Проблема духовно-нравственного развития в жизнедеятельности современного общества сегодня представляется особо значимой. В ее решении важная роль принадлежит программе «Самопознание». Автором проекта по возрождению нравственно-духовных ценностей "Самопознание" является первая леди страны – Сара Алпысқызы Назарбаева.
Автор идеи проекта изначально была убеждена в том, что вершина мудрости – Любовь, а секрет счастья – в познании человеком самого себя, раскрытии своих неограниченных возможностей для достижения счастья и жизненного успеха. Глубоко символично, что начало эксперимента по апробации программы «Самопознание» совпало с началом нового тысячелетия. По мнению культурологов, с этого момента начался новый период в мировой истории, именуемый «культурой антропоцентрического типа». Содержание этого этапа предполагает ценностное осмысление сущности человека и его места в окружающем мире.
Сара Алпысқызы считает, что важно не только научить детей жить в гармонии с миром и самим собой, но и правильно выбрать свой путь еще в начале
Главная цель проекта "Самопознание" - возродить человеческие ценности в современном обществе. Его девиз – "Познай себя и окружающий мир". Основная задача педагогов и родителей – объяснить ребенку: главное в жизни - стать человеком.
«Курс «Самопознание» помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова. По существу, все истории человечества есть не что иное, как постоянный и непрерывный процесс нравственного самосовершенствования» Назарбаева Сара Алпысқызы.
*******************************************************************************
Отчет о проведении декады предмета
«Самопознание: педагогика Любви и Творчества» в СОШ № 25
Со 2 по 12 февраля 2015 года в СОШ № 25 проходила декада предмета «Самопознание». Все мероприятия были проведены согласно утвержденному плану.
В І и ІІ сменах были проведены общешкольные линейки, посвященные открытию декады. В начальном звене с государственным и русским языками обучения были проведены классные часы на тему «Все начинается с любви». Учителями – предметниками были даны открытые уроки по предмету «Самопознание»: Петровой Светланой Борисовной «Учимся любить» (2 «Г» класс), Нургалиевой Гулсим Кусаиновной «Денсаулық - өмір негізі» (4 «Ә» класс), Полат Гульжазирой Боребековной «Ана махаббаты» (5 «Ә» класс).
В среднем звене были проведены классные часы «Творить малое, но с большей любовью», уроки творчества в 5-11 классах.
Среди учащихся 5-7 классов был организован конкурс рисунков «Как прекрасен этот мир». Победители были отмечены грамотами.
Номинантами в конкурсе эссе «Рецепт счастья» стали учащаяся 5 «Б» класса Скалепова М., а также ученицы старших классов: Бодыкова А. (9 «Ә») и Фабрициус А. (9 «Б»).
Основные задачи мероприятий направлены на сотрудничество и развитие творческих способностейпедагогического коллектива и учащихся:
▫ развитие познавательного интереса учащихсяк самопознанию, приобщение ихк нравственно-духовным ценностям;
▫активизация творческого потенциала подростков, развитие творческой инициативы;
▫формирование у учащихся высоких нравственных качеств.
**********************************************************************************************************
Семинар по самопознанию на тему «Особенности преподавания уроков самопознания в старшей школе»
Цель: ознакомить присутствующих с особенностями преподавания самопознания в СОШ 25
Методист самопознания методического кабинета КарГООХасенова Г.Т. открыла семинар. В своем выступлении она рассказала о инновациях в области преподавания самопознания в РК.
2. Заместитель директора по научно-методической работе Здатченко И.Р. представила учителей самопознания Бакмаганбетову Б.Н. и Полат Г.Б.
3. Полат Г.Б. – учитель самопознания в среднем и старшем звене классов с казахским языком обучения предоставила к просмотру мультфильм «Самопознание», который имеет большую философскую подоплеку.
4. Учитель самопознания классов с русским языком обучения Бакмаганбетова Б.Н. провела с присутствующими синквейн на тему «Самопознание в старшей школе». Присутствующие педагоги, выполняя это упражнение, активизировали свои знания по предлагаемой тему.
5. Гости семинара посетили открытые уроки.
Открытый урок Бакмаганбетовой Б.Н. на тему «В ладу с самим собой»
Цель урока: расширение представлений учащихся о роли чувств и нравственных категорий в обретении внутренней гармонии
Задачи:
Раскрыть значимость гармонии в отношениях с самим собой и окружающими Развивать умение управлять своими эмоциями и чувствами Воспитывать потребность быть честным с собой и окружающими
Урок был построен в соответствии с требованиями к урокам самопознания, т.е. была выдержана логическая связь между элементами и этапами урока.
С целью активизации учащихся была предложено упражнение «Ассоциации» на понятие «совесть». Притча «О трёх мешках» которая была зачитана, вначале оказалась непонятной одному ученику. После повторного прочтения учащиеся 10 «А» проанализировали притчу и пришли к мнению, что действительно, если мы помнил только плохое и «зацикливаемся» на этом, то это мешает нашему продвижению в жизни. Беседа о совести помогла детям еще раз проанализировать и сравнить свои представления о совести с нормами морали и с представлениями своих одноклассников. Упражнение «Нарисуй свою совесть» было направлено на осознание того, что совесть есть у каждого, и оно является мерилом нашего поведения. Чтение притчи учебника и размышления о совести великих людей еще раз позволило ребятам осмыслить свои представления о совести, о том, что необходимость поступать по совести есть один из способов жить в гармонии с окружающими и с самим собой. Работа с таблицей «Суд над совестью» позволило обобщить полученный материал, еще раз доказать необходимость жить по совести. Упражнение «Метафоры» способствовало активизации мышления учащихся, развитию креативности, возможности взглянуть на обычные вещи с необычной стороны. Просмотр ролика с песней Б. Окуджавы «Совесть, благородство и достоинство» на позитивной ноте закончил урок. Таким образом, поставленной цели и задачи урока были реализованы. Предложенные игры и упражнения нашли глубокий нравственный отклик у ребят 10 класса. Все методы и приемы были подобраны с учетом возрастного развития старшеклассников.
6. Анализ уроков организовала методист Хасенова Г.Т. , присутствующие отметили положительные стороны уроков учителей. Среди прочего, отметили элементы этнопедагогики в уроке Полат Г.Б. и психологический анализ на уроке Бакмаганбетовой Б.Н.
7. Бакмаганбетова Б.Н. рассказала о методах, которые использует на своих уроках. В частности, остановилась на видеопритчах. Продемонстрировав притчу «Воробей» она рассказала какие задачи возможно решить при помощи этого приема. У присутствующих эта притча нашла глубокий эмоциональный отклик.
8. Полат Г.Б. провела как один из примеров упражнение «Защитный амулет». В ходе этого упражнения гости выполнили амулеты, которые наделили своей позитивной энергией. И в качестве благодарности за семинар подарили некоторые из них ведущим семинара.
9. Бакмаганбетова Б.Н. предложила гостям выполнить упражнение «Сундук». В ходе, которого показала один из способов снятие стресса, повышения эмоционального тонуса.
10. Рефлексия с помощью «Метода 5 пальцев» показала, что гостям семинара понравился ход семинара, они отметили что методы и приемы, которые были продемонстрированы пригодятся им в работе. Методист Хасенова Г.Т. отметила профессионализм ведущих семинара, высокий уровень подготовки и педагогического мастерства.
Таким образом, считаем, что семинар достиг своей цели: гости ознакомились с особенностями преподавания самопознания в старшей школе СОШ 25. Высокая оценка методиста и гостей семинара, положительные отзывы в рефлексии семинара показывают, что семинар прошел на хорошем уровне.