Слайд
Деятельность школьного психолога с педагогическим коллективом. Из опыта работы.
Цель:
Показать некоторые направления работы с молодыми специалистами, психопросвещение и психопрофилактику Осуществлять профилактику профессионального выгорания, снижение психоэмоционального состояния. Способствовать групповому сплочениюХод.
Во время регистрации предлагаются листы с названием чувств, участникам мастер-класса необходимо поставить галочку на том чувстве, которые они испытывают.(удовольствие, интерес, радость, удивление, печаль, гнев, тревога, скука, вина, раздражение, апатия, ожидание, утомление, энтузиазм, разочарование, творческий подъем). Уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас на интегрированном мастер-классе педагогов психологов школ №25 и 42. Психологическая служба 25 школы представлена Бакмаганбетовой Б.Н. и Субханкуловой Н.В. психологическая служба ОШ 42- Баубековой А.Н.. Мы проводим интегрированный мастер класс по многим причинам, одна из них это то что Баубекова А.Н. является выпускницей СОШ 25, в период обучения в ВУЗе проходила производственную практику в стенах нашей школы, т.е. наше сотрудничество является постоянным, основанное на принципах делового и межличностного сотрудничества. Тема нашего мастер-класса «Работа психологической службы с педагогами» особенна актуальна весной, т.к. именно на этот период приходится пик эмоциональной нагрузки педагогов, также можно обобщить работу с педагогами за весь учебный год и уже намечать планы на будущее. «Учитель соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата».Слайд
Упражнение “Ассоциации”Для активизации и большей включенности в тему мы выполним первое упражнение «Ассоциации». Назовите, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”
Мультик про психолога
Слайд
«Свеча любви» - желающие участники мастер-класса встают в круг мы раздаем каждому маленькую свечку(15 человек). Затем зажигаем свечу одного из присутствующих .Человек, чью свечу зажгли, должен сказать о своем соседе по кругу что-то светлое, а затем зажечь своей свечкой его свечу(либо просто пожелания). Рассказ о работе с педагогическим коллективом:Слайд
1 блок – работа с молодыми специалистами.
Психодиагностика молодых специалистов Круглый стол2 блок - проблемные семинары
Мотивация учения Профилактика дезадаптации Проблемы формирования классного коллектива3 блок – профилактика эмоционального выгорания
«Что такое счастье?» «Радость бытия» «В гармонии с собой»4 блок – диагностика аттестуемых педагогов
5 блок - выступление на ШМО классных руководителей, малых педсоветах, педагогических советах.
И теперь уважаемые коллеги мы хотим осветить работу психологической службы по каждому блоку.
Слайд «Работа с молодыми специалистами»
блок:В настоящее время ответственность учителя возросла, предъявляются новые, подчас жесткие требования к личности, профессиональной деятельности учителя. При этом опытные учителя хоть и испытывают давление, но за счет своего профессионального и жизненного опыта могут адекватно с ним справится(находить компромиссы, выбирать правильные приоритеты). Молодые же специалисты после студенческой эйфории, придя в школу сталкиваются с другой реальностью: отсутствие связи теории полученной в стенах ВУЗа с практикой, проблемами использования полученных знаний в урочное и внеурочное время, давление администрации, авторитета опытных коллег, родителей, учащихся. В связи с этим психологическая служба школы должна оказывать молодым специалистам психологическую поддержку.
Слайд
Диагностика молодых специалистов. (на слайде содержание методик)
Анкета Ответьте на вопросы нашего анкеты для того, чтобы мы могли вас лучше узнать и найти пути дальнейшего вашего становления как педагога. 1. Что послужило выбором вашей профессии? 2. Как Вы оцениваете свою профессиональную подготовку? 3. С какими трудностями столкнулись в работе? В какой помощи нуждаетесь? 4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом? 5. Каковы ваши профессиональные планы на будущее? 6. Что вас привлекает в работе коллектива: - новизна деятельности; - условия работы; - возможность экспериментировать; - пример и влияние коллег и руководителя; - организация труда; - доверие; - возможность профессионального роста. 7. Что вам хотелось бы изменить? СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО! Опросник «Оценка профессиональной направленности личности учителя» Опросник «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности»Развивающая работа с молодыми специалистами
Диагностика молодых специалистов выявила необходимость коррекции уверенности в себе, креативности,
Слайд
Круглый стол для молодых специалистов (фото на слайды с круглого стола с молодыми специалистами нашей школы, которое мы провели в январе 2013 года), который был призван повысить уверенность в себе, развить креативность, выявить пути решения педагогических сложностей.
