КГКП "Ясли-сад "Нәзік" отдела образования…
КГКП "Ясли-сад" Нәзік"

Врожденное и приобретённое в характере ребёнка

Врожденное и приобретённое в характере ребёнка

 

Почему это важно?

Характер влияет на поведение ребёнка, общение в коллективе и развитие.

Родителям важно понимать, что часть особенностей объясняется темпераментом, а часть формируется воспитанием и средой.

Осознанный подход облегчает воспитание и снижает конфликтные ситуации.

Так что же такое характер?

Характер — это совокупность устойчивых качеств ребёнка, которые определяют:

как он реагирует,

как общается,

как ведёт себя в трудных и повседневных ситуациях.

Характер состоит из врождённого (темперамент) и приобретённого (воспитание и опыт).

Врожденные особенности: что это?

Врожденные качества- то, что ребёнок получает от рождения:

особенности нервной системы

реакции на новизну, шум, людей

скорость переключения

активность, эмоциональность

тип темперамента

Это не «хорошие» или «плохие» черты- это особенности, которые нужно учитывать.

Примеры врожденных проявлений

Одни дети очень активные, другим нужно больше времени на включение в деятельность.

Кто-то легко заводит контакт, кто-то осторожен.

Одни быстро переключаются, другие долго входят в дело.

Это- естественные отличия, а не результат неправильного воспитания.

Приобретённые качества:

Формируются под влиянием:

семьи

модели поведения взрослых

правил в группе

общения со сверстниками

опыта успехов и ошибок

Приобретённые качества могут усиливать или смягчать врожденные особенности.

Как взаимодействуют врожденное и приобретённое?

Врожденные особенности- «фундамент».

Воспитание -«архитектура» характера.

Правильный подход позволяет направить природные особенности в конструктивное русло.

Пример:
Активный холерик может стать лидером, если научить его самоконтролю.
Чуткий меланхолик-отличным помощником и заботливым другом.

Что могут сделать родители?

Родители могут эффективно способствовать гармоничному формированию характера ребёнка, если последовательно учитывают его врождённый темперамент и индивидуальные особенности, избегают любых сравнений с другими детьми, опираются в воспитании прежде всего на собственный положительный личный пример.

Устанавливают в семье чёткие, понятные и стабильные правила поведения, создают атмосферу эмоциональной безопасности и доверия, поддерживают ребёнка в трудных ситуациях, развивают навыки саморегуляции и эмоционального контроля, поощряют усилия и старания, а не только конечный результат, предлагают посильные обязанности и задачи, которые укрепляют самостоятельность и ответственность.

Обеспечивают ребёнку позитивный и разнообразный опыт общения со сверстниками и взрослыми, мягко направляют природные особенности ребёнка в конструктивное русло и, самое главное, бережно сохраняют его уникальность, позволяя ему расти в уважении, принятии и поддержке.

 

Характер ребёнка рождается из тонкого сочетания врождённых особенностей и тех качеств, которые формируются под влиянием семьи, окружения и жизненного опыта, и именно взрослые своим внимательным отношением, мудрой поддержкой, тёплым участием и уважением к индивидуальности помогают природным чертам раскрыться наилучшим образом, направляя темперамент в конструктивное русло, развивая необходимые навыки и создавая условия, в которых ребёнок растёт уверенным, гармоничным, эмоционально устойчивым и готовым к успешному взаимодействию с миром и людьми вокруг.

 

 

Подготовила воспитатель:Ясенко Т.М.  Возрастная группа детей: 3г.