КОНЦЕПЦИЯ
организации оздоровительного отдыха,
досуга и занятости детей в период каникул
«Қазақстан балалары – жазды қуанышқа толтырайық!»
«Дети Казахстана – наполним лето радостью!»
Введение
Обеспечение прав и законных интересов детей является одним из основных направлений национальной политики Республики Казахстан. Государственными органами учреждаются и поддерживаются детские оздоровительные, спортивные, творческие организации досуга, занятости, лагеря.
Организация оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в летний период является неотъемлемой частью социальной политики государства и возможностью для творческого развития детей, обогащения их духовного мира и интеллекта. Каникулы - свободное от учебных занятий время, «зона» особого внимания к ребенку, его социальная защита.
Общие положения
Настоящая Концепция организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период каникул (далее - Концепция)основывается на принципах государственной социальной политики в сфере воспитания и оздоровления.
Принципы Концепции:
1) межведомственное взаимодействие, обеспечение согласованности действий органов государственного управления, организаций образования, общественных организаций;
2) открытость - обеспечение участия общественности в организации и мониторинге отдыха и оздоровления детей, соблюдением норм и правил безопасности детей;
3) интеграция - обеспечение единства образовательной, социально-педагогической, оздоровительной, психологической, развивающей, культурно-досуговой направленности мероприятий.
Концепция направленана решение ключевых задач социализации и развития подрастающего поколения через расширение возможностей организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей и основывается на принципах воспитательной политики, определенных в Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, Конституции Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан«О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы.
Актуальность Концепции обусловлена необходимостьюпредусмотреть все возможные варианты организации детского отдыха и оздоровления детей в период летних каникул в условиях профилактики распространения коронавирусной инфекции.
Цель - выработка единых подходов к организации летнего отдыха детей для реализации творческих, спортивных, лидерских программ.
Задачи:
создание условий, направленных на сохранение и стабилизацию системы летнего отдыха, оздоровления и занятости детей в современных условиях; кадровое и организационные обеспечение системы летнего отдыха, оздоровления и занятости детей; санитарно-медицинское, санитарно-гигиеническое обеспечение функционирования организаций летнего отдыха детей; методическаяподдержка занятости, отдыха и оздоровления детей в период каникул; обеспечение массового охвата обучающихся 1 - 10 классов участием в мероприятиях, в том числе, дистанционных, в период летних каникул; повышение доступности услуг детского отдыха и оздоровления; реализация прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Концепция позволитпривлечь внимание государственных органов, общественности, бизнес-сообществ, НПО, СМИ к эффективной организации отдыха, досуга и занятости детей.
Концепция призванаобеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по совершенствованию качества организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей.
Текущая ситуация:
По данным НОБД (на 30 апреля 2020 года) в республике 3 203 498 учащихся 1-10 классов.
310 788 детей воспитываются в социально-уязвимых семьях.
Из них:
- 88 041 ребенок в семьях, где среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума;
- 182 602 ребенка в семьях, имеющих право на получение адресной социальной помощи;
- 8448 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 624 ребенка из неблагополучных семей;
- 30 906 детей иных категорий, определенных коллегиальным органом управления образования, для получения помощи из фонда «всеобуча»;
- 167 детей из семей, требующих экстренной помощи в результате ЧС.
Для организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период каникулимеются13 114 детских лагерей, в том числе: 250 загородных лагерей (140 государственных, 110 частных), из них 17 при организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 11 228 лагерей дневного пребывания с питанием и без питания при общеобразовательных школах и организациях дополнительного образования (пришкольные лагеря), 1 636 палаточных, юрточных лагерей и других.
В работу детских лагерей будут активно задействованы педагогические отряды из числа обучающихся колледжей и студентов вузов республики.
Сферу деятельности в летнее каникулярное время расширят внешкольные организации образования. В областных, районных центрах в летнее авремя продолжат работать Дворцы школьников, Центры, Дома детского творчества, библиотеки, станции юных техников, экологов, натуралистов. В кружках, секциях, студиях клубах будет уделено внимание развитию личности каждого ребенка, раскрытию его способностей, воспиатнию гражданина.
В связи с ситуацией в стране и в мире, с целью недопущения распространения коронавирусной инфекции среди детей, будут предусмотрены меры по выполнению санитарных эпидемиологических требований при организации летнего отдыха, оздоровления и обеспечения занятости детей.
Решение о возобновлении деятельности детских оздоровительных лагерей, центров, комплексов, загородных лагерей, лагерей дневного пребывания, палаточных, юрточных и другихпринимается местными исполнительными органами в зависимости от эпидемиологической ситуации в каждом регионе,при условиисоблюдениясанитарно-эпидемиологических ипротивоэпидемических норм.
