Қарағанды қаласы әкімдігінің " Қарағанды…
"№3 гимназия" КММ

Изучаем казахский язык

Жарық
светлый
Вопрос-ответ
Всего ответов: 277
Новых вопросов: 9

Что делают логопеды в школе?

 

       Что делают логопеды в школе?

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ста­вят» звуки, т.е. исправляют не­правильное произношение. Это не сов­сем так. Глобальной целью логопедиче­ского воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а имен­но: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физичес­кого и речевого слуха, развитие грамма­тической стороны речи, обучение навы­кам словообразования и словоизмене­ния, развитие артикуляционной мотори­ки, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе рабо­ты попутно решается ряд дополнитель­ных задач: развитие психических процес­сов (внимание, память, восприятие, мы­шление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправлен­но и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мел­кой моторики и пространственной ори­ентировки), профилактика нарушений письма и чтения.

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Логопедические занятия необходимо начинать ещё в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты, ведь в 3-7 лет ребенок наи­более восприимчив к педагогическому воздействию, это благоприятный  период овладения языком. Поэтому целесообразно обра­щаться к логопеду за консультацией и помощью именно в это время, чтобы он имел возможность плодотворно порабо­тать и отправить ребенка в 1 класс с не­обходимыми речевыми навыками.  Но,  если  всё таки, по разным  причинам, ребёнок  не ходил  в  детский  сад или не было причин  для  беспокойства у родителей, а  в школе  ребёнок  испытывает  трудности,  то будет  целесообразным, посещать  занятия  школьного  логопеда.  В ло­гопедической помощи нуждаются раз­ные дети - это за­висит от характера нарушений речи.  Если ребенок не­правильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему чет­ко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушения фонематического слуха, ар­тикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рас­сказ приведут позднее к проблемам в изу­чении литературы, биологии, истории, ге­ографии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мел­кой моторики (т.е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обу­чении письму, рисованию, труду.

Годовой план

 коррекционно-методической работы учителя-логопеда

на   2020-2021 учебный  год

Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, обуславливаю­щих неуспеваемость учащихся в  школе.

   №

Содержание деятельности

Сроки проведения

 I Организационные мероприятия

1.1

  • Подготовка к новому учебному году
  • Подготовка  кабинета  к учебному  процессу
  •  
  • Подготовка  документации:  планы; Протоколы,  нормативно –правовая база.
  •  
  • Орг. Родительских  собраний

 

Сентябрь
октябрь

 

В течение  года

1.2

  • Плановое первичное обследование устной и письменной речи                                                     
  • Работа  с медперсоналом  школы (Сбор  анамнеза, знакомство с данными медицинских карт)
  • Дообследование   детей группы риска на  предмет  нарушений устной и письменной речи
  • Работа  с  родителями (уточнение   этиологии   характера речевых нарушений, заполнение  анкет)
  • Работа  с  педагогами ( согласование и  комплектование групп и подгрупп)
  • Заполнение речевых карт, состав­ление перспективных планов рабо­ты с каждой группой

1-15 сентября

В  течение  года

1.3

  • Плановое обследование устной и письменной речи

15-25 мая

 

II . Учебно-методическая  работа

2.1

Проведение  групповых ,   подгрупповых, индивидуальных  занятий с учащимися по коррекции нарушений устной и письменной речи.

Примечание :

1. По заявлению родителей   с  дежурными  классами учебный  процесс  в режиме  офлайн;

2.  Учебный  процесс в   режиме  онлайн.

Систематически

по  плану

2.2

Практический  этап

I этап коррекционной работы (1-2 класс).

  • Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова.
  •   Развитие сложных форм фонематического анализа, совершенствование фоне­матических представлений.
  • Развитие слогового анализа и синтеза.. 
  •  Формирование устойчивых связей фонемы, артикулемы, графемы и ки­немы.. 
  • Развитие зрительного восприятия, гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза.
  • Обогащение  и активизация словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков
  • Развитие пространственных представлений.
  • Коррекция нарушений произношения.

сентябрь-

май

2.3

Пропаганда логопедических знаний:

беседы,  мастер-классы,  участия, выступления на МО, пед.советах, родительских собраниях.

Привлечение к образ.процессу: ребёнок+взрослый

Примечание :  в  дистанционном  режиме  через  площадки   интернет ресурсов.

Систематически

 по  плану

2.4

Участие  в  учебно –воспитательной  работе школы  с   творческими проектами:

«Мой любимый  звук! »,  «Мой  помощник  -кроссворд!»

 По  плану

       

 

III. Консультативно-методическая работа

3.1

Индивидуальные и коллективные консультации   педагогам, администрации, родителям;

 работа с общественностью, статьи для  СМИ; оформление «Уголка логопеда»; ведение мониторинга коррекционной работы, исследовательская работа и т.д.

