Приложение к приказу
Министр образования и науки
Республики Казахстан
от 12 ноября 2021 года № 561
Утверждены приказом
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 27 января 2016 № 83
Правила и условия проведения аттестации педагогов
Глава1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведенияаттестации педагогов (далее - Правила),разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 139 Трудового кодекса Республики Казахстан, статьи14 Закона Республики Казахстан «О статусе педагога», подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах»(далее – Закон о государственных услугах), определяют порядок проведения аттестации педагогов и присвоения (подтверждения) квалификационных категорий педагогам.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) аттестуемый – лицо, проходящее аттестацию и претендующее на присвоение (подтверждение) квалификационной категории в соответствии с настоящими Правилами;
2) аттестация – процедура, проводимая с целью определения уровня квалификации педагогов, по результатам которой присваиваются (подтверждаются) квалификационные категориисогласно настоящих Правил;
3) аттестационная комиссия – коллегиальный орган, уполномоченный проводить процедуру аттестации педагогов (далее - Комиссия);
4) аттестационный период – промежуток времени в календарном году (январь-май, август-декабрь), в течение которого аттестуемый подает заявление на сдачу Национального квалификационного тестирования, проходит квалификационную оценку, подает заявление в аттестационную комиссию о присвоении (подтверждении) квалификационной категориисогласно настоящих Правил;
5) апелляция – процедура пересмотра результатов национального квалификационного тестирования, которая осуществляется по запросу педагога посредством информационных коммуникационных технологийв соответствии с настоящими Правилами;
6) республиканская комиссия по рассмотрению апелляций (далее –комиссияпо апелляции) – комиссия, создаваемая уполномоченным органом в области образования, которая принимает решение по спорным вопросам при несогласии педагогов с результатами национального квалификационного тестирования;
7) квалификационная категория – уровень профессиональной компетентностипедагога, соответствующий квалификационным требованиям согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года №338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №5750) (далее – приказ №338);
8) комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности – процедура оценки соответствия достижений аттестуемого уровням квалификационных требований;
9) государственная услуга – одна из форм реализации отдельных государственных функций, осуществляемых в индивидуальном порядке по обращению или без обращения услугополучателейи направленных на реализацию их прав, свобод и законных интересов, предоставление им соответствующих материальных или нематериальных благ;
10) стандарт государственной услуги – перечень основных требований к оказанию государственной услуги, включающий характеристики процесса, форму, содержание и результат оказания, а также иные сведения с учетом особенностей предоставления государственной услуги;
11) педагог - лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности;
12) национальное квалификационное тестирование(далее – НКТ) – процедура, проводимая в целях определения уровня профессиональной компетентности педагога, по тестам, разработанным уполномоченным органом в области образованияв соответствии с настоящими Правилами.
3. Аттестация педагогов проводится не реже одного раза в пять летв соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О статусе педагога», руководителей организаций образования – один раз в три года в соответствии с пунктом 5 статьи 44 Закона Республики Казахстан «Об образовании», заместителей руководителя организаций образования – один раз в три года в соответствии с пунктом 130 настоящих Правил.
4. Для проведения аттестации педагогов в уполномоченных органах соответствующей отрасли, органах управления образования(далее - аттестующий орган) области, города республиканского значения и столицы, района, города областного значения приказом первого руководителя этих государственных органов создаются Комиссии для следующих квалификационных категорий:
«педагог» - в организациях образования;
«педагог-модератор», «заместитель руководителя третьей квалификационной категории» или «руководитель-организатор», «заместитель руководителя второй квалификационной категории» или «руководитель-менеджер», «педагог-модератор»– для методистов –в органах отдела образования района, города областного значения;
«педагог-эксперт» и «педагог-исследователь»,«заместитель руководителя первой квалификационной категории» или «руководитель-лидер», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог-мастер» – для методистов – в органах управления образования области, города республиканского значения и столицы;
«педагог-мастер» - при уполномоченном органе в области образования.
5. В состав Комиссии по аттестации педагогов входят педагоги, имеющие стаж работы не менее 10 лет, квалификационные категории «педагог-исследователь» или «педагог-мастер», методисты учебно-методических кабинетов (центров), организаций повышения квалификации, представители общественных и неправительственных организаций, профсоюзов, специалисты органов управления образования, подведомственных организаций.
6. В состав Комиссии для аттестации руководителей и заместителей руководителей организаций образования (методических кабинетов (центров) входят представители государственных органов, в том числе местных представительных и исполнительных органов, уполномоченного государственного органа по труду, представители профсоюзов, неправительственных организаций, коллегиальных органов управления организаций образования, общественных советов, а также сотрудники структурных подразделений аттестующего органа.
7. Комиссия состоит из нечетного числа членов и состоит не менее чем из семи членов. Члены Комиссии участвуют в заседаниях Комиссии без права замены.
8. Председатель и заместитель председателя Комиссии избираются из числа членов Комиссии.
9. Аттестация педагогов организаций образования отраслевых государственных органов осуществляется Комиссией уполномоченного органа соответствующей отрасли.
10. Секретарь конкурсной комиссии подготавливает материалы, необходимые документы к заседанию Комиссии, оформляет и подписывает протокол, не является ее членом.
11. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее две трети ее состава.
12. Результаты голосования определяются большинством голосов членов Комиссии. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим.
13. На заседаниях Комиссии ведется аудио- или видеозапись. Аудиовидеозапись хранится в государственном органе, проводящего процедуру аттестации, не менее трех лет.
14. Комиссия соответствующего уровня рассматривает документы аттестуемого два раза в год (до 5 мая и 5 ноября текущего года соответственно).
Глава 2. Порядок прохожденияаттестации
15. Аттестация включает в себя следующие этапы:
для педагогов:
- НКТ;
- эссе;
- квалификационная оценка;
- комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности;
для заместителей руководителя организаций образования, заместителей руководителя и методистов методических кабинетов (центров):
- квалификационная оценка;
- комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности;
- собеседование на заседании аттестационной комиссии с презентацией результатов деятельности (принесовпаденииоценки самооцениванияи оценки комиссии);
для руководителей организаций образованияи методических кабинетов (центров):
1) НКТ;
2) квалификационная оценка;
3) комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности;
4)собеседование на заседании Комиссии с презентацией результатов деятельности (принесовпаденииоценки самооцениванияи оценки комиссии).
Параграф 1. Порядок проведения НКТ
16. На первом этапе аттестации проводится НКТ. Для сдачи НКТ педагог подает заявление по специальности, указанной в дипломе или по основной должностипо формесогласно приложению 1настоящих Правил в Национальныйцентр тестирования Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее – НЦТ) или организациюим определенной.При подаче заявления на прохождение НКТ педагоги выбирают язык сдачи (казахский, русский), дату, время.
17. Оператором проведения НКТ является НЦТ или организация им определяемая. НКТ проводится в электронном формате.
18. Заявление, поданное педагогом для сдачи тестирования, попадает в базу данных НЦТ или организацию им определенной. НЦТ или организация им определенная направляет в личный кабинет педагога пропуск на тестирование по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
19. НКТ проводится в сроки, определенные уполномоченным органом в области образования, в соответствии с заявлением педагога.
20. Кандидаты без стажа, окончившие организацию технического и профессионального, послесреднего или высшего и/или послевузовского образования по педагогическим специальностям, принимаются на работу после успешного прохождения НКТ. Для данных кандидатов без стажа квалификационная категория «педагог» присваивается аттестационной комиссией организации образования на основании результата НКТ.
Кандидатам без стажа организаций технического и профессионального, высшего и послевузовского образования, набравшим на тестировании не менее 50 баллов, присваивается квалификационная категория «педагог».
21. НКТ проходят:
педагоги:
1 (один) раз в календарный год – бесплатно;
повторно 1 (один) раз на платной основе в течение календарного года;
педагоги, претендующие на досрочную аттестацию 1 (один) раз в течение календарного года – бесплатно;
пробные (по желанию педагога) – на платной основе в течение календарного года;
кандидаты без стажа, имеющие техническое и профессиональное, высшее и/или послевузовское образование по педагогическим (специальностям) направлениям:
1 раз в течение календарного года – бесплатно;
руководители организаций образования, методических кабинетов (центров) в календарный год 1 (один) раз – бесплатно;
повторно 1 (один) раз на платной основе в течение календарного года;
пробные (по желанию) – на платной основе в течение календарного года.
