Коммунальное государственное учреждение "Лицей №2"…
КГУ "Лицей №2"

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ШКОЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТ» В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Концепция

развития органов самоуправленияобучающихся

«Школьный парламент» в организациях образованияКарагандинской области

 

Детии молодежь Казахстана – стратегическая ценность ибудущий человеческий капитал казахстанского общества.

Молодоепоколение, живущее в период глобальных вызовов и рисков, характеризуется повышенной активностью и разнообразием интересов. Потому объединение усилий государства и гражданского общества в создании по-настоящему единого детско-юношеского и молодежного движения – стратегия государства нового времени.

Перемены, происходящие в общественно-политической жизни республики за последние десятилетия, повлекли за собой изменение нравственно-духовных ориентиров и идеалов в детской и молодежной среде. Как показывает практика, действующая модель воспитания молодогопоколения (детей, подростков, молодежи) требует трансформации и новой идеологической основы.

Сегодня в современных условиях функционирования организации образования возникают вопросы, связанные с обеспечением условий для демократического управления организацией образования, когда не только руководитель и педагогический совет, но и школьники, и родители как полноправные субъекты образовательного процесса влияютна качество предоставляемых организацией образования услуг.

В настоящее время государство и гражданское общество активно поднимает проблему реализации правовых возможностей детей и молодежи. В связи с этим перед школой встала задача воспитания свободной, ответственной личности, человека культуры, который способен действовать в условиях правового государства творчески, инициативно, с пользой для себя и общества.

Сегодня не существует оптимального механизма, обучающего практическому использованию и защите своих прав самими детьми и молодыми людьми, что влечет за собой снижение мотивационной готовности обучающихся к социально-значимой деятельности. Обучающиеся, выйдя из стен организации образования, зачастую оказываются совершенно беспомощными в реальной жизни.

Таким механизмом в рамках детско-юношеского и молодежного общественного движения может стать единая структурная модель в виде школьных парламентов(далее –Парламент).

Концепция развития органов самоуправления обучающихся «Школьный парламент» в организациях образования Карагандинской области разработана на основании законов Республики Казахстан «Об образовании», «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан».

Парламент– незаменимый помощник администрации школы в решении проблем учебно-воспитательного процесса.

В Парламенте школьники и педагоги учатся вместесотрудничать, становятсяполноправными партнерами в решении важных проблем.

Парламент – это форма участия обучающихся в соуправленииорганизацией образования, решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса.

ЦельПарламента: развитие у обучающихся навыков гражданской активности, социальной компетентности, гражданской ответственности, воспитаниегражданина высокой культуры, гуманистической направленности, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и государства.

Задачи Парламента:

- создание условий для развития способностей и интересовобучающихся, единого правового пространства в школе, колледже, вузе, предоставление реальной возможности участвовать в управлении организацией образования;

- воспитание положительного отношения к нормам коллективной жизни, законам государства, желания приносить пользу людям, помогать преодолевать трудности своим друзья и ровесникам;

- вовлечение каждого обучающегося в общественную жизнь организации образования;

- развитие самостоятельного мышления и самосознания, навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности.

Парламент строится на принципах взаимопомощи и доверия, стремления к развитию, равноправия всех обучающихся, коллективности принятия решений, приоритетности прав и интересов обучающихся, гуманности по отношению к каждой отдельной личности, открытости, добровольности, честности и уважения партнёров.

Структура Парламентасостоит из 8 фракций:

  1. Фракция патритизма («Жас сарбаз», «Жас ұлан», «Жас қыран»);
  2. Фракция права и порядка (детские представительства);
  3. Фракция информации (пресс-служба);
  4. Фракция спорта и здорового образа жизни;
  5. Фракция самопознания и счастья(психология);
  6. Фракция заботы (волонтерство);
  7. Фракция образования и культуры («Ұшқыр ой алаңы», «Дети и театр»);
  8. Фракция экологии и труда.

Высший органПарламента – общее собрание лидеров фракций.

Деятельность Парламента в школе координирует заместитель директора по воспитательной работе.

В каждом классе, каждой группеорганизации образования избираются депутаты всех 8 фракций.

Президент Парламента принимает участие при необходимости в заседаниях различных коллегиальных органов организации образования.

Основная форма управления Парламентом– проектный менеджмент как универсальная технология эффективного управления механизмами.

Депутатами Парламента могут стать школьники.

Направления проектной деятельности Парламента:экологические, волонтерские, краеведческие, туристские, интеллектуальные, экономические, спортивные, дебатные, этнокультурные, художественно-эстетические, музыкальныеи другие творческие проекты.

Для осуществления проектной деятельности Парламентов на базе школ создаются школьные проектные офисы, а на базе организаций дополнительного образования создается районный или городской проектный офис(далее – Проектные офисы).

Проектные офисы координируют:

- проектную деятельность фракций Парламента в течение года;

- выборы Президента школы и дни самоуправления;

- участие в работе коллегиальных органов.

В каждый проектвходят различные мероприятия, соревнования, акции, флеш-мобы, экскурсии, походы, турниры и др.

Выборы Президента Парламента проводятся 1 раз в год в сентябре месяце.

Для стимулирования членов Парламента, лидеров школьного самоуправления возможны следующие виды поощрений: грамоты, дипломы, медали«Лидер школьного Парламента стипендии, включение успешного проекта в национальную базу социальных инициатив «Платиновые идеи», поездки по Казахстану, оздоровление вРУОЦ «Балдаурен» и др.детских оздоровительных лагерях.

Рейтинги проектов школьных и студенческих проектных офисов, полная информация о парламентах размещается на сайтах школ и отделов образования.

Ежегодно проводится Областной слет лидеров школьных парламентов организаций образования Карагандинской области –уникальная областная диалоговая площадка лидеров детского движения по вопросам развития гражданского общества и роли молодого поколения в укреплении и процветании родины.

Ожидаемые результаты:

- воспитанное молодое поколение честных, добрых и активных личностей;

- повышение статуса и роли органов ученического и студенческого самоуправления в трансформации и модернизации общественного (детского и молодежного) сознания;

- вовлечение обучающихся в проектную деятельность по интересам;

- стабильное и системное финансирование из бюджетов всех уровней.