Примечание :  в  дистанционном  режиме  через  площадки   интернет ресурсов.

Октябрь-май

3.2

Родительские собрания в 1-2  классах

  • Тема «организация логопедической работы в  условиях  школьного логопункта
  • Тема: «основы  формирования  устной  и  письменной  речи»
  • Тема: «факторы,  обуславливающие  неуспеваемость  детей  в  школе»

Презентации

 « Аспекты  готовности  детей  к  школе»

«Основы  формирования  письма  младшего школьника»

«Виды дисграфий»

«Актуальные  вопросы  инклюзивного  образования»

«Успешныелюдис особыми образовательными потребностями»

Примечание :  в  дистанционном  режиме  через  площадки   интернет ресурсов.

Систематически

По  плану

 

3.3

Консультирование педагогов и родителей 

  • по результатам обследования
  • по  результатам коррекции
  • другое

Ознакомление родителей,  педагогов с резуль­татом диагностики речевого разви­тия детей

Аналитические  справки  с  разъяснительными аннотациями по  параллелям классов.

Рекомендательные  письма  родителям

 Ознакомление учителей и роди­телей   с  актуальными   проблема­ми   речевого  развития  детей.

Систематически по плану

 

IV. Повышение квалификации

4.1

Посещение курсов,  семинаров, методических объединений, обмен опытом.

Участие  и выступление  на конференциях   

Тема : « обследование  в  картинках»

Примечание :  в  дистанционном  режиме  через  площадки   интернет ресурсов.

По плану

Систематически

 

 

4.2

Повышение      профессиональной компетентности

Тема самообразования: « Роль  ручного праксиса  в  учебной  деятельности детей». 

Тема  самообразования « проектная  деятельность детей  как  средство  формирования   речи  детей »

Работа  над проектом « Кроссворд – как  средство формирования  учебной  деятельности младшего  школьника»

 

    В течение  года

4.3

Работа с научной и публицистической ли­тературой

Проведение   мониторинга   за  динамикой речевых нарушений .

Выбор наиболее эффективных пу­тей в  дистанционной работе.

Внедрение передовых технологий и методик; изучение методической литературы и т.д.

 

 

Перспективный план консультативно-методической деятельности  учителя-логопеда с родителями

На 2020-2021 учебный   год

Цель: совместная  работа  логопеда  с  родителями в коррекционно- образовательном процессе  с  целью нахождения оптимальных путей эффективности коррекции  недостатков устной  и письменной речи.

Формы   проведения: родительские собрания, консультации,  беседы, мастер –классы..

Содержание  мероприятия

Цель

проведения

Срок

проведения

1.

    Организационный блок 

  1. Организация логопедической работы в условиях  школьного  логопункта

Родительское  собрание№1 (1 класс)

2. Информация  о организации логопедической  работы  в  условиях  школьного  логопункта 

Родительское  собрание№2 (1-2 класс)

2.1 Анализ  критериев  логопедического обследования  устной  и  письменной  речи  (общий  обзор  контрольных   работ)

3.  Презентация «основы  формирования  письма  младшего  школьника».

Родительское  собрание№3 (2,3,4  классы) «Факторы,  обуславливающие  неуспеваемость  младшего   школьника». (физические,  психологические, логопедические,  социальные)

 

 

 

Ознакомление  роди­телей с актуальными вопросами   школьного   образования

 

сентябрь

декабрь

май

ПО  ПЛАНУ

2.

Информационно-диагностический  блок

(проведение индивидуальных бесед и консультаций).

  • контингент  детей  зачисленных   на  коррекцию  речи.
  • сбор  анамнеза  ( заполнение  анкет)
  • использование  тестов
  • постановка   задач  дифференцированного  подхода  в  логопедической коррекции   ребёнка.
  • выполнение  домашних заданий
  • оповещение динамики речевого продвижения каждого ребенка.

 

 

Ознакомление  роди­телей с актуальными вопросами   психофизиологического  здоровья  детей , проблемами  развития.

В течение года

3

Практический    блок  для  родителей

Посещение и участие  родителями групповых, индивидуальных логопедических занятий с  целью  получения  практических   знаний  и умений .. 

