Коммунальное государственное учреждение "Школа-центр дополнительного…
Школа-центр дополнительного образования №5

Изучаем казахский язык

қара
чёрный
Вопрос-ответ
Всего ответов: 128
Новых вопросов: 51

Методические рекомендации по организации учебного процесса в организациях дополнительного образования в период ограничительных мер, связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции

   Методические рекомендации

по организации учебного процесса  в организациях дополнительного образования в период ограничительных мер, связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в помощь руководителям и педагогам организаций дополнительного образования детей (далее – организаций ДОД) с целью эффективной организации учебно-воспитательной деятельности в 2020-2021 учебном году в различных форматах в условиях соблюдения карантинных мер, а также для оказания качественных образовательных услуг с использованием дистанционных технологий.

2. Форматы обучения будут различными, исходя из санитарно-эпидемиологической ситуации в каждом конкретном регионе по решению местных исполнительных органов с учетом решения главного государственного санитарного врача соответствующей территории.

Организации ДОД работают в следующих форматах:

дистанционный формат; индивидуальное занятие в штатном режиме (на основании заявлений родителей или законных представителей детей); занятие в малых группах до 5 человек (на основании заявлений родителей или законных представителей детей).

3. Традиционное обучение (штатный формат) - организацияпроцесса обучения в штатном режиме с соблюдением норм санитарной безопасностипри благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации в каждом конкретном регионе.

Переход организаций ДОДк работев штатном режиме зависит от санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе. 

4. Дистанционное обучение - организацияпроцесса обучения, основаннаяна использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и обучающимися.

 

Глава 2.  Порядок организации учебного процесса

 

5. Учебный процесс, реализуемый в дистанционной форме, предусматривает значительную долю самостоятельныхзанятий обучающегося; методическое и дидактическое руководство и обеспечение этого процесса со стороны организации ДОД, а также регулярный систематический контроль и учет учебных достижений обучающихся.

6. Комбинированный формат обученияпредусматривает дистанционное обучение (теория) в онлайн, офлайн режиме, также в штатном режимеиндивидуальные занятия и занятия в малых группах до 5 человекпри наличии:

1) санитарно-эпидемиологических условий в организациях ДОД, т.е. обеспечивается термометрия, масочный, питьевой режимы, наличие санитайзеров, дезинфицирующих средств, проветривание, кварцевание, соблюдение расстояния 1,5 метра, влажная уборка и т.д.);

2) письменного согласия педагогов работать в штатном режиме. Если педагог отказывается от работы в штатном режиме, организация ДОДотказывает родителям в открытии групп. Учащиеся обучаются в дистанционном режиме.

3) заявлений родителей в электронной форме через доступные средства связи согласно образцу, представленному вприложении 1 к Методическим рекомендациям по организации учебного процесса в организациях дополнительного образования в период ограничительных мер, связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции.

Длительность занятий в штатном режиме – 40 мин. (Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования»).

Организациями ДОД детей вместе с родителями согласуетсяформат обучения и будет составлено гибкое расписание с учетом расписания занятий в школе, чередования режима отдыха и учебы.

7. В комбинированном формате обучения теоретические занятия музыкальных, художественных дисциплин, языковых курсов, по робототехнике, программированию, экологии, туризму, шахматам будут проводиться дистанционно, а практические занятия – в штатном режиме – это индивидуальные занятия и занятия в малых группах до 5 человек. Практические занятия по обучению игре на музыкальных инструментах, например, фортепиано, домбыра, баян, скрипка и др., также по вокалу будут организованы индивидуально в штатном режиме.

По коллективным видам дисциплин как хор, оркестр, хореография, сольфеджио, изобразительное, театральное, цирковое искусство и т.д. будет предоставлена возможность проведения занятий в штатном режиме в малых группах до 5 человек на основании заявления родителей и с соблюдением строгих санитарных требований.

        Кроме того, практические занятия на свежем воздухе на территории организации дополнительного образования в штатном режиме в малых группах до 5-и человек могут проводить станции юных техников по авиа, судо-, автомоделированию, конструированию, картингу, мотокроссу, также на территории организации могут проводить занятия станции юных экологов и туристов.

8. Перечень занятий для обучения в штатном и дистанционном режимах определяется решением педагогического совета и утверждается приказом руководителя организации ДОД.

9. Дистанционная форма обучения при необходимости реализовывается комплексно с традиционной (штатный формат) и другими форматами его получения при неблагоприятных погодных условиях, чрезвычайных ситуациях и карантине, в случае переходана индивидуальный график обучения с предоставлением необходимых документов, а также в ситуациях, предусмотренных законодательством.

