Утверждаю
Директор КГУ «ОШ №86»
Лоор И.И.
«_____»____________2025г.
Программа
летнего пришкольного оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
1-4классы
«Достық»
(ЛЕТО - 2025)
2025г.
- ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1. |
Полное название программы |
ПРОГРАММА деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Праздник каждый день» |
2. |
Автор программы |
Начальник лагеря |
3. |
Руководитель программы |
|
4. |
Название проводящей организации |
КГУ «ОШ №86» |
5. |
Адрес организации |
Орбита 1, стр.15 |
7. |
Телефон |
8 (7212)31-34-53 |
8. |
Форма проведения. |
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей |
9. |
Цель программы |
Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей при условии формирования в детях любви к Родине и родной природе, а также развитие творческого потенциала и активной жизненной позиции детей. |
10. |
Специализация программы |
Оздоровительная, экологическая. |
11. |
Сроки проведения |
Июнь2025г. |
12. |
Место проведения |
КГУ «ОШ №86» |
|
Количество смен |
1 смена, 2 сезона |
|
Продолжительность смен |
1 сезон: с 02.06. по 13.06.2025 2 сезон: с 16.06. по 27.06.2025 |
|
Охват детей |
1-4 классы(100 уч-ся) |
|
Наполняемость лагеря |
100% |
13. |
Официальный язык программы |
Казахский, русский |
14. |
Общее количество участников |
15-20учащихся на отряд 1 вожатый на отряд 1воспитатель на отряд |
16. |
Условия участия в программе |
Заявления родителей участников |
17. |
Условия размещения участников |
Школьная площадка
|
18. |
Краткое содержание. |
Программа направлена на создание условий для реализации естественных потребностей детей в деятельности, познании, общении, самоутверждении через включение их в жизнь общества посредством социально-значимой деятельности оздоровительной и экологической направленности. В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры. С первых дней пребывания в лагере ребёнок вводится в игру. Цель, которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Игровая модель следующая: дети погружаются в игровую легенду о том, что территория лагеря это «Территория здоровья», «Планета спорта», «Зеленая планета» и т.д. |
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ
В летнее время дети часто не могут найти для себя интересного, увлекательного занятия, не могут организовать свой досуг. Задача взрослых – продолжить процесс образования личности через взаимодействие ребёнка с окружающей природой и социальной средой.
Детские оздоровительные лагеря обеспечивают полноценный содержательный отдых и оздоровление детей, развивают и воспитывают каждого ребёнка. Здесь каждый отдыхающий может «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, может научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребёнка открывает детский оздоровительный лагерь «Достық».
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок, сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учится побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его понять, настроить, не отталкивать, не отворачиваться, а вселять уверенность в каждого ребёнка.
Таким образом, за последние годы в нашем лагере были созданы оптимальные условия для организации досуга учащихся, их оздоровления и творческого развития. Результаты позволяют сделать вывод, что работа строится планомерно, учитывая интересы всех ребят в лагере.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лето - активная пора социализации учащихся, расширения личностного образовательного пространства, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Условия летнего оздоровительного отдыха детей с дневным пребыванием уникальны с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Летний отдых сегодня – это наилучшая пора для общения с природой, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, постоянная смена впечатлений, встреча с позитивным неизвестным, поле для творческого развития детей и подростков.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Досуг, игры, развлечения, различные мероприятия в этой социальной среде побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.
Каждый год для учащихся 1-4 классов(5-8 классы по желанию – профильное направление) организуется оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе КГУ «ОШ №86». Необходимым условием организации полноценного отдыха является вовлечение в досуговую летнюю деятельность ребят из многодетных, малообеспеченных семей и семей, попавших в сложную жизненную ситуацию.
Для организации оздоровления и занятости учащихся в летнее время разработана данная программа.При составлении программы учитывались традиции и возможности школы, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
- Продолжением учебного - воспитательного процесса в условиях лета;
- Решением проблемы летней занятости детей;
- Привитием навыков здорового образа жизни иукреплению здоровья учащихся;
- Повышением спроса родителей и детей на организованный отдых детей в условиях школы.
При написании программы руководствовались принципами, заложенными в воспитательной системе школы
- Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
- Принцип творческого отношения к делу;
- Принцип самореализации ребёнка в условиях детского лагеря;
- Принцип самостоятельности;
- Принцип учета возрастных особенностей детей;
- Принцип доступности выбранных форм работы.
Цель программы – создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей при условии формирования в детях любви к Родине и родной природе, а также для развития творческого потенциала и активной жизненной позиции детей.
Задачи программы:
- Предоставление школьникам возможности участвовать в играх, делах, экскурсиях, событиях лагеря, доставляющих удовлетворение, позволяющих попробовать свои силы в новых социальных ролях, познать радость успеха, проявить лидерские и организаторские способности.