22. НКТ состоит из следующих тестовых заданий:
1) Для педагогов дошкольных организаций воспитания и обучения:
«Дошкольная педагогика и психология» – тридцать заданий;
«Методика дошкольного воспитания и обучения» – тридцать заданий;
2) Педагоги начального образования сдают тестирование по предметам:
«Педагогика, методика обучения» – тридцать заданий;
«Содержание учебного предмета» (казахский или русский язык (по языку обучения), литературное чтение, математика) – семьдесят заданий;
3) Для педагогов основного среднего и общего среднего образования:
«Педагогика, методика обучения» – тридцать заданий;
«Содержание учебного предмета» – семьдесят заданий;
4) Для педагогов организаций дополнительного образования:
«Педагогика, методика обучения» – тридцать заданий;
«Основы психологии» – тридцать заданий;
5) Для воспитателей интернатных организаций, общежитий:
«Педагогика, методика обучения» – тридцать заданий;
«Основы психологии» – тридцать заданий;
6) Для воспитателей специальных организаций:
«Педагогика, методика обучения» – тридцать заданий;
«Основы психологии» – тридцать заданий;
7) Для педагогов специальных организаций образования:
«Специальная педагогика и методика обучения» – тридцать заданий;
«Содержание учебного предмета» – тридцать заданий;
8) Для методистов организаций образования (кроме методистов методических кабинетов (центров):
«Педагогика, методика обучения» – тридцать заданий;
«Содержание учебного предмета» – семьдесят заданий;
9) Для организаций технического и профессионального, послесреднего образования:
Педагоги по общеобразовательным предметам:
«Педагогика, методика обучения» – тридцать заданий;
«Содержание учебного предмета» – семьдесят заданий;
Педагоги по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам:
«Педагогика, методика обучения» – тридцать заданий;
«По направлению деятельности» – семьдесят заданий;
Мастера производственного обучения:
«Педагогика, методика обучения» – тридцать заданий;
Педагоги иных должностей:
«Педагогика, методика обучения» – тридцать заданий;
«Основы психологии» – тридцать заданий;
10) Для педагогов по физической культуре по выбору:
1) «Содержание учебного предмета» – семьдесят заданий;
«Педагогика, методика обучения» – тридцать заданий;
либо 2) «Педагогика, методика обучения» – тридцать заданий;
Тесты Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы по выбору в соответствии с Правилами проведения тестов Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, утвержденными приказом соотвествующего уполномоченного органа (проводится организацией, определяемой уполномоченным органом в области образования).
11) кандидат без стажа, имеющий техническое и профессиональное, высшее и/или послевузовское образование по педагогическим (специальностям) направлениям:
«Содержание учебного предмета» – семьдесят заданий;
«Педагогика, методика обучения» – тридцать заданий.
По направлению Педагогика дошкольного воспитания и обучения:
«Дошкольная педагогика и психология» – тридцать заданий;
«Методика дошкольного воспитания и обучения» – тридцать заданий.
12) Для руководителей организаций образования (в т.ч. методических кабинетов (центров):
по направлению «Знание законодательства» – восемьдесят вопросов:
Трудовой кодекс Республики Казахстан – двадцать вопросов;
Кодекс о браке (супружестве) и семье – двадцать вопросов;
Закон Республики Казахстан «Об образовании» – двадцать вопросов;
Закон Республики Казахстан «О статусе педагога» – десять вопросов;
Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» – десять вопросов;
по направлению «Управленческие компетенции» – двадцать вопросов.
23. Результат тестирования считается положительным при получении следующих баллов:
1) Для педагогов дошкольных организаций воспитания и обучения:
«Дошкольная педагогика и психология»:
квалификационная категория «педагог» – 50 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 60%;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 70%;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 80 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 90 %;
«Методика дошкольного воспитания и обучения»:
квалификационная категория «педагог» – 30 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 40 %;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 50 %;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 60 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 70 %.
2) Для педагогов начального обучения:
по направлению «Содержание учебного предмета»:
квалификационная категория «педагог» – 50 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 60%;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 70%;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 80 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 90 %;
по направлению «Педагогика, методика обучения»:
квалификационная категория «педагог» – 30 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 40 %;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 50 %;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 60 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 70 %.
3) Для педагогов основного среднего и общего среднего образования:
по направлению «Содержание учебного предмета»:
квалификационная категория «педагог» – 50 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 60%;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 70%;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 80 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 90 %;
по направлению «Педагогика, методика обучения»:
квалификационная категория «педагог» – 30 %;
квалификационная категория «педагог-модератор» – 40 %;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 50 %;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 60 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 70 %;
4) Для педагогов организаций дополнительного образования:
«Педагогика, методика обучения»:
квалификационная категория «педагог» – 50 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 60%;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 70%;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 80 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 90 %;
«Основы психологии»:
квалификационная категория «педагог» – 30 %;
квалификационная категория «педагог-модератор» – 40 %;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 50 %;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 60 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 70 %.
5) Для воспитателей интернатных организаций, общежитий
По направлению «Педагогика, методика обучения»
квалификационная категория «педагог» – 50 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 60%;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 70%;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 80 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 90 %;
«Основы психологии» –тридцать заданий:
квалификационная категория «педагог» – 30 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 40 %;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 50 %;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 60 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 70 %.
6) Для воспитателей специальных организаций
По направлению «Педагогика, методика обучения»
квалификационная категория «педагог» – 50 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 60%;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 70%;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 80 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 90 %;
«Основы психологии» – тридцать заданий:
квалификационная категория «педагог» – 30 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 40%;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 50%;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 60 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 70 %;
7) Для педагогов специальных организаций образования:
По направлению «Содержание учебного предмета»
квалификационная категория «педагог» – 50 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 60%;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 70%;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 80 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 90 %;
По направлению «Основы психологии» – тридцать заданий:
квалификационная категория «педагог» –30 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 40%;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 50%;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 60 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 70 %;
8) Для методистов организаций образования (кроме методистов методических кабинетов (центров):
«Содержание учебного предмета»:
квалификационная категория «педагог» – 50 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 60%;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 70%;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 80 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 90 %;
«Педагогика, методика обучения»:
квалификационная категория «педагог» – 30 %;
квалификационная категория «педагог-модератор» – 40 %;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 50 %;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 60 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 70 %.
9) Для педагогов организаций технического и профессионального, послесреднего образования:
по направлению «Содержание учебного предмета»:
квалификационная категория «педагог» – 50 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 60%;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 70%;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 80 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 90 %;
по направлению «По направлению деятельности»:
квалификационная категория «педагог» – 50 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 60%;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 70%;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 80 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 90 %;
по направлению «Педагогика, методика обучения»:
квалификационная категория «педагог» – 50 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 60 %;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 70 %;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 80 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 90%;
«Основы психологии» – тридцать заданий:
квалификационная категория «педагог» – 50 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 60 %;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 70 %;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 80 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 90 %.
10) Для педагогов по физической культуре:
по направлению «Содержание учебного предмета»:
квалификационная категория «педагог» – 50 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 60%;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 70%;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 80 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 90 %;
«Педагогика, методика обучения»:
квалификационная категория «педагог» – 50 %
квалификационная категория «педагог-модератор» – 60 %;
квалификационная категория «педагог-эксперт» – 70 %;
квалификационная категория «педагог-исследователь» – 80 %;
квалификационная категория «педагог-мастер» – 90 %.
Тесты Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы:
квалификационные категории «педагог», «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог-мастер» – соответствуют начальному уровню готовности.
11) Для кандидатов без стажа, имеющих техническое и профессиональное, высшее и/или послевузовское образование по педагогическим (специальностям) направлениям:
«Содержание учебного предмета»:
квалификационная категория «педагог» – 50 %;
«Педагогика, методика обучения»:
квалификационная категория «педагог» – 50 %.
По направлению Педагогика дошкольного воспитания и обучения:
«Дошкольная педагогика и психология»:
квалификационная категория «педагог» – 50 %;
«Методика дошкольного воспитания и обучения»:
квалификационная категория «педагог» – 50 %.
12) для руководителей организаций образования (методических кабинетов (центров):
по направлению «Знание законодательства»:
«руководитель-организатор» – 70%;
«руководитель-менеджер» – 80%;
«руководитель-лидер» – 90 %;
по направлению «Управленческие компетенции»:
«руководитель-организатор» – 70%;
«руководитель-менеджер» – 80%;
«руководитель-лидер» – 90 %.
24. Проценты переводятся в баллы по Шкале переводов согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
25. Время сдачи НКТ составляет:
для предметов «Математика», «Физика», «Химия», «Информатика» – двести сорок минут;
для направлений «Дошкольное образование» и «Дополнительное образование» – сто двадцать минут;
для иных педагогов – двести десять минут.