10. При переходе организации ДОД из дистанционного в штатный режим обучения по желанию родителей обучающегося можно оставить на дистанционном обучении. Для этого необходимо родителям подать заявление по образцу, представленному в приложении 1 к Методическим рекомендациям по организации учебного процесса в организациях дополнительного образования в период ограничительных мер, связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции.

1) Руководитель организации ДОД:

- принимает соответствующий нормативный акт работодателя по выбору формата обучения;

- перераспределяет трудовые функции работников по обеспечению образовательного процесса в штатноми дистанционномформатах с сохранением оплаты труда;

- определяет трудовые функции работников, обеспечивающих жизнедеятельность и функционирование организации ДОД в формате штатного и дистанционного формата (административный, технический персонал);

- знакомит персонал организации ДОДс перераспределением функций.

2) Заместители руководителя организации ДОД:

- составляют расписание занятий с учетом формата обучения;

- организуют деятельность педагогов в соответствии с утвержденным расписанием и обратную связь с ними.

3) Педагоги:

- доводят до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) информацию о формате в виде дистанционных занятийи правил организации учебного процесса;

- реализуют учебный процесс с учетом утвержденного формата.

Контингент обучающихся, расписание, график работы, педагогический состав организации ДОДутверждаются на заседании педагогического совета.

 Основные требования к организации образовательного процесса

Основные требования устанавливаются Уставом организации ДОД, коллективным договором и внутренним распорядком:

-  обеспечение образовательногопроцесса в соответствии с образовательными программами;

- соблюдение мер профилактики иобеспечение соответствия санитарно-гигиеническим нормам;

- обеспечение доступа к широкополосному к Интернету;

- компьютерное оборудование, инструменты, материалы и другое.

 

 Глава 3.  Организация образовательного процесса в дистанционном формате

 

11. Категории, обучающихся в дистанционном формате формируются по заявлению родителей согласно приложению 1 к Методическим рекомендациям по организации учебного процесса в организациях дополнительного образования в период ограничительных мер, связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции. при наличии соответствующих условий в организации ДОД:

- обучающиеся организаций ДОД;

- обучающиеся подготовительного и первого года обучения;

- обучающиеся с особыми образовательными потребностями.

12. Образовательный процесс в дистанционном формате осуществляется с использованием Интернет-платформ с цифровыми образовательными ресурсами для обеспечения полной изоляции детей, педагогов и других сотрудников.

Для проведения дистанционных занятий организация ДОД использует Интернет-платформу. Функционал интернет-платформы обеспечивает качество и учет ведения занятий.

Для дистанционного обучения можно использовать электронные интернет-платформы, которые организиации ДОДвыбирают самостоятельно. Использование интернет-платформ возможно для проведения занятий в онлайн режиме – прямом эфире.

Дистанционное обучение возможно также в офлайн режиме через электронную почту и другие средства связи (направление материалов для обучающихся: запись видеозанятия, презентацию, лекционные материалы, схемы, ноты, рисунки и др.).

При отсутствии интернета и компьютера осуществляется доставка учебных материалов.

Составляется гибкое расписание дистанционных занятийпри обязательном выполнении образовательных программ и рабочих планов, согласуется с родителями.

Обратная связь осуществляется через электронный журнал, электронную почту. Если организация ДОДне работает в системе электронного журнала, обратная связь осуществляется через доступные средства связи и платформы. 

 Педагоги:

1) информируют обучающихся и их родителей (законных представителей) о формате обучения в виде дистанционных занятийи правилах организации учебного процесса;

2) проводят мониторинг технических возможностей обучающихся к дистанционному обучению: на  наличие компьютера, интернета;

3) определяют способы освоения образовательной программы обучающимися исходя из их технических возможностей:

- путем использования интернет-платформ, электронной почты, мессенджеров и др.;

- путем передачи заданий через почту или нарочно на бумажных носителях;

- информируют руководство организации ДОДотехническихвозможностях,обучающихся;

4) создают и используют чаты, форумы обучающихся и их родителей в системах электронных журналов, а также через различные мессенджеры;

5) осуществляют постояннуюсвязь с обучающимися и их родителями (законными представителями).

6) определяют способ организации учебного процесса исходя из своих технических и педагогических возможностей, а также применительно к возможностям обучающихся:

- режим онлайн через вебинар или мессенджеры;

- подготовка видеозанятия;

- общение в письменном формате;

- комбинация перечисленных методов.

Записи видеозанятийможно передавать в общие чаты или размещать в облачных сервисах,предоставляя на них ссылки;

7) осуществляют учебный процесс согласно выбранному формату дистанционного обучения.

