Информация о качественном и количественном составе
На начало 2013-2014 учебного года в СОШ №86 число педагогических работников составляет 88 человек, в том числе с высшим образованием 81, что составляет 92% от общего числа педагогов. Среди них молодых специалистов, принятых в новом учебном году - 1 человек.
Учителей, работающих в начальном звене – 21 человек. Среди них специалистов высшей категории – 6; первой категории – 6, второй – 6, без категории – 3. Среди учителей средней и основной школы: учителя высшей категории – 31 человек, первой – 12, второй – 15, без категории – 15 человек. Таким образом, учителей высшей и первой категории 55 человека, что составляет 58,5% от общего числа работающих педагогов.
Распределение педагогических работников по возрасту: от 20-30 лет – 17 педагогов (18%), от 31-40 лет – 23 педагогов (24%), от 41-50 лет – 31 (33%), от 51-60 - 23 учителя (25%).
Качественный и количественный состав педагогических кадров
в разрезе трёх лет
Педагогический состав |
2010-2011 у.г. |
2011-2012 у.г. |
2012-2013 у.г. |
Численность учителейпо штату, всего |
90 |
91 |
93 |
Из них имеют образование: высшее |
85 (93 %) |
86 (96 %) |
87 (94%) |
Среднее специальное |
5 (7 %) |
5 (4 %) |
6 (6%) |
Из них имеют категории: высшую |
32 (35%)
|
34 (37 %) |
36 (37,6%) |
Первую |
22 (24%) |
23(25%) |
18 (20%) |
Вторую |
15 (18 %) |
18 (20%) |
21 (22,5%) |
Без категории |
21 (23 %) |
16 (18 %) |
18 (20%) |
Численность учителей, повысивших или подтвердивших категорию |
7 (7%) |
9 (9 %) |
10 (10%)
|
Число учителей, прошедших курсы ИПК |
12 (13%) |
16 (17 %) |
11 (11,7 %) |
Текучесть кадров и причины
Педагогический состав |
2010-11 уч.г. |
2011-12 уч.г. |
2012-13 уч.г. |
Уволилось всего |
7 |
11 |
9 |
Выход на пенсию |
1 |
2 |
1 |
Переезд в другой город |
3 |
6 |
8 |
Переход в другую школу |
1 |
2 |
1 |
Другие причины |
2 |
1 |
|
Анализируя текучесть педагогических кадров, можно отметить, что основными причинами являются: уход на пенсию, переезд в другой город, переход в другую школу в связи с изменением места жительства.
Ежегодно в августе проводится работа по правилам внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения, по функциональным обязанностям администрации и педагогического коллектива, квалификационным требованиям. Ведется работа по совершенствованию организации и поддержанию трудовой и исполнительской дисциплины, здорового морально-психологического климата. Проводятся психологические тренинги, анкетирование учителей. Практикуются моральные и материальные поощрения (грамоты, благодарственные письма, отгулы к отпуску).
Работа по повышению квалификационных категорий
Работа по повышению квалификационных категорий ведется по отработанной системе: изучение педагогического мастерства учителя членами аттестационной комиссии в течение октября-марта, заседание комиссии в марте с выработкой решения. Но работа по повышению квалификационной категории начинается гораздо раньше, с момента поступления учителя на работу в школу через ежедневный контроль и анализ его педагогического роста. Этому способствует:
- посещение уроков членами администрации, коллегами по работе с записью анализа в индивидуальную тетрадь каждого учителя по посещению уроков и внеклассных мероприятий. В конце учебного года в тетради составляется графический анализ уроков и внеклассных мероприятий по шкале уровней от критического до идеального;
- составление рейтинговой таблицы по основным направлениям педагогической деятельности учителя по ходу учебного года;
- ведение личного портфолио учителя, где наглядно виден рост его самообразования;
- контроль за самообразованием: своевременное прохождение курсов ИПК, посещение методического дня в школе, посещение уроков опытных коллег, посещение городских семинаров;
- отчет о самообразовании на ШМО;
- рефлексия руководителей ШМО.