26. Для проведения НКТ педагогов НЦТ разрабатывает базу тестовых заданий.
27. Для обеспечения прозрачности и объективности проведения НКТ аудитории и место каждого педагога в пунктах проведения обеспечиваются системой видеонаблюдения.
28. При обнаружении предметов и удалении из аудитории педагога, нарушившего правила поведения в аудитории, или выявлении подставного лица на тестировании составляется акт по форме согласно приложениям 4 и 5 к настоящим Правилам.
29. При установлении фактов нарушения правил проведения тестирования, обнаруженных при просмотре видеозаписи, составляется акт и производится аннулирование результатов.
30. При нарушении или обнаружении запрещенного предмета во время проведения НКТ педагог не допускается к прохождению аттестации сроком на пять лет (руководители организации образования – на три года). Имеющаяся квалификационная категория педагога снижается до квалификационной категории «педагог» (руководителя - до квалификационной категории «руководитель организации образования»).
31. При входе педагога в здание пункта проведения тестирования производится идентификация с использованием технологии распознавания лиц его личности или идентификации на основании документа, удостоверяющего личность, и пропуска.
32. При проведении НКТ не допускается выходить из аудитории без разрешения и сопровождения дежурного, разговаривать друг с другом, пересаживаться с места на место, обмениваться материалами, выносить материалы из аудитории, заносить в аудиторию и использовать предметы (учебники и методическую литературу, цифровую смарт-аппаратуру).
33. После рассадки до начала тестирования проводится инструктаж по правилам поведения во время тестирования и написания эссе.
34. Оценивание ответов тестовых заданий осуществляется следующим образом:
1) для заданий с выбором одного правильного ответа из пяти предложенных присуждается один балл, в остальных случаях - ноль баллов;
2) для заданий с выбором нескольких правильных ответов из предложенных:
за все правильные ответы получает - два балла;
за одну допущенную ошибку - один балл;
за допущенные две и более ошибки - ноль баллов.
35. НЦТ или организация им определенная формирует базу данных педагогов (прием заявлений, внесение персональных данных для информирования: Индивидуальный индификационный номер, фамилию, имя, отчество (при его наличии), заявленная квалификационная категория, язык сдачи, место работы, предмет).
36. НЦТ или организация им определенная проводит подготовку программного обеспечения, его работу в период приема заявлений, проведения тестирования, во время апелляционных процедур; обработку и выдачу результатов тестирования после его завершения; проведение апелляции и выдачу результатов с учетом апелляции; выдачу написанного эссе.
37. НЦТ или организация им определенная, ответственная за проведение НКТ, осуществляет:
1) подготовку компьютерных кабинетов;
2) подготовку компьютеров за день до проведения тестирования;
3) предоставление аудиторного фонда;
4) идентификацию с использованием технологии распознавания лиц его личности или идентификацию на основании документа, удостоверяющего личность и пропуска, запуск педагогов в компьютерный кабинет и их рассадку.
38. При проведении НКТ участвуют представители уполномоченного органа в области образования в качестве наблюдателей. Наблюдатели не оказывают содействие участникам тестирования. Не допускается совершение действий, препятствующих проведению тестирования. За нарушения порядка проведения тестирования наблюдатель отстраняется от выполнения своих функций.
39. После завершения тестирования педагог ознакамливается с результатами тестирования, отображаемыми на экране компьютера.
40. Результат НКТ – сертификат о прохождении НКТ по форме согласно приложению 6 настоящих Правил – направляется в личный кабинет педагога. При проведении апелляции сертификат о прохождении НКТ с учетом апелляции направляется в личный кабинет педагога.
41. НЦТ обеспечивает хранение электронной базы данных тестируемых, прошедших НКТ, в течение пяти лет.
42. НЦТ предоставляет в региональные управления образования, и уполномоченный орган в области образования доступ для проверки электронных сертификатов с результатами тестирования и наличия эссе.
43. По завершении НКТ педагог знакомится с результатами (правильными и неправильными ответами) и при несогласии подает апелляцию с обоснованиями в Комиссию по апелляции посредством информационных коммуникационных технологий, не выходя из зала тестирования. Заявления на апелляцию после выхода педагога из зала тестирования не принимаются.
44. Для решения спорных вопросов на период проведения тестирования уполномоченным органом в области образования создается Комиссия по апелляции, который обеспечивает прием апелляций посредством информационных коммуникационных технологий.
45. Председатель и состав Комиссии по апелляции утверждаются приказом уполномоченного органа в области образования.
В состав Комиссии по апелляции входят представители государственных органов, педагоги организаций дошкольного, среднего и общего среднего, дополнительного, технического и профессионального, высшего и послевузовского образования.
Комиссии по апелляции состоит из нечетного числа членов. Члены Комиссии по апелляции участвуют в заседаниях Комиссии по апелляции без права замены.
46. Срок действия полномочий Комиссии по апелляции составляет один календарный год.
47. Апелляция рассматривается в случаях:
1) по содержанию тестовых заданий:
не согласен с обоснованием правильного ответа;
отсутствует правильный ответ;
имеется более одного правильного ответа в тестовых заданиях с выбором одного правильного ответа из всех предложенных (указываются все варианты правильных ответов);
некорректно составленное тестовое задание.
2) по техническим причинам:
отсутствие фрагмента или текста в тестовых заданиях.
48. При подаче апелляции по содержанию тестовых заданий педагог указывает мотивированное обоснование (полное пояснение). Заявления на апелляцию по пересмотру всех тестовых заданий без указания мотивированного основания (полное пояснение, пошаговое решение задач) по каждому заданию рассмотрению не подлежат.
49. Решения Комиссии по апелляции оформляются протоколом, которые подписываются председателем, секретарем и членами комиссии. Протоколы заседаний Комиссии по апелляции хранятся в течение года в НЦТ.
50. По результатам апелляции, рассмотренной в режиме онлайн-приема, в личном кабинете педагога отображаются результаты тестирования.
51. При недостаточном количестве баллов на заявленную категорию при очередной аттестации педагога на присвоение (подтверждение) квалификационной категории в аттестационный период январь-май (август - декабрь) квалификационная категория сохраняется до истечения ее срока, далее квалификационная категория снижается на один уровень ниже. Данная квалификационная категория сохраняется до следующего аттестационного периода август-декабрь (январь – май). В следующий аттестационный период педагог проходит аттестацию по первоначально заявленной квалификационной категории после прохождения НКТ.
52. При несвоевременной подаче заявления педагогом на очередную аттестацию на присвоение (подтверждение) квалификационной категории в аттестационный период август-декабрь (январь – май) квалификационная категория снижается до квалификационной категории «педагог». Данная квалификационная категория сохраняется до следующего аттестационного периода август-декабрь (январь – май). В следующий аттестационный период педагог проходит аттестацию на квалификационную категорию в соответствии с квалификационными требованиями согласно приказа №338.
53. При недостаточном количестве баллов на заявленную категорию за педагогом, имеющим «вторую», «первую», «высшую» категории, в аттестационный период январь-май (август - декабрь) квалификационная категория сохраняется до истечения его срока, далее – снижается до категории «педагог». Данная квалификационная категория сохраняется до следующего аттестационного периода август-декабрь (январь – май). В следующий аттестационный период педагоги проходят аттестацию на квалификационную категорию в соответствии с квалификационными требованиями согласно приказа №338.
Параграф 2. Порядок написания эссе
54. По окончании тестирования педагог пишет эссе. Общее затрачиваемое время - 30 минут. Количество слов – 250-300 слов. Тема эссе ежегодно определяется уполномоченным органом в области образования. Написанное эссе отображается в личном кабинете педагога по ссылке ngt.testcenter.kz.
55. Написанное эссе направляется в личный кабинет педагога.
Параграф 3. Порядок проведения квалификационной оценки
56. Квалификационная оценка педагогов проводится организациями образования и включает рассмотрение документов на соответствие перечню документов, изложенных в стандарте государственной услуги по форме согласно приложению 7 настоящих Правил.
57. При отсутствие необходимых документов педагог в течение 3-х рабочих дней приносит недостающие документы.
Параграф 4. Порядок оказания государственной услуги
58. По результатам НКТ на основании заявления педагога (до истечения срока действующей категории) и после квалификационной оценки проводится процедура дальнейшей аттестации:
для педагогов – комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности в соответствии с главой 3 настоящих Правил;
для руководителей и заместителей руководителей организаций образования (методических кабинетов (центров) – в соответствии с главой 4 настоящих Правил.
