения, но и лишний раз убедилась в том, что «УЧИТЬСЯ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО», особенно, если ты хочешь чему-то научить других.
(Телиман В.Я., учитель математики)
В данном проекте я учусь работать по-новому, получаю новые навыки, необходимые для дальнейшего профессионального совершенствования.
Правильно спланированный курс, позволил мне получить необходимый уровень теоретических и практических знаний, для осмысления сути Современного урока. Умение организовать урок в ключе педагогического менеджмента, проектировать деятельность учащихся по таксономии учебных заданий по Блуму, учебные задания с использованием их типологической вариативности, которая определяет уровень развития познавательных способностей.
Положительным является то, что все учащиеся работают на уроке, а учитель только управляет процессом обучения. А для этого необходимо тщательно готовить урок. При разработке учебных заданий 4-6, я испытывала трудности. Ведь задания должны быть творческого характера, через восприятие различных жизненных ситуаций, через свою манеру реагировать и действовать.
(Шоланова М.Е., учитель математики)
Я занимаюсь по данной программе первый год.
Многое за этот год изменилось. Изменился подход к изучению своего предмета, изменились критерии и параметры оценки умений учащихся.
Конечно данная методика ведения урока требует от учителя колоссальных затрат времени и сил, то это конечно же оправдывает себя. Дети стали более самостоятельными, уже не пугаются неизведанного и незнакомого, могут решать сложные задачи самостоятельно.
Многие темы, которые раньше у учащихся вызывали затруднение - сейчас усваиваются с большей продуктивностью
Курс «Современный урок» вызвал во мне много противоречий. Что-то казалось очень правильным в данной технологии, что-то абсолютно неприменимым на уроке. Было очень сложно сломать данный стереотип, и дать ученикам возможность попробовать самим добыть знания.
Учащимся понравилось работать самостоятельно и в группах, добывая новые знания.
Особенно важным, по моему мнению, является то, что каждый учащийся в состоянии сам отследить уровень усвоенных им знаний по количеству выполненных заданий. К тому же нет претензий к учителю, о завышенной или заниженной оценке, так как она определяется по количеству выполненных заданий.
(Логик Н.А., учитель начальных классов)
Работаю в школе 10 лет. С каждым годом замечаешь, что требования к сдаче ПГК, ЕНТ усложняются, что есть учащиеся, которые вообще не хотят открывать учебник или жалуется на нехватку времени к подготовке уроков. А ты ищешь выходы, как помочь учащимся, заинтересовать, поднять качество знаний. Поэтому, услышав про международный проект «Современная педагогика 21 века», согласилась, не раздумывая. Трудности были, и сейчас я с уверенностью не могу сказать, что понимаю досконально каждую часть изученного курса и не всегда могу получить ответ «Зачем?»
На подготовку уроков я затрачивала сначала по 1,5 – 2часа, затем дошла до 30 минут. Честно скажу, распечатывать задания за свой счет - дорогое удовольствие. Но я увидела результат, когда провела урок в очень слабом классе. Преимущества таких уроков заключается в том, что учитель проверяет каждое задание учащегося и только потом разрешает приступать к следующему. У меня даже слабые ученики, которые иногда сдавали чистые тетрадки с контрольными работами, попытались что-то написать. Я убедилась: работает!
(Свиридова Е.С., учитель английского языка)
Компетентностная педагогика заинтересовала меня своей новизной, я увидела в ней рациональное зерно, т.к. наблюдая за работой учащихся, часто отмечала для себя, что «сильные» учащиеся часто страдают от того, что вынуждены ориентироваться на «слабых». Поэтому, узнав о возможности познакомиться с новой технологией, решила поступить на дистанционные курсы.
Возникла сложность с постановкой цели урока, выборе подходящей схемы, подборе заданий в соответствии с таксономией Блума.
Постепенно приходила ясность, прояснились некоторые моменты. В тоже время появлялись новые вопросы.
При обсуждении проведённых уроков с учащимися, они высказали свои положительные мнения, отметив, что по индивидуальным заданиям работать интереснее, можно поработать в тишине, можно обдумать каждое задание. Некоторые ученики, которые заучивали правило необдуманно, начали задумываться и понимать смысл правил, когда выполняли задание первого уровня, вставляя пропущенные слова.
Особенно важным, по моему мнению, является то, что каждый учащийся может сам отследить уровень усвоенных им знаний по количеству выполненных заданий.
Целью моих уроков после проекта будет развитие самостоятельности учащихся в управлении своей деятельностью, воспитание культуры труда, развитие творчества и инициативности.
(Зобнина И.Е., учитель начальных классов)
Проект позволил мне получить новые навыки, необходимые для дальнейшего профессионального совершенствования.
Я училась работать по-новому и мне это нравилось, хотя приходилось сталкиваться с трудностями в проектировании уроков.