При проведении занятия через интернет-платформы:педагог предоставляет обучающимся учебный материал для самостоятельного изучения/ выполнения заданий, кроме этого рекомендует занятия, размещенные на интернет-платформах, а также использование доступных цифровых образовательных ресурсов. 

8) предоставляют обучающимся задания для самостоятельного изучения/выполнения после просмотра видеозанятийв системе электронных журналов, через различные мессенджеры, ссылки на доступныеплатформыи каналы(при наличии технических возможностей);

9) осуществляют обратную связь с обучающимся:

-  принимают результаты выполненных работ;

-  проводят анализ выполненного задания;

-  комментируют и предоставляют рекомендации;

-  знакомят обучающегося с результатами;

-  проводятиндивидуальные консультации для обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями при необходимости;

10) обратная связь осуществляется посредством:

- электронных журналов на платформе организации ДОД и другихсистем;

-   месcенджеров;

-   телефонной связи;

Периодичность предоставления обратной связи педагогопределяет самостоятельно.

11) взаимодействуют с родителями обучающегося по вопросам организации обучения на дому, достижений и проблемах  обучающегося в обучении.

Заместители руководителя организации ДОД:

1) проводят мониторинг возможностейпедагогов к организации учебного процесса.

2) определяют возможность проведения аттестационных, творческих и иных работ обучающихся;

3) определяют методы и средства  получения учебного задания;

4) определяют доступные для данной организации ДОДметоды и средства осуществления обратной связи; 

5) дают рекомендации педагогам по проведению дистанционного обучения, осуществлению обратной связи, текущему и итоговому оцениванию;

6) проводят контроль за ходом учебного процесса;

7) проводят мониторинг и  анализ учебных достижений обучающихся. 

12. Организация учебного процесса на дому.

Обучающийся и его родители (законные представители) должны знать, каким образовательным порталом или образовательной платформой пользуется школа, доступ к ним должен быть обеспечен своевременно.

Обучающийся должен знать названия всех программ, используемых в работе. Уметь своевременно подключить необходимый образовательный портал или образовательную платформу. Всю необходимую информацию он и его родители должны получить у педагога.

Необходимо организовать занятияобучающегося с учетом расписания занятийв школе, чередования режима отдыха и учебы. Создать обучающемуся следующие условия для дистанционного обучения:

- обеспечить тишину и рабочую обстановку;

- исключить фоновый шум телевизоров или присутствие других детей, или животных в комнате обучающегося;

- обеспечить рабочее место и оборудование, подключить видео, наушники;

- во время занятияу обучающегося должны быть включены и звук, и видео;

- обучающийся и родители должны видеть и педагога по этим же данным (объединение, группа, класс, кружок, предмет, ФИО педагога);

- в случае выключения в ходе урока у обучающегося звука или видео, педагог звонит по телефону родителю и устраняет неполадки;

- в случае сбоя работы интернета, обучающийся или его родители (законные представители) должны сообщить в организацию ДОДили педагогу для скорейшего исправления ситуации и возобновления учебной деятельности;

Обучающийся просматривает материалы и задания по предметам согласно расписанию или определяет самостоятельно время просмотра видеозанятий.

Обучающийся выполняет полученные задания в удобное для него время и отправляет педагогуработу по мере их выполнения, находится на связи с педагогом.

 

Глава 4.Санитарные требования к работе обучающегося за компьютером

12 Длительность онлайн занятий:

1) в подготовительных группах и объединениях, группах первого года обучения (1 класс) - не более 15 минут;

2) в 2-3 классах(объединениях, группах и др.)- не более 20 минут;

3) в 4-5 классах (объединениях, группах и др.) - не более 25 минут;

4) в 6-7классах (объединениях, группах и др.) - не более 30минут.

Упражнения для глаз илифизкультурная минуткапроводятся после каждого занятия.

Одновременное использование одного компьютера или ноутбука двумя и более людьми, независимо от возраста не рекомендуется.

 

Глава 5. Организация образовательного процесса в штатном режиме

 

13. Обучение осуществляется во всех объединениях (группах, классах), в т.ч. подготовительных, с обеспечением ежедневного замера температуры обучающихся.

Дети с температурой возвращаются домой, при выявлении заболевших обеспечивается переход на дистанционное обучение всего объединения (группы, класса), организация ДОД продолжает функционировать.