59. Для получения государственной услуги по аттестации педагоговфизическими лицами (далее – услугополучатель) предоставляются заявленияпо форме согласно приложению 8к настоящим Правилам:
вМинистерство образования и науки Республики Казахстан(далее – Министерство), Управления образования областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, отделыобразования районов и городов областного значения;
или через некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее – Государственная корпорация);
или через веб-портал «электронного правительства» egov.kz. (далее – портал).
Заявление подается с соблюдением сроков прохождения и последовательности категории в соответствии с квалификационными требованиями согласно приказа №338.
60. Государственная услуга «Прием документов для прохождения аттестации педагогов» (далее – государственная услуга) оказываетсяМинистерством, Управлениями образования областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, отделами образования районов и городов областного значения.
61. Перечень основных требований к оказанию государственной услуги, включающий характеристики процесса, форму, содержание и результат оказания услуг, а также иные сведения с учетом особенностей предоставления государственных услуг приведены в стандарте государственной услуги (далее – стандарт) по форме согласно приложению 7к настоящим Правилам.
62. Сведения документов, удостоверяющих личность услугополучателя, работник Государственной корпорации получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз «электронного правительства».
63. Припредоставленииуслугополучателем неполного пакета документов,предусмотренных стандартом, и (или) документов с истекшим сроком действия, ответственный сотрудник Министерства, Управления образования областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, отдела районов и городов областного значения, либо работник Государственной корпорации выдает или направляет через порталрасписку об отказе в приеме документов по форме согласно приложению 9к настоящим Правилам.
64. Приполномпредставлениидокументов через канцелярию услогодателя,Государственную корпорацию услугополучателю выдается или направляется через порталрасписка о приеме документов по форме согласно приложению 10к настоящим Правилам с указанием даты выдачи готовых документов.
При обращении через портал в личный кабинет услугополучателя поступает уведомление о приеме документов с указанием даты выдачи готовых документов.
65. Сформированные заявления (с пакетом документов) направляются Государственной корпорацией или через портал в Министерство, Управления образования областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, отделы районов и городов областного значения.
66. При оказании государственных услуг через Государственную корпорациюили портал, день приема заявлений и документов не входит в срок оказания государственных услуг.
67. При приеме документов через Министерство, Управления образования областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, отделы образования районов и городов областного значения проверяется полнота представленных документов, и соответствие услугополучателя требованиям настоящих Правил, по итогам выдается расписка о приеме заявления и соответствующих документов по форме согласно приложению 10к настоящим Правилам, либо мотивированный отказ в оказании государственной услуги.
68. Приобращениичерез канцеляриюдействия, указанные в пункте 63, осуществляются в день поступления и регистрации документов в Министерство, Управления образования областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, отделы районов и городов областного значения.
69. Результат оказания государственной услуги доставляются Министерством, Управлениями образования областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, отделами районов и городов областного значения в Государственную корпорацию, не позднее, чем за сутки до истечения срока оказания государственной услуги.
70. Выдача готовых документов при обращении через Государственную корпорацию осуществляется в соответствии с графиком работы Государственной корпорации при предъявлении документов, удостоверяющих личность,либо электронный документ из сервиса цифровых документов, либо его представителя, действующего на основании документа, выданного в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, в которой указываются соответствующие полномочия представителя.
71. Министерством, Управлениями образования областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, отделамирайонов и городов областного значения обеспечивается внесение сведений о стадии оказания государственной услуги в информационную систему мониторинга оказания государственных услуг в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере информатизации, согласно подпункту 11) пункта 2 статьи 5 Закона о государственных услугах.
72. Рассмотрение жалобы по вопросам оказания государственных услуг производится вышестоящим административным органом, должностным лицом, уполномоченным органом по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг (далее – орган, рассматривающий жалобу).
Жалоба подается услугодателю и (или) должностному лицу, чье решение, действие (бездействие) обжалуются.
Услугодатель, должностное лицо, чье решение, действие (бездействие) обжалуются, не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу.
При этом услугодатель, должностное лицо, чье решение, действие (бездействие) обжалуются, вправе не направлять жалобу в орган, рассматривающий жалобу, если он в течение трех рабочих дней примет решение либо иное административное действие, полностью удовлетворяющие требованиям, указанным в жалобе.
Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес услугодателя, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о государственных услугах подлежит рассмотрению в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня ее регистрации.
Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг, подлежит рассмотрению в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня ее регистрации.
Если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан, обжалование в суде допускается после обжалования в административном (досудебном) порядке в соответствии с пунктом 5 статьи 91 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Глава 3. Порядок присвоения (подтверждения) квалификационных категорий педагогам
73. Для проведения процедуры присвоения (подтверждения) квалификационных категорий на соответствие заявленной квалификационной категории создается экспертный совет отдельно по каждому предмету или по направлению (далее – Экспертный совет):
на квалификационную категорию «педагог» - Экспертный совет, организуемый на уровне организации образования, в составе заместителя руководителя, педагогов, имеющих стаж работы не менее 10 лет, квалификационные категории «педагог-исследователь» или «педагог-мастер», членов профсоюзного комитета организации образования. Состав Экспертного совета утверждается приказом руководителя организации образования;
на квалификационную категорию «педагог-модератор» - Экспертный совет, организуемый на уровне района (города областного значения), на уровне области, городов республиканского значения и столицы, уполномоченного органа соответствующей сферы (для республиканских подведомственных организаций и организаций образования отраслевых государственных органов), в составе методистов методических кабинетов (центров), педагогов района (города областного значения), имеющих стаж работы не менее 10 лет, квалификационные категории «педагог-исследователь» или «педагог-мастер», представителей организаций повышения квалификации, попечительских советов, общественных, неправительственных организаций в области образования, представителей профсоюзов, работодателей.
Состав Экспертного совета утверждается приказом руководителя органа управления образования района (города областного значения), уполномоченного органа соответствующей сферы (для республиканских подведомственных организаций и организаций образований отраслевых государственных органов).
на квалификационную категорию «педагог-эксперт», «педагог-исследователь» - Экспертный совет, организуемый на уровне области, городов республиканского значения и столицы, уполномоченного органа соответствующей сферы (для республиканских подведомственных организаций и организаций образования отраслевых государственных органов), в составе методистов методических кабинетов (центров), педагогов организаций образования области, городов республиканского значения и столицы, имеющих стаж работы не менее 10 лет, квалификационные категории «педагог-исследователь» или «педагог-мастер», представителей организаций повышения квалификации, попечительских советов, общественных, неправительственных организаций, профсоюзов, работодателей. Состав Экспертного совета утверждается приказом руководителя органа управления образования области, городов республиканского значения и столицы, уполномоченного органа соответствующей сферы (для республиканских подведомственных организаций и организаций образований отраслевых государственных органов).
на квалификационную категорию «педагог-мастер» - Экспертный совет, организуемый при Республиканском учебно-методическом совете Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина, в составе специалистов и методистов подведомственных организаций МОН РК, представителей профсоюзов, уполномоченных органов соответствующих сфер, педагогов организаций образования республики, имеющих стаж работы не менее 10 лет, квалификационные категории «педагог-исследователь» или «педагог-мастер», организаций повышения квалификации, попечительских советов, общественных, неправительственных организаций, работодателей. Состав Экспертного совета утверждается приказом руководителя уполномоченного органа соответствующей сферы.
74. Материалы, представленные для комплексного аналитического обобщения результатов деятельности, направляются Комиссией для рассмотрения в экспертный совет два раза в год (до 5 мая и 5 ноября текущего года соответственно) по акту приема – передачи портфолио педагога на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий по форме согласно приложению 11 к настоящим Правилам.
75. В состав Экспертного совета входят председатель и члены экспертного совета. Экспертный совет состоит из нечетного количества членов, но не менее, чем из семи человек. Председатель избирается из числа членов Экспертного совета.
76. Экспертный совет рассматривает и оценивает портфолио педагогов на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий в соответствии с критериями оценивания портфолио педагогов на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий по форме согласно приложению 12 к настоящим Правилам, с учетом листов наблюдения уроков/занятий по форме согласно приложению 13 к настоящим Правилам.
77. Экспертный совет отдельно по каждому предмету или по направлению рассматривает и оценивает портфолио с присутствием аттестуемого в дистанционном или очном формате. Рассмотрение портфолио с участием аттестуемого длится не более 30 минут. При этом, ведется аудио или видеозапись. Аудиовидеозапись хранится в архиве организации проводимого аттестацию не менее одного года.
78. Экспертный совет направляет листы оценивания портфолио педагогов на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий по форме согласно приложению 14 к настоящим Правилам и рекомендации по итогам комплексного аналитического обобщения результатов деятельности о соответствии/несоответствии, о соответствии на один уровень ниже заявленной квалификационной категории по каждому педагогу в Комиссию в определенные уполномоченным органом в области образования сроки (до 5 июня и 5 декабря текущего года) по форме согласно приложению 15 к настоящим Правилам.