Особенно мне нравится то, что учитель не мешает учащимся осваивать знания самостоятельно.
(Ряснянская Н.Г., учитель физики)
Благодаря проекту научилась работать по-новому, получила новые навыки, необходимые для дальнейшего профессионального совершенствования. Осознание. Интерес. Новый взгляд на учителя и ученика. Ответственность. Полезно как лично для своего развития, так и для применения в работе. Стала понятна роль учителя.
Многое в своей работе хочется изменить. Некоторые трудности я испытала в постановке цели урока, так как я делала немного иначе. Тяжело было составлять в таком большом количестве разноуровневые задания на один урок. Позволяет вооружить учащегося методами, с помощью которых он в дальнейшем сможет в любое время найти и изложить нужную ему информацию.
(Шараева Н.В., учитель начальной школы)
ИЗМЕНИМСЯ САМИ – ПОМЕНЯЮТСЯ УЧЕНИКИ
А.А. Жумабекова., директор, Е.Н. Привалова, заместитель директора по инновациям, Парканова С.Л., заместитель директора по УВР,
школа-лицей № 101, город Караганда
2015 год определен началом перехода школ республики на 12-летнее образование. Реформа предполагает не столько увеличение времени обучения вшколе, сколькоизменение содержания образования, его базовых методологических оснований.Одним из приоритетных направлений образовательной политики является переориентация образовательного процесса на компетентностный подход. Как сказано в проекте Программы развития образования РК на 2010-2020 годы «Казахстану необходима кардинальная модернизация образования, способная воспитать технически грамотную, самостоятельную молодежь, которая сможет адаптироваться в быстро изменяющемся мире и поднять экономику Казахстана до уровня развитых стран мира».
Переориентация на компетентностный подход, применение новых педагогических технологий и методов, запрос общества на гражданина образованного, критически мыслящего, способного к саморазвитию и творчеству говорит о необходимости перераспределения функций ученика и педагога в рамках учебно-воспитательного процесса в сторону увеличения доли самостоятельной деятельности учеников и сведения до минимума когнитивной роли педагога.
Однако беседы, анкетирование, наблюдения говорят о том, что большинство педагогов по-прежнему считают, что
- «всему можно научить»,
- функция учителя – «дать знания»,
- учитель обязан на уроке «трудиться в поте лица»,
- «учитель – носитель знаний»,
- «урок состоялся, когда учитель остался доволен собой» и т.д.
Управленческий персонал заинтересован в том, чтобы ученики показывали высокие результаты обучения. Проект, в котором учителя школы-лицея с этого учебного года принимают участие, на наш взгляд, подсказывает пути решения этой задачи.
Мы заинтересовались проектом «Инновационная школа 21 века» еще и потому, что с 2003 года ведем работу в качестве республиканской экспериментальной площадки по апробация модели 12-летней школы. В нормативно-правовых документах, раскрывающих специфику новой модели школы, говорится о компетенциях как основных результатах образования. Однако кроме указания 3 ключевых компетенций (информационная, коммуникативная, разрешения проблем) разъяснений и консультаций, как их формировать, учителя экспериментальных школ, не получали. Участие в проекте дало нам возможность понять, как нужно измениться самому педагогу и какие условия он должен создать ученикам, чтобы они научились учиться (освоили компетенция «Уметь учиться»).
Одним из подходов, положенных в основу содержания образования школы-лицея», является последовательное раскрытие личностного и деятельностного потенциала учащихся при опережающем росте профессионализма педагогического и управленческого персонала. Несмотря на то, что на протяжении многих лет учителя школы-лицея прошли обучение в рамках городского методологического семинара, были участниками организационно-деятельностных игр (руководитель к.т.н., методолог Цой В.И.), на которых остро обсуждались вопросы реформирования образования и в частности обновления его содержания, изменения роли и места педагога в учебном процессе, самым сложным в работе в данном проекте было изменить себя. Работа с теоретическим материалом Модулей 1 и 2 не вызывала затруднений, так как, повторюсь, мы освоили методологическую основу обновления образования. Трудно было продемонстрировать на практике действия не преподавателя-ретранслятора знаний, а педагога-тьютора, консультанта, менеджера. Многословие, желание отвечать самому на свои собственные вопросы, неумение слушать и нежелание слышать ученика всегда было самым большим недостатком учителя. Но на традиционных уроках наличие перечисленных недостатков оправдывалось хотя бы тем, что учитель должен объяснить новую тему (а вдруг ученики что-то не поймут), прокомментировать ответ, не оставить без внимания вопросы учеников.