14. При организации образовательного процесса в штатном режиме необходимо:

1) составление расписания занятий с указанием времени начала и завершения; 

2) увеличение смен для социального дистанцирования, сокращения физических контактов;

3) исключение кабинетной системы, занятия проводятся в определенном кабинете;

4) организация перемен между занятиями в разное время для разных групп;

5) ежедневный замер температуры обучающихся и педагогов при входе;

6) обеспечение режима ношения масок;

7) расстановка учебных столов на расстоянии 1,5 метра;

8) проветривание, кварцевание кабинетов и всех помещений;

9) мытье рук и использование специальных средств;

10) влажная уборка кабинетов после каждого второго занятия;

11) влажная уборка между сменами, подсменами в коридорах, рекреациях, холлах и других помещениях;

12) обработка использованной посуды дезинфицирующими средствами после каждого приема пищи;

13) функционирование медицинских кабинетов и изоляторов (при наличии) для ежедневного замера температуры, выявления симптомов заболеваний, изоляции, в случаях выявления заболевших, объявления карантина и перехода на дистанционное обучение всей группы, контроля состояния детей, с последующим возвращением группы в штатный режим;

14) организация занятий по хореографии и других подвижных занятий на свежем воздухе или постоянное проветривание залов.

15. Организация ДОД обеспечивается достаточным количеством дезинфицирующих средств для обработки поверхностей предметов, кабинетов, рекреаций, холлов и других помещений. У входа устанавливаются дезинфицирующие тоннели, дезинфицирующие коврики для обуви, на всех этажах устанавливаются санитайзеры для обработки рук, обеспечивается термометрия.

Важно учитывать качественное водоснабжение, условия для мытья рук моющими средствами. 

 

Глава 6. Организация образовательного процессана индивидуальных занятиях и в малых группах в штатном режиме

 

16. В 2020-2021 учебном году обучение в организациях ДОДв связи с ограничительными мерами по борьбе с коронавирусной инфекцией и неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуацией начинается в дистанционном формате.

         При этом, по заявлению родителей или законных представителей детей при наличии условий в организации ДОДвозможна организация образовательного процесса на индивидуальных занятиях и в малых группах в штатном режиме.

Организация образовательного процесса на индивидуальных занятиях и в малых группах осуществляется при строгом соблюдении санитарных эпидемиологических требований, в т.ч. согласно настоящему порядку.

17. К обучению на индивидуальных занятиях и в малых группах допускаютсядети, не имеющие хронических заболеваний (указывается в заявлении). 

Право выбора обучения детей на индивидуальных занятиях и в малых группах принадлежитродителям или законным представителям детей.

Право выбора родители или законные представители детей выражают путем подачи заявления на имя руководителя организации ДОД.

18. Родители или законные представители детей, отправляя детей обучаться на индивидуальных занятиях и в малых группах, выражают понимание и свое согласие в том, что дети будут находиться в общественной среде и подвергаются риску заражения коронавирусной инфекцией.

Родители или законные представители детей обеспечивают детей средствами санитарной безопасности: маски, перчатки, антисептик в индивидуальном флаконе для обработки рук или влажные антибактериальные салфетки, питьевой водой.

Родители или законные представители детей разъясняют своим детям о необходимости социального дистанцирования.

Родители или законные представители детей подготовительных групп и первого года обучения осуществляют сопровождение детей до входных наружных дверей организации ДОДперед началом занятийи сопровождение детей после завершения занятийс входных наружных дверей организации ДОДдо дома.

Организация ДОДобеспечивает запас дезинфицирующих средств (дезинфицирующий коврик у входа, тепловизоры, санитайзеры, средства для обеспечения влажной, дезинфицирующей уборки);

Наличие условий в организации ДОДозначает соответствие всем санитарным требованиям, наличие педагогов, согласных работать в штатном режиме.

Педагог письменно оформляет в произвольной форме свое согласие работать в штатном режиме. В случае, когда педагог соглашается работать в штатном режиме, он выражают понимание и свое согласие в том, что будет находиться в общественной среде и подвергаться риску заражения коронавирусной инфекцией.

В случаях, если организация ДОДне может обеспечить обучениена индивидуальных занятиях и в малых группах педагогом в связи с их отказом от работы в штатном режиме, родителям отказывается в открытии групп.  В этом случае учащиеся обучаются в дистанционном режиме.

19. Рекомендации для минимизации внешних контактов:

1) принцип «Одна группа – один педагог»;

2) наполнямость группы – не более 5-и детей; 

3) продолжительность занятий согласно САН ПИН;

4) к обучению в малых группах допускаются дети, не имеющие хронические заболевания.