Параграф 1. Порядок очередного присвоения квалификационных категорий педагогам
79. Очередному присвоению квалификационной категории подлежат:
на квалификационную категорию «педагог»:
лица, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю или прошедшие курсы переподготовки, впервые приступившие к педагогической деятельности, успешно прошедшие Национальное квалификационное тестирование, а также соответствующие следующим профессиональным компетенциям:
знает содержание учебного предмета, учебно-воспитательного процесса, методики преподавания и оценивания; планирует и организует учебно-воспитательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся, способствует формированию общей культуры обучающегося и его социализации, принимает участие в мероприятиях на уровне организации образования, осуществляет индивидуальный подход в воспитании и обучении с учетом потребностей обучающихся, владеет навыками профессионально-педагогического диалога, применяет цифровые образовательные ресурсы;
соблюдает основные нормы педагогической этики в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 190 «О некоторых вопросах педагогической этики» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №20619);
2) на квалификационную категорию «педагог-модератор»:
лица, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю, а также лица, прошедшие курсы переподготовки, педагогический стаж не менее двух лет, соответствующие следующим профессиональным компетенциям:
соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог», кроме того:
использует инновационные формы, методы и средства обучения;
является участником или призером или победителем конкурса профессионального мастерства или имеет участников или призеров или победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, на уровне организации образования, района (города областного значения) в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным органом в области образования;
3) на квалификационную категорию «педагог-эксперт»:
лица, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю, а также лица, прошедшие курсы переподготовки, педагогический стаж не менее трех лет, соответствующие следующим профессиональным компетенциям:
соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-модератор», кроме того:
владеет навыками анализа организованной учебной деятельности, учебно-воспитательного процесса;
конструктивно определяет приоритеты профессионального развития: собственного и коллег на уровне организации образования;
является участником или призером или победителем конкурса профессионального мастерства или имеет участников или победителей илипризеров олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне района (города областного значения), конкурсов, соревнований на уровне области в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным органом вобласти образования;
подготовилвидео-, телеуроки, включенные для трансляции на телевидении области, страны(при наличии);
4) на квалификационную категорию «педагог-исследователь»:
лица, имеющие высшее или послевузовское педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю, педагогический стаж не менее пятилет, соответствующие следующим профессиональным компетенциям:
соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-эксперт», кроме того:
владеет навыками исследования урока и разработки инструментов оценивания;
обеспечивает развитие исследовательских навыков, обучающихся;
обобщает опыт на уровне области,городов республиканского значения и столицы, республики (для республиканских подведомственных организацийи организаций образования отраслевых государственных органов);
является участником или призером или победителем конкурса профессионального мастерства илиимеет участников или победителей илипризеров олимпиад, конкурсов, соревнований на областном, республиканском, международном уровнях в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным органом в областиобразования;
является участником или призером, или победителем Национальной премии «Учитель Казахстана», обладателем звания «Лучший педагог» (при наличии);
осуществляет наставничество и конструктивно определяет стратегии развития в педагогическом сообществе на уровне района (города областного значения), области(при наличии);
участвует в организации и проведении семинаров, конференций для педагогов, организованных подведомственными организациями образования соответствующего уполномоченного органа;
входит в состав экспертов по экспертизе учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий в соответствии с «Электронной базой экспертов» Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования» Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее - Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования) или рекомендованных Республиканским учебно-методическим советом при Департаменте технического и профессионального образования (при наличии);
подготовилвидео-, телеуроки, включенные для трансляции на телевидении страны, области, размещенные на образовательных порталах (при наличии);
распространяет опыт работы, используя интернет-ресурсы;
5) на квалификационную категорию «педагог-мастер»:
лица, имеющие высшее или послевузовское педагогическое образование по соответствующему профилю,педагогический стаж не менее шестилет, соответствующие следующим профессиональным компетенциям:
соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-исследователь», кроме того:
имеет авторскую программу, получившую одобрение на Республиканском учебно-методическом совете при Национальной академии образования имени Ы.Алтынсаринаили на Республиканском учебно-методическом совете при Департаменте технического и профессионального образования,или является автором (соавтором) изданных учебников, учебно-методических пособий, включенных в перечень учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, утвержденных уполномоченным органом в сфереобразованияили рекомендованных Республиканским учебно-методическим советом при Департаменте технического и профессионального образования или входит в состав экспертов по экспертизе тестовых заданий, учебников, учебно-методических комплексов, или является экспертом чемпионатов уорлд скилс (WorldSkills) (конкурс профессионального мастерства) или тренером по повышению квалификации педагогов;
является призеромили победителемреспубликанских илимеждународных профессиональных конкурсов, илиолимпиад или подготовил победителей илипризеров олимпиад, конкурсов, соревнований на республиканском или международном уровнях в соответствии с перечнем, утвержденнымуполномоченным органом в сфереобразования;
является участником или призером, или победителем Национальной премии «Учитель Казахстана», обладателем звания «Лучший педагог» (при наличии);
распространяет опыт работы, используя интернет-ресурсы;
осуществляет наставничество и планирует развитие сети профессионального сообщества на уровне области, республики (при наличии);
входит в состав экспертов по экспертизе учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий в соответствии с «Электронной базой экспертов» Республиканского научно-практическогоцентраэкспертизы содержания образования или рекомендованных Республиканским учебно-методическим советом при Департаменте технического и профессионального образования (при наличии);
обобщает опыт на уровне республики,участвует в организации и проведении семинаров, конференций для педагогов, организованных подведомственными организациями образования соответствующего уполномоченного органа;
подготовил видео-, телеуроки, включенные для трансляции на телевидении страны, области,размещенные на образовательных порталах (при наличии).
80. Организация образования ежегодно до 1 сентября составляет и утверждает перспективный план присвоения (подтверждения) квалификационных категорий на предстоящий финансовый год, который корректируется по мере необходимости.
81. Организацияобразования представляет списочный состав педагогов (на электронных носителях) на присвоение квалификационной категории в отделы образования районов (городов областного значения), управления образования областей, городов республиканского значения и столицы, республиканские организации –в уполномоченный орган соответствующей сферы (для республиканских подведомственных организацийи организаций образования соответствующей отрасли).
82. Окончательное решение по присвоению (подтверждению) квалификационных категорий педагогам принимает Комиссия.
83. После рассмотрения и получения рекомендаций экспертного совета по каждому педагогу Комиссия рассматривает портфолио педагогов и выносит одно из следующих решений:
1) соответствует заявленной квалификационной категории;
2) соответствует квалификационной категории, ниже заявленной на один уровень;
3) соответствует квалификационной категории «педагог» (при несоответствии заявленной квалификационной категории);
4) не соответствует заявленной квалификационной категории.
84. При принятии решения «не аттестован на заявленную квалификационную категорию» Комиссия в течение трех рабочих дней направляет на электронную почту аттестуемого письменное уведомление с обоснованием принятого решения, подписанное всеми членами Комиссии по форме согласно приложению 16 к настоящим Правилам.
85. Решение Комиссии оформляется протоколом по форме согласно приложению 17к настоящим Правилам.Список педагогов, успешно прошедших аттестацию, публикуется на Интернет-ресурсе государственного органа или организации образования, проводящего аттестацию.
86. При истечении срока действия квалификационной категории педагоги (руководители, заместители руководителя) после выхода из отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет или отпуска для работников, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей)сдают НКТ на категорию, соответствующую квалификационным требованиям. Этап комплексногоаналитического обобщения результатов деятельности для данной категории педагогов проводится аттестационной комиссией соответствующего уровня в течениигода. При этом у педагога на этот периодсохраняется имеющаяся квалификационная категория.
При недостаточном количестве баллов на соответствующую категорию, процедура аттестации проводится в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил.
87. Педагог (руководитель, заместитель руководителя, методист) при временной нетрудоспособности, согласно перечню социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 октября 2020 года № ҚР ДСМ-175/2020 «Об утверждении форм учетной документации в области здравоохранения» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №21579), освобождается от НКТ на один календарный год. Далее – проходит аттестацию на общих основаниях.
88. Педагоги, указанные в пункте87настоящих Правил, для решения вопроса о продлении срока действия квалификационной категории, предоставляют Комиссии следующие документы:
1) заявление о продлении срока действия квалификационных категорий (произвольная форма);
2) документ, подтверждающий обоснованность продления срока действия квалификационной категории.