ТЕМЫ:

  • Артикулляционная  гимнастика (образцы)
  • Логопедическуий  массаж
  • Дыхательная  гимнастика
  • Работа  над  голосом
  • Фонематический  слух
  • Звукобуквенный  состав слова
  • Мелкая  моторика
  • Двигательный  праксис рук
  • Словарная  работа
  • Работа  с  предложением
  • Мнемотехники
  • Техника чтения

Обеспечение    индивидуального подхода к ребёнку со  стороны  родителей

Взаимодействие

Родителя+

Логопеда+

Другие  специалисты

В течение года

4

 Пропаганда- профилактический   блок 

Тематические  беседы

  • Речевая компетенция родителей  по  вопросам подготовленности  детей к школе.
  • Технологии  развития  речи..

Вопросы  и  ответы родителей

Разработка   инструктажа  для   родителей  по  выполнению  дом/ задания.

Буклеты, памятки, инструктивные письма.

 

 

 

Ознакомление  родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребёнка.

В течение года

5

Консультативно-информационный блок   (итоговый )

Подведение итогов коррекционной работы  за   учебный   год 

 Отчет

Инструктивные   справки

 

 

Май

 

Содержание коррекционной  логопедической работы  

1.Нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата 

Задачи:  научиться  понимать свои мышечные ощущения

 Методы и приемы:  Массаж и самомассаж мышц артикуляционного аппарата.

Артикуляционные упражнения для губ:- вытягивание трубочкой: ууууууууу -растягивание в ниточку, в улыбку: иииииии -округление губ -поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал; - крепкое сжатие; - сосательные движения; - вибрация.

Артикуляционные упражнения для языка:- язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой; -упражнение «Лошадка» (при  - «Лопатка» , «Болтушка»,  «Вкусное варенье», «Часики» «Качели», «Маляр»  

Виды помощи от взрослых:

Стимулирующая:создание игровой ситуации, использование призов для поддержания интереса к выполнению упражнений.

 Направляющая: зрительный контроль, зрительно-двигательный контроль, использование иллюстраций, показ, пользование звуковых символов (по Ткаченко).

 Обучающая: механическая помощь, совместное выполнение упражнений.

Прогноз: Ребёнок  самостоятельно выполняет артикуляционные  упражнения

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

Задачи: Формировать умение увеличивать объём, плавность и направленность речевого дыхания, а  также уметь  изменять силу голоса с  определённой речевой ситуацией.

Методы и приемы:упражнения и игры для  выдоха: «СУЛТАНЧИК»,« ГОРЯЧИЙ  ЧАЙ », « ЗАДУЙ  СВЕЧУ », «БУРЯ  В  СТАКАНЕ», «КАПЕЛЬКИ», сдувание со стола мелких пушинок, бумажек.Пропевание гласных звуков на выдохе, постепенно увеличивая громкость. Игры: «Громко-тихо».

Виды помощи

Стимулирующая: сопровождение упражнения рифмовкой, зрительный и тактильный контроль вдоха и выдоха. Направляющая: показ, зрительный, слуховой и тактильный контроль.

 Обучающая: совместное выполнение упражнений.

 Прогноз:  умение ребёнком произвольно выполняет вдох носом и длительный выдох ртом, контролируя направленность воздушной струи. 

3. Развитие фонематического восприятия

 

Задачи:  Учить различать искажённое и правильное произношения звука в чужой речи. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Развивать слуховую и зрительную память.

Работа над совершенствованием следующих операций: Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство с буквами, обозначающими звуки.

 Методы и приемы: Игры и упражнения на узнавание и выделение звука. Игра «Капризный телефон» Воспроизведение звуковых рядов в определённой последовательности.

Виды помощи:

Обучающая: показ образца выполнения задания, характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Направляющая: использование символов звуков (по Ткаченко), схемы характеристики звука, утрированное произношение нужного звука в слове, зрительный контроль артикуляции звука.

 Прогноз: Ребёнок различает  искажённое и правильное произношения звуков как  в чужой речи так  и в своей.

4. Звукопроизношение формирование  произносительных  умений

Задачи:Поставить и автоматизировать звуки: свистящие,  шипящие,  (парные согл. звонкие [Г], [Г '], [Д], [Д'], [В], [В'], [Б], [Б '], [З], [З ']); сонорные   и дифференцировать их.

Автоматизация поставленного звука осуществляется: - в слогах; - в словах; - во фразе; - в предложении; - в тексте; - в пословицах, поговорках, стихах; - в скороговорках; - в собственном связном высказывании.

Этапы автоматизации  в начале в прямых слогах - в обратных  — в слогах со стечением согласных. Каждое отработанное в произношении слово  включается в отдельные предложения,  рассказы,  чистоговорки, стишки с данным словом.

Методы и приемы: Создание игровой ситуации для вызывания звука. Звуковые волны (по Ястребовой), звуковые дорожки, лабиринты, «Тренажеры для автоматизации звуков» (по методике «11 модулей Архиповой

Виды помощи:

 Стимулирующая: использование звуковых дорожек; проблемные, игровые ситуации.

