Что делают логопеды в школе?
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач: развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки), профилактика нарушений письма и чтения.
Когда и зачем нужны логопедические занятия?
Логопедические занятия необходимо начинать ещё в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты, ведь в 3-7 лет ребенок наиболее восприимчив к педагогическому воздействию, это благоприятный период овладения языком. Поэтому целесообразно обращаться к логопеду за консультацией и помощью именно в это время, чтобы он имел возможность плодотворно поработать и отправить ребенка в 1 класс с необходимыми речевыми навыками. Но, если всё таки, по разным причинам, ребёнок не ходил в детский сад или не было причин для беспокойства у родителей, а в школе ребёнок испытывает трудности, то будет целесообразным, посещать занятия школьного логопеда. В логопедической помощи нуждаются разные дети - это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему четко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия).
Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушения фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мелкой моторики (т.е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду.
Годовой план коррекционно-методической работы учителя-логопеда на 2024-2025 учебный год
Содержание коррекционной логопедической работы
1. Нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата
Задачи: научиться понимать свои мышечные ощущения
Методы и приемы: Массаж и самомассаж мышц артикуляционного аппарата.
Артикуляционные упражнения для губ: - вытягивание трубочкой: ууууууууу -растягивание в ниточку, в улыбку: иииииии -округление губ -поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал; - крепкое сжатие; - сосательные движения; - вибрация.
Артикуляционные упражнения для языка:- язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой; -упражнение «Лошадка» (при - «Лопатка» , «Болтушка», «Вкусное варенье», «Часики» «Качели», «Маляр»
Виды помощи от взрослых:
Стимулирующая:создание игровой ситуации, использование призов для поддержания интереса к выполнению упражнений.
Направляющая: зрительный контроль, зрительно-двигательный контроль, использование иллюстраций, показ, пользование звуковых символов (по Ткаченко).
Обучающая: механическая помощь, совместное выполнение упражнений.
Прогноз: Ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Задачи: Формировать умение увеличивать объём, плавность и направленность речевого дыхания, а также уметь изменять силу голоса с определённой речевой ситуацией.
Методы и приемы:упражнения и игры для выдоха: «СУЛТАНЧИК»,« ГОРЯЧИЙ ЧАЙ », « ЗАДУЙ СВЕЧУ », «БУРЯ В СТАКАНЕ», «КАПЕЛЬКИ», сдувание со стола мелких пушинок, бумажек. Пропевание гласных звуков на выдохе, постепенно увеличивая громкость. Игры: «Громко-тихо».
Виды помощи
Стимулирующая: сопровождение упражнения рифмовкой, зрительный и тактильный контроль вдоха и выдоха.
Направляющая: показ, зрительный, слуховой и тактильный контроль.
Обучающая: совместное выполнение упражнений.
Прогноз: умение ребёнком произвольно выполняет вдох носом и длительный выдох ртом, контролируя направленность воздушной струи.
3. Развитие фонематического восприятия
Задачи: Учить различать искажённое и правильное произношения звука в чужой речи. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Развивать слуховую и зрительную память.
Работа над совершенствованием следующих операций: Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство с буквами, обозначающими звуки.
Методы и приемы: Игры и упражнения на узнавание и выделение звука. Игра «Капризный телефон» Воспроизведение звуковых рядов в определённой последовательности.
Виды помощи:
Обучающая: показ образца выполнения задания, характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Направляющая: использование символов звуков (по Ткаченко), схемы характеристики звука, утрированное произношение нужного звука в слове, зрительный контроль артикуляции звука.
Прогноз: Ребёнок различает искажённое и правильное произношения звуков как в чужой речи так и в своей.
4. Звукопроизношение формирование произносительных умений
Задачи:Поставить и автоматизировать звуки: свистящие, шипящие, (парные согл. звонкие [Г], [Г '], [Д], [Д'], [В], [В'], [Б], [Б '], [З], [З ']); сонорные и дифференцировать их.
Автоматизация поставленного звука осуществляется: - в слогах; - в словах; - во фразе; - в предложении; - в тексте; - в пословицах, поговорках, стихах; - в скороговорках; - в собственном связном высказывании.
Этапы автоматизации в начале в прямых слогах - в обратных — в слогах со стечением согласных. Каждое отработанное в произношении слово включается в отдельные предложения, рассказы, чистоговорки, стишки с данным словом.
Методы и приемы: Создание игровой ситуации для вызывания звука. Звуковые волны (по Ястребовой), звуковые дорожки, лабиринты, «Тренажеры для автоматизации звуков» (по методике «11 модулей Архиповой
Виды помощи:
Стимулирующая: использование звуковых дорожек; проблемные, игровые ситуации.