Когда мы начали готовить уроки с учетом современных требований, многие недоумевали: «Я не должна объяснять, поправлять, оценивать и вообще говорить?» Мы обратили внимание, что необходимость замолчать, перестать быть интеллектуальным и эмоциональным центром урока, явилось самым сложным для учителя. Многие педагоги потеряли смысл своей педагогической деятельности – самореализоваться за счет учеников: «Хотя бы в классе, среди детей, я кажусь себе умным, находчивым, эрудированным, красноречивым, образованным, у меня пытаются отобрать сцену, на которой я – заслуженный артист, а они, ученики, - благодарные зрители». Трудно отдать пальму первенства еще и потому, что педагоги за долгие годы преподавания свыклись с мыслью – надо облегчить жизнь ученика: пересказать попроще материал учебника, продиктовать ту часть параграфа, которую он должен выучить, самому решить задачу у доски, продемонстрировать доказательство теоремы. Но ведь с таким подходом, мы никогда не вырастим Ломоносовых, Пифагоров и «быстрых разумом Невтонов».
Первые уроки, построенные с учетом требований современной педагогики, помогли понять следующее:
- казахстанские учебники несовершенны с точки зрения самостоятельного освоения нового материала учениками, нужны дополнительные справочные материалы, разъяснения и уточнения; учебник должен быть построен по-другому, именно как книга, помогающая освоить новый материал, а не энциклопедия, справочник, сборник упражнений и задач;
- учитель еще не знает, куда себя деть на уроке (в прямом смысле – в какой части класса находиться, чтобы не мешать своим присутствием ученикам работать), как себя вести: на какие вопросы стоит ответить, когда лучше промолчать, как похвалить, чтобы не вызвать зависти у других учеников и какими словами выразить недовольство, чтобы не унизить и не оскорбить его;
- нужна огромная практика, чтобы освоить проектирование урока в соответствии с таксономией Блума: задания 4 и 5 уровней остаются в рамках содержания учебной программы;
- требуются большие временные затраты на подготовку урока (от 2-х дней до 2-х недель и больше);
- необходимо придумать способы проверки выполнения заданий во время урока, чтобы не упасть от усталости, оббегая по нескольку раз 30 учеников;
- как живучи педагогические стереотипы – надо объяснить учебный материал самой и повторить объяснение несколько раз, обязательно прокомментировать ответ, сделать замечание и т.д.;
- необходимо запастись оргтехникой и ксероксной бумагой для распечатки раздаточного материала;
- сложно объяснить завучу, впервые пришедшему на такой урок, «за что учитель получает деньги, если он не выполняет свой функционал? Он же ничего на уроке не делает, только ходит и молча галочки в тетради ставит. Разве могут такие уроки подготовить учеников к сдаче ПГК и ЕНТ?»
Проведенные нами уроки и посещенные уроки коллег показали, как много положительного в такой организации учебной деятельности:
1. нет проблемы с дисциплиной , так как каждый ученик заинтересован получить положительную оценку на уроке;
2. отпала проблема выставления четвертных оценок и повысилась объективность оценивания результатов работы на уроке;
3. улучшилась техника чтения, так как ученики должны прочитать и понять задание, а потом прочитать и обработать информацию учебника;
4. не надо контролировать занятость учеников, а так как задание получил каждый, то работают все, а не только те, кто вызван к доске;
5. все больше учеников успевают выполнить задания 4 и 5 уровней;
6. в зависимости от состояния здоровья или настроения (все мы люди) ученики могут самостоятельно регулировать объем выполненных заданий;
7. ни один ученик не обделен вниманием учителя: по меньшей мере, 5-6 раз к нему учитель подойдет и оценит его труд;
8. ученики учатся самостоятельно оценивать свой труд и в конце урока уже знают, какую оценку получили;
9. улучшились результаты школьного тестирования;
10. повысился интерес к изучению русского языка, после очередного урока ученик сказал: «Я иду на урок русского языка с распростертыми объятиями».
Таким образом, опыт участия в проекте доказал: работать по-прежнему бессмысленно и тупиково, организация учебной деятельности в соответствии с требованиями современной педагогики – это один из возможных путей повышения учебной мотивации и престижа образования.
К сожалению, такую оптимистическую позицию разделяют не все участники проекта. Приводят много доводов против новой организации урока. Нажим и давление на таких учителей со стороны школьных управленцев не принесет желаемого результата, насилие может только усилить протест и нежелание работать по-новому. Поэтому пропагандировать и продвигать компетентностный подход в образовании должны педагогические средства массовой информации, специалисты институтов повышения квалификации, работники областных и городских отделов образования. Если сложно переориентировать со знаниевого компонента на компетентностный учителей, проработавших в школе по 20-30 лет, то ставку надо делать на молодых специалистов, которые в стенах педагогических вузов должны научиться работать по-новому. Наблюдения за студентами, пришедшими на педагогическую практику, показывают, что ни о каких современных образовательных технологиях они не знают, а уроки ведут так, как когда-то в школе обучали их.
