Ростки будущей науки.
РОСТКИ БУДУЩЕЙ НАУКИ
Наука- это клад, и ученый человек никогда не пропадет
П.Бурдье.
В связи с предстоящим переходом Казахстанской модели образования на 12-е обучение приоритетным становится формирование у учащихся ключевых компетенций: компетентности разрешения проблем, информационной компетентности и коммуникативной компетентности. Поэтому научно-исследовательская работа – это одно из важных направлений работы современного учителя. И именно учитель должен уметь поддержать учащегося, развить его способности в интеллектуальной, творческой деятельности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы наиболее полно в годы обучения в школе.
Уже четыре года ученики нашей школы принимают участие в научно-практических конференциях 1-го и 2-го уровней при Малой академии наук юных исследователей.
Каждый год количество призеров заметно увеличивается и, если в прошлом году количество призеров было пять, то в этом году уже четыре, хотя на данный момент прошел конкурс только для учащихся 4-7 классов.
В учебно-практической конференции 1-го уровня в прошлом году приняли участие ребята нашей школы в секции гуманитарных и технических дисциплин. Учитель русского языка и литературы Хохлова Р.П. с ученицей Цой Камиллой провели исследование в области литературоведения по теме «Детский фольклор. Считалки». Считалки являются сегодня живым разговорным жанром: они передаются из уст в уста, варьируются, хранятся в коллективной памяти народа (точнее, детского сообщества). Поэтому интересно было работать над этим исследованием: можно было обратиться не только к литературе, но и к ребятам младших классов, которые знают массу считалок. В итоге было создано приложение к работе, состоящее из шестидесяти считалок. Результат участия – диплом 2 степени.
Ученик школы Степанов Ярослав со своим руководителем Матюхиной Т.Я. провели исследование по теме «Любовь». Не было равнодушных при представлении этой работы: настолько тонко и душевно было продумано каждое слово выступления, что на глазах слушателей невольно появлялись слезы. Тематика любви в художественных произведениях разнообразна: любовь к матери, к отечеству, к близкому человеку или просто к животному, но ее изучение позволяет формировать у учащихся чувство сострадания, толерантного отношения ко всем окружающим людям, отзывчивость и доброту. Результат – диплом 3 степени, но воспитательный аспект от выполнения этой работы намного важнее, он просто неоценим.
Уже не первый раз принимают участие в конкурсе ребята преподавателя физики Здатченко И.Р. Максимова Алина представляла работу по теме «Влияние электронного поля компьютера на растение овес». Результат – грамота. Лучший способ проникнуть в суть явления – это самому попытаться воссоздать его экспериментально. Именно этого добиваются ученики. Когда сам посадишь растение и сам за ним ухаживаешь, тогда и вывод сделать намного проще. А если еще и обобщить свой опыт и поделиться им с одноклассниками, то эта работа и приближается к статусу научно-исследовательской. Обучая ребенка, очень важно развить его способность самостоятельно добывать знания и находить пути решения сложившихся проблемных ситуаций.
В конкурсе работ второго уровня, а это работы учащихся 8-11 классов, снова победители: Кист Карина (руководитель - учитель русского языка и литературы - Никульшина Е.А.) и Суюшкина Кристина (руководитель - Здатченко И.Р.). И вновь филология и физика. Результат – дипломы 3 и 2 степени. Работа Суюшкиной Кристины была отобрана для участия в заочной республиканской НПК. Проведенные исследования в области влияния электромагнитного излучения бытовых приборов и сотовых телефонов на организм человека позволили создать рекомендации для своих сверстников: как уменьшить вредное воздействие, ведь отказаться от современных технических благ в быту просто невозможно. Впервые воспитанница школы приняла участие в Республиканской НПК и результат – грамота.
В этом году нас опять порадовали успехи учителей и их подопечных. Четыре призовых места – это ли не результат работы педагогов школы как доказательство правильности выбранного направления работы коллектива, возглавляет который директор Невматулина Зухра Мухамедовна.
Дипломы третьей степени получили: Снежковская Ирина со своей мамой, учителем истории Снежковской О.А.: они исследовали родословную девочки по линии мамы. Батюшкина Александра, с руководителем Хохловой Р.П. проанализировали образ Снегурочки в одноименной пьесе-сказке А.Н.Островского, который гораздо глубже, чем принято считать, и очень интересен и актуален, т.к. Снегурочка хочет обладать горячим сердцем и любить, как и все люди. Самая юная участница – Кильчаева Ангелина, с руководителем Караваевой Г.А., изучили влияние погоды на настроение человека. Диплом второй степени получил Кашубин Саша. Совместно с руководителем Здатченко И.Р. они вырастили кристаллы солей и исследовали их свойства.
Да, сложно, да, переживания, но сколько эмоций у ребят при озвучивании результатов и сколько гордости при вручении наград и призов в школе!
Участие, а тем более победа в таких конкурсах очень престижны: учащемуся предоставляется возможность осознать свою значимость, показать свою индивидуальность, свою принадлежность к научному и творческому труду.
Зам.директора по НМР - Здатченко И.Р.
Контакты