Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа…
КГУ ОШ №32

Изучаем казахский язык

Байлық, қазына
богатство.
Вопрос-ответ
Всего ответов: 192
Новых вопросов: 7

¬Для учителя литературы

Урок - мастерская ценностных ориентаций "Сам ищу

выход" ( по роману М.Шолохова "Тихий Дон")

Цели:

" Рассмотреть, как разрешает проблему выбора главный герой романа М.Шолохова

"Тихий Дон" Григорий Мелехов.

" Формирование жизненной позиции учащихся.

" Развитие мышления учащихся, развитие устной речи, развитие навыка

рефлексировать.

Оборудование:

" Презентация к уроку.

" Выписки из романа.

" Портрет М. Шолохова.

Работа учащихся ведётся в группах.

План занятия:

" Налаживание взаимоотношений с учащимися.

" Постановка проблемы урока.

" Индукция: построение ассоциативных рядов, работа с текстом.

" Конфликт (Цитаты из текста.)

" Просмотр фрагмента кинофильма.

" Социоконструкция. Написание сиквейна, ответы на проблемный вопрос.

" Социализация.

" Рефлексия.

Ход мастерской.

Вопрос: Скажите, ребята, случалось ли вам попадать в ситуации, когда приходилось

делать выбор? Как часто?

В жизни нам приходится принимать сложные решения, делать единственно правильный

выбор.

Скажите, чем руководствуетесь вы, делая выбор?

/обстоятельства, среда, цель, "я сам"/

Существует две точки зрения:

" Выбор человека зависит от обстоятельств. " Сильнее всего неизбежность, ибо она

властвует над всеми". Фалес. Древнегреческий философ.

" Человек сам творит свою судьбу. " Люди хозяева своей жизни" у. Шекспир.

Возникает вопрос: Человек зависит от обстоятельств или сам творит свою судьбу?

Как поступить? Как сделать правильный выбор?

И тема сегодняшнего занятия "Сам ищу выход"

2. Герой и обстоятельства - вечная тема в искусстве и литературе.

Своего главного героя Григория Мелехова Михаил Шолохов ставит перед

необходимостью выбора. "Сам ищу выход", "Блукаю я , как метель в степи…",-

говорит о себе Григорий.

Вопрос: Перед каким выбором оказывается Григорий Мелехов?

/К кому прислониться? Наталья или Аксинья?/

3. Григорий Мелехов ищет свой выход.

Задание: Запишите ассоциации, которые вызывает у вас этот герой.

Это могут быть какие-либо образы, природные явления.

Объяснить, почему именно эти ассоциации у вас возникли?

Чтение определения слова ассоциации.

Пример ассоциации к образу Натальи.

Время выполнения задания 2 минуты. Можно обсудить в группе.

Прочитать, что записали.

4. ,, Срубил человека зря и хвораю через него... Душа стенить.

...огрубело сердце, зачерствело... и как солончак не впитывает воду, так и

сердце Григория не впитывало жалости,,

Прочитать и ответить на вопрос: Что происходит в душе героя, когда он

оказывается в ситуации выбора?

Прочитать. Что происходит в душе героя, когда он оказывается в ситуации выбора?

5. Работа с текстом.

Задание: прочитать, подчеркнуть в тексте по пять слов, словосочетаний, фраз,

которые на ваш взгляд передают внутреннее состояние Григория Мелехова.

Объяснить, почему именно эти слова подчеркнули?

"Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего

бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, всё было

путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати,

зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли,

по которой надо идёт. Тянуло к большевикам - шёл, других вёл за собой, а потом

брало раздумье, холодел сердцем…

Мира и тишины хотелось,- поэтому-то застенчивую радость и берёг в суровых глазах

Григорий".

"Григорий шёл, испытывая такое чувство, будто перешагнул порог, и то, что

казалось неясным, неожиданно встало с определённой ясностью. И оттого, что стал

он на грани в борьбе двух начал, отрицал оба их, - родилось глухое, неумолчное

раздражение".

"Всё было решено и взвешено в томительные дни.… Будто и не было за его плечами

дней поисков правды, тяжёлой и внутренней борьбы. Душа металась как зафлаженный

на облаве волк в поисках выхода, в разрешении противоречий. Ему казалось, что в

жизни не было такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до

края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда"."

"Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрёт. А я

дурную правду искал. Душой болел, туда - сюда качался".

"Григорий страдал не только потому, что по-своему любил Наталью и свыкся с ней

за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виноватым в её

смерти… Наталья простила ему всё… и это увеличивало его страдания, отягчало

совесть немолкнущим укором, заставляло по - новому осмысливать прошлое и своё

поведение в нём".

"Ему было безразлично, где бы ни жить, лишь бы жить спокойно. Но вот этого-то

спокойствия он и не находил… Тягостная неопределённость мучила, мешала жить".

"От земли я никуда не тронусь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа

изболелась за эти месяцы".

Прочитать, что подчеркнули. Объяснить, почему.

Каким был выбор героя? За каждым эпизодом - трагедия и драма. Но к чему же

пришёл Григорий?

Он ни к кому не примкнул и потерял всё и всех: брата Петра, отца, Наталью,

Аксинью.

"Мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло

случиться в жизни, случилось".

И вновь вопрос: Что же делать?

6. Слайд 5 отрывок из кинофильма. Финал. Просмотр.

К чему же пришёл Григорий?

/ куда бы ни кидала его судьба, он возвращается домой, неся на руках сына, то

единственное, что связывало его с жизнью./

В своих записях:

Записать, озвучить.

7.Написание сиквейна. Слайд 6

О каких понятиях шла речь сегодня?

Выбор, судьба, душа, верность, трагедия, дом.

Каждая группа произвольно выбирает одно понятие и пишет сиквейн, отвечает устно

на один из вопросов по выбору.

6. Да, сложен был выбор героя.

Вопрос: к чему же пришёл Григорий в результате своих метаний?

/Ни к кому не примкнул, потерял своих родных и близких./

Одна из самых трагических потерь - Аксинья.

Прочитать слова со слайда.

И вновь вопрос, что делать? Григорий делает свой последний выбор.

7. Сейчас мы просмотрим финал художественного фильма "Тихий Дон", а к вам ещё

одно задание: составить вопросы к этому эпизоду.

Прочтение вопросов. Дать ответы на поставленные вопросы.

8. Написание сиквейна.

Вопрос: О каких понятиях шла речь на занятии? Учащиеся называют, учитель

записывает их на доске.

Задание: выбрать одно понятие и написать сиквейн. Можно обсудить результат в

группе.

Прочтение сиквейнов.

9. Выбор Григория был сложен.

Вопрос: Как же действовал Григорий: был под властью обстоятельств или сам делал

свою судьбу?

Вопрос обсуждается в группах. Даётся один ответ от группы.

(Если позволяет время, дается письменное задание, затем ответы учащихся

читаются)

10.Рефлексия. Учащимся предлагается дать ответы на вопросы.

Какие задания вызвали затруднения, какие показались интересными?

11. В заключении я бы хотела привести высказывание Мигеля Сервантеса: " В жизни

судьба всегда оставляет дверку для выхода". Впереди у вас очень долгая и трудная

жизнь и вам не раз придётся делать выбор. И мне хочется пожелать вам, чтобы ваши

решения были бы правильными.