Необходимо создать такие условия, чтобы педагог не мог оставаться только ретранслятором информации и контролером усвоения знаний. А для этого следует изменить систему оценки знаний выпускников. Не секрет, что ЕНТ проверяет усвоение только уровни знания, понимания и применения. И основной аргумент противников перехода на компетентностную парадигму – зачем уделять время на уроке освоению компетенций, если тестирование предполагает контроль усвоения учебного материала (Госстандарт).
А для школ и отдельных учителей, которые по доброй воле включились в проект, мы бы посоветовали школьным управленцам городского и областного уровня продумать систему морального и материального поощрения.
самостоятельной работы учащихся
2015 год определен датой перехода школ республики на 12-летнее образование. Реформа образования предполагает не столько увеличение времени обучения в школе, сколько изменение содержания образования, его базовых методологических оснований. Одним из приоритетных направлений образовательной политики является переориентация образовательного процесса на компетентностный подход [2]. Как сказано в проекте Программы развития образования РК на 2010-2020 годы «Казахстану необходима кардинальная модернизация образования, способная воспитать технически грамотную, самостоятельную молодежь, которая сможет адаптироваться в быстро изменяющемся мире и поднять экономику Казахстана до уровня развитых стран мира» [3].
К 2015 году государственный общеобязательный стандарт образования ориентирован на конечные результаты в виде компетенций, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность». В рамках перехода казахстанской школы на модель 12-летнего образования в учебный процесс внедряются инновационные информационные и коммуникационные технологии обучения и методы преподавания, приближенные к методам, применяемым в вузах (например, кредитно-дистанционный).
Все это: переориентация на компетентностный подход, применение новых педагогических технологий и методов, запрос общества на гражданина образованного, критически мыслящего, способного к саморазвитию и творчеству – говорит о необходимости перераспределения функций ученика и педагога в рамках учебно-воспитательного процесса в сторону увеличения доли самостоятельной деятельности учеников и сведения до минимума когнитивной роли педагога.
Однако посещенные мной уроки, беседы, анкетирование, наблюдения говорят о том, что большинство педагогов считают, что
- «всему можно научить»,
- функция учителя – «дать знания»,
- учитель обязан на уроке «трудиться в поте лица»,
- «учитель – носитель знаний»,
- «урок состоялся, когда учитель остался доволен собой» и т.д.
Приведенные ответы свидетельствуют о недостаточной доли самостоятельной работы учеников на уроке, без которой трудно воспитать личность мыслящую, самостоятельную, готовую к образованию на протяжении жизни.
Идея проекта заключается в том, что учебный процесс необходимо сорганизовать так, чтобы ученики не просто овладевали суммой знаний, умений и навыков, на что направлена традиционная система образования («знаниецентризм»), но и стали активным центром деятельности на уроке, все 45 минут «трудились в поте лица», реально, а не декларативно превратились в субъекта образования.
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся скачать
С 2002 года в школе-лицее апробируется модель школы 12-летним обучением. Основная задача учителей-экспериментаторов – экспертиза программ и учебного содержания образования 12-летней школы. Кравчук Т.В., учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории с большим опытом работы, с большой ответственностью и творчеством подходит к проведению уроков в экспериментальных классах. Урок литературы «Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством» проведен в виде инсценирования отрывков повести».
Урок состоялся благодаря увлеченности учеников, помощи родителей и огромной любви Татьяны Владимировны к детям и своему предмету.
экспериментальные учебники скачать
В соответствие с приказом Министерства образования и науки РК от 1.07.02 №524 школа-лицей вошла в республиканский проект по подготовке школ республики к переходу на 12-летнее обучение.
Отслеживание результатов экспериментальной работы осуществляется по следующим направлениям:
- адаптация учащихся 5 класса;
- психолого-педагогическая характеристика обучающихся;
- психологическая диагностика развития познавательных процессов;
- анализ содержания учебников и УМК.
Организована школьная исследовательская лаборатория, в которую вошли учителя, работающие в экспериментальных классах. Учителя определили темы, над которыми работают:
- сборник дополнительных заданий по математике для 5-6 классов;
- развитие практических умений на уроке географии;
- Преемственность содержания учебного материала по математике, русскому языку, литературе в 4 и 5 классах;
- применение интерактивной доски на уроках биологии и естествознания.
Проведено 3 заседания лаборатории. Отчет будет заслушан на 4 школьной научно-практической конференции.
В начале года проведен «круглый стул» по вопросам преемственности обучения при переходе из начальной школы в среднее звено учеников экспериментального класса, на котором присутствовали учителя среднего звена. До их сведения были доведена информация об учебных достижениях каждого ученика, их склонностях, способностях, интересах. Психолог заострила внимание на психо-физиологических особенностях учеников этого возраста. Встреча помогла учителям среднего звена, которые никогда до этого года не работали с учениками 10-11 лет.