Некоторые из этих упражнений мы предлагаем сейчас вам выполнить. Выполнять мы эти упражнения будем от своего лица. Мы - психологи.
Слайд
“Самоидентификация”.
Сейчас, нарисуйте, пожалуйста, как Вы считаете, как Вас видят в школе ученики, учителя, администрация, родители:
в роли идеального психолога,
я - как плохой психолог,
каким меня видят в школе,
какой я в реальности (отказаться от масок).
Рисуйте, после каждого рисунка напишите название мысли.
Обсуждение: Ваши чувства, впечатления.
Слайд
Упражнение «Мыльные пузыри»
Цель: формирование навыка замены негативных мыслей на позитивные; повышение самоуважения.
Инструкция. Возьмите карандаш и бумагу. Проанализируйте свои мысли о том, что вас беспокоит. Сравните, как слова соотносятся с вашими чувствами. Если вы скажете: «Я себя плохо чувствую», — вы действительно себя почувствуете плохо. Скажите себе: «Я вздремну и буду чувствовать себя лучше».
На чистом листе бумаги нарисуйте голову, из которой вылетают мыльные пузыри ваших мыслей вправо и влево. На пузырях слева напишите ваши негативные мысли, а на пузырях справа — позитивные.
Это будет выглядеть так:
Слева |
Справа |
Я не могу это сделать |
Я это сделаю
|
Я не буду, это слишком сложно |
Я попробую это сделать
|
Я никогда не сделаю этого хорошо, зачем пытаться |
Я все понимаю, поэтому сделаю это хорошо
|
Я не могу это сделать, когда... |
Я ... чтобы сосредоточиться, когда… |
Обсуждение.
Слайд
2 блок – проблемные семинары
проблемные семинары организуются 1 раз в год. Эти семинары носят как теоретических, так и практический характер.
Сегодня мы хотим вам показать отрывок из семинара на тему «профилактика дезадаптации».(слайд)
Назовите ассоциации на понятие «дезадаптация»
Просмотр ролика «случай из практики»(ролик прилагается)
Обсуждение (на ватмане записываем ответы присутствующих).
Ребенок родители педагоги
проблемы пути решения рекомендации психологаобсуждаем каждую подсистему из этого ролика
просмотр ролика «обсуждение ситуации»
обобщаем и резюмируем: насколько мы были правы? С кем из специалистов мы могли бы поспорить?
Слайд
3 блок- профилактика эмоционального выгорания. Ежегодно в марте месяце мы проводим практические семинары с с элементами тренинга с педагогическим коллективом. Общеизвестно, что в марте происходит пик эмоционального напряжения. Заканчивается большая четверть, долгая зима, авитаминоз, пресыщение однообразным видом за окном и т.д. поэтому наши семинары в это время особенно актуальны.
«Сделай себя сам. Бросьте свой автопилот, если он ведет в болото!» - отдельно на слайде
И мы сегодня с вами поговорим о «Гармонии с самим собой». Во время регистрации мы отметили кто с каким настроением пришел. Результаты диагностики озвучим.
Рассказ о подходе экстрасенсов к данной проблеме – считается что учителям покровительствует муза Урания. Если учитель ощущает что муза его покинула, то экстрасенсы рекомендуют следующее: отксерокопировать свой диплом. Положить на него глобус, циркуль, папирус(либо подзорную трубу). Затем сложить ксерокопию и некоторое время поносить ее в шапке. И муза Урания придет.(укажем, что у нас есть также и психологические приемы профилактики выгорания)
Слайд
Упражнение «дерево»опишите (зарисуйте)3 картинки
На первой- представьте себя в виде основания спиленного дерева
На второй- в виде дома
На третьей - в виде ручья.