89. Заседание Комиссии по продлению срока действия квалификационной категории проводится в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления.
90. Решение Комиссии о продлении срока действия квалификационной категории оформляется протоколом по форме согласно приложению 18к настоящим Правилам.
91. Педагоги:
возобновившиеработу в должности, по которой присвоена квалификационнаякатегория;
перешедшиев организации образования с уполномоченного органа в области образования, органов управления образованием, организацийповышения квалификации,высших учебных заведений;
находившиеся на обучении (стажировке) по специальности за пределами Республики Казахстан;
осуществлявшие педагогическую деятельность и прибывшие в Республику Казахстан из стран ближнего и дальнего зарубежья;
впервые приступившие к педагогической деятельности при наличии документов, подтверждающих образование, трудовой стаж, сдают НКТ на категорию, соответствующую квалификационным требованиямсогласно приказа №338.
Этапкомплексногоаналитического обобщения результатов деятельности для данной категории педагогов проводится Комиссиейсоответствующего уровня через год.При этом у педагога в течение года до присвоения квалификационной категории действует квалификационная категория«педагог».
При недостаточном количестве баллов на соответствующую категорию,вследующий аттестационный период педагог сдает НКТ на первоначально заявленную квалификационную категорию или на уровень ниже.
92. Педагоги предпенсионного возраста, которым осталось менее двух лет до выхода на пенсию, в соответствии с пунктом 1 статьи 53 Трудового кодекса Республики Казахстан освобождаются от НКТ.
93. Педагоги пенсионного возраста, продолжающиеосуществлять педагогическую деятельность после выхода на пенсию, проходят процедуру аттестации на общих основаниях.
При отказе от процедуры присвоения (подтверждения) квалификационной категории на общих основаниях квалификационная категория снижается до квалификационной категории «педагог».
94. Педагогам, которым присвоена:
квалификационная категория «без категории» приравнивается квалификационная категория «педагог»;
квалификационная категория «вторая категория» приравнивается квалификационной категории «педагог-модератор»;
квалификационная категория «первая категория» приравнивается квалификационной категории «педагог-эксперт»;
квалификационная категория «высшая категория» приравнивается квалификационным категориям «педагог-исследователь» и (или) «педагог-мастер».
95. При переходе на новое место работы по соответствующей специальности в педагогической отрасли в пределах Республики Казахстан за педагогами (руководителями, заместителями руководителя, методистами) сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.
96. Присвоение квалификационной категории педагогам осуществляется в соответствии со специальностью (квалификацией), указанной в дипломе об образовании, или документе о переподготовке с присвоением соответствующей квалификации по занимаемой должности.
97. При преподавании дисциплин, указанных в дипломе об образовании как одна специальность, присвоение квалификационной категории проводится по основной должности с указанием преподаваемого/преподаваемых предмета/предметов (по выбору) и присваивается категория по основной должности. Квалификационная категория, присвоенная по основной должности, распространяется на все преподаваемые предметы/дисциплины по соответствующему направлению.
98. Для педагогов малокомплектных школ в случае преподавания дисциплин, не указанных в дипломе, очередное присвоение квалификационной категории проводится по занимаемой должности при наличии документа о переподготовке с присвоением соответствующей квалификации по междисциплинарным (смежным) предметам.
99. При преподавании педагогом дисциплин, по которым не осуществляется профессиональная подготовка специалистов в высших учебных заведениях или организациях технического и профессионального, послесреднегообразования, за ним сохраняется ранее полученная категория.Очередноеприсвоение квалификационной категории проводится на общих основаниях при наличии соответствующего документа о повышении квалификации.
100. Педагоги, преподающие в специальных организациях образования, очередное присвоение квалификационной категории проходят в соответствии с дипломом, по профилю или документом о переподготовке, по соответствующему профилю в организациях образования.
101. Педагоги организаций технического и профессионального образования очередное присвоение квалификационной категории проходят в соответствии с преподаваемым профилем.
102. Педагогам (методистам) методических кабинетов (центров), организаций дополнительного образования присваиваются квалификационные категории по диплому или с учетом занимаемой должности.
103. При переходе из организации образования в организации, осуществляющие методическое сопровождение по соответствующей дисциплине, или из организации, осуществляющиеобразовательнуюдеятельность,у педагога сохраняется (приравнивается) имеющаяся квалификационная категория «педагог – модератор», «педагог – эксперт», «педагог – исследователь», «педагог – мастер» до истечения ее срока действия.
104. За методистами методических кабинетов (центров), центров «Дарын», информатизации, дошкольного, специального и дополнительного образования, организаций технического и профессионального, послесреднегообразования при переходе в организации образования или осуществлении трудовой деятельности в условиях совместительства сохраняется имеющаяся квалификационная категория «педагог – модератор», «педагог – эксперт», «педагог – исследователь», «педагог – мастер».
105. При преподавании предмета «Самопознание» у педагога квалификационная категория приравнивается к квалификационной категории по ранее преподаваемому предмету при наличии документа о курсах повышения квалификации по предмету «Самопознание» по образовательным программам, согласованным с уполномоченным органом и сохраняется до истечения срока действия.
106. При очередном, досрочном присвоении (подтверждении) квалификационных категорий педагоги по предмету «Самопознание» проходят НКТпо специальностив соответствиис дипломомили по предмету «Самопознание».
107. Педагогам дошкольных организаций образования, имеющим педагогическое образование не по профилю, присваивается квалификационная категория при наличии документа о переподготовке по соответствующему профилю.
108. Педагоги, преподающие предмет «Художественный труд», проходят аттестацию с дипломомпо специальностям «Технология», «Изобразительное искусство», «Черчение»;по предмету «Графика и проектирование» –с дипломомпо специальностям: «Изобразительное искусство», «Черчение», «Информатика», а также учитывается профессиональное обучение с учетом ранее присвоенной квалификационной категории.
109. При ведении деятельности в специальных организациях образования или специальных классах (групп) не по специальности, указанной в дипломе об образовании, очередное присвоение квалификационной категории проводится по занимаемой должности на основании документа о переподготовке по соответствующему профилю.
110.Педагоги, преподающие в общеобразовательных школах, реализующие инклюзивное образование, проходят очередное присвоение квалификационной категории в соответствии с указанной в дипломе специальностью при этом в портфолио отражают материалы по работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Параграф 2. Порядок досрочного присвоения квалификационных категорий педагогам
111. Досрочное присвоение квалификационной категории допускается через два года после очередной аттестации. Заявление на досрочную аттестацию педагог подает после успешной сдачи НКТ и наличиисоответствующих результатов деятельности не менее, чем за последние два года в порядке, определяемом настоящими Правилами по форме согласно приложению 19к настоящим Правилам.
112.Для досрочного присвоения квалификационной категории «педагог-модератор» участвуют педагогипри соответствии не менее двум следующим требованиям:
окончившие высшее учебное заведение с правом преподавания предмета (дисциплины) на английском языке, имеющие сертификат (удостоверение), подтверждающие знание английского языка не ниже уровня С1 (по шкале сефр (CEFR) или имеющие диплом с присвоением академической степени «магистра» по научно-педагогическому профилю;
являющиеся призерами или победителями конкурсов профессионального мастерства на уровне района (города областного /республиканского значения) в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным органом в области образования;
подготовившие победителей или призеров олимпиад, конкурсов, соревнований на областном уровне в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным органом в области образования;
113. Для досрочного присвоения квалификационной категории «педагог-эксперт» участвуют педагогипри соответствии не менее шестиследующим требованиям(за исключением лиц, указанных в пятом абзаце настоящего пункта):
являющиеся призерами или победителями конкурсов профессионального мастерства на областном, республиканском уровнях в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным органом в области образования;
подготовившие победителей или призеров олимпиад, конкурсов, соревнований на областном, республиканском уровнях в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным органом в области образования;
владеющие английским языком на уровне не ниже С1 (по шкале сефр (CEFR) и преподающие предметы на английском языке;
перешедшие на педагогическую работу в организации образования из высшего учебного заведения, имеющие стаж педагогической работы не менее двух лет;
перешедшие на педагогическую работу в организации образования с производства, из профильных организаций(организации, учреждения и предприятия, соответствующие профилю подготовки кадров в организации образования),имеющие стаж работы по специальности не менее трех лет;
являющиеся кандидатами или мастерами спорта международного класса по профилирующему предмету;
мастера производственного обучения, имеющие самый высокий квалификационный разряд по профилю;
удостоенные звания «Лучший педагог» районного/городского уровня;
подготовившие победителей или призеров областных чемпионатов уорлд скилс (WorldSkills);
входящие в состав экспертов по экспертизе учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий в соответствии с «Электронной базой экспертов» Республиканского научно-практического центра экспертизы содержания образования или рекомендованных Республиканским учебно-методическим советом;
подготовившие видео-, телеуроки, включенные для трансляции на телевидении области, страны.