В течение года посещаются уроки в экспериментальных классах. Обращается внимание на то, как осуществляется учет возрастных особенностей учеников при подборе педагогических методов и приемов, как соблюдается преемственность обучения при изучении программного материала. При подведении итогов посещения учителям было предложено активнее применять наглядный материал, доходчиво и четко подавать домашнее задание, проводить рефлексию деятельности учеников для выработки навыков самоуправления.
17 педагогов апробируют экспериментальные программы и организуют обучение по экспериментальным учебникам. Педагоги объединены в творческую лабораторию, в рамках которой осуществляется обмен опытом, организуется обсуждение вопросов преемственности при переходе из начальной ступени в среднее звено, заслушиваются результаты обучения учащихся экспериментальных классов. Учителя выбрали темы исследовательских работ, результаты их будут заслушаны на 4 школьной научно-практической конференции.
Учителя, работающие в экспериментальных классах, посещают семинары и курсы повышения квалификации:
- август – республиканский семинар (Астана), посвященный организации учебного процесса в экспериментальных классах в 2008-2009 учебном году (анализ учебных программ, утверждение учебного плана, встреча с представителями издательств и авторами учебников), посетили Привалова Е.Н., заместитель директора, Абдулина А.Х., учитель естествознания и географии, Телиман В.Я., учитель математики.
- декабрь – курсы при облИПК «Методика преподавания английского языка в системе 12-летнего образования» - Свиридова Е.С.
- январь – республиканский семинар по вопросам экспертизе экспериментальных учебников и УМК (Алматы) – Скорикова М.П., Бейсембинова Н.А.
В течение всех лет пребывания в эксперименте педагоги обмениваются опытом на семинарах, конференциях городского и областного уровней:
«Механизмы формирования ключевых компетентностей как образовательных результатов 12-летней школы» - Привалова Е.Н., Закржевская Е.Д., Скорикова М.П.
«Создание условий для освоения компетентностей на уроках в начальной школе» - Курохтина О.В.
«Особенности работы с детьми 6-летнего возраста при переходе на 12-летнее образование» - Щурова Н.А.
«Чему и как учить в современной школе» - Привалова Е.Н.
«Анализ дидактического аппарата учебника математики 5-го класса 12-летнего обучения» - Телиман В.Я.
Начало республиканского эксперимента по апробации модели 12-летней школы – 2002 год.
Набор в 1-ый экспериментальный класс в школе-лицее № 101 - 2003 год.
Сегодня участниками эксперимента в школе-лицее № 101 являются:
- 60 учеников 5 - 7 классов;
- 25 учителей-предметников;
- психолог.
Идея эксперимента - качественный переход от модели «образование для всех» к модели «образование на протяжении всей жизни».
Модель казахстанской школы ориентирована на обновление:
структуры (1-4 кл., 5-10 кл., 11-12 кл.);
содержания образования;
педагогических технологий;
системы оценивания;
методологии образования.
Изменение содержания образования заключается в обновлении учебного плана:
Информатика ( со 2 класса по 1 часу в неделю);
Английский язык (со 2 класса по 1 часу в неделю);
История древнего мира (с 5 класса);
Естествознание (интеграция с «Самопознанием») (5 класс).
ИЗО, музыка, технология по 1 часу;
технологическое профильное направление (11-12 класс).
Характеристика экспериментальных учебников:
- информационная перегрузка;
- напоминают энциклопедию, справочник, сборник заданий, учебное пособие;
- не выполняют своей главной миссии – учить освоению способов мышления, так как преобладают вопросы и задания репродуктивного типа, мало проблемных вопросов, заданий на освоение ключевых компетентностей.
Технологии, применяемы учителями в экспериментальных классах:
Математика:
Игровые технологии;
укрупнение дидактических единиц знаний;
исследовательская;
информационно-коммуникационная;
личностно-ориентированная;
проектная.
Русский язык и литература:
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»;
коммуникативные игры.
Окружающий мир:
игровые технологии;
работа в центрах активности (элемент технологии «Шаг за шагом»);
информационно-коммуникационные технологии;
проблемное обучение;
технология организации учебного исследования;
метод проектов.
Изменения в методологии образования связаны:
с переходом от модели «образование для всех» к модели «образование на протяжении всей жизни»;
с определением мышления в качестве предмета образования.
с переход от знаниевого подхода к компетентностному.
Ключевые компетентности:
компетентность разрешения проблем;
информационная компетентность;
коммуникативная компетентность.
Компетентность
Результат образования, выражающийся в овладении обучающимися знаниями, умениями, навыками и универсальными способами деятельности при решении учебных и жизненных ситуаций.
Ученики экспериментальных классов являются активными участниками общешкольных мероприятий, на которых они выступают и соревнуются наравне с традиционными классами.
