МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Коммунальное государственное учреждение «Лицей№2»
АКИМАТА Г.КАРАГАНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ Г.КАРАГАНДЫ»
РАССМОТРЕНО на кафедре предметов Протокол №___ от«____»_______ 2021 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по профильному обучению _______ Цыберняк Е.А |
УТВЕРЖДАЮ ДИРЕКТОР КГУ «Лицей №2» ______Абзалиева К.Ж. |
План работы пресс-центра
«Медиаграмотность»
на 2021-2022 учебный год
Количество часов: 34
Классы: 8А,8Б
Разработчик:
Иваночкина О.А.
г. Караганда, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости разработки программы.
В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.
Медиаграмотность ребенка - это задача и семейного и школьного воспитания. Современный этап жизни российского общества, связанный с глобализацией информационного пространства, создает новые проблемы для развития личности. В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. В связи с этим, возникает проблема информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества. Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, т.к. напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе.
Необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного, нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа - услугах и электронных СМИ - требование международного права. Это гарантировано и законами Республики Казахстан.
Формирование информационной культуры и безопасности - процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Но он может превратиться и в зловещую паутину, губящую людей, если люди будут искать в ней нечистоты и превращать ее во всемирную помойку. Задача взрослых (педагогов, родителей) - формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности.
При разработке программы использовался учебно-методический комплекс «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий». Данная программа ориентирована родителей, учеников и других людей, занятых обучением, воспитанием несовершеннолетних и организацией их досуга.
Описание новизны, актуальности программы.
Актуальность курса «Медиаграмотность» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.
Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.
Умение интересно рассказывать и писать не приходит, само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данного факультативного курса общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определенный круг обучающихся стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Кружка «Юный журналист» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).
Цели программы.
- дать представление о сфере массовой коммуникации
- познакомить с основами журналистского мастерства
- создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного совершенствования
- расширить кругозор, развить владение словом.
Задачи программы.
- Обучающие:
- знакомство с принципами журналистской деятельности
- изучение основ социологии и журналистики
- формирование знаний об истории журналистики и этапах ее развития
- формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта
- Воспитывающие:
- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения
- привитие культуры общения с миром средств массовой информации
- пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности
- формирование потребности в постоянном повышении информированности
- воспитание любви и уважения к школе
- Развивающая:
- развитие творческих способностей, индивидуального мышления
Тип и вид групп.
Программа курса «Медиаграмотность» рассчитана на обучающихся 5-9х классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история.
Формы, методы, способы и средства реализации курса.
Обучение строится на основе процессов исследования, анализа, синтеза, проектирования. Ребята в процессе совместной деятельности учатся ставить перед собой цель, идти к намеченной цели, видеть перспективу развития.
В процессе работы по выпуску лицейской газеты у ребят возрастает мотивация к обучению. Учащиеся совершенствуют навыки литературного творчества, получают первый журналистский опыт, повышают грамотность. Кроме того, ребята приобретают знания и умения по составлению текстов, планированию и макетированию газеты; демонстрируют уровень компьютерной грамотности, коммуникативной культуры.
Программа включает в себя вопросы речевого этикета, что позволит ребятам научиться правильно использовать речевые этикетные формулы, умело выстраивать общение в любой ситуации.
В работе используются технологии личностно-ориентированного обучения. Организация занятий должна соответствовать принципам доступности, индивидуальности, результативности.
Основные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: лекции; семинарские занятия; практические занятия (написание статей различных жанров, редактирование текстов, корректировка); ролевые игры; тренинги.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- о профессии журналиста в целом,
- об основных специальностях журналиста: корреспонденте, репортере, комментаторе, фотокорреспонденте,
- о том, что такое газета и ее основных рубриках,
- о том, как выпускается газета (сбор материала, написание статьи, редактирование, оформление).
- понятия, определения, термины по журналистике,
- особенности, связанные с выпуском газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование),
- что такое газетная статья, основные жанры статьи (заметка, репортаж, публицистическая статья, интервью),
- особенности профессии журналиста (профессиональные качества, умения, возможности),
- основные специальности журналистской деятельности: репортер, корреспондент, комментатор, фотожурналист.
Учащиеся должны уметь:
- определять основные специальности журналистской деятельности
- определять основные качества журналиста
-
написать газетную статью в основных жанрах:
- заметка о каком-либо культурном событии,
- статья на нравственно-моральную тему,
- репортаж о спортивном мероприятии,
- интервью с интересным человеком,
- посетить различные внутри лицейские мероприятия, провести встречу с интересным человеком в качестве журналиста с целью написания газетной статьи в жанрах заметки, интервью, репортаже,
- смоделировать и выпустить номер газеты творческой группой с распределением обязанностей на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора).
- умение работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями),
-
- написания сочинений разных жанров,
- грамотности (орфографии и пунктуации)
- редактирования сочинения - На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки: Занятия в курсе развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность. Кроме теоретических лекций на каждом занятии будут проводиться интересные журналистские тренинги.