20. Порядок организации работы на индивидуальных занятиях и в малых группах:

1) прием на индивидуальные занятия и в малые группы осуществляется в организациях ДОД на основании заявления родителей или законных представителей согласно приложению 1 к Методическим рекомендациям по организации учебного процесса в организациях дополнительного образования в период ограничительных мер, связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции. Зачисление детей в малую группу осуществляется при наличии свободных мест в группе. Заявление принимается в электронном формате;

2) организация ДОД оповещает родителей заранее о приеме заявлений на индивидуальные занятия и в малые группы в штатном режиме через доступные средства связи;

3) контингент, расписание, график работы, педагогический состав определяется решением педагогического совета и утверждается приказом руководителя организации ДОД. Образовательный процесс осуществляется согласно утвержденному плану организации ДОД;

4) расписание занятий в штатном режиме и дистанционном режиме составляются в синхронном порядке;

5) образовательный процесс в штатном режиме осуществляется при строгом соблюдении санитарных эпидемиологических норм;

6) запрещается передвижение по кабинетам, проведение мероприятий и родительских собраний;

7) все оперативные совещания проводятся в дистанционном формате;

8) столовые/ буфеты (при наличии) не функционируют;

9) сопровождение обучающихся родителямидо занятий и после осуществляется до входа в организацию ДОД.

21.При организации занятий в штатном режиме необходимо обеспечить:

1) увеличение смен и подсмен для социального дистанцирования;

2) сокращение физических контактов;

3) максимальное использование площади организации ДОД для обеспечения социальной дистанции между детьми;

4) ежедневный замер температуры педагогов и обучающихся при входе;

5) режим ношения масок;

6) расстановка учебных столов на расстоянии 1 метра;

7) проветривание, кварцевание кабинетов, рекреаций;

8) мытье рук и использование специальных средств после каждого занятия;

9) влажная уборка кабинетов после каждого второго занятия;

10) влажная уборка между сменами, подсменами в коридорах, рекреациях, холлах и других помещениях;

11) функционирование медицинских кабинетов и изоляторов (при наличии) для ежедневного замера температуры, выявления симптомов заболеваний, изоляции, в случаях выявления заболевших, объявления карантина и перехода на дистанционное обучение всей группы, контроля состояния детей, возвращения группы в штатный режим;

12) организация занятий по хореографии и других подвижных занятий на свежем воздухе или постоянное проветривание залов.

 

 

Глава 7. Общие требования к организации образовательного процесса при дистанционном формате обучения

 

Деятельность обучающегося:

-        получение учебного материала (теоретический материал, методические указания, практические задания, тесты, лабораторные работы и т.д.) согласно плану, расписанию, каждое занятие подается структурированно; 

-        просмотр индивидуальной траектории обучения (расписание, графики), результатов обучения, информации об изменении своих когнитивных умений (характеристик), необходимых для анализа успешности по конкретному учебному предмету, информации о своем режиме взаимодействия и работы на платформе;

-        самостоятельное изучение теоретическогоипрактическогоматериала, тестированиезнаний, самостоятельная проверка знаний;

-        получение инструкций, а также поддержки в работе с платформой, учебным материалом посредством обратной связи с педагогом.

Предполагаемый режим дня,обучающегося:

- просмотр материалов и заданий (каждый определяет время самостоятельно);

-        связь с педагогом(по мере необходимости);

- выполнение полученных заданий в удобное время и отправка педагогу  по мере выполнения;

- работа с педагогом и обсуждение возникших вопросов;

- планирование следующего дня.

Деятельность педагога и его возможности:

- просмотр и корректировка образовательной траектории обучающегося (расписание и др.);

- возможность управления учебным материалом (размещение, предоставление заданий, результатов достижений и др.);

-  разработка и наличие обратной связи для комментария, рубрик и др. по выполненной работе;

-  возможность использования на занятиисамостоятельно разработанногоучебногоматериала.

Алгоритм осуществления обратной связи с обучающимися

Педагог организует обратную связь с обучающимся:

- принимает результаты выполненных работ;

- проводит анализ выполненного задания;

- комментирует и предоставляет обратную связь и рекомендации;

- проводит индивидуальные консультации для обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями.

Обратная связь может быть осуществлена посредством:

- Интернет-платформы, электронной почты и др.;

- мобильной и стационарной телефонной связи.

При отсутствии связи, Интернета учебные материалы доставляются обучающимся.

Припередаче учебных материалов на бумажном носителе необходимо:

- указать объединение (группу, класс), название учебного предмета, тему занятия;

- предоставить краткий конспект, тезисы по теме занятия;

- обозначить       перечень    вопросов для      самостоятельного выполнения      и закрепления;

- предоставить задания в соответствии с целями обучения и критериямиоценивания;

- предложить дополнительные материалы по теме и механизм обратной связи.

 

Глава 8. Рекомендации по снижению нагрузки на обучающихся при обучении с использованием дистанционных технологий

 

В условиях комбинированногои полного дистанционного обучения меняется формат домашнего задания, поскольку все учебные задания выполняются в домашних условиях.