Дежурства по школе, смотры строя и песни, деловые игры, конференции – все это испытали на себе ученики, которые на год моложе своих соперников.
Успехи учеников зависят не от их возраста и программы, по которой они занимаются, а от неравнодушного отношения учителей, которые понимают – работать можно с любым ребенком, было бы желание.
Хвостова Даша (7В класс) – участница региональной ученической конференции 1-го уровня, она же победительница школьной конференции.

Шестаков Сергей и Каримов Аскар получили диплом 1 степени на школьной конференции в секции естествознания.

Ученики экспериментальных классов – участники всех общешкольных мероприятий.


2005 – Алматы. «Научно-методическое сопровождение обучения математике на начальном обучении 12-летней школы».
2006 – Караганда. «Концептуальные основы профильного обучения в 12-летней школе».
2007 – Астана. Методология и методические особенности проведения эксперимента в основной ступени 12-летней школы.
2008 – Алматы. «Эксперимент по 12-летнему обучению: качество и методика организации».
Январь 2009 г. – Алматы. «Мониторинг качества учебников и УМК эжкспериментаотных классов по переходу на 12-летнее обучение».
Май 2009г. – Алматы. Встреча с авторами учебников. Экспертиза учебников.
Август 2009 – Астана. «Итоги апробации учебников и УМК для 6-х экспериментальных классов. Методика обучения по учебным материалам 7-х классов.
«Механизмы формирования ключевых компетентностей как образовательных результатов 12-летней школы» - Привалова Е.Н., Закржевская Е.Д., Скорикова М.П.
«Создание условий для освоения компетентностей на уроках в начальной школе» - Курохтина О.В.
«Особенности работы с детьми 6-летнего возраста при переходе на 12-летнее образование» - Щурова Н.А.
«Анализ дидактического аппарата учебника математики 5-го класса 12-летнего обучения» - Телиман В.Я.
«Вопросы перехода на 12-летнее образование с учетом использования преимуществ дистанционного обучения» - Булавенкова В.Н.
1. введение 12-бальной системы оценивания достижений учащихся;
2. овладение педагогами современными педагогическими технологиями;
3. отработка рефлексии учебной деятельности педагогами и учениками.
В работе описывается опыт применения организационно-коммуникативной игры в школе-лицее «Аян» в качестве инновационного средства включения старшеклассников в учебную деятельность. Метод игрового моделирования можно рассматривать инновационным механизмом реализации компетентностного подхода в системе 12-летнего образования.
Первое, чему учитель должен научить, - это техника учения. До тех пор, пока вы не готовы изучать технику учения, вы не ученик.
Софийская мудрость
Тенденция развития Казахстана, стремящегося занять достойное место в числе пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, заставляют переосмыслить цели школьного образования. В ГОСО (2006 года) целью образования заявлена компетентная личность. Компетентностный подход в Казахстанском образовании разработан недостаточно и отличается разночтением (например, возникают вопросы о содержании понятий, о том, что является первичным – компетенция или компетентность). Мнение российских ученых можно в общих чертах свести к тому, что компетентный человек – это тот, кто освоил разные виды деятельности и демонстрирует свои способности в любых жизненных ситуациях для достижения поставленных целей. Учебную деятельность для любого возраста можно назвать основной: созерцает ли мир младенец, играет ли дошкольник, общается ли подросток - они учатся - каждый по-своему. Именно включенность в учебную деятельность «превращает» ребенка, перешагнувшего порог школы, в ученика. Феномен понятия «ученик» заключается в том, что он не имеет возрастного ограничения: освоивший в школе способы построения знания продолжает учиться в течение всей жизни. Но, к сожалению, учителя-практики каждый день сталкиваются с фактами, когда человек, просидев за школьной партой несколько лет, так и не становится учеником по понятию. В подтверждение приведу слова старшеклассника, обращенные к учителю за два дня до окончания четверти: «Зачем ходить в школу, оценки-то уже выставлены?» Получать оценки и учиться для него - одно и то же.
Представленная работа освещает инновационные формы организации учебного процесса, способствующие включению учеников в учебную деятельность.
Очевидно, что девятиклассники нарисовали портрет не ученика, а исполнительного, бесконфликтного, воспитанного человека, не имеющего собственного мнения, соглашающегося с учителем и воспринимающего всю информацию, исходящую от него. Таким образом, проучившись в школе 9 лет, они так и не включились по-настоящему в учебный процесс. В том, что девятиклассники не стали учениками не их вина. Педагоги не научили их учиться, заменяя процесс образования процессом обучения или научения.