Контроль степени результативности реализации образовательной программы проводится в следующих формах:
- Выпуск лицейского журнала;
- Создание, публикация и защита своих работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание теоретического раздела программы.
Тема №1. Введение в журналистику.
Сообщение информации как главная функция журналистики.Многообразие ролей СМИ в обществе: коммуникативная, информационная, культурно-образовательная. Журналистика и научно-технический прогресс. Общая характеристика основных каналов распространения информации. Газета как старейшая форма СМИ. Профессиональные и личностные качества, необходимые для работы журналиста.
Тема №2. Школьная газета как одна из возрождающихся форм средств массовой информации.
Специфика школьной прессы как вида массмедиа. Основные функции: образовательная, коммуникативная, информационная и др. Миссия, главные задачи и цели газет образовательных учреждений. Проблема выбора целевой аудитории школьной газеты. Основные группы читателей: администрация, учителя, ученики и их друзья и родители, - их ожидания и мотивировка обращения к подобной прессе. Основные принципы формирования целевой аудитории. Разработка концепции издания, как один из главнейших этапов создания школьной газеты. Основные вопросы, которые помогут сформулировать программу издания. Школьная редакция – специфика организации работы. Структура и основные принципы взаимодействия, инструменты управления творческим коллективом. «Редакционный» портфель и «запасные» игроки. Ошибки, которые чаще всего допускают начинающие редакторы.
Тема №3. Дизайн школьной газеты. Электронный вариант
Современные принципы оформления газет. Элементы полосы. Заголовок, его назначение в газете и рекомендации по оформлению.
Тема №4. Основы творческой деятельности журналиста. Основные жанры школьной газеты.
Творческая составляющая профессии журналиста. Качества, необходимые журналисту. Понятие творчества. Журналистский текст, его специфика. Требование оперативности, объективности. Творческая индивидуальность и коллектив. Определение особенностей жанров: зарисовка, репортаж, житейская история, портретный очерк, проблемный очерк.
Тема №5. Выпуск журнала «Лицейские будни»
План номера – функции, основные содержательные элементы. Принципы планирования работы школьной редакции. Постоянная структура номера. Планирование спецпроектов.
Тема №6. Журналистика как профессия.
Функции журналистики: информационная; коммуникативная; выражение мнений определенных групп; формирование общественного мнения. Журналист как представитель определенного слояобщества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту: компетентность; объективность; соблюдение профессиональных этических норм; глубокие знания в области литературы, философии и др.; владение литературным языком.
Тема №7. Язык журналистики.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Тема №8. Стилистические фигуры речи.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Тема №9. Композиция материала.
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Тема №10. Жанры журналистики.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка-благодарность, заметка-просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью-монолог; интервью-диалог; интервью-зарисовка, коллективное интервью; анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий, информационный, рецензирующий прессу.
Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Содержание практического раздела программы.
Формы и виды практических занятий: групповая и индивидуальная; «круглый стол», ролевая игра, творческая мастерская, исследование, практикумы, круглые столы, деловые игры, дискуссии, презентации.
Типовые задания:
1. анализ и обсуждение школьных газет и других печатных изданий;
2. анализ и обсуждение концепции журнала «Лицейские будни»: содержание, структура, рубрики;
3. формирование редакции, распределение ролей и обязанностей; составление плана работы школьной редакции;
4. создание «портрета» читателей школьной газеты, прогнозирование их ожиданий; приёмы изучения читательской аудитории (опрос)
5. создание проекта следующего номера журнала: содержание, структура, рубрики в соответствии с планом внутри школьных мероприятий на 2021-2022 учебный год;
6. создание плана реализации проекта журнала на 2021-2022 учебный год
7. сопоставительный анализ и обсуждение дизайна газет и журналов;
8. анализ дизайна школьной газеты;
9. создание дизайнерских эскизов следующего номера.
10. творческие работы учащихся группами (формирование умений по созданию журналистского текста: определение темы и идеи текста, сбор информации, план текста, редактирование текста и др.);
11. Создание творческой работы в одной из жанровых форм (интервью, заметка, зарисовка, рецензия, репортаж, портретный очерк).
12. Взаиморецензии.