В школе составлен перспективный план прохождения курсов повышения квалификации учителей. Помимо плановых курсов повышения квалификации, учителя школы посещают проблемные курсы,как проводимые ИПК г.Караганды, так и республиканского значения. В 2010-2011 учебном году курсы повышения квалификации при ИПК прошли 12 человек, в 2011-2012 году 16 человек. За прошедший период 2012-2013 учебного годакурсы повышения квалификации прошли 11 педагогов школы. Курсы по теории критического мышления прошли 16 учителей. В 2012 году курсы повышения квалификации педагогических работников РК по программе третьего (базового) уровня при НЦПК «Өрлеу» закончили 3 человека, в 2013 году курсы по программе первого (продвинутого) уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации пед. кадров закончил 1 учитель, в настоящее время обучается на курсах по программе первого (продвинутого) уровня 2 педагога.
Знания, полученные на курсах, учителя активно применяют на практике, обучая учащихся работе на интерактивной доске и с электронными учебниками нового поколения. В школе ведётся мониторинг прохождения курсовой переподготовки учителей, собран накопительный информационный материал за последние 5 лет.
Рост повышения учителями квалификационных категорий за три года представлен в диаграмме. (см. диагр. «Повышение квалификационных категорий).
Работа с молодыми специалистами.
В разносторонней деятельности администрации школы работа с молодыми специалистами занимает особое и очень важное место. В начале учебного года составляется общешкольный план работы с молодыми специалистами, назначаются наставники из числа опытных педагогов. На основе этого плана составляется индивидуальный план, где определяются основные направления деятельности наставника и стажера. При разработке индивидуального плана учитываются особенности школы: есть ли среди руководителей специалист того же учебного предмета; уровень методической работы в методическом объединении, в котором будет работать молодой учитель; личные и профессиональные качества наставника и т.д.
Школа молодого учителя– элемент методической системы школы, является составной частью системы повышения квалификации учителей и объединяет молодых специалистов, начинающих педагогов,имеющих стаж до 3 лет. Школа молодого педагога – это постоянно действующее профессиональное объединение педагогов.
Цель школы молодого учителя– организация и создание условий для профессионального роста начинающих педагогов, формирование у них высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
Задачи:
-удовлетворять потребности молодых педагогов в непрерывном образовании;
- выявлять профессиональные, методические проблемы в учебном процессе начинающих педагогов и содействовать их разрешению;
-способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов;
-помочь молодым учителям внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс.
-пропагандировать педагогическое мастерство опытных преподавателей и оказывать помощь в совершенствовании знаний методики и педагогики;
- формировать навыки в проведении диагностики и самодиагностики.
Участие молодых учителей в управлении школой идет через семинары разного уровня, работу ШМО и педагогических советов, проблемных предметных групп, общественную жизнь, привлечение к тематическим проверкам, участие во внутришкольном контроле,проведение показательных классных часов, родительских собраний.
Работа по повышению педагогического мастерства учителей
Педагогический труд сам по себе не лишен элементов однообразия. Если учитель относится к своей работе не творчески, у него постепенно вырабатывается «реакция на монотонность». Администрация школы стремится разнообразить работу учителя, пробудить у него профессиональный интерес, вселить в него профессиональную уверенность.
Для этого используются различные средства:
- в каждом ШМО разрабатывается конкретный план, в котором предусмотрена перспектива профессионального роста каждого учителя;
- планируются посещения уроков творчески работающих учителей школы, города;
- проводятся семинары,тренинги,«круглые столы» по проблемам методики преподавания отдельных предметов;
- отслеживается своевременность прохождения курсов по повышению квалификации с последующим отчетом на заседании МО;
- проводятся методические заседания, на которых обсуждаются новинки педагогической литературы.
Активной формой, способствующей совершенствованию педагогического мастерства учителей, является проведение методических декад, дней открытых дверей.
Работа по обобщению педагогического опыта
Большое внимание в школе уделяется работе по обобщению педагогического опыта. Обобщенный опыт становится достоянием всех, стимулирует развитие педагогического коллектива и образовательной системы школы. Изучение опыта начинается с инициативы самого учителя, учета мнения коллег, посетивших уроки педагога, рекомендаций полученныхпедагогом в ходе курсовой подготовки в ИПК. Пути обобщения ППО различны:
- проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий;
- проведение мастер-классов;
- выступления на ШМО и педагогических советах с обощением опыта;
- организация (участие) районных, городских, областных семинаров;
- участие в научно-практических конференциях;
- публикации в печатных изданиях;
- разработка методических пособий и учебных программ;
В результате планомерной работы с учителями по повышению педагогического мастерства в школе составлена картотека передового опыта, обобщен и внедряется в практику преподавания опыт учителей.
На базе нашей школы за последние 3 года было проведено семинаров в статусе организатора - 13.