Чтобы исправить ситуацию, помочь пришедшим в школу детям научиться учиться возможны 2 пути: один самый простой – рассказать, что надо делать, чтобы стать учеником. Это займет не очень много времени, ведь на самом деле, ученик – это человек, который самостоятельно «добывает» и «строит» знания, а для этого:
- работает на понимание;
- фиксирует понятое;
- делает анализ понятого;
- дополняет и уточняет;
- совершает действия в соответствии с новыми знаниями.
Но простой путь, в нашем случае рассказ учителя, не всегда самый эффективный. К слову сказать, информация о функциях человека, вставшего в позицию ученика, была доведена до сведения девятиклассников, но ситуация не изменилась: ученики по-прежнему читали, отвечали, писали, но не делали попыток вывести правило самостоятельно, взаимодействие с педагогом ограничивалось ответами на его вопросы, с одноклассниками - слушанием друг друга. Проведенный спонтанный учебный эксперимент еще раз подтвердил тупиковость и неэффективность распространенных иллюстративно-объяснительных и лекционных методов.
Второй путь «превращения» ребенка в ученика более сложный, он требует от педагога выполнения истинно педагогических управленческих функций - рефлексивных, коммуникативных, игротехнических. К сожалению, ни в одном педагогическом вузе этому не учат, поэтому, хорошо освоив свой предмет, многие педагоги не могут организовать учебный процесс, ограничиваются передачей информации. Инновационной формой освоения учебных навыков является метод игрового моделирования (организационно-коммуникативные, организационно-деятельностные, организационно-мыслительные игры), разработанный российским методологом, доктором психологических наук, академиком, профессором Анисимовым О.С. и освоенный и успешно применяемый карагандинскими учеными (Цой В.И. и др.). Метод основан на принципе «овнешнения скрытых во внутреннем плане сознания процессов движения мысли. С его помощью педагог обеспечивает учащимся естественный (через проживание в модельном действии) режим освоения учебно-предметных содержаний в логике самого предмета обучения. В играх ведущей ценностью являются реальные затруднения участников в их модельно-реализационной, мыслительной и согласовательной практике» [127]. Большой интерес к игровым методам моделирования ситуаций проявляют не только в образовательных, но и в управленческих и бизнес-структурах. В числе заказчиков на проведение игр значатся Академия госслужбы при Президенте РК, Комитет по поддержке малого бизнеса Министерства индустрии и торговли РК, Казахская академия образования имени Ы. Алтынсарина. Однако для практики средних общеобразовательных школ игры в деятельность - явление единичное и, можно сказать, уникальное (в Москве академик Анисимов О. проводит методологические семинары и курсы для школьников []).
Опыт участия в подобных играх приобрели педагоги школы-лицея, на базе которого проведены 3 организационно-деятельностных игры, одна из которых посвящена проблемам и методологическим ориентирам 12-летнего образования в лицее «Аян», пятеро имеют сертификаты игротехников. Была сделана попытка организовать ОКИ для учеников 8-10-х классов. Тема игры, которой руководил Цой В.И., методолог, к.т.н., - «Школьное бытие: Дух, Мысль, Слово, Действие». Следует уточнить, что игра носила надпредметный характер и имела целью раскрытие коммуникативных и рефлексивных способностей, которые необходимы как в учебной, так и профессиональной деятельности. Основные правила такой игры – действуй, как можешь, не жди подсказок, добывай знания самостоятельно, взаимодействуй с другими игроками, выстраивай свои действия в соответствии с новыми знаниями. Участники игры в ходе групповой работы столкнулись с рядом затруднений и проблем, которые были озвучены ими на пленарном совещании:
- не знаем правил группового взаимодействия, из-за этого возникают конфликты;
- не стараемся понять друг друга, поэтому часто повторяем одно и то же;
- не понимаем вопросов, которые задают игротехники (имеются в виду вопросы рефлексивного характера «Что ты сейчас делаешь?» «Каковы основания твоих рассуждений?» «Как связано то, о чем ты говоришь, с предыдущей мыслью?» и другие).
Осознание собственной недостаточности – это первый шаг к рефлексии, когда ученик вслед за вопросом «Что я сейчас делаю?» начинает задумываться над тем, а зачем он это делает и какими средствами (в том числе предметными знаниями и способностями) ему необходимо овладеть для достижения результата. Благодаря организационно-коммуникативной игре ученики признали в себе не только субъекта, а заказчика на образование, задумались над тем, как и чему их учат, высказали сомнение в целесообразности тестовой системы контроля знаний, начали размышлять о необходимости раскрытия и реализации способностей, о преимуществе самообразования. В качестве первого заказа администрации и учителям было выдвинуто предложение о проведении организационно-коммуникативных игр для всех учеников и педагогов. Старшеклассники уверены – знать правила коммуникации, демонстрировать навыки рефлексии должны все субъекты образования.
Еще один феномен деятельностных игр заключается в том, что они ставят вопросов больше, чем дают ответов, стимулируя тем самым учеников к самостоятельным поискам, которые лежат в основе учебной деятельности.