В связи с этим сцельюнедопущения перегрузки обучающихся необходимо неукоснительное выполнение педагогами Санитарныхправил «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов (компьютеры и видеотерминалы), оказывающих воздействие на человека», утвержденныхприказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 21 января 2015 года № 38.

 

Глава 9. Требования к разработке видеозанятий с использованием дистанционных образовательных технологий

 

Общие требования:

1. Организационные:

- соответствие образовательным программам;

- реализация дидактических принципов;

- использование телевизионных, информационно-коммуникативных и мультимедийных технологий;

- структура занятия:

начало занятия: титры (объединение, группа, класс), кружок, предмет;

формулировка цели обучения;

объяснение нового учебного материала, вопросы;

заключительная часть: выводы, обратная связь.

- обратная связь осуществляется посредством: электронных журналов, интернет-платформ; электронной почты; месcенджеров; мобильной и стационарной телефонной связи;.

- акцент на самостоятельное изучение учебного материала, вовлечение каждого обучающегося в активное обучение;

- аудиовизуальные средства: графика, аудио, видеоматериалы, презентации;

- оптимальный объем заданий на закрепление материала;

- дифференцированные учебные задания;

- разработка инструкций, алгоритмов, рекомендаций для самостоятельного выполнения заданий;

- применение различных методов организации занятия(частично-поисковый, эвристический, исследовательский, проектная работа, исследование, обсуждение в чатах, социальной сети, в переписке по почте);

- возможность обучающимся просмотреть в любое время (офлайн- режим).

- индивидуальные консультации для обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями (при необходимости).

2. Содержание занятия:                                                                                            

- не содержит информацию, распространение которой запрещено законодательством Республики Казахстан;

-   не противоречит требованиям Закона Республики Казахстан от 2 июля 2018 года № 169-VI«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

-   не содержит информацию, не способствующую достижению учебных целей;

-    оптимальный выбор контента занятия;

- сведения научно достоверные, терминология точная, информация четко структурированная;

- подача теоретического материала: логичная, четкая, полная, последовательная;

- сочетание «классического» (повествовательного) и нестандартного стилей;

-  разумное соотношение натурной съемки и символьного наполнения (заставки, текст и пр.);

- количество слайдов - 8-10 на однозанятие.

- указан автор и (или) источник заимствованного материала;

3. Эмоциональный фон:

- голос педагога спокойный, доброжелательный, достаточный для восприятия звучания, речь отчетливая, дикция хорошая;

-изложение убедительное, свободное, в достаточной мере эмоциональное (эффект присутствия), темп изложения неторопливый;

- психологическое воздействие: стиль и язык произносимого текста, интонирование, акцептация отдельных предложений, эмоциональные подъёмы, паузы;

- адекватное (в эмоциональном плане) музыкальное сопровождение;

4. Дизайн занятия:

- цветовой фон постоянный - из трех цветов, близких по цветовой гамме;

-  текст на экране лаконичный, четкий, не перегружен;

- отсутствие водяных знаков, посторонних надписей, рекламы;

-выделение важной информации: цветом, жирным шрифтом, другим шрифтом;

- количество контрастирующих шрифтов минимальное;

- звук четкий (без посторонних звуков), равномерный по громкости;

-   видеоряд - 75-100% площади экрана.

5. Требования к уровню подготовки педагога.

Психолого-педагогическая подготовка:

- знание возрастных и психологических особенностей обучающегося;

- знание требований к разработке и созданию электронных обучающих ресурсов;

Методическая подготовка:

- владение методическими приемами разработки и использования электронных образовательных материалов;

- умение реализовывать учебные цели занятияв нестандартных условиях;

Навыки работы с IT-технологиями:

- наличие IT-компетенций;

- навыки разработки и использования электронных образовательных ресурсов.

7. Доступность обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями

- использование образовательныхпрограмм и индивидуальных планов обучения;

- наличие субтитров, сурдоперевода;

- специальное программное обеспечение;

- подбор или разработка адаптированных цифровых ресурсов;

- использование дифференцированных учебных заданий.

Требования к видеозанятию

Организационные:

- продолжительность: не более 15-иминут;

- гибкий индивидуальный график;

- возможность просмотреть в любое время;

- текущий контроль успеваемости посредством:

а) прямого общения обучающегося и педагога в режиме «on-line»с использованием коммуникационных средств;

б) автоматизированных тестирующих комплексов;

в) проверки индивидуальных заданий.

