УТВЕРЖДЕНА
На методическом совете
КГКП «Ясли-сад «Нәзік»
протокол № 1
от «01» сентября 2023 г.
Программа работы консультационного пункта
психолого – педагогической помощи семьям,
воспитывающим детей на дому.
Караганда 2023
Актуальность и методологическое обоснование:
Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин. Круг общения многих “домашних” детей ограничивается родителями и родственниками. Со сверстниками они зачастую общаться не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей.
Ребенку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав. Все это является важным для дальнейшего полноценного развития ребенка.
Существует проблема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей есть постоянная потребность в общении с другими детьми и педагогами. Особенно эта помощь нужна родителям детей, которые не посещают детский сад. Более компетентны в этом специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получать «обратную связь» от родителей. Актуальным остаётся вопрос консультирования детей школьного возраста, нуждающихся в коррекции речевого развития, так как не все школы имеют штатных учителей-логопедов. Поэтому семьям необходима консультативная помощь специалистов.
В КГКП я/с «Нәзік» созданы условия и возможность для оказания помощи семьям, воспитывающим детей на дому. Существенно пополнилась предметно-пространственная развивающая среда, имеются помещения для работы специалистов и проведения совместных мероприятий. Так как это направление в работе детского сад является принципиально инновационным, всем педагогам и сотрудникам предстоит большая работа по изучению, апробированию и внедрению разнообразных форм работы, с целью получения положительного результата.
Программа работы консультационного пункта направлена на решение задач по обеспечению государственных гарантий доступности качественного дошкольного образования для подрастающих граждан РК
Цель программы:
Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
Основные задачи консультационного пункта:
- оказание методической, педагогической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, а также родителям (законным представителям), чьи дети обучаются в образовательных организация, реализующих образовательную программу дошкольного и общего образования;
- повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста от года до 6 лет, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
- обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
- обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).
- ознакомление родителей с новыми информационными технологиями в воспитании и обучении детей.
Механизм реализации программы:
1 этап: Подготовительный (01.09.2023-15.09.2023)
Задачи и содержание работы:
1. Изучение возможности для организации КП (приказ об организации консультационного пункта).
2. Изучение Положения о работе консультационного пункта.
Результат:
Годовой план работы консультативного пункта на 2023 – 2024 уч. год;
Журнал учета обращений родителей (законного представителя) в консультационный пункт к специалистам (я/с Нәзік)
График работы специалистов.
2. этап: Основной (16.09.2023-31.05.2024) - этап практический.
Содержание работы:
1. Основные блоки консультационного пункта:
- психолого-педагогическая помощь семьям при адаптации детей;
- консультативная помощь родителям;
- помощь семьям в вопросах социализации детей;
- профилактика различных отклонений;
- помощь родителям по подготовке детей к школе;
- консультативная помощь родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Двери нашего детского сада открыты для родителей с 9.00 до 18.00 (с 13.00-14.00 обед).
Педагог-психолог помогает выявить эмоционально-личностные проблемы, определить уровни развития познавательных процессов (внимания, память, мышление, воображение) детей, анализирует детско-родительские отношения, проводит по желанию родителей диагностическое обследование уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе, консультирует родителей в адаптационный период.
Директор, методист и делопроизводитель оказывают помощь при оформлении ребёнка в ДО, знакомят с нормативно-правовыми документами и локальными актами ДО, дают советы по вопросам оформления льгот при оплате за детский сад, помогают решать любые спорные вопросы.
Родители получают помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка, знакомятся с дидактическими играми, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику, литературой.
3 этап: Аналитический. (31.05.2024-31.08.2024)
На заключительном этапе реализации предполагается мониторинг изучения качества оказания педагогической помощи семьям, воспитывающим детей на дому, мониторинг изучения уровня удовлетворённости качеством деятельности ДО, определение направления работы в системах «Родитель-Ребёнок», «Родитель-Взрослый».
Планируется:
- разработка рекомендаций для всех участников образовательного процесса ДО по коррекции взаимоотношений.
Функциональные обязанности специалиста КП
Цель деятельности специалиста КП:оказание адресной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего и предшкольного возраста на дому, а также нуждающимся в помощи специалистов.
Задачи деятельности специалиста КП:
Обеспечение индивидуального психолого - педагогического сопровождения семей;
Обогащение воспитательно-образовательного потенциала семей;
Своевременное выявление детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии;
Функции деятельности КП:
аналитическая
консультативная
диагностическая
информационная
методическая.
координационно - организационная
Формы организации деятельности КП:
Диагностика и составление индивидуальных программ развития детей;
Информирование об услугах ДО;
Индивидуальные (очные) консультации;
Дистанционное консультирование;
Совместные с родителями тренинги, дискуссии;
Диагностические занятия с ребёнком в присутствии родителей;
Совместные занятия с родителями и с детьми;
Использование ключевых ситуаций по созданию условий для игровой деятельности и воспитанию детей в семье.
Критерии оценки эффективности результатов деятельности работы КП:
Статистика количества семей, обратившихся за помощью к специалистам КП ДО.
Обобщённый методический материал по работе с семьями.
Оценка деятельности ДО родителями и социумом.
Перспективы развития инновации.
Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям в консультационном пункте строится на основе интеграции деятельности разнопрофильных специалистов.
Посетив наш консультативный пункт, родители могут получить ответы на свои вопросы, развеять тревоги и сомнения, утвердить или, наоборот, скорректировать свои воспитательные воздействия на детей. Эффективность работы консультативного пункта в первую очередь связана с профессионализмом его сотрудников, их искренним желанием успешно развиваться, умением вступать в контакт с родителями, найти к ним и их детям индивидуальный подход.
Сложившемуся в процессе работы коллективу специалистов консультационного пункта по силам решение задач исследовательской работы в области дошкольного образования. Реализованный проект может быть использован другими образовательными организациями.
Ожидаемый результат:
Благодаря работе консультационного пункта ожидается:
1. Безболезненная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
2. Успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад.
3. Тесное сотрудничество между родителями и ДО.