Календарно-тематическое планирование
№№ |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
Формы работы |
11 |
3.09 |
Вводное занятие. Роль информации в жизни общества. Журналистика как сфера человеческой деятельности. СМИ- это мир. Проблемы современной журналистики. |
1 |
Лекция |
22 |
10.09 |
Обсуждение плана работы; тем статей, оформление газеты. |
1 |
Дискуссия |
33 |
17.09 |
Распределения заданий по сбору информации для журнала, анализ работы, обсуждение. |
1 |
Практикум |
44 |
24.09 |
Подготовка сентябрьского номера журнала «Лицейские будни» к выпуску. |
1 |
Групповой проект |
55 |
1.10 |
Публицистический стиль речи и его особенности. |
1 |
Лекция |
66 |
8.10 |
Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля речи. |
1 |
Лекция |
77 |
15.10 |
Распределение заданий по сбору информации для журнала, анализ работы, обсуждение. |
1 |
Практикум |
88 |
22.10 |
Подготовка октябрьского номера журнала «Лицейские будни» к выпуску. |
1 |
Групповой проект |
99 |
29.10 |
Речевой этикет. Речь СМИ. |
1 |
Лекция |
110 |
12.11 |
Жанры журналистики: общая характеристика. |
1 |
Практикум |
111 |
19.11 |
Распределение заданий по сбору информации для журнала, анализ работы, обсуждение. |
1 |
Практикум |
112 |
26.11 |
Подготовка ноябрьского номера журнала «Лицейские будни» к выпуску. |
1 |
Групповой проект |
113 |
3.12 |
Жанры журналистики: общая характеристика. |
1 |
Групповой проект |
114 |
10.12 |
Особенности журналистского труда и творчества. Журналист и аудитория.
|
1 |
Лекция |
115 |
17.12 |
Распределение заданий по сбору информации для журнала, анализ работы, обсуждение. |
1 |
Практикум |
116 |
24.12 |
Подготовка декабрьского номера журнала «Лицейские будни» к выпуску. |
1 |
Групповой проект |
117 |
14.01 |
Создание журналистского текста. Работа над журналистским текстом (тема, замысел, идея, сбор информации, обработка материала, работа над композицией и языком). |
1 |
Лекция |
118 |
21.01 |
Индивидуальное консультации по работе над статьями, очерками. |
1 |
Практикум |
119 |
28.01 |
Распределение заданий по сбору информации для журнала, анализ работы, обсуждение. |
1 |
Практикум |
220 |
04.02 |
Подготовка январского номера журнала «Лицейские будни» к выпуску. |
1 |
Групповой проект |
221 |
11.02 |
Интернет как один из видов СМИ. Дополнительный источник информации. |
1 |
Лекция |
222 |
18.02 |
Статья. Интервью. Репортаж. |
1 |
Лекция |
223 |
25.02 |
Распределение заданий по сбору информации для журнала, анализ работы, обсуждение. |
1 |
|
224 |
04.03 |
Подготовка февральского номера журнала «Лицейские будни» к выпуску. |
1 |
Групповой проект |
225 |
11.03 |
Очерк. Корреспонденция. |
1 |
Лекция |
226 |
18.03 |
Эссе. Рецензия. |
1 |
Лекция |
227 |
01.04 |
Распределение заданий по сбору информации для журнала, анализ работы, обсуждение. |
1 |
Практикум |
228 |
8.04 |
Подготовка мартовского номера журнала «Лицейские будни» к выпуску. |
1 |
Групповой проект |
229 |
15.04 |
Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, фотоэтюд, дружеский шарж, карты, заставки, репродукции). Рисунок в компьютере. |
1 |
Лекция |
330 |
22.04 |
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. |
1 |
Лекция |
331 |
29.04 |
Распределение заданий по сбору информации для журнала, анализ работы, обсуждение. |
1 |
Практикум |
332 |
06.05 |
Подготовка апрельского номера журнала «Лицейские будни» к выпуску. |
1 |
Групповой проект |
333 |
13.05 |
Отзыв о произведениях литературы. |
1 |
Письменная работа |
334 |
20.05 |
Подведение итого работы. |
1 |
Практикум |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебные пособия и иллюстративный материал:
- подборка материалов из СМИ в разных жанрах
- иллюстративный материал (газетные и журнальные издания)
- справочная литература
Контролирующие материалы:
- – самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- – семинары-практикумы по изученной теме;
- – творческие конкурсы;
- – публикации.
Методические рекомендации к проведению занятий:
Занятия в кружке «Юный журналист» могут строиться по алгоритму:
- Знакомство с теоретическим материалом по журналистике
- Работа с иллюстративным материалом (тексты различных жанров из газет и журналов)
- Отработка практических умений и навыков
- Сбор и обработка информации
- Создание журналистского текста в различных жанрах
- Редактирование текста
- Презентация и коллективное обсуждение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога.
- Гринина-ЗемскаяА.М.Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.
- Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических, жанров. - М., 1969.
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
- Корконосенко С. Г. Основы журналистики. Москва. 2002.
- Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
- Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С.Развивайте дар слова. М., 1990.
- Лозовский Б.Н.Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.
- Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
- Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru
- Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.
Для учащихся.
- Энциклопедический словарь, в котором всегда можно найти популярное объяснение практически любого понятия, термина, слова, названия, а, кроме того, имена всех, кто оставил сколько-нибудь заметный след в человеческой истории.
- Большая и Малая Энциклопедии – многотомные издания, в которых публикуются более подробные статьи (это наиболее солидные источники информации);
- Детская энциклопедия (хороший помощник для журналистов, работающих в детской прессе);
- Толковые словари русского языка. В.И. Даля и С.И. Ожегова;
- Словарь иностранных слов;
- Словарь синонимов;
- Словарь русских пословиц и поговорок;
- Издания периодической печати (журналы, газеты)