Қарағанды қаласы әкімдігінің "Қарағанды қаласы…
"№64 НОМ" КММ

Изучаем казахский язык

Қалың
плотный
Вопрос-ответ
Всего ответов: 33
Новых вопросов: 4

*Cоветы учителю

 

 

Особенности адаптационного периода пятиклассников.

 

          Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.

 

Адаптация в 5 классе во многом сходна с адаптацией в 1-м классе.

Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий обучения, нарушение привычной стабильности, боязнь нового и пока неизвестного, разнообразные и усложненные требования, предъявляемые пятиклассникам, даже смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в среднем звене – всё это является довольно серьёзным испытанием. К тому же переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются -  тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

 

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

 

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

 

2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.

 

3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

 

Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.

 

У пятиклассников наибольшую тревогу вызывают:

 

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Страх ситуации проверки - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Низкую физиологическую сопротивляемость стрессу. Данный фактор подразумевает особенности психофизиологической организации ребенка, снижающие его приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

 

Педагогам необходимо осуществлять психологическую поддержку ребенка:

 

• Опираться на его сильные стороны;

 

• Избегать подчеркивания промахов;

 

• Показывать, что Вы довольны Вашими учениками;

 

• Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса;

 

• Внести юмор во взаимоотношения с детьми;

 

• Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием;

 

• Уметь взаимодействовать с ребенком;

 

• Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно;

 

• Принимать индивидуальность каждого ребенка;

 

• Проявлять эмпатию и веру в учеников;

 

• Демонстрировать оптимизм.

 

Поддержать можно посредством:

 

• отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»);

 

• высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»);

 

• прикосновений (дотронуться до руки, обнять ребенка);

 

• совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);

 

• выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).

Как помочь агрессивному ребенку.

 

 

 

 

 Почему дети дерутся, кусаются, толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное обращение, взрываются и бушуют? Часто дети поступают так потому, что не знают, как поступить иначе...

Рекомендации по адаптации первоклассников.

1. Помните, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

2. Используйте щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятие мышечного тонуса.

3. Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.

4. Создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться

5. Необходимо расширить круг их знаний и представлений о школьно-учебной действительности, формировать положительное отношение. 

6.Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, а также доброжелательное отношение к ребенку (доброе, ласковое).

 7.Хвалите деятельность ребенка, а не его самого.

 

скачать Как помочь агрессивному ребенку.