Направляющая: использование изображения символа звука, ассоциация звука с предметным образом.
Обучающая: механическая помощь.
Прогноз: Ребенок самостоятельно произносит поставленные звуки в речи без зрительного контроля.
5. Коррекция нарушений слоговой структуры слова
Задачи: Подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов, осуществлять взаимоконтроль при выполнении заданий.
Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова; над двухсложными словами без стечения согласных; над трёхсложными словами без стечения согласных; повторять за взрослым и заучивать чистоговороки; формировать умения произносить 1-2 сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.
Методы и приемы: Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (музыкальные инструменты, шумовые коробочки, аудиозаписи, различные предметы)
Воспроизведение ритмического рисунка различными способами (отхлопывание, отстукивание, «прошагивание» Упражнения с пальцами («Пальчики здороваются», «Колечки»; «Игра на пианино»)
Виды помощи:
Стимулирующая: игровая ситуация, сюрпризный момент.
Направляющая: использование изображения слоговых линеек
Обучающая: совместное выполнение упражнений; показ образца выполнения задания.
Прогноз: умение воспроизводить ритмический рисунок слова различными способами. Самостоятельно и отражённо произносит 3-4х сложные слова со стечением согласных без запинок
6.Уточнение и обогащение словаря
Задачи: Обогащать пассивный и активный словарь за счёт включения в работу слухового, двигательного, кожно- кинестетического, зрительного и вкусового анализаторов. Воспитывать интерес и внимание к слову в собственной речи и речи окружающих. Уточнять, обогащать словарь по темам: - игрушки - овощи - фрукты - грибы - птицы - животные (дикие, домашние) - детеныши животных и птиц - продукты питания - одежда, обувь, головные уборы - посуда, - человек, части тела - семья - профессии - дом, мебель - цвет, форма, величина - транспорт, правила дорожного движения - цветы - деревья - насекомые - школа - формировать глагольный словарь; вводить в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов; - обогащать активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно )
Методы и приемы: Упражнения и игры «Узнай по описанию (по действию)», « Какой? Какая? Какое? Какие?» «Кто, что делает?»; «Цепочка слов»; Загадки. Настольно-печатные игры ( «Лото»; «Лабиринты»; «Вкладыши») Словесные игры («Подбери слова», «Подбери картинки», «Кто больше слов назовёт»)
Виды помощи:
Стимулирующая: создание игровой ситуации.
Направляющая: использование иллюстраций, символов, схем, игрушек, вопросы логопеда.
Обучающая: совместное выполнение заданий; показ образца
Прогноз: Ребёнок даёт объяснения словам, подбирает признаки и действия к предметам по лексическим темам.
7. Формирование грамматического строя речи
Задачи: правильно употреблять предлоги В, НА, ПОД. Уточнять пространственное расположение предметов, выраженное предлогами. - Развивать понимание устной речи;
Методы и приемы: Игры: « Прятки «(Где предмет?)», « Кто, где живёт»; «Поезд». Выполнение инструкций. Использование схем предлогов (по Ткаченко). Сюжетно-дидактические игры, инсценировки сказок и стихотворений, игры-инсценировки.
Виды помощи:
Стимулирующая: создание проблемной ситуации. Направляющая: использование схемы предлога, картинок; вопросы логопеда.
Обучающая: показ образца выполнения задания; совместное выполнение задания.
Прогноз: Ребёнок правильно употребляет предлоги в специально созданной речевой ситуации, даёт ответы на поставленные вопроосы.
8. Развитие связной речи
Задачи: Формирование коммуникативных навыков,
Учить выслушивать собеседника, не перебивая его речь, сдерживать себя. Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы; - формировать навык составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, по моделям, схемам; - закреплять навык построения предложений из 3-4 слов; - закреплять навык составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов. Техники «синквейн», «кластер»
Прогноз: Ребенок отражает за взрослым слова, фразы, предложения с применением наглядных опор или без .
9. Развитие мелкой моторики
Задачи: Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.). Формирование графомоторные навыки, формирование различного вида захваты. Прогноз: совершенствование ловкости пальцев безошибочное выполнение пальцевых проб.
10. Совершенствование психологической базы
Задачи:- расширять объем зрительной и слуховой памяти; - развивать вербальное мышление; - развивать логическое мышление; - игры и упражнения на совершенствование словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам); - игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?», «Чего не стало?»; - игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок.
Прогноз: совершенствование когнитивных процессов.
Пропаганда-иформационная работа с родителями