Қарағанды қаласы әкімдігінің " Қарағанды…
"№3 гимназия" КММ

Изучаем казахский язык

арзан
дешёвый
Вопрос-ответ
Всего ответов: 277
Новых вопросов: 9

Что делают логопеды в школе?

  Что делают логопеды в школе?

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ста­вят» звуки, т.е. исправляют не­правильное произношение. Это не сов­сем так. Глобальной целью логопедиче­ского воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а имен­но: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физичес­кого и речевого слуха, развитие грамма­тической стороны речи, обучение навы­кам словообразования и словоизмене­ния, развитие артикуляционной мотори­ки, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе рабо­ты попутно решается ряд дополнитель­ных задач: развитие психических процес­сов (внимание, память, восприятие, мы­шление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправлен­но и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мел­кой моторики и пространственной ори­ентировки), профилактика нарушений письма и чтения.

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Логопедические занятия необходимо начинать ещё в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты, ведь в 3-7 лет ребенок наи­более восприимчив к педагогическому воздействию, это благоприятный  период овладения языком. Поэтому целесообразно обра­щаться к логопеду за консультацией и помощью именно в это время, чтобы он имел возможность плодотворно порабо­тать и отправить ребенка в 1 класс с не­обходимыми речевыми навыками.  Но,  если  всё таки, по разным  причинам, ребёнок  не ходил  в  детский  сад или не было причин  для  беспокойства у родителей, а  в школе  ребёнок  испытывает  трудности,  то будет  целесообразным, посещать  занятия  школьного  логопеда.  В ло­гопедической помощи нуждаются раз­ные дети - это за­висит от характера нарушений речи.  Если ребенок не­правильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему чет­ко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушения фонематического слуха, ар­тикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рас­сказ приведут позднее к проблемам в изу­чении литературы, биологии, истории, ге­ографии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мел­кой моторики (т.е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обу­чении письму, рисованию, труду.

Годовой план  коррекционно-методической работы учителя-логопеда на   2024-2025 учебный  год

Содержание коррекционной  логопедической работы  

1. Нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата 

Задачи:  научиться  понимать свои мышечные ощущения

Методы и приемы:  Массаж и самомассаж мышц артикуляционного аппарата.

Артикуляционные упражнения для губ: - вытягивание трубочкой: ууууууууу -растягивание в ниточку, в улыбку: иииииии -округление губ -поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал; - крепкое сжатие; - сосательные движения; - вибрация.

Артикуляционные упражнения для языка:- язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой; -упражнение «Лошадка» (при  - «Лопатка» , «Болтушка»,  «Вкусное варенье», «Часики» «Качели», «Маляр»  

Виды помощи от взрослых:

Стимулирующая:создание игровой ситуации, использование призов для поддержания интереса к выполнению упражнений.

Направляющая: зрительный контроль, зрительно-двигательный контроль, использование иллюстраций, показ, пользование звуковых символов (по Ткаченко).

Обучающая: механическая помощь, совместное выполнение упражнений.

Прогноз: Ребёнок  самостоятельно выполняет артикуляционные  упражнения

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

Задачи: Формировать умение увеличивать объём, плавность и направленность речевого дыхания, а  также уметь  изменять силу голоса с  определённой речевой ситуацией.

Методы и приемы:упражнения и игры для  выдоха: «СУЛТАНЧИК»,« ГОРЯЧИЙ  ЧАЙ », « ЗАДУЙ  СВЕЧУ », «БУРЯ  В  СТАКАНЕ», «КАПЕЛЬКИ», сдувание со стола мелких пушинок, бумажек. Пропевание гласных звуков на выдохе, постепенно увеличивая громкость. Игры: «Громко-тихо».

Виды помощи

Стимулирующая: сопровождение упражнения рифмовкой, зрительный и тактильный контроль вдоха и выдоха.

Направляющая: показ, зрительный, слуховой и тактильный контроль.

Обучающая: совместное выполнение упражнений.

Прогноз:  умение ребёнком произвольно выполняет вдох носом и длительный выдох ртом, контролируя направленность воздушной струи. 

3. Развитие фонематического восприятия

Задачи:  Учить различать искажённое и правильное произношения звука в чужой речи. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Развивать слуховую и зрительную память.

Работа над совершенствованием следующих операций: Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство с буквами, обозначающими звуки.

Методы и приемы: Игры и упражнения на узнавание и выделение звука. Игра «Капризный телефон» Воспроизведение звуковых рядов в определённой последовательности.

Виды помощи:

Обучающая: показ образца выполнения задания, характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Направляющая: использование символов звуков (по Ткаченко), схемы характеристики звука, утрированное произношение нужного звука в слове, зрительный контроль артикуляции звука.

Прогноз: Ребёнок различает  искажённое и правильное произношения звуков как  в чужой речи так  и в своей.

4. Звукопроизношение формирование  произносительных  умений

Задачи:Поставить и автоматизировать звуки: свистящие,  шипящие,  (парные согл. звонкие [Г], [Г '], [Д], [Д'], [В], [В'], [Б], [Б '], [З], [З ']); сонорные   и дифференцировать их.

Автоматизация поставленного звука осуществляется: - в слогах; - в словах; - во фразе; - в предложении; - в тексте; - в пословицах, поговорках, стихах; - в скороговорках; - в собственном связном высказывании.

Этапы автоматизации  в начале в прямых слогах - в обратных  — в слогах со стечением согласных. Каждое отработанное в произношении слово  включается в отдельные предложения,  рассказы,  чистоговорки, стишки с данным словом.

Методы и приемы: Создание игровой ситуации для вызывания звука. Звуковые волны (по Ястребовой), звуковые дорожки, лабиринты, «Тренажеры для автоматизации звуков» (по методике «11 модулей Архиповой

Виды помощи:

Стимулирующая: использование звуковых дорожек; проблемные, игровые ситуации.

Направляющая: использование изображения символа звука, ассоциация звука с предметным образом.

Обучающая: механическая помощь.

Прогноз: Ребенок самостоятельно произносит поставленные звуки  в речи без зрительного контроля. 

5. Коррекция нарушений слоговой структуры слова

Задачи: Подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов, осуществлять взаимоконтроль при выполнении заданий.

Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова; над двухсложными словами без стечения согласных; над трёхсложными словами без стечения согласных; повторять за взрослым и заучивать чистоговороки;  формировать умения произносить 1-2 сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.

Методы и приемы: Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (музыкальные инструменты, шумовые коробочки, аудиозаписи, различные предметы)

Воспроизведение ритмического рисунка различными способами (отхлопывание, отстукивание, «прошагивание» Упражнения с пальцами («Пальчики здороваются», «Колечки»; «Игра на пианино»)

Виды помощи:

Стимулирующая: игровая ситуация, сюрпризный момент.

Направляющая: использование изображения слоговых  линеек

 Обучающая: совместное выполнение упражнений; показ образца выполнения задания.

 Прогноз:  умение  воспроизводить ритмический рисунок слова различными способами. Самостоятельно и отражённо произносит 3-4х сложные слова со стечением согласных без  запинок

6.Уточнение и обогащение словаря

Задачи:  Обогащать пассивный и активный словарь за счёт включения в работу слухового, двигательного, кожно- кинестетического, зрительного и вкусового анализаторов. Воспитывать интерес и внимание к слову в собственной речи и речи окружающих. Уточнять, обогащать словарь по темам: - игрушки - овощи - фрукты - грибы - птицы - животные (дикие, домашние) - детеныши животных и птиц - продукты питания - одежда, обувь, головные уборы - посуда, - человек, части тела - семья - профессии - дом, мебель - цвет, форма, величина - транспорт, правила дорожного движения - цветы - деревья - насекомые - школа - формировать глагольный словарь; вводить в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов; - обогащать активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно )

Методы и приемы: Упражнения и игры «Узнай по описанию (по действию)», « Какой? Какая? Какое? Какие?» «Кто, что делает?»; «Цепочка слов»; Загадки. Настольно-печатные игры ( «Лото»; «Лабиринты»; «Вкладыши») Словесные игры («Подбери слова», «Подбери картинки», «Кто больше слов назовёт»)

Виды помощи:

Стимулирующая: создание игровой ситуации.

Направляющая: использование иллюстраций, символов, схем, игрушек, вопросы логопеда.

Обучающая: совместное выполнение заданий; показ образца 

Прогноз: Ребёнок даёт объяснения словам,  подбирает признаки и действия к предметам по лексическим темам.

7. Формирование грамматического строя речи

Задачи:   правильно  употреблять предлоги В, НА, ПОД. Уточнять пространственное расположение предметов, выраженное предлогами. - Развивать понимание устной речи;

Методы и приемы: Игры: « Прятки «(Где предмет?)», « Кто, где живёт»; «Поезд». Выполнение инструкций. Использование схем предлогов (по Ткаченко). Сюжетно-дидактические игры, инсценировки сказок и стихотворений, игры-инсценировки.

Виды помощи:

Стимулирующая: создание проблемной ситуации. Направляющая: использование схемы предлога, картинок; вопросы логопеда.

Обучающая: показ образца выполнения задания; совместное выполнение задания.

Прогноз: Ребёнок правильно употребляет предлоги  в специально созданной речевой ситуации, даёт ответы  на  поставленные  вопроосы.

8. Развитие  связной  речи

Задачи: Формирование коммуникативных навыков,

Учить выслушивать собеседника, не перебивая его речь, сдерживать себя.  Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы; - формировать навык составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, по моделям, схемам; - закреплять навык построения предложений из 3-4 слов; - закреплять навык составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов. Техники  «синквейн», «кластер»

Прогноз: Ребенок отражает за взрослым слова, фразы, предложения  с применением наглядных опор или  без .

9. Развитие   мелкой  моторики

Задачи:  Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.). Формирование графомоторные  навыки, формирование различного вида захваты. Прогноз: совершенствование  ловкости  пальцев безошибочное  выполнение  пальцевых проб.

10. Совершенствование психологической  базы

Задачи:- расширять объем зрительной и слуховой памяти; - развивать вербальное мышление; - развивать логическое мышление; - игры и упражнения на совершенствование словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам); - игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?», «Чего не стало?»; - игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок.

Прогноз: совершенствование  когнитивных  процессов. 

Пропаганда-иформационная работа с родителями