Қарағанды қаласы әкімдігінің «Қарағанды қаласының…
"№2 Лицей" КММ

План работы пресс-центра «Медиаграмотность»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Коммунальное государственное учреждение «Лицей№2»

АКИМАТА Г.КАРАГАНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ Г.КАРАГАНДЫ»

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на кафедре предметов

Протокол №___

от«____»_______ 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

профильному обучению

_______ Цыберняк Е.А

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР

КГУ «Лицей №2»

______Абзалиева К.Ж.

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы пресс-центра

 «Медиаграмотность»

на 2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

Количество часов: 34

Классы: 8А,8Б                                                                            

Разработчик: 

Иваночкина О.А.                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Караганда, 2021

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Обоснование необходимости разработки программы.

 

В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

 Медиаграмотность ребенка - это задача и семейного и школьного воспитания. Современный этап жизни российского общества, связанный с глобализацией информаци­онного пространства, создает новые проблемы для развития личности. В социальном про­странстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. В связи с этим, воз­никает проблема информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества. Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков ин­формации. Пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, от­сутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, т.к. напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степе­ни зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе.

Необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей. Обеспечение государством информационной без­опасности детей, защита физического, умственного, нравственного развития несовершен­нолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа - услугах и электронных СМИ - требование международного права. Это гарантировано и законами Республики Казахстан.

Формирование информационной культуры и безопасности - процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Но он может превратиться и в зловещую паутину, губящую людей, если люди будут искать в ней нечистоты и превращать ее во всемирную помойку. Задача взрослых (педагогов, родителей) - формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности.

При разработке программы использовался учебно-методический комплекс «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий». Данная программа ориентирована родителей, учеников и других людей, занятых обучением, воспитанием несовершеннолетних и организацией их досуга.

Описание новизны, актуальности программы.

 

Актуальность курса «Медиаграмотность» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.

Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.

 Умение интересно рассказывать и писать не приходит, само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данного факультативного курса общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определенный круг обучающихся стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Кружка «Юный журналист» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).

 

Цели программы.

 

  • дать представление о сфере массовой коммуникации
  • познакомить с основами журналистского мастерства
  • создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного совершенствования
  •  расширить кругозор, развить владение словом.

 

Задачи программы.

 

  1. Обучающие:
  2. знакомство с принципами журналистской деятельности
  3. изучение основ социологии и журналистики
  4. формирование знаний об истории журналистики и этапах ее развития
  5. формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта
  6. Воспитывающие:
  7. формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения
  8. привитие культуры общения с миром средств массовой информации
  9. пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности
  10. формирование потребности в постоянном повышении информированности
  11. воспитание любви и уважения к школе
  12. Развивающая:
  13. развитие творческих способностей, индивидуального мышления

 

Тип и вид групп.

 

Программа курса «Медиаграмотность» рассчитана на обучающихся 5-9х классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история.

 

 

 

Формы, методы, способы и средства реализации курса.

 

 Обучение строится на основе процессов исследования, анализа, синтеза, проектирования. Ребята в процессе совместной деятельности учатся ставить   перед собой цель, идти к намеченной цели, видеть перспективу развития.

В процессе работы по выпуску лицейской газеты у ребят возрастает мотивация к обучению.  Учащиеся совершенствуют навыки литературного творчества, получают первый журналистский опыт, повышают грамотность. Кроме того, ребята приобретают знания и умения по составлению текстов, планированию и макетированию газеты; демонстрируют уровень компьютерной грамотности, коммуникативной культуры.

Программа включает в себя вопросы речевого этикета, что позволит ребятам научиться правильно использовать речевые этикетные формулы, умело выстраивать общение в любой ситуации.

 В работе используются технологии личностно-ориентированного обучения. Организация занятий должна соответствовать принципам доступности, индивидуальности, результативности.

Основные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: лекции; семинарские занятия; практические занятия (написание статей различных жанров, редактирование текстов, корректировка); ролевые игры; тренинги.

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  1. о профессии журналиста в целом,
  2. об основных специальностях журналиста: корреспонденте, репортере, комментаторе, фотокорреспонденте,
  3. о том, что такое газета и ее основных рубриках,
  4. о том, как выпускается газета (сбор материала, написание статьи, редактирование, оформление).
  5.  понятия, определения, термины по журналистике,
  6. особенности, связанные с выпуском газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование),
  7. что такое газетная статья, основные жанры статьи (заметка, репортаж, публицистическая статья, интервью),
  8. особенности профессии журналиста (профессиональные качества, умения, возможности),
  9. основные специальности журналистской деятельности: репортер, корреспондент, комментатор, фотожурналист.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять основные специальности журналистской деятельности
  2. определять основные качества журналиста
  3. написать газетную статью в основных жанрах:
    1. заметка о каком-либо культурном событии,
    2. статья на нравственно-моральную тему,
    3. репортаж о спортивном мероприятии,
    4. интервью с интересным человеком,
  4. посетить различные внутри лицейские мероприятия, провести встречу с интересным человеком в качестве журналиста с целью написания газетной статьи в жанрах заметки, интервью, репортаже,
  5. смоделировать и выпустить номер газеты творческой группой с распределением обязанностей на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора).
  6. умение работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями),
  7. - написания сочинений разных жанров,
    - грамотности (орфографии и пунктуации)
    - редактирования сочинения
  8. На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки: Занятия в курсе развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность. Кроме теоретических лекций на каждом занятии будут проводиться интересные журналистские тренинги.