Вопросы к первому рисунку: вокруг светло или темно? Зачем дерево спилили? На что пошел ствол?
Вопросы ко 2 картинке: Кто есть в этом доме? в этом доме живут? Комфортно ли в этом доме? Нравится ли вам этот дом?
Вопросы к 3 картинке- чисто ли вокруг этогоручья? Есть ли необходимость в этом ручье? Нравится ли вам этот ручей? Чистая ли там вода? Какое будущее у этого ручья?
Интерпретация: 1,2,3 картинки это символы объединяющие соответственно прошлое, настоящее и будущее.Наше сознание мыслит образами, картинками. Теперь подумайте, ваше основание спиленного дерево пригодилось ли оно для постройки дома? Т.е. ваше прошлое важно ли для настоящего? Ваш дом, хотелось ли вам что то теперь изменить, зная что это символ вашего настоящего? Т.е что надо сделать, для того чтобы ваш дом вам нравился?
Что надо изменить в будущем?
Надеемся, это упражнение поможет Вам что то изменить в своей жизни. Психологи рекомендуют рисовать дом хотя бы раз в год, для того чтобы отслеживать, что у вас происходит в настоящем. И что же вам надо изменить, или скорректировать в нем.
Упражнение «Баланс реальный и желаемый».Ведущий: Следующее упражнение заставит нас задуматься вот над чем, - какое место в вашей жизни занимают работа, дом и личная жизнь.
Участникам раздаются листы, на которых нарисованы два круга. В первом - предлагается, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). В другом круге - их желаемое соотношение.
Вопросы:Есть ли различия? В чем они заключаются? Довольны ли вы положением дел? «Напрягает» ли вас это? Есть ли внутренние противоречия по этому поводу? ДАТЬ 2-3 МИНУТЫ НА ТО ЧТОБЫ ПОДУМАЛИ КАК ПРИВЕСТИ ЭТИ БАЛАНСЫ В ЖЕЛАЕМЫЕ.
Упражнение «Кратер вулкана»Инструкция: «Представьте, что вы стоите на краю кратера вулкана. Выбросите в кратер все то, что вам мешает в жизни (это могут быть обиды, страхи и др.) ».
Инструкция: «Представьте свою злость (обида, страх). Какого она цвета? Размера? Веса? Какой она формы? Может, она похожа на что-то? Нужно ли вам столько злости? Выбросите лишнюю злость в мусорное ведро или надуйте мяч из злости и киньте его подальше».
Упражнение «Дайте слово подсознанию» Инструкция: Сядьте удобно, закройте глаза. Вдох, выдох...Представьте, что вы гуляете по лесу. Опишите, какой это лес. Светит ли солнце? Идёте вы по тропинке или сквозь чащу? Хорошо ли вам здесь?
Вы идёте дальше и видите в траве ключ. Какой он? Поднимите вы его или пройдёте мимо? Обрадовала вас находка?
Вы двигаетесь дальше, перед вами забор. Какой он: высокий, низкий, из какого материала сделан?
Вам надо перелезть через забор. Как вы это проделываете? Легко ли будет преодолеть препятствие?
Вы идёте дальше и замечаете нору около тропинки. Большая она или маленькая? Заглянете ли вы внутрь? Вам интересно, какой зверь её вырыл?
Вы выходите на берег реки. Представьте её очень отчётливо: какая там вода, скорость течения, дно... есть ли камни на дне? Как вы переправитесь на другой берег?
Преодолев очередное препятствие, вы видите дом. Какой он (размер, декор и т.п.)?
На двери висит табличка. На ней написано, что дом принадлежит... вам. Из чего она сделана и что за надпись?
Вы открыли дверь и вошли в дом. Осмотритесь. Уютно ли вам здесь? Чистота или ужасный беспорядок? Сколько комнат в этом доме? Какие они? Назовите и опишите их.
Вы поднялись на чердак. Как он выглядит? Что там хранится? Порядок или, может, полно хлама?
Вы выходите из дома, идёте дальше – за холмом открывается вид на море. Какое оно? Спокойное или бурное, какая погода, светит ли солнце?