- Городской семинар для учителей русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы» (01.02.2011)
- Гордской семинар «Совершенствование модели школы для устойчивого развития: опыт, проблемы, решения». (17.02.2011)
- Семинар для учителей казахского языка и литературы в классах с казахским языком обучения на тему «Қазақ тілі сабағында нәтижелі білім беру жолдары». На семинаре был представлен творческий отчет учителя казахского языка и литературы Абильдиной Н.К. (02.03.2011)
- Городской семинар директоров школ, на котором был обобщен опыт работы учителя математики Рыскельдиевой Г.К. «Анализ результатов ЕНТ».
- Городской семинар учителей начальных классов «Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников» (16.02.2012)
- Городской семинар «Физика пәні бойынша оқу жетістіктерді сырттай бағалауға оқушыларды дайындаудың түрлері мен әдістері» (20.02.2012)
- Творческая выставка-ярмарка редагогических идей учителей информатики (15.02.2012)
- Городской семинар «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики» (14.03.2012)
- Городской семинар «Реализация познавательно-развивающей функции на уроках химии и во внеклассной деятельности» (14.04.2012)
- Мастер-класс на тему «Игры и музыка в обучении английскому языку» в рамках городского семинара по обмену опытом и внедрения зарубежных технологий. Учитель английского языка Баранова А.Г. (01.2012)
- Практический семинар по внедрению в практику учителей-предметников метода проектов (11.2012)
- Мастер-класс для слушателей НЦПК «Өрлеу» на тему «Функциональная грамотность на уроках литературы». Учитель начальных классов Сувашбаева Л.А. (02.2013).
- Городской семинар учителей русского языка и литературы «Использование эффективных приемов на уроках литературы» (02.2013)
Учителя школы принимают активное участие в разработке методических пособий и учебных программ по предметам.
- Тажмиева А.Б. учитель математики «Оқушыларды математикадан ҰБТ-ға дайындауға арналған әдістемелік құрал».
- Жакипова А.Т., Абильдина М.Қ. Информатика «Күнтізбелік жоспар PHOTOSHOP»
- Жакипова А.Т., Абильдина М.Қ. Информатика «Лабораториялық жұмыстар PHOTOSHOP»
- Пай Л.Б., Бажанова Л.Г., Затонская В.В., Валиахметова А.В., Сычева В.М., Выжимова А.В., Легчилина В.А. Экономика. «Деньги, собственность, доход, налоги».
- Пай Л.Б., Бажанова Л.Г., Затонская В.В., Валиахметова А.В., Сычева В.М., Выжимова А.В., Легчилина В.А. Экономика. «Производство, потребление, акционирование».
- Тажмиева А.Т., Рыскельдиева Г.К. Математика «Параметрі бар есептер. Математикадан қолданбалы курс» (10 сынып)
- Жакипова А.Т., Абильдина М.Қ. Информатика «Лабораториялық жұмыстар CORELDRAW».
- Рыскельдиева Г.Қ. «Тригонометриялық өрнектер» 10 сыныптарға арналған тест тапсырмалары
- Сувашбаева Л.А., Карп Е.В., Ролова Н.С.,
- Амангельдиева Р.С. Сборник контрольно-измерительных материалов по предмету «Познание мира» для 1-4 классов.
- Шутилина А.В. – методическое пособие «Логические опорные конспекты по зкономической и социальной географии Казахстана»
- Джангалиева С.К. – методические рекомендации «Ликвидация пробелов в знаниях по русскому языку».
- За отчетный период (3 учебных года) в республиканских научно-методических изданиях были опубликованы статьи следующих педагогов школы:
- В журнале «Бастауыш мектеп» статьи Билаловой З.Д. «Қайталау (7 саны)» и Хунафия Дарии «Абай шаңырағы».
- В журнале «Вестник КЭУ» статья Карп Е.В. «Взаимодействие школы и семьи».
- В журнале КарГУ «Заманауи білім» статьи Сабитовой Г.Ж. «Бастауыш сынып оқушыларымен жұмыс жүйесіндегі шығармашылыққа баулу негіздері» и «Сын тұрғысынан ойлау арқылы оқытудың тиімділігі».
Публикации в электронных СМИ:
1. Учитель русского языка Джангалиева С.К. – Эссе «Портрет молодого Абая»
2. Учитель биологии Калиева А.Т. публикации «Внеклассные формы работы», «Средства развития мотивации учащихся» на интернет-портале «Детство. kz».