Контроль степени результативности реализации образовательной программы проводится в следующих формах:

  • Выпуск лицейского журнала;
  • Создание, публикация и защита своих работ.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Содержание теоретического раздела программы.

 

Тема №1. Введение в журналистику.

 

Сообщение информации как главная функция журналистики.Многообразие ролей СМИ в обществе: коммуникативная, информационная, культурно-образовательная. Журналистика и научно-технический прогресс. Общая характеристика основных каналов распространения информации. Газета как старейшая форма СМИ. Профессиональные и личностные качества, необходимые для работы журналиста.

 

Тема №2. Школьная газета как одна из возрождающихся форм средств массовой информации.

 

Специфика школьной прессы как вида массмедиа. Основные функции: образовательная, коммуникативная, информационная и др. Миссия, главные задачи и цели газет образовательных учреждений. Проблема выбора целевой аудитории школьной газеты. Основные группы читателей: администрация, учителя, ученики и их друзья и родители, - их ожидания и мотивировка обращения к подобной прессе. Основные принципы формирования целевой аудитории.   Разработка концепции издания, как один из главнейших этапов создания школьной газеты. Основные вопросы, которые помогут сформулировать программу издания.  Школьная редакция – специфика организации работы. Структура и основные принципы взаимодействия, инструменты управления творческим коллективом. «Редакционный» портфель и «запасные» игроки.  Ошибки, которые чаще всего допускают начинающие редакторы.

 

Тема №3. Дизайн школьной газеты. Электронный вариант

 

Современные принципы оформления газет. Элементы полосы. Заголовок, его назначение в газете и рекомендации по оформлению.

 

Тема №4. Основы творческой деятельности журналиста. Основные жанры школьной газеты.

 

Творческая составляющая профессии журналиста. Качества, необходимые журналисту. Понятие творчества.  Журналистский текст, его специфика. Требование оперативности, объективности. Творческая индивидуальность и коллектив. Определение особенностей жанров: зарисовка, репортаж, житейская история, портретный очерк, проблемный очерк.

 

Тема №5. Выпуск журнала «Лицейские будни»

План номера – функции, основные содержательные элементы. Принципы планирования работы школьной редакции. Постоянная структура номера. Планирование спецпроектов.

Тема №6. Журналистика как профессия.

Функции журналистики: информационная; коммуникативная; выражение мнений определенных групп; формирование общественного мнения. Журналист как представитель определенного слояобщества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту: компетентность; объективность; соблюдение профессиональных этических норм; глубокие знания в области литературы, философии и др.; владение литературным языком.

Тема №7. Язык журналистики.

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Тема №8. Стилистические фигуры речи.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Тема №9. Композиция материала.

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Тема №10.  Жанры журналистики.

 

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка-благодарность, заметка-просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции.

Интервью – особенности жанра, его виды: интервью-монолог; интервью-диалог; интервью-зарисовка, коллективное интервью; анкета.

Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий, информационный, рецензирующий прессу.

Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

 

 

Содержание практического раздела программы.

 

Формы и виды практических занятий: групповая и индивидуальная; «круглый стол», ролевая игра, творческая мастерская, исследование, практикумы, круглые столы, деловые игры, дискуссии, презентации.

 

 

Типовые задания:

1.         анализ и обсуждение школьных газет и других печатных изданий;

2.         анализ и обсуждение концепции журнала «Лицейские будни»: содержание, структура, рубрики;

3.         формирование редакции, распределение ролей и обязанностей; составление плана работы школьной редакции;

4.         создание «портрета» читателей школьной газеты, прогнозирование их ожиданий; приёмы изучения читательской аудитории (опрос)

5.         создание проекта следующего номера журнала: содержание, структура, рубрики в соответствии с планом внутри школьных мероприятий на 2021-2022 учебный год;

6.         создание плана реализации проекта журнала на 2021-2022 учебный год

7.         сопоставительный анализ и обсуждение дизайна газет и журналов;

8.         анализ дизайна школьной газеты;

9.         создание дизайнерских эскизов следующего номера.

10.       творческие работы учащихся группами (формирование умений по созданию журналистского текста: определение темы и идеи текста, сбор информации, план текста, редактирование текста и др.);

11.       Создание творческой работы в одной из жанровых форм (интервью, заметка, зарисовка, рецензия, репортаж, портретный очерк).

12.       Взаиморецензии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№№

     Дата

Тема

Кол-во часов

Формы работы

11

3.09

Вводное занятие. Роль информации в жизни общества. Журналистика как сфера человеческой деятельности. СМИ- это мир. Проблемы современной журналистики.

1

Лекция

22

10.09

Обсуждение плана работы; тем статей, оформление газеты.

