Психологическая служба
В школе функционирует психологическая служба, целью которой является психологическое сопровождение образовательного процесса. Квалифицированные психологи осуществляют помощь педагогам, учащимся и их родителям.
График консультаций психологов для родителей
с 12.00 до 14.00 ежедневно в дистанционном формате
WhatsApp,Zoom, Skype и др. тел.87088212269
При общении с ребёнком Вам помогут эти правила:
Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:
• ребенок убедится, что вы его слышите;
• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.
Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.
Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»
· Используйте время, проводимое вместе с ребёнком, играя в игры, которые вы знаете с детства. Это должно легко включаться, укладываться в семейный стиль взаимодействия ребенком, быть естественным и логичным развитием этих отношений. Например, ручки можно развивать, перебирая с бабушкой гречку, общую координацию – плавая, делая с папой зарядку, лазая по деревьям на даче. А для развития речи и кругозора нужно просто... говорить с ребенком (при этом решается множество и более тонких психологических проблем).
· Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Вы можете сами применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка.
«Ласковый мелок»
Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.
Взрослый говорит ребенку следующее:
«Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.
Эту игру можно использовать перед сном, во время отдыха.
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому. Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя. (Вы тоже можете делать их вместе с ребенком).
· Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «Дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.
· Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость ребенок захочет расположить в одном месте).
· Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы: 1. Что тебя может разозлить? 2. Как ты себя ведешь, когда злишься? 3. Что чувствуешь в состоянии гнева? 4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты? 5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся. 6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь? 7. Какие слова для тебя самые обидные? Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.
Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения. 1. Стройте вместе с ребенком «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека. 2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык. 3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки. 4. Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме. Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»). Предложите воспользоваться «чудо-вещами» для выплескивания негативных эмоций:
– чашка (в нее можно кричать);
– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);
– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);
– подушка (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет. Все эти «чудо-вещи» могут быть использовании и взрослыми!!! 5. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко). 6. Игра «Обзывалки». Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты –одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет. Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение. Учите управлять ребенка своим эмоциями
· Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
· Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
· Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».
· Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.
Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
Как обеспечить безопасность ребенка в Интернете
Интернет давно стал незаменимым помощником любого современного человека. Наших детей это благо цивилизации не обошло стороной. Глобальная сеть всецело является источником для новых знаний и открытий, оказывает помощь при приготовлении домашних заданий и рефератов и занимает свободное время детей разного возраста. Именно поэтому дети активно пользуются Интернетом и проводят время у компьютера даже больше, чем взрослые. Служба мгновенных сообщений, социальные сети, форумы, чаты и сетевые игры помогают узнать много нового и найти друзей в любом уголке планеты. Но следует помнить, что, подключаясь к Интернету, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он даже не подозревает.
Для того чтобы обезопасить детей в Интернете, придерживайтесь следующих правил:
1. Установите домашний компьютер в том месте, где вы можете наблюдать за тем, какие сайты просматривает ребенок;
2. Установите антивирусное программное обеспечение с функцией «Родительский контроль»;
3. Понаблюдайте за сменой настроения и поведением вашего ребенка после выхода из Интернета. Проявление таких психических симптомов как подавленность, раздражительность, беспокойство должно насторожить вас и подвигнуть к доверительной беседе;
4. Регулярно проводите ликбез с ребенком на тему общения с незнакомцами; 5. Не давайте ребенку длительное время проводить за компьютером;
6. Просматривайте историю сессий браузера, чтобы держать под контролем все сайты, которые посещал ребенок;
7. Объясните ребенку, чтобы в социальных сетях, блогах или других сайтах он не пользовался личными данными или не выкладывал в сеть слишком много информации о себе;
8. Создайте семейный электронный адрес, чтобы ребенок при регистрации использовал его. Таким образом, вы будете видеть, какие сайты посещает ребенок.
Рекомендации родителям для предотвращения насилия и посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних
Пока ребенок маленький процесс общения его с другими людьми проходит через «родительский фильтр». С возрастом достаточно тяжело контролировать все знакомства ребенка с одной стороны, а с другой стороны ребенок нуждается в некоторой самостоятельности. Для того чтобы уберечь своего ребенка от пагубного воздействия окружающего мира, необходимо проводить воспитательную работу с ребенком как можно раньше.
Для формирования навыка безопасного поведения у детей, родителям необходимо соблюдать некоторые ПРАВИЛА:
1. Стремиться, чтобы ребенок полностью доверял Вам.
2. Беседовать с ребенком систематично. Правила безопасности должны быть доведены до автоматизма.
3. Быть примером для ребенка не только во время изучения правил поведения, но и в повседневной жизни, открывая дверь и т. д.
4. Проявлять участие, если заметили, что ребенку нужна помощь.
5. Не отпускать ребенка на улицу одного. Помните, что когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается.
6. Объяснить ребенку, что если на улице у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед.
7. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в интернете, будьте в курсе, с кем ваш ребенок контактирует в сети.
8. Напоминать детям, чтобы они никому не высылали свои фотографии, данные документов, телефон и адрес без вашего разрешения.
Подготовка к экзаменам.
Рекомендации родителям.
В период подготовки к экзаменам школьникам не следует резко менять режим. Необходимо сохранить привычное время пробуждения и отхода ко сну, часы приёма пищи и пребывания на свежем воздухе. Для хорошей подготовки организма и успешной работы головного мозга очень важны полноценное питание, короткие прогулки и физические упражнения. В эти дни надо очень тщательно следить за здоровьем и настроением ребенка, т.е. исключить причины дополнительного нервного и эмоционального напряжения, все, что может помешать сосредоточиться на занятиях. Таким образом:
Создайте дома обстановку дружелюбия и уважения, не выступайте в роли судьи, обращая внимание лишь на неудачи и промахи ребенка.
Помогите определить, сколько экзаменационных билетов в день следует подготовить ребенку (чтобы не получилось, что большую часть он будет спешно готовить в ночь перед экзаменами). Помогите распределить темы подготовки по дням. Смоделируйте ситуации общения ребенка с экзаменатором, помогите ему потренироваться отвечать на конкретные вопросы. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он закончит подготовку, вовремя ляжет спать. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Сохраняйте хорошее настроение в день сдачи экзамена, не показывайте ребенку своего волнения (эмоции очень заразительны и могут передаваться). Сосредоточьтесь на позитивных моментах, подчеркните сильные стороны вашего ребенка с целью укрепления его самооценки.
И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Психологическая служба