114. Для досрочного присвоения квалификационной категории «педагог-исследователь» участвуют педагогипри соответствии не менее шестиследующим требованиям:
являющиеся призерами или победителями конкурсов профессионального мастерства на республиканском, международном уровнях в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным органом в области образования;
подготовившие победителей или призеров олимпиад, конкурсов, соревнований на республиканском, международном уровнях в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным органом в области образования;
являющиеся авторами (соавторами) изданных учебников, учебно-методических пособий, включенных в перечень учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, утвержденных уполномоченным органом в области образования;
имеющие ученую степень кандидата наук/доктора или доктора PhD и стаж педагогической работы не менее трех лет;
перешедшие на педагогическую работу с предприятия, профильной организации, имеющие стаж работы не менее трех лет;
входящие в состав экспертов по экспертизе учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий в соответствии с «Электронной базой экспертов»Республиканского научно-практического центра экспертизы содержания образования или рекомендованных Республиканским учебно-методическим советом при Департаменте технического и профессионального образования;
подготовившие видео-, телеуроки, включенные для трансляции на телевидении области, страны;
удостоенные звания «Лучший педагог» областного уровня;
являющиесяучастникамиили призерами, или победителямиНациональной премии «Учитель Казахстана»;
подготовившие победителей или призеров республиканских или международных чемпионатовуорлд скилс(WorldSkills).
115. Для досрочного присвоения квалификационной категории «педагог-мастер» участвуют педагогипри соответствии не менее шестиследующим требованиям:
подготовившие победителей или призеров олимпиад, конкурсов, соревнований на международном уровне в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным органом в области образования;
являющиеся победителями или призерами международных конкурсов профессионального мастерства в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным органом в области образования;
разработавшие авторские программы, получившие одобрение на Республиканском учебно-методическом совете при Национальной академии образования имени Ы. Алтынсаринаили на Республиканском учебно-методическом совете при Департаменте технического и профессионального образования;
являющиеся авторами (соавторами) изданных учебников, учебно-методических пособий, включенных в перечень учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, утвержденных уполномоченным органом в области образования;
участвовавшие в подготовке видео-, телеуроки, включенные для трансляции на телевидении страны;
входящие в состав экспертов по экспертизе учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий в соответствии с «Электронной базой экспертов» Республиканского научно-практического центра экспертизы содержания образования или рекомендованных Республиканским учебно-методическим советом при Департаменте технического и профессионального образования;
имеющие ученую степень кандидата наук/доктора или доктора PhD и стаж педагогической работы не менее пяти лет;
удостоенные звания «Лучший педагог» Республики Казахстан;
являющиеся участникамиили призерами, или победителямиНациональной премии «Учитель Казахстана»;
подготовившие победителей или призеров международных чемпионатовуорлд скилс(WorldSkills).
116. При досрочной аттестации при принятии Комиссией решения «не соответствует заявленной квалификационной категории» сохраняется имеющаяся квалификационная категория до завершения срока ее действия.
Параграф 3. Порядок присвоения квалификационной категории педагогам по упрощенному порядку
117. Лицам, вошедшим в Президентский кадровый резерв, выпускникам зарубежных организаций высшего и послевузовского образования, входящих в список рекомендованных для обучения по программе «Болашақ»в момент поступления, решением комиссии присваивается квалификационная категория «педагог-эксперт» без процедуры присвоения квалификационной категориив период не позднее пятилетнего срока после окончания организации высшего и послевузовского образования.Последующая аттестация проводится в сроки, определяемые настоящими Правилами.
118. Квалификационная категория «педагог-модератор» присваивается без прохождения процедуры НКТ на основании личного заявления педагогам иностранных (английский, немецкий, французский) языков, имеющим сертификаты по методике клил (CLIL)(при наличии) и уровню владения иностранным языком:
английский язык: айелтс (IELTS)– 6,5 баллов; тойфл (TOEFL)– 60 - 65 баллов;
французский язык: дельф (DELF)– С1;
немецкий язык: гесэ цэтификат (Goethe Zertifikat)– С1.
119. Квалификационная категория «педагог-эксперт» присваивается без прохождения процедуры НКТна основании личного заявления педагогам иностранных (английский, немецкий, французский) языков, имеющим сертификаты по методике клил (CLIL)(при наличии) и уровню владения иностранным языком:
английский язык: айелтс (IELTS)– 6,5 баллов; тойфл (TOEFL)– 66 - 78 баллов;
французский язык: дельф (DELF)– С1;
немецкий язык: гесэ цэтификат (Goethe Zertifikat)– С1.
120. Квалификационная категория «педагог-исследователь» присваивается без прохождения процедуры НКТна основании личного заявления педагогам иностранных (английский, немецкий, французский) языков, имеющим сертификаты по методике клил (CLIL)(при наличии) и уровню владения иностранным языком:
английский язык: айелтс (IELTS)– 7 баллов; тойфл (TOEFL)– 79 - 95 баллов;
французский язык: дельф (DELF)– С2;
немецкий язык:гесэ цэтификат(Goethe Zertifikat)– С2.
121. Квалификационная категория «педагог-мастер» присваивается без прохождения НКТна основании личного заявления педагогам иностранных (английский, немецкий, французский) языков, имеющим сертификаты по методике клил (CLIL)(при наличии) и уровню владения иностранным языком:
английский язык: айелтс (IELTS)–7,5 баллов; тойфл (TOEFL)– 96 - 110 баллов;
французский язык: дельф (DELF)– С2;
немецкий язык: гесэ цэтификат (Goethe Zertifikat)– С2.
122. Педагоги иностранных языков, не имеющие вышеназванные сертификаты, проходят процедуру присвоения квалификационной категории на общих основаниях.
123. Решение Комиссии оформляется приказом аттестующего органа.
124. На основании приказа о присвоении квалификационной категории организация образования выдает удостоверение о присвоении (подтверждении) квалификации, по форме согласно приложению 20к настоящим Правилам.
125. Выдача удостоверений о присвоении квалификационной категории осуществляется организациями образования на основании решений Комиссий и соответствующих приказов и фиксируется в журнале регистрации и выдачи удостоверений о присвоении квалификационных категорий по форме согласно приложению 21к настоящим Правилам.
Глава 4. Порядок проведенияаттестации руководителей и заместителей руководителей организаций образования, руководителей, заместителей руководителя методических кабинетов (центров), методистов методических кабинетов (центров)
126. Руководители и заместители руководителей организаций образования, методических кабинетов (центров), методисты методических кабинетов (центров) подают заявление в Комиссию соответствующего уровня с указанием претендуемойим квалификационной категории по форме согласно приложению 22 к настоящим Правилам.
127. Аттестация заместителей руководителей организаций образования (методических кабинетов (центров), методистов (методических кабинетов (центров) включает этапы, изложенные в пункте 15 настоящих Правил.
128. Квалификационные категории «руководитель», «заместитель руководителя», «методист» присваивается автоматически при назначении на должность.
129. Заместители руководителей организации образования (методических кабинетов (центров), методисты методических кабинетов (центров), впервые участвующие в процедуре аттестации подают заявление на присвоение квалификационных категорий «заместитель руководителя третьей квалификационной категории» или «заместитель руководителя второй квалификационной категории» или «заместитель руководителя первой квалификационной категории», «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог-мастер»по истечении трех лет пребывания на занимаемой должности.
130. Руководители организации образования (методических кабинетов (центров), впервые участвующие в процедуре аттестации, подают заявление на присвоение квалификационных категорий «руководитель-организатор» или «руководитель-менеджер» или «руководитель-лидер» по истечении трех лет пребывания на занимаемой должности.
131. При очередной аттестации заместители руководителей (методического кабинета (центра) и руководители организации образования (методического кабинета(центра) подают заявление о присвоении квалификационной категории следующего уровня либо о подтверждении имеющейся квалификационной категории по истечении каждых последующих трех лет пребывания на должности.
132. Аттестация руководителей и заместителей руководителя организации образования проводится не позднее шести месяцев по истечении трех лет с момента назначения на должность (принятия на работу).
