Урок - мастерская ценностных ориентаций "Сам ищу
выход" ( по роману М.Шолохова "Тихий Дон")
Цели:
" Рассмотреть, как разрешает проблему выбора главный герой романа М.Шолохова
"Тихий Дон" Григорий Мелехов.
" Формирование жизненной позиции учащихся.
" Развитие мышления учащихся, развитие устной речи, развитие навыка
рефлексировать.
Оборудование:
" Презентация к уроку.
" Выписки из романа.
" Портрет М. Шолохова.
Работа учащихся ведётся в группах.
План занятия:
" Налаживание взаимоотношений с учащимися.
" Постановка проблемы урока.
" Индукция: построение ассоциативных рядов, работа с текстом.
" Конфликт (Цитаты из текста.)
" Просмотр фрагмента кинофильма.
" Социоконструкция. Написание сиквейна, ответы на проблемный вопрос.
" Социализация.
" Рефлексия.
Ход мастерской.
Вопрос: Скажите, ребята, случалось ли вам попадать в ситуации, когда приходилось
делать выбор? Как часто?
В жизни нам приходится принимать сложные решения, делать единственно правильный
выбор.
Скажите, чем руководствуетесь вы, делая выбор?
/обстоятельства, среда, цель, "я сам"/
Существует две точки зрения:
" Выбор человека зависит от обстоятельств. " Сильнее всего неизбежность, ибо она
властвует над всеми". Фалес. Древнегреческий философ.
" Человек сам творит свою судьбу. " Люди хозяева своей жизни" у. Шекспир.
Возникает вопрос: Человек зависит от обстоятельств или сам творит свою судьбу?
Как поступить? Как сделать правильный выбор?
И тема сегодняшнего занятия "Сам ищу выход"
2. Герой и обстоятельства - вечная тема в искусстве и литературе.
Своего главного героя Григория Мелехова Михаил Шолохов ставит перед
необходимостью выбора. "Сам ищу выход", "Блукаю я , как метель в степи…",-
говорит о себе Григорий.
Вопрос: Перед каким выбором оказывается Григорий Мелехов?
/К кому прислониться? Наталья или Аксинья?/
3. Григорий Мелехов ищет свой выход.
Задание: Запишите ассоциации, которые вызывает у вас этот герой.
Это могут быть какие-либо образы, природные явления.
Объяснить, почему именно эти ассоциации у вас возникли?
Чтение определения слова ассоциации.
Пример ассоциации к образу Натальи.
Время выполнения задания 2 минуты. Можно обсудить в группе.
Прочитать, что записали.
4. ,, Срубил человека зря и хвораю через него... Душа стенить.
...огрубело сердце, зачерствело... и как солончак не впитывает воду, так и
сердце Григория не впитывало жалости,,
Прочитать и ответить на вопрос: Что происходит в душе героя, когда он
оказывается в ситуации выбора?
Прочитать. Что происходит в душе героя, когда он оказывается в ситуации выбора?
5. Работа с текстом.
Задание: прочитать, подчеркнуть в тексте по пять слов, словосочетаний, фраз,
которые на ваш взгляд передают внутреннее состояние Григория Мелехова.
Объяснить, почему именно эти слова подчеркнули?
"Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего
бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, всё было
путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати,
зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли,
по которой надо идёт. Тянуло к большевикам - шёл, других вёл за собой, а потом
брало раздумье, холодел сердцем…
Мира и тишины хотелось,- поэтому-то застенчивую радость и берёг в суровых глазах
Григорий".
"Григорий шёл, испытывая такое чувство, будто перешагнул порог, и то, что
казалось неясным, неожиданно встало с определённой ясностью. И оттого, что стал
он на грани в борьбе двух начал, отрицал оба их, - родилось глухое, неумолчное
раздражение".
"Всё было решено и взвешено в томительные дни.… Будто и не было за его плечами
дней поисков правды, тяжёлой и внутренней борьбы. Душа металась как зафлаженный
на облаве волк в поисках выхода, в разрешении противоречий. Ему казалось, что в
жизни не было такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до
края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда"."
"Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрёт. А я
дурную правду искал. Душой болел, туда - сюда качался".
"Григорий страдал не только потому, что по-своему любил Наталью и свыкся с ней
за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виноватым в её
смерти… Наталья простила ему всё… и это увеличивало его страдания, отягчало
совесть немолкнущим укором, заставляло по - новому осмысливать прошлое и своё
поведение в нём".
"Ему было безразлично, где бы ни жить, лишь бы жить спокойно. Но вот этого-то
спокойствия он и не находил… Тягостная неопределённость мучила, мешала жить".
"От земли я никуда не тронусь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа
изболелась за эти месяцы".
Прочитать, что подчеркнули. Объяснить, почему.
Каким был выбор героя? За каждым эпизодом - трагедия и драма. Но к чему же
пришёл Григорий?
Он ни к кому не примкнул и потерял всё и всех: брата Петра, отца, Наталью,
Аксинью.
"Мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло
случиться в жизни, случилось".
И вновь вопрос: Что же делать?
6. Слайд 5 отрывок из кинофильма. Финал. Просмотр.
К чему же пришёл Григорий?
/ куда бы ни кидала его судьба, он возвращается домой, неся на руках сына, то
единственное, что связывало его с жизнью./
В своих записях:
Записать, озвучить.
7.Написание сиквейна. Слайд 6
О каких понятиях шла речь сегодня?
Выбор, судьба, душа, верность, трагедия, дом.
Каждая группа произвольно выбирает одно понятие и пишет сиквейн, отвечает устно
на один из вопросов по выбору.
6. Да, сложен был выбор героя.
Вопрос: к чему же пришёл Григорий в результате своих метаний?
/Ни к кому не примкнул, потерял своих родных и близких./
Одна из самых трагических потерь - Аксинья.
Прочитать слова со слайда.
И вновь вопрос, что делать? Григорий делает свой последний выбор.
7. Сейчас мы просмотрим финал художественного фильма "Тихий Дон", а к вам ещё
одно задание: составить вопросы к этому эпизоду.
Прочтение вопросов. Дать ответы на поставленные вопросы.
8. Написание сиквейна.
Вопрос: О каких понятиях шла речь на занятии? Учащиеся называют, учитель
записывает их на доске.
Задание: выбрать одно понятие и написать сиквейн. Можно обсудить результат в
группе.
Прочтение сиквейнов.
9. Выбор Григория был сложен.
Вопрос: Как же действовал Григорий: был под властью обстоятельств или сам делал
свою судьбу?
Вопрос обсуждается в группах. Даётся один ответ от группы.
(Если позволяет время, дается письменное задание, затем ответы учащихся
читаются)
10.Рефлексия. Учащимся предлагается дать ответы на вопросы.
Какие задания вызвали затруднения, какие показались интересными?
11. В заключении я бы хотела привести высказывание Мигеля Сервантеса: " В жизни
судьба всегда оставляет дверку для выхода". Впереди у вас очень долгая и трудная
жизнь и вам не раз придётся делать выбор. И мне хочется пожелать вам, чтобы ваши
решения были бы правильными.