Врожденное и приобретённое в характере ребёнка
Почему это важно?
Характер влияет на поведение ребёнка, общение в коллективе и развитие.
Родителям важно понимать, что часть особенностей объясняется темпераментом, а часть формируется воспитанием и средой.
Осознанный подход облегчает воспитание и снижает конфликтные ситуации.
Так что же такое характер?
Характер — это совокупность устойчивых качеств ребёнка, которые определяют:
как он реагирует,
как общается,
как ведёт себя в трудных и повседневных ситуациях.
Характер состоит из врождённого (темперамент) и приобретённого (воспитание и опыт).
Врожденные особенности: что это?
Врожденные качества- то, что ребёнок получает от рождения:
особенности нервной системы
реакции на новизну, шум, людей
скорость переключения
активность, эмоциональность
тип темперамента
Это не «хорошие» или «плохие» черты- это особенности, которые нужно учитывать.
Примеры врожденных проявлений
Одни дети очень активные, другим нужно больше времени на включение в деятельность.
Кто-то легко заводит контакт, кто-то осторожен.
Одни быстро переключаются, другие долго входят в дело.
Это- естественные отличия, а не результат неправильного воспитания.
Приобретённые качества:
Формируются под влиянием:
семьи
модели поведения взрослых
правил в группе
общения со сверстниками
опыта успехов и ошибок
Приобретённые качества могут усиливать или смягчать врожденные особенности.
Как взаимодействуют врожденное и приобретённое?
Врожденные особенности- «фундамент».
Воспитание -«архитектура» характера.
Правильный подход позволяет направить природные особенности в конструктивное русло.
Пример:
Активный холерик может стать лидером, если научить его самоконтролю.
Чуткий меланхолик-отличным помощником и заботливым другом.
Что могут сделать родители?
Родители могут эффективно способствовать гармоничному формированию характера ребёнка, если последовательно учитывают его врождённый темперамент и индивидуальные особенности, избегают любых сравнений с другими детьми, опираются в воспитании прежде всего на собственный положительный личный пример.
Устанавливают в семье чёткие, понятные и стабильные правила поведения, создают атмосферу эмоциональной безопасности и доверия, поддерживают ребёнка в трудных ситуациях, развивают навыки саморегуляции и эмоционального контроля, поощряют усилия и старания, а не только конечный результат, предлагают посильные обязанности и задачи, которые укрепляют самостоятельность и ответственность.
Обеспечивают ребёнку позитивный и разнообразный опыт общения со сверстниками и взрослыми, мягко направляют природные особенности ребёнка в конструктивное русло и, самое главное, бережно сохраняют его уникальность, позволяя ему расти в уважении, принятии и поддержке.
Характер ребёнка рождается из тонкого сочетания врождённых особенностей и тех качеств, которые формируются под влиянием семьи, окружения и жизненного опыта, и именно взрослые своим внимательным отношением, мудрой поддержкой, тёплым участием и уважением к индивидуальности помогают природным чертам раскрыться наилучшим образом, направляя темперамент в конструктивное русло, развивая необходимые навыки и создавая условия, в которых ребёнок растёт уверенным, гармоничным, эмоционально устойчивым и готовым к успешному взаимодействию с миром и людьми вокруг.
Подготовила воспитатель:Ясенко Т.М. Возрастная группа детей: 3г.