3. Учителя казахского языка Оспанова Г.Т., Шахарова Ш.М. публикация «Орыс мектептерінде қазақ тілін оқытудың тиімді жолдары» в интернет-журнале «Коллеги».
Педагоги СОШ №86 принимают активное участие в работе научно-практических конференций городского, областного, регионального уровней.
·В ХІІІ региональной научно-практической конференции участвовали
1. Балмуханова Д.К. директор школы «Совершенствование модели школы для устойчивого развития общества: опыт, проблемы, решения.»
2. Саханова Т.Қ. учитель казахского языка «Қазақ тілі сабақтарында тірек сызбалардың пайдасы».
3. Габдуллина М.С. учитель казахского языка «5 сыныпта қазақ тілі сабағында өздік жұмысын ұйымдастыру».
· В республиканской научно–практической конференции: «Актуальные прблемы реализации программы «Самопознание» как нравственно- духовной парадигмы современного общества в Республике Казахстан
1. Карп Е.В., Ролова Н.С. «Профессиональное самопознание и саморазвитие педагога»
2. Амангельдиева Р.С., Яковенко Б.В. «Самопознание – это процесс совершенствования личности ребенка»
· В республиканской научно–практической конференции «Проблемы перехода на модель 12-летнего образования и подготовки кадров для старшей школы «Бейіндік мектеп» участвовали:
1. Джангалиева С.К. «Использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы»
2. Айтжанова С.С. «Мектепте ақпараттық – коммуникативтік техникаларын логопедиялық сабағына қолдану».
· В региональной научно – практической конференции «Мағжан тағылымы» учителя казахского языка Оспанова Г.Т., Шахарова Ш.М. «Орыс мектептерінде қазақ тілін оқытудың тиімді әдіс-тәсілдері»
· В международной научно – практической конференции: «Наука и образование в современном мире
1. Мукашева З.Д., Билалова З.Д., Хунафия Д. «Ауыз әдебиеті үлгілері – тіл дамытудың басты құралы»
· В международной научно–практической конференции «Полиязычие в контексте межкультурной коммуникации: когнитивно-концептуальные аспекты»
1. Исаинова А.И. «Оқушыларға патриоттық тәрбие беру»
2. Беспаева Б.М. «Духовно- нравственное воспитание в школе»
· В III международной научно-практической конференции «Информатизация общества», посвященной 100-летию Л.Н.Гумилева:
1. Рыскельдиева Г.К., Уразбаева Л.Т. «Көкжиекке бұрыш жасай лақтырылған дененің қозғалысын интерактивті тақтада модельдеу»
· В научно–практической конференциии «Развитие функциональной грамотности школьников: проблемы и перспективы реализации» выступали:
1. Шерикбай Ермек «Оқуға деген ықыластың болмау себебі: оның кедергілері және арылу тәсілдері
2. Мателина А.Б. «Оқушылардың функционалдық сауаттылығын қалыптастыру арқылы химия пәніне қызығушылығын арттыру жолдары»
3. Нурмаганбетова С.К. «Ата-аналарды оқу-тәрбие үрдісіне тартудың сынып ұжымын қалыптасуына ықпалы»
4. Амангельдиева Р.С., Яковенко Б.В. «Формирование у учащихся начальных классов ориентации на успех на уроках математики»
5. Ошанова С.К. «Сабақтан тыс тәрбие жұмысында оқушылардың салауатты өмір салтын қалыптастыру».
· В XIX областной научно – практической конференции «Экология и дети» Токанова Т.Б. «Формирование научно–исследовательских навыков на уроках географии».
В профессиональных конкурсах, смотрах результативно выступили следующие педагоги:
· Республиканский фестиваль инновационно –педагогических идей:
1. Рыскельдиева Г.К. – 2 место
2. Тажмиева А.Б. – 2 место
3. Шерикбай Ермек – 3 место
4. Шутилина А.В.- грамота
Конкурс панорама методических идей
1. Токанова Т.Б. – 1 место
Смотр–конкурс по новым формам открытых уроков, воспитательных мероприятий и работы с родителями по предмету «Самопознание» среди педагогов образовательных учреждений
1. Нурмаганбетова С.К. – 3 место.
XIX областная научно – практическая конференция «Экология и дети»
1) Токанова Т.Б. – 3 место
За участие в городском фестивале медиа-уроков «Мемлекеттік тілді оқытудың медиа-сабақтары» были награждены Оспанова Г.Т. и Саханова Т.К.