Алгоритм работы детских оздоровительных лагерей утверждается постановлением Главного государственного санитарного врача Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
III. Рекомендации по обеспечению оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул
1. Календарно-тематическое планирование летних каникул:
Недели |
Дата |
Направление недели |
Тема недели |
1 неделя |
1 - 07 июня |
Гражданско-патриотическое |
«Казахстан - Родина моя» |
2 неделя |
08 - 14 июня |
Краеведческое |
«Время путешествий» |
3 неделя |
15 - 21 июня |
Нравственно-духовное , семейное |
«Дорогою доброты»«Семья- золотая колыбель» |
4 неделя |
22 - 28 июня |
Экологическое |
«Чистая планета и экология души» |
5 неделя |
29 июня - 05 июля |
Историко-культурное |
«История столицы – история страны!» |
6 неделя |
06 - 12 июля |
Научно-техническое |
«Полезные игры» |
7 неделя |
13 - 19 июля |
Спортивное |
«Мы за здоровый образ жизни» |
8 неделя |
20 - 26 июля |
Художественно-эстетическое |
«Мир чудес!» |
9 неделя |
27 июля - 02 августа |
Художественно-эстетическое |
«Мир талантов!» |
10 неделя |
03 - 09 августа |
Волонтерское |
«Казахстан – территория доброты»/ «Твори добро!» |
11 неделя |
10 - 16 августа |
Историко-краеведческое |
«Великие имена Великой степи» |
12 неделя |
17 - 23 августа |
Научно-эстетическое |
«Юный ученый!» |
13 неделя |
24 - 30 августа |
Патриотическое |
«Конституция – основа Независимости государства» |
2. Структура межведомственного взаимодействия заинтересованных сторон по организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул
Заинтересованные стороны |
Содержание деятельности
|
||
Государственные органы |
Министерство образования и науки Республики Казахстан (КОПД, КДСО, КОКСОН, ДВПО, ДТИПО)
|
Проведение заседанияМВК по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве РК по вопросам оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул. Мониторинг уровня удовлетворенностидетей и родителей организацией летнего отдыха. Проведение онлайнконференций, совещаний, заседаний, встреч по подготовке и проведению летнего отдыха. Разработка рекомендаций к карте занятости и развития детей в период летних каникул. Разработка Концепцииразвития волонтерского студенческого движения. Разработка летнего проекта«ВУЗ и дети». Мониторинг публикаций в СМИ. Мониторинг охвата летним отдыхом. Мониторингчрезвычайных ситуаций и несчастных случаев. |
|
Департаменты по обеспечению качества в сфере образования
|
Публикации ДОКСО в социальных сетях по вопросам охраны прав детей. Оперативное реагированиена проблемные и чрезвычайные ситуации в отношении несовершеннолетних, возникшие при оказании услуг по организации летнего отдыха и оздоровления. Принятие мерпо устранению причин, вызвавших негативные публикации в СМИ и социальных сетях Рассмотрение обращений граждан в телеграмм-чате «Бала қорғау». Участие в заседаниях КДНЗП по вопросам организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул.
|
||
Местные исполнительные органы (акиматы всех уровней, отделы и управления образования, культуры и спорта, здравоохранения, правоохранительные органы, социальной защиты)
|
Утверждение региональныхКомплексных программ организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период каникул на 2020 год «Қазақстан балалары – жазды қуанышқа толтырайық!» - «Дети-Казахстана – наполним лето радостью!» Подготовка документации: - о создании межведомственных комиссий по подготовке и приемке к эксплуатации детских оздоровительных организаций; - приказы об открытии лагерей, о назначении ответственных;актов приемки лагерей, детских объектов; - положение о детском лагере; - правила внутреннего трудового распорядка летних объектов; - графики работы, экскурсий и др. Обследование: - детских объектов; - спортивных площадок и спортсооружений; - автотранспорта для перевозки детей; - мест массового купания; - торговых точек и др. Оборудование детских объектов вблизи проезжей части дорожными знаками, пешеходными переходами. Проведение оперативно-профилактических мероприятий. Проведение совместно с территориальными подразделениями Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД РК в детских лагерях, расположенных вблизи водоемов, проверки наличия и состояния спасательного оборудования, информационных стендов о мерах безопасности на воде. Определение перечня официальных мест для отдыха на воде. Оборудованиезапрещающими знаками потенциально опасных участков и мест, запрещенных для купания Обеспечениепротивопожарной безопасности в детских оздоровительных организациях Распространение памяток с указанием телефонов службы спасения, скорой помощи, водно-спасательной станции. Размещение видеороликовна региональных ТВ-каналах по технике безопасности на воде, на дороге и других. Санитарно-гигиеническое обучение персонала и педагогов детских объектов. Заключение Меморандумов с государственными, коммунальными, некоммерческими, частными организациями спортивного, оздоровительного, культурного профиля для организации мероприятий по обучению детей базовым навыкам плавания Проведение расширенных заседаний акиматовпо организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул, в том числе, в онлайн режиме. Создание дистанционных профильных лагерей, дворовых команд. Организация региональных конкурсов: - «Лучшая дворовая команда - 2020»; - «Лучший школьный парламент – 2020 (маслихат, аймак, совет лидеров и др.)»; - «Лучшая дистанционная программа профильных смен детского отдыха»; - «Лучшая программа организации детского отдыха»; - «Летние педагогические идеи-2020»; - «Вожатый Года» и др. Привлечение спонсоров и меценатов. Распространение льготных абонементов в кинотеатры и музеи. |