- Формирование коммуникативных навыков детей, адекватной самооценки каждого ребёнка, социальной адаптации и защищённости.
- Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для комфортности каждого ребёнка.
- Укрепление здоровья детей, вовлечение их в систематические занятия физической культурой и спортом.
- Воспитание чувства любви к Родине, родной природе, к истории родного края, к культуре народа, его традициям.
Программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
По продолжительности программа реализуется в период с 1 июня по 28 июля 2023 г.
Программа предполагает вовлечь в деятельность учащихся школы 1-4 классов.
Предполагаемые результаты программы.
В результате реализации программы её участники получат определённые знания, умения, навыки в социальной деятельности. Дети будут привлечены к оздоровительным, экскурсионным, спортивным, творческим мероприятиям, и результатом этих занятий будет улучшение их эмоционально-физического состояния.
Предполагается, что у участников будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские способности.
Ожидается, что по окончании смены у ребёнка:
- сформируется положительное отношение юного гражданина к самому себе, и другим людям;
- сформируются новые знания об экологии, истории, культуре родного края и страны в целом;
- сформируется у детей уважение к символам и атрибутам нашего государства;
- реализуется мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявлению собственной инициативы;
- разовьётся индивидуальная, личная культура, он приобщится к здоровому образу жизни;
- разовьются коммуникативные, познавательные, творческие способности, умения работать в коллективе;
- начнёт создаваться мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности.
-произойдёт улучшение качества творческих работ за счёт увеличения количества детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях; у детей сформируются умения и навыки, которые будут способствовать их личностному развитию и росту.
Критерии эффективности программы.
Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
- Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- Творческое сотрудничество взрослых и детей.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
Программа предназначена для организации отдыха детей во время летних каникул в лагере пребыванием сроком на 10 дней. Педагогический коллектив руководствуется в работе гуманистическими принципами. Все занятия проводятся в игровой форме, предусмотрены индивидуальные и групповые формы работы. Важное место отводится развитию детского творчества. Каждому ребёнку программой предоставлена возможность самореализации в жизнедеятельности коллектива.
Педагогические принципы программы:
1. «Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому из пассивных поглотителей информации вырастают творцы, созидатели.
2. Принцип взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи между всеми участниками смены. «Уважая личность ребёнка» - создаётся атмосфера бережного отношения к личности ребенка.
3. «У каждого своё дело, а вместе мы команда!» - каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя ответственность, но общий результат.
4. Принцип самореализации детей на основе самопознания и самоопределения.
5. Принцип стимулирования творчества детей на основе включения их в реальные социально-значимые отношения.
6. Принцип эмоциональной привлекательности процесса жизнедеятельности, основанного на учете интересов и потребностей детей.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Дело 01. Нормативные правовые документы, регламентирующие работу лагеря.
01-01. Закон «Об образовании» РК
01-02. Кодекс законов о труде РК
01-03. Конвенция ООН о правах ребенка
01-04. Закон РК «О защите прав ребенка»
01-05. Положение о летнем оздоровительном лагере (или Устав)
01-06. Правила внутреннего распорядка в лагере
01-07. Распорядок (режим) дня
01-08. Правила поведения детей в лагере (письменно, под подпись ознакомлены все дети и их родители)
01-09. Договоры со сторонними организациями (экскурсии, культурное обслуживание)
01-10. Номенклатура дел лагеря
Дело 02. Канцелярия
02-01. Книга приказов
02-02. Штатное расписание
02-03. Список сотрудников
02-04. Списки детей
02-05. Маршрутные листы
02-06. Должностные обязанности работников
02-07. Заявления и обращения родителей или лиц, их заменяющих
Дело 03. Медицина
03-01. Разрешение районной станции эпидемиологического надзора
03-02. Медицинские сведения о работниках лагеря
03-03. Медицинские справки об эпидемиологическом благополучии детей
03-04. Акты проверок санитарного состояния
Дело 04. Хозяйственная деятельность
04-01. Смета затрат по лагерю
04-02. Заявка-заказ на питание в столовой
04-03. Дневная ведомость оперативного учета стоимости питания
04-04. Квитанции
04-05. Меню на каждый день
04-06. Сводная ведомость учета стоимости питания
Дело 05. Воспитательная работа (выполнение, посещение и анализ)
05-01. Программа работы лагеря (наличие на государственном языке)
05-02. План работы лагеря на смену (наличие на государственном языке)
05-03. Ежедневный план работы лагеря (наличие на государственном языке)
05-04. Анализ работы смены (наличие на государственном языке)
Дело 06. Охрана труда
06-0.1. Акт приемки летнего оздоровительного лагеря
06-02. Акт технического обследования спортивного оборудования
06-03. Инструкции по охране труда сотрудников
06-04. Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей
06-05. Инструкции по санитарно-гигиеническим параметрам
06-06. Инструкции по пожарной безопасности
06-07. Журнал регистрации вводного инструктажа
06-08. Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте
06-09. Журнал регистрации инструктажа по пожарной безопасности
06-10. Журнал регистрации инструктажа при проведении походов и экскурсий
06-11. Журнал регистрации инструктажа воспитанников по охране труда
06-12. Журнал регистрации несчастных случаев с воспитанниками лагеря.