Требования к занятиюс использованием дистанционных образовательных технологий

Организационные:

-   продолжительность: 15-30 минут;

- занятиев режиме реального времени с применением цифровых технологий:

- видеоконференции (вебинары, конференции, стриминг);

- занятияв асинхронном формате посредством обмена сообщениями в сети Интернет: акцент на самостоятельное выполнение заданий (электронная почта др.);

- возможность организовать групповые работы обучающихся в чате,социальной сети, в групповой переписке по почте;

- педагог предоставляет обучающимся учебный материал для самостоятельного изучения/ выполнения заданий;

-  педагог рекомендует занятия, размещенные на интернет-платформах, а также использование доступных цифровых образовательных ресурсов; 

- текущий контроль успеваемости посредством:

а) прямого общения обучающегося и педагога в режиме «on-line»с использованием телекоммуникационных средств;

б) автоматизированных тестирующих комплексов;

в) проверки индивидуальных заданий.

 

Глава 10. Использование образовательных платформ и электронных ресурсов

 

Для дистанционного обучения можно использовать Интернет-платформы  и образовательные электронные платформы по выбору организации ДОД, а также электронную почту и другие средства связи (направление материалов для обучающихся: запись видеозанятия, презентации, учебные материалы, схемы, ноты и др.).

В случае отсутствия вышеперечисленных средств связи используются другие способы передачи учебного материала и заданий нарочно на бумажных носителях.

Образовательная платформа, выбранная организацией ДОД должна способствовать развитию познавательных интересов обучающихся, формированию навыков самообразования. 

Образовательная платформа

1.Подача учебного материала:

-        дистанционно;

-        ежедневно;

-        по расписанию.

2.Формат учебного материала:

-        видеозанятия;

-        видеоконференции;

- концерты;

- выставки;

-        презентации;

- нормативные правовые акты по организации процесса обучения;

- гибкий инструментарий для разработки и дополнения занятийво время дистанционного обучения;

- поддержка коллективной/совместной работы обучающихся (форумы, чаты, работа с документами, презентациями и др.);

- доступ к информации, сервисам образовательной платформы посредством сети Интернет (Web-портал);

- обеспечение единой точки входа для педагогов и обучающихся;

- отражение динамики уровня знаний и результаты по каждому обучающемуся на протяжении всего периода обучения.

Важно учесть следующее.

1.Установка специального программного обеспечения на персональных компьютерах не требуется.

2. При использовании мобильных устройств может производиться установка бесплатного мобильного приложения. 

3. Портал должен запускаться на любых устройствах (компьютеры, планшеты, смартфоны).

4. Пользовательский интерфейс портала должен быть интуитивно-понятным и удобным для конечного пользователя и должен решать его задачи.

5. Личный кабинет обучающегося должен быть максимально удобным и понятным, отвечать всем необходимым потребностям пользователя, обучающегося.

Минимальные системные требования к компьютерному оборудованию и пропускной способности подключения к сети Интернет.

Подключение к интернету - (широкополосный) проводной или беспроводной (3Gили 4G/ LTE).

Динамики и микрофон – встроенные,или USB,или беспроводные Bluetooth.

Веб-камера или HD-веб-камера - встроенная или USB.

Или HD-камера или HD-видеокамера с картой видеозахвата.

Рекомендации по использованию электронных платформ для дистанционного обучения

1. Ресурсы и предоставляемые функции на ряде платформ в рамках дистанционного процесса обучения позволяют проводить мониторинг учебных достижений обучающихся, осуществлять обратную связь при оценивании, формировать необходимый формат заданий на платформе и выполнять их с демонстрацией результата, предоставлять комментариипо результатам учебных достижений.

Возможно использование Интернет-платформ для проведения занятий в онлайн режиме – прямом эфире (видеостриминг);

При дистанционном обучении рекомендуется использование приказа МОН РК от 20 марта 2015 года № 137 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям».

 

Глава 11. Оценивание учебных достижений

 

Рекомендации по оцениванию учебных достижений:

- оценивать в соответствии с критериями образовательной программы по предмету; 

- разрабатывать дифференцированные задания с учетом возможностей обучающегося с особыми образовательными потребностями;

- использовать самооценивание в процессе обучения;

- в обязательном порядке регулярно предоставлять обратную связь как для обучающихся, так и для их родителей;

- регулярно заполнять журнал.

В случаях отсутствия интернета, учебные задания и самостоятельные работы обучающихся доставляются на дом с использованием мер санитарной безопасности (через отделения Казпочты).