Как и всякая инновация, деятельностные игры требуют условий, которые должны быть соблюдены, если мы хотим получить результаты. Под условиями мы имеем в виду:
- проведение игр как минимум 2 раза в году – в начале года для определение заказа на образование, в конце года – для подведения итогов и рефлексии;
- участие в играх не избранных, а всех учеников, в первую очередь тех, кто имеет проблемы в учебе, общении;
- наличие подготовленных игротехников из числа педагогов, имеющих опыт участия в подобных играх и демонстрирующих новый уровень взаимодействий между педагогами и учениками;
- поддержание и развитие способностей, проявленных учениками во время игры, всеми педагогами в условиях основного учебного процесса;
- демонстрация педагогами коммуникативных и рефлективных навыков.
ОКИ помогла ответить на актуальный вопрос: «Как научить учеников учиться?». Ответ педагоги получили, наблюдая за действиями игротехников, в качестве которых выступали студенты 1-го курса факультета предпринимательства и управления КарГТУ. Их деятельность, на первый взгляд, могла показаться достаточно пассивной. Они наблюдали, задавали вопросы, фиксировали действия игроков. Ученики, имеющие опыт общения с учителями, которые руководят, объясняют, подсказывают, контролируют, оценивают, были удивлены «пассивной» ролью игротехников. На самом деле в такой внешней отстраненности от процесса, происходящего в группе, и заключалась главная идея организации процесса самообразования, а не передачи информации от знающего (учителя) к незнающему (ученику). Игротехники создавали условия для взаимодействий игроков в рамках темы, задавали вопросы, стимулирующие учеников к самостоятельному рассуждению, мотивировали к поиску причин собственных затруднений, к осознанию недостаточности их знаний и умений, обращали внимание на культурные ценности, способствующие своевременному обнаружению и преодолению тех или иных затруднений в деятельности. Таким образом, ОКИ оказалась не только средством освоения учениками способов учебной деятельности, но и своеобразным курсом повышения квалификации педагогов, где не на словах, а на деле было продемонстрировано, как надо организовать учебный процесс, чтобы привить ученикам интерес и стимул к учебе «на протяжении всей жизни».
Игры в деятельность (ОКИ, ОДИ, ОМИ) могут быть отнесены к учебно-педагогическим инновациям, потому что они, по определению Цоя В.И. [2], как минимум:
1) соответствуют общечеловеческим ценностям: сохранению и улучшению здоровья, общественного согласия;
2) способствуют преодолению всеобщих, типовых затруднений в деятельности;
3) ориентированы на выращивание конкурентных способностей учеников как будущих деятелей, от которых зависит вхождение Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.
Список литературы
1. Анисимов О.С., Цой В.И. Схемы и их педагогическое использование в развивающем обучении. М., 2005. – 247 с.
2. Цой В.И. Педагогические технологии раскрытия инновационного потенциала: Учебное пособие. Караганда, 2007. – 70, 127 с.
3. Цой В.И. Мировоззренческие ориентиры управленческого мышления и деятельности: Учебное пособие. – Караганда: КарГТУ, 2005.
Восемь лет в эксперименте: результаты, выводы и предложения - открыть
Қазақ әдебиеті. Мұғалім – Бейсембинова Н.А. Сынып – 7В - открыть
Урок в 6-м классе 12 летней школы. Учитель Саденова А.Б - открыть
Урок в 5 классе 12 – летней школы. Тема: Средневековые города Казахстана. - открыть
Компьютерная графика. 5 класс. Учитель Никитчук Г.В. - открыть
Тема: «Кодирование. Понятие о кодировании». - открыть
Проверочная работа. 5 класс. Информация. Учитель Никитчук Г.В. - открыть
Презентация. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. 6 класс. Учитель Никитчук Г.В. - открыть
Своя Игра. 6 класс. Учитель Никитчук Г.В. - открыть
Своя игра. Закрепление. 6 класс. Учитель Никитчук Г.В. - открыть
Алгебра 7 класс. Учитель Телиман В.Я. - открыть
Геометрия 7 класс. Учитель Телиман В.Я. - открыть
Математика 6 класс. Учитель Телиман В.Я. - открыть
Презентация "Цветение и опыление растений" 6 классс - открыть
Презентация "Цветок, его строение и значение" 6 класс - открыть
20 – 21 августа 2010 года в г. Алматы состоялся Республиканский семинар
«Эксперимент по переходу на 12-летнее обучение. Методология, содержание и методические особенности обучения по учебникам для 8-х экспериментальных классов основной ступени» в работе которого приняли участие зам. директора по инновациям Привалова Е. Н. и зам. директора по информатизации Никитчук Г. В.
Методические рекомендации по программе 12-летней школы учителя Гельмановой Я.М.скачать