||
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав |
Проведениевыездных и онлайн плановыхзаседаний. Оперативное реагирование на проблемные ситуации, связанные с обеспечением прав детей. Проведение межведомственных профилактических операций «Подросток – лето». Проведение совместно с управлениями образования мониторинга: - организации летнего отдыха в разрезе районов, городов, организаций образования; -занятости детей и подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел, а также из семей, находящихся в социально опасном положении |
||
Организации методического сопровождения |
Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина |
Участие в разработке рекомендацийпо обеспечению оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул
|
|
Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования |
Проведение заочных дистанционных творческих конкурсов среди детей, организаций образований. Проведение вебинаров для педагогов дополнительного образования. |
||
Автономная организация образования «Назарбаев интеллектуальные школы» |
Работа Летних школ языковых и академических навыков с участием иностранных специалистов |
||
Республиканский учебно-оздоровительный центр «Балдаурен» |
Организация работы Совета детских лагерей. Проведение летнего дистанционногоФорума юных патриотов. Создание Единого республиканского волонтёрскоговожатскогодвижения |
||
Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бөбек» |
Организация летнего оздоровительного отдыха для детей. Публикации в социальных сетяхи СМИ материалов по вопросам нравственно-духовного образования |
||
Республиканское государственное коммунальное предприятие «Национальный научно-практический центр физической культуры» |
РазработкаКомплексного плана мероприятий по организации массового спорта среди детей и подростков в период летних каникул 2020 года. Проведение вебинаров по организации летнего отдыха для: - методистов методкабинетов по физической культуре и спорту; - учителей физической культуры; - тренеров по плаванию; - инструкторов по туризму и др. Организация спортивных проектов среди дворовых команд |
||
Методические кабинеты, центры
|
Подготовка методических рекомендаций по организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул с учетом региональных особенностей. Проведение семинаров для всех категорий педагогов, задействованных в организации летнего отдыха. Проведение региональных конкурсов: - «Лучшая дворовая команда - 2020»; - «Лучший школьный парламент – 2020 (маслихат, аймак, совет лидеров и др.)»; - «Лучшая дистанционная программа профильных смен детского отдыха»; - «Лучшая программа организации детского отдыха»; - «Летние педагогические идеи-2020»; - «Вожатый Года» др.; |
||
ВУЗы, колледжи
|
Организация наставничества студентов над воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (см. приложение4). Открытие при научных центрах, технопарках, бизнес-инкубаторах, музеях, лабораториях ВУЗов, колледжей детских научных кружков. |
Ожидаемый результат
Реализация Концепции позволит добиться следующих результатов:
Будет создана эффективная система обеспечения детей оздоровительным отдыхом, досугом и занятостью в период каникул. Будут внедрены новые педагогические, информационные, и здоровьесберегающие технологии. Будет улучшено материально-техническое обеспечение организаций отдыха, оздоровления, занятости детей в каникулярное время. Составит 100% охват отдыхом и оздоровлением детей-сирот, ОБПР. Составит 100% охват отдыхом и оздоровлением детей отдельных категорий. Увеличится показатель вовлечения детей в массовые виды спорта и туризма. Повысится экологическая культура через практическое познание учащимися родного края, знакомство с памятниками истории, культуры, с окружающей природой Расширятся знания учащихся по вопросам здорового образа жизни, профилактики и предупреждения алкоголя, курения, наркомании. Снизится показатель заболеваемости в период летних каникул. Снизится показатель количества правонарушений среди детей. Будут созданы условия для развития детско-юношеского общественного и волонтерского движения. Повысится уровень удовлетворенности детей и родителей организацией летнего отдыха; Будут созданы безопасные условия отдыха детей.