Механизм реализации Программы
Iэтап. Подготовительный
Этот этап характеризуется тем, что до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- организация работы столовой.
IIэтап. Организационный
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
- Анкетирование
IIIэтап. Практический
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел;
- работа творческих мастерских.
IVэтап. Аналитический
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Виды деятельности:
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- Игровая программа «Ты, да я, да мы с тобой!»
- Коммуникативные игры на знакомство «Как меня вы назовете…», «Снежный ком», «Угадай, чей голосок».
- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «У меня зазвонил телефон», «Мисс и мистер лагеря»
- Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок»,
«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»,
«Джунгли зовут», «Конкурс фантазеров».
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде»;
- Беседы, проведённые с привлечением работников различных сфер деятельности:
- Профилактические беседы медицинского работника: «Мой друг-носовой платок!», «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»;
- Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре» с просмотром видео материала;
- Конкурс рисунков на асфальте «Мир детства»;
- Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»;
Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков, стенных газет;
- Ярмарка идей и предложений;
- Конкурсы рисунков.
- Коллективно-творческие дела: «Мы рисуем на стене нашу летнюю планету» - знакомство с разными видами отдыха.
- Мероприятия на развитие творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Красный, желтый, зеленый», конкурсная программа
« Твои летние каникулы», «О братьях наших меньших», конкурс – игра «Музыка в нашей жизни», конкурс «Час Самоделкина», интеллектуальная игра «Тематические загадки», конкурс – игра «Находчивый турист», «Герои моих любимых мультфильмов» и т.д.
- Итоговая выставка «В гостях у сказки»
Работа по экологическому развитию детей
- День леса, Своя игра «Мир воды», «Вода – чудесный дар природный», «Экология и….», «Природа – наш дом», дискуссия «Природа моего края»;
- Экскурсии: «Изучение разнообразия растительного и животного мира смешанного леса», « Изучение разнообразия растительного и животного мира луга».
Тематические прогулки в лес «Подготовка к конкурсам поделок из природного материала»;
- Конкурсы: «Очумелые ручки», «Лучший букет», конкурс рисунков «Моя зелёная планета»
- Игры: «Красная книга», «Угадай мелодию» -тема природы, «Экологическое лото», «По лесным тропинкам», «Знатоки родной природы».
- Викторина «Твоя зелёная планета-Экологический ликбез»,«Наземно-воздушная среда обитания», «Организм, среда. Среды жизни», «Опустынивание и борьба с ним».
- Экологические десанты «Чистая природа»
Работа по гражданско-патриотическому развитию детей
-Конкурс рисунков «Мы все такие разные»
- Экскурсия по городу и составление схемы улиц города.
Знакомство с картой – схемой «Наш – город» «История города в названиях улиц».
- Экскурсия «Достопримечательности города», «Памятные места города».
- Разведка добрых дел. «Кому нужна моя помощь?» Праздники и развлечения. «Традиции нашего народа».
- Народные игры на свежем воздухе
- Презентация семейных творческих работ «Мой папа – мастер на все руки».
- Беседа с творческим заданием «Моя семья – моя радость». Беседа. «Мои права и обязанности»
- Десант чистоты и порядка в лагере «Зеленые ладошки земли».
- Музыкальный час. «Люблю тебя, мой край».
- Сказочный марафон «В гостях у предков».
- Игра. «По каким правилам мы живем».
- Творческая деятельность «Пусть цветы радуют глаз».
Работа по духовно-нравственному развитию детей.
- Литературный праздник «Минута поэзии».
- Конкурсы: рисунков по сказкам, «День сказочных затей»
- Экскурсия в библиотеку
- Обзор литературы «По страницам народных сказок»
Работа по привитию навыков самоуправления
- Выявление лидеров, генераторов идей;
- Распределение обязанностей в отряде;
-Закрепление ответственных по различным видам поручений;
- Дежурство по игровым комнатам.
Аналитическая деятельность по работе программы
«Праздник каждый день!»
- Ежедневная рефлексия (цветопись, дневник настроения)
- Предварительный сбор данных на воспитанников лагеря «Достық»
- Анализ лагерных мероприятий;
- Анализ работы программы «Праздник каждый день!» в заключительный день работы лагеря «Достық»;