 Направляющая: использование изображения символа звука, ассоциация звука с предметным образом.

Обучающая: механическая помощь.

 Прогноз: Ребенок самостоятельно произносит поставленные звуки  в речи без зрительного контроля. 

5. Коррекция нарушений слоговой структуры слова

 

Задачи: Подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов, осуществлять взаимоконтроль при выполнении заданий.

Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова; над двухсложными словами без стечения согласных; над трёхсложными словами без стечения согласных; повторять за взрослым и заучивать чистоговороки;  формировать умения произносить 1-2 сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.

Методы и приемы: Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (музыкальные инструменты, шумовые коробочки, аудиозаписи, различные предметы)

Воспроизведение ритмического рисунка различными способами (отхлопывание, отстукивание, «прошагивание» Упражнения с пальцами («Пальчики здороваются», «Колечки»; «Игра на пианино»)

 Виды помощи:

Стимулирующая: игровая ситуация, сюрпризный момент.

Направляющая: использование изображения слоговых  линеек

 Обучающая: совместное выполнение упражнений; показ образца выполнения задания.

 Прогноз:  умение  воспроизводить ритмический рисунок слова различными способами. Самостоятельно и отражённо произносит 3-4х сложные слова со стечением согласных без  запинок

6.Уточнение и обогащение словаря

Задачи:  Обогащать пассивный и активный словарь за счёт включения в работу слухового, двигательного, кожно- кинестетического, зрительного и вкусового анализаторов. Воспитывать интерес и внимание к слову в собственной речи и речи окружающих. Уточнять, обогащать словарь по темам: - игрушки - овощи - фрукты - грибы - птицы - животные (дикие, домашние) - детеныши животных и птиц - продукты питания - одежда, обувь, головные уборы - посуда, - человек, части тела - семья - профессии - дом, мебель - цвет, форма, величина - транспорт, правила дорожного движения - цветы - деревья - насекомые - школа - формировать глагольный словарь; вводить в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов; - обогащать активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно )

Методы и приемы: Упражнения и игры «Узнай по описанию (по действию)», « Какой? Какая? Какое? Какие?» «Кто, что делает?»; «Цепочка слов»; Загадки. Настольно-печатные игры ( «Лото»; «Лабиринты»; «Вкладыши») Словесные игры («Подбери слова», «Подбери картинки», «Кто больше слов назовёт»)

Виды помощи:

Стимулирующая: создание игровой ситуации.

Направляющая: использование иллюстраций, символов, схем, игрушек, вопросы логопеда.

Обучающая: совместное выполнение заданий; показ образца 

Прогноз: Ребёнок даёт объяснения словам,  подбирает признаки и действия к предметам по лексическим темам.

7. Формирование грамматического строя речи

Задачи:   правильно  употреблять предлоги В, НА, ПОД. Уточнять пространственное расположение предметов, выраженное предлогами. - Развивать понимание устной речи;

Методы и приемы: Игры: « Прятки «(Где предмет?)», « Кто, где живёт»; «Поезд». Выполнение инструкций. Использование схем предлогов (по Ткаченко). Сюжетно-дидактические игры, инсценировки сказок и стихотворений, игры-инсценировки.

Виды помощи:

 Стимулирующая: создание проблемной ситуации. Направляющая: использование схемы предлога, картинок; вопросы логопеда.

 Обучающая: показ образца выполнения задания; совместное выполнение задания.

Прогноз: Ребёнок правильно употребляет предлоги  в специально созданной речевой ситуации, даёт ответы  на  поставленные  вопроосы.

8. Развитие  связной  речи

Задачи: Формирование коммуникативных навыков,

Учить выслушивать собеседника, не перебивая его речь, сдерживать себя.  Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы; - формировать навык составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, по моделям, схемам; - закреплять навык построения предложений из 3-4 слов; - закреплять навык составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов. Техники  «синквейн», «кластер»

 Прогноз: Ребенок отражает за взрослым слова, фразы, предложения  с применением наглядных опор или  без .

 

9. Развитие   мелкой  моторики

Задачи:  Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.). Формирование графомоторные  навыки, формирование различного вида захваты. Прогноз: совершенствование  ловкости  пальцев безошибочное  выполнение  пальцевых проб.

10. Совершенствование психологической  базы

Задачи:- расширять объем зрительной и слуховой памяти; - развивать вербальное мышление; - развивать логическое мышление; - игры и упражнения на совершенствование словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам); - игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?», «Чего не стало?»; - игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок.

Прогноз: совершенствование  когнитивных  процессов. 

Пропаганда-иформационная работа с родителями