1

Дискуссия

33

17.09

Распределения заданий по сбору информации для журнала, анализ работы, обсуждение.

1

Практикум

44

24.09

Подготовка сентябрьского номера журнала «Лицейские будни» к выпуску.

1

Групповой проект

55

 1.10

Публицистический стиль речи и его особенности.

1

Лекция

66

 8.10

Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля речи.

1

Лекция

77

15.10

Распределение заданий по сбору информации для журнала, анализ работы, обсуждение.

1

Практикум

88

22.10

Подготовка октябрьского  номера журнала «Лицейские будни» к выпуску.

1

Групповой проект

99

29.10

Речевой этикет. Речь СМИ.

1

Лекция

110

12.11

Жанры журналистики: общая характеристика.

1

Практикум

111

19.11

Распределение заданий по сбору информации для журнала, анализ работы, обсуждение.

1

Практикум

112

26.11

Подготовка ноябрьского номера журнала «Лицейские будни» к выпуску.

1

Групповой проект

113

 3.12

Жанры журналистики: общая характеристика.

1

Групповой проект

114

10.12

Особенности журналистского труда и творчества. Журналист и аудитория.

 

1

Лекция

115

17.12

Распределение заданий по сбору информации для журнала, анализ работы, обсуждение.

1

Практикум

116

24.12

Подготовка декабрьского номера журнала «Лицейские будни» к выпуску.

1

Групповой проект

117

14.01

Создание журналистского текста. Работа над журналистским текстом (тема, замысел, идея, сбор информации, обработка материала, работа над композицией и языком).

1

Лекция

118

21.01

Индивидуальное консультации по работе над статьями, очерками.

1

Практикум

119

28.01

Распределение заданий по сбору информации для журнала, анализ работы, обсуждение.

1

Практикум

220

04.02

Подготовка январского номера журнала «Лицейские будни» к выпуску.

1

Групповой проект

221

11.02

Интернет как один из видов СМИ. Дополнительный источник информации.

1

Лекция

222

18.02

Статья. Интервью. Репортаж.

1

Лекция

223

25.02

Распределение заданий по сбору информации для журнала, анализ работы, обсуждение.

1

 

224

04.03

Подготовка февральского номера журнала «Лицейские будни» к выпуску.

1

Групповой проект

225

11.03

Очерк. Корреспонденция.

1

Лекция

226

18.03

Эссе. Рецензия.

1

Лекция

227

01.04

Распределение заданий по сбору информации для журнала, анализ работы, обсуждение.

1

Практикум

228

 8.04

Подготовка мартовского номера журнала «Лицейские будни» к выпуску.

1

Групповой проект

229

15.04

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, фотоэтюд, дружеский шарж, карты, заставки, репродукции). Рисунок в компьютере.

1

Лекция

330

22.04

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

1

Лекция

331

29.04

Распределение заданий по сбору информации для журнала, анализ работы, обсуждение.

1

Практикум

332

06.05

Подготовка апрельского номера журнала «Лицейские будни» к выпуску.

1

Групповой проект

333

13.05

Отзыв о произведениях литературы.

1

Письменная работа

334

20.05

Подведение итого работы.

1

     Практикум

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебные пособия и иллюстративный материал:

 

  1. подборка материалов из СМИ в разных жанрах
  2. иллюстративный материал (газетные и журнальные издания)
  3. справочная литература

Контролирующие материалы:

  1. – самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
  2. – семинары-практикумы по изученной теме;
  3. – творческие конкурсы;
  4. – публикации.

Методические рекомендации к проведению занятий:

 

Занятия в кружке «Юный журналист» могут строиться по алгоритму:

  1. Знакомство с теоретическим материалом по журналистике
  2. Работа с иллюстративным материалом (тексты различных жанров из газет и журналов)
  3. Отработка практических умений и навыков
  4. Сбор и обработка информации
  5. Создание журналистского текста в различных жанрах
  6. Редактирование текста
  7. Презентация и коллективное обсуждение

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога.

  1.  Гринина-ЗемскаяА.М.Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.
  2.  Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических, жанров. - М., 1969.
  3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
  4.  Корконосенко С. Г. Основы журналистики. Москва. 2002.
  5. Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
  6. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С.Развивайте дар слова. М., 1990.
  7. Лозовский Б.Н.Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.
  8.  Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  9. Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru
  10.  Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.

Для учащихся.

  1. Энциклопедический словарь, в котором всегда можно найти популярное объяснение практически любого понятия, термина, слова, названия, а, кроме того, имена всех, кто оставил сколько-нибудь заметный след в человеческой истории.
  2. Большая и Малая Энциклопедии – многотомные издания, в которых публикуются более подробные статьи (это наиболее солидные источники информации);
  3. Детская энциклопедия (хороший помощник для журналистов, работающих в детской прессе);
  4. Толковые словари русского языка. В.И. Даля и С.И. Ожегова;
  5. Словарь иностранных слов;
  6. Словарь синонимов;
  7. Словарь русских пословиц и поговорок;
  8. Издания периодической печати (журналы, газеты)