Над морем летают чайки. Высоко или низко, рядом с вам и или далеко? Вы их слышите? Какие чувства вызывают у вас птицы?
Вы видите корабль. Какой он, далеко ли от берега? Можете ли вы до него добраться? И вообще, станете ли вы это делать?
Интерпретация.
Лес – символическое отражение вашего детства и детских представлений о жизни. Чем радостнее вам в лесу, тем более позитивны ваши детские воспоминания; если же воображение нарисовало мрачную, пугающую картину, то, возможно, ваше детство было довольно трудным и прежние представления сказываются теперь на вашу жизнь.
Ключ - ваше отношение ко всему новому, что приносит жизнь. Если вы подняли ключ или обрадовались ему, значит, вы как минимум готовы принимать перемены. Река – олицетворяет течение вашей жизни. Вспомните, насколько стремительным вам представлялся поток, насколько чиста в нём вода. Камни на дне символизируют трудности, которые вы преодолеваете с детства. Забор – символ преград, которые подстерегают человека на жизненном пути. Обратите внимание, какой забор – символическая изгородь или великая Китайская стена. Нора – ваше восприятие скрытой опасности. Если вы смело полезли в нору – вы безрассудный или чересчур любознательный человек. Дом – это вы сами. Насколько вам там нравится, настолько же хорошо вам с самим собой. Те комнаты, которые вы увидели, - это наиболее важные аспекты жизни. Там, где вам нравится, - всё хорошо, если же в какой-то из комнат беспорядок, возможно, у вас проблемы в этой сфере. Табличка на двери говорит о том, кем вы сами себя считаете (у кого-то написано имя, у других – все регалии и заслуги, у кого-то мелом просто нацарапано). Чердак - метафора образования, культуры и разных навыков, привитых вам. Если там всё запущено, то, наверное, вы не знаете, зачем столько сил приложили когда-то, чтобы получить диплом. Чайки – это ваши родственники. В идеале их довольно много и они украшают пейзаж. Если же назойливо кричат и чуть ли не бьют крыльями по лицу, вероятно, у вас напряжённые отношения с близкими. Полное отсутствие чаек на горизонте – тревожный сигнал одиночества. Море – ваша чувственная сторона личности. По тому, насколько бурным вам представляется оно, можно судить, какие отношения с людьми вы любите: тихие и спокойные или всплеск эмоций, чувств. Корабль – воплощение вашей главной мечты на сегодняшний день. Насколько она достижима и красива, определяется по тому, какой корабль и на сколько далеко от берега он находится. И ещё... То, как вы перелезли через забор и переправились через реку, показывает, насколько легко вы преодолеваете препятствия. Если отвечали честно и у вас нет каких-то особенных страхов (вода или высота), то характер преодоления обоих препятствий будет одинаковый. Если в вашем воображении откуда ни возьмись, взялся помощник, материализовались мост, лодка или человек, значит. Вы мало рассчитываете на себя.
5. Инсценировка притчи «Четыре свечи» ЧЕТЫРЕ СВЕЧИ.(УЧАСТВУЮТ ЦВЕТНЫЕ ПРОГРАММКИ)
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли…
Было так тихо, что слышалось как они разговаривают.
Первая сказала: » Я спокойствие — к сожалению люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ни чего другого как погаснуть!» И огонек этой свечи погас. Вторая сказала: » Я вера — к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше». Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу. Очень опечалившись, третья свеча произнесла: » Я любовь — у меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего — своих близких». И эта свеча угасла. Вдруг, в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись, он закричал: » ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ — Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ!» Произнеся это, он заплакал. Взволнованная четвертая свеча сказала: «НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ — ВЕДЬ Я — НАДЕЖДА!»
СЛАЙД
Просмотр ролика «Аффирмация любви к жизни»СЛАЙД
На слайде под музыку фрагмент речи Чарли ЧаплинаФрагмент речи Чарли Чаплина, которую он прочёл на своем 70-летнем юбилее
«Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания – это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной истины.
