Работа логопеда в школе.
Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.
Целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
1. развитие связной речи,
2. коррекция произношения,
3. накопление и совершенствование словаря,
4. развитие физического и речевого слуха,
5. развитие грамматической стороны речи,
6. развитие артикуляционной моторики,
7. обучение навыкам словообразования и словоизменения.
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
- формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
- профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижением учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.
Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.
Логопедическое сопровождение учащихся включает в себя:
Обследование учащихся
1. Подготовка материалов обследования.
2. Проведение экспресс – диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди учащихся 1-х классов.
3. Проведение фронтального обследования среди учащихся.
4. Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.
5. Заполнение речевых карт, оформление документации.
6. Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год.
Содержание логопедической работы
Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия.
Основные направления работы с детьми:
Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма. Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо - моторных навыков, зрительно – моторного слежения, пространственных, временных представлений. Отработка артикуляционно – фонетической стороны речи. Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза. Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь. Дифференциация звуков и букв в письменной речи. Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы. Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением. Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания. Работа над связной устной и письменной речью. Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.
Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1- х классов:
Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении. Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания. Дифференциация гласных 1 –го и 2 –го ряда. Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда. Формирование действий изменения слов. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов. Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря. Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. Работа над формированием связной речи. Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.