 

Глава 12. Деятельность участников образовательного процесса

 

Руководитель организации ДОД:

- обеспечивает организацию образовательного процесса с учетом эпидемиологической обстановки в регионе и выбором формата обучения;

- принимает соответствующий нормативный акт работодателя по определению следующей группы работников;

- работников, осуществляющих трудовые функции по обеспечению образовательного процесса в формате частичного штатного и полного дистанционного формата;

- работников, обеспечивающих жизнедеятельность и функционирование организации ДОД в формате частичного штатного и полного дистанционного формата (административный, технический персонал);

принимает решение об изменении формата обучения от дистанционного обучения к частично штатному формату обучения с сохранением санитарно-гигиенических норм, а затем и к полному штатному формату работы при улучшении эпидемиологической обстановки в регионе и в стране; принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы организации ДОД; осуществляет обратную связь с педагогами, обучающимися и их родителями (законными представителями) по мере необходимости; организует доставку учебных заданий и сбор выполненных работ обучающихся, не имеющих доступ к сети Интернет и средствам связи; обеспечивает строгое соблюдение требований по использованию индивидуальных средств защиты; принимает меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся, педагогов и других работников, по организации образовательного процесса, незамедлительно информирует о принятых мерах вышестоящий орган управления и всех участников образовательного процесса; не допускает запрашивание непредусмотренной отчетной документации; обеспечивает информирование обучающихся, педагогов, других работников, родителей (законных представителей) по всем вопросам организации образовательного процесса о дистанционном формате обучения через доступные виды связи, интернет-ресурсы организации образования.

Заместители руководителя организации образования:

организуют соблюдение санитарных требований при обучении в штатном режиме; организуют разработку мер, направленных на освоение образовательных программ обучающимися; организуют работу по формированию учебных материалов, в том числе электронных учебно-методических комплексов, электронных образовательных ресурсов; составляют гибкое расписание занятий с учетом выбранного формата обучения, которое размещается на интернет-ресурсах организации ДОД(сайт); совместно с педагогами определяют формат и организацию учебной деятельности обучающихся: методы и приемы обучения, сроки получения заданий обучающимися и представления ими выполненных работ; осуществляют информирование всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, иных работников) об организации работы и результатах обучения; осуществляют методическое сопровождение в ходе организации образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий; организуют деятельность педагогов в соответствии с утвержденным расписанием и обратную связь с ними; контролируют ход проведения процесса обучения через обратную связь с педагогами; координируют работу по выполнению учебной нагрузки педагогами; анализируют деятельность организации ДОД.

Педагоги:

обеспечивает соблюдение санитарных требований при обучении в штатном режиме; реализуют образовательныйпроцесс; разрабатывают(корректируют) образовательные программы и индивидуальные планыпланы; осуществляют структуризацию учебных материалов с применением ссылок на вебсайты, электронные библиотеки и другие; разрабатывают индивидуальные задания для дистанционной работы с учетом интересов и возможностей обучающихся; доводят до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) информацию о формате в виде дистанционных занятий; обеспечивают на электронных ресурсах интерактивное взаимодействие между педагогами и обучающимися с применением оптимальных и разнообразных видов работ (видеозанятия, самостоятельная работа и др.), доступных информационно-коммуникационных технологий; проводят офлайн и онлайн-занятияв соответствии с графиком обучения, обеспечивают контроль за самостоятельной работой; проводят индивидуальные консультации для обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями; контролируют выполнение заданий; информируют организацию ДОДо проводимой работе.

Обучающийся:

соблюдает санитарные требования при обучении в штатном режиме; находится на связи с педагогами при обучении с использованием дистанционных технологий; знакомится с графиком, темами, содержанием занятий через доступные средства связи; в соответствии с графиком обучения заходит в электронные платформы, почту, и другие системы связи для получения учебного материала с целью самостоятельного изучения; самостоятельно выполняет учебные задания, направляет выполненные задания педагогу через доступные средства связи (платформа, электронная почта и др.); соблюдает принципы самоконтроля и академической честности при выполнении учебных заданий.

Родители (законные представители) обучающихся:

- создают обучающемуся условия для обучения;

- по возможности осуществляют контроль за обучением детей, выполнением обучающимися самостоятельных заданий;

- поддерживают связь с педагогом.

Приложение 1

к Методическим рекомендациям по организации учебного процесса в организациях дополнительного образования в период ограничительных мер, связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции

 

Кому _____________

ФИО________________

от___________________,

проживающего по адресу

ул.__________________

Телефон ____________

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

   Прошу организовать обучение моего сына (дочери) ФИО полностью, объединение (группу, класс) ___________________________________________

в штатном режиме. Сообщаю, что с условиями обучения ребенка в период карантинных мер, ознакомлен(а) и согласен(а). Мой ребенок не имеет хронических заболеваний.

         Обязуюсь обеспечить ребенка необходимыми санитарно-гигиеническими средствами. Понимаю ответственность, связанную с риском заболеваемости.

                                                                                                Дата ___________

     Подпись _____________