Сегодня я знаю, что это называется «БЫТЬ САМИМ СОБОЙ».
Когда я полюбил себя, я понял, как сильно можно обидеть кого-то, если навязывать ему исполнение моих же собственных желаний, когда время еще не подошло, и человек еще не готов, и этот человек – я сам.
Сегодня я называю это «САМОУВАЖЕНИЕМ».
Когда я полюбил себя, я перестал желать другой жизни, и вдруг увидел,
что жизнь, которая меня окружает сейчас, предоставляет мне все возможности для роста.
Сегодня я называю это «ЗРЕЛОСТЬ».
Когда я полюбил себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в правильном месте в правильное время, и все происходит исключительно в правильный момент. Я могу быть спокоен всегда.
Теперь я называю это «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ».
Когда я полюбил себя, я перестал красть свое собственное время и мечтать о больших будущих проектах. Сегодня я делаю только то, что доставляет мне радость и делает меня счастливым, что я люблю и что заставляет мое сердце улыбаться. Я делаю это так, как хочу и в своем собственном ритме.
Сегодня я называю это «ПРОСТОТА».
Когда я полюбил себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью – пищи, людей, вещей, ситуаций. Всего, что вело меня вниз и уводило с моего собственного пути.
Сегодня я называю это «ЛЮБОВЬЮ К САМОМУ СЕБЕ».
Когда я полюбил себя, я перестал всегда быть правым. И именно тогда я стал все меньше и меньше ошибаться. Сегодня я понял, что это «СКРОМНОСТЬ».
Когда я полюбил себя, я прекратил жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу только настоящим моментом и зову это «УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ».
Когда я полюбил себя, я осознал, что ум мой может мне мешать, что от него можно даже заболеть. Но когда я смог связать его с моим сердцем, он сразу стал моим ценным союзником.
Сегодня я зову эту связь «МУДРОСТЬ СЕРДЦА».
Нам больше не нужно бояться споров, конфронтаций, проблем с самими собой и с другими людьми. Даже звезды сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю, что это – «ЖИЗНЬ».
Слайд
Упражнение «Крылья» Глубоко вдохните и выдохните, расправьте плечи, представьте, что за спиной у вас большие белые крылья. Почувствуйте, как вас наполняет свет. Подумайте о том, что мир прекрасен, что вы его любите. Ощутите легкость внутри себя!Слайд
Просмотр ролика «мультфильм об единстве»
Итоговое упражнение «Посмотрите, это МЫ!» - прорисовка нашего внутреннего мира.
Инструкция:
Уважаемые коллеги. Сейчас мы предлагаем вам выполнить всем вместе один коллаж на тему «Посмотрите, это МЫ!». Мы все разные, со своими особенностями, привычками, внешностью. Но, как герои предыдущего ролика в необходимых ситуациях может объединиться. Потому-то нас, психологов города, можно назвать единым коллективом единомышленников. Сейчас каждый из вас при помощи подручного материала попробует изобразить самого себя, свой внутренний мир, на этом ватмане. Хотим обратить ваше внимание на то что мы работаем на общем пространстве большого листа, что показывает наше единство, сплоченность, наш коллектив.
На склеенных ватманах(10 штук- 2 ряда по 5 ватманов) все вместе выполняем общий коллаж на тему «Посмотрите, это МЫ!» Материал: вырезки из журналов, клей, краски, фломастеры, карандаши.
Слайд
Рефлексия
Для подведения итогов конкретного можно применять метод "пяти
пальцев", который ориентируется на начальные буквы названий пальцев.
М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, опыт я сегодня
получил?
Б (безымянный палец) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?
С (средний палец) - состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее
настроение, расположение духа?
У (указательный палец) - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем
услужил, порадовал или "поспособствовал"?
Б (большой палец) - бодрость, физическая форма: каким было мое
Самочувствие
Слайд
Уважаемые коллеги, после семинара подойдите пожалуйста к нашим чувствам и отметьте красным цветом то чувство, которое стало или было у вас на конец семинара.
При выходе с семинара присутствующие заполняют чувства галочками маркера с новым настроением.
Слайд
Спасибо за внимание