133. Подготовка к проведению аттестации руководителей, заместителей руководителей организаций образования (методических кабинетов (центров), методистов методических кабинетов (центров) организуется ответственными исполнителями в организациях образования, Службой управления персоналом аттестующего органа и включает следующие мероприятия:
1) подготовку следующихдокументов, включающих сертификато прохождении НКТ (для руководителей организации образования, (методических кабинетов (центров), таблицу по достижению показателей эффективности работы, подтверждающие документы по исполнению критериев, обозначенных в приложениях23 и 24к настоящим Правилам;
Указанные документы заверяются подписью заместителя руководителя, руководителя и печатью организации образования(методического кабинета (центра).
2) утверждение графиков проведения аттестации.
134. Служба управления персоналом аттестующего органа соответствующего уровня ежегодно до 1 сентября определяет список аттестуемых руководителей и заместителей руководителей организации образования (методическогокабинета(центра), методистов методических кабинетов (центров) на предстоящий финансовый год, который корректируется по мере необходимости.
135. Руководитель аттестующего органа по представлению службой управления персоналом органа издает ежегодно приказ, которым утверждается график проведения аттестации и состав Комиссии соответствующего уровня.
136. Служба управления персоналом аттестующего органа ежегодно письменно уведомляет аттестуемых о сроках проведения аттестации.
137. Руководители организаций образования и методических кабинетов (центров) проходят НКТ в соответствии с параграфом 1 главы 2 настоящих Правил.
Параграф 1. Правила проведения квалификационной оценки
138. Квалификационная оценка проводится в органах отдела образования района, города областного значения, Управления образования области (для областных подведомственных организаций и организаций образования отраслевых государственных органов), городов республиканского значения и столицы,уполномоченного органа соответствующей отрасли(для республиканских подведомственных организаций и организаций образования отраслевых государственных органов).
139. Квалификационная оценка включает рассмотрение на соответствие представленных аттестуемыми копии документов: документ, удостоверяющий личность, диплом об образовании, документ о прохождении курсов повышения квалификации по программе «Менеджмент в образовании» не менее 72 часов, согласованной с уполномоченным органом в области образования, документ, подтверждающий трудовую деятельность работника.
140. При предоставлениинеполного пакета документов руководителей и заместителей руководителей организаций образования (методических кабинетов (центров), методистов методических кабинетов (центров) Служба управления персоналом аттестующего органа соответствующего уровня не принимает документы и предоставляет мотивированный отказ.
Параграф 2. Порядок проведения комплексного аналитического обобщения результатов деятельности
141. Служба управления персоналом аттестующего органа направляет аттестационные материалы руководителей,заместителей руководителей организаций образования(методических кабинетов (центров)) и методистов методических кабинетов (центров) в Комиссию.
142. В ходе заседания Комиссия изучает представленные материалы.
143. По результатам изучения представленных материалов каждым членом комиссии заполняется оценочный лист на аттестуемого руководителя/заместителя руководителя/методистапо форме согласно приложению 25к настоящим Правилам.
144. Службой управления персоналом аттестующего органа оформляется аттестационный лист на аттестуемого руководителя по форме согласно приложению 26, на заместителя руководителя по форме согласно приложению 27к настоящим Правилам.
145. По результатам аттестации при высоких итоговых показателях (максимальные итоговые баллы в соответствии с критериями, обозначенными в приложении 24 к настоящим Правилам) заместители руководителя организации образования (методических кабинетов (центров) зачисляются в кадровый резерв руководителей организаций образования (методических кабинетов (центров) на два года с момента зачисления.
146. По результатам аттестации Комиссия принимает одно из следующих решений:
для заместителей руководителей организации образования (методического кабинета(центра)и методистов методических кабинетов (центров):
аттестован на заявленную квалификационную категорию;
аттестован с подтверждением заявленной квалификационной категории;
не аттестован на заявленную квалификационную категорию.
147. При принятии решения «не аттестован на заявленную квалификационную категорию» Комиссия в течение трех рабочих дней направляет на электронную почту аттестуемого письменное уведомление с обоснованием об отказе в присвоении (подтверждении) квалификационной категории, подписанное всеми членами Комиссии по форме согласно приложению 16к настоящим Правилам.
148. При принятии Комиссией решения «не аттестован на заявленную квалификационную категорию» имеющаяся квалификационная категория заместителя руководителя организации образования, методиста методического кабинетова (центра)сохраняется до истечения срока действия, далее – квалификационная категория снижается на один уровень ниже.
149. Заместитель руководителя организации образования (методического кабинета(центра)проходит повторную аттестацию не ранее одного года со дня принятия решения Комиссией соответствующего уровня согласно настоящим Правилам.
150. Комиссия при проведении повторной аттестации принимает одно из следующих решений:
аттестован на заявленную квалификационную категорию;
аттестован с подтверждением заявленной квалификационной категории;
не аттестован на заявленную квалификационную категорию.
151. При повторной аттестации при принятии Комиссией решения «не аттестован на заявленную квалификационную категорию» имеющаяся квалификационная категория снижается на один уровень.
152. Выполнение показателей аттестуемый руководитель организации образования (методическогокабинета(центра) представляет на комплексном обобщении результатов деятельности.
153. По результатам аттестации руководителей организаций образования (методических кабинетов (центров) Комиссия принимает одно из следующих решений:
аттестован на заявленную квалификационную категорию;
аттестован с подтверждением на заявленную квалификационную категорию;
не аттестован на заявленную квалификационную категорию;
не аттестован на заявленную квалификационную категорию с расторжением трудового договора.
154. При принятии Комиссией решения «не аттестован на заявленную категорию» аттестуемый проходит повторную аттестацию не ранее трех месяцев со дня прохождения аттестации (не более одного раза за аттестуемый период) согласно настоящим Правилам. При этом имеющаяся квалификационная категория руководителя организации образования (методическогокабинета(центра) сохраняется до следующего аттестационного периода.
155.Комиссия при проведении повторной аттестации принимает одно из следующих решений:
аттестован на заявленную квалификационную категорию;
аттестован с подтверждением на заявленную квалификационную категорию;
не аттестован на заявленную квалификационную категорию;
не аттестован на заявленную квалификационную категорию с расторжением трудового договора.
156. При принятии Комиссией решения «не аттестован на заявленную квалификационную категорию» при повторной аттестации у аттестуемого, имеющего квалификационную категорию «руководитель-лидер» или «руководитель-менеджер», квалификационная категория снижается на один уровень;
с руководителями, имеющими квалификационную категорию «руководитель-организатор» трудовой договор подлежит расторжению.
157. Аттестуемый знакомится с решением Комиссии.
158. Решение Комиссии оформляется протоколом по форме согласно приложению 28к настоящим Правилам, который подписывается секретарём и членами Комиссии, присутствовавшими на его заседании.
159. При принятии решения «не аттестован на заявленную квалификационную категорию» Комиссия в течение трех рабочих дней направляет на электронную почту аттестуемого письменное уведомление с обоснованием принятого решения, подписанное всеми членами Комиссии по форме согласно приложению 16к настоящим Правилам.
160.Решение Комиссии заносится в аттестационные листы аттестуемых по форме согласно приложениям 26и27к настоящим Правилам.
161. Аттестационный лист аттестуемого, прошедшего аттестацию, хранится в личном деле. Решение Комиссии заносится в послужной список аттестуемого.
162. Решение Комиссии оформляется приказом аттестующего органа.
На основании соответствующего приказа, выдается удостоверение об аттестации с присвоением (подтверждением) квалификации по форме согласно приложению 20к настоящим Правилам.
163. Удостоверение об аттестации с присвоением (подтверждением) квалификации регистрируется в журнале регистрации и выдачи удостоверенийпо формесогласно приложению21к настоящим Правилам. При этом запись в трудовую книжку о присвоении квалификационной категории не требуется.
164. Доплата за присвоенную (подтвержденную) квалификационную категорию педагогам, руководителям, заместителям руководителей организаций образования (методического кабинета(центра), методистам методических кабинетов (центров) осуществляется с 1 сентября или с 1 января на основании решения Комиссии соответствующего уровня в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
165. При переходе заместителя руководителя (руководителя) из организации образования в другую организацию с назначением на другую должность (на должность заместителя руководителя или руководителя) имеющаяся квалификационная категория заместителя руководителя третьей категории или заместителя руководителя второй категории или заместителя руководителя первой категории или руководителя-организатора,или руководителя-менеджера или руководителя-лидера сохраняется до истечения ее срока действия.
166. При выявлении нарушений в процедуре аттестации и присвоении квалификационных категорий комиссия соответствующего уровня пересматривает вынесенное решение о присвоении квалификационной категории самостоятельно или по представлению органов контроля и надзора в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушений.
167. Порядок пересмотра вынесенного решения